Научная статья на тему 'Организация реабилитационной медицинской помощи детям Ростовской области'

Организация реабилитационной медицинской помощи детям Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
253
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / МЕТОДИКИ / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / METHODOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пискунова Светлана Геннадьевна, Приходько Наталья Николаевна, Ефремова Татьяна Евгеньевна

Рассмотрены основные принципы организации реабилитационной службы Ростовской области. Отражены основные методики, применяющиеся в реабилитационной практике. Предложены пути взаимодействия между различными структурами реабилитационной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пискунова Светлана Геннадьевна, Приходько Наталья Николаевна, Ефремова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF REHABILITATION MEDICAL CARE FOR CHILDREN IN THE ROSTOV REGION

Basic principles of organization of rehabilitation service in the Rostov region are considered. The main methodologies, used in rehabilitative practice, are reflected. The ways of interaction between different structures of rehabilitation service are proposed.

Текст научной работы на тему «Организация реабилитационной медицинской помощи детям Ростовской области»

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

С. Г. Пискунова, Н. Н. Приходько, Т. Е. Ефремова

Аннотация. Рассмотрены основные ющиеся в реабилитационной практике. Ключевые слова: реабилитация, ме-принципы организации реабилитаци- Предложены пути взаимодействия меж- тодики, структура, взаимодействие. онной службы Ростовской области. От- ду различными структурами реабилита-ражены основные методики, применя- ционной службы.

ORGANIZATION OF REHABILITATION MEDICAL CARE FOR CHILDREN IN THE ROSTOV REGION

S. Piskunova, N. Prikhodko, T. Efremova used in rehabilitative practice, are reflected. The ways of interaction

between different structures of rehabilitation service are proposed.

Annotation. Basic principles of organization of rehabilitation service in the Rostov region are considered. The main methodologies, Keywords: rehabilitation, methodologies, structure, interaction.

Проблема реабилитации детей как средства снижения заболеваемости населения в последнее время имеет большую значимость. Понятие «медицинская реабилитация» определено статьей 40 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» как комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшения качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.

Напомним основные принципы медицинской реабилитации: • непрерывность и основательность — реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество;

• комплексность — проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учетом всех

ее аспектов;

• доступность — реабилитация должна быть доступной

для всех, кто в ней нуждается;

• гибкость — реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур.

Комплексный подход в реабилитации детей-инвалидов в специализированном многофункциональном центре с использованием современных технологий восстановительного лечения и реабилитации позволяет в 93% случаев добиться существенного улучшения качества здоровья и жизни детей с ограниченными возможностями.

Согласно приказу МЗ РФ от 29.12.2012 №1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» такой подход осуществляется в Центре медицинской реабилитации и восстановительного лечения с патологией ЦНС ГБУ РО «ОДКБ» г. Ростова-на-Дону, включающем в себя: отделение медицинской реабилитации для детей старшего возраста с заболеваниями центральной нервной системы и органов чувств, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы, с нарушениями речи и слуха; психоневрологическое отделение; дневной стационар ме-

www.akvarel2002.ru

дицинской реабилитации; а также на реабилитационных койках нейрохирургического отделения ГБУ РО «ОДКБ»; в отделениях МБУЗ «Детская городская больница» г. Ново-шахтинска, ГБУ РО «Центр медицинской реабилитации №1» г. Таганрога, ООО «Центр детских и юношеских программ "МИР"» г. Таганрога, МБУЗ «Детская городская больница» г. Волгодонска, МБУЗ «Детская городская больница» г. Таганрога, на реабилитационных койках МБУЗ ЦРБ Аксай-ского района.

Отбор детей, нуждающихся в проведении медицинской реабилитации, осуществляется исходя из структуры заболеваний, приводящих к ин-валидизации. В Ростовской области в 2016 году, по данным Формы 19 «Сведения о детях-инвалидах» (утв. Приказом Ростстата от 25.12.2014 №723), зарегистрировано 12900 детей-инвалидов.

Как видно из рисунка 1, в структуре нозологий большая часть приходится на заболевания центральной нервной системы и психики. Для пациентов разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы, включающие базисное медикаментозное лечение, кинези-отерапию, массаж, ЛФК, ФТЛ, ИРТ, пелоидо-, гидро-, оксигенотерапию, проводятся занятия с логопедом, консультации ортопеда, психолога, психиатра, при необходимости — консультации узких специалистов ГБУ РО «ОДКБ», различные методы обследования.

РЕАБИЛИТАЦИЯ

- —¡|И>Л1|

■ болезни ЦНС

■ психические расстройства и нарушения поведения

■ заболевания глаз

■ новообразования

■ гематологические болезни

■ болезни эндокринной системы, болезни обмена

лор-заболевания

■ прочие

Рис. 1. Структура детской инвалидности в Ростовской области (2016 г)

С целью оптимизации оказания медицинской помощи детям в реабилитационных отделениях медицинских учреждений Ростовской области наиболее часто используются следующие реабилитационные пособия.

I. В кабинетах ЛФК применяются методики выдающихся деятелей науки и их сочетания: методы К. А. Семеновой, А. Е. Штеренгерца, С. А. Бортфельда и Е. И. Рогачева, К. и Б. Бобатов, В. Войта, методики кинезиотерапии.

В работе используется механотерапия — различные виды тренажеров, в том числе с биологически обратной связью, и предметы игрового обихода. В курсе реабилитации у детей с детским церебральным параличом используется методика лечебной физкультуры с применением динамической проприоцептивной коррекции при помощи рефлектор-но-нагрузочного устройства «Гравитон». Сущность метода заключается в воздействии на мозговые структуры функциональной системы антигравитации (ФСА) потока скорректированной проприоцептивной импульсации, возникающей при выполнении ребенком произвольных движений в устройстве. Также применяется тренажер Гросса — современное уникальное устройство, позволяющее передвигаться не только по всему пространству, но и вокруг своей оси; это отличная помощь для реабилитации растущего организма. Тренажер построен таким образом, чтобы не сковывать движения верхних и нижних конечностей малыша, а специальная страховка обладает максимальным уровнем безопасности и защищает от падений.

Также применяется кинезиоло-гическое тейпирование — простой и эффективный метод лечения мышечных болей, растяжения связок и других травм, а также гематом и отеков с помощью специальной клейкой ленты (тейпа). На выездных сертификационных циклах Международной ассоциации по тейпированию «Ортодинамика» (г. Москва) и Ассоциации врачей амбулаторной реабилитации (г. Санкт-Петербург) были обучены специалисты педиатрической службы ГБУ РО «ОДКБ» и других районов Ростовской области.

К разновидности лечебной физкультуры относится скандинавская ходьба. Более эффективное воздействие на состояние организма, чем при обычной ходьбе, объясняется тем, что применяются палки для скандинавской ходьбы, позволяющие равномерно перераспределить нагрузку на мышцы тела. Работают одновременно верхняя и нижняя части тела, что способствует тренировке около 90% мышц, за-действуются все системы и органы. Нагрузка на мышечную систему возрастает на 45% в сравнении с обычной ходьбой, повышается потребление кислорода, улучшаются общая гемодинамика и микроциркуляция, увеличивается сердечный выброс, активизируется деятельность сердца и мозга.

Для работы с детьми, страдающими аутизмом и расстройствами ау-тистического спектра, используется батутотерапия. Прыжки на батуте лучше всего помогают больным с аутизмом развить крупную моторику и уменьшить тревогу. У таких детей исчезает интенсивное повторяющееся поведение.

II. Включение ботулинотерапии в программу комплексной реабилитации детей с фокальной спа-стичностью позволяет повысить результативность реабилитации: улучшаются двигательные функции, снижается риск необходимости

www.akvarel2002.ru

оперативного вмешательства, облегчается растяжимость мышц, уменьшается болезненность во время занятий.

III. Физиотерапевтические методы являются важной составной частью комплексной реабилитации, они направлены на улучшение кровоснабжения головного и спинного мозга, трофики тканей. При этом используются различные виды аппаратуры.

IV. Пелоидотерапия (грязелечение) имеет большое значение в лечении различных заболеваний. Лечебные грязи оказывают расслабляющее действие на мускулатуру, снимают мышечный спазм и нормализуют сосудистый тонус. Эти эффекты играют очень важную роль при снятии болевых синдромов, скованности движений при контрактурах, при поражениях периферических нервов.

V. Гидротерапия применяется при заболеваниях центральной и периферической нервной системы, так как снижает возбудимость, оказывает успокаивающее воздействие, уменьшает болевые ощущения и восстанавливает нервную регуляцию мышц.

VI. Массажные техники используются для улучшения крово- и лимфообращения, профилактики трофических нарушений, восстановления двигательных функций, улучшения сосудистой и тканевой трофики, профилактики и лечения контрактур.

Применяются общий, точечный, сегментарный виды массажей.

VII. Иглорефлексотерапия — используются различные методики акупунктурного лечения, фармако-пунктура. Фармакопунктура — это сравнительно новый и весьма эффективный метод лечения, сочетающий в себе лучшие приемы и достижения традиционной и нетрадиционной медицины. Под фармакопунктурой подразумевается подкожное или вну-трикожное введение лекарственных средств в биологически активные точки тела человека.

VIII. Гипербарическая оксигена-ция — это насыщение организма кислородом, способствующее нормализации ряда рефлекторных и обменных процессов. Даже незначительное повышение концентрации кислорода положительно влияет на обмен веществ. Увеличение кислородного насыщения крови рекомендуется практически при любой патологии. Широко используются кислородные коктейли.

IX. Психологическая реабилитация включает в себя консультативно-диагностическую работу с пациентами. Помощь психолога заключается в определении особенностей развития каждого ребенка, уровня сфор-мированности его когнитивных функций, особенностей ориентировочно-познавательной сферы мышления, а также эмоционального развития, характера и темперамента. При диагностике в данном направлении психолог использует следующие методики и их варианты: корректурная проба, опосредованное запоминание по Леонтьеву (детский вариант), субтесты Векслера (также в детском варианте), различные виды пиктограмм, кубики Кооса и другие методики. Тестирование интеллектуальных способностей ребенка проходит в игровой форме, дети с удовольствием играют и общаются с психологом, отвечают на вопросы, рисуют. При общении с детьми, имеющими проблемы в поведении, психолог использует элементы арт-терапии, сказкотерапии, другие творческие приемы, позволяющие наладить контакт ребенка с психологом, снять внутреннее напряжение, тревогу, страхи, а также решить иные психологические проблемы, выяв-

ленные у ребенка в процессе тестирования. В процессе консультационно-диагностической деятельности с родителями психолог оказывает им психологическую помощь, а также дает рекомендации, информируя их об особенностях интеллектуального развития ребенка, формирования его внутреннего мира.

X. Логопедическая коррекция включает в себя логоритмику (общая физическая подготовка, ритмопластика, слухоритмические игры, логопедические распевки, дыхательная гимнастика с движением по Лазареву), консультативную помощь родителям, индивидуальные логопедические занятия (формирование артикуляции звуков, лексико-грамматических категорий языка, просодической стороны речи при тугоухости), интегрированные логопедические фронтальные занятия (при алалии, дизартрии), логопедический массаж по показаниям для снятия гипертонуса и гипотонуса артикуляционного аппарата.

Для детей, страдающих аутизмом и расстройствами аутистического спектра, применяются следующие методики:

• «прикладной анализ поведения» (applied behavior analysis — ABA) или «модификация поведения». Существует уже около тридцати лет. Основывается

на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и др., разбиваются на мелкие блоки — действия (behaviors). Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. При разучивании действий ребенку дают задание; если он не может справиться один, ему дают подсказку, а затем вознаграждают правильные ответы и игнорируют неправильные;

• «игровое время» (floor time) — методика Стенли Гэинспана — использует интересы ребенка, даже патологические,

для установления с ним контакта.

С целью повышения квалификации специалистов и обмена опытом в течение 2017 года были проведены научно-практические конференции, посвященные актуальным вопросам медицинской реабилитации. В конференциях участвовали представители ассоциации врачей амбулаторной реабилитации г. Санкт-Петербурга, представители кафедры нейрохирургии и нервных болезней РостГМУ, представители администрации и врачи различных специальностей ГБУ РО «ОДКБ», а также специалисты Ростовской и Калининградской областей.

За прошедший с момента основания службы период проведена большая работа по организации детской реабилитации в области, что нашло свое отражение в результатах профильной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации (детский сектор) в рамках конгресса по нейрореабилитации в июне 2017 года. Профильной комиссией было отмечено создание нормативно-правовой базы, регламентирующей оказание медицинской помощи детям в области:

• Ростовская область занимает 6 место среди всех субъектов Российской Федерации по коечной мощности реабилитационных учреждений (отделений) — 342 койки на 31.12.2016 года — и по эффективности их работы;

• Ростовская область занимает 4 место среди всех субъектов Российской Федерации

по открытию реабилитационных учреждений (отделений) по профилю «неврология».

Таким образом, целью восстановительного лечения детей является возвращение больного ребенка в характерные для его возраста условия жизни, а при отсутствии такой возможности — обеспечение стойкой компенсации нарушенных функций и адаптация к новым условиям существования. Раннее выявление в состоянии здоровья детей нарушений, ведущих к ограничению жизнедеятельности организма ребенка и возникновению инвалидности, а также комплексная реабилитация пациентов позволяют добиться в значительной степени их бытовой и социальной адаптации, тем самым сохраняя трудовые ресурсы страны.

№1 (59) • 2018

www.akvarel2002.ru

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

- —¡|И>Л1|

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров В. В. Основы восстановительной медицины и физиотерапии: учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 144 с.

2. Большая энциклопедия массажа. — М.: АСТ, 2010.

3. Боголюбов В. М. Техника и методики физиотерапевтических процедур: справочник. — М.: Бином, 2017.

4. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. — М.: Теревинф, 2014. — 610 с.

5. Епифанов В. А. Восстановительная медицина: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 304 с.

6. Жигарева Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов. — М.: Дашков и Ко, 2011. — 216 с.

7. Касаткин М. С., Ачкасов Е. Е., Добровольский О. Б. Основы кинезиотейпирования: учебное пособие. — М.: Sport, 2016. — 76 с.

8. Каган В. Ф. Аутята. Родителям об аутизме. — СПб.: Питер, 2015. — 180 с.

9. Котенко К. В., Епифанов В. А, Епифанов А. В., Корчажкина Н. Б. Реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы: руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Областная детская клиническая больница» г. Ростов на Дону (ОДКБ), e-mail: [email protected]

Пискунова Светлана Геннадьевна — кандидат медицинских наук, главный врач ОДКБ;

Приходько Наталья Николаевна — зам. главного врача ОДКБ по лечебной работе, врач-невролог высшей категории; Ефремова Татьяна Евгеньевна — главный внештатный детский реабилитолог РО, заведующая отделением медицинской реабилитации ОДКБ, врач-невролог высшей категории.

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВИДОВ САЛЬМОНЕЛЛ,

ПРЕОБЛАДАЮЩИХ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ГОРОДА ВОЛГОДОНСКА ЗА 2015—2016 ГОДЫ

В. А. Жуков, Л. Н. Баранникова, Л. А. Довгань, Н. Н. Кондратенко, Т. А. Никитенко, Б. С. Ширинов

Аннотация. Проведен анализ заболеваемости сальмонел-лезом среди населения города Волгодонска за период с 2015 по 2016 год. Всего было выявлено отравлений сальмонеллой за 2015 год — 138 случаев, за 2016 год — 67 случаев. Из них

преобладают отравления Salmonella Enteritidis группы D1 и Salmonella Typhimurium группы В.

Ключевые слова: отравления, Salmonella Enteritidis группы D1, Salmonella Typhimurium группы В.

MICROBIOLOGICAL ANALYSIS OF SALMONELLA KINDS, PREVALENT AMONG CHILDREN AND ADULTS OF THE CITY OF VOLGODONSK FOR 2015—2016 YEARS

V. Zhukov, L. Barannikova, L. Dovgan', N. Kondratenko, T. Nikitenko, B. Shirinov

Annotation. The analysis of the incidence of salmonella among the population of Volgodonsk for the period of 2015—2016 years is performed. Total poisoning with salmonella was detected: for

2015 year — 138 cases, for 2016 year — 67 cases. Poisoning with Salmonella Enteritidis of group D1 and Salmonella Typhimurium of group B predominate among them.

Keywords: poisoning, Salmonella Enteritidis of group D1, Salmonella Typhimurium of group B.

Сальмонеллы являются возбудителями энтероколитов или пищевых токсикоинфекций. Инфицирование сальмонеллой вызывает язвенное поражение лимфоидной системы тонкого кишечника. Сальмонел-лезные энтероколиты в большинстве своем протекают без бактериемии, благодаря лейкоцитам, которые блокируют распространение сальмонеллы за пределы просвета кишечника [8].

Источниками инфекции выступают больные люди, бактерионосители и инфицированные животные, вследствие чего сальмонеллезы можно рассматривать как антропозоонозы. Гастроэнтериты, вызываемые сальмонеллой, часто встречаются в развитых странах, а также в развивающихся. Контаминированные пищевые продукты и вода — основной источник инфицирования. В России заболеваемость составляет в целом 40,2 на 100 тысяч населения [12].

В современном мире наблюдается тенденция к повсеместному росту числа представителей рода сальмонелл — ежегодно появляется в среднем 50 новых серо-

варов [13], из них 70 — 80% приходится на S.typhimurium и S.enteritidis [2]. При этом некоторые виды сальмонелл, такие как S.typhimurium, являются убиквитарными, в то время как другие — локальными [13].

Сальмонеллы являются причиной контактно-пищевых эпидемических вспышек [3]. Новорожденные и недоношенные дети являются наиболее уязвимыми и незащищенными от поражения сальмонеллой [3].

Клиническая картина сальмонеллезных инфекций разнообразна, но при этом симптомокомплексы имеют схожие черты с дизентерией и холерой [4].

Около полумиллиона детей ежегодно переносят диа-рейные заболевания, основная масса из которых приходится на пациентов раннего возраста; большая часть летальных исходов встречается именно в этой возрастной группе [1, 7, 11].

В настоящее время волнение вызывает низкая эффективность профилактических мер при сальмонелле-зе, что, очевидно, связано с их видовым разнообразием, высокой жизнеспособностью и генетической гибкостью.

www.akvarel2002.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.