Научная статья на тему 'Исследование предпосылок нарушения чтения у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологий биологической обратной связи'

Исследование предпосылок нарушения чтения у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологий биологической обратной связи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
683
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ДИСЛЕКСИЯ / ПРЕДПОСЫЛКИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скоробогатова Наталья Владимировна, Вебер Алина Александровна

В данной статье представлены результаты выявления предпосылок нарушения чтения у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с использованием технологий биологической обратной связи (БОС). Исследование проводилось с целью разработки содержания дальнейшей логопедической работы, направленной на формирование предпосылок чтения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием технологий БОС. Авторами представлены результаты изучения сформированности навыков, лежащих в основе формирования чтения у детей, а именно навыков звукового анализа слова и фонематического восприятия, пространственно-временных представлений, сукцессивных функций, зрительного мнезиса, ориентировки в пространстве, моторных функций, связной речи, а также состояния речевого дыхания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скоробогатова Наталья Владимировна, Вебер Алина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of prerequisites for dyslexia in senoir preschool children with health limited opportunities using biofeedback technologies

The article presents the results of identification of prerequisites for dyslexia in senior preschool children with disabilities using the biological feedback technologies. In Russia, as well as in many other countries, much attention is paid to the problem of informatisation of education. Therefore, at the present stage of the national educational system reforming and modernisation there is an active introduction of information technologies as an effective teaching tool. The research was carried out to develop the content of logopaedic work aimed at formation of prerequisites of reading of senior preschool children with disabilities using the biological feedback technologies. The authors have presented the results of research of the children’s reading skills development, namely the skills of the sound analysis of a word and phonemic perception, space-time representations, successive functions, visual mnezis, orientation in space, motor functions, connected speech and also of speech breathing condition.

Текст научной работы на тему «Исследование предпосылок нарушения чтения у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологий биологической обратной связи»

УДК 373.2:376

Скоробогатова Наталья Владимировна

кандидат психологических наук, доцент

Вебер Алина Александровна

Шадринский государственный педагогический университет [email protected], [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной статье представлены результаты выявления предпосылок нарушения чтения у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с использованием технологий биологической обратной связи (БОС). Исследование проводилось с целью разработки содержания дальнейшей логопедической работы, направленной на формирование предпосылок чтения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием технологий БОС. Авторами представлены результаты изучения сформированности навыков, лежащих в основе формирования чтения у детей, а именно навыков звукового анализа слова и фонематического восприятия, пространственно-временных представлений, сукцессивных функций, зрительного мнезиса, ориентировки в пространстве, моторных функций, связной речи, а также состояния речевого дыхания.

Ключевые слова: биологически обратная связь, дислексия, предпосылки нарушений чтения, дети с ограниченными возможностями здоровья, старший дошкольный возраст, нарушение речи.

П резидент Российской Федерации В.В. Путин указывает на то, что «современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребёнка. Равные образовательные возможности - мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости. Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, что очень важно в современном мире» [4].

Среди детей от рождения до четырех лет основными причинами инвалидности являются врожденные аномалии - 36,0%; далее следуют болезни нервной системы - 30,0%, на третьем месте - психические расстройства - 6,5%. Врожденные пороки и аномалии развития занимают первое ранговое место в структуре первичной инвалидности, данный факт можно объяснить внедрением и совершенствованием на протяжении более 10 лет таких скрининговых технологий, как пренатальная диагностика, неонатальный и аудиологический скрининги [3].

Чтение обеспечивает общеобразовательную подготовку ребенка, организует поведение, совершенствует личность [2,6].

В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом, получил распространение метод биологической обратной связи (БОС). БОС - это метод медицинской реабилитации, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством сетевых или звуковых сигналов обратной связи [5].

Программа «Комфорт-ЛОГО» реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологически обратной

связи. В формировании навыков чтения наряду с фонематическим слухом и произношением участвуют также зрительное восприятие и пространственная ориентировка. Они необходимы для запоминания образа буквы, ее положения, соотнесения буквы со звуком, запоминания образа целого слова. Дети стойко путают право-лево, плохо ориентируются в пространстве, часто пытаются читать справа-налево [5].

