Научная статья на тему 'Применение технологии биологической обратной связи для формирования предпосылок чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья'

Применение технологии биологической обратной связи для формирования предпосылок чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПСИХОЛОГИЯ / БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ПРЕДПОСЫЛКИ ЧТЕНИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / LOGOPSYCHOLOGY / BIOFEEDBACK / READING BACKGROUND / CHILDREN WITH DISABILITIES / SPEECH DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Илья Александрович, Пяшкур Юлия Сергеевна

В статье обобщен опыт применения метода биологической обратной связи для формирования предпосылок чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации гранта «Разработка и апробация коррекционно-развивающей логопедической программы, предусматривающей применение технологий биологической обратной связи для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями». Авторами описывается технология формирования психолого-педагогических предпосылок чтения, поскольку именно чтение является одним из важнейших навыков у детей, который пригодится им в школе. Нарушения чтения и письма представляют собой наиболее распространенные формы речевой патологии детей старшей возрастной группы, и потому относятся к активно развивающейся области исследований, объединяющей педагогов, психологов, лингвистов, биологов. Формирование предпосылок чтения стимулируют не только речевое развитие, но и психологическую основу и выступают как важнейшее условие успешности школьного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алексеев Илья Александрович, Пяшкур Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF TECHNOLOGY OF A BIOLOGICAL FEEDBACK FOR THE FORMATION OF THE PREREQUISITES FOR READING IN CHILDREN WITH DISABILITIES

The article summarizes the experience of using the method of biofeedback to form the prerequisites for reading in children with disabilities in the framework of the grant "Development and testing of correctional and developmental speech therapy program, which provides for the use of biofeedback technologies for preschool children with speech disorders". The authors describe the technology of formation of psychological and pedagogical prerequisites of reading, because reading is one of the most important skills in children, which will be useful to them in school. Reading and writing disorders are the most common forms of speech pathology in children of the older age group, and therefore belong to the actively developing field of research, uniting teachers, psychologists, linguists, biologists. Formation of reading prerequisites stimulate not only speech development, but also the psychological basis and act as an essential condition for the success of school education.

Текст научной работы на тему «Применение технологии биологической обратной связи для формирования предпосылок чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

11. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Актуализация инновационной маркетинговой технологии HR-брендинга в системе управления персоналом нижегородских компаний // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т.7. №1 (26). С. 55.

12. Minchington B. Your Employer Brand — attract, engage, retain, Collective Learning Australia, 2006.

13. Shkunova A.A., Yashkova E.V., Sineva N.L., Egorova A.O., Kuznetsova S.N. GENERAL TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF RUSSIAN COMPANIES // Journal of Applied Economic Sciences. 2017. Т. 12. № 8 (54). С. 2472-2480.

14. Yashkova E.V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Zh.V., Kolosova T.V. DEVELOPMENT OF INNOVATIVE BUSINESS MODEL OF MODERN MANAGER'S QUALITIES // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 11. С. 4650-4659.

Психология

УДК: 159:616(075)

кандидат педагогических наук, доцент Алексеев Илья Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); старший преподаватель Пяшкур Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье обобщен опыт применения метода биологической обратной связи для формирования предпосылок чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации гранта «Разработка и апробация коррекционно-развивающей логопедической программы, предусматривающей применение технологий биологической обратной связи для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

Авторами описывается технология формирования психолого-педагогических предпосылок чтения, поскольку именно чтение является одним из важнейших навыков у детей, который пригодится им в школе. Нарушения чтения и письма представляют собой наиболее распространенные формы речевой патологии детей старшей возрастной группы, и потому относятся к активно развивающейся области исследований, объединяющей педагогов, психологов, лингвистов, биологов. Формирование предпосылок чтения стимулируют не только речевое развитие, но и психологическую основу и выступают как важнейшее условие успешности школьного обучения.

Ключевые слова: логопсихология, биологически обратная связь, предпосылки чтения, дети с ограниченными возможностями здоровья, нарушение речи.

Annotation. The article summarizes the experience of using the method of biofeedback to form the prerequisites for reading in children with disabilities in the framework of the grant "Development and testing of correctional and developmental speech therapy program, which provides for the use of biofeedback technologies for preschool children with speech disorders".

The authors describe the technology of formation of psychological and pedagogical prerequisites of reading, because reading is one of the most important skills in children, which will be useful to them in school. Reading and writing disorders are the most common forms of speech pathology in children of the older age group, and therefore belong to the actively developing field of research, uniting teachers, psychologists, linguists, biologists. Formation of reading prerequisites stimulate not only speech development, but also the psychological basis and act as an essential condition for the success of school education.

Keywords: logopsychology, biofeedback, reading background, children with disabilities, speech disorders.

