ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
7
Экономика
УДК 656 П.Х. Азимов
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
В статье выделены особенности современного этапа развития экономики Республики Таджикистан. Показана взаимосвязь развития национальной экономики и транспортно-логистической системы. Уточнено содержание транспортно-логистической системы как теоретической категории. Охарактеризованы факторы, определяющие современные особенности состояния транспортно-логистической системы Республики Таджикистан. Подробно раскрыто влияние исторических особенностей развития транспортной инфраструктуры на состояние транс-портно-логистической системы, выделены условия и факторы, затрудняющие развитие транспортно-логистической системы Республики Таджикистан. Выделены основные тенденции и состояние элементов; охарактеризованы проблемы, характерные для транспортно-логистической системы Республики Таджикистан. Уточнено современное отношение к проблеме коммуникационной изолированности Республики Таджикистан. Определена взаимосвязь между факторами развития транспортно-логистической системы и ее ключевыми индикативными показателями. Продемонстрированы основные характеристики динамики развития ключевых элементов и приведены параметрические характеристики транспортной инфраструктуры Республики Таджикистан. Определены перспективы развития транспортно-логистической системы Таджикистана. Уточнено, что потенциал развития транспортно-логистической системы Республики Таджикистан в современных условиях связан с необходимостью решения внутренних проблем (прежде всего, развития основной и обеспечивающей транспортной инфраструктуры, увеличения объемов инвестиций в объекты транспортной и логистической инфраструктуры и др.) и внешних проблем, связанных, прежде всего, с налаживанием транспортных коммуникаций со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Ключевые слова: транспортно-логистическая система, транспортная инфраструктура, логистическая инфраструктура, проблемы, перспективы, потенциал, Республика Таджикистан.
Последние годы развития характеризовались высокими темпами роста экономики Республики Таджикистан, что проявлялось в динамических показателях как реального, так и номинального ВВП государства (рис. 1).
П В В
о -С
5 о л о
Ч ^Н
Я 11 л оч
у С\
я ^
<и
4 X
5
350 300 250 200 150 100 50 0
.0"0..0>
• • ^
го го <\1
^ 42 00 с* о <N1 > 42 00 с* о <N1 >
с* с* с* с* с*
с* с* с* с* с*
Реальный ВВП, % •••<>•• Изменение ВВП в % к предыдущему году, %
Рис. 1. Динамические показатели изменения ВВП Республики Таджикистан в 1995-2015 гг., % [7; 13]
2017. Т. 27, вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Обеспечение дальнейшего динамичного развития ключевых макроэкономических показателей государства требует принятия системных мер, охватывающих все отрасли экономической деятельности. Выступая на Саммите ООН в 2015 г., Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон указал, что в современных условиях происходит разработка долгосрочных стратегий и программ, основной целью которых является «повышение уровня благосостояния населения страны путем обеспечения устойчивого социально-экономического развития», при этом «С целью успешного решения комплекса социальных, экономических и экологических проблем в рамках Национальной стратегии развития страны до 2030 г. нами определены такие стратегические цели, как обеспечение энергетической безопасности, вывод страны из коммуникационного тупика, обеспечение продовольственной безопасности, без реализации которых достижение целей устойчивого развития представляется крайне затруднительным» [3].
Удовлетворение абсолютного большинства потребностей национальной экономики невозможно без создания эффективно функционирующей транспортно-логистической системы.
Традиционно под транспортно-логистической системой, в зависимости от уровня применения понятия, могут понимать:
- взаимодействующие на принципах безопасности и саморегулирования транспортные звенья (элементы) с едиными ресурсами, обеспечивающие высоко результативное взаимодействие участников перевозок грузов: грузоотправителей, экспедиторов, транспортных компаний и грузополучателей на основе распределенной вычислительной сети и единых стандартов управления процессами [15];
- совокупность объектов и субъектов транспортной и логистической инфраструктуры, включающей в том числе материальные, финансовые и информационные потоки, выполняющей функции транспортировки, хранения, распределения товаров, а также информационного и правового сопровождения товарных потоков [2; 6; 12] и др.
Обеспечение эффективного функционирования транспортно-логистических систем в национальном масштабе позволяет решить следующие группы задач:
1. Социальных:
- решение проблем занятости;
- решение проблем транспортных коммуникаций с труднодоступными районами страны;
- повышение уровня доходов населения и др.
