Научная статья на тему 'Применение труда иностранных работников: несовершенство законодательства и проблемы правоприменения'

Применение труда иностранных работников: несовершенство законодательства и проблемы правоприменения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
510
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ / ТРУД РАБОТНИКОВ-МИГРАНТОВ / НОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / FOREIGN EMPLOYEES / FOREIGN LABOR FORCE / LEGAL NORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жильцова Юлия Владимировна

В связи с тем, что Россия в последнее десятилетие стала активно привлекать иностранных работников, учитывая последние изменения в миграционном законодательстве, которые упростили порядок трудоустройства иностранных работников, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, автор исследует проблемы регулирования труда работников-мигрантов, в частности проблемы, связанные с трудоустройством иностранной рабочей силы. Некоторые из них связаны с несовершенством законодательства, некоторые со сложностями реализации норм законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Labor Force: Imperfection of Legal System and Problems of Application

Russia attracted lots of foreign workers during the last years. The most recent changes in migration law made an employment process for foreign workers easier and visa-free. The author analyzes difficulties related to job placement for foreign workers. A big part of these problems is stipulated by legal gaps or by difficulties in implementation of legal norms.

Текст научной работы на тему «Применение труда иностранных работников: несовершенство законодательства и проблемы правоприменения»

ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ: НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОДАТЕЛЬСТВА И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Ю.В. Жильцова, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового

права УрГЮА

Россия за последнее десятилетие превратилась в крупнейшего реципиента иностранной рабочей силы на постсоветском пространстве. В связи с последними изменениями в миграционном законодательстве, которые упростили порядок привлечения иностранных работников, прибывших в порядке, не требующем получения визы, трудоустроенных иностранцев на территории России значительно прибавилось. Так, в Свердловской области в 2003 году было выдано 2800 разрешений на работу иностранным гражданам, тогда как в 2007 году эта цифра превышает 100000. Но проблемы регулирования труда мигрантов не исчезают, более того в связи с увеличением числа иностранных работников они становятся еще более острыми.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г иностранным работником признается иностранный гражданин, работающий в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Видится некорректным такое определение, поскольку Трудовой кодекс РФ под работником понимает лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20), т.е. заключившее трудовой договор. Целесообразно заменить в названном Федеральном законе термин «иностранный работник» на термин «трудящийся-мигрант», широко используемый в международном праве. Международная Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г под трудящимся-мигрантом понимает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является. Подобное понятие трудящегося мигранта содержится в Соглашении о сотрудничестве в области миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» от 15 апреля 1994 г., заключенном Российской Федерацией, Азербайджанской, Кыргызской

Республиками, Республиками Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистаном и Украиной. Понятие «оплачиваемая деятельность» охватывает все виды занятости как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам.

На практике существует много проблем, связанных с трудоустройством иностранной рабочей силы. Некоторые из них связаны с несовершенством законодательства, некоторые - с «техническими» сложностями реализации норм права.

Произошедшие коренные изменения в миграционном законодательстве повлекли и проблемы правоприменения.

Согласно ст. 13 1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в отношении иностранных работников, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, действует упрощенный порядок трудоустройства. В отношении данной группы мигрантов у работодателя (заказчика) нет обязанности получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный работник обращается с заявлением о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, осуществляющую в установленном порядке трудоустройство граждан, или через своего представителя в орган миграционной службы. Разрешение на работу выдается иностранному работнику лично1 Данная норма приводит к сложностям в работе Федеральной миграционной службы, поскольку иностранные работники не всегда достаточно владеют русским языком, поэтому вопреки установленным срокам выдачи приходят за разрешениями ранее срока, что приводит к очередям и дестабилизации работы органов миграционной службы. Одним из решений проблемы может быть предоставление права получения разрешения на работу не только лично иностранному работнику, но и организации, осуществляющей трудоустройство иностранных

Жильцова Ю.В.

Применение труда иностранных работников: несовершенство законодательства и проблемы...

граждан (в том числе и частному агентству занятости), а также лицу, выступающему в соответствии с гражданским законодательством РФ в качестве его представителя.

Работодателю (заказчику) Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» при привлечении иностранных работников, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, вменена обязанность уведомлять о таких привлечениях территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте. Данное уведомление должно быть произведено в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового или гражданско-правового договора выполнения работ или оказания услуг Данное уведомление может представляться непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости либо через организацию федеральной почтовой службы2 На практике же возникла ситуация, при которой полученных уведомлений на 30-50 % меньше, чем выданных разрешений на работу Это делает бесконтрольной занятость мигрантов.

На практике иностранными гражданами не выполняется требование п. 55 Постановления Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ» от 15 ноября 2006 г Данная норма предусматривает обязанность иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, и получившего разрешение на работу на срок более 90 суток, предоставить в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу в орган миграционной службы документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ3, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого ВИЧ (ВИЧ-инфекции). Такая ситуация не гарантирует соблюдения санитарно-эпидемиологического режима и угрожает здоровью граждан РФ

Также это порождает и иную проблему В соответствии подп. 10 п. 9 Постановления Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления

иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ» аннулирование разрешения на работу производится, если иностранный гражданин является больным наркоманией, не имеет сертификата об отсутствии ВИЧ либо страдает заболеванием, которое представляет опасность для окружающих. Так, в Свердловской области за 2007 год было аннулировано 27 000 разрешений. Но не всегда работодатели знают об аннулировании, и иностранный работник принимается на работу

Для предотвращения подобных случаев оправданным было бы предусмотреть необходимость предоставления необходимых медицинских документов до выдачи разрешения на работу

Немалое количество «белых пятен» остается и в регулировании собственно трудовых отношений с иностранными работниками.

Прежде всего в российском законодательстве нет указания на обязанность заключения срочного трудового договора с иностранным работником, прибывшим для занятия трудовой деятельностью, несмотря на то что с данной категорией работников может быть заключен только срочный договор, что вытекает из временного нахождения в РФ и выдаваемого временного разрешения на работу В связи с этим на практике Федеральная миграционная служба требует от работодателей заключения срочного трудового договора с работниками, а государственная инспекция труда дает абсолютно противоположные рекомендации: в отношении некоторых работодателей выносятся предписания об устранении нарушений, вызванных заключением договора с иностранными работниками на неопределенный срок (что не соответствует действующему трудовому законодательству, так как формального указания на необходимость заключения с данными работниками срочного трудового договора нет ни в ТК РФ, ни в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан»), а в отношении других - выносятся предписания об устранении нарушений, вызванных заключением срочного трудового договора (что ставит работодателя перед дилеммой: или соблюдать те требования, которые предъявляет Федеральная миграционная служба, или формально соблюсти нормы трудового законодательства).

На практике возникают сложности при реализации некоторых норм ТК РФ, связанных с ознакомлением с приказами работода-

Серия «Право», выпуск 15

73

Проблемы и вопросы гражданского права

теля и дачей работником письменных объяснений, в тех случаях, если иностранный работник не владеет или владеет не в полной мере русским языком. Законодательство не предусматривает необходимость перевода данных документов на родной язык работника, равно как и дачу письменных объяснений на языке работника. Подобные ситуации должны быть решены на уровне законодательства.

К сожалению, иностранные работники до сих пор являются самой дискриминационной группой. Так, нередко работодатели считают, что данных работников нельзя принимать на работу, связанную с необходимостью заключить договор о полной материальной ответственности, но это мнение не соответствует законодательству, поскольку никаких ограничений оно в отношении иностранных работников не предусматривает. В отношении данной категории работников до сих пор проявляется дискриминация в оплате труда, они по-прежнему считаются «дешевой рабочей силой», более того работодатели не бояться ущемлять в трудовых правах мигрантов, так как уверены в том, что защищать свои права данные работники не будут. Строгий запрет дискриминации должен предусматриваться в российском законодательстве.

Пробелом законодательства является также отсутствие специального регулирования трудовой миграции в рамках транснациональных компаний. Видится необходимым развитие международного сотрудничества по данной проблеме, поскольку иностранных

работников данных предприятий сложно оценивать как трудящихся-мигрантов, так как их цель приезда в страну - не трудоустройство, а продолжение работы в рамках уже избранного работодателя.

В России по сей день нет нормативного акта, регулирующего так называемый «заемный труд», хотя на практике это явление уже широко распространено. В то же время использование труда мигрантов при заемном труде весьма проблематично: неясно на ком лежат обязанности по соблюдению порядка привлечения иностранных работников и кто несет ответственность за незаконное привлечение иностранной рабочей силы.

Все вышеназванные проблемы являются актуальными и требуют немедленного законодательного разрешения.

1 Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ».

2 Постановление Правительства РФ от 18 марта 2008 г «Об утверждении правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу».

3 Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2003 г № 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в РФ».

Статья поступила в редакиию 30 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.