Научная статья на тему 'Сеть транспортно-логистических центров в Республике Таджикистан как фактор развития национального и международного предпринимательства'

Сеть транспортно-логистических центров в Республике Таджикистан как фактор развития национального и международного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / REPUBLIC OF TAJIKISTAN / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / TRANSPORT AND LOGISTICS CENTERS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC AREA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азимов Пулод Хакимович

Исследуются современные проблемы развития транспортно-логистической системы Республики Таджикистан. Поскольку недостаточный транзитный потенциал коррелирует с низким уровнем развития предпринимательства в стране, обосновывается необходимость создания сети транспортно-логистических центров и предлагаются критерии отбора их месторасположения. Выдвигаются предложения по повышению степени интеграции Республики Таджикистан в международные торгово-экономические потоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Network of Transport and Logistics Centers in the Republic of Tajikistan as Factor of National and International Entrepreneurship Development

The author studies modern problems of the transport and logistics system development in the Republic of Tajikistan. Since unsufficient transit potential is closely interrelated with low degree of entrepreneurship development in the country, the author has substantiated the necessity to develop a network of transport and logistics centers and has proposed criteria for selecting their location. He did put forward proposals for increasing level of the Republic of Tajikistan’s integration into international cargo flows.

Текст научной работы на тему «Сеть транспортно-логистических центров в Республике Таджикистан как фактор развития национального и международного предпринимательства»

ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ECONOMICS OF INNOVATION-DRIVEN GROWTH: THEORY AND PRACTICE

УДК 338.47(575.3) DOI: 10.24151/2409-1073-2018-2-5-11

Сеть транспортно-логистических центров в Республике Таджикистан как фактор развития национального и международного предпринимательства

П. Х. Азимов

Таджикский технический университет имени академика М. С. Осими, г. Душанбе, Республика Таджикистан

[email protected]

Исследуются современные проблемы развития транспортно-логистической системы Республики Таджикистан. Поскольку недостаточный транзитный потенциал коррелирует с низким уровнем развития предпринимательства в стране, обосновывается необходимость создания сети транспортно-логистических центров и предлагаются критерии отбора их месторасположения. Выдвигаются предложения по повышению степени интеграции Республики Таджикистан в международные торгово-экономические потоки.

Ключевые слова: Республика Таджикистан; транспортно-логистическая система; транспор-тно-логистические центры; предпринимательство; Евразийский экономический союз.

The Network of Transport and Logistics Centers in the Republic of Tajikistan as Factor of National and International Entrepreneurship Development

P. H. Azimov

Tajik Technical University named after academician M. S. Osimi, Dushanbe, Republic of Tajikistan

[email protected]

The author studies modern problems of the transport and logistics system development in the Republic of Tajikistan. Since unsufficient transit potential is closely interrelated with low degree of entrepreneurship development in the country, the author has substantiated the necessity to develop a network of transport and logistics centers and has proposed criteria for selecting their location. He did put forward proposals for increasing level of the Republic of Tajikistan's integration into international cargo flows.

Keywords: Republic of Tajikistan; transport and logistics system; transport and logistics centers; entrepreneurship; Eurasian Economic Area.

© Азимов П. Х.

Состояние института предпринимательства в стране тесно взаимосвязано со степенью ее интеграции в международные экономические потоки. Сегодня транзитный потенциал Республики Таджикистан практически не реализован, а страна по степени интеграции в международные грузовые потоки близка к коммуникационному тупику. Такое состояние связано не столько с географическими и природно-климатическими особенностями, сколько с факторами управления развитием транспортно-ло-гистической системы. В частности, остается нерешенной крупная проблема создания сети объектов транспортно-логистической инфраструктуры.

Повышение степени интенсивности интеграции Республики Таджикистан в международное торгово-экономическое пространство становится важнейшей задачей обеспечения устойчивого социально-экономического развития территорий страны. Однако объективные данные международных организаций и органов государственной власти свидетельствуют о низком уровне интеграции в международные экономические потоки. К примеру, доля международного транзита в общем объеме перевозки грузов составляет всего 1,5 % [1], что является наглядным количественным показателем по стране. Кроме того, наблюдается явный дисбаланс в использовании различных видов транспорта: 93,5 % грузов перевозится автомобильным транспортом, 6,4 % грузов — железнодорожным [2]. Безусловно, на это влияют и географические особенности, сложный рельеф, однако такое распределение потоков грузов по видам транспорта превышает критические значения отклонения от сбалансированности.