В этой ситуации сюжеты программы БОС во многом помогают процессу обучения, так как имеют ряд преимуществ: высокий мотивационный уровень (техническая оснащенность всегда была привлекательна детям); разнообразие наглядности (в том числе при выработке правильного двигательного стереотипа глаз); возможность подобрать нагрузку каждому ребенку, исходя из его индивидуальных способностей [5].

С целью выявления наличия предпосылок нарушения чтения у детей с ОВЗ, нами было организовано экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 детей в возрасте 6 лет, из них 4 девочки и 6 мальчиков. Из них: один ребенок имел нарушение слуха (двухсторонняя сен-соневральная тугоухость справа III степени, слева IV степени с элементами аудиторной нейропатии, носит слуховой аппарат), один ребенок имеет заключение о задержке психического развития (ЗПР) органического генеза. У 10-х детей стоит логопедическое заключение - ОНР III уровня. Четырем детям поставлен диагноз дизартрия, и у троих детей моторная алалия.

Экспериментальная часть исследования проходила на базе МКДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 7 «Крепыш» и «Кабинета диагностики и коррекции психоречевого развития ребенка» на базе «Шадринского государственного педагогического университета».

Вестник КГУ Л 2018

© Скоробогатова Н.В., Вебер А.А., 2018

232

С целью выявления предпосылок нарушения чтения у детей нами были использованы методические разработки Н.М. Трубниковой, О.Б. Инша-ковой, А.Н. Корнева [1; 2; 6]. Предварительно была проведена беседа с детьми, направленная на создание эмоционального контакта и благоприятной психологической атмосферы в процессе обследования. Также была проведена консультация для родителей по знакомству с аппаратами БОС.

Первое обследование детей проходило по методике Н.М. Трубниковой, О.Б. Иншаковой, направленное на исследование сформированности звукового анализа слова и фонематического восприятия.

Методика состояла из девяти заданий. Задание считалось успешно выполненным, если ребенок набрал за него 0 баллов, 2 балла, если задание не выполнено по определенным критериям, и 3 балла, если допущено много ошибок, или задание не выполнено совсем (табл. 1).

По результатам обследования нами было выделено 3 уровня сформированности навыков звукового анализа слова и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (рис. 1).

В первом задании детям предлагалось определить количество звуков в словах. С данным заданием не справился ни один ребенок. Некоторые дети вместо звуков, считали слоги в словах. Половина обследуемых детей не смогли правильно определить количество звуков в словах, называя другое число. Причиной является неумение различать понятия звук и слог. Один ребенок просто повторял слова вслед за логопедом.

Во втором задании требовалось назвать первый ударный гласный звук. 70% детей справились с заданием, 30% детей не смогли выделить первый ударный гласный звук в словах «Юра», «Эля» и «Яша».

В третьем задании детям нужно было определить последний согласный звук в слове. С данным заданием справился только один ребенок. Часть детей выполнили только половину задания. Так, одним ребенком была допущена ошибка в слове: «стакан» и «автобус», были названы первые звуки в словах. Другая половина обследуемых (50%) не справились с данным заданием.

Четвертое задание - выделить согласный звук в начале слова. Данное задание выполнили 40% детей. Еще 40% детей справились с заданием наполовину. Дети не смогли определить первый согласный звук в словах: «танк», «коза», «санки». 20% детей не справились с данным заданием. Так один ребенок смог определить первый согласный звук в словах «ракета» - р, «санки» - с, в остальных словах ребенок допускал ошибки: «танк» - к, «мышка» - ш, «коза» - з, «ландыш» - ш. Другой ребенок допустил ошибки в словах «танк» - к, «мышка» - ш, «коза» - з, «ландыш» - ш.

