Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональной подготовке инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для системы МВД России'

К вопросу о профессиональной подготовке инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / профессиональная компетентность / инструкторско-педагогические кадры / физическая подготовка / сотрудники ОВД / professional training / professional competence / instructor and teaching staff / physical training / police officers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азамат Арсенович Тхагалегов

В статье рассмотрены вопросы профессиональной подготовки инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке, поскольку от уровня их компетентности зависит подготовка сотрудников ОВД к несению службы. Установлено, что современная система МВД России испытывает потребность в адекватной концепции физической подготовки, и комплектование образовательных организаций специалистами указанного профиля происходит по принципу занятости спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азамат Арсенович Тхагалегов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of professional training of instructor and pedagogical personnel in physical training for the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article deals with the issues of professional training of instructor-pedagogical personnel in physical training, since the training of police officers for service depends on the level of their competence. It has been established that the modern system of the Ministry of Internal Affairs of Russia is in need of an adequate concept of physical training and the staffing of educational organizations with specialists of this profile occurs according to the principle of employment in sports.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональной подготовке инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для системы МВД России»

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 269 — 271. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):269 — 271.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 37 NIION: 2007-0062-1/22-065

doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-269-271 MOSURED: 77/27-004-2022-01-265

К вопросу о профессиональной подготовке инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для системы МВД России

Азамат Арсенович Тхагалегов

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, shmv1978@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы профессиональной подготовки инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке, поскольку от уровня их компетентности зависит подготовка сотрудников ОВД к несению службы. Установлено, что современная система МВД России испытывает потребность в адекватной концепции физической подготовки, и комплектование образовательных организаций специалистами указанного профиля происходит по принципу занятости спортом.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, инструкторско-педаго-гические кадры, физическая подготовка, сотрудники ОВД

Для цитирования: Тхагалегов А.А. К вопросу о профессиональной подготовке инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для системы МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 269-271. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-269-271.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

On the issue of professional training of instructor and pedagogical personnel in physical training for the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Azamat A. Tkhagalegov

North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia shmv1978@yandex.ru

Abstract. The article deals with the issues of professional training of instructor-pedagogical personnel in physical training, since the training of police officers for service depends on the level of their competence. It has been established that the modern system of the Ministry of Internal Affairs of Russia is in need of an adequate concept of physical training and the staffing of educational organizations with specialists of this profile occurs according to the principle of employment in sports.

Keywords: professional training, professional competence, instructor and teaching staff, physical training, police officers

For citation: Tkhagalegov A.A. On the issue of professional training of instructor and pedagogical personnel in physical training for the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):269-271. (In Russ.). doi: 10.2441 1 /2073-3305-2022-1-269-271.

Введение. Профессиональная подготовка ин-структорско-педагогических кадров и преподавателей физической подготовки складывается из двух компонентов — овладения теоретико-методическими знаниями и приобрете-

© Тхагалегов А.А., 2022

ния необходимых педагогических компетенций, обеспечивающих творческий подход к возникающим нештатным ситуациям. В результате освоения программы обучения инструкторы (тренеры, преподаватели физической подготовки) приобретают умения и навыки для самостоятельного проведения индивидуальных и групповых

Педагогические науки

учебно-тренировочных занятий с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России, включая:

■ знания о составляющих здорового образа жизни и потребности обучающихся в двигательной активности;

■ уточнение целей, задач, средств и методов физической подготовки;

■ знания о технических основах выполнения общеразвивающих физических упражнений, а также техники профессионально-прикладных двигательных действий;

■ дифференциацию методики проведения занятия в разрезе уровня физической подготовленности обучающихся, их возраста и пола;

■ обеспечение техники безопасности во время учебно-тренировочного процесса;

■ знание приемов контроля и самоконтроля физического состояния в процессе тренировки;

■ умение оказания первой медицинской помощи.

Постановка проблемы. На современном этапе подготовка тренеров (инструкторов, преподавателей) сталкивается с проблемой практико-ориентированного обучения, обучения по виду спорта, в результате чего свою профессиональную деятельность они осуществляют на основе опыта, полученного в ходе тренировок, а не образования. Иными словами, копируют технологии своих тренеров (инструкторов, преподавателей), из-за чего детерминируются устаревшие подходы к обучению. Так, данная ситуация спровоцировала повсеместное снижение уровня подготовленности инструкторов (тренеров, преподавателей).

