Научная статья на тему 'Применение технологии обучения в сотрудничестве в процессе графической подготовки'

Применение технологии обучения в сотрудничестве в процессе графической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева И.А.

В статье рассматривается технология обучения в сотрудничестве. В этой связи раскрываются понятия технология, технология обучения, педагогическая технология. Как структурные компоненты рассматриваются наиболее приемлемые методы обучения графическим дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение технологии обучения в сотрудничестве в процессе графической подготовки»

Современные педагогические технологии

39

вую мотивацию. Принятие и реализация роли создает ответственный мотив игры, творческое, эвристическое, партнерское, состязательно-напряженное состояние личности. В игре всегда присутствуют элементы психологически приемлемого стресса, который играющий хочет пережить и повторить снова.

Игра характеризуется как взаимодействие, как познание самого себя через поведение другого, через реакции партнера. Ее сущность - в свободно избираемой деятельности. Игра обеспечивает мобилизацию всех способностей учащегося, его имплицитных потенциальных возможностей. Благодаря игровой технологии обучения познавательные действия учащихся включаются в контекст социально и личностно значимой ситуации и вследствие этого обретают личностный смысл для обучающегося, обеспечивается актуализация внутренних сил саморазвития, становление и развитие личностных функций субъекта. Поставленная перед субъектом проблема, правила игры воспринимаются им как реальность, создается практическая, целостная модель правильного поведения в Природе.

Список литературы:

1. Зайцев В.В. Теория и практика личностной свободы учащихся в системе начального образования: дисс. ... д-ра пед наук. - Волгоград, 1998. -371 с.

2. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая готовность будущих учителей начальных классов к личностно развивающей педагогической деятельности // Начальная школа «До и после». - 2013. - № 1. - С. 16-17.

3. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая подготовка будущих учителей начальных классов к личностно ориентированной педагогической деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Волгоград, 2003. - 237 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ПРОЦЕССЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

© Савельева И.А.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

В статье рассматривается технология обучения в сотрудничестве. В этой связи раскрываются понятия технология, технология обучения, педагогическая технология. Как структурные компоненты рассматриваются наиболее приемлемые методы обучения графическим дисциплинам.

* Доцент кафедры Проектирования и эксплуатации металлургических машин и оборудования, к.п.н.

40

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Молодой специалист должен уметь работать в условиях рынка, понимать, что только высокий профессионализм и творчество, инициатива помогут ему найти свое место и самореализоваться в избранной профессии. Специалист, которому предстоит работать на производстве в ХХ! веке, должен сегодня проходить подготовку в условиях педагогических технологий, отвечающих новым общественным целям и уровню развития науки.

Одни исследователи считают, что понятие «педагогическая технология» не может рассматриваться лишь как «совокупность методов». Составляющими педагогической технологии они считают: способ конструирования содержания обучения, адекватного задачам времени, эффективно подобранная совокупность методов подготовки специалистов, формы организации педагогического процесса, способ взаимодействия преподавателя и студента на базе личностно-ориентированной модели [1].

В современных исследованиях технология рассматривается как способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняют более или менее однозначно и имеют целью достижение эффективности. Под процедурой понимается набор действий (операций), посредством которых осуществляется тот или иной главный процесс (или его отдельный этап), выражающий суть конкретной технологии, а операция - это непосредственное практическое решение задачи в рамках одной процедуры, то есть однородная логически неделимая часть конкретного процесса [5].

Смирнов Е.Н. считает, что технология - это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами [10].

По мнению В.А. Сластенина, «педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Маслыко Е.А. разводит понятия «технология обучения» и «педагогическая технология». Он считает, что «технология обучения» - это конструирование систем массового обучения и профессиональной подготовки, а «педагогическая технология» - это выявление принципов и способов оптимизации образовательного пространства, включающих разработку и использование приемов и материалов, а также оценку при меняемых методов [2].

Как отмечает Е.С. Полат, под технологией обучения понимается совокупность приемов, действий учащихся, выполняемых в определенной последовательности, позволяющая реализовать тот или иной метод обучения; или совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию определенного подхода к обучению, реализацию определенной дидактической системы [3].

В современной научно-педагогической литературе описываются различные виды технологий: информационные, программированные, комму-

Современные педагогические технологии

41

никационные, диалоговые, задачные, структурнологические, игровые, тренинговые, интеграционные, личностноориентированные и т.д.

Структурным компонентом технологии являются методы преподавания, их совокупность. Ведущими методами являются те, которые приучают студента к самостоятельной работе, к проявлению лидерских качеств, развивают аналитические способности, инициативу, умение решать творческие задачи. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленной цели, с нашей точки зрения, является метод обучение в сотрудничестве (cooperative learning).

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам двадцатого столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е годы. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и формирование коммуникативных умений. Студенты учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. Основная идея обучения в сотрудничестве заключается в том чтобы учиться вместе.

По мнению Е.С. Полат, технология обучения в сотрудничестве предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности обучаемых, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода [3].