Интеграция национальной экономической системы в международную, вступление Республики Таджикистан в Евразийский экономический союз требует решения проблем транспортного комплекса. Первоочередные задачи обозначены в Государственной программе развития транспортного комплекса Республики Таджикистан [3],

а также отчасти раскрыты в Концепции государственной политики по привлечению инвестиций [4], в Программе среднесрочного развития республики на 2016—2020 гг. [5] и в Национальной стратегии развития до 2030 г. [6].

Стратегия развития транспортной системы Республики Таджикистан раскрывается и в работах таких научных деятелей, как Х. Х. Хабибуллоев, Ш. О. Саидмуродо-ва, Р. Д. Худоербекова, которые в целях повышения степени интеграции экономики страны в международное экономическое пространство предлагают решить стратегические задачи: согласование принципов тарифной, налоговой и таможенной политики с государствами-партнерами, развитие сети международных транспортных коридоров, совершенствование транспортной инфраструктуры [7].

На основе анализа состояния тран-спортно-логистической системы (ТЛС) Республики Таджикистан А. Д. Молокович и В. А. Лукша предлагают комплекс мероприятий для развития ТЛС:

1) организационные мероприятия: внедрение технологии «одного окна», организация перевозок грузов в контейнерах, развитие инфраструктуры региональных пунктов таможенного оформления и др.;

2) технические мероприят ия: внедрение мо бильных инспекционно -досмотровых комплексов, внедрение автоматизированной системы электронного предварительного информирования о товарах и др.;

3) правовые мероприятия: закрепление упрощенной процедуры таможенного оформления товаров, совершенствование законодательства с целью привести его в соответствие с законодательством стран-партнеров [8].

Взаимосвязь направлений модели формирования и развития ТЛС Республики Таджикистан с развитием международного предпринимательства рассматривалась нами в исследовании национальной экономики [9]. Эффективное функционирование национальной ТЛС становится условием интеграции Республики

Таджикистан в международное экономическое пространство, в том числе за счет привлечения к участию в экономике страны предпринимательских структур — резидентов и зарубежных компаний и организаций, и оказывает прямое и косвенное влияние на развитие внутренней и внешней предпринимательской среды. Прямое влияние предполагает создание новых предприятий, диверсификацию предпринимательской деятельности уже существующих юридических лиц — компаний, непосредственно оказывающих транспортные,

логистические услуги, услуги таможенного сопровождения и др. Кроме того, можно говорить о косвенном влиянии, которое распространяется на смежные отрасли, обеспечивающие развитие предпринимательства, и проявляется в повышении показателей экономической деятельности и образовании новых видов деятельности, новых предпринимательских структур.

На необходимость развития бизнеса в Республике Таджикистан указывают и низкие позиции страны в международных рейтингах (см. рисунок).

60,0

з 50,0 и,

I 40,0 S

g 30,0 к

I 20,0

В

Р5

10,0 0,0

43,4

139;

2010 г.

43,7

147

44,5

141

44,9

| 143

2011г. 2012 г. ИЗ Значение индекса^

51,2

166

54,0

! 32 |

55,3

128

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. • Место РТ в мире по индексу AS

Место Республики Таджикистан в международном рейтинге Doing Business, 2010—2016 гг.1

Реализация транзитного потенциала Республики Таджикистан требует системного подхода, гарантирующего взаимосвязь, скоординированность и согласованность функций всех элементов транспортно-логистической инфраструктуры. Как показывает опыт зарубежных стран, в основе эффективных национальных ТЛС лежит сеть региональных транспортно-логистиче-ских центров (ТЛЦ). Методологическое и научно-прикладное обоснование потребности транпортно-логистического комплекса Республики Таджикистан

1 Doing Business Data // Doing Business [Электронный ресурс] / The World Bank. Cop. 2017. URL: http://www.doingbusiness.org/data (дата обращения: 19.08.2017).

в такой сети можно найти в трудах многих исследователей: В. И. Жмачинско-го и соавторов [10], А. В. Ковтунова [11], В. Н. Морозова [12], А. В. Рябченко-вой [13], Ж. Темирбекова [14], Е. Е. Ту-лендиева [15] и других.

