Научная статья на тему 'Применение технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики) в коррекционнореабилитационной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи'

Применение технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики) в коррекционнореабилитационной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
350
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юматова Д.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики) в коррекционнореабилитационной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

ОРТОБИОТИКА

, ЯКУ

Применение технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики) в коррекционно-реабилитационной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Д. Б. Юматова, зав. отделением психолого-педагогической помощи ГБУСО МО «Железнодорожный СРЦН «Горизонт», г. Железнодорожный Московской области

Практически все дети, посещающие Железнодорожный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Горизонт», имеют патологию речи. Контингент детей довольно неоднородный, но общим для них является:

— наличие органических нарушений головного мозга,

— пониженная речевая активность,

— отставание психомоторного развития от возрастной нормы (они часто неуклюжи, с трудом ориентируются в пространстве, плохо следят глазами за движущимся предметом, не владеют простыми двигательными навыками, движения плохо скоординированы).

У детей отмечается неустойчивое внимание, незначительный объем памяти, повышенная возбудимость, рас-торможенность. Неустойчивость эмоционального фона влечет за собой быструю утомляемость, неспособность долго сосредотачиваться на одном задании. Таким детям необходимо переключение на различные виды деятельности, позволяющие не только развивать их двигательную активность, но и снимать характерное для них мышечное и эмоциональное напряжение, совершенствовать коммуникативно-адаптационные навыки.

Во многом этим требованиям отвечает технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (орто-биотика), разработанная на кафедре человековедения и физкультуры Педагогической академии последипломного образования Московской области (ее преподавание ведется с 1992 года).

Специалисты нашего Центра более трех лет весьма успешно применяют ортобиотику в комплексной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи. Ортобио-тика органично вписывается в структуру комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями и соответствуют ее целям и задачам, основные из которых — восстановление физических сил, снятие нервно-психического и мышечного напряжения, восстановление духовных сил, пробуждение в ребенке веры в свои силы и возможности. Большое внимание уделяется комплексу индивидуально подобранных для детей коррекционно-реабилитационных мер с учетом основных положений технологии самосбережения здоровья (ортобиотики) (Шепель В. М. Ортобиотика: слагаемые оптимизма. — М: Авиценна, ЮНИТИ, 1996):

— рекреация (восстановление и укрепление двигательной активности тела);

— релаксация (снятие психического и мышечного напряжения);

— катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния).

Они, как яркие краски, оживляют, обогащают эмоциями и впечатлениями все реабилитационные мероприятия, проводимые с детьми, создают положительную доминанту в реабилитации.

Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины, врач Илья Ильич Мечников, сформулировавший теорию ортобиоза, считал его эффективным

средством «исправления дисгармонии человеческой природы» (коррекции и реабилитации в современном понимании). Он утверждал, что «в собственной природе человека существуют свойства, допускающие превращение дисгармонии в гармонию, способную доставить нам счастье. В эту категорию входит «чувство жизни», которое может развиться как у здоровых людей, так и у больных хроническими или острыми формами болезней. Ввиду того, что «чувство жизни» поддается развитию, следует в этом смысле направлять и воспитание, точно так же, как мы стремимся у слепых усовершенствовать чувства, заменяющие зрение» (Мечников И. И. Этюды оптимизма. — М: Наука, 1987. — С. 222).

Большое значение в развитии «чувства жизни» И. И. Мечников придавал усовершенствованию органов чувств, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Суть технологии ортобиоза: опора на целостный подход, связь воображения и телесных ощущений, взаимосвязь и взаимоподдержка слуховых, зрительных, кинестетических, тактильных ощущений. Триада «Вижу—Слышу—Ощущаю».

Теория — это замечательно, но лучше всего убедиться в этом на пальцах. Причем собственных. Предлагаю вам провести небольшой эксперимент-игру «Образ пяти пальцев».

Выберите руку: правую или левую. Теперь на этой руке выберите палец. Любой. Внимательно, с любовью изучите его, дайте ему имя собственное. А теперь попробуйте с ним поговорить как с самым любимым существом....Вложите в эти мысли самые светлые, искренние чувства. Не забывайте об улыбке.

Что Вы замечаете? Какова чувствительность этого пальца по сравнению с остальными? Вы заметили, что с каждой секундой он по ощущениям все больше отличается от других. Чем именно?

Что вы там ощущаете? Тепло? Тяжесть? Покалывание? Набухание? Пульсацию?

Все это правильно, могут быть и другие индивидуальные ощущения!

