Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. №1
М . А . Абсатова
система учебных заданий в курсе «педагогический дизайн в высшей школе»: особенности и опыт преподавания
(Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Республика Казахстан, г. Алматы; e-mail: [email protected])
В статье рассказывается о педагогическом опыте автора в работе с обучающимися образовательной программы 7М 01101 «Педагогика и психология» Казахского национального педагогического университета имени Абая, г. Алматы, Республика Казахстан. Обсуждается программа авторского курса «Педагогический дизайн в высшем образовании». Данный курс был внедрен в связи с переходом на онлайн обучение в образовательную программу по специальности 7М 01101 «Педагогика и психология» КазНПУ им. Абая. В статье раскрывается опыт организации онлайн обучения с использованием всех возможностей онлайн платформ Zoom (сессионные залы), Google, Microsoft Teams. Автор делится опытом реализации некоторых инновационных методов, таких как проектный метод, мозговой штурм, ромашка Блума, синквейн, ДДЗ, бортовой журнал, метод пяти шляп, ПОПС формула, Фишбоун и Case-study. В таблице приводится расчет часов занятий и баллы самостоятельных работ, где обучающиеся могут ознакомиться с силлабусом данного курса, размещенным в информационной системе автоматизации учебного процесса «Univer 2.0». Раскрыты аспекты использования в педагогическом процессе вуза цифровых платформ, ресурсов: онлайн доски Padlet, Jamboard, интеллект карты в онлайн-сервисе mindmeister.com, инструментов оценивания результатов Google.forms, сервиса для создания упражнений или заданий Learning.apps. По окончании обучения была проведена анкета оценки эффективности курса «Педагогический дизайн в высшем образовании», обсуждаются результаты-ответы обучающихся.
Ключевые слова: педагогический дизайн; высшее учебное заведение; цифровые ресурсы; обучающиеся; инновационные методы.
Профессиональный стандарт «Педагог» от 2017 г . , утвержденный Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атаме-кен» определяет: «Педагогическая деятельность — это не прямое воздействие одного человека на другого, а их взаимодействие» . Данный стандарт является одним из четырех основных элементов национальной системы квалификаций, на его основе разрабатываются образовательные программы по педагогическим специальностям . В качестве основных ценностей профессии выделяется «гибкость и адаптируемость» [3]. Также в Законе Республики Казахстан «О статусе педагога» от 27 декабря 2019 г . (с изменениями по состоянию на 31.03. 2021 г .) Статья 4 . Статус педагога гласит: «В республике Казахстан признается особый статус педагога, обеспечивающий условия для осуществления им профессиональной
деятельности», Статья 15. Обязанности педагога: «Педагог обязан развивать у обучающихся жизненные навыки, компетенции и самостоятельность» [1].
Для решения вышеуказанных задач, на наш взгляд, потребовалось пересмотреть образовательные программы по специальности 7М01101 «Педагогика и психология» с учетом новых позиций, обозначенных в нормативно-правовых документах . Рабочей группой в составе разработчиков был проанализирован богатый опыт подготовки педагогов по данному направлению, т.е . образовательные программы послевузовского образования в следующих высших учебных заведениях Российской Федерации:
1. ГОСО МОН РФ «Психолого-педагогическое образование», уровень магистратуры;
2 . Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М .В . Ломоносова», направление ОП 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Педагогика и психология профессионального образования»;
3 . ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», направление ОП 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Педагогика и психология воспитания»;
4 . Томский государственный педагогический университет, аспирантура, направление подготовки ОП 44.06.01 Образование и педагогические науки: направленность (профиль) Общая педагогика, история педагогики и образования, квалификация выпускника «Исследователь . Преподаватель-исследователь»;
5 . Алтайский государственный технический университет имени И .И . Ползунова ОП по подготовке аспирантов по специальности «13 .00 .01 Общая педагогика, история педагогики и образования» .
Анализ вышеуказанных образовательных программ и нормативно-правовых документов системы образования Республики Казахстан показал необходимость внесения изменений в образовательную программу «7М01101-Педагогика и психология» с учетом таких ключевых позиций, как реализация системы дублинских дескрипторов и проектирование компетентностной модели выпускника магистратуры
Целью образовательной программы была определена подготовка магистра педагогики и психологии, осуществляющего психолого-педагогическое и методическое сопровождение основных и дополнительных программ, психолого-педагогическую экспертизу образовательной среды и консультирование субъектов педагогического процесса; обладающего готовностью проектировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся, исходя из психофизиологических и эмоциональных характеристик [2]. Магистр педагогики и психологии данной
образовательной программы должен осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: образовательная (педагогическая), учебно-воспитательная, учебно-технологическая, социально-педагогическая, экспериментально-исследовательская, организационно-управленческая, информационно-коммуникационная.
