Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УСПЕВАЕМОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаучи Иван, Карева Юлия Юрьевна, Ефименко Константин Вячеславович, Марьина Наталья Владиславовна

Актуальность. Характерной чертой современного российского образования является внедрение цифровых технологий в процесс преподавания большинства дисциплин и курсов. К сожалению, процессы цифровизации практически не внедрены в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура». В исключительных случаях они носят эпизодический, бессистемный характер. Цель работы - совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе. Проведенное авторами в 2018-2019 учебном году анкетирование студентов 1-3 курсов Самарского государственного экономического университета (СГЗУ) показало, что 98 % респондентов отметили положительную роль цифровых технологий в освоении изучаемых дисциплин. С целью обоснования преимуществ цифрового подхода, а, именно, компьютеризации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура», в сентябре-декабре 2019 года на базе кафедры физического воспитания СГЗУ был проведен формирующий педагогический эксперимент, в процессе которого в учебный процесс по физическому воспитанию было внедрено электронное учебное пособие. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что предлагаемая к использованию в учебном процессе по физическому воспитанию цифровая технология позволяет активизировать познавательную деятельность студентов и существенно повысить их успеваемость не только по теоретическому, но и практическому разделу программы дисциплины «Физическая культура». Вывод: в работе показаны механизмы внедрения современных технологий в учебный процесс с целью повышения его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаучи Иван, Карева Юлия Юрьевна, Ефименко Константин Вячеславович, Марьина Наталья Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN PHYSICAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

Relevance. The characteristic feature of the modern Russian education is the introduction of digital technologies in the teaching process of most disciplines and courses. Unfortunately, the processes of digitalization are practically not implemented in the educational process in the discipline "Physical Culture". In exceptional cases, they are episodic, unsystematic in nature. The purpose of the work is to improve the educational process in the discipline "Physical Culture and Sport" at the university. The survey of the students of the 1st-3rd courses of the Samara State University of Economics (SSEU), conducted by the authors in the 2018-2019 academic year showed that 98% of respondents noted the positive role of digital technologies in the development of the studied disciplines. In order to substantiate the advantages of the digital approach, namely, the computerization of the educational process in the discipline "Physical Culture", in September-December 2019, the formative pedagogical experiment was conducted on the basis of the Department of Physical Education of the SSEU, during which the electronic textbook was introduced into the educational process of physical education. The results of the study allow us to state that the digital technology proposed for use in the educational process of physical education allows us to activate the cognitive activity of students and significantly increase their academic performance not only in the theoretical, but also in the practical section of the discipline "Physical Culture" program. Conclusion: the article shows the mechanisms of introducing modern technologies into the educational process in order to increase its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

шечной силы в нижних конечностях, которые благоприятно влияют на сохранение основной стойки хоккеиста и правильности выполнения толчковых движений при передвижении на коньках.

Анализ показателей суставных углов у испытуемых 2006 г.р. показал, что угол в коленном суставе при передвижении спиной вперед находился в пределах от 31,2° до 33,8°. При передвижении лицом вперед вариативность показателей угла в коленном суставе составила 42,1-43,2° в голеностопном суставе 12,1-13,4° и при разгибании ноги (коленный сустав толчковой ноги) 2,2-5,2°. В данной возрастной группе техника передвижения на коньках доводится до автоматизма, и корректируются недочеты, связанные с быстротой выполнения отдельно взятых фаз.

У испытуемых 2005 г.р. были выявлены следующие изменения суставных углов: так, показатель углов в коленном суставе при передвижении спиной вперед был равен от 19,4° до 20,6°. При передвижении испытуемых лицом вперед показатели угла в коленном суставе составляли 16,8 -17,5°, в голеностопном суставе 4,3 -5,5° и при разгибании ноги (коленный сустав толчковой ноги) 9,2-17,6°. По результатам исследования у игроков 2005 г.р. происходят незначительные изменения, которые характеризуются совершенствованием техники передвижения на коньках. Использование программного обеспечения «Dart-fish» при определении суставных углов, позволило выявить тенденцию уменьшения показателей с возрастом испытуемых, а значит с уровнем подготовленности занимающихся.

