Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДАМ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крутелёва Анна Сергеевна, Хотулёва Ольга Викторовна, Ющенко Юлия Алексеевна

В современных условиях в сфере образования необходимо особое внимание уделять практическим методам подготовки к будущей профессии. В развитии необходимых навыков школьников рекомендуют применять цифровые ресурсы. С этой целью школе создаётся цифровая образовательная среда. ЦОС направлена на объединение всех участников учебного процесса посредством информационных систем. В статье авторы приводят, исходя из собственного опыта работы, наиболее хорошо зарекомендовавшие себя цифровые ресурсы. В качестве примера приводятся такие ресурсы как: «Банк заданий по функциональной грамотности», Платформа Microsoft Teams, Онлайн-доски. Авторы дают характеристику и знакомят с особенностями использования рекомендованных цифровых ресурсов. Так, предоставляемый Институтом стратегии развития образования «Банк заданий по функциональной грамотности» предлагает учащимся шесть направлений со всеми видами заданий, которые постоянно обновляются. Платформа Microsoft Teams представляет возможность - работать в онлайн-формате в виде видеоконференций. Онлайн-доски представлены следующие: MIRO, Conceptboard, Padlet. В выводах указывается, что для подготовки обучающихся к предстоящим решениям проблемных ситуаций, возникающих как в процессе решения заданий проверочных работ, так и в жизни в целом, целесообразно использовать проанализированные цифровые ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крутелёва Анна Сергеевна, Хотулёва Ольга Викторовна, Ющенко Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL RESOURCES IN TEACHING BIOLOGY AT SCHOOL

In modern conditions in the field of education, special attention should be paid to practical methods of preparation for the future profession. It is recommended to use digital resources in developing the necessary skills of schoolchildren. For this purpose, a digital educational environment is being created for the school. The DSP is aimed at uniting all participants in the educational process through information systems. In the article, the authors cite, based on their own work experience, the most well-proven digital resources. As an example, such resources as: "Functional Literacy Task Bank", Microsoft Teams Platform, Online whiteboards are given. The authors describe and introduce the features of using the recommended digital resources. Thus, the Bank of Tasks on Functional Literacy provided by the Institute of Educational Development Strategy offers students six directions with all types of tasks that are constantly updated. The Microsoft Teams platform provides an opportunity to work in an online format in the form of video conferences. Online boards are presented as follows: MIRO, Conceptboard, Padlet. The conclusions indicate that it is advisable to use the analyzed digital resources to prepare students for the upcoming solutions to problematic situations that arise both in the process of solving tasks of verification works and in life in general.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ»

3. Круподерова, Е.П. Организация проектной деятельности с помощью современных сетевых технологий / Е.П. Круподерова // Информатика и образование. - 2012. - № 1 (230). - C. 50-52

4. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. — № 71-1. -С. 193-196

5. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - №64-1. - С. 179-182

6. Круподерова, К.Р. Использование сетевой проектной деятельности для реализации компетентностного подхода в обучении / К.Р. Круподерова, А.С. Румянцева // В мире научных открытий. - 2015. - № 7.1 (67). - C. 351-359

7. Круподерова, К.Р. Критериальный подход к оцениванию результатов проектной деятельности студентов / К.Р. Круподерова // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании. - Нижний Новгород: НГПУ, 2015. - C. 107-110

8. Круподёрова, К.Р. Подготовка будущих учителей к использованию технологий дополненной и виртуальной реальности / К.Р. Круподёрова, Е.А. Гордеева, Д.Ю. Пичужкина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-3. - С. 236-238

9. Поначугин, А.В. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза / А.В. Поначугин, Ю.Н. Лапыгин // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т.7. - № 2 (27). - C. 5.

10. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 09.11.2022).

11. Степанова, Э.В. Искусственный интеллект в высшем образовании / Э.В. Степанова // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. - Красноярск, 2021. -Издательство Красноярский государственный аграрный университет. - С. 153-155

12. Samerkhanova, E.K. Implementation of the competence approach with the help of network project activities / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin, T.I. Kanyanina // Opcion. - 2019. - T. 35. - № Special Issue 19. - C. 565-590