Варианты организации обучения в сотрудничестве могут быть различными: четыре варианта «обучения в команде», два варианта метода «пила», вариант «учимся вместе», исследовательская работа учащихся в группах. Для нашего исследования представляет интерес вариант «обучение в команде» ^Мей Теат Leaning). Этот вариант метода обучения в сотрудничестве был разработан в Университете Джона Хопкинса [7]. При этом методе основное внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над поставленной проблемой. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении данной проблемы.

Было разработано несколько вариантов «обучения в команде». Два из них могут быть использованы в обучении инженерной графике: совместное обучение в малых группах и обучение в командах на основе игры, турнира. Организация обучения в сотрудничестве в малых группах (STAD, Славин, 1986) заключается в выполнении каждым студентом своей части задания. После завершения заданий из полученных частей создается нечто новое, что способствует развитию творческого потенциала студентов.

Важным структурным компонентом технологии подготовки специалиста мы считаем способ взаимодействия преподавателя и студента на основе

42

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

личностно-ориентированного подхода [6,7]. Такой способ взаимодействия выражается прежде всего в отношении к студенту (доброжелательность и уважение).

Преподаватель приобретает новую роль организатора самостоятельной творческой деятельности студентов. То есть в процессе творческой работы ведется индивидуальный совместный поиск решения преподавателя и студента. При этом меняется статус студента в учебном процессе. В рамках технологии обучения в сотрудничестве студент выступает как докладчик, «эрудит», оппонент в споре, проблематизатор, «генератор идей», критик, рецензент сообщения товарища или педагога, одним словом позиция «ученичества» заменяется позицией «партнерства». Такое совместное групповое взаимодействие педагога и студентов благоприятно отражается на психологическом климате образовательного процесса, на взаимоотношения участников [8].

Можно согласиться с В.Я. Ляудисом, который считает что психологической основой воздействия на студента в системе сотрудничества являются: 1) уважение личности студента; 2) направленность на совместную деятельность; 3) культивирование партнерства, профессионального и нравственного самостроительства.

Снятие возрастного барьера способствует формированию профессиональной направленности. «Полуавторитарный» стиль в поведении педагога способствует формированию сознательного уважения студента к преподавателю и активное уважение преподавателя к личности студента. При таком общении педагог избегает категорического, назидательного тона, он как бы размышляет со студентом, советуется, внимательно выслушивает его мнение, терпеливо относится к их сомнениям и возражениям. Если предложения студента отвергается. То мотивируется, но не критикуется, при этом педагог должен говорить доброжелательно, убедительно, веско.

Для педагога каждый студент - личность. К каждому он должен найти свой подход [9]. Педагог должен быть способным понимать психологическое состояние студента, адекватно моделировать его личность по внешним признакам. Студенты, у которых не все получается при решении творческих задач, особенно ценят способность преподавателя к сопереживанию, умение педагога поставить себя на их место и пережить их состояние.

У каждого из преподавателей свой стиль работы, но разрабатывая технологию обучения студентов, необходимо ориентироваться на главное -подготовить творческого, самостоятельно мыслящего, грамотного специалиста [6, 7].

Практика показывает, что обучение в сотрудничестве не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Такое обучение отражает личностно-ориентированный подход. Для определения эффективности этой технологии были проведены в школах США 63 исследования. В 36 (57 %) были отмечены заметно более высокие результаты усвоения, чем в контроль-

Современные педагогические технологии

43

ных классах. Уровень осмысления материала, применения его для решения новых задач оказался заметно выше в классах, где использовалось обучение в сотрудничестве [11]. Самостоятельная работа над творческой проблемой становится привычным и приоритетным видом деятельности.

В нашем исследовании технология обучения в сотрудничестве рассматривается как немаловажное дидактическое условие развития творческого потенциала студентов. Такое обучение позволяет повысить уровень графической подготовки будущих специалистов.

Список литературы:

1. Козлова С. Чему и как мы учим студентов // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 23.

2. Маслыко Е.А. Проблемы компьютерного обучения иностранным языкам. Романское и германское языкознание. - Минск: МГПИ, 1986. - С. 14-21.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособ. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.

4. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. - Казань, 1989. - 199 с.

5. Роберт И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения // Педагогическая информатика. - 1993. - № 1 -С. 39.

6. Савельева И.А. Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007. - 23 с.

7. Савельева И.А. Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки: дисс. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007. - 184 с.

8. Савельева И.А. Экстраполяция условий развития творческого потенциала студентов при изучении инженерной графики на процесс обучения прикладной механики // Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. - 2011. - № 2. - С. 220-222.

9. Скурихина Е.Б., Токарева Т.В. Теоретические основы графической подготовки конструкторов проектировщиков по направлению «Строительство» // Архитектура. Строительство. Образование: материалы международной науч.-практ. конф. / под общ. ред. М.Б. Пермякова, Э.П. Чернышевой. - Магнитогорск: Изд-во Магнитоггорск. гос. техн. ун-та, 2014. - С. 317-323

10. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - Белгород, 1993. - 219 с.

11. Robert E.Slavin. Research On Cooperative Ьеатт^: ап ШегпаЬоиа1 perspective // Scandinavian Jоumаl of Educatiomk Research. - 1989. - Vol. 33, 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.