В пятом задании нужно было придумать слова, состоящие из 3-4-5 звуков. Данное задание оказалось сложным для всех детей. 20% детей придумали слова, состоящие только из 3 звуков, а большая часть детей (80%) - задание не выполнили. Слова, состоящие из 4-5 звуков, не смог придумать ни один ребенок. Двое детей смогли назвать слова

Таблица 1

Сводные данные, полученные в ходе выполнения заданий по методикам Н.М. Трубниковой и О.Б. Иншаковой

№ Ф.И. ребенка Баллы за задания Общий балл Уровень

I II III IV V VI VII VIII IX

1 Ксюша Б. 2 0 0 0 3 0 2 2 2 11 Средний

2 Настя Ч. 3 0 2 2 3 0 0 2 0 12 Средний

3 Кирилл Б. 2 0 2 0 3 2 2 2 2 15 Средний

4 Егор С. 2 0 2 0 3 2 2 2 2 15 Средний

5 Лера Б. 2 0 3 0 3 2 3 2 2 17 Средний

6 Дима Я. 2 0 3 2 3 2 2 2 2 18 Средний

7 Ваня К. 3 0 2 2 3 2 2 2 2 18 Средний

8 Коля З. 3 2 3 2 3 2 2 2 2 21 Низкий

9 Арсений К. 3 2 3 3 3 2 2 3 2 23 Низкий

10 Варя К. 3 2 3 3 3 2 3 2 2 23 Низкий

0%

т0%

Низкий уровень Средний уровень Высоьл п1 у р овень

Рис. 1. Распределение испытуемых по уровням сформированности навыков звукового анализа слова и фонематического восприятия по методике Н.М. Трубниковой, О.Б. Иншаковой

из 3 звуков. Один из них придумала слово «кот», а другой - слово «лук».

Шестое задание - назвать слова с 1 слогом, 2, 3, 4 слогами. С данным заданием справились 20% обследуемых. Остальные 80% обследуемых смогли назвать слова, состоящие только из 1-2 слогов: «мак», «ветка», «дом», «ваза», «танк».

Седьмое задание - повторение слогов с оппозиционными звуками. Один ребенок справился с данным заданием без особых затруднений. По одной -две ошибке в 1-2 слоговых рядах допустили 50% обследуемых: (са-са-са, ша-ша-ша), (ля-ля-ля), (га-га-га, тя-тя), (ша-ша-ша, ба-ба-ба), (са-са-са, ка-ка). Двое детей (20%) допустили 3 и более ошибок в слоговых рядах (са-са-са, жа жа, ля ля-ля), (ча-ча-ча, ля-ля-ля, га-га).

Восьмое задание - сказать, в чем отличие этих слов. Ни один ребенок не справился с этим заданием в полной мере, требовалась помощь логопеда. Один ребенок не справился с данным заданием, повторял слова за логопедом. Многие слова повторял одинаково: «коса» - «коса», «бочка» - «бочка». Не мог уловить звуковое отличие в словах.

Девятое задание - объяснить смысл предложений. Задание оказалось сложным для большинства детей. Только один ребенок справился с инструкцией, было дано объяснение двум понятиям: «лук» - «овощ», «луг» - «поляна». Большая часть детей (90%) смогли объяснить только одно понятие: «лук» - «овощ».

Исходя из полученных результатов, можно отметить, что ни один ребенок не обладает высоким уровнем сформированное™ навыков звукового анализа слова и фонематического восприятия. У семерых детей (70%) выявлен средний уровень, а у трех детей (30%) - низкий уровень. Что в свою очередь указывает на несформированность всех сторон устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (фонетики, звукослогового анализа, синтеза и фонематического восприятия, лексико-грамма-тического строя речи, связной речи). В речи детей присутствуют пропуски, замены, перестановки, повторы звуков, слогов; персеверации; антиципация; ошибки ударения; смешение звуков по акустико-ар-тикуляционному и кинетическому сходству; недоразвитие словаря и уровня обобщения.

Следующая методика А.Н. Корнева, предполагала раннее выявление дислексии (МРВД) и включала в себя шесть заданий. Задание считалось успешно выполненным, если ребенок набрал за него 0 баллов; 2 балла, если задание не выполнено по определенным критериям; 3 балла, если допущено много ошибок, или задание не выполнено совсем. Шестое задание оценивается со штрафными баллами и может быть оценено в 4 балла, если ребенок полностью не выполнил задание (табл. 2).

По результатам обследования нами было выделено 3 уровня предрасположенности к дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (рис. 2).

Таблица 2

Сводная таблица анализа предрасположенности к дислексии по методике А.Н. Корнева

Баллы за задания Уровень предрасположенности к дислексии

№ Ф.И. ребенка I II III IV V VI Сумма баллов за задания I, II или III (из двух выбирается задание, за которое получена большая оценка), IV

1 Ксюша Б. 0 2 0 2 0 2 4 Средний

2 Кирилл Б. 2 2 0 2 0 4 6 Средний

3 Егор С. 2 2 0 2 0 3 6 Средний

4 Лера Б. 2 2 2 2 3 4 6 Средний

5 Дима Я. 2 2 0 3 3 3 7 Высокий

6 Настя Ч. 3 2 0 2 0 0 7 Высокий

7 Ваня К. 3 2 0 3 2 2 8 Высокий

8 Коля З. 3 2 2 3 0 4 8 Высокий

9 Арсений К. 3 3 0 3 3 4 9 Высокий

10 Варя К. 3 3 2 3 3 3 9 Высокий

0%

Ншкий уровень Ср едга п1 ур овень Вы с OKI ril у р о в ень

Рис. 2. Распределение испытуемых по уровням предрасположенности к дислексии

по методике А. Н. Корнева

Вестник КГУ Л 2018

234

В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты.

Первое задание было направлено на обследование пространственно-временных представлений («Рядоговорение»). При выполнении задания один ребенок справился с двумя вопросами, четыре ребенка (40%) с одним из двух вариантов: а) времена года, б) дни недели. Половина детей не справились с заданием. Так, один обследуемый правильно назвал времена года, но при перечислении дней недели пропустил «субботу». Другой также правильно перечислил времена года, но при перечислении дней недели пропустил «среду» и «воскресенье». Еще один ребенок при перечислении времен года пропустил «лето», назвал «осень, зима, весна, зима». Кроме того, при перечислении дней недели, этот же ребенок перепутал их порядок, и пропустил «субботу» - «понедельник, вторник, воскресенье, четверг, среда, пятница». Одна девочка назвала только два времени года - «осень, зима», а при перечислении дней недели назвала - «понедельник, пятница, воскресенье, пятница».

Второе задание включало в себя обследование сукцессивных функций («Ритмы»). При выполнении задания большинство детей (80%) воспроизвели только простые ритмы. Остальные 20% обследуемых не смогли воспроизвести и простые, и сложные ритмы.

Третье задание было направлено на обследование моторных функции детей («Кулак - ребро - ладонь» (Проба Н.И. Озерецкого)). С пробой Н.И. Озерецкого справились семеро детей - 70%. Трое детей - 30% правильно воспроизвели данную пробу только после 2 и 3 демонстрации с 1-й попытки.

Четвертое задание включало в себя обследование сукцессивных функций («Повторение цифр»). Ни один ребенок не смог выполнить это задание без ошибок. Детям было тяжело воспринимать материал на слух. Одна половина детей смогли воспроизвести ряд из 4 цифр при прямом счете. При обратном счете воспроизводили только ряд из двух цифр. Другая половина детей допустили большее количество ошибок. При прямом счете они правильно воспроизвели ряд только из 3-х цифр. При обратном счете двое детей воспроизвели ряд из 2-х цифр. А один ребенок смог правильно воспроизвели ряд только при прямом счете из 3-х цифр, при обратном счете он не воспроизвел ни одного ряда. Большое количество ошибок, допущенных при выполнении данного задания, свидетельствует о наличии недостатков развития оперативной слуховой памяти.

