Научная статья на тему 'Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс с целью реализации компетентностного подхода'

Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс с целью реализации компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / LEARNING PROCESS / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING (ON-LINE LEARNING) / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY APPROACH / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / INTENSIFICATION OF THE LEARNING PROCESS / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANT LEARNING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Маргарита Михайловна

Рассматривается основная проблема современной системы образования, связанная с востребованностью выпускника программы бакалавриата, актуальностью полученных им знаний и его профессиональной деятельностью в современных условиях. В настоящий момент необходимо выработать и внедрить такие приемы и методы обучения в вузе, которые были бы нацелены на активизацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. На основе новых информационных и педагогических технологий стало возможным совершенствовать методы обучения. Современная система образования позволяет формировать необходимые компетенции с применением дистанционных технологий, популярность которых за последние годы существенно возросла. Современная система обучения ориентируется на компетентностный подход, который означает, что в процессе обучения ставится цель сформировать у студентов набор компетенций, позволяющих ему легче самореализоваться в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANT LEARNING TECHNOLOGIES INTRODUCTION IN THE LEARNING PROCESS FOR COMPETENCY-BASED APPROACH IMPLEMENTATION

The article discusses the main problem of the modern education system that is related to the demand for Bachelor Degree Program graduates, relevance of their knowledge and their professional activity in current conditions. Contemporary education system is in need of such learning methods and techniques that will activate the creative potential and learning motivation of students. New information and educational technologies have enabled the improvement of the teaching methods. Modern education system allows to form the required competencies with the application of distant technologies which are becoming more and more popular now. The modern system of education is competency-based, which means that the process of training is aimed at the formation of a set of competencies that will simplify the students to fulfill their potential in the modern society.

Текст научной работы на тему «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс с целью реализации компетентностного подхода»

УДК 33.331.08

ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ЦЕЛЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

© М.М. Журавлева1

Евразийский лингвистический институт, филиал Московского государственного лингвистического университета, 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.

Рассматривается основная проблема современной системы образования, связанная с востребованностью выпускника программы бакалавриата, актуальностью полученных им знаний и его профессиональной деятельностью в современных условиях. В настоящий момент необходимо выработать и внедрить такие приемы и методы обучения в вузе, которые были бы нацелены на активизацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. На основе новых информационных и педагогических технологий стало возможным совершенствовать методы обучения. Современная система образования позволяет формировать необходимые компетенции с применением дистанционных технологий, популярность которых за последние годы существенно возросла. Современная система обучения ориентируется на компетентностный подход, который означает, что в процессе обучения ставится цель сформировать у студентов набор компетенций, позволяющих ему легче самореализоваться в современном обществе.

Ключевые слова: образовательный процесс; дистанционное обучение; компетентностный подход; компетенции; активизация учебного процесса; дистанционные технологии.

DISTANT LEARNING TECHNOLOGIES INTRODUCTION IN THE LEARNING PROCESS FOR COMPETENCY-BASED APPROACH IMPLEMENTATION M.M. Zhuravleva

Eurasian Linguistic University, Branch of Moscow State Linguistic University Irkutsk State Linguistic University, 8 Lenin St., Irkutsk, 664025, Russia.

The article discusses the main problem of the modern education system that is related to the demand for Bachelor Degree Program graduates, relevance of their knowledge and their professional activity in current conditions. Contemporary education system is in need of such learning methods and techniques that will activate the creative potential and learning motivation of students. New information and educational technologies have enabled the improvement of the teaching methods. Modern education system allows to form the required competencies with the application of distant technologies which are becoming more and more popular now. The modern system of education is competency-based, which means that the process of training is aimed at the formation of a set of competencies that will simplify the students to fulfill their potential in the modern society.

Keywords: learning process; distance learning (on-line learning); competency approach; competencies; intensification of the learning process; distant learning technologies.

Современная модель образования направлена на востребованность выпускника программы бакалавриата, актуальность полученных знаний, его профессиональную деятельность.