Вариативность индивидуальных критериев соревновательной деятельности зависит преимущественно от игровых функций спортсменов, и только затем от содержания тренировочного процесса. В связи с этим значения биомеханических характеристик должны определяться с учетом действия этих двух факторов.

Использование биомеханических характеристик в учебно-тренировочном процессе позволяет объективно определить уровень подготовленности игроков различной квалификации; выбрать оптимальные тренировочные воздействия; прогнозировать надежность игрока и эффективность его соревновательной деятельности. Для повышения уровня технической подготовленности занимающихся необходимо использовать комплексы специально-подготовительных упражнений, на льду и вне льда, которые направлены на обучение и совершенствование выполнения отдельно взятых фаз техники передвижения на коньках, также следует использовать коньки с удлиненным лезвием и роликовые коньки с удлиненной рамой, так как использование их благоприятно влияет на длину скользящего шага, и набора скорость при передвижении на коньках.

В результате исследования было выявлено что, во всех возрастных группах наблюдается положительная динамика, которая характеризуется формированием правильной техники передвижения на коньках, возрастанию силовых способностей, которые в свою очередь направлены на развитие специальной подготовки в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.

Контактная информация: popov-pavel96@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.08.2021

УДК 378.147

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

ВУЗА

Иван Гаучи, фитнес тренер, Мальтийский университет, г. Мсида, Мальта, Юлия Юрьевна Карева, старший преподаватель Самарский государственный экономический университет, Константин Вячеславович Ефименко, аспирант, Самарский государственный социально-педагогический университет, Наталья Владиславовна Марьина, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-

педагогический университет

Аннотация

Актуальность. Характерной чертой современного российского образования является внедрение цифровых технологий в процесс преподавания большинства дисциплин и курсов. К сожалению, процессы цифровизации практически не внедрены в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура». В исключительных случаях они носят эпизодический, бессистемный характер. Цель работы - совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе. Проведенное авторами в 2018-2019 учебном году анкетирование студентов 1-3 курсов Самарского государственного экономического университета (СГЭУ) показало, что 98 % респондентов отметили положительную роль цифровых технологий в освоении изучаемых дисциплин. С целью обоснования преимуществ цифрового подхода, а, именно, компьютеризации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура», в сентябре-декабре 2019 года на базе кафедры физического воспитания СГЭУ был проведен формирующий педагогический эксперимент, в процессе которого в учебный процесс по физическому воспитанию было внедрено электронное учебное пособие. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что предлагаемая к использованию в учебном процессе по физическому воспитанию цифровая технология позволяет активизировать познавательную деятельность студентов и существенно повысить их успеваемость не только по теоретическому, но и практическому разделу программы дисциплины «Физическая культура». Вывод: в работе показаны механизмы внедрения современных технологий в учебный процесс с целью повышения его эффективности.

Ключевые слова: цифровые технологии, компьютеризация, физическая культура, успеваемость, эксперимент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p48-53

DIGITAL TECHNOLOGIES IN PHYSICAL EDUCATION OF UNIVERSITY

STUDENTS

Ivan Gauci, the fitness trainer, University of Malta, Msida, Malta; Yulia Yurievna Kareva, the senior teacher, Samara State University of Economics; Konstantin Vyacheslavovich Ejimenko, the post-graduate student, Samara State University of pedagogical sciences and education; Natalia Vladislavovna Maryina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State University of pedagogical sciences and education

