Научная статья на тему 'О роли иноязычной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в условиях привлечения к обеспечению общественной безопасности в периоды проведения массовых мероприятий различного уровня '

О роли иноязычной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в условиях привлечения к обеспечению общественной безопасности в периоды проведения массовых мероприятий различного уровня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение иностранному языку / профессионально ориентированная коммуникация / практическая направленность / foreign-language training / professional-oriented communication / practical orientation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илюза Харисовна Телякова, Рузиля Раисовна Хабибрахманова

В современных условиях постоянно расширяющихся международных контактов современному сотруднику ОВД необходимы специализированные языковые умения и навыки, позволяющие не просто установить контакт с иностранными гражданами, но и осознанно участвовать в профессионально ориентированной коммуникации на иностранном языке. Но только лишь понимание этого на практике становится недостаточным: учебный процесс все еще продвигается скрипя, результаты не внушают оптимизма, а мотивация курсантов постоянно снижается. Следовательно, возникает острая необходимость воздействия на обучающихся всеми известными сегодня, а также новыми приемами и средствами с целью «подключения» и «поддержания» мотивационного компонента в цепи с конечными звеньями, известными как «познавательная активность — развитие / саморазвитие», которые в соответствии с концепцией модернизации российского образования, принятой в нашей стране, провозглашены ключевыми на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илюза Харисовна Телякова, Рузиля Раисовна Хабибрахманова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the role of foreign-language training of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of involving in ensuring public safety during holding international events

This article is devoted to problems of language training of the cadets involved to ensuring public order during holding different international events. In the current conditions of expanding international contacts, an internal affairs officer needs specialized language skills and skills that allow not only to establish contact with foreign citizens, but also to consciously participate in professionally oriented communication in a foreign language. But only understanding this in practice becomes insufficient: the educational process is still progressing creaking, the results are not encouraging, and the motivation of chimes is constantly decreasing. Therefore, there is an urgent need to influence students with all known today, as well as with new techniques and means in order to “connect" and “maintain" the motivational component in the chain with final links, known as “cognitive activity — development / self-development", which, in accordance with the concept of modernization of Russian education adopted in our country, are declared key today.

Текст научной работы на тему «О роли иноязычной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в условиях привлечения к обеспечению общественной безопасности в периоды проведения массовых мероприятий различного уровня »

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 253 — 255. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):253 — 255.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 372 881 1 1 1 1 NIION: 2007-0062-1/22-061

doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-253-255 MOSURED: 77/27-СЮ4-2022-01-261

О роли иноязычной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в условиях привлечения к обеспечению общественной безопасности в периоды проведения массовых мероприятий различного уровня

Илюза Харисовна Телякова1, Рузиля Раисовна Хабибрахманова2

1 2 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия

1 ilyuza@inbox.ru

2 habiros@yandex.ru

Аннотация. В современных условиях постоянно расширяющихся международных контактов современному сотруднику ОВД необходимы специализированные языковые умения и навыки, позволяющие не просто установить контакт с иностранными гражданами, но и осознанно участвовать в профессионально ориентированной коммуникации на иностранном языке. Но только лишь понимание этого на практике становится недостаточным: учебный процесс все еще продвигается скрипя, результаты не внушают оптимизма, а мотивация курсантов постоянно снижается. Следовательно, возникает острая необходимость воздействия на обучающихся всеми известными сегодня, а также новыми приемами и средствами с целью «подключения» и «поддержания» мотивационного компонента в цепи с конечными звеньями, известными как «познавательная активность — развитие / саморазвитие», которые в соответствии с концепцией модернизации российского образования, принятой в нашей стране, провозглашены ключевыми на сегодняшний день.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, профессионально ориентированная коммуникация, практическая направленность

Для цитирования: Телякова И.Х., Хабибрахманова Р.Р. О роли иноязычной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в условиях привлечения к обеспечению общественной безопасности в периоды проведения массовых мероприятий различного уровня // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 253 — 255. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-253-255.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