Понятие «транспортно-логистиче-ский центр» классифицируется по территориальному, системному и сервисному признакам. Европейская экономическая комиссия ООН (www.unece.org/info/ece-homepage.html) дает определение ТЛЦ по территориальному признаку: объединение в пределах территории коммерческих организаций, осуществляющих грузоперевозки и сопутствующие услуги. В таблице собраны определения ТЛЦ из различных источников.

Трактовка понятия «транспортно-логистический центр»

Автор Определение

1. М. М. Ковалев, А. А. Королева, А. А. Ду-тина [16] Логистический центр, назначение которого состоит в оказании комплекса транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов и сопутствующих услуг участникам ТЛС

2. Е. В. Мысник [17, с. 23] Структура, включающая несколько компаний-операторов, осуществляющих на коммерческой основе комплексную логистическую деятельность на международном и внутреннем направлениях. Назначение ТЛЦ состоит в координации деятельности различных видов транспорта, обеспечении погрузки-выгрузки транспортных средств, складирования и грузопереработки, коммерческого обслуживания клиентов, дистрибуции товаров, предоставлении прочих услуг (финансовых, информационных, консалтинговых)

3. С. В. Калентеев, Ю. Г. Кузменко [18] Объединение связанных или независимых логистических посреднических организаций в рамках единой локации для формирования полного перечня услуг логистического сервиса и предоставления их клиентам. Включает функциональные комплексы логистики: снабжение, распределение, складирование, управление запасами, транспортировку

4. Т. В. Коновалова, И. Н. Котенкова [19] Многофункциональный терминальный комплекс, размещаемый в общественных транспортных узлах

Создание сети ТЛЦ в Республике Таджикистан требует решения следующих задач:

1) обоснование и утверждение критериев выбора месторасположения ТЛЦ;

2) выбор формата функционирования ТЛЦ;

3) определение перечня транспортно-ло-гистических услуг, оказываемых ТЛЦ;

4) финансово-экономическое обоснование создания сети ТЛЦ;

5) выбор модели финансирования строительства ТЛЦ, распределение ответственности между сторонами строительства, управления и эксплуатации ТЛЦ (при выборе модели государственно-частного партнерства);

6) управление эффективностью функционирования ТЛЦ, в том числе оценка социально-экономической эффективности, оценка влияния на развитие предпринимательства.

Учитывая опыт зарубежных стран, можно выделить наиболее значимые критерии выбора месторасположения ТЛЦ, а именно наличие:

1) пересечения транспортных линий двух и более видов транспорта;

2) базовых объектов транспортной инфраструктуры;

3) базовых объектов логистической инфраструктуры;

4) объектов таможенной инфраструктуры;

5) организаций финансовой инфраструктуры (кредитных, страховых);

6) потенциала использования информационно-коммуникационных технологий.

Наиболее соответствуют этим критериям населенные пункты: Душанбе, Каниба-дам, Вахдат, Куляб, Хошади, Нижний Пяндж, Турсунзаде, Хорог. Дальнейшее развитие методологических и научно-прикладных основ создания сети транспортно-логистических центров требует обоснования социально-экономической эффективности их строительства и возможности бюджетного финансирования, а также выбора перечня услуг, которые обеспечат транспортно-логистическим центрам конкурентные преимущества на международном рынке транспортно-логистических услуг.

Литература

1. Статистический ежегодник — 2016. Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. 329 с.

2. Транспорт и связь Республики Таджикистан: статистический сборник. Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2017. 34 с.

3. Государственная целевая программа развития транспортного комплекса Республики Таджикистан до 2025 года: утв. постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 апреля 2011 г. № 165 // Mintrans.Tj: [Электронный ресурс] / Министерство транспорта Республики Таджикистан. Cop. 2013. URL: http: //www. mintrans. tj/sites/default/files/2 017/ go sudarstvennaya_celevaya_programma_razvitiya.pdf (дата обращения: 29.08.2017).

4. О Концепции государственной политики привлечения и защиты инвестиций Республики Таджикистан: постановление Правительства Республики Таджикистан от 29 декабря 2012 г. № 755 // Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом: [Электронный ресурс] / Сайт разработан при содействии Проекта ПРООН/ DFID «Поддержка эффективной национальной координации и мониторинга внешней помощи». Cop. 2014. URL: http://www.gki.tj/files/zakon/121b94cff5d0f210540 e59c0fba98884.pdf (дата обращения: 29.08.2017).

