Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ВУЗЕ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ФИТНЕСА / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексина А. О., Русанова О. Ю., Решетин А. А., Казакова О. А.

Сегодня, использование цифровых технологий на занятиях физической культурой и спортом, позволяет делать их более интересными и увлекательными. По мнению авторов, такие технологии помогают улучшению мотивации студентов, увеличению их интереса к занятиям, а также способствуют повышению эффективности обучения на всех уровнях образовательного процесса. В данной статье авторы сравнивают использование цифровых технологий в вузах Самарской области с другими регионами страны. Также проводится исследование использования зон использования информационных технологий в процессе обучения студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт». Однако необходимо помнить, что любая технология имеет свои недостатки и ограничения. Поэтому авторы делают вывод, что при внедрении цифровых технологий на занятиях физической культурой и спортом, преподаватели должны учитывать особенности студентов и правильно подбирать электронные средства и методы, которые будут наиболее эффективны для данного контингента студентов в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексина А. О., Русанова О. Ю., Решетин А. А., Казакова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS AT THE UNIVERSITY

Today, the use of digital technologies in physical education and sports makes them more interesting and exciting. According to the authors, such technologies help improve the motivation of students, increase their interest in classes, and also contribute to improving the effectiveness of education at all levels of the educational process. In this article, the authors compare the use of digital technologies in universities in the Samara region with other regions of the country and the use of information technology zones during training in the discipline of physical education and sports. However, it must be remembered that any technology has its drawbacks and limitations. Therefore, the authors conclude that when introducing digital technologies in physical education and sports, teachers should consider the characteristics of students and correctly select electronic means and methods that will be most effective for this contingent of students in universities.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВУЗЕ»

эмпирически обоснованно.

За 4 месяца занятия данным видом спорта способствовали привлечению к спортивным секциям более 100 человек, большинство из которых отметили улучшение самочувствия (65%), повышению уровня физической подготовленности (р<0,05).

ЛИТЕРАТУРА

1. Повышение интереса к секционным спортивным занятиям у студентов технического вуза / Н.Д. Алексеева, М.В. Давыдов, С.В. Кобелева, П.Б. Святченко // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов : сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 106-108.

2. Физическая активность студентов в условиях цифровизации образования // Н.А. Зиновьев, Н.Д. Алексеева, М.Ю. Надыршина, А.С. Смирнов // Цифровизация инженерного образования : сборник материалов международной онлайн-конференции. - Ижевск, 2021. - С. 262-264.

REFERENCES

1. Alekseeva, N.D., Davydov, M.V., Kobeleva, S.V. and Svyatchenko, P.B. (2022), "Increasing interest in sectional sports classes among students of a technical university", Actual problems of science and education in the context of modern challenges, Election of materials of the XVI International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp. 106-108.

2. Zinoviev, N.A., Alekseeva, N.D., Nadyrshina, M.Yu. and Smirnov, A.S. (2021), "Physical activity of students in the conditions of digitalization of education", Digitalization of engineering education, сollection of materials of the international online conference, Izhevsk, pp. 262-264.

Контактная информация: zinovev_na@voenmeh.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2023

УДК 378:796

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВУЗЕ

Анастасия Олеговна Алексина, кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, Самара; Ольга Юрьевна Русанова, доцент, Александр Александрович Решетин, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет им. Академика С.П. Королева, Самара

Аннотация

Сегодня, использование цифровых технологий на занятиях физической культурой и спортом, позволяет делать их более интересными и увлекательными. По мнению авторов, такие технологии помогают улучшению мотивации студентов, увеличению их интереса к занятиям, а также способствуют повышению эффективности обучения на всех уровнях образовательного процесса. В данной статье авторы сравнивают использование цифровых технологий в вузах Самарской области с другими регионами страны. Также проводится исследование использования зон использования информационных технологий в процессе обучения студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт». Однако необходимо помнить, что любая технология имеет свои недостатки и ограничения. Поэтому авторы делают вывод, что при внедрении цифровых технологий на занятиях физической культурой и спортом, преподаватели должны учитывать особенности студентов и правильно подбирать электронные средства и методы, которые будут наиболее эффективны для данного контингента студентов в вузах.

