Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
Предлагаемая программа адресована педагогам начальной школы, дополнительного образования, преподавателям внеклассной работы, социальным педагогам, психологам, а также может быть использована в условиях семейного воспитания.
----------------------------------—щ
ПРОГРАММА КУРСА ПО ТЕХНОЛОГИИ САМОСБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЖИЗНЕННОГО ОПТИМИЗМА «В ЦАРСТВЕ ЗДОРОВЬЯ»
(для детей младшего школьного возраста)
Программа «В Царстве Здоровья» по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма детей младшего школьного возраста была создана, обсуждена и утверждена на кафедре человековедческих технологий ИПКиПРНО МО (ныне ПАПО МО) в 2000 году. Программа рекомендована для внедрения в практику работы образовательных учреждений.
Программа «В Царстве Здоровья» прошла успешную апробацию в ряде образовательных учреждений Московской области, а также в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.
Башмакова Е.А.,
к.п.н.,
доцент кафедры человековедческих технологий Юматова Д.Б., методист кафедры человековедческих технологий Баныкина С.В., заведующая кафедрой человековедческих технологий, к.п.н., доцент, научный руководитель
Цели:
1. Развить у учащихся интерес к своему здоровью, своему организму.
2. Сформировать социально-психологические установки на сохранение и укрепление собственного здоровья, умения вырабатывать оптимистическую жизненную позицию.
Категория обучающихся: учащиеся начальной школы.
Срок обучения: 108 часов.
Режим занятий: по программе сетки занятий образовательных учреждений в рамках учебного плана программы.
1. Пояснительная записка
Задача сохранения и укрепления здоровья детей на современном этапе - важная социальная, педагогическая и медицинская проблема.
Состояние здоровья детей относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим их способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми образовательным учреждением, условиями жизни и воспитания в коллективе сверстников.
Осуществление воспитания и образования в области здоровья через адаптированные для младших школьников программы будет способствовать развитию у них интереса к своему здоровью, к своему организму, формированию навыка заботы о себе.
На это ориентирована данная авторская программа. В основу программы легли идеи основателя учения об ортобиозе (разумном образе жизни) лауреата Нобелевской премии И.И.Мечникова. Идеи И.И. Мечникова нашли своё современное воплощение в работах известного российского учёного В.М. Шепеля в созданной им научно-практической отрасли знания -ортобиотики и воплощены на кафедре человековедческих технологий ИПК и ПРНО МО в технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма.
Учитывая, что технология перевода знаний в практические умения - важный ключ современной школы, программа «В Царстве Здоровья» реализует ортобиотический подход к здоровью учащихся как обучение «заботе о собственной персоне» [24] и даёт детям доступную для их понимания технологию перевода знаний о сбережении собственного здоровья и создании оптимистического настроя в практические умения. Представленная технология позволяет эффективно задействовать как внутренние ресурсы организма ребенка, так и ресурсы внешней среды.
В программе большое место уделяется овладению учащимися навыками саморегуляции физического состояния и самочувствия, осознанию своего телеснодуховного единства, что таит безграничные возможности для развития личности. Оптимизм рассматривается как показатель душевного здоровья. Творческая деятельность ребенка - как средство гармонизации его психоэмоциональной сферы, веры в свои силы и возможности, что является необходимым условием душевного здоровья, оптимизма.
2. Принципы построения программы
Программа строится на следующих принципах:
- самоуправляемости (движение информации через визуальные каналы восприятия - видение, ау-диальные - слуховые, кинестетические - ощущение, чувствование);
- синергетики (от хаоса к гармонии); [22]
-личностно-деятельностного подхода (что обеспечивает самостоятельную практическую исследовательскую деятельность ребенка);
- интегративного подхода (связь с такими программами как окружающий мир, с основами наук, с искусством, литературой, труд, изобразительное искусство, музыка и др.);
- постепенности и последовательности (учёт психофизиологических особенностей учащихся);
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
55
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
- сотрудничества, сотворчества педагога и учащихся. Педагог не навязывает ребенку своих ощущений - он творит вместе с ним.
3. Ортобиотические методы и приёмы обучения
Как утверждал И.И. Мечников «природе человеческой свойственны... такие чувства, которые обнаруживаются только в исключительных случаях и требуют специального упражнения. В эту категорию входит до известной степени и «чувство жизни». Ввиду того, что «чувство жизни» поддаётся развитию, следует в этом смысле направлять и воспитание, точно так же, как мы стремимся у слепых усовершенствовать чувства, заменяющие зрение» [24].