5. Программа среднесрочного развития Республики Таджикистан на 2016—2020 годы: утв. постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28 декабря 2016 г. № 678 // Агентство социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан: [Электронный ресурс] / Разраб. в DarAmal. Cop. 2014—2018. URL: http://nafaka. tj/images/zakoni/new/programm_2016-2020_ru.pdf (дата обращения: 15.05.2018).

6. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года: утв. постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 1 декабря 2016 г. № 636 // Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан: [Электронный ресурс]. Cop. 2016. URL: http://medt.tj/documents/main/ strategic_national_programm/strategic_national_prog_ ru.pdf (дата обращения: 21.08.2017).

7. Хабибуллоев Х. Х., Саидмуродова Ш. О., Ху-доербекова Р. Д. Основные направления интеграции транспортной отрасли Республики Таджикистан в международную транспортную систему // Вестник Таджикского технического университета. 2010. Т. 1-1 № 1. С. 86—90.

8. Молокович А. Д., Лукша В. А. Развитие транс-портно-логистической системы Республики Таджикистан [Электронный ресурс] // Логистические системы и процессы в условиях экономической нестабильности: Мат-лы IV Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (Минск, 6—7 дек. 2016 г.) / Ин-т бизнеса и менеджмента технологий БГУ; отв. ред. В. В. Апанасо-вич. Минск: Изд. центр БГУ, 2016. Доступно: http:// elib.bsu.by/handle/123456789/189055 (дата обращения 14.01.2018 г.).

9. Азимов П. Х. Модели формирования и развития транспортно-логистической системы Республики Таджикистан // Вестник университета (Российско-Таджикский (славянский) университет). 2017. Т. 1 № 2 (58). С. 108—114.

10. Жмачинский В. И., Веселов С. В., Карта-шов М. В. Формирование и развитие транспортно-логистических центров в Поволжском макрорегионе: монография. Астрахань: Сорокин Р. В., 2016. 152 с.: граф.

11. Ковтунов А. В. Основы теории формирования транспортно-логистических центров региона: монография. Самара: СамГАПС, 2004. 106 с.: ил.

12. Морозов В. Н. Кластерная организация международных транспортных коридоров на основе логистических центров = Cluster organization of international transportation corridors on the basis of logistic centers: монография. М.: ВИНИТИ, 2009. 449 с.: ил.

13. РябченковаА. В. Анализ и обобщение опыта деятельности по созданию транспортно-логи-стических центров в России: монография. Иркутск: ИГИУВ, 2010. 135 с.: ил.

14. Темирбеков Ж. Разработка рекомендаций по формированию и технологии функционирования транспортно-логистических центров // Вестник НГИЭИ. 2016. № 6 (61). С. 99—104.

15. Тулендиев Е. Е. Научно-методические основы развития системы региональных транспортно-ло-гистических центров (на примере Республики Казахстан): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2009. 23 с.

16. Ковалев М. М., Королева А. А., Дутина А. А. Транспортная логистика в Беларуси: состояние, перспективы: монография. Минск: Изд. центр БГУ, 2017. 327 с.

17. Мысник Е. В. Мультимодальные транспортно-логистические центры. Иркутск: ИрГУПС, 2016. 88 с.

18. Калентеев С. В., Кузменко Ю. Г. О проблемах терминологии современной логистики в РФ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. № 30. С. 156—160.

19. Коновалова Т. В., Котенкова И. Н. Транспорт-но-логистические центры в региональной транс-портно-логистической системе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 2. С. 311—313.

20. Азимов П. Х. Проблемы и перспективы развития транспортно-логистической системы Республики Таджикистан // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2017. Т. 27 № 1. С. 7—12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Таджикистан в цифрах. 2014: статистический сборник. Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2014. 165 с.

Поступила после доработки 07.03.2018

Азимов Пулод Хакимович — кандидат экономических наук, доцент Таджикского технического университета имени академика М. С. Осими (Республика Таджикистан, 734042, г. Душанбе, пр-т академиков Раджа-бовых, д. 10), [email protected]

References

1. Statisticheskii ezhegodnik — 2016 (2016 Statistical Yearbook), Dushanbe, Agentstvo po statistike pri Prezi-dente Respubliki Tadzhikistan, 2016, 329 p.