Таким же образом работает и обострение внимания к какому-либо участку тела, что вызывает подключение дополнительных рецепторов, повышает его информативность. Внимание меняет чувствительность там, куда вы его направляете. Таким образом, на тот участок, куда Вы направляли повышенное внимание, вы оказывали влияние, причем как положительное, так и отрицательное, — в зависимости от того, какие эмоции и мысли туда вложены. А там, где внимание, там и получение энергии.

Сейчас вы поработали и с вашим физическим состоянием (поменяв положение руки), и с вашим психологическим состоянием (так как это время вы находились в состоянии релаксации и ваши эмоции вы сознательно переключили), и с вашим нравственным состоянием (так как вы его изучали с любовью, вкладывали позитивные

www.akvarel2002.ru

№4(31) • 2012

■eiiEia j

ОРТОБИОТИКА

мысли и чувства). Поздравляю вас, вы повысили свое «чувство жизни»!

Так на простейшем примере мы убедились, что невозможно повысить «чувство жизни» (как и здоровье) без единства физического, психического и нравственного компонентов, причем нравственная составляющая очень важна. В этом — основное отличие ортобиотики от других наук, занимающихся здоровьем человека.

В каждом ребенке с проблемами в развитии можно найти те свойства, которые эффективно работают на развитие у него «чувства жизни». Если научить детей прислушиваться к своим ощущениям, получать ответную реакцию от органов чувств, поверить в свои возможности, пробовать и учиться делать то, что раньше казалось не по силам, то они обретут «золотой ключик» самопомощи!

Система комплексной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи

Процесс комплексной реабилитации строится по модульной системе и реализуется по следующим направлениям:

• рекреация, работа с физическим состоянием ребенка;

• релаксация, работа с психическим состоянием ребенка;

• социальная адаптация, работа с нравственным состоянием ребенка, социокультурная реабилитация.

Модуль — очень гибкая система, его можно видоизменять, варьировать, интегрировать, добавлять новое. Конечно, каждый модуль имеет свою основную цель, но решая ее, специалисты используют элементы и других направлений. К примеру, при реабилитации двигательной активности применяются, помимо основных методов, приемы как релаксации, так и социальной адаптации.

Очень хорошо это прослеживается на занятиях лого-ритмики, мелкой моторики, различных интегрированных занятиях (ЛФК + музыкотерапия, театротерапия + музы-котерапия, компьютерная игротерапия + мелкая моторика + арт-терапия), при проведении некоторых физиопроцедур (ОЛМ + релаксотерапия, детензор-терапия + релаксотерапия).

Познакомимся с модульной системой организации комплексной реабилитации:

I. Информационно-диагностический модуль

1. Специалистами ведется сбор информации: мониторинг особенностей физического, психофизического развития ребенка.

2. Разрабатываются индивидуальные программы комплексной реабилитации, которые обсуждаются и утверждаются на Реабилитационном совете.

Специалистами проводятся: психолого-педагогическая диагностика (психолог, логопед, социальные педагоги); врачебный консилиум (педиатр, невролог, врач-физиотерапевт, врач ЛФК); социальный паспорт семьи.

3. Собственно реабилитационные мероприятия.

Есть несколько золотых правил ортобиотики, которые необходимо принимать во внимание.

• Самое главное — игра, будь то любая процедура или коррекционное занятие. Особое значение имеет интерес ребенка к той деятельности, которую ему предлагают. Интерес служит мотивацией, стимулом к отношению

к реабилитационному процессу как к игре. Необходимо чаще использовать игровые моменты.

• Все мероприятия планируются с учетом «формулы самосбережения» (разработана на Кафедре человековедения и физкультуры

66^ №4(31) • 2012 www.akvarel2002.ru

Педагогической академии последипломного образования Московской области): двигательная активность чередуется со снятием мышечного и эмоционального напряжения и продуктивной деятельностью детей. Необходимо помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — длительным.

• Наилучший реабилитационный эффект достигается за счет создания положительного эмоционального настроя при выполнении реабилитационных мероприятий.

• Сотрудничество всех специалистов (медики, психологи, педагоги).

II. Рекреационный модуль

Цель: поддержание и развитие двигательной активности.

Основные мероприятия рекреационного модуля: логопедическая коррекция; логопедический массаж; ло-готренажер «Дельфа-142»; кардиологотренажер «ДАС-БОС»; логоритмика; нейрокоррекция; развитие мелкой моторики; арт-гимнастика; вокалогимнастика; физиотерапия; медицинский массаж; ЛФК; игровые модули.