В основе ортобиотических методов и приёмов -чувственный образ. Благодаря этому у учащихся формируется образ собственного тела, помогающий понимать его и управлять им.
Дидактические методы обучения объединены в три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Информация, представленная в виде триады «вижу - слышу - делаю», поступающая по разным сенсорным каналам ребёнка, закрепляется как через слух, зрение, так и через моторику, тактильность. Поэтому процесс обучения строится в виде движения информации через различные сенсорные каналы нервной системы ребёнка:
1. Визуальные (видение),
2. Аудиальные (слуховые),
3. Кинестетические (осязание, движение).
Ведущие методы работы: со зрительными образами; с музыкальными образами; с телесными ощущениями; по синтезированию образа (вторичное проживание образа через рисунок, лепку, театр, пение, разнообразные виды творческой деятельности).
Дидактические приёмы:
- «Чары Радости»[32];
- игровые;
- наблюдения;
- оживления;
- идентификации;
- разотождествления;
- телесного осознания;
- внушения;
- рефлексии;
- убеждения;
и др.
Каждый из представленных методов и приёмов основывается на стимулировании эмоциональночувственной сферы психики учащихся, обеспечивает активизацию восприятия. Конкретно это реализуется в том, что воспринимаемая информация вызывает в сознании учащихся яркие, рельефные впечатления, способствующие формированию представлений, понятий, а синтез имеющейся информации позволяет сделать определённые умозаключения, суждения.
4. Необходимые технологические условия
Ортобиотический подход предполагает несколько иную, по сравнению с традиционной, форму организации учебной деятельности младших школьников.
Это требует соблюдения следующих технологических условий:
1) Положительный настрой. Положительные мысли и эмоции вызывают соответствующие сдвиги в организме ребёнка, благотворно влияя на его здоровье.
2) Образно-игровая форма обучения.
3) Использование основных компонентов «Формулы выживаемости» [32], которые с учетом психофизиологического развития младших школьников рассматриваются как:
^ свобода движений, дыхания (рекреация),
^ проявления эмоций (релаксация),
^ творческое самовыражение ребенка (катарсис),
^ учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Акцент делается не на механическом воспроизведении учебного материала, а на творческом раскрытии его содержания, благодаря умению обучаемых «вживаться» в образ. Это сберегает здоровье учащихся, т.к. знания, полученные подобным образом - не навязанная «сверху» директивная установка педагога, а увлекательный процесс, лично значимый для ребёнка, рождённый внутри него самого, как собственный жизненный опыт, что для ребёнка наиболее важно.
5. Алгоритм работы педагога с темой (объектом)
Алгоритм работы по представляемой технологии включает несколько этапов-ситуаций:
1. Познавательная деятельность.
2. Двигательное «проживание» образов.
3. Синтезирование двигательных образов.
4. Рефлексия («Волшебный журнал»).
5. Контрольно-аналитическая ситуация. Познавательная деятельность обогащает сенсорный опыт учащихся, пополняет «копилку» образов для дальнейшей работы с ними. При организации познавательной деятельности необходимо донести до учащихся идею одухотворённости окружающего мира. Познавательную деятельность могут представлять: наблюдения за явлениями природы, окружающим пространством; моделирование, схемы, опыты, эксперименты; беседы с учащимися по изучаемой теме; рассматривание иллюстраций; чтение стихов, книг, слушание музыки по изучаемой теме; организация игр-драматизаций; экскурсии; другие формы познавательной деятельности.
Двигательное «проживание» образов является ключом к формированию воли и произвольного внимания, развивает двигательное воображение учащихся, является действенным средством влияния на целостное психосоматическое состояние ребёнка. Наиболее характерные варианты двигательного «проживания» образов:
> релаксационные и психофизические упражнения [2;3;7;1;16];
> спонтанные танцы [2];
> звукодвигательные игры [2;9];
> дыхательные упражнения [8;19];
> упражнения по формированию и коррекции осанки [3;25;33]
> другие виды деятельности, включающие работу с телом.
56
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
Синтезирование двигательных образов - необходимое созидательное действие ребёнка, наглядное познание собственного опыта от прожитого им двигательного образа, источник оптимизма. Синтезирование двигательных образов, это - вторичное проживание образа через рисунок, лепку, конструирование, театр, пение, другие виды творческой деятельности ребёнка.