2. Transport i svyaz' Respubliki Tadzhikistan, statisticheskii sbornik (Transport and Communication Service in the Republic of Tajikistan, Statistical Book), Dushanbe, Agentstvo po statistike pri Prezidente Respubliki Tadzhikistan, 2017, 34 p.

3. "Gosudarstvennaya tselevaya programma raz-vitiya transportnogo kompleksa Respubliki Tadzhikistan do 2025 goda, utv. postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Tadzhikistan ot 1 aprelya 2011 g. No. 165" (State Targeted Program of Development of the Republic of Tajikistan's Transport Complex, Approved by Decision of Government of the Republic of Tajikistan from 1 Apr. 2011 No. 165). Mintrans.Tj. Ministerstvo transporta Respubliki Tadzhikistan, cop. 2013. Web. 29 Aug. 2017. <http://www.mintrans. tj/sites/default/files/2017/gosudarstvennaya_celevaya_ programma_razvitiya.pdf>.

4. "O Kontseptsii gosudarstvennoi politiki privle-cheniya i zashchity investitsii Respubliki Tadzhikistan: po-stanovlenie Pravitel'stva Respubliki Tadzhikistan ot 29 de-kabrya 2012 g. No. 755" (On Copcept of State Policy for Attracting and Protecting Investments of the Republic of Tajikistan, Decision of Government of the Republic of Tajikistan of 29 Dec. 2012 No. 755). Gosudarstvennyi komitetpo investi-tsiyam i upravleniyu gosudarstvennym imushchestvom. Sait raz-rabotan pri sodeistvii Proekta PROON/DFID "Podderzhka effektivnoi natsional'noi koordinatsii i monitoringa vneshnei pomoshchi", cop. 2014. Web. 29 Aug. 2017. |<http://www.gki. tj/files/zakon/121b94cff5d0f210540e59c0fba98884.pdf>.

5. "Programma srednesrochnogo razvitiya Respubliki Tadzhikistan na 2016—2020 gody, utv. postanovle-niem Madzhlisi namoyandagon Madzhlisi Oli Respub-liki Tadzhikistan ot 28 dekabrya 2016 g. No. 678" (Medium-Term Development Program of the Republic of Tajikistan for the Years 2016 to 2020, Approved by Decision of Majlisi namoyandagon Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan of 28 Dec. 2016 No. 678). Agentstvo sotsi-al'nogo strakhovaniya i pensii pri Pravitel'stve Respubliki Tadzhikistan. Razrab. v DarAmal, cop. 2014—2018. Web. 15 May 2018. <http://nafaka.tj/images/zakoni/new/pro-gramm_2016-2020_ru.pdf>.

6. "Natsional'naya strategiya razvitiya Respubliki Tadzhikistan na period do 2030 goda, utv. postanovleniem Madzhlisi namoyandagon Madzhlisi Oli Respubliki Tadzhikistan ot 1 dekabrya 2016 g. No. 636" (National Development Strategy of the Republic of Tajikistan for the Period until 2030, Approved by Decision of Majlisi namoyandagon Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan of 1 Dec. 2016 No. 636). Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya i tor-govli Respubliki Tadzhikistan. S. l., cop. 2016. Web. 21 Aug. 2018. <http://medt.tj/documents/main/strategic_nation-al_programm/strategic_national_prog_ru.pdf>.

7. Khabibulloev Kh. Kh., Saidmurodova Sh. O., Khu-doerbekova R. D. Osnovnye napravleniya integratsii transport-noi otrasli Respubliki Tadzhikistan v mezhdunarodnuyu trans-portnuyu sistemu (Main Directions of the Republic of Tajikistan's Transport Branch Integration into International Transport System), Vestnik Tadzhikskogo tekhnicheskogo universiteta, 2010, T. 1-1 No. 1, pp. 86—90.

8. Molokovich A. D., Luksha V. A. "Razvitie trans-portno-logisticheskoi sistemy Respubliki Tadzhikistan". (Development of the Transport and Logistics System of the Republic of Tajikikstan). Logisticheskie sistemy i protsessy v uslovi-yakh ekonomicheskoi nestabil'nosti, Mat-ly IV Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. (Minsk, 6—7dek. 2016g.). In-t biz-nesa i menedzhmenta tekhnologii BGU, otv. red. V. V. Apa-nasovich, Minsk, Izd. tsentr BGU, 2016. Web. 14 Jan. 2018. <http://elib.bsu.by/handle/123456789/189055>.