Необходимо отметить, что образовательная программа включает в себя цикл базовых и профилирующих дисциплин в соответствии ГОСО РК, которые распределялись по определенным модулям . Хотелось бы остановиться на некоторых особенностях данной программы в плане обновления модулей и соответственно дисциплин данных модулей . Представляет интерес модуль «Дистанционное обучение», направленный на изучение таких курсов, как «Педагогический дизайн в высшем образовании» и «Виртуальная мобильность современного педагога-психолога» . Как разработчику данной ОП нам была предоставлена возможность ведения курса по выбору «Педагогический дизайн в высшем образовании» с 5 БСТБ . Данный курс был построен с учетом перехода на онлайн обучение в условиях пандемии . Слушатели курса были мотивированы и заинтересованы изучением дисциплины, так как на онлайн обучение перешли все образовательные организации республики, в том числе и школы, где они вели те или иные предметы и своевременное практическое освоение цифровых ресурсов, платформ и инструментов помогло бы более эффективно использовать время, охватить большее количество обучающихся и акцентировать внимание на качестве обучения .
Описываемый курс был внедрен с текущего 2021-2022 учебного года и читался на полиязычном и русском отделениях магистратуры научно-педагогического направления . Полиязычное отделение включает в себя ведение предметов на трех языках: государственном казахском языке, русском и английском языках . Необходимо отметить, что до внедрения дисциплины автор-разработчик прошла несколько курсов повышения квалификации, в том числе «Цифровой педагог-1» 2020 г . , «Цифровой пе-дагог-2» 2021 г . , с отличием защитив проекты по завершению курса и получив сертификат с отличием в номинации «Инновационный педагог» .
Основная цель изучения дисциплины: сформировать у обучающихся знания в области педагогического проектирования (дизайна), способность реализовать целостный педагогический процесс в вузе на основе современных цифровых технологий, навыки диагностики учебно-воспитательного процесса с помощью онлайн платформ, компетенции проектирования среды обучения на основе концепций и моделей, принципов электронного обучения с использованием инновационных, информационно-коммуникационных методов
Задачами дисциплины «Педагогический дизайн в высшем образовании» является формирование следующих результатов обучения:
1. Обобщать знания по актуальным проблемам педагогического дизайна;
2 . Классифицировать концептуальные положения педагогического дизайна в контексте современной парадигмы образования, принципов и методов цифровой образовательной среды;
3 . Оценивать качество цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования;
4 . Разрабатывать элементы электронного курса с применением курсов педагогического дизайна;
5 . Принимать решения в проектировании электронного обучения с использованием современных инновационных, информационно-коммуникационных методов .
В таблице представлен календарь реализации тематики курса .
Таблица. Календарь реализации тематики учебного курса
Неделя Темы занятий часы баллы
1 Лекция1. Цель и задачи курса «Педагогический дизайн в высшем образовании» 1 3
Семинар1. Педагогический дизайн-область науки и практической деятельности 1 5
2 Лекция 2. Педагогический дизайн как процесс проектирования среды обучения 1 3
Семинар 2. Образовательная среда как условие формирования личности 1 5
СРМ* Создать Jamboard доску и разработать задание по теме . Скрин и ссылку разместить на Padlet доске https://padlet . com/absatovamar1/qt1uyupswne1mfyk - 14
3 Лекция 3. Принципы педагогического дизайна 1 3
Семинар 3. Характеристика основных принципов педагогического дизайна 1 5
СРМ Разработать интеллект карту в онлайн-сервисе mindmeister.com. Скрин и ссылку разместить на Padlet доске - 16
4 Лекция 4. Модели педагогического дизайна 1 3
Семинар 4. Модели SMART, ADDIE 1 5
5 Лекция 5. Этапы педагогического дизайна 1 3
Семинар 5. Организация информационного взаимодействия участников образовательного процесса 1 5
СРМ Используя шаблоны на платформе Learning.apps, разработать задание или упражнение сопоставление . Скрин и ссылку разместить на Padlet доске - 14
6-7 Лекция 6-7. Цифровые учебные материалы как объект проектирования 2 6
Семинар 6-7. Планирование процедур разработки учебных материалов 2 10
Рубежный контроль 1 100
8-9 Лекция 8-9 . Цифровые инструменты и технологии 2 3
Семинар 8-9 . Программы подготовки электронных презентаций 2 10
СРМ Разработать презентацию на онлайн платформе Canva по теме «Программы электронных презентаций» и разместить на Padlet доске - 16