Рефлексия («Волшебный журнал»). Оздоровительный эффект достигается не только за счёт передачи ребёнком своего эмоционально-телесного состояния через различные виды творческой деятельности, но и через рефлексию в форме творческих рассказов (как письменных, так и устных). Мысль обладает определённой энергией, а мысль, выраженная словом - вдвойне. Рассказы записываются в «Волшебный журнал», а затем анализируются педагогом и психологом.
Контрольно-аналитическая ситуация включает анализ эффективности работы педагога и программы, при необходимости - внесение изменений в программу, подбор новых, более эффективных компонентов работы. Целесообразно использовать таблицу, которая заполняется педагогами, проводящими цикл уроков с учащимися по самосбережению здоровья в начале и по окончанию изучения каждой темы.
Тематическое построение программы позволяет задействовать для укреплении здоровья младших школьников как ресурсы внешней среды, так и собственные внутренние ресурсы организма. Программа открывает широкое поле целенаправленной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения на длительный период. Данная программа может реализовываться в качестве самостоятельной, а также выступать составной частью комплексной программы (к примеру, таких программ как ОБЖ, Окружающий мир, Музыка, Изобразительное искусство и др.).
III. БАЗА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
> знание своего тела, любовь к нему, бережное отношение к себе и окружающим;
> тесное общение с организмом, с его внутренними «жильцами» - органами;
> формирование навыков в закаливании организма, способности противостоять заболеваниям;
> коррекция позвоночника;
> способы саморегуляции;
> приемы релаксации;
> самомассаж;
> дозирование рекреационной нагрузки;
> стрессоустойчивость, воспитание активной жизненной позиции;
> умение творчески выразить свою мысль через рисунок, лепку, пение, танец и другие виды творческой деятельности;
> выработка навыков понимания своего эмоционального состояния и состояния окружающих;
> гигиена общения (поведение, полезное для здоровья);
> личная гигиена;
> правильное питание;
> культура здорового образа жизни.
IV. Примечание
Программа подразумевает ежедневное выполнение детьми компенсационной гимнастики по коррекции позвоночника в течение 15-20 минут в игровом режиме.
Материал занятий можно использовать в любом из учебных моментов деятельности образовательного учреждения.
Для достижения более эффективных результатов рекомендуются занятия в «малых группах». Это связано с тем, что в процессе урока преподаватель должен уделить внимание каждому ученику в целях контроля за правильностью выполнения упражнений. Некоторые упражнения выполняются сидя или лёжа на горизонтальной поверхности, что требует дополнительной площади для проведения занятия.
V. Учебный план
№ п/п Наименование тематического блока Все- го Тео- рия Прак- тика
1 I БЛОК «Семь Чудесных Царств» 54 24 30
2 II БЛОК «Царство моего Здоровья» 54 20 34
Итого: 108 41 67
VI. Учебно-тематический план I блок «Семь чудесных царств»
№ п/п Тема Все- го Теория Прак- тика
бесе- ды экскурсии наблюдения
1 Царство Солнца, Лета, Огня 8 2 2 4
2 В Царстве Водяного 9 2,5 1,5 5
3 Воздушное Царство 9 2 2 5
4 Царство Земли или Подземное Царство. 6 2 1 3
5 Растительное Царство. 9 2,5 1,5 5
6 Царство Зверей и Птиц. 8 1,5 1,5 5
7 Царство Здоровья. 5 1 1 3
Итого: 54 13,5 10,5 30
II блок “Царство моего здоровья”
№ п/п Тема Все- го Теория Прак- тика
бе- седы экскурсии наблюдения
1 Я и моё тело. «Кто-кто в «Теремочке» живет?» 18 3 3 12
2 Я и мои эмоции. «Хозяйка «Теремка» и её детки» 18 4 2 12
3 Я и окружающие меня люди «Сказочный город Вежливости» 18 5 3 10
Итого: 54 12 8 34
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
57
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
VII. Содержание программы I блок « Семь чудесных царств»
Человек - часть природы. Учащиеся познают неразрывную органическую взаимосвязь с природой, окружающим миром. Они изучают влияние природных факторов на своё здоровье. Сонастройка с образами природы развивает в учащихся навык визуализации (способность к репрезентации - созданию чётких и устойчивых образных представлений). На этой основе вырабатываются простейшие навыки саморегуляции физического состояния и самочувствия. На это направлены специальные оздоровительные игры, беседы, упражнения, входящие в данный блок программы.