Детям с нарушениями речи следует уделять больше внимания восстановлению мышечного тонуса, предлагать доступные, интересные упражнения, приглашать в веселые игры, помогать проявлять двигательные способности. Очень полезны ходьба, дыхательная гимнастика, точечный массаж.

Игровые модули, которые находятся в холле Центра, очень нравятся детям, в перерывах между занятиями и процедурами они с огромным удовольствием спешат туда. Такие неорганизованные формы реабилитации полезны детям, способствуют переключению внимания, развитию воображения и двигательной активности.

III. Релаксационный модуль

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Основные мероприятия: сенсорная комната, игровой релаксационный комплекс «Волшебный коврик», артикуляционная гимнастика, музыкотерапия, активационная терапия (сеансы ОЛМ — одеяло лечебное многослойное), магнитотерапия, детензор-терапия в сочетании с релак-сотерапией, ароматерапия, галотерапия, сухой бассейн, релаксационно-сенсорные игры.

Детям с нарушениями речи показан обязательный отдых, ограничение отрицательных эмоций. С этой целью в нашем Центре разработан игровой релаксационный комплекс «Волшебный коврик», который проводится

ОрТОБИОТИКА

, ЯКУ

в заключительной части занятий логоритмикой и интегрированных занятий. Обязательно проведение с детьми релаксационных сеансов ароматерапии по окончании интегрированных занятий.

Все мероприятия сочетаются с музыкотерапией, сказ-котерапией, наглядностью, используют доступные образы, вызывающие у ребенка интерес.

IV. Социально-адаптационный модуль

Цель: получение позитивного жизненного опыта. Мероприятия включают три формы работы.

• Индивидуальные формы работы (психологическая коррекция, арт-терапия, игротерапия, когнитивное развитие средствами компьютерной игротерапии).

• Хочу отметить возможности игротерапии

как прекрасного средства адаптации ребенка к условиям Центра.

• Групповые формы работы (интегрированные развивающие занятия с элементами ортобиотики, на которых с детьми закрепляют материал логопедических занятий, активизируют словарь; «Социальное кафе»; «Я познаю МИР!» (познавательное развитие)).

• Коллективные формы работы (праздникотерапия, театротерапия).

В конце каждого месяца для детей проводятся плановые праздники или развлечения. Нет заученных песен, специально выученных танцев. В большинстве — танцы по показу, подпевание. На таком мероприятии дети, как правило, раскрепощаются, ведь им не надо с напряжением ждать своего выступления и испытывать волнение. Все дети хороши, все успешны! Здесь заложена еще и нравственная составляющая: наряду с детьми-инвалидами в развлечениях принимают участие и дети с соматическими заболеваниями, имеющие нормальное развитие. Это воспитывает в них толерантное отношение к детям-инвалидам.

Один раз в два месяца организуются выставки детских работ. Всем участникам вручаются памятные дипломы.

Один раз в квартал проводятся «Музыкальные гостиные в нашем Семейном клубе», которые полюбили как дети, так и взрослые.

Самое ценное в таких встречах — внимание и доброта, которыми они наполнены. По сути, коллективные формы работы — это «профилактика радостью», с помощью которой формируется устойчивая положительная доминанта в реабилитации.

Одно из важных ортобиотических правил — терапия средой, что позволяет включать в процесс реабилитации

все анализаторы (вижу, слышу, ощущаю), делая основой элемент интереса, игры и позитивный настрой.

Если пройтись по помещениям отделений, открыть двери десятка кабинетов, то в каждом из них можно увидеть свой, особый мир. В кабинете арт-терапии дети вовлекаются в творческий процесс создания аппликации, рисунка. Пусть не всю работу ребенок сделает самостоятельно, но он осознает, что и его доля труда вложена в это красивое произведение. Сам процесс «творения» завораживает ребенка, он видит настоящее волшебство и верит в чудо!

Кабинет физиотерапии — это настоящая сказка, так считают наши дети. Каждое посещение физиокабинета становится для ребенка не унылым утомительным лечением, а увлекательным путешествием в страну сказок и фантазий. Именно в этом наше главное отличие от обычной традиционной физиотерапии, проводимой в учреждениях здравоохранения.

Во время проведения физиотерапевтических процедур звучат специально подобранные музыкальные программы и аранжировки для детей («Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш у моря» и т. д.), обращает на себя внимание и иллюстративный материал на стендах в физиокабинете.

Мы исходили из того, что чем ярче, выразительнее зрительный образ, тем дольше он сохраняется в чувственной памяти ребенка. Яркие изображения вызывают у ребенка приятные ассоциации и усиливают воздействие на организм. Например, при проведении световой терапии аппаратом «Биоптрон» мы обращаем внимание на солнышко, которое дарит малышу свой теплый солнечный лучик и помогает победить «вредных микробов».

Чтобы закрепить реабилитационный эффект физиопроцедур, мы просим детей нарисовать наиболее запомнившиеся им моменты. На это натолкнули нас сами дети, когда после сеансов ОЛМ стали приносить свои

ОРТОВИОТИКА

работы. Так в кабинете физиотерапии появился уголок «Жемчужина Здоровья», экспозиция которого постоянно меняется.

Во время проведения процедур родители (иногда наши педагоги) читают детям волшебные истории о Царстве здоровья, специально разработанные нашими специалистами: «Жемчужное ожерелье здоровья», «Школа Мой-додыра», «Что такое вирус гриппа?», «Я знакомлюсь сам с собой», «Мое дерево».

Программа «Физиотерапевтические методы в коррекции нарушений речи», разработанная специалистами нашего Центра, в 2008 году стала лауреатом конкурса реабилитационных программ государственных бюджетных учреждений социального обслуживания Московской области для детей с ограниченными возможностями и опубликована в одноименном сборнике.

V. Контрольно-аналитический модуль

Он позволяет сделать «срез эффективности» комплексной реабилитации. В Картах ППР фиксируются результаты динамики развития ребенка.

Спорные вопросы обсуждаются на Реабилитационном совете, а по окончании заезда (один раз в два месяца) проводится плановый медико-психолого-педагогический консилиум.

Хочу познакомить вас с интересной ортобиотиче-ской методикой, разработанной и применяемой в нашем Центре. С этой методики мы начали наш путь по дороге ортобиотики.

Релаксационные процедуры на детензоре (метод щадящего растяжения позвоночника) мы превратили в чудесную игру. Каждая процедура длится 20—30 минут. И здоровому ребенку трудно провести такой период времени, лежа неподвижно. А ребенку с ограниченными возможностями — и подавно. Тут и приходит на помощь ортобиотика.

Света С., 10 лет, диагноз «сахарный диабет». Во время проведения сеанса детензор-терапии девочка подружилась с необычным деревом, ствол которого был ее позвоночником. Каждому отделу своего чудесного дерева она дала название. Это было только ее, особенное дерево, оно давало ей силы, здоровье. И вот тут-то девочка показала неограниченность своей фантазии. Она разговаривала со стволом своего чудесного дерева: направляла внимание на тот отдел позвоночника, который отвечал за уровень сахара в крови (от 10-го грудного до 1-го поясничного позвонка), детензор помогал позвоночнику снять напряжение, которое

68^ N041311 • 2012 www.akvarel2002.ru

мешало бы этому общению. Целебные соки земли омывали ствол ее дерева и очищали нужный отдел от избытка сахара. Так ребенок овладевал навыками простейшей саморегуляции и помогал своему дереву-позвоночнику.

Контроль за состоянием уровня сахара осуществлялся врачом с использованием экспресс-тестов. Перед выполнением процедуры он составлял 8,8 ед., а по окончании процедуры упал до 6,2 ед. Надо было видеть, как засветились глаза девочки, как она поверила в свои силы и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой!

Вот так, на уровне сердечного чувства дети учатся слышать свой организм, понимать его, а он ответит на любовь и доброе слово здоровьем. Таким образом складывается цельная система, способствующая формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, помогающая ребенку в преодолении имеющихся расстройств (в том числе и речевых) и стимуляции собственных внутренних резервов организма.

В течение трех лет в нашем Центре разрабатывалась, апробировалась и в настоящий момент успешно реализуется программа комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на положениях ортобиотики. По нашим наблюдениям, система комплексной реабилитации с применением ортобиотики способствует положительной динамике: у большей части детей преодолеваются речевые дефекты, корректируются отклонения в личностной и поведенческой сфере, эффективность реабилитационных мероприятий возрастает до 85—90%.

Благодаря применению ортобиотики изменились формы и способы взаимодействия самих специалистов с детьми: более широко используются интегрированные занятия, вводятся в реабилитационный процесс новые методики (методика проведения логоритмики, адаптированная для разных групп детей с речевыми нарушениями; игровой релаксационный комплекс «Волшебный коврик»; комплексы упражнений для развития пальчиковой активности; методика подбора музыкальных программ тонизирующей и успокаивающей направленности для сопровождения интегрированных занятий; методика проведения активационной терапии и детензор-терапии в сочетании с релаксо- и музыкотерапией). Думаю, что наш опыт пригодится специалистам, занимающимся с детьми в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.