10 Лекция 10 . Сервисы для создания интерактивных упражнений 1 3
Семинар 10 . Онлайн-сервисы Flippity. com, Coreapp . ai 1 5
11 Лекция 11. Интерактивные онлайн доски 1 3
Семинар 11. Работа на онлайн досках Miro, Padlet, Scrumbl 1 5
СРМ Разработка проекта лекции или семинара для студентов по дистанционному курсу с учетом всех этапов проведения занятия на сервисе Coreapp . ai - 14
12 Лекция 12 . Интерактивные методы и формы обучения 1 3
Семинар 12 . Организация обучения, основанного на взаимодействии 1 5
СРМ Используя инструменты оценивания результатов обучения Google . forms, Quizizz, Simpoll разработать тесты по теме - 14
13 Лекция 13 . Открытые образовательные ресурсы 1 3
Семинар 13 . Проектирование открытых онлайн курсов 1 5
14-15 Лекция 14-15 . Образовательные платформы и сайты Республики Казахстан 2 6
Семинар 14-15 . Комплексы учебных ресурсов для обучающихся и педагогов 2 10
Рубежный контроль 2 100
*- самостоятельная работа магистранта
Обучающиеся могут сразу увидеть расчет часов занятий и баллы самостоятельных работ при ознакомлении с силлабусом данного курса, который размещается на информационной системе автоматизации учебного процесса «Univer 2 . 0» (существует и мобильное приложение Univer для сотовых телефонов). Таким образом, обучающийся, ознакомившись с силлабусом, будет знать и рассчитывать свои баллы . Допустим, за посещение лекции выставляется 3 балла, а за активное выступление на практических занятиях — 5 баллов, за выполненную и вовремя сданную самостоятельную работу он получает до 16 баллов .
Занятия в условиях онлайн обучения проходили на платформе Zoom, но в тоже время мы старались активно взаимодействовать . Одним из принципиальных позиций организации обучения было то, что мы в педагогическом процессе реализовывали метод перевернутого класса, т .е . изначально давали материал для самостоятельного усвоения обучающимися, далее магистранты могли обменяться некоторыми своими достижениями между собой в группе . Только после этой самостоятельной работы мы обсуждали на занятиях с помощью вопросно-ответной беседы
и пытались раскрыть более широко вопросы, охватив те или иные моменты изучаемой темы .
На занятиях мы использовали также такие инновационные методы и технологии, такие, как Case-study, проектный метод, мозговой штурм, ромашку Блума, синквейн, ДДЗ (дневник двойной записи), бортовой журнал, метод пяти шляп, ПОПС формулу, фишбоун и др . Одной из отличительных особенностей наших занятий было то, что мы акцентировали внимание на групповых и парных работах . Именно в таких видах работ мы можем сформировать у обучающихся такие качества и способности, как командный дух, толерантность, взаимообучение, взаимовыручку, лидерство, сотрудничество, общение, умение выслушивать, представлять свои идеи, умения доказывать свою позицию, принимая с уважением позиции окружающих .
Групповые или парные работы на платформе Zoom легко было организовать через сессионные залы, где можно разделить на группы автоматически или вручную, учитывая уровень подготовленности участников . Необходимо отметить, что занятия мы организовывали в инновационных формах: проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция с заранее запланированными ошибками, семинар деловая игра, ролевая игра, семинар-экскурсия и др . Особенностью представления информации по освоению курса является то, что все самостоятельные работы магистранты размещают на онлайн доске Padlet, которая была создана преподавателем заранее . Назовем отличительные особенности онлайн доски:
- преподаватель в условиях онлайн обучения не теряет время на сбор самостоятельных работ обучающихся, предварительно создав доску, высылает ссылку участникам;
- преподаватель может проконтролировать срок сдачи работы, так как на доске появляется время прикрепления материала магистрантом;
- педагог освобождает себя от дополнительного разъяснения деталей разработки заданий на онлайн платформах, в данном случае обучающиеся могут увидеть, просмотреть работы своих сокурсников и обменяться вопросами по проектированию;
- на доске открыт доступ для комментариев, т.е . педагог может оценить и прокомментировать каждую работу, также и другим участникам образовательного процесса предоставляется возможность оценить или прокомментировать работы сокурсников
Следующий пример — это разработка ментальной карты, которая помогает обучающимся быстро ориентироваться в усвоении материала, представив его в виде системы, состоящей из основного и дополнительных элементов .