Традиционная методика преподавания предполагает постоянный контроль педагога за учебной деятельностью студента, усвоением им учебного материала. В большинстве случаев происходит односторонний диалог, где активной стороной выступает преподаватель. Активность студента, его заинтересованность в процессе обучения проследить затруднительно. Существуют следующие проблемы в организации обучения: отсутствие у студентов интереса к предмету; монотонность в подаче материала (у каждого преподавателя свое звучание, интонация, тембр голоса); отсутствие взаимодействия студентов; отсутствие междисциплинарных связей. В связи с этим актуальным является поиск путей решения для улучшения

организации образовательного процесса [1, с. 71].

Перечислим некоторые приемы, позволяющие улучшить образовательный процесс:

1. Проведение проверочной работы по пройденному материалу в конце лекции. Во время проверочной работы студенты имеют возможность пользоваться лекциями.

2. Использование мультимедийных средств, которые позволяют не только визуализировать информацию, но и экономить время при объяснении новых терминов, дат, фамилий. Внимание студентов сконцентрировано на видеоматериале, они не отвлекаются, не разговаривают между собой во время лекции, поскольку необходимо фиксировать информацию.

3. Использование аудио-, видеоматериалов.

4. Внедрение ролевого подхода и игровых методов обучения, компетентностно-ориентированных технологий (дискуссия, мозговой штурм, «Брейнрайтинг»,

1Журавлева Маргарита Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и туризма, тел.: 89501103880, e-mail: margo32@mail.ru

Zhuravleva Margarita, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Tourism, tel.: 89501103880, e-mail: margo32@mail.ru

технологии ситуационного обучения, технологии развития критического мышления, прием «Кластеры»).

5. В рамках семинарских занятий могут быть использованы следующие приемы: заслушивание докладов, сообщений, защита рефератов, подготовка презентаций, решение тестов, решение проблемных ситуаций, изучение материала на иностранном языке.

6. Подача материала может осуществляться как на русском, так и на английском языках. Практические задания на английском языке направлены на формирование и развитие способности к коммуникации в устной и письменной форме на иностранном языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

7. Игровые приемы обучения помогут овладеть материалом. Заранее формируются ведущие команды из 3-4 студентов, ответственных за тот или иной раздел. Необходимо изучить самостоятельно представленный материал и подготовить в игровой форме 3-4 задания. На семинарском занятии основная группа делится на несколько игровых команд и участвует в играх, предлагаемых ведущей командой. Ведущая команда оценивает участие, выставляет оценки, руководит ходом игры. Данная форма проведения занятий проходит интересно, активно, динамично. Она формирует командную работу, выработку коллективного мнения, постановку и решение проблем и задач, демонстрирует уровень теоретической подготовки, связывает теоретические положения с практической деятельностью. Со стороны можно оценить уровень подготовки студентов.

Все вышеизложенное актуализирует выработку и внедрение таких приемов и методов обучения в вузе, которые были бы нацелены на активизацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. На основе новых информационных и педагогических технологий стало возможным совершенствовать методы обучения. В последние годы растет популярность дистанционных образовательных технологий, под которыми понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогов [2, с. 12]. В этих условиях преподаватель становится носителем знаний, руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента, выступает в качестве проводника в океане разнообразнейшей информации, помогает выработать у студента навыки самостоятельной работы при поиске необходимой информации.

Дистанционное обучение базируется на трех составляющих: технологической, содержательной и организационной [2, с. 44]:

Технологическая составляющая немыслима без соответствующей материальной базы и программного обеспечения.

Содержательная часть включает информационные ресурсы в виде курсов дистанционного обучения, специализированных сайтов, методической поддержки.

Организационная часть предусматривает обучение и переподготовку преподавателей дистанционного обучения, педагогическое сопровождение студентов в процессе обучения, то есть организацию и проведение учебного процесса.

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья. Дистанционные технологии - это инструмент для реализации основных принципов личностно-ориентированного подхода обучения. Данный подход предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Дистанционное обучение обеспечивает максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь, и, таким образом, индивидуализацию обучения [4].

Дистанционное образование дает возможность обучаться по индивидуальному графику, выполнять индивидуальные задания и задания при сдаче академической разницы. Если обучающийся недостаточно хорошо выполнил задание, то преподаватель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Это способствует развитию у обучающегося критического, продуктивного мышления.