About the role of foreign-language training of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of involving in ensuring public safety during holding international events

Ilyuza Kh. Telyakova1, Ruzilya R. Khabibrakhmanova2

11 2 Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint-Petersburg, Russia

1 ilyuza@inbox.ru

2 habiros@yandex.ru

Abstract. This article is devoted to problems of language training of the cadets involved to ensuring public order during holding different international events. In the current conditions of expanding international contacts, an internal affairs officer needs specialized language skills and skills that allow not only to establish contact with foreign citizens, but also to consciously participate in professionally oriented communication in a foreign language. But only understanding this in practice becomes insufficient: the educational process is still progressing creaking, the results are not

© Телякова И.Х., Хабибрахманова Р.Р., 2022

Педагогические науки

encouraging, and the motivation of chimes is constantly decreasing. Therefore, there is an urgent need to influence students with all known today, as well as with new techniques and means in order to "connect" and "maintain" the motivational component in the chain with final links, known as "cognitive activity — development / self-development", which, in accordance with the concept of modernization of Russian education adopted in our country, are declared key today.

Keywords: foreign-language training, professional-oriented communication, practical orientation

For citation: Telyakova I.Kh., Khabibrakhmanova R.R. About the role of foreign-language training of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of involving in ensuring public safety during holding international events // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1 ):253 — 255. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-253-255.

Актуальность рассматриваемой темы, касающейся овладения иностранным языком как в бытовой сфере, так и в профессиональной деятельности, чрезвычайно велика, поскольку подготовка таких специалистов, несмотря на кажущуюся простоту, на деле становится весьма и весьма непростой задачей. В обыденном понимании, казалось бы, что сложного в мире насыщенного аудио- и видеоконтентом цифрового пространства, в условиях повсеместно возможных реальных контактов с носителями языка, выучить язык? Однако же на практике все обстоит совсем иначе, а применительно к языковой подготовке курсантов образовательных организаций МВД России даже специфично по ряду объективно существующих причин. Ни для кого не является секретом тот факт, что овладение иностранными языками курсантами образовательных организаций МВД России идет достаточно непростым путем, и причин этому множество: и недостаточный уровень школьных знаний, и отношение «второстепенности» к дисциплине, и множество других. Не последнюю роль в этом играет, безусловно, проблема мотивации учебной деятельности. Все это в совокупности, а также тенденции современного развития требуют серьезного подхода к осмыслению этой проблемы, и сложность решаемых вопросов очевидна.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования, принятой в нашей стране, всякой учебной деятельности должны быть присущи признаки поисково-исследовательского типа в отличие от учебной деятельности «репродуктивного типа». Последнее предполагает усвоение определенного объема знаний, умений и навыков учащимися в роли послушных исполнителей. Для этого было необходимо и достаточно предъявить учебную информацию, организовать ее аналитико-синтетическую обработку, необходимую для полноценного восприятия через систему методически безупречно разработанных упражнений и проконтролировать правильность запечатления и воспроизведения заданного эталона. Очевидно, что при таком классическом подходе действия обеих сторон жестко регламен-

тированы, четко формализованы, стандартизованы, но вполне себе позволяют создавать более или менее эффективные педагогические технологии, однако же не достигают каких-либо высоких результатов.

В рамках же поставленной задачи по языковой подготовке сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к обеспечению мер безопасности и охране общественного порядка в период подготовки и проведения массовых мероприятий различного уровня, следует отметить, что репродуктивный подход совершенно не приемлем, поскольку совершенно по-иному строятся отношения в системе обучения, которая опирается на учебную активность поисково-исследовательского типа. Задать образец такой деятельности не представляется возможным в принципе: любое исследование лишается смысла, как только заданы образец и поиск его результата. И организовать такую учебную деятельность — означает организовать сотрудничество, совместную творческую деятельность равноправных субъектов, не поддающуюся никаким шаблонам, рег-ламентациям, формализациям. Конечно же, этот подход не отрицает применения лингвометоди-ческих принципов преподавания иностранных языков (логичное изложение учебного материала, учет педагогических и психологических закономерностей усвоения знаний, привития навыков и т.д.), а наоборот, опирается на них для достижения наилучших результатов.