Abstract

Relevance. The characteristic feature of the modern Russian education is the introduction of digital technologies in the teaching process of most disciplines and courses. Unfortunately, the processes of digi-talization are practically not implemented in the educational process in the discipline "Physical Culture". In exceptional cases, they are episodic, unsystematic in nature. The purpose of the work is to improve the educational process in the discipline "Physical Culture and Sport" at the university. The survey of the students of the 1st-3rd courses of the Samara State University of Economics (SSEU), conducted by the authors in the 2018-2019 academic year showed that 98% of respondents noted the positive role of digital technologies in the development of the studied disciplines. In order to substantiate the advantages of the digital approach, namely, the computerization of the educational process in the discipline "Physical Culture", in September-December 2019, the formative pedagogical experiment was conducted on the basis of the Department of Physical Education of the SSEU, during which the electronic textbook was introduced into the educational process of physical education. The results of the study allow us to state that the digital technology proposed for use in the educational process of physical education allows us to activate the cognitive activity of students and significantly increase their academic performance not only in the theoretical, but also in the practical section of the discipline "Physical Culture" program. Conclusion: the article shows the mechanisms of introducing modern technologies into the educational process in order to increase its effectiveness.

Keywords: digital technologies, computerization, physical culture, academic performance, experiment.

Технологические характеристики современного общества способствовали включению информационных и коммуникационных технологий и появлению новых методологий обучения в образовательных пространствах. В последнее время все активнее пропагандируется использование цифровых технологий в физическом воспитании [1]. Учитывая растущую роль цифровых технологий для обучения в образовательной политике и новых учебных программах по физическому воспитанию, в российское образование все больше в учебный процесс внедряются новейшие современные методики преподавания и электронные учебные пособия. Физическому воспитанию (РЕ) и его преподавателям суждено добровольно или невольно следовать процессам цифрового погружения, связанным с массовым потреблением цифровых средств массовой информации и с текущими требованиями, как общества, так и образовательных учреждений. Компьютерные технологии являются современными и передовыми методиками обучения и широко используются в работе со студентами по большинству дисциплин и курсов. Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения. Использование компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность интенсифицировать и активизировать учебную деятельность студентов, использовать в педагогической практике психолого-педагогические разработки, позволяющие реализовывать идеи развивающего обучения. Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс. Интеграция новых информационных и коммуникационных технологий в университетское образовательное сообщество изменило способ обучения и общения со студентами, способствуя приобретению цифровых навыков. Использование цифровых технологий в учебном процессе обеспечивает переход от механического усвоения учебного материала к овладению навыками самостоятельного и активного приобретения новых знаний, умений и навыков в области физкультурно-спортивной деятельности. К сожалению, цифровые технологии редко внедряются в сферу физической культуры. Это влечет за собой ряд негативных последствий: отсутствие заинтересованности и инициативы студентов, снижение умственной активности, падение моторной плотности занятий, снижение уровня знаний, умений и навыков, приобретенных на занятиях по физической культуре в вузе. В связи с вышеизложенным, актуальными становятся вопросы модернизации программы по физической культуре в образовательных организациях [2]. Цель работы - совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе.

Задачи исследования: 1) провести анализ современного состояния проблемы исследования по данным специальной литературы; 2) выяснить мнение студентов о внедрении компьютерных технологий в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура и спорт»; 3) экспериментально обосновать эффективность использования цифровых технологий в учебном процессе по физическому воспитанию со студентами вуза.

Достижение поставленной цели и решение сформулированных задач, осуществлялось посредством представленных ниже методов исследования.

Материалы настоящего исследования получены в результате теоретического анализа и обобщения данных, представленных в специальных литературных источниках. Всего изучено около 40 источников отечественных и зарубежных авторов - специалистов в области физической культуры, спорта и цифровизации учебного процесса. Основные из них приведены в списке литературы.

Метод анкетирования применялся для выяснения современного состояния проблемы информатизации и внедрения цифровых технологий в образовательный процесс в высшей школе, в частности, в процесс физического воспитания студентов вузов. Выяснялось мнение студентов различных курсов Самарского государственного экономического университета по данной проблематике.

С целью обоснования необходимости внедрения цифровых технологий в учебный процесс по физическому воспитанию было разработано и апробировано в ходе формирующего педагогического эксперимента электронное учебное пособие по дисциплине «Физическая культура и спорт».