2. Экономических:
- обеспечение достижения финансовых целей организаций;
- обеспечение достижения производственно-технических целей предприятий и организаций страны;
- повышение скорости и качества доставки грузов и др.
Развитие транспортно-логистической системы Республики Таджикистан осложняется рядом объективных причин, обусловленных естественно-географическими, природными, геополитическими, экономическими, историческими факторами. В современных условиях Таджикистан развивается по сути в условиях коммуникационной изоляции - данная проблема уже долгие годы выделяется как одна из приоритетных не только в выступлениях и официальных заявлениях руководителей государства, но и в трудах многих исследователей [4; 5; 8-11].
Текущее состояние и проблемы транспортно-логистической системы Республики Таджикистан во многом обусловлены историческими причинами. Так, произошедшая после развала Союза гражданская война и многочисленные проявления дестабилизации политической обстановки нанесли значительный урон национальной экономике Таджикистана, в том числе транспортной отрасли государства. Пострадали автотранспортные предприятия, дорожная и логистическая инфраструктуры, обеспечивавшие нормальную жизнедеятельность всех сфер экономики.
Большая часть функционирующей ныне транспортной инфраструктуры, являясь частью транс-портно-логистической системы страны, была построена в советский период, когда являлась одним из элементов союзной инфраструктуры. Однако, поскольку элементы транспортной инфраструктуры создавались преимущественно для решения «внутренних» задач, в современных условиях они не вполне позволяют обеспечить транспортно-коммуникационную доступность страны на внешних направлениях. В таких условиях некоторые регионы страны оказались в транспортной изоляции, что стало одной из ключевых проблем в направлении создания транспортно-логистической системы страны.
Удаленность от международных транспортных путей, высокая себестоимость перевозок грузов усугубляют ситуацию и препятствуют налаживанию полноценных экономических связей с зарубежными странами.
Указанные факторы во многом обусловили современную структуру и динамические показатели перевозок грузов в Таджикистане как результирующие характеристики состояния его транспортно-логистической системы (табл.).
Структура и динамика перевозок грузов в Республике Таджикистан в 2008 - 2015 гг. [13; 14]
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Перевозка грузов всего, тыс. т 47732,3 56862,8 59327,4 61656,6 68399,4 72248,3 74411,2 74431,8
Динамика перевозок, % - 19,1 4,3 3,9 10,9 5,6 3,0 0,0
Сухопутный транспорт, тыс. т 47729,8 56860,6 59325,2 61654 68396,9 72246 74408,6 74429,7
Доля в совокупном объеме перевозок, % 99,99 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
Динамика перевозок, % - 19,1 4,3 3,9 10,9 5,6 3,0 0,0
Железнодорожный транспорт, тыс. т 14544,2 14545,5 10445,6 9256,7 8405,1 6735,3 6807,7 6125,6
Доля в совокупном объеме перевозок, % 30,5 25,6 17,6 15,0 12,3 9,3 9,1 8,2
Динамика перевозок, % - 0,0 -28,2 -11,4 -9,2 -19,9 1,1 -10,0
Автомобильный транспорт, тыс. т 33185,6 42315,1 48879,6 52397,3 59991,8 65510,7 67600,9 68304,1
Доля в совокупном объеме перевозок, % 69,5 74,4 82,4 85,0 87,7 90,7 90,8 91,8
Динамика перевозок, % - 27,5 15,5 7,2 14,5 9,2 3,2 1,0
Международный транспорт, тыс. т 800,5 937 908 1201 1691 1870,6 1353,3 1126,4
Доля в совокупном объеме перевозок, % 1,7 1,6 1,5 1,9 2,5 2,6 1,8 1,5
Динамика перевозок, % - 17,1 -3,1 32,3 40,8 10,6 -27,7 -16,8
Авиационный транспорт, тыс. т 2,5 2,2 2,2 2,6 2,5 2,3 2,6 2,1
Доля в совокупном объеме перевозок, % 0,01 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Динамика перевозок, % - -12,0 0,0 18,2 -3,8 -8,0 13,0 -19,2
Как видно, в последние годы для структуры и динамики перевозок грузов в Республике Таджикистан, как показателей, характеризующих результативность транспортно-логистической системы страны, характерны следующие тенденции:
- общее увеличение объемов перевозок - среднегодовые темпы роста в последние годы положительные и составляют 8,8 %;
- наиболее динамичным сектором является перевозка грузов по международным направлениям - в этом сегменте среднегодовые перевозки составляют 19,5 %;
- по-прежнему большая часть грузов перевозится сухопутным транспортом и, в частности, автомобильным транспортом, на который приходится от 69,5 % до 91,8 % от всего объема перевозок грузов в стране;
- наблюдается снижение значимости перевозок грузов железнодорожным транспортом: доля данного сегмента транспортных перевозок снизилась с 30,9 % в 2008 г. до 8,2 % в 2015 г.