Обоснование. Кадровый потенциал системы МВД России характеризуется недостаточным уровнем подготовленности, особенно тренеров и инструкторов. Проблема здесь кроется в отсутствии в структуре образовательных организаций МВД России звена подготовки инструкторско-педагогических кадров необходимого профиля и для работы с личным составом приглашаются работники организации системы спортивной подготовки, не имеющие специального образования, а также бывшие спортсмены, т.е. комплектование специалистами указанного профиля происходит по принципу занятости спортом. Необходимость решения данного вопроса с каждым днем возрастает, а содержание директив МВД России также претерпевает изменения, поскольку до сих пор не был отрегулирован вопрос квалификационных требований, предъявляемых к педагоги-

ческим кадрам по физической подготовке. А это, в свою очередь, не позволяет четко определить их функционально-должностные обязанности.

Основу целей и задач дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России составляют профессиональные компетенции педагогических кадров. Решению данного вопроса в последнее время уделяется значительное внимание, среди основных путей называют создание в структуре образовательных организаций факультетов, подготавливающих необходимых специалистов, а для действующего преподавательского и инструкторско-педаго-гического состава — курсов повышения квалификации при кафедрах физической подготовки. Для повышения профессиональной компетентности можно также предложить стажировку в практическом органе, где в условиях реального несения службы приобретаются устойчивые навыки применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

На основании изложенного можно заключить, что современная система МВД России испытывает потребность в адекватной концепции физической подготовки. Образовательный процесс направлен на формирование у обучающихся мотивации и готовности к успешному выполнению профессионально-служебных обязанностей. Без надлежащего уровня физической и психологической подготовленности сотрудника ОВД это практически недостижимо. Без соответствующих инструкторско-педагогических кадров и преподавателей профильных дисциплин невозможно говорить о достижении уровней подготовленности, способствующих эффективному несению службы. Реализуемые в ведомственном образовании современные научные теории, концепты и инновационные формы обучения должны обеспечивать совершенствование профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Профессионализм выпускников образовательных организаций должен по уровню превосходить подготовленность антиобщественных элементов как физическую и психологическую, так и огневую. Достижению указанного уровня профессионализма способствуют подготовка и профессиональная компетентность инструкторско-педагогических кадров и преподавателей, реализующих соответствующие дисциплины.

Заключение. При выборе форм, методов и средств профессиональной подготовки инструк-торско-педагогических кадров и преподавателей для системы МВД России предпочтение нужно отдавать доказавшим свою жизнеспособность, эффективность и результативность.

270

Образование. Наука. Научные кадры 2022 / № 1

Список источников

1. Губжоков А.Х. Особенности и проблемы профессиональной деятельности инструкторов и тренеров по физической подготовке // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 161 — 164.

2. Губжоков А.Х., Тхазеплов Р.Л. Подготовка инструкторов и тренеров для системы МВД России: современное состояние и направления развития / / Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 154—156.

3. Дадов A.B. Формирование профессиональной компетентности педагогических кадров по физической подготовке в системе образовательных организаций МВД России / / Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 5. С. 87—90.

4. Петренко ДА. Формирование профессиональной компетентности инструкторско-педаго-гических кадров МВД по физической подготовке: монография. М., 2021.

5. Ярославский МА., Дадов A.B. Формирование профессиональной компетентности у преподавателей физической подготовки / / Лучшая педагогическая работа 2021: сб. ст. Междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза, 2021. С. 90—93.

References

1. Gubzhokov A.Kh. Features and problems of professional activity of instructors and trainers in physical training // Gaps in Russian legislation. 2020. V. 13. No. 4. pp. 161 — 164.

2. Gubzhokov A.Kh., Tkhazeplov R.L. Training of instructors and trainers for the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: current state and directions of development / / Education. Science. Scientific personnel. 2021. No. 1. pp. 154—156.

3. Dadov A.V. Formation of professional competence of teaching staff in physical training in the system of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 5. pp. 87—90.

4. Petrenko DA. Formation of professional competence of instructor and pedagogical staff of the Ministry of Internal Affairs in physical training: monograph. Moscow, 2021.

5. Yaroslavsky MA., Dadov A.V. Formation of professional competence among physical training teachers // The best pedagogical work 2021. Collection of articles of the International Research Competition. Penza, 2021, pp. 90—93.

Информация об авторе А.А. Тхагалегов — преподаватель кафедры физической подготовки, лейтенант полиции.

Information about the author A.A. Thagalegov — teacher of the department of physical training, police lieutenant.

Статья поступила в редакцию 1 8.02.2022; одобрена после рецензирования 02.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.

The article was submitted 18.02.2022; approved after reviewing 02.03.20222; accepted for publication 15.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.