Введение. Проблема нарушений чтения - одна из актуальных для обучения детей старшего дошкольного возраста, поскольку чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знания учащимися. Доказано, что к концу младшего школьного возраста около 5-8 процентов детей страдают дислексией, при этом она встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Нарушение чтения становится очевидным уже ко 2-му классу. Со временем дислексия компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте [3].

Современные представления о чтении базируются на фундаментальных исследованиях П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой и других ученых, рассматривающих высшие психические функции как сложные системы, имеющие многоуровневое иерархическое строение [5].

Л.С. Цветкова отмечает, что современная психология рассматривает чтение в связи с речью, с одной стороны, и процессом восприятия (зрительного) - с другой [5].

Проблемы диагностики, коррекции, а также профилактики речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Их решение требует разработки и практического применения новых подходов, использования в логопедической работе новых современных информационно-коммуникативных и логотерапевтических технологий, а также логопедического сопровождения детей на ступени дошкольного и начального школьного образования [1].

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Абдеев Р.Ф., Беспалько В.П., Машбиц Е.И., Кукушкина О.И., Филатова И.А. и др.) [1, 2, 4].

Изложение основного материала статьи. Современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей. В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом, получил распространение

метод биологической обратной связи (БОС) - метода биологической обратной связи.

Использование в практической работе технологий БОС обеспечивает: коррекцию расстройств фонации; функциональных дисфоний; нарушения темпа речи; речевой тревоги; расстройства речи у детей с нарушением слуха и зрения; алалии и афазии; дисграфии и дислексии; дизартрии и дислалии; ринолалии и ринофонии; заикания; гиперактивности и дефицита внимания; развитие высших психических функций и волевых качеств; обучение снятию избыточного психоэмоционального, психофизиологического напряжения; обучение общей мышечной релаксации и координированному управлению мышечным напряжением.

Программа «Комфорт-ЛОГО» реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологически обратной связи. Данная программа позволяет вести индивидуальные карты детей, формирует базу данных с результатами всех проведенных занятий [2].

В формировании навыков чтения наряду с фонематическим слухом и произношением участвуют также зрительное восприятие и пространственная ориентировка. Они необходимы для запоминания образа буквы, ее конфигурации, соотнесения буквы со звуком, запоминания образа целого слова. В формировании навыков чтения наряду с фонематическим слухом и произношением участвуют также зрительное восприятие и пространственная ориентировка. Они необходимы для запоминания образа буквы, ее конфигурации, соотнесения буквы со звуком, запоминания образа целого слова. Дети стойко путают право-лево, плохо ориентируются в пространстве, часто пытаются читать справа-налево.

Базой экспериментальной работы явилась действующая лаборатория «Диагностики и коррекции психоречевого развития детей с ОВЗ» кафедры коррекционной педагогика и специальная психология ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». На протяжении 2017-2018 учебного года на базе лаборатории проводилась апробация коррекционной программы «Коррекционная программа формирования предпосылок чтения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием технологий БОС».

Цель коррекционной программы: формирование предпосылок чтения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием технологий БОС. Коррекционно-развивающая работа включает в себя 36 занятий. Продолжительность каждого 20-25 минут. Занятия проводятся два раза в неделю в индивидуальной форме. Данная программа включает четыре этапа логопедической работы, которые представлены таблицей 1.

Таблица 1

Этапы логопедической программы по формированию предпосылок чтения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием технологий БОС

Диагностический этап

Сбор анамнестических данных

Работа с детьми

Знакомство детей и родителей с аппаратом БОС

Диагностика дыхания на аппарате «Комфорт-ЛОГО»

Диагностика речевых функций Диагностика неречевых функций

1 этап. Диагностика навыков звукового анализа слова и фонематического восприятия 2 этап. Диагностика сформированности связной речи 3 этап. Диагностика пространственно-временных представлений

4 этап. Диагностика моторных функций

5 этап. Диагностика зрительного мнезиса и ориентировки в пространстве

6 этап. Диагностика сукцессивных функций

Подготовительный этап

Обучение технике диафрагмального дыхания под субъективным контролем Выработка нового навыка диафрагмального дыхания с применением БОС Формирование нового навыка диафрагмального дыхания

Коррекционно-развивающий этап

Работа с родителями-консультация

Работа с детьми

Формирование нового динамичного стереотипа речевого диафрагмального дыхания, речи и речевого поведения

Развитие речевых функций Развитие неречевых функций

1 этап. Формирование навыков звуко-слогового анализа слова и фонематического восприятия 2 этап. Формирование понимания речи 3 этап. Формирование связной речи 4 этап. Формирование пространственно-временных представлений и ориентировки в пространстве

5 этап. Формирование зрительного восприятия, мнезиса, внимания:

6 этап. Формирование моторных функций

7 этап. Формирование сукцессивных функций

Оценочно-контрольный этап

Повторное обследование сформированности навыка чтения

Повторная диагностика дыхания на аппарате «Комфорт-ЛОГО»

Контроль речевых функций Контроль неречевых функций

1 этап. Контроль навыков звукового анализа слова и фонематического восприятия 2 этап. Контроль сформированности связной речи 4 этап. Контроль пространственно-временных представлений

5 этап. Контроль моторных функций

6 этап. Контроль зрительного мнезиса и ориентировки в пространстве

7 этап. Контроль сукцессивных функций

После апробации коррекционной программы по результатам повторной диагностики нами была получена положительная динамика в формированию предпосылок чтения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием технологий БОС за счет того, что программа помогает процессу обучения, так как имеют ряд преимуществ: высокий мотивационный уровень (техническая оснащенность всегда была привлекательна детям); разнообразие наглядности (в том числе при выработке правильного двигательного стереотипа глаз); возможность подобрать нагрузку каждому ребенку, исходя из его индивидуальных способностей.

Выводы. В результате проведения специальной работы на основе вышеописанных этапов, мы можем сказать, что применение технологий БОС в коррекционной работе по формированию предпосылок чтения имеет ряд положительных моментов: специальные игровые компьютерные программы позволяют применять метод БОС у детей, начиная с 5 лет; метод гармонично сочетается с любыми традиционными методиками; позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приемов; позволяет достаточно объективно синхронизировать дыхание, артикуляцию и голосоподачу; успешнее идет работа над просодическими компонентами речи - темпом, ритмом, паузацией, интонацией, ударением; позволяет успешно работать над звуко-слоговой структурой слова; компьютерная программа позволяет развивать у ребенка сенсорные ощущения, формировать пространственную ориентировку, развивать слуховое внимание, высшие психические функции - память, внимание, мышление.

Литература:

1. Вовк, О.Н. Учебно - методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи [Текст]: учеб. метод. пособие / О.Н. Вовк, Л.Н Павлова, М. Н Теречева, Н.И Черемных. - СПб., 2004.

2. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. -СПб. : ИД МиМ, 1997.

3. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст]: учеб. пособие / Р. И. Лалаева. - СПб.: СОЮЗ, 2002.

4. Программа Комфор-ЛОГО [Электронный ресурс] // Lanberg.ru: портал психол. услуг. - Режим доступа: http://www.lanberg.ru/shop/meth/amalteya/id2750/. - 22.04.2017.

5. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст]: учеб. пособие / Л. С. Цветкова. - М.: Юристъ, 1997. - 256 с.

Психология

УДК 159.922

доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук Асланян Виктория Юрьевна

Северо-Восточный государственный университет (г. Магадан)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ТИПОВ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ МАРИИ (СКОБЦОВОЙ)4

Аннотация. Статья посвящена проблеме построения типологии религиозной личности в форме естественной классификации. Критически анализируется наиболее распространенная типология религиозной личности Г. Оллпорта. Опираясь на представления о религиозном опыте, утверждается, что религиозная ориентация не может выступать в качестве критерия для естественной классификации. Высказывается мысль, что перспективным направлением поиска критериев выступает исследование взаимосвязи индивидуально-психологических свойств личности и специфики переживания религиозного опыта. Первый шаг на этом пути - изучение богословских трудов по данной тематике. А именно, статьи «Типы религиозной жизни» (1937) преподобномученицы Марии (Скобцовой). Цель работы: выявление психологических оснований типов религиозной жизни, описанных преподобномученицей. В связи с чем, дается краткое описание типов религиозной жизни: синодального, уставщического, эстетического, аскетического, евангельского. Выделены ведущие психологические свойства, присущие каждому типу, за исключением евангельского. Поскольку, в отличие от первых четырех типов, в его основе не совокупность заданных психологических свойств, а жажда достижения идеального для религиозной жизни христианина состояния. Другими словами, евангельски тип -цель христианской жизни, результат длительного самовоспитания, преодоления себя. Обозначены психологические типы научной психологии, соответствующие богословским типам религиозной жизни.

Ключевые слова: типология, личность, религиозность, критерии типологии религиозной личности, типы религиозной жизни.

Annotation. The article is conserved to religious life typology construction problem in the natural classification form. Critical analysis of the most common Olports' religious personality typology. The statement, that religious orientation can't be taken as a natural classification criterion is based on the of religious experience' view. There is proposed the point, that a perspective criterion search direction is the research of individual-psychology personality

4 Статья подготовлена в рамках НИОКТР «Критерии типологии религиозной личности» (АААА-А18-118021390002-7)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.