Современная система обучения ориентируется на компетентностный подход, который означает, что в процессе обучения ставится цель сформировать у студентов набор компетенций, позволяющих легче самореализоваться в современном обществе. Компетенция предполагает овладение определенной суммой знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков [3, с. 89]. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которыми должен обладать любой представитель современной цивилизации.

Политические и социальные: брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в функционировании и улучшении демократических институтов.

Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе: понимание различий, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков и религий.

Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением. Все возрастающее значение приобретает владение несколькими иностранными языками.

Компетенции, связанные с возникновением общества информации: владение новыми технологиями,

способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.

Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Данные компетенции следует рассматривать как определенные требования к статусу гражданина, члена общества.

Современная система образования позволяет формировать необходимые компетенции с применением дистанционных технологий.

В качестве примера рассмотрим процесс изучения дисциплины «Технология и организация анимационной деятельности».

Целью учебной дисциплины является приобретение знаний, умений и навыков в интересах формирования следующих компетенций согласно ФГОС высшего профессионального образования по направлению 100400 «Туризм»:

- владение теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1);

- готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5);

- способность к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11);

- умение организовать процесс обслуживания потребителя (ПК-12).

Основные задачи, решаемые в ходе освоения студентами учебной дисциплины, заключаются: в формировании комплекса знаний об организации досуга и развитии анимационного интереса, а также навыков планирования и организации анимационной деятельности; в овладении анимационной методикой; изучении анимационной деятельности в сфере услуг в России и за рубежом.

Раскрытие интеллектуального и творческого потенциала может быть реализовано только при определенных условиях в системе образования: определенной свободе выбора в процессе познавательной, творческой деятельности; учете индивидуальных способностей и возможностей обучаемого; сотрудничестве, широком общении с партнерами по обучению, учителем; установлении партнерских, доброжелательных отношений; уважении достоинства личности в условиях общения; опоре на положительные качества личности, достигнутые успехи; проблемной направленности всего обучения; формировании устойчивой мотивации познавательной деятельности; предоставлении возможности самостоятельного принятия решения при рассмотрении проблем познавательного, исследовательского и творческого характера; формировании и развитии интеллектуальных умений критического, творческого мышления; систематической рефлексии деятельности обучаемых [3, с. 90].

Инструментом для реализации вышеперечисленных условий в Евразийском лингвистическом институте- филиале ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет» (г. Иркутск), является образовательный портал «BELCA», посредством которого студенты имеют возможность дистанционно получать задания для сдачи академической разницы,

учиться по индивидуальному графику, получать задания по дисциплинам в случае болезни или прохождения практики за границей. Рисунок отражает технологический процесс изучения дисциплины с учетом ком-петентностного подхода. Внутренняя среда отражает разделы изучаемой дисциплины, а к внешней среде относится необходимый набор компетенций.

Многие специалисты считают модель интеграции очной и дистанционной форм обучения наиболее перспективной для будущей системы образования. Появляется возможность реструктурировать весь учебный процесс: аудиторные занятия оставить за групповыми, коллективными видами деятельности под руководством преподавателя, а все, что требует индивидуальной тренировки, самостоятельной познавательной деятельности, самостоятельной исследовательской деятельности, индивидуальных консультаций преподавателя, групповых форм в виртуальном режиме, перенести на дистанционные формы [3, с. 76].

В таблице приведен перечень знаний, умений, навыков, а также заданий для формирования соответствующих компетенций посредством образовательного информационного портала «БЕ1_ОЛ».

Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс основывается на следующих принципах [3, с. 107]:

1. Принцип системности определяет всю организацию, включая проектирование обучения, создание системы средств обучения, т.е. учебно-методического обеспечения, и познавательную деятельность.

2. Принцип учета специфики предметной области обучения и контингента обучаемых.

3. Принцип интерактивности позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы контакт между преподавателем и учащимися, а также между учащимися был систематическим.

4. Принцип гибкости, маневренности создает гибкую систему взаимодействия учащихся, студентов и преподавателя, смены различных видов деятельности.

5. Принцип корпоративности, командного подхода к организации деятельности в сетях зависит от умения преподавателя организовать малые группы сотрудничества, учитывая особенности психологической совместимости учащихся, их интересы, способность к толерантности, взаимоуважению, культуре общения. В содержании курса следует предусмотреть задания, направленные на групповые виды деятельности, предусматривающие одновременно задания для каждого члена группы.