Тема 1. «Царство Солнца, Лета, Огня»
Содержание. Солнце - источник жизни на Земле, источник всех высших качеств личности: Благородства, Великодушия, Достоинства и др.
Психофизический аспект. Живительная энергия Солнца как способ сохранения здоровья, сосредоточения на светлых образах, определённых участках тела. Дать ученикам представления о: состоянии тепла в окружающем мире - лето; природной стихии «огонь» (ласковый, согревающий, злой, пожирающий). Увеличение способности детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества [16]. Элементарных навыках управления сосудистым тонусом (ощущение тепла в руках, ощущение тепла в брюшной полости). Расслабление [2; 3]. Сердце и солнце, их взаимосвязь.
Интеграция музыки и изобразительного искусства. Передача эмоциональных и телесных ощущений через рисунок. Использование красок теплых тонов. Коллективное рисование (рефлексия) как способ гармонизации классного коллектива.
Тема 2. «В Царстве Водяного»
Содержание. Вода и наше здоровье. Вода - «сок жизни» (Леонардо да Винчи). Всякую ли воду можно пить? Правила гигиены. Закаливание [14; 27; 29]. Отработка навыков, приемов мышечной и психической релаксации:
> использование музыки, цвета, образов в целях релаксации (звуки журчания и плеска воды, шума морского прибоя и др.) [2];
> упражнения на раскрепощение голосового аппарата [9];
> упражнения, выстраивающие структуру тела, на определение гравитационной оси тела [2; 3; 10; 25; 33]);
> простейшие элементы танцевальнодвигательного творчества (выразить в танце природное явление «волна») [2;16];
Во время выполнения упражнений учитывать психофизический аспект: образ воды. Раскрыть и проиграть свойства воды: текучесть, прозрачность. Передача с помощью цвета двигательного образа.
Получение психофизических ощущений через рисование с помощью ладоней (по завершении работы учащиеся моют руки в емкости с водой, получая при этом психофизические ощущения - чистота, свежесть, приятно).
Тема 3. «Воздушное Царство»
Содержание. Значение воздуха для жизни на Земле [27, 29]. Дыхание как способ саморегуляции. Познакомить детей: с процессом регуляции ритма дыхания (проводится в сочетании с функциональной музыкой) [3]; с различными типами дыхания [3; 8]; с дыхательной гимнастикой [19].
Путешествие воздуха по нашему организму: нос, трахея и бронхи, легкие [12]. Дыхательная и звуковая гимнастика для здоровья носа, элементы самомассажа, «голос воздуха», звукоречевая гимнастика, игры с произношением различных звуков, стихотворных строк и пение песенок во время выдоха как способ оздоровления дыхательной системы учащихся.
Психофизический аспект: в процессе игровой деятельности раскрыть и проиграть такие свойства воздуха как прозрачность, невидимость.
Рисование красками теплых и холодных тонов, аппликация и другие виды творческой деятельности как способ осознания собственного состояния (рефлексии).
Проведение закаливающих процедур.
Примечание: Дыхательные упражнения нужно проводить с учащимися не чаще двух раз в день - утром и вечером [25].
Тема 4. «Царство Земли или Подземное Царство»
Содержание. Коррекция слуха и зрения. Профилактика плоскостопия: вырабатывать чувство опоры, силы, которые вбираем от Земли [27].
Ушная раковина: самомассаж ушной раковины, воздействие на точки кишечника, выходящие на ушные раковины. Какие звуки мы можем услышать? Приятные и неприятные звуки [14].
Зрение: правила сохранения здоровья глаз. «Гимнастика маленьких волшебников» для здоровья глаз [19].
Слуховое и зрительное воображение. («Нарисуй эхо») [14].
Использование образов минералов, помогающих в восстановлении зрения и слуха.
Упражнения, укрепляющие связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствующие воспитанию навыка правильной ходьбы [14,19].
Поделки из природного материала, как способ развития мелкой моторики, тактильной мнемической чувствительности и развития умения ребенка прислушиваться к своим ощущениям [16].
Тема 5. «Растительное Царство»
Содержание. Работа над осанкой:
> укрепление опорно-двигательного аппарата;
> усиление мышечного «корсета» позвоночника;
> коррекция шейного отдела позвоночника;
58
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
> выстраивание оптимальной структуры тела с использованием стены;
> улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы [3; 8; 25; 33].
> «Фамильное дерево» [14].
Психофизический аспект: мифы, легенды и сказки о цветах и травах использовать для развития и накопления у учащихся образных представлений о мире природы. Растения и деревья - живые существа, имеющие свои особенности чувствовать и реагировать на окружающий мир. Расширять представления учащихся о лечебных свойствах растений. Растения - помощники человека, дающие ему жизненные силы [27].
Психофизический аспект. Развитие способности перевоплощения в образы деревьев, растений как один из способов активизации жизненной силы. Игры на координацию движений, равновесия [2].
Рисование пальцами и ладошками, работа с пластилином как способ снятия нервного напряжения, выражения эмоций и подключения внутренних резервов оздоровления ребенка.
Тема 6. «Царство Зверей и Птиц»
Содержание. Упражнения, выстраивающие структуру тела: на общее растяжение [2; 3; 25; 33]; телесноориентированные упражнения (позы животных) [2; 3]; раскрепощение голосового аппарата (фонопедические упражнения по системе профессора Емельянова В.В. [9]) .
Психофизический аспект. Животные - близкие соседи человека на планете Земля. Развитие способности перевоплощения в образы животных, птиц как один из способов активизации жизненной силы. Релаксационный тренинг: самомассаж на улучшение работы позвоночных дисков.
Эффективное средство развития сенсорной сферы учащихся: в игровой деятельности, через танец и другие виды деятельности закрепить представления о пластике движений животных, птиц и их повадках. Синтез движения и музыки [2].
Передача в творческой деятельности своих впечатлений и ощущений. Использование возможностей техники оригами как способа развития мозга ребенка, его способности контролировать, анализировать, повелевать.
Тема 7. Итоговый раздел по пройденным темам «По сказке «Дюймовочка» -в Царство моего Здоровья»
Содержание. Моделируя в игровой деятельности сказку Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», закрепить знания, полученные учащимися в процессе занятий первого блока программы.
Цель: постичь единство с природой на основе своего личного опыта, прочувствовав и осмыслив свои индивидуальные контакты с окружающим миром.
Влияние природных факторов на укрепление собственного здоровья. Эмоциональный контакт с природой, помогающий познанию личного ортобиоза, фор-
мирующий психологическую установку на сохранение и укрепление своего здоровья и способности к саморегуляции.
Психофизический аспект. Неразрывная связь мира людей с миром растений, животных, природными стихиями.
Оформление коллективной «Карты путешествия по сказке «Дюймовочка»».
Вывод: Если мы дружим с природой, мы всегда можем попросить у неё помощи. «Я» - такой же, как Земля, на которой я живу, я сам - маленькая Земля».
II блок «Царство моего Здоровья»
Материал этого блока программы даёт детям понятие о телесных и духовно-нравственных основах здоровья, воспитывает положительное эмоциональное отношение к ценности собственной жизни и жизни других людей. Овладевая на занятиях простейшими приемами саморегуляции, дети получают подтверждение своим возможностям управления собственным эмоциональным и физическим состоянием - на это направлены игры, беседы, упражнения второго блока программы [12,13].
Тема 1. «Я и моё тело»
Содержание. Какие дары дала Человеку Природа. Природа «моего» организма и скрытые в нём возможности: мир тела, знание тела, работа с телом, обучение заботы о теле. Принципы построения здорового тела, способы сбережения здоровья своего тела (психофизический аспект). Ценность здорового тела для жизнедеятельности, для взаимоотношений с другими людьми.
Воспитание положительного личностного отношения к органам своего тела. Строение человеческого организма. Как органы (жители «Теремка») организуют жизнь тела («Теремка»). При знакомстве с органами человека рекомендуется: использовать образы растений; работать с глиной, пластилином, для того чтобы удовлетворить интерес ребенка к частям тела, дать возможность получить тактильные и кинестетические ощущения; применять цветотерапию , исцеляющие звуки , массаж, самомассаж БАТ, подвижные игры, гимнастику для глаз [14].
Сочетание всех видов деятельности с дыхательной гимнастикой. Использование возможностей эстетикооздоровительного воздействия функциональной музыки на организм ребенка:
> расслабление мышц туловища - Ф.Шопен «Прелюдия № 4;
> регуляция ритма дыхания, регуляция ритма сердечных сокращений - Ф.Шопен Прелюдия № 15;
> мобилизация физического и психического тонуса - Глюк «Мелодия»;
> голова - Лист «Венгерская рапсодия», Гершвин «Американец в Париже»[14].