Пятое задание - обследование зрительного мне-зиса и ориентировки в пространстве («Ориентировка вправо - влево»). Половина детей справились с простой ориентировкой, и с речевой пробой Хеда. Так, один ребенок выполнил только простую ориен-

тировку. Он путал правую и левую сторону. Четверо детей (40%) не справились с данным заданием. Дети путали направления «право - лево». Одна девочка запуталась в направлениях «право - лево», и не справилась ни с простой ориентировкой, ни с речевой пробой Хеда (вместо того, чтобы взять левой рукой правое ухо, взялась двумя руками за оба уха).

Шестое задание было направлено на обследование связной речи (составление рассказа по серии картинок). Один ребенок самостоятельно составил рассказ, в котором присутствовало начало, середина и конец. Рассказ был без существенных погрешностей. При обследовании причинно-следственных связей ребенком было дано правильное объяснение: «Летом мама Курица и цыплята пошли гулять. Цыплята решили поиграть и залезли в трубу. Из трубы они вылезли черные. Мама Курица удивилась и не узнала своих цыплят. Потому что они испачкались. Потом мама Курица отмыла их и они пошли домой». На вопрос: «Почему цыплята стали черными?» получен ответ: «Потому что они испачкались в грязи».

Двое детей получили по 2 балла за данное задание. В первом случае был составлен рассказ при помощи наводящих вопросов, однако при обследовании причинно-следственных связей были даны правильное объяснение и ответ на задаваемый вопрос: «Курочка и цыплята. Цыплята залезли в трубу. Цыплята, когда вылезли из трубы, они замарались. Курица увидела, что цыплята грязные». На вопрос: «Почему цыплята стали черными?» получен ответ: «Потому что они были внутри трубы, а труба была грязная». Во втором случае ребенок смог составить рассказ только при помощи наводящих вопросов: «Цыплята и курица гуляют. Цыплята входят в трубу, а выходят грязными. А курочка удивилась, что цыплята у нее грязные». На вопрос: «Почему цыплята стали черными?» получен ответ: «Потому что в трубе грязно».

Трое детей получили по 3 балла за данное задание. Они составили рассказ по наводящим вопросам, и дали неполное объяснение на поставленный вопрос.

Четырем детям было выставлено по 4 балла за задание. При составлении рассказа была нарушена последовательность событий. При ответе на вопрос дети не дали объяснение: «Курица. Цыплята. Вылезли чумазыми. Пошли в трубу. Потому что труба была черная».

В результате полученных данных, можно сказать, что ни у одного ребенка не выявлен низкий уровень предрасположенности к дислексии. Четверо детей показали средний уровень предрасположенности к дислексии и шестеро детей - находятся на высоком уровне предрасположенности к дислексии.

Исходя из результатов обследования, мы установили, что у большинства детей старшего до-

Таблица 3

Результаты диагностики речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ на аппарате «Комфорт - ЛОГО»

Ф.И. ребенка Показатели диагностики речевого дыхания на аппарате «Комфорт — ЛОГО»

Ксюша Б.

Настя Ч.

Кирилл Б.

Егор С.

Лера Б.

Дима Я.

Ваня К.

Коля З.

Арсений К.

Варя К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

школьного возраста с ОВЗ отмечаются нарушения в сформированности базовых предпосылок чтения (недоразвиты неречевые функции: зрительное и слуховое восприятие; чувство ритма, сукцессив-ные и моторные функции, ориентировка в схеме тела, функции пространственно-временной организации).

После проведения обследования по методикам, отобранным по проблеме исследования, мы провели диагностику детей на аппарате «Комфорт-ЛОГО» с использованием БОС технологий (табл. 3).

Исходя из полученных данных, мы видим, что у всех детей наблюдается кривая пульсограмма, что указывает на различие длины вдоха и выдоха.