Принцип информационной и психологической безопасности позволяет систематизировать необходимую информацию в процессе обучения и отсекать бесполезную, вредную для психического здоровья учащихся информацию.

Таким образом, активное общение преподавателя со студентами и студентов между собой является социально-психологическим фактором успешности процесса обучения, который обеспечивает эффективность познавательных действий. Внедрение дистанционных образовательных технологий - шаг вперед в попытке преодоления ограниченности традиционных методов обучения.

Технологический процесс изучения дисциплины с учетом компетентностного подхода

Процесс формирования компетенций

Компетенция Знания, умения, навыки Задания, выполняемые посредством дистанционной технологии

Владение теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1) Знать специфику технологии и организации внедрения анимационных программ в сфере услуг, показатели их качества и эффективности. Уметь разрабатывать анимационные программы согласно запросам потребителя, танцевально-развлекательные и конкурсно-игровые программы. Владеть принципами и методами туристско-анимационной деятельности 1. Составить проект анимационной программы согласно плану на русском и английском языке. Загрузить презентацию в образовательный портал. 2. В портале создать глоссарий основных понятий и терминов. 3. Отгадать предложенный кроссворд в портале (система определит наличие правильных ответов). 4. Дискуссия в чат-комнате

Готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5) Знать основные методы разработки туристского продукта, а также способы формирования коммуникации на иностранном языке для решения задач межкультурного взаимодействия. Уметь организовывать командное взаимодействие участников анимационной программы. 1. Ознакомиться с предложенными текстами на английском языке, отражающими основные темы дисциплины в портале («Аниматор», «Профессиональные качества аниматора», «Русские праздники и традиции», «Традиции народов мира»). 2. Конкурс «Анимационный менеджмент. Система мотивации в анимационном менеджменте». Необходимо дать определение терминам

254 ВЕСТНИК ИрГТУ № 9 (104) 2015 ISSN 1814-3520

Владеть навыками разработки туристского продукта «Анимационный менеджмент», «Система мотивации в анимационном менеджменте» и составить программу мотивации сотрудников анимационного отдела. Задание необходимо выставить в портал до указанного срока. Результаты конкурса будут также выставляться на портале. 3. Подготовить доклад на английском языке на тему «Проблемы межкультурного взаимодействия» и выставить данный доклад в портал. Каждый студент должен ознакомиться как минимум с пятью докладами и высказать свою точку зрения. 4. Разрешить проблемы, возникшие у иностранных гостей, на английском языке и отправить задание на проверку преподавателю (необходимо подобрать анимационную программу для семьи из Италии, для супругов из Германии и кратко рассказать о том, что ожидает гостей). 5. Дискуссия через форум на тему «Разработка туристского продукта на основе современных технологий»

Способность к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11) Знать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Уметь работать в команде и организовывать взаимодействие с представителями разных культур. Владеть основными понятиями в области развития массовых празднеств и зрелищ 1. Сделать обзор популярных массовых национальных празднеств. Занести информацию в таблицу. 2. На основе полученной информации составить игру «А знаете ли Вы, что ... ?» и выставить в портал. Проанализировать пять игр, составленных другими студентами. 3. Выполнить практическое задание на знание вербальных и невербальных средств общения в разных странах. 4. Консультации с преподавателем через форум

Умение организовать процесс обслуживания потребителя (ПК-12) Знать психологические и национальные особенности потребителей, классификацию потребителей анимационных услуг. Уметь грамотно планировать и организовывать анимационные мероприятия в соответствии с запросами потребителей(планирование мероприятий для туристов разных возрастов, семейных пар, семейных пар с детьми, молодежи). Владеть навыками организации управления анимационными мероприятиями 1. В соответствии с указанными потребностями потребителей анимационных услуг создать анимационную программу (каждый студент получает индивидуальное задание и отправляет его на проверку преподавателю). 2. Перечислить проблемы, которые могут возникнуть во время проведения данных мероприятий, выставить информацию в портал на обсуждение. 3. Создать правила работы с туристами разных категорий и разных возрастных групп. 4. Выполнить тест и отправить на проверку. 5. По итогам изучения дисциплины преподаватель выставляет оценки в портал и дает рекомендации каждому студенту

К плюсам дистанционных образовательных технологий можно отнести:

1. Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения дисциплин устанавливается самим обучающимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

2. Гибкость и доступность - студент может в любом удобном месте выполнять задания и выставлять их для проверки преподавателю.