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
59
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
Практический материал:
1. Работа с телом, упражнения:
> на растяжение («Для плечевого пояса», «Росток», «Квадрат», «Колонны») [3].
> для позвоночника («скручивание и вытяжение» по Норбекову, простейшие упражнения Хатха-Йоги) [2;3].
> по коррекции осанки [19];
> по напряжению-расслаблению мышц [2;3;8 25; 33].
2. Использование цветового оформления классных помещений и залов для улучшения работы организма учащихся:
> красный цвет: костно-мышечная система и суставы;
> оранжевый цвет: гормональная система;
> желтый - цвет, влияющий на зрение и нервную систему, лечит тело, внутренние органы живота;
> зеленый цвет: легкие, сердце, устраняет головные боли, утомление глаз, нарушение зрения, используется при простудных заболеваниях;
> голубой цвет: горло, миндалины;
> синий цвет: глаза, уши;
> фиолетовый цвет: нервная лимфатическая система;
> белый цвет: кожа. [14].
Примечание: В процессе занятий преподаватель должен уделить внимание каждому ученику в целях контроля за правильностью выполнения упражнений. Некоторые упражнения выполняются сидя или лёжа на горизонтальной поверхности, что требует дополнительной площади для проведения занятия.
Тема 2. «Я и мои эмоции»
Содержание. Уникальность Человека, проявляющаяся не только в делах, действиях, но и в эмоциях, настроениях, желаниях, чувствах. Эмоции и здоровье [6;13].
1. Осознание и проживание созидающих и разрушающих эмоций через игры-путешествия по различным сказкам:
> «эмоциональный аутотренинг» через эмоциональную идентификацию с любым сказочным персонажем;
> «опредмечивание» эмоций. «Чтение» язы-
ка эмоций (интонация, мимика, пантомимика) [1;31].
> обогащение эмоциональной сферы учащихся позитивными переживаниями.
2. Эмоционально-личностное отношение к органам своего тела:
> влияние изменения эмоционального состояния на работу организма; показатель эмоционального состояния - работа пульса, дыхания [12];
> эмоции, состояния, качества, за которые отвечает каждый орган (техника «Внутренняя улыбка»).
3. Дать учащимся понятие о настроении и его влиянии на психическое здоровье человека:
> приёмы психофизической саморегуляции настроения посредством работы с мышечным тонусом («Мысли и настроение», «Мысли выбираю как цветы...»);
> работа с голосовым аппаратом (фонопедиче-ские упражнения [9], сольное и хоровое пение);
> взаимосвязь мыслей и настроения;
> влияние цвета на настроение;
Работа с эмоциями и чувствами по созданию оптимистичного жизненного настроя. Где «живут» чувства?
4. Психогимнастическая релаксация на основе положительных эмоций.
Функциональная музыка как способ моделирования настроения. Учет ритмической, тембровой и мелодической характеристик при подборе музыки. [14].
5. Арттерапия как способ подключения эмоциональных резервов организма, снятия нервного напряжения [16]:
> «графический отклик» на различные эмоциональные состояния в виде цветового отображения эмоций, использование «эффекта искажений»; коллективное рисование как способ эмоционального сближения и взаимодействия учащихся;
> различные виды творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, танцы, драматизации и др.).
Примечание: в процессе проведения упражнений по выражению (элементы арттерапии) и трансформации (релаксация) эмоций обязательна обратная связь от каждого учащегося с целью контроля за правильностью выполнения упражнений и процессом их осознания.
В целях эффективности занятий необходим личный контакт преподавателя с каждым из учащихся.
Тема 3. «Я и ОКРУЖАЮЩИЕ МЕНЯ ЛЮДИ»
Содержание. Дать учащимся четкое представление о духовно-нравственных основах здоровья, вызвать положительное эмоциональное отношение к ценности собственной жизни и жизни других людей. Научить различать и преодолевать барьеры в общении [4; 5; 13; 17; 22; 23; 30].
1. Формирование жизненных ценностей. Любовь -основное в отношениях между людьми. Понятие «тепло общения». Как солнце дарит тепло и свет всему живому, так и человек призван давать свое тепло, доброту и любовь всему живому.
Психофизический аспект. Использование образов цветов, напоминающих о горячем лете;
Чтобы научиться любить, надо научиться прощать. Чувства вины и обиды. Навыки освобождения от этих чувств;
60
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании
Чтобы понимать людей, надо уметь их слушать. Тренинги слушания: «Что мы слышим?», «Умеем ли мы слышать?».
Каждый человек неповторим и уникален, как неповторимо и уникально каждое дерево, каждый цветок. Заботиться о людях так же, как мы заботимся о цветах и растениях. Мы не будем говорить о людях плохо. Правила комплимента. Тренинг произнесения комплимента. Анализ ошибок общения (ошибки случаются для того, чтобы на них учиться (на своих и на чужих)).
2. Формирование навыков заботы о себе, своем здоровье в трудных жизненных ситуациях. Релаксационные упражнения для активизации ресурса организма и повышения жизненного тонуса. Создание позитивных мысленных образов. Словесное рисование. Обучение переводу иррациональных убеждений в рациональные. Обучение организации своего режима дня, планированию жизнедеятельности (мысли и дела, думать и действовать).
Ролевые игры на взаимодействие, укрепление дружеских отношений. Ролевой тренинг межличностных отношений (сюжетно-ролевая игра).
Театрализованная и творческая деятельность детей, тематические вечера.
Вывод: Высказывания детей по данной теме (в форме описательных рассказов). Коллективный рисунок «Здоровый мир, в котором я хочу жить».
Примечание: в ходе занятий каждый член группы должен активно участвовать в выполнении заданий по формулированию необходимых фраз и обращений, отражающих оптимальную позицию общения. Группа анализирует каждый ответ, а преподаватель вносит коррективы. Таким образом, в процессе занятий осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику с целью отработки соответствующего умения.
Литература
1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002.
2. Антонов В.В. Основные принципы преподавания психической саморегуляции. - Л., 1988.
3. Бакштанский В.Л., Жданов О.И. Приглашение к успеху. - М.: Русская книга, 1999.
4. Баныкина С.В. Культура общения в конфликте. -М.,1999.
5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. - Ярославль, 1997.
6. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Педагогическое общество России. - М., 2000.
7. Выгодская И.Г. Устранение заикания у детей в игровых ситуациях. - М., 1993.
8. Динейка Каролис. Движение. Дыхание. Психофизическая тренировка. - Мн.: Полымя, 1982.
9. Емельянов В.В. Развитие голоса. - С-Пб.,1997.
10. Завязкин О.В. Самоконтроль и саморегуляция. - Д.: Сталкер, 1998.
11. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. С-Пб. Акцидент, 1994.
12. Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма, Изд-во Детство-Пресс, С-Пб., 2000.
13. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Регуляция психики. Изд-во Детство-Пресс. - С-Пб., 2000.
14. Здоровый ребенок - в здоровом социуме. - М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999
15. Закон «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. С. 54.
16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб, 2001.
17. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. -Ярославль, 1997.
18. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. -Ярославль, 1997.
19. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. Программно-методическое пособие ЛИНКА-ПРЕСС. - Москва, 2000.
20. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения», - «Вестник образования» Сборник приказов и инструкций Министерства Образования России, июнь №11/2000.
21. Майкл Ла Бросс Поиграем - помечтаем, Изд-во Эйдос. - М., 1994.
22. Матюгин И.Ю в соавт. Резервы нашей памяти. - М.: Эйдос, 1996.
23. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е. и др. Как научиться забывать ненужное. Изд-во Эйдос. - М. - 1996.
24. Мечников И.И. Этюды оптимизма. Главная редакция литературы на иностранных языках издательства «Наука». - М., 1987.
25. Норбеков М.С. Дорога в молодость и здоровье. - Издательский дом «Питер», 2003.
26. Основные документы ВОЗ.- Изд.35, 1985, Женева.
27. Попова Т.И. Мир вокруг нас. - М .1998.
28. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сб.программ/Под науч. ред. Л. М. Шипициной. - СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2003.
29. Рыжова Н.А. Воздух - невидимка. - М., 1998.
30. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. Научно-практический сборник. - М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.
31. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990.
32. Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. - М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.
33. Фотина Л.А. Многоуровневая Система Самооздоровления и Омоложения организма Человека. - Москва: ЗАО «Славянский дом книги», 2003 г.
Программа обсуждена и утверждена на заседании
кафедры человековедческих технологий ИПКиПРНО МО 18 июня 2002 года. Протокол № 12.
Рекомендована для внедрения в практику работы образовательных учреждений.
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3
61