Оптимальным типом дыхания для фонации и речи является диафрагмальный тип дыхания. Ни у одного ребенка не был выявлен этот тип дыхания. У 4-х детей не наблюдается наличие синхронизации частоты сердечных сокращении с фазами дыхательного цикла (в норме - увеличение пульса на вдохе, снижение на выдохе). На графиках это демонстрируется в виде резких спадов или скачков пульсограммы. Это указывает на то, что у детей отсутствуют навыки умения контролировать и регулировать длину и плавность речевого выдоха, а также нарушения оптимизации энергетических затрат организма в процессе дыхания, речи, речевого поведения, общения. Следовательно, все это

236

Вестник КГУ 2018

приводит к нарушению просодических компонентов речи (темпа, ритма, интонирования); отсутствию эмоциональной окраски речи; нарушению всех компонентов устной речи.

Таким образом, в ходе организации исследования у всех детей с ОВЗ нами были выявлены предпосылки нарушения чтения, которые проявились в существенном недоразвитии целого ряда как речевых (нарушение звукопроизношения, звукосло-гового анализа и синтеза, фонематичсекого восприятия, лексико-грамматического строя речи, связной речи), так и неречевых функций (несформирован-ность высших психических функций; недоразвитие зрительного и слухового восприятия; нарушение чувства ритма, сукцессивных и моторных функций, схемы тела, пространственно-временной организации; отсутствие мотивации, интереса к процессу чтения, логофобия и др.). Кроме этого у обследуемых детей выявлен неправильный тип дыхания, что приводит к нарушению просодических компонентов речи (темпа, ритма, интонирования); отсутствию эмоциональной окраски речи; нарушению всех компонентов устной речи. Выявленные нарушения существенным образом сказываются на формировании устной речи в целом, в свою очередь, трудности ее формирования неизбежно сказываются на формировании более сложного компонента речевой деятельности - письменной речи.

Следовательно, полученные данные в ходе обследования, указывают на целесообразность разработки содержания логопедической работы по устранению предпосылок нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, в которой существенную роль могут сыграть технологии БОС.

Библиографический список

1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 279 с.

2. КорневА.Н., АвраменкоА.С. Обучение чтению дошкольников полуглобальным методом. - СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2013. - 220 с.

3. Курганская область. Администрация. Постановление от 29 декабря 2017 года № 518 О го-

сударственной программе Курганской области «Разные дети - равные возможности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/446614450 (дата обращения: 23.09.2018).

4. Послание Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/56957 (дата обращения: 23.09.2018).

5. Степанец Л.Е. Использование метода биологической обратной связи в логопедической коррекции // Здоровье России и биологическая обратная связь: тез. докл. XIV Общероссийского форума (7-14 апреля 2002 г.). - СПб., 2002. - С. 145-147.

6. Чиркина Г.В., Корнев А.Н. Современные тенденции в изучении дислексии у детей // Дефектология. - 2005. - № 1. - С.15-21.

References

1. Inshakova O.B. Al'bom dlya logopeda. - M.: VLADOS, 2014. - 279 s.

2. Kornev A.N., Avramenko A.S. Obuchenie chteniyu doshkol'nikov poluglobal'nym metodom. -SPb.: Izd-vo Politekhnicheskogo un-ta, 2013. - 220 s.

3. Kurganskaya oblast'. Administraciya. Postanovlenie ot 29 dekabrya 2017 goda № 518

0 gosudarstvennoj programme Kurganskoj oblasti «Raznye deti - ravnye vozmozhnosti» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd. ru/document/446614450 (data obrashcheniya: 23.09.2018).

4. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu ot

1 marta 2018 goda [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/56957 (data obrashcheniya: 23.09.2018).

5. Stepanec L.E. Ispol'zovanie metoda biologicheskoj obratnoj svyazi v logopedicheskoj korrekcii // Zdorov'e Rossii i biologicheskaya obratnaya svyaz': tez. dokl. XIV Obshcherossijskogo foruma (7-14 aprelya 2002 g.). - SPb., 2002. -S. 145-147.

6. CHirkina G.V., Kornev A.N. Sovremennye tendencii v izuchenii disleksii u detej // Defektologiya. -2005. - № 1. - S.15-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.