Анализ полученных экспериментальных данных осуществлялся при помощи методов математической статистики. Вычислялись основные статистические показатели: выборочное среднее, среднее квадратическое отклонение, ошибка выборочной средней, ко -эффициент вариации. Для вычислений использовалась программа Microsoft Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В СГЭУ в 2018-2019 учебных годах было проведено анкетирование студентов, где задавались вопросы, связанные с внедрением компьютерных технологий в физическое воспитание. Анкетирование дополнялось интервьюированием и интернет-опросом. Были опрошены 150 студентов I, II, III курсов. На один из вопросов анкетирования: («Помогает ли использование компьютерных технологий освоению учебной дисциплины?») только 2% анкетируемых дали отрицательный ответ, остальные 98% ответили положительно. Респонденты также считают, что в физическом воспитании студентов данные технологии используются недостаточно.

В СГЭУ в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» внедрены следующие компьютерные технологии: электронная база данных-мониторинг; наглядные пособия в форме презентаций и видеоматериалов по освоению техники и тактики изучаемых в вузе видов спорта. Однако, применение данных технологий носит эпизодический характер, отсутствует системный подход, недостаточно разработана методика преподавания. С целью активизации учебной деятельности студентов на занятиях физической культурой авторами предпринята попытка систематизации имеющегося в специальной литературе материала по применению компьютерных технологий в учебном процессе. На этой основе было создано электронное учебное пособие по дисциплине «Физическая культура и спорт».

Представим краткую характеристику разработанного нами электронного учебного пособия - мультимедийной гипертекстовой компьютерной программы учебного назначения, обеспечивающей:

1) системный подход в применении компьютера в образовании;

2) использование доступного и наглядного изложения теоретического материала;

3) качественное овладение практическим материалом, эффективное формирование знаний, умений и навыков.

Электронное учебное пособие представляет собой совокупность теоретического, справочно-информационного и практического материала по физической культуре. При разработке пособия был использован материал диссертационных исследований ведущих специалистов в области физической культуры и спорта.

Разработанное электронное учебное пособие состоит из трех самостоятельных и, в то же время, логически связанных между собой частей. Первая часть представляет собой презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть учебного пособия. В ней рассматриваются вопросы истории физической культуры и спорта, специфические особенности воздействия физических упражнений на организм человека, основы техники, тактики и методики обучения видам спорта, культивируемым в университете.

В следующей части электронного учебного пособия помещены презентации: «История физической культуры и спорта», «Обучение и совершенствование техники и тактики различных видов спорта», «Официальные правила соревнований по видам спорта», видеоклипы выполнения тактико-технических действий высококвалифицированными спортсменами, указываются основные ошибки техники, тактики и методика их устране-

ния. С помощью видеоряда, звука и текста студенты получают виртуальное представление о двигательном действии, учатся моделировать последовательность движений, создают представление, как об элементах техники и тактики, так и о целостном тактико-техническом приеме.

В третьей части электронного пособия представлены контрольные нормативы и оценочные таблицы, позволяющие занимающимся самостоятельно осуществлять контроль уровня подготовленности, следить за динамикой овладения техникой и тактикой видов спорта.

В педагогическом эксперименте, проведённым в сентябре-декабре 2018-2019 учебного года на базе СГЭУ, электронное учебное пособие по дисциплине «Физическая культура и спорт», было апробировано на теоретических и практических учебных занятиях со студентами I курса института систем управления СГЭУ В эксперименте приняли участие 24 студента (12 студентов - экспериментальная группа, 12 студентов - контрольная группа). Существенной разницы в уровне подготовленности студентов перед началом эксперимента не обнаружено. Студентам экспериментальной группы было предложено осваивать учебный материал по дисциплине «Физическая культура и спорт» по программе, базирующейся на использовании электронного учебного пособия. Контрольная группа занималась по традиционной программе. Занятия в обеих группах проводились одним и тем же преподавателем. Эффективность применяемой в эксперименте методики осуществлялась по динамике успеваемости студентов обеих групп по теоретическому и практическому разделам программы. Успеваемость студентов оценивалась с помощью специально разработанных электронных тестов, что обеспечило «более высокую точность и объективность автоматического судейства и значительную экономию времени, отведенного для тестирования». Для оценки успеваемости студентов использовалась пятибалльная система. Результаты эксперимента приведены в таблице.