Проблемы формирования транспортно-логистической системы Республики Таджикистан напрямую связаны с особенностями и проблемами развития объектов его транспортной инфраструктуры.
В соответствии с официальными статистическими данными Министерства транспорта Республики Таджикистан, по данным на начало 2015 г., общая протяжённость автомобильных дорог в республике составляет 33 тыс. км, из которых на балансе министерства находится 14 тыс. км, остальные -относятся к отдельным хозяйствам или же являются бесхозными, длина железных дорог 685км. Из общей протяженности дорог, 3,3 тыс. км относятся к международным, статус которых определяется в соответствии с договорами международно-правового значения, принятыми правительством Республики Таджикистан.
Сложившиеся темпы роста национальной экономики позволяют утверждать, что в среднесрочной перспективе с высокой долей вероятности произойдет значительное увеличение объемов автомобильных перевозок в стране, увеличится грузоподъемность автомобилей, которые эксплуатируются в республике. Все это требует дальнейшего развития обеспечивающей транспортной инфраструктуры, повышения технического уровня и пропускной способности уже действующих автомобильных дорог в стране. Также перед государством стоит необходимость решения проблемы реконструкции уже существующей дорожной сети, её отдельных маршрутов и, в особенности международных транзитных транспортных коридоров.
На состояние транспортно-логистической системы окажут влияние и высокие темпы роста населения. Увеличение населения страны повысит нагрузку на транспортно-логистическую систему, что обусловлено ростом потребностей национальной экономики в распределении грузов по территории страны.
Перспективы развития транспортно-логистического комплекса определяются тем, что стратегическое месторасположение Республики Таджикистан может сделать его полноценным экономическим коридором для транзита товаров и услуг между крупнейшими экономиками мира. Несмотря на гористый рельеф, в Таджикистане уже имеется автодорожная транспортная артерия, включающая 17 дорог международного значения и более 80 дорог государственного и локального значения, связывающих Таджикистан с соседними странами. Через страну проходят три азиатские магистрали (рис. 2). Душанбе в современных условиях является центральным узлом коммуникаций для всех магистральных маршрутов.
Рис. 2. Транспортная инфраструктура Республики Таджикистан: автодорожная сеть [1]
Важной задачей, которую ставит перед собой Таджикистан, является развитие логистического обслуживания. Взаимодействие в сфере транспорта и логистики становится одним из ключевых элементов экономического партнерства Таджикистана со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Повышение конкурентоспособности транспортно-логистической системы Республики Таджикистан, реализация транзитного потенциала государства, улучшение инвестиционного климата в транспортной отрасли позволит обеспечить условия для повышения эффективности социально-экономического развития страны.
Между тем в современных условиях, ощущается нехватка опыта формирования транспортно-логистической системы, отсутствие научно обоснованного инструментария и моделей организации развития транспортно-логистической системы страны, что также определяет актуальность избранной темы исследования.
Подводя итог, отметим, что потенциал развития транспортно-логистической системы Республики Таджикистан в современных условиях связан с необходимостью решения внутренних проблем (прежде всего, развития основной и обеспечивающей транспортной инфраструктуры, увеличения объемов инвестиций в объекты транспортной и логистической инфраструктуры и др.) и внешних проблем - прежде всего связанных с налаживанием транспортных коммуникаций со странами ближнего и дальнего зарубежья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асадов Ш. Транзитные коридоры Таджикистана и их потенциал для развития региональной торговли. URL: http://www.ucentralasia.org/Content/downloads/UCA-IPPA-WP-6-Tajikistan-Transit-Coridor_Rus.pdf (дата обращения: 14.10.2016).
2. Веселов Н.В., Рогов А.А., Кравчук И.С., Бортник О.А. Экспертное обеспечение транспортной логистики: монография. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. 230 с.
3. Выступление на Саммите ООН для одобрения повестки дня в области развития на период после 2015 года. Официальный сайт Президента Республики Таджикистан. URL: http://www.president.tj/ru/node/9996 (дата обращения: 15.10.2016).
4. Гафурова Г.А. Первые шаги Таджикистана на пути к выходу из транспортного тупика // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2016. Т. 46, № 1. С. 28-35.
5. Дадабаева З.А. Особенности развития транспорта в Республике Таджикистан // Транспорт и связь в новых независимых государствах: особенности и факторы развития. M.: ИРАН, 2013. 476 с.
6. Мищенко А. В. Методы и модели управления инвестициями в логистических системах: учеб. пособие. 2-е изд. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 363 с.
7. Номинальный и реальный ВВП, 1991-2014 / Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. URL: http://www.stat.tj/ru/analytical-tables/real-sector/ (дата обращения: 12.10.2016).
8. Одинаев Х.А. Таджикистан: на пути к устойчивому развитию // Бюл. Центра экологической политики России и Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации «На пути к устойчивому развитию России». URL: http://bulletin.sustainabledevelopment.ru/Bulletin_64_2013/49 (дата обращения: 12.10.2016).
9. Равшанов Ч.Б. Организационно-методологические основы транспортного обеспечения экономической безопасности: на примере Республики Таджикистан: дис. ... канд. эконом. наук. Душанбе, 2009. 158 с.
10. Рауфи А. Региональные проблемы развития транспорта в системе рыночной экономики Таджикистана: дис. ... докт. эконом. наук. Душанбе, 2008. 283 с.
11. Саидов Х. Экономико-географические особенности развития транспортного комплекса Республики Таджикистан: дис. ... канд. геогр. наук. Душанбе, 2010. 171 с.
12. Скориков В.А. Пути оптимизации транспортно-логистических издержек в цепях поставок машиностроительных предприятий // Инновации и инвестиции. 2015. № 3. С. 162-165.
13. Статистический ежегодник, 2016. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе, 2016. 329 с.
14. Таджикистан в цифрах, 2014. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе, 2014. 165 с.
15. Управление процессами в транспортных логистических системах: учеб. пособие / В.М. Беляев, Л.Б. Миро-тин, А.Г. Некрасов, А.К. Покровский; под общ. ред. А.Г. Некрасова; МАДИ.-М., 2011. 127 с.
Поступила в редакцию 24.10.16
P.Kh. Azimov
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE TRANSPORTATION AND LOGISTICS SYSTEM OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
The article highlights the peculiarities of the modern stage of development of the economy of the Republic of Tajikistan. The relationship of the development of the national economy and the transportation and logistics system is shown. The content of the transportation and logistics system as a theoretical category is defined. The factors that determine the current characteristics of the state of the transportation and logistics system of the Republic of Tajikistan are characterized. The modern approach to the problem of isolation of the communications of the Republic of Tajikistan is identified. The interrelation between the factors of development of the transportation and logistics system and its key indicators is defined. The influence of historical features of development of the transport infrastructure of the transportation and logistics system of the Republic of Tajikistan is shown. The conditions and factors that hinder the development of the transportation and logistics system of the Republic of Tajikistan are revealed. The main trends and the state of the elements of the transportation and logistics system of Tajikistan are shown. Issues specific to the transportation and logistics system of the Republic of Tajikistan are described. The basic characteristics of the dynamics of development of the key elements of the transportation and logistics system of the Republic of Tajikistan are demonstrated. The parametric characteristics of the transport infrastructure of the Republic of Tajikistan are given. The prospects of development of the transportation and logistics system of Tajikistan are defined. It is stated that the development potential of the transportation and logistics system of the Republic of Tajikistan under modern conditions is connected with the necessity to solve internal problems (primarily the development of the main and providing transport infrastructure, increase in investments in the transport and logistics infrastructure, etc.) and external problems relating primarily to the establishment of transport links with near and far countries.
Keywords: transportation and logistics system, transport infrastructure, logistics infrastructure, problems, prospects, potential, Republic of Tajikistan.
Азимов Пулод Хакимович,
кандидат экономических наук, докторант
высшей школы экономики и управления
Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет) 454080, Россия, г. Челябинск, просп. Ленина, 76 E-mail: [email protected]
Azimov P.Kh.,
Candidate of Economics, Doctoral Candidate at School of Economics and Management
South Ural State University
(National Research University)
76, Lenina prosp., Chelyabinsk, Russia, 454080
E-mail: [email protected]