Итак, что же на практике означает «организовать сотрудничество, совместную творческую деятельность...»? В первую очередь, применение современных интенсивных технологий обучения, а также различных форм и видов самостоятельной работы как в режиме аудиторной, так и в режиме самостоятельной работы, последнее особенно важно. Обучение должно строиться по принципу наглядности, при этом не последняя роль уделяется системности в восприятии информации. Здесь авторами в условиях дефицита времени настоятельно рекомендуется использование эффективных способов подачи учебного материала, таких как mind-mapping [1]. Поскольку тре-

254

Образование. Наука. Научные кадры 2022 / № 1

бования перспективных направлений современных педагогических технологий — практико-ориентированное обучение, то мы подразумеваем проведение практических занятий с использованием методик с максимально возможным включением в естественный «аутентичный» процесс. Следует отметить, что на сегодняшний день соответствующее учебно-методическое обеспечение силами авторов разработано и активно используются [2]. Основная цель его — совершенствование языковой, лингвистической и общекультурной компетенции, развитие готовности к межкультурной профессиональной коммуникации в процессе осуществления полицейскими функций по оказанию помощи в условиях организации массовых мероприятий различной направленности. Для работы с грамматическим материалом подготовлен краткий курс лекций, в котором представлены в форме интеллект-карт те аспекты грамматики, которые могут вызвать у обучающихся наибольшие трудности в процессе применения знаний на практике. Кроме того, представлен полный комплект материалов для проведения интерактивных занятий-игр профессионально ориентированного направления: "introduction to public infrastructure" (public buildings and facilities, objects in the street, notices and warnings, types of vehicles); "asking the way and giving directions" (places of interest, arriving & getting around, location, direction) [3].

Таким образом, формирование и развитие хотя бы минимальных речевых навыков и умений профессионально ориентированного применения иностранного языка в ходе выполнения служебных обязанностей представляется вполне возможным даже в текущих условиях постоянного сокращения отводимого для работы време-

ни и, к сожалению, не возрастающего уровня языковой подготовки поступающих в университет курсантов.

Список источников

1. Телякова И.Х. Грамматика английского языка в Mind-картах: учеб. наглядное пособие. СПб.: OOO «Медиа Стайл», 2013.

2. Телякова И.Х. Tourist maintenance — практический курс английского языка для сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к обеспечению мер безопасности и охране общественного порядка в период подготовки и проведения массовых мероприятий международного уровня: учеб. пособие / под общ. ред. Н.А. Беломытцевой. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2017.

3. Телякова И.Х. Ориентирование в Санкт-Петербурге: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Н.А. Беломытцевой. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2017.

References

1. Telyakova I.Kh. English Grammar in Mind Maps: tutorial. St. Petersburg, 2013.

2. Telyakova I.Kh. Tourist maintenance — a practical English course for police officers involved in ensuring security measures and protecting public order during the preparation and holding of mass events of the international level: Educational manual / Under the general edition of N.A. Belomyttseva. St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017.

3. Telyakova I.Kh. Orientation in St. Petersburg: the study guide / Under a general edition of N.A. Belomyttseva. SPb.: St. Petersburg university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2017.

Информация об авторах И.Х. Телякова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков; Р.Р. Хабибрахманова — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors I.Kh. Telyakova — candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department of foreign languages; R.R. Khabibrakhmanova — candidate of philology, assistant professor of the department of foreign languages.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.02.2022; одобрена после рецензирования 02.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.

The article was submitted 18.02.2022; approved after reviewing 02.03.20222; accepted for publication 15.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.