9. Azimov P. Kh. Modeli formirovaniya i razvitiya transportno-logisticheskoi sistemy Respubliki Tadzhiki-stan (Models for Formation and Development of Transport and Logistic System of the Republic of Tajikistan), Vestnik universiteta (Rossiisko-Tadzhikskii (slavyanskii) universitet), 2017, T. 1 No. 2 (58), pp. 108—114.

10. Zhmachinskii V. I., Veselov S. V., Kartashov M. V. Formirovanie i razvitie transportno-logisticheskikh tsentrov v Povolzhskom makroregione (Transport and Logistics Centres Formation and Developlment in Povolzhskiy Macrore-gion), monografiya, Astrakhan', Sorokin R. V., 2016, 152 p., graf.

11. Kovtunov A. V. Osnovy teorii formirovaniya transportno-logisticheskikh tsentrov regiona (Main Theories of the Territory's Transport and Logistics Centers Formation), monografiya, Samara, SamGAPS, 2004, 106 p., il.

12. Morozov V. N. Klasternaya organizatsiya mezh-dunarodnykh transportnykh koridorov na osnove logisti-cheskikh tsentrov (Cluster Organization of International Transportation Corridors on the Basis of Logistic Centers), monografiya, M., VINITI, 2009, 449 p., il.

13. Ryabchenkova A. V. Analiz i obobshchenie opyta deyatel'nosti po sozdaniyu transportno-logis-ticheskikh tsentrov v Rossii (Analysis and Experience Generalization of Transport and Logistics Centers Creation Activity in Russia), monografiya, Irkutsk, IGIUV, 2010, 135 p., il.

14. Temirbekov Zh. Razrabotka rekomendatsii po formirovaniyu i tekhnologii funktsionirovaniya trans-portno-logisticheskikh tsentrov (Development of Recommendations on the Development and Technology of Functioning of Transport-Logistic Centres), Vestnik NGIEI, 2016, No. 6 (61), pp. 99—104.

15. Tulendiev E. E. Nauchno-metodicheskie osnovy razvitiya sistemy regional'nykh transportno-logis-ticheskikh tsentrov (na primere Respubliki Kazakhstan), avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk (Research and Methodological Basics of Regional Transport and Logistics Centers Development (Evidence from Republic of Kazakhstan), Extended Abstract of Cand. Sci. (Econ.) Dissertation), 08.00.05, M., 2009, 23 p.

16. Kovalev M. M., Koroleva A. A., Dutina A. A. Transportnaya logistika v Belarusi: sostoyanie, perspektivy (Transportation Logistics in Bielarus: State and Perspectives), monografiya, Minsk, Izd. tsentr BGU, 2017, 327 p.

17. Mysnik E. V. Mul'timodal'nye transportno-lo-gisticheskie tsentry (Multi-Modal Transportation and Logistics Centers), Irkutsk, IrGUPS, 2016, 88 p.

18. Kalenteev S. V., Kuzmenko Yu. G. O proble-makh terminologii sovremennoi logistiki v RF (On Modern Logistics' Terminology Problems in Russian Federation), Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya Ekonomika i menedzhment, 2012, No. 30, pp. 156—160.

19. Konovalova T. V., Kotenkova I. N. Transport-no-logisticheskie tsentry v regional'noi transportno-logis-ticheskoi sisteme (Transportation and Logistic Centers in Regional Transport and Logistics System), Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 2013, No. 2, pp. 311—313.

20. Azimov P. Kh. Problemy i perspektivy razvitiya transportno-logisticheskoi sistemy Respubliki Tadzhikistan (Problems and Prospects of Development of the Transportation and Logistics System of the Republic of Tajikistan), Vestnik Udmurtskogo universiteta, Seriya Ekonomika ipravo, 2017, T. 27 No. 1, pp. 7—12.

21. Tadzhikistan v tsifrakh. 2014, statisticheskii sbornik (Tajikistan in Figures. 2014, Statistical Book), Dushanbe, Agentstvo po statistike pri Prezidente Respubliki Tadzhikistan, 2014, 165 p.

Submitted after updating 07.03.2018

Azimov Pulod H., Candidate of Economic Sciences, docent, Tajik Technical University named after academician M. S. Osimi (10, acad. Rajabovs ave., Dushanbe, 734042, Republic of Tajikistan), [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.