3. Мобильность - быстрая обратная связь между

преподавателем и обучаемым позволяет осуществлять эффективную коммуникацию.

4. Технологичность - использование в

5. образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

6. Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

7. Инновация - всевозможные варианты составления заданий (игры, кроссворды, глоссарий, видео- и аудиоматериалы, презентации)

8. Объективность - система позволяет опреде-

лять, насколько правильно студент выполнил задание и поставить оценку [4].

Статья поступила 13.08.2015 г.

1. Журавлева М.М. Внедрение ролевых игр в образовательный процесс вуза. Проблемы и перспективы развития социально-экономических и общественных наук: сб. тр. IV Меж-дунар. дистанционной научн.-практ. конф. (Ростов на Дону, 15 окт. 2013 г.). Ростов н/Д: Изд-во МИЦ «Научное сотрудничество», 2013. 144 с.

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ.

Библиографический список

высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 416 с.

3. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 400 с.

4. Шнайдер И.И. Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru (01.12.2014).

УДК 81' 11

НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ, БЕЗЛИЧНЫЕ И БЕССУБЪЕКТНЫЕ ПАССИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ КАК СРЕДСТВА ПРИДАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОМУ ДИСКУРСУ СТАТУСА ОБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВУЮЩЕГО

© О.А. Крапивкина1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются способы придания высказываниям юридического дискурса свойства объективности в силу существующих требований к организации и содержанию институциональных юридических текстов. Для этого наиболее часто используются неопределенно-личные, безличные и бессубъектные пассивные конструкции, которые позволяют имплицировать говорящего и создать видимость объективности высказывания. Подчеркивается, что деперсонализация, достигаемая за счет употребления данных конструкций, придает высказываниям большую убедительность, весомость, вызывает у адресата представление о действии не субъективном, а объективно заданном. Автор приходит к выводу о существовании двух факторов, детерминирующих объективную природу юридического текста: стремление придать высказываниям эмоционально нейтральный характер, освободить от субъективизма, недопустимого в текстах, направленных на регулирование общественных отношений; стремление подчеркнуть приоритет ЗАКОНА над индивидом.

Ключевые слова: юридический дискурс; деперсонализация высказываний; неопределенно -личные конструкции; безличные конструкции; бессубъектные пассивные конструкции; импликация субъекта высказывания; язык права.

INDEFINITE PERSONAL, IMPERSONAL AND SUBJECTLESS PASSIVE CONSTRUCTIONS AS MEANS OF LEGAL DISCOURSE OBJECTIVIZATION O.A. Krapivkina

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article addresses to the issue of depersonalization of legal discourse in order to eliminate subjectivity following the requirements to legal text organization and contents. The most frequently used tools for legal utterance depersonalization are indefinite personal, impersonal and subjectless passive constructions. They help imply the speaker and make legal discourse look like a set of objective utterances, create an aura of objectivity. The article emphasize that depersonalized utterances look more convincing, solid, and have an increased perlocutionary effect. They make recipients take actions as objective rather than subjective ones. The author distinguishes two factors that depersonalize legal texts: the aim to make utterances more objective, emotionally neutral, eliminate subjectivity inadmissible in legal texts handling public relations , and the desire to emphasize the priority of LAW over an individual.

Keywords: legal discourse; depersonalization of utterances; indefinite personal constructions; impersonal constructions; subjectless passive constructions; subject implication; legal language.

В силу свойственной юридическому сообществу тенденции позиционировать себя как олицетворение ЗАКОНА, современным юридическим текстам редко

присущи субъективизм и эмоциональность. Ясно, что непосредственное вмешательство индивида с его взглядами, чувствами и переживаниями субъективи-

1 Крапивкина Ольга Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2, тел.: 89041317565, e-mail: koa1504@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Krapivkina Olga, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages no.2, tel.: 89041317565, e-mail: koa1504@mail.ru

256

ВЕСТНИК ИрГТУ № 9 (104) 2015

ISSN 1814-3520

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.