Ключевые слова: цифровые технологии, информационные системы в вузе, мобильные приложения для фитнеса, виртуальная реальность, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p9-13

USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS AT

THE UNIVERSITY

Anastasia Olegovna Aleksina, candidate of economic sciences, docent, Samara State University of Economics; Olga Yuryevna Rusanova, docent, Alexander Alexandrovich Reshetin,

candidate of pedagogical sciences, docent, Olga Aleksandrovna Kazakova, candidate of pedagogical sciences, docent, Samara National Research University

Abstract

Today, the use of digital technologies in physical education and sports makes them more interesting and exciting. According to the authors, such technologies help improve the motivation of students, increase their interest in classes, and also contribute to improving the effectiveness of education at all levels of the educational process. In this article, the authors compare the use of digital technologies in universities in the Samara region with other regions of the country and the use of information technology zones during training in the discipline of physical education and sports. However, it must be remembered that any technology has its drawbacks and limitations. Therefore, the authors conclude that when introducing digital technologies in physical education and sports, teachers should consider the characteristics of students and correctly select electronic means and methods that will be most effective for this contingent of students in universities.

Keywords: digital technologies, information systems at the university, mobile fitness applications, virtual reality, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня можно говорить о том, что экономический уклад России меняется в глобальном масштабе, где все более заметную роль в экономике играют цифровые технологии, а также можно транслировать, что цифровые технологии затронули почти каждую сферу нашей жизнедеятельности, не осталась в стороне и физическая культура.

С помощью цифровых технологий мы можем контролировать физическую активность, отслеживать показатели здоровья и достигать лучших результатов в физической подготовке и тренировках, а также оптимизировать процесс планирования и проведения физкультурных занятий. Помимо этого, цифровые технологии, такие как дистанционные тренировки и онлайн занятия, делают физическую активность более доступной, особенно для тех, кто не имеет возможности посещать спортивные залы и клубы [1, 2, 3, 4].

Мы согласны с мнением многих авторов, которые видят связь дисциплины физическая культура и спорт с цифровыми технологиями в том, что данные технологии помогают повысить эффективность занятий и простимулировать людей к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом через [5] :

1. Мобильные приложения для самостоятельных занятий фитнесом и другими видами активности. Существует множество приложений, которые помогают организовать тренировки и следить за прогрессом. Они предлагают различные программы, упражнения и диеты и могут быть полезными для тех, кто занимается фитнесом и йогой.

2. Видео уроки. В интернете можно найти множество видеоуроков по физической культуре и спорту. Они могут быть полезными для тех, кто не может посещать залы фит-неса или занятия в тренажерных залах.

3. Устройства виртуальной реальности. Виртуальная реальность может использоваться для создания симуляций спортивных состязаний, что помогает повысить психологическую устойчивость занимающихся и мотивацию к занятиям спортом и физкультурой.

4. Умные часы и фитнес-браслеты могут помочь отслеживать прогресс и контролировать пульс, температуру тела, количество шагов и прочее [5].

Сегодня цифровые технологии все чаще используются педагогами вузов на занятиях физической культурой и спортом, что позволяет делать их более интересными и увлекательными.

Цель исследования: проанализировать степень внедрения цифровых технологий на занятиях по физической культуре и спорту у студентов из разных университетов Самарской области.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология данной научной работы включала в себя обзор научной литературы по исследуемой проблеме; методы анкетирования /массовые опросы и интервьюирование, а также статистические методы для обработки полученных результатов исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Был проведен социологический опрос преподавателей Самарского государственного экономического университета (СГЭУ) и Самарского университета на тему: «Использование цифровых технологий на занятиях по дисциплине физическая культура и спорт». В опросе участвовало 44 преподавателя данной дисциплины. Кроме того, мы сравнили получившиеся результаты со статистикой по данной теме разных регионов. Результаты опроса приведены на рисунке 1.

Используете ли вы в своей работе следующие информационные системы?

Электронное расписание Электронный журнал Другие электронные Не использую

системы

■ СГЭУ ■ Самарский университет ■ Среднее значение по другим регионам

Рисунок 1 - Результаты опроса преподавателей по использованию информационных систем в вузах (%)

В результате опроса нами было выявлено, что во всех вузах страны в той или иной степени введены в работу информационные системы. И только от 0,6% (в СГЭУ) до % по всей стране до сих пор не используют информационные системы специалисты в области высшего образования. По нашему мнению, причина чаще всего в возрасте работающих, и реже: в неимении электронных ресурсов.

Так электронное расписание есть практически во всех государственных вузах и составляет от 72% до 82% всех вузов страны. Электронные журналы также используются как в вузах Самарской области (СГЭУ 90%, СГУ 84%), так и во всех государственных и некоторых частных образовательных учреждениях [6, 7]. В СГЭУ, например, используют «Систему управления обучением» и «Балльно-рейтинговую электронную систему», которые между собой взаимосвязаны. Это позволяет повысить процент использования электронных систем всеми преподавателями вуза и прировнять преподавателей физической культуры и спорта ко всем преподавателям по другим специальностям. Поэтому, в СГЭУ процент использования чуть выше среднего значения по другим регионам - 42%. В Самарском университете используются системы электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ), электронное расписание, электронный журнал, электронные пособия.

Разнообразие функций, предоставляемых сервисами электронного журнала, определяет разнообразие задач, для решения которых их и используют педагоги вузов. В первую очередь речь идет о реализации базовых функций журнала: контроль посещаемости, оценка учебных достижений и прочее [7]. Электронное расписание придает удобство

и доступность учебного процесса. Электронные пособия облегчают и обогащают научно-исследовательскую деятельность студентов. Поэтому, мы исследовали также зону использования информационных технологий каждого преподавателя. Результаты исследования представлены на рисунке 2.

при проведении учебных занятий

на конференциях

в рамках очных мероприятий

в процессной работе с коллегами

0,40

0,43

0%

10%

20%

30%

40%

50%

Рисунок 2 - Зоны использования информационных технологий преподавателями в вузах (%)

Исходя из данных опроса, следует, что одной из ключевых причин обращения преподавателей к форматам использования цифровых технологий, является общение с коллегами и студентами с помощью интернет-ресурсов (электронная почта, группы в ВК, Телеграмм и др.) - 43%. На втором месте электронные учебные системы (ЭОС, БРСО и др.) -4%. Следующая причина использования: желание преподавателей сделать свои занятия более яркими и привлекательными для студентов - 30%. Развитие научных потенциалов преподавателей (участие в конференциях дистанционно) - 25%.

Таким образом, результаты данного исследования могут иметь практическое значение, которое заключается в повышении эффективности обучения, мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, улучшении коммуникации между участниками образовательного процесса, стимулировании дополнительных исследований и инноваций в данной области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно, цифровые технологии помогают улучшению мотивации студентов, увеличению их интереса к занятиям, а также способствуют повышению эффективности обучения на всех его уровнях.

Однако необходимо помнить, что любая технология имеет свои недостатки и ограничения. Поэтому, при внедрении цифровых технологий на занятиях физической культурой и спортом, преподаватели должны учитывать особенности студентов и правильно подбирать электронные средства и методы, которые будут наиболее эффективны для данного контингента студентов в вузах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Влияние современных электронных устройств и приложений на мотивацию студентов к занятиям физической культурой / Д.В. Выприков, А.В. Титовский, А.Б. Егоров, Р. И. Заппаров // Ученые записки университета Лесгафта. - 2020. - №1 (179). - С. 125-129.

2. Иванова Л.А. Двигательная активность студентов вузов в условиях пандемии / Л.А. Иванова, О.А. Казакова // Международная и межрегиональная интеграция в условиях пандемии: экономические, социокультурные и правовые проблемы : сборник научных статей Всероссийской научно-практической онлайн-конференции с международным участием. - Самара, 2020. - С. 438-443.

3. Иванова Л.А. Роль PR-компании в системе продвижения образовательных услуг вуза / Л.А. Иванова, А.М. Данилова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 168-172.

4. Иванова Л.А. Информированность студентов в вопросах здорового образа жизни / Л.А. Иванова, И.А. Иванов, М.М. Разниченко // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2023. - № 1 (16). - С.

111-116.

5. Каткова Т.В. Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры / Т.В. Каткова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 11 (ноябрь). - С. 61-65. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15387.htm (дата обращения: 19.06.2023).

6. Лигостаева Н.Д. Физическое воспитание студенческой молодежи с использованием информационных технологии / Н.Д. Лигостаева, А.О. Алексина // OlymPlus. Гуманитарная версия. -2023. - № 1 (16). - С. 63-66.

7. Янковская Е.С. Мониторинг цифровой трансформации в Российской Федерации / Е.С. Янковская // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2021. - № 4 (80). - С 53-56.

REFERENCES

1. Vyprikov, D.V., Titovsky, A.V., Egorov, A.B. and Zapparov, R.I. (2020), "The influence of modern electronic devices and applications on the motivation of students to engage in physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 125-129.

2. Ivanova, L.A. and Kazakova, O.A. (2020), "Motor activity of university students in a pandemic", International and interregional integration in a pandemic: economic, socio-cultural and legal problems, collection of scientific articles of the All-Russian Scientific and Practical Online Conference with international participation, Samara, pp. 438-443.

3. Ivanova, L.A. and Danilova, A.M. (2020), "The role of a PR- company in the system of promoting educational services of a university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 168-172.

4. Ivanova, L.A., Ivanov, I.A. and Raznichenko, M.M. (2023), "Awareness of students in matters of a healthy lifestyle", OlymPlus. Humanitarian version, No.1 (16), pp. 111-116.

5. Katkova, T.V. (2015), "Introduction of distance educational technologies into the learning process according to the individual schedule of students of the University of Physical Culture", Concept, No. 11, available at: http://e-koncept.ru/2015/15387.htm (accessed: 19 June 2023).

6. Ligostaeva, N.D. and Aleksina, A.O. (2023), "Physical education of students using information technology", OlymPlus. Humanitarian version, No. 1 (16), pp. 63-66.

7. Yankovskaya, E.S. (2021), "Monitoring of digital transformation in the Russian Federation", Scientific notes of the St. Petersburg V.B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy, No 4 (80), pp. 53-56.

Контактная информация: aleksinaphd@gmail.com

Статья поступила в редакцию 23.06.2023

УДК 796.077

МНОГОЛЕТНЯЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГОРОДА КРАСНОДАРА В ПЕРИОД С 2012 ПО 2022

ГОДЫ

Наталья Александровна Амбарцумян, старший преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

В рамках настоящего исследования осуществлялось сравнение показателей физической подготовленности детей школьного возраста, проживавших в городе Краснодаре в 2012-м и в 2022-м годах. Цель исследования: анализ 10-летней динамики физической подготовленности детей школьного возраста г. Краснодара. Методы исследования: анализ данных научной литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. В результате проведенного констатирующего исследования можно сделать заключение о том, что с 2012 по 2022 гг общий уровень физической подготовленности школьников г. Краснодар испытывает тенденцию к снижению, что предопределяет необходимость принятия неотложных мер в отношении повышением роли физической подготовки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.