Педагогика

УДК 372.8

студентка биолого-химического факультета Крутелёва Анна Сергеевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Аннотация. В современных условиях в сфере образования необходимо особое внимание уделять практическим методам подготовки к будущей профессии. В развитии необходимых навыков школьников рекомендуют применять цифровые ресурсы. С этой целью школе создаётся цифровая образовательная среда. ЦОС направлена на объединение всех участников учебного процесса посредством информационных систем. В статье авторы приводят, исходя из собственного опыта работы, наиболее хорошо зарекомендовавшие себя цифровые ресурсы. В качестве примера приводятся такие ресурсы как: «Банк заданий по функциональной грамотности», Платформа Microsoft Teams, Онлайн-доски. Авторы дают характеристику и знакомят с особенностями использования рекомендованных цифровых ресурсов. Так, предоставляемый Институтом стратегии развития образования «Банк заданий по функциональной грамотности» предлагает учащимся шесть направлений со всеми видами заданий, которые постоянно обновляются. Платформа Microsoft Teams представляет возможность - работать в онлайн-формате в виде видеоконференций. Онлайн-доски представлены следующие: MIRO, Conceptboard, Padlet. В выводах указывается, что для подготовки обучающихся к предстоящим решениям проблемных ситуаций, возникающих как в процессе решения заданий проверочных работ, так и в жизни в целом, целесообразно использовать проанализированные цифровые ресурсы.

Ключевые слова: цифровые ресурсы, функциональная грамотность, практические методам подготовки.

Annotation. In modern conditions in the field of education, special attention should be paid to practical methods of preparation for the future profession. It is recommended to use digital resources in developing the necessary skills of schoolchildren. For this purpose, a digital educational environment is being created for the school. The DSP is aimed at uniting all participants in the educational process through information systems. In the article, the authors cite, based on their own work experience, the most well-proven digital resources. As an example, such resources as: "Functional Literacy Task Bank", Microsoft Teams Platform, Online whiteboards are given. The authors describe and introduce the features of using the recommended digital resources. Thus, the Bank of Tasks on Functional Literacy provided by the Institute of Educational Development Strategy offers students six directions with all types of tasks that are constantly updated. The Microsoft Teams platform provides an opportunity to work in an online format in the form of video conferences. Online boards are presented as follows: MIRO, Conceptboard, Padlet. The conclusions indicate that it is advisable to use the analyzed digital resources to prepare students for the upcoming solutions to problematic situations that arise both in the process of solving tasks of verification works and in life in general.

Key words: digital resources, functional literacy, practical training methods.

Введение. В настоящее время к современному образованию предъявляются требования по формированию гармонично развитой, социально активной, творческой, конкурентоспособной личности, от которой требуется не только много знать, но и использовать знания как жизненный инструмент; не только выполнять команды, но и генерировать новые идеи, принимать нестандартные решения, уметь критически мыслить, владеть коммуникативными способностями, использовать свой потенциал для самореализации, соответственно относится к жизни, уверенно отвечать на вызов нового тысячелетия [3].

Однако, в сфере образования существует довольно значимая проблема, которая состоит в том, что обучающиеся не умеют применять свои знания в сложившихся жизненных ситуациях. Такое умение важно в условиях современности, так как мир стремительно модернизируется, появляются новые технологии. Важно уделять внимание практическим методам подготовки к будущей профессии. В развитии необходимых навыков школьников рекомендуют применять цифровые ресурсы.

Одна из основных причин неумения применять знания на практике - нежелание самого ученика учиться, углублять уже имеющиеся знания и действовать согласно им. Большую роль здесь будут играть педагог и родители, которые должны правильно мотивировать ребёнка на продуктивную учебную деятельность, а также указывать на то, где могут пригодиться полученные знания, умения и навыки. Именно от целенаправленного побуждения к действию со стороны зависит 50% успеха всего дела. Остальное зависит от самого объекта, на которого направлено такое влияние, только он решает прислушаться ему к остальным, или игнорировать. Если процесс мотивирования ученика прошел качественно, то положительный результат обучения будет очевидным. Поэтому, важно уметь правильно оказывать влияние на человека, в частности на обучающегося, поскольку от этого будет зависеть дальнейший ход развития событий.

Для того чтобы повысить мотивацию обучающихся - следует использовать при подготовке различные цифровые ресурсы. Для этого в каждой школе создаётся цифровая образовательная среда (ЦОС), направленная на объединение всех участников учебного процесса посредством информационных систем. Главной задачей Национального проекта Образование является создание современного электронного образовательного контента, отвечающего всем требованиям безопасности. Направлен на:

1. Развитие проектно-исследовательской деятельности.

2. Повышение интереса и мотивации к учебным предметам.

3. Улучшение успеваемости и результатов обучения.

4. Формирование профессиональных навыков, самооценки.

5. Самоопределение.

Изложение основного материала статьи. Современные проблемы требуют своих решений с применением знаний из различных областей: естественных и точных наук. Данные типологии прочно взаимосвязаны друг с другом и по отдельности редко функционируют, так как любое явление можно объяснить, как с точки зрения гуманитарных сведений, так и подкрепить их математическими вычислениями для полноты доказательств рассуждений. При использовании информационных компьютерных технологий в учебном процессе открываются широкие возможности, позволяющие развить познавательный интерес к предмету, сформировать информационно-коммуникационную компетентность обучающихся через интеграцию цифровых технологий в образовательный процесс [2].

Информатизация и цифровизация обучения являются основными векторами развития российского образования. Информатизация образования представляет собой комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в практику информационных средств обучения и технологий. Информатизация и цифровизация в педагогике представляют из себя не просто использование компьютерной и другой цифровой техники, а новый подход к организации процессов обучения и воспитания [1].

Далее более подробно рассмотрим естественнонаучное направление, так как на основе знаний в данной области строится мировоззрение обучающегося, его способность и готовность исследовать окружающий мир, а также отстаивать свою позицию.

В области исследования и оценки образовательных достижений обучающихся работает мониторинг по функциональной грамотности, который отвечает следующим требованиям: «Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Задания выполняются по нескольким основным составляющим:

1. Математическая грамотность.

2. Читательская грамотность.

3. Естественнонаучная грамотность.

4. Финансовая грамотность.

5. Глобальные компетенции.

6. Креативное мышление.

Каждое из направлений ставит и выполняет определённые задачи:

• Познакомить учащихся с возможными ситуациями, с которыми можно столкнуться в обычной жизни.

• Определить уровень грамотности подростков в решении поставленных проблем.

• Научить внимательно читать формулировку задания и правильно отвечать на поставленные вопросы.

• Научить чётко и доказательно отвечать на требуемые вопросы.

• Развить творческое нестандартное (креативное) мышление.

Рассматривая и анализируя данные, приведённые на официальном сайте ФИОКО (Федерального института оценки качества образования) можно сделать вывод о том, что по сравнению с другими видами грамотности естественнонаучная набирает меньшее количество баллов, а значит, школьники не умеют применять свои знания и умения в решении поставленных задач. Гуманитарные науки требуют рассудительности, внимательности, вчитывания, доказательности и понимания того, где тебе могут пригодиться твои навыки. За отсутствием этого выполнить качественно задания будет затруднительно.

Для подготовки обучающихся учителю следует обратиться к цифровым ресурсам, которых на данный момент уже большое количество и эту подготовку нужно начинать с начальной школы. В помощь педагогу можно предложить несколько платформ, которые пользуются огромным спросом и зарекомендовали себя удобными и простыми в использовании. Стоит отметить, что данные ресурсы получили большую популярность во время дистанционного обучения.

Рассмотрим первый цифровой ресурс, предоставляемый Институтом стратегии развития образования «Банк заданий по функциональной грамотности». Он предлагает учащимся все шесть направлений со всеми видами заданий, которые постоянно обновляются. Сайт удобен в использовании и не требует длительного поиска искомых видов заданий. При нажатии на вкладку «естественнонаучная грамотность» в последующем можно увидеть ссылки на документы в PDF-формате, что удобно для распечатывания, скачивания или обычного просмотра. Критерии оценивания идут отдельным столбцом к каждому виду заданий. От ученика требуется как выбрать правильные варианты ответов (тестовый формат), так и самому написать своё мнение в графе. Проблемные ситуации распределены по следующим контекстам:

• Здоровье.

• Окружающая среда.

• Природные ресурсы.

• Связь науки и технологий.

• Опасности и риски.

На основе представленных тематик можно сделать вывод о том, что естественнонаучная грамотность занимается исключительно подготовкой ребёнка к будущей жизни, сталкивая его с разными ситуациями, требующими правильного решения. В отличии от обычной урочной деятельности задания не имеют формулировки, отвечающей каким-то абстрактным условиям, а наоборот, максимально приближены к повседневности. Институт стратегии развития образования РАО определяет в условиях контекста ответ на главный вопрос: «Зачем может понадобиться то или иное естественнонаучное знание». В свою очередь не все задачи из учебника не практико-ориентированы, а значит ученику не так интересно их решать.

Платформа Microsoft Teams выступает под слоганом: «Широкие возможности для командной работы». В этом отражается её суть - работа в онлайн-формате в виде видеоконференций. Платформа удобна для использования на дистанционном обучении, для проведения внеурочных занятий из дома. Предоставлены следующие возможности:

• Общение в групповых/личных чатах, обмен документами (по типу современных мессенджеров, что популярно среди школьников).

• Осуществление звонков как внутри приложения, так и по номерам телефонов (за определённую плату).

• Участие в видеоконференциях как один на один, так и до десяти тысяч участников. Предусмотрены дополнительные функции в виде демонстрации экрана, рисования, предоставления общего доступа и т.д.

• Важный параметр-совместная работа. MS Teams работает совместно с Office, что позволяет участникам конференции осуществлять деятельность в презентациях PowerPoint, текстовом редакторе Word, конструкторе таблиц Excel и прочих.

Этапы регистрации в приложении подробно описаны на официальном сайте.

Учитель, применяя данную платформу может организовать плодотворную командную работу для решения практико-ориентированных задач с использованием всевозможных дополнительных приложений. Все обучающиеся будут задействованы в учебной деятельности, так как осуществляется полный контроль за участниками конференции.

Онлайн-доски - удобный инструмент для взаимодействия учителя с учениками. Среди множества можно выделить следующие:

1. MIRO - выделяется не только за счёт качественного рисования, но и благодаря наличию в ней шаблонов блок-схем. Они позволяют ученикам организовывать планирование, создавать интеллект-карты. Кроме этого подходит для групповой работы, учитель может организовывать мозговой штурм, решение проблемных задач в команде. Школьники легко освоятся в данном приложении, оно довольно просто устроено и удобно в использовании. Есть функции создания заметок, комментариев, записи своих идей, ведение так называемого дневника и т.д. Свои работы можно сохранить в различных форматах и на разные платформы для хранения информации.

2. Conceptboard -платформа для проведения онлайн - конференций. На данной доске, как и на всех, можно писать, рисовать, вставлять различные фигуры, но главная возможность-проводить всё в форме визуального сотрудничества. Платная подписка позволяет участникам конференции перетаскивать объекты, находящиеся на доске. Бесплатная версия этого не подразумевает, т.е. можно только наблюдать за организатором. Однако, это не портит впечатления о ресурсе, так как он по-своему индивидуален и удобен.

3. Онлайн-доска Padlet. Подойдёт для осуществления проектной деятельности, решения поставленных проблем и задач в условиях настоящего времени. На выбор представлены разновидности шаблонов записок, списков, хронологий, холстов, сеток. Ответ или суждение ученика на задачу автоматически появляется на общем холсте, где либо все могут увидеть мнение ребёнка, либо только учитель (в зависимости от настроек просмотра записей участников). Доска яркая, интересна при рассматривании и работе, позволяет применить свои дизайнерские и креативные способности, выбрав фоновые цвета, шрифты, виды личных записей. Учитель может комментировать работу каждого ученика, оценить её, исправить, проследить за выполнением и общей работой любого участника.

Не мало важно умение обучающегося правильно читать. Правильно не только с точки зрения грамматических и лексических норм, но и осмысления прочитанного, определения сути текста и выделения из него необходимой информации. Большинство заданий по естественнонаучной грамотности школьники не могут решить в силу того, что не вчитываются и не пытаются понять, что от них требуется и где это искать. Отсутствуют навыки анализа, синтеза, преобладает слабая внимательность и сосредоточенность на задании. Для тренировки данных умений создан следующий цифровой ресурс под названием PIRLS. Направлен на развитие читательской грамотности, которая очень важна и для естественнонаучного направления. На официальном сайте представлены варианты текстов с заданий к ним. В организации просто и понятно устроен.

Мониторинговое исследование TIMSS позволяет проанализировать математическую и естественнонаучную грамотность учеников четвёртых и восьмых классов. Представляет собой тестовые задания с выбором вариантов ответа, либо самостоятельным ответом. Работа проводится раз в четыре года, чтобы узнать уровень подготовки каждого по математике и гуманитарным наукам. Задания практико-ориентированы, практически каждое сопровождается иллюстрацией для полной картинки исследуемого, требуют внимательности, понимания формулировки и требуемых результатов.

Для осуществления продуктивной работы с представленными цифровыми ресурсами в условиях школьного кабинета требуются следующие средства цифровизации:

1. Интерактивная доска.

2. Проектор.

3. Персональный компьютер или ноутбук. По возможности по ноутбуку на парту.

4. Принтер.

5. Документ-камера.

Если работа происходит в дистанционных условиях, то достаточно наличия компьютера с устойчивым Интернет-соединением, чтобы не происходило разрыва подключения и как следствие остановки учебной деятельности.

Выводы. Таким образом развитие у ребёнка естественнонаучного мировоззрения предельно важно для формирования целостной личности, обладающей необходимыми качествами, полезными для жизни в современном мире. Посредством анализа результатов мониторинговых работ обучающихся разных школ было выяснено, что естественнонаучная грамотность в отличии от других видов исследований отстаёт по качеству. Поэтому, опираясь на интересы современных школьников, были проанализированы и рекомендованы цифровые ресурсы и платформы, позволяющие качественно подготовить детей к предстоящим решениям проблемных ситуаций, возникающих как в процессе решения заданий проверочных работ, так и в жизни в целом.

Литература:

1. Ильин, И.И. Использование современных цифровых технологий в преподавании биологии / И.И Ильин, Ю.А. Ющенко // Студенческая наука Подмосковью: Сборник материалов Международной научной конференции молодых ученых. - Орехово-Зуево: ГГТУ, 2022. - С. 269-274

2. Недосекина, И.И. Из опыта использования ряда информационных технологий при дистанционном обучении биологии / О.В. Хотулёва, Ю.А. Ющенко // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2022. - № 76-2. -С. 215-218

3. Хотулёва, О.В. Методы и технологии формирования специальных компетенций на уроках биологии / О.В. Хотулёва, Г.В. Егорова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2018. - № 61-2. - С. 224-227

Педагогика

УДК 377.6

кандидат педагогических наук, доцент Крылова Татьяна Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Климова Елена Зуферовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье авторами охарактеризована необходимость ориентации педагогов на новые требования, внедрение инноваций в образовательную деятельность, повышение активности в организации взаимодействия образовательных учреждений, социальных партнеров, семьи. В результате исследования были выявлены основные компоненты модели управления педагогическим персоналом, к которым относятся организационно-содержательный, технологический и профессионально-кадровый компоненты. Рассмотрена сущность и классификация методов управления педагогическими кадрами. В рамках научного исследования были изучены методы управления педагогическими кадрами одного из нижегородских дошкольных учреждений. Выявлены особенности и основные проблемы их применения. Разработаны основные рекомендации по совершенствованию экономических и социально-психологических методов управления персоналом дошкольного учреждения.

Ключевые слова: система управления персоналом, методы управления педагогическими кадрами, дошкольное учреждение.

Annotation. In the article, the authors describe the need for teachers to focus on new requirements, the introduction of innovations in educational activities, increased activity in the organization of interaction between educational institutions, social partners, and families. As a result of the research, the main components of the pedagogical personnel management model were identified, which include organizational and content, technological and professional personnel components. The essence and classification of methods of management of pedagogical personnel are considered. As part of the scientific research, the methods of managing the teaching staff of one of the Nizhny Novgorod preschool institutions were studied. The features and main problems of their application are revealed. The main recommendations for improving the economic and socio-psychological methods of personnel management of preschool institutions have been developed.

Key words: personnel management system, methods of pedagogical personnel management, preschool institution.

Введение. Решение задач по обеспечению конкурентоспособной системы образования требует наличия в ней кадров с новыми компетенциями и с высокой мотивацией. Это объясняет принятие кардинальных решений по формированию базовых профессиональных компетенций педагогов, по привлечению талантливых и успешных людей в сферу образования. На фоне ключевых изменений в российском образовании существует необходимость ориентации педагогов на новые требования, внедрение инноваций в образовательную деятельность, повышение активности в организации взаимодействия образовательных учреждений, социальных партнеров, семьи.

Изучением методов управления педагогическими кадрами в образовательных учреждениях занимались Мальцева Т.И., Сапунова В.М., Кузива А.П., Кучина О.В. и другие.

Отличительной особенностью педагогических кадров является то, что они в первую очередь занимаются интеллектуальной деятельностью. Главной целью их работы выступает не получение прибыли, а передача знаний молодому поколению. В связи с этим применение стандартных методов управления не принесет необходимый результат, и даже может снизить интерес педагогических работников к работе, поэтому при выборе методов управления руководителям образовательных учреждений следует учитывать разноплановость их работы [1].

Мальцева Т.И. выделяет 3 основных компонента управления педагогическими кадрами (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.