Таблица. - Динамика показателей успеваемости студентов экспериментальной и контрольной группы в процессе формирующего педагогического эксперимента (п=12)_

Группа Разделы программы Показатели, балл Р

До эксперимента М±т После эксперимента М±т

Экспериментальная Теоретический 2,96±0,20 4,42±0,12 <0,001

Практический 2,92±0,23 4,17±0,11 <0,001

Контрольная Теоретический 2,79±0,12 2,86±0,18 >0,05

Практический 2,83+0,21 3,0±0,17 >0,05

Из таблицы следует, что показатели успеваемости студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт» (теоретический и практический разделы) в процессе эксперимента показали возрастающую динамику в обеих группах. Однако, сдвиги, обнаруженные в экспериментальной группе, оказались более значительными (р<0,001) по сравнению со сдвигами в контрольной группе (р>0,05). Это позволяет заключить, что предлагаемая к использованию методика освоения учебного материала по дисциплине «Физическая культура и спорт» имеет положительное влияние. Подтверждением тому служит улучшение успеваемости студентов не только по теоретическому, но и по практическому разделу программы.

В дополнении к вышеизложенному следует отметить достоинства методики обучения, базирующейся на использовании цифровых технологий в процессе учебных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт»:

1) быстрый поиск необходимой учебно-справочной информации, что существенно затруднено при использовании обычного учебника (повышение производительности поиска);

2) при работе с электронным учебным пособием в полной мере проявляются возможности и преимущества мультимедийных технологий (в процессе обучения эффективно реализуются основные принципы физического воспитания);

3) вся информация электронного учебного пособия может обновляться по мере необходимости (принцип актуализации информации);

4) активизируется самостоятельная деятельность студентов, что позволяет преподавателю больше внимания уделять разрешению спорных вопросов и индивидуальной помощи студентам при освоении учебного материала (принцип самостоятельности и индивидуализации);

5) повышение уровня внутренней мотивации и академических достижений (принцип новизны).

ВЫВОДЫ

Проблема настоящего исследования в специальной литературе освещена недостаточно. Внедрение инновационных компьютерных технологий позволило оптимизировать и усовершенствовать учебный процесс по дисциплине «Физическая культура и спорт», сделать его интенсивным, эффективным и качественным, повысить посещаемость студентами занятий по физической культуре, активизировать их познавательную деятельность, сформировать у студентов более глубокие знания и прочные умения и навыки. Результаты проведенного формирующего педагогического эксперимента подтвердили необходимость внедрения цифровых технологий в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура и спорт», как имеющих выраженное преимущество по сравнению с традиционными методиками преподавания данной дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметшин, Ч.И. Обучение физическому воспитанию с использованием цифровых технологий / Ч.И. Ахметшин, П.Р. Хамидуллин // Вопросы педагогики. - 2019. - № 10-1. С. 7-9.

2. Бенидзе, А.А. Актуальные вопросы модернизации программы по физической культуре в образовательных организациях МО РФ / А.А. Бенидзе, Е.С. Сотников // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 47-50.

REFERENCES

1. Akhmetshin, Ср.1. and Khamidullin, P. R. (2019), "Teaching physical education with the use of digital technologies", Voprosypedagogiki, No. 10-1, pp. 7-9.

2. Benidze, A.A. and Sotnikov, E. S. (2019), "Current issues of modernization of the physical culture program in educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp 47-50.

Контактная информация: kareva-19911987@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.08.2021

УДК 378.17

МОБИЛЬНЫЙ СЕРВИС STRAVA КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Михаил Анатольевич Гнездилов, кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский

государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово

Аннотация

В статье представлен анализ возможностей применения мобильного сервиса Strava в целях самостоятельного развития двигательной активности студентов вуза. Приводятся результаты исследования, целью которого являлась экспериментальная проверка и обоснование эффективности применения мобильного сервиса Strava. Для повышения уровня физической подготовленности студентов в условиях самостоятельных занятий по физической культуре автор рекомендует использовать мобильный сервис Strava в качестве дополнительного средства обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.