Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИК ЛИНГВОКОУЧИНГА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИК ЛИНГВОКОУЧИНГА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКОУЧИНГ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / КОЛЕСО ЯЗЫКОВОГО БАЛАНСА / ШКАЛА ДОСТИЖЕНИЙ / РОМАШКА БЛУМА / ТЕХНИКА УОЛТА ДИСНЕЯ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Скоробренко И.А.

Введение. В статье обосновывается актуальность внедрения в образовательный процесс факультета иностранных языков техник лингвокоучинга, который позволяет повысить внутреннюю положительную мотивацию студентов к овладению иностранным языком, что является важным фактором повышения эффективности обучения в контексте специфики иностранного языка. Авторы отмечают тот факт, что создание позитивной учебной среды положительно влияет на вовлеченность и активность обучающихся, приводит к повышению самооценки, снимает барьеры и, таким образом, повышает эффективность овладения иностранным языком. Материалы и методы. В статье рассмотрены техники лингвокоучинга и их дидактическое применение в процессе преподавания иностранных языков. Особое внимание авторы уделяют таким техникам, как как колесо языкового баланса, шкала достижений, ромашка Блума, техника Уолта Диснея, которые приводят к более высокой результативности овладения иностранным языком, что соответствует современным требованиям к лингвообразованию. Результаты. Внедрение лингвокоучинга в образовательный процесс на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета наглядно продемонстрировало его эффективность для роста внутренней мотивации студентов, следствием чего является овладение иностранным языком на более высоком уровне. Респонденты отмечают тот факт, что благодаря лингвокоучингу им легче ставить учебные цели, планировать их достижение, анализировать неудачи и возникающие проблемы, а в результате успешно решать коммуникативные задачи, достигая поставленных целей. Обсуждение. Авторы обобщают результаты анализа работ учёных по проблеме лингвокоучинга как педагогической и лингводидактической проблемы. Делается вывод о высоком потенциале использования техник лингвокоучинга в процессе преподавания иностранного языка с целью повышения его эффективности, поскольку использование лингвокоучинга в работе со студентами способствует повышению результативности процесса их обучения иностранному языку через реализацию личностно ориентированного подхода к каждому обучающемуся. Заключение. Лингвокоучинг даёт возможность раскрыть потенциал каждого обучающегося, выстроить траекторию индивидуальной образовательной деятельности, раскрыть обучающимся их внутренние ресурсы, создать комфортную атмосферу взаимодействия для достижения учебных целей, что положительным образом сказывается на росте внутренней мотивации к овладению иностранным языком. Всё это в конечном итоге повышает уровень владения иностранным языком. Основные положения: - обоснована значимость лигвокоучинга для создания позитивной учебной среды с целью снятия языковых и психологических барьеров; - доказана эффективность лингвокоучинга как прикладной технологии обучения иностранным языкам, направленной на практическое овладение иностранным языком и на рост коммуникативных умений обучающихся; - основной акцент сделан на применении техник лингвокоучинга при обучении иностранному языку, которые способствуют внутренней мотивации к овладению иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Скоробренко И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF LINGUO COACHING TECHNIQUES AS A WAY TO INCREASE THE EFFICIENCY OF FOREIGN LANGUAGE ACQUISITION

Introduction. The article substantiates the relevance of introducing linguo-coaching techniques into the educational process of the Faculty of Foreign Languages, which allows increasing the internal positive motivation of students to master a foreign language, which is an important factor in increasing the efficiency of learning in the context of the specifics of a foreign language. The authors note the fact that the creation of a positive learning environment has a positive effect on the involvement and activity of students, leads to an increase in self-esteem, removes barriers and, thus, increases the efficiency of mastering foreign language. Materials and methods . The article examined the techniques of linguo-coaching and their didactic application in the process of teaching foreign languages. The authors pay special attention to such techniques as the language balance wheel, achievement scale, Bloom's chamomile, Walt Disney's technique, which lead to higher efficiency in mastering a foreign language, which complies with modern requirements of linguistic education. Results. The introduction of linguo-coaching into the educational process at the Faculty of Foreign Languages of the South-Ural state Humanities-Pedagogical University has clearly demonstrated its efficiency in increasing the internal motivation of students, which results in mastering foreign language at a higher level. Respondents note the fact that, thanks to linguo-coaching, it is easier for them to set learning goals, plan their achievement, analyze failures and emerging problems, and as a result successfully solve communication tasks, achieving their goals. Discussion . The authors summarize the results of the analysis of the work of scientists on the problem of linguo-coaching as a pedagogical and linguodidactic problem. The conclusion is made about the high potential of using linguo-coaching techniques in the process of teaching foreign language in order to increase its efficiency, because the use of linguo-coaching in work with students helps to improve the results of the process of teaching them a foreign language through the implementation of a student-centered approach to each student. Conclusion. Linguo-coaching makes it possible to unlock the potential of each student, build a trajectory of individual educational activities, reveal to students their internal resources, create a comfortable atmosphere of interaction to achieve learning goals, which has a positive effect on the growth of internal motivation to master a foreign language. All this ultimately increases the level of foreign language proficiency. Highlights: The importance of linguo-coaching for creating a positive learning environment in order to remove language and psychological barriers is substantiated; The efficiency of linguo-coaching as an applied technology of teaching foreign languages, aimed at the practical mastery of a foreign language and the growth of students' communicative skills, has been proven; The main emphasis is put on the use of linguo-coaching techniques in teaching foreign language, which contribute to the internal motivation to master a foreign language.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИК ЛИНГВОКОУЧИНГА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ»

§ ж

О !

я

S

«о SJ

»а а

йн

^

Si «

Ж

50

Ж

о

tq ^

hq

Научная статья

УДК 4 (07) : 378

ББК 81.2-9 : 74.480.2

DOI 10.25588/CSPU.2023.173.1.003

Е. А. Бароненко1, Ю. А. Райсвих2, И. А. Скоробренко3

1ORCID № 0000-0001-6638-6610 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: baronenkoea@cspu.ru

2ORCID № 0000-0001-5980-5450 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: raisvihya@cspu.ru

3ORCID № 0000-0001-6644-4091 Аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: skorobrenkoia@cspu.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИК ЛИНГВОКОУЧИНГА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Аннотация

Введение. В статье обосновывается актуальность внедрения в образовательный процесс факультета иностранных языков

© Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А., 2023

техник лингвокоучинга, который позволяет повысить внутреннюю положительную мотивацию студентов к овладению иностранным языком, что является важным фактором повышения эффективности обучения в контексте специфики иностранного языка. Авторы отмечают тот факт, что создание позитивной учеб- р ной среды положительно влияет на вовлеченность и активность !

л

обучающихся, приводит к повышению самооценки, снимает ба- к

а

рьеры и, таким образом, повышает эффективность овладения иностранным языком.

Материалы и методы. В статье рассмотрены техники

ж

и *

л

и !

г № о о

лингвокоучинга и их дидактическое применение в процессе пре- Ч

и

!

г

а §

*

о

а о

о о

б

а о

подавания иностранных языков. Особое внимание авторы уделяют таким техникам, как как колесо языкового баланса, шкала достижений, ромашка Блума, техника Уолта Диснея, которые приводят к более высокой результативности овладения иностранным о языком, что соответствует современным требованиям к лингвооб-разованию.

л !

и

¡о щ

Результаты. Внедрение лингвокоучинга в образователь- ^

е Я

ный процесс на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета наглядно продемонстрировало его эффективность для роста

дение иностранным языком на более высоком уровне. Респонденты отмечают тот факт, что благодаря лингвокоучингу им легче ставить учебные цели, планировать их достижение, анализировать неудачи и возникающие проблемы, а в результате успешно решать коммуникативные задачи, достигая поставленных целей.

Обсужделие. Авторы обобщают результаты анализа работ

8

№ !

о

с

О

№л

внутренней мотивации студентов, следствием чего является овла- д

е

! и

и ! о с т р

а !

! о*

з

сг к

о

о

к !

е

!

о а

учёных по проблеме лингвокоучинга как педагогической и линг-водидактической проблемы. Делается вывод о высоком потенциале использования техник лингвокоучинга в процессе преподавания иностранного языка с целью повышения его эффективности, поскольку использование лингвокоучинга в работе со студентами способствует повышению результативности процесса их обучения иностранному языку через реализацию личностно ориентированного подхода к каждому обучающемуся.

Заключелие. Лингвокоучинг даёт возможность раскрыть потенциал каждого обучающегося, выстроить траекторию индивидуальной образовательной деятельности, раскрыть обучающимся их внутренние ресурсы, создать комфортную атмосферу взаимодействия для достижения учебных целей, что положительным образом сказывается на росте внутренней мотивации к овладению иностранным языком. Всё это в конечном итоге повышает уровень владения иностранным языком.

Ключевые слова: лингвокоучинг; обучение иностранным языкам; колесо языкового баланса; шкала достижений; ромашка

ко

ж

е

^ Блума; техника Уолта Диснея; внутренняя мотивация; педагогика

высшей школы; будущий учитель. ^ Основные положения:

- обоснована значимость лигвокоучинга для создания по-^ зитивной учебной среды с целью снятия языковых и психологических барьеров;

- доказана эффективность лингвокоучинга как прикладной технологии обучения иностранным языкам, направленной на практическое овладение иностранным языком и на рост коммуникативных умений обучающихся;

- основной акцент сделан на применении техник лингво-коучинга при обучении иностранному языку, которые способствуют внутренней мотивации к овладению иностранным языком.

1 Введение (Introduction)

языков. Задача педагога заключается в организации активного взаимодействия с каждым обучающимся, что позволяет не только развивать языковую компетенцию обучающихся, но и способ-

ется сложным многосекторным явлением и выступает как фактор развития функциональной грамотности будущего учителя, глав-

р

В современных условиях получение образования любого |

ж

уровня подразумевает изучение одного или двух иностранных

л

ж

8 ж

ж №

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О *

ствует становлению их личности. 88

ж

Сегодня учитель иностранного языка выступает в роли а коуч-педагога, который показывает вектор образовательной деятельности, осуществляет педагогическое сопровождение, побуждает учеников к самостоятельному поиску путей решения учебных задач, мотивирует к анализу и самоанализу. Сотрудничество коуч-педагога и обучающихся возможно при условии создания

позитивной иноязычной образовательной среды, которая явля- ^

8

№ ж

О

О

ным приоритетом которой является равноправное продуктивное №

взаимодействие субъектов образовательного процесса, в котором ^

ж8

в полной мере раскрываются потенциальные возможности и спо- ^

ж

собности обучающихся [1]. |

Продуктивное усвоение иноязычного материала и дости- Ж

ж

жение поставленных целей возможно только тогда, когда обучаю- " щиеся вовлечены в процесс обучения, активны и замотивированы на решение конкретных образовательных задач и получают от

з

£

к

о

этого положительные эмоции. Динамика роста языковых умений и навыков обучающихся создают ситуацию успеха и положительно влияют на успеваемость обучающихся. Положительная мотивация выступает в роли компенсаторного фактора, что нивелирует недостаток языковых способностей и недостаточно высокий уровень сформированности речевых умений и языковых навыков.

Следует отметить тот факт, что в процессе обучения иностранному языку на определённых этапах при возникновении трудностей происходит снижение уровня положительной мотивации, что препятствует решению конкретных учебных задач. Вследствие этого задачей педагога становится поиск и внедрение в образовательный процесс таких приёмов, которые способствуют росту внутренней мотивации.

Одним из таких приемов является методика лингвоко-учинга, которая помогает обучающимся ставить конкретные учебные цели и выбирать пути их достижения. Обучающиеся ел учатся анализировать ситуацию и проводить самоанализ, делать выводы и на основании этих выводов выбирать наиболее опти-

р

о орко

О мальные пути решения поставленных задач. Успешное решение поставленных учебных задач способствует формированию внут-

| ренней мотивации на должном уровне. Ориентируя обучающихся

«

а

^ 2>

к л

лео скую направленность, то есть он не делает акцент на усвоении

ор

а

^ теоретических знаний, этот метод нацелен на овладение иностранным языком с целью решения коммуникативных задач.

на достижение конкретных учебных целей, лингвокоучинг активирует в полной мере личностные ресурсы обучающихся, способствует их личностному росту. Лингвокоучинг имеет практиче-

ция и самосовершенствование, самовоспитание и самозащита [2]. Фокус коуч-педагога направлен на учёт индивидуальных

более успешному усвоению материала. Этот факт очень точно объясняет М. А. Лопатин, отмечая, что внутренняя мотивация базируется в первую очередь на стремлении обучающихся получить

№ ж № ж s №

Лингвокоучинг не предполагает выставление оценок, мотивируя обучающихся к самоанализу, а также к постановке дальнейших целей для повышения уровня речевых умений и языковых навыков. Таким образом, лингвокоучинг выступает в качестве лич-ностно-ориентированной технологии обучения иностранным ^ языкам, что, по мнению О. В. Галустян, О. П. Сметанникова и Ч. Дун, помогает сформировать у будущего выпускника такие необходимые для реализации его будущей профессиональной деятель- |

ж8

ности механизмы, как саморегуляция и адаптация, самореализа- *

8

ж ж

О *

8

способностей и резервов личности каждого обучающегося, что ж

а

помогает раскрыть их потенциал для более успешного достиже- * ния поставленных целей. Коуч-педагог не ретранслирует знания, он оказывает обучающимся поддержку в поиске собственной образовательной траектории и помогает преодолевать возникающие

сложности. При традиционном обучении педагог предъявляет го- 8

&

щ

л

л «

товые знания, отрабатывает их с обучающимися, что способ- ^ ствует их усвоению. Коуч-педагог, опираясь на ресурсы обучаю-

8№

щихся, развивает их внутреннюю мотивацию, что приводит к жО

О

о

g

а д

№ ж

So

удовольствие от процесса изучения иностранного языка, а не |

о

апеллирует к приобретению знаний только из-за желания полу- а чить положительную отметку или похвалу преподавателя [3].

Коуч-педагог не сомневается в способностях каждого обучающегося, он может подобрать наиболее эффективные методы

работы для каждого обучающегося в зависимости от индивидуальных способностей и сформированных умений и навыков. Коуч-педагог видит в обучающихся равных партнеров, что способствует созданию комфортной и доверительной атмосферы на занятии, где каждый имеет право на свою позицию, не боится задавать вопросы и не боится ошибиться, так как уверен, что он всегда получит поддержку от педагога. Внедрение лингвокоучинга в образовательный процесс позволяет использовать недирективные методики в образовательном процессе, составить индивидуальный план для каждого обучающегося, сделать возможной обратную связь с обучающимися. Как справедливо отмечают В. Е. Дон-ченко, А. С. Даньшин и Д. Н. Гущин, в процессе обучения иностранному языку повышение уровня мотивации будет обусловливать повышение эффективности обучения, которое заключается в личностном, интеллектуальном развитии студента и в то же время в совершенствовании его языковой подготовки в вузе [4]. Таким образом, осознание обучающимися своих достижений елк будет способствовать росту внутренней мотивации и уверенности в себе, что обеспечит успешность их лингвистической подготовки

р

о орко

О и профессионального развития.

Такие факторы, как положительная эмоциональная среда,

| отсутствие страха совершить ошибку и получить низкую оценку

«

своих знаний, подвергнуться критике как со стороны педагога, так и со стороны коллег способствуют снятию языковых и психо-

о логических барьеров для общения на изучаемом иностранном

лк

лео языке. Таким образом, организация образовательного процесса на

ор

^ основе лингвокоучинга способствует росту положительной мотивации к изучению иностранного языка и, соответственно, приводит

к росту языковых навыков и речевых умении.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Внедрение в образовательный процесс лингвокоучинга предполагает:

- два вида целеполагания (на краткосрочную и долгосроч- 3 ную перспективы); Ж

еж

- диагностику актуального языкового уровня; №

- анализ потенциальных возможностей обучающихся;

- поиск путей достижения поставленных целей. Задачей коуч-педагога является выбор соответствующих

техник и применение их в образовательном процессе. В данной

техника представлена в виде круга, который разделен на несколько сегментов, каждый из которых имеет свое название в со-

ж 8

* 8 ж ж № О *

8

статье остановимся на таких, как колесо языкового баланса. Эта жж

а

а *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

ж О

О о

ответствии с четырьмя видами речевой деятельности: говорение, ж

О

чтение, аудирование, письмо. Внутри каждого сегмента выделя-

ж

ется несколько секторов, например, в сегменте «чтение» распола- |

Щ

гаются книги, газеты и журналы, новости, блоги и так далее. Обу- ^

*

чающиеся самостоятельно оценивают свои знания от нуля до 3

№ж

десяти в зависимости от уровня их владения вышеуказанными ас- ОО

пектами (рисунок 1) [5].

о

g

На данном этапе следует использовать «шкалу достиже- g

ний» от 1 до 10, пример которой мы приводим на рисунке 2 (10 -это цель, которую нужно достичь), при помощи которой обучающиеся определяют свой уровень и планируют учебные действия, которые необходимо совершить для достижения поставленной цели (рисунок 2).

g

№ ж

So

s ж

| с 3 а ж ж

О*

S к

|

Schreiben

Lesen

Hörversteh eo

Sprechen

Рисунок 1 — Колесо языкового баланса Figure 1 — Wheel of language balance

L - alle Quellen

2. - Muster

3. - Konversationsclubs. Gemeinschaften

4. - Muttersprachler

5. - Bücher

6. - Zeitschriften. Zeitungen

7. - kurze Geschichten. Nachrichten

8. - Musik

9. - Filme, Fem seh Serien

10. - Talk-Shows. Podcasts

11. - Briefe, Kommentare, SMS

12. - Aufsätze. Essayeni

A

Ближайшая цель

4

Мой актуальный уровень

Рисунок 2 — Шкала достижений Figure 2 — Achievement scale

Цель

í-1-1-1-1-►

6 7 8 9 10

При работе над аутентичными текстами и при последующем их обсуждении с целью формирования умений монологической и диалогической речи эффективной техникой является «ромашка Блума». Она представляет собой цветок, на каждом лепестке которого обозначен тип вопроса, а именно: общие вопросы; вопросы с вопросительными словами; альтернативные вопросы; уточняющие вопросы; вопросы, требующие установления причинно-следственных связей; прогностические вопросы; вопросы, побуждающие к саморефлексии; оценочные вопросы, подразумевающие оценочные суждения по тем или иным фактам. Обучающиеся работают в парах либо в небольших группах, каждая группа получает один тип вопроса, после чего группы задают друг другу вопросы и отвечают на них. Коуч-педагог даёт комментарии и направляет обучающихся, являясь модератором коммуникации и организатором деятельности.

Значительные результаты показывает применение техники п Уолта Диснея при обсуждении проблемных ситуаций. Обучаю-

ко

ел щиеся делятся на три группы: мечтатели, скептики и реалисты. ^ Мечтатели предлагают самые фантастические пути решения проблем, реалисты оценивают ситуацию с точки зрения здравого

^ смысла и ставят перед собой цель, к которой приходят, последо-

,

а

«о и »а а

о

к л

е

л

о р

а

вательно решая ряд задач, скептики критически оценивают ситу-

ацию, рассматривают возникновение возможных рисков. Высказывание своего мнения в контексте полученной роли позволяет обучающимся преодолеть психологические барьеры и страхи, так

как применение этой техники создает атмосферу перформанса, что раскрепощает обучающихся и повышает их внутреннюю мотивацию, способствуя таким образом более эффективному дости-

жению поставленных учебных целей.

Таким образом, внедрение лингвокоучинга как прикладной технологии обучения иностранным языкам на факультете иностранных языков позволяет установить обратную связь с обучающимися, разработать индивидуальную траекторию обучения р

для каждого обучающегося, создать комфортную образователь- !

ен

ную среду, что приведёт к повышению внутренней положитель- е

ной мотивации и позволит овладеть иностранным языком на бо- |

н

и

лее высоком уровне. *

ин

3 Результаты (Results) |

ок

Внедрение в образовательный процесс на факультете ино- у

ч

странных языков ФГБОУ ВО «Южно-Уральский

государствен- а

к

ный гуманитарно-педагогический университет» лингвокоучинга к

о

наглядно продемонстрировало не только положительный рост с

лаганием, наличием обратной связи, вовлеченностью обучаю-

ж

щихся в учебный процесс, но и существенными когнитивными |

щ

изменениями и, как следствие, повышение уровня владения ино- ^

*

странным языком. Акцент оценивания в лингвокоучинге направ- |

№ж

лен не на личностные характеристики, а на качество выполненной О

работы и полученных знаний. Обучающиеся не сравниваются между собой, так как каждому задана индивидуальная траектория образовательной деятельности и свои учебные задачи. Целью яв-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к |

g а д е ж s

So Ж

ляется сравнение личностных достижений путем самоанализа, а |с

1 3

а ж ж

также объективной оценки коуч-педагога.

Обучающиеся отмечают, что применение коуч-техник позволяет осознать тот факт, что ошибки являются органичной составляющей процесса обучения, поскольку без ошибок и их

« |

§ ж

О !

последующего исправления, анализа и осмысления невозможно овладеть иностранным языком на должном уровне. Вышеназванные техники снимают барьеры в процессе общения и формируют коммуникативные навыки на должном уровне. Это способствует росту положительной самооценки, повышает внутреннюю мотивацию студентов к овладению иностранным языком.

4 Обсуждение (Discussion)

Лингвокоучинг как педагогическая проблема всё чаще рассматривается учёными в научном поле современного языкового образования, а о научной и методической новизне этой методики говорит относительно небольшое количество научных статей, опубликованных преимущественно в течение последних пяти лет. Рассматривая лингвокоучинг как современную технологию обучения немецкому языку, И. В. Баранова, Н. А. Мирюгина и К. С. Смотряева отмечают, что лингвокоучинг позволяет изучать иностранный язык эффективно, просто и интересно благодаря использованию преподавателем коучинговых техник, реализация которых базируется на предположении о том, что студент есть творческая личность, обладающая резервными возможностями, а отношения между обучающимся и обучаемым являются союзническими и

^ партнёрскими [5].

х

и е

с

обучении иностранному языку достаточно чётко обоснована в работах И. К. Батениной и Е. Ю. Рожиной, которые отмечают, что

к л

е

§ существенно осложняется неоднородностью уровня подготовки

ра

Актуальность использования коучинговых технологий в

профессионально-ориентированное обучение иностранному языку

обучающихся, которая негативно отражается на их способности к запоминанию и применению полученных знаний на практике.

Авторы также констатируют отсутствие возможности построения индивидуальной образовательной траектории для каждого студента, что в значительной степени тормозит процесс формирования готовности обучающихся к профессиональной иноязычной коммуникации. Решение обозначенной проблемы авторы видят в 3 активном применении преподавателями техник лингвокоучинга в Ж

еж

обучении студентов вуза иностранному языку [6]. №

1

Интересной нам представляется методическая позиция О. g

ж g

И. Лыткиной и А. Ю. Пономаревой, которые делают акцент на g

ж

роли лингвокоучинга в реализации личностно-ориентированной |

парадигмы образования. Достоинством лингвокоучинга по срав- у

s

нению с традиