Научная статья на тему 'Интеграция методов физиотерапевтического лечения и ортобиотического подхода в коррекции и реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи'

Интеграция методов физиотерапевтического лечения и ортобиотического подхода в коррекции и реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
289
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРТОБИОТИКА / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Былинкина С. А., Юматова Д. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция методов физиотерапевтического лечения и ортобиотического подхода в коррекции и реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи»

РЕАБИЛИТАЦИЯ

к<еквк1

Интеграция методов физиотерапевтического лечения и ортобиотического подхода в коррекции и реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи

С. А. Былинкина, заведующая отделением медико-социальной реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями; Д. Б. Юматова, заведующая отделением психолого-педагогической помощи; ГКУСО МО «Железнодорожный СРЦН "Горизонт"», г. Железнодорожный Московской области

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, которым требуется больше внимания со стороны взрослых, нестандартных подходов в лечении и реабилитации. Наш реабилитационный центр посещают дети с различными нарушениями речи, в том числе и при ее полном отсутствии (ДЦП, синдром Дауна, РДА, кра-ниостеноз, ПЦНС, ММД, логоневроз, ЗПРР, ЗРР и др.).

Специалистами Центра разработана и успешно реализуется программа «Физиотерапевтические методы в коррекции нарушений речи». В 2008 году программа стала лауреатом конкурса реабилитационных программ государственных бюджетных учреждений социального обслуживания Московской области для детей с ограниченными возможностями.

Мы не останавливаемся на достигнутом. Уже более четырех лет все реабилитационные мероприятия в Центре проводятся с учетом основного принципа ортобиоти-ки, когда ребенок собственными усилиями эффективно задействует внутренние ресурсы организма и ресурсы внешней среды.

Ортобиотика — наука, в основе которой лежит учение лауреата Нобелевской премии И. И. Мечникова об орто-биозе (с лат. — исправление дисгармонии человеческой природы).

Ортобиотический подход позволяет эффективно сбалансировать все три аспекта здоровья: физическое, психическое и нравственное. На наш взгляд, нам удалось гармонично интегрировать в процесс лечения и реабилитации наших пациентов методы физиотерапии в сочетании с ортобиотическим подходом. За эти годы программа «Физиотерапевтические методы в коррекции нарушений речи» дополнилась новыми, интересными находками наших специалистов с учетом подобной интеграции.

Как известно, понятие «интеграция» предполагает восстановление, восполнение целого, синтез, результатом чего является получение целостной системы. В нашем Центре интеграция методов физиотерапевтического лечения и ортобиотического подхода в коррекции и реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи позволила выстроить систему, формирующую у детей начальные представления о здоровом образе жизни, стимулирующую внутренние резервы организма ребенка на преодоление речевых расстройств.

Сотрудники нашего Центра, подобно альпинистам в горах, всегда идут в связке, чувствуя поддержку друг друга. Так объединились усилия логопеда, невролога, физиотерапевта и заведующих отделениями медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи.

Мы нашли в литературе материал об интересном опыте работы детского психоневрологического санатория «Огонек» (г. Челябинск) по вопросам логопедической помощи детям с ДЦП с применением физиотерапевтических процедур в комплексе реабилитационных мероприятий и использовали его в своей работе.

Успех применения физиотерапевтического лечения обусловлен тем, что в результате у детей с тяжелыми нарушениями речи нормализуется функциональное состояние нервной системы и трофика тканей, устраняется или уменьшается спастичность, укрепляются слабые мышцы при парезе, вырабатываются активные движения языка.

Методы физиотерапевтического лечения

Амплипульстерапия

Используется аппарат низкочастотной физиотерапии «Амплипульс-7» (фото на стр. 62), предназначенный для лечебного воздействия синусоидальными модулированными токами низкой частоты, которые снижают спастичность артикуляционных мышц; улучшают речь, особенно звукопроизносительную сторону; увеличивают силу голоса. В зависимости от расположения электродов выделяют ряд методик. При логоневрозе, ЗПРР проводится электростимуляция активных точек.

Магнитотерапия

Воздействие магнитопунктуры на организм идентично действию иглорефлексотерапии, в результате улучшается мозговая гемодинамика, снижается тонус мышц речевого аппарата. Используется аппарат «Магнитер АМТ-02», предназначенный для оказания терапевтического воздействия пульсирующим магнитным полем и переменным магнитным полем (фото на стр. 62).

Активационная терапия

Проводится с применением лечебного многослойного одеяла ОЛМ-1, воздействие которого повышает адаптационные возможности организма и «работоспособность» собственных механизмов регуляции, ограждает ребенка от внешних раздражителей. В результате уменьшается мышечный гипертонус и спастичность, наступает состояние мышечной релаксации, улучшается психоэмоциональное состояние.

Мы выбрали методику полного обертывания (фото на стр. 62). Рекомендуемая длительность процедур при полном обертывании — 10 минут. Продолжительность курса обычно составляет 10 дней, но для восстановления после однократных стрессовых нагрузок возможно проведение единичных сеансов.

Терапия средой

Ортобиотический подход позволяет, помимо непосредственного воздействия на тело ребенка посредством физиотерапевтических методов, использовать терапию средой, которая включает в процесс лечения и реабилитации все анализаторы (вижу-слышу-ощущаю), делая основой элемент интереса, игры и позитивный настрой. Наш практический опыт показал, что взаимосвязь воображения, слуховых, зрительных, телесных и тактильных ощущений необходима детям с речевой патологией и значительно усиливает физиотерапевтическое воздействие.

www.akvarel2002.ru №2 (33) • 2013

к

■eiiEia j

РЕАБИЛИТАЦИЯ

Терапия средой — это создание комфортного психологического состояния ребенка во время проведения физиопроцедур:

• Фоновая музыка. Учитывая особенность влияния музыки на ритм дыхания, работу сердца и на работу мышц, многие физиотерапевтические сеансы проводятся с музыкальным сопровождением (звучащим как фон). С помощью специально подобранных музыкальных программ и аранжировок для детей («Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш у моря», «Детский альбом» и т. д.) задается нужный эмоциональный настрой, что усиливает оздоровительный эффект процедур.

• Иллюстративный материал на стендах в физиока-бинете. Яркие изображения вызывают у ребенка приятные ассоциации и усиливают воздействие на организм. Например, при проведении световой терапии аппаратом «Биоптрон» мы обращаем внимание на солнышко, которое дарит малышу свой теплый солнечный лучик и помогает победить «вредных микробов».

Для создания у ребенка интереса перед началом процедуры предлагаем поздороваться с солнышком (настрой): Здравствуй, солнышко, здравствуй, мое хорошее, Здравствуй, мое нежное, здравствуй, мое щедрое, Здравствуй, мое любимое, здравствуй, мое лучистое, Здравствуй, мое ликующее, здравствуй, мое золотое, Здравствуй, мое радужное! (фото на стр. 62).

• Волшебные истории о Царстве Здоровья помогают установить доброжелательный контакт с ребенком во время проведения процедур.

Мы активно подключаем к этому родителей наших пациентов. Во время проведения процедур родители читают детям волшебные истории о Царстве Здоровья, специально разработанные нашими специалистами: «Жемчужное ожерелье Здоровья», «Школа Мойдодыра», «Что такое вирус гриппа?», «Я знакомлюсь сам с собой», «Мое дерево» и др. Помимо этого, дома они могут обсудить с ребенком содержание этих сказочных историй (нравственный аспект).

• Арт-терапевтическая рефлексия. Чтобы закрепить эффект физиопроцедур, мы просим детей нарисовать наиболее запомнившиеся им моменты сказочных историй, с которыми они познакомились в Царстве Здоровья. На это натолкнули нас сами дети, когда стали приносить свои работы по окончании физиотерапевтического курса лечения. Так в нашем кабинете физиотерапии появился свой уголок «Жемчужина Здоровья» (фото на стр. 62).

• Оздоровительный настрой завершает курс физиотерапии. Очень полезно использовать тонизирующее влияние мыслей на организм. Тонус — это интегральный уровень проявления мускульно-нервных процессов. Оздоровительные настрои помогают ребенку вырабатывать в себе положительные качества поведения, настрой на здоровье, радость жизни, счастье. Подобные настрои рекомендуют М. Гогулан, Г. Сытин, К. Динейка, М. Тоненкова, В. Шепель.

«.. Ты побывал в Царстве Здоровья. Ты так хорошо трудился, играл и помогал себе стать здоровее и сильнее. Поэтому ты заслужил вот такую «Волшебную Грамоту Здоровья»: Каждый день мне легко, я дышу глубоко! Сердце, легкие — в порядке, как морковка я на грядке! Мозг работает отлично, мочевой пузырь — прилично! Мои почки, как цветочки, бодрствуют в труде все ночки! Все сосуды, мышцы, кожа стали чище и, похоже, Клетка каждая моя здоровеет, как и я! Кровь прозрачна и чиста, и здорова, и густа! Радость льется из меня, с каждым днем умнею я! У меня прекрасный сон, все болезни вышли вон! Я хочу стать здоровым! Я буду здоровым!»

Примечание: Текст этого настроя красочно оформляется и дарится ребенку. Желательно мотивировать родителей на то, чтобы они научили ребенка ежедневно пользоваться этим настроем.

Есть еще один очень важный фактор. Хозяйка кабинета физиотерапии — не просто медсестра, проводящая процедуры, а настоящая добрая фея. Она всегда найдет нужное доброе слово для ребенка, да и для родителей тоже, вовремя придет на помощь, объяснит и покажет все, что непонятно. Поэтому дети с огромным удовольствием посещают кабинет физиотерапии.

Взаимодействие специалистов Центра в рамках подобной интеграции сложилось следующим образом.

I. Диагностика и составление программы комплексной реабилитации ребенка

1. Логопед в результате осмотра ребенка оценивает состояние артикуляционного аппарата, объем словарного запаса, поведенческие реакции и, при необходимости, рекомендует консультацию врача-физиотерапевта и невролога с целью назначения курса физиотерапии.

2. Медики при отсутствии противопоказаний определяют вид воздействия, дозировку и длительность курса.

3. Педагоги в соответствии с особенностями ребенка составляют релаксационную программу, включающую музыкальные произведения успокаивающей направленности или волшебные истории о Царстве Здоровья («Жемчужное ожерелье Здоровья», «Я знакомлюсь сам с собой», «Мое дерево», «Путешествие улыбки по моему чудо-дереву», «Поиграем-помечтаем» и др.), а также рекомендации родителям.

II. Проведение реабилитационных мероприятий

1. Проведение комплекса физиотерапевтических процедур в сочетании с релаксационной программой.

2. Арт-терапевтическая рефлексия посредством художественной деятельности ребенка с целью закрепления своего состояния (как в условиях Центра, так и дома).

III. Контрольно-аналитический этап

Теми же специалистами отслеживается динамика, определяется дальнейшая тактика сопровождения ребенка.

При таком подходе каждое посещение физиокаби-нета становится для ребенка не унылым утомительным пребыванием на процедуре, а увлекательным путешествием в Царство Здоровья, где живут волшебные истории и фантазии. Именно в этом наше главное отличие от обычной традиционной физиотерапии, проводимой в учреждениях здравоохранения.

Преимущества интеграции физиотерапевтических методов и ортобиотического подхода

• доступность для использования родителями, врачами, педагогами, воспитателями;

• методы могут применяться в разнообразных сочетаниях в работе с детьми;

• даже при отсутствии видимого терапевтического эффекта полезны для познавательного

и эмоционального развития ребенка;

• применение этих методов не формирует у детей зависимость от внешней помощи: взрослый дает лишь общие ориентиры, основная работа производится самим ребенком.

Эффективность коррекционной логопедической работы значительно возрастает благодаря продуманной, целенаправленной интеграции физиотерапевтических методов с учетом индивидуальных особенностей речевого дефекта, возраста ребенка в комплексе с психолого-логопедической работой, медикаментозным воздействием и ортобиотическим подходом к проведению физиотерапевтического лечения.

м

№2 (33) • 2013

www.akvarel2002.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.