По данному курсу аттестация была организована в виде разработки и защиты проектных работ на платформе Microsoft Teams . В соответствии с расписанием экзамена обучающиеся заходили на платформу Microsoft
Teams и генератором случайных чисел онлайн мы определяли тему индивидуальных проектных работ . Для проведения исследования у них была неделя и по истечении срока они прикрепляли свои работы на платформу Microsoft Teams . На платформе данные проекты проходили проверку на антиплагиат и только после этой проверки мы организовывали публичную защиту проектов . С критериями оценивания проектных работ обучающиеся знакомятся во время нашей последней встречи на занятиях, чтобы они представляли ответственность и логику разработки проектов .
По завершении курса мы предлагаем в качестве обратной связи разработанную нами в Google . forms анкету . Нами получены следующие результаты: на вопрос о том, применяли ли полученные знания в своей профессиональной деятельности 83,3% респондентов ответили, что применяют на практике полученные знания, 16,7% возможно применили бы . На вопрос о том, какие результаты магистранты планируют получить после курса 50% хотят освоить новые цифровые ресурсы, 16,7% внедрить усвоенные цифровые ресурсы в свою профессиональную деятельность, 33,3% совершенствовать свои знания и навыки .
Чтобы реально проявить качество обучения, современный преподаватель вуза должен идти в ногу со временем, осваивать новые цифровые платформы, ресурсы, инструменты для эффективного сотрудничества участников образовательного процесса . В условиях онлайн обучения педагог должен самостоятельно совершенствовать свои знания, способности, навыки в овладении инновационными методами, приемами и формами обучения, так как только в таких условиях можно обеспечивать заложенные в нормативно-правовых документах республики Казахстан в области образования навыки и качества обучающихся: «гибкость, адаптируемость, развитие жизненных умений и компетенций обучающихся» .
Литература
1. Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» от 27 декабря 2019 г . (с изменениями по состоянию на 31.03.2021) URL: https://online . zakon . kz/Document/?doc_id=32091648&pos=3;-106#pos=3;-106 (Дата обращения 29.03.2022)
2. Образовательная программа по специальности 7М01101-Педагогика и психология КазНПУ им. Абая . URL: https://abaiuniversity. edu . kz/docs/ op/master/7M01101_. pdf (Дата обращения 29.03.2022)
3. Профессиональный стандарт РК «Педагог» 08 июня 2017 г.
Сведения об авторе
Абсатова Марфуга Абсатовна — доктор педагогических наук, профессор
Казахского национального педагогического университета имени Абая, Республика Казахстан, г. Алматы. Стажер-исследователь факультета педа-
гогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: absatovamar@ mail.ru
The system of educational tasks in the course «pedagogical design in higher education»: features and teaching experience
M . A. Absatova
The article describes the author's personal pedagogical experience in working with students of the educational program 7M01101-Pedagogy and Psychology of the Kazakh National Pedagogical University named after Abai, Almaty, Republic of Kazakhstan. The author cites the program of the author's course «Pedagogical design in higher education». This course was introduced in connection with the transition to online training in the educational program in the specialty 7M01101-Pedagogy and psychology of KazNPU Abai, where the author is one of the developers of the educational program. The article reveals the experience of organizing online training, using all the features of the online platforms Zoom (session rooms), Google, Microsoft Teams. The author shares the experience of implementing innovative methods, such as the project method, Brainstorming, Bloom's chamomile, Cinquain, DEJ, Onboard magazine, the Five Hats Method, PRES formula, Fishbone, and in particular gives an example of using Case-study. The table shows the calculation of the hours of classes and the scores of independent works, where students can familiarize themselves with the syllabus of this course, posted on the information system for automating the educational process «Univer 2.0». The author tried to reveal the use of digital platforms and resources in the pedagogical process of the university: online boards Padlet, Jamboard, intelligence maps in the online service mindmeister.com, Google.forms results assessment tools, a service for creating exercises or tasks Learning.apps. The article provides examples of individual independent work of students attached to the online Padlet board. At the end, a questionnaire was conducted to assess the effectiveness of the course «Pedagogical design in higher education» and the results were shown-the answers of the students.
Keywords: pedagogical design; higher education institution; digital resources; students; innovative methods.
References
1 . 1. The Law of the Republic of Kazakhstan «On the status of a teacher» dated
December 27, 2019 (as amended as of March 31, 2021)
2 . 2. Educational program in the specialty 7M01101 Pedagogy and psychology
of Abai KazNPU .
3 . 3 . Professional standard of RK «Teacher» June 08, 2017.
About the Author
Absatova Marfuga A. — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Kazakh National Pedagogical University named after Abai, Almaty, Republic of Kazakhstan. Trainee researcher at the Faculty of Pedagogical Education of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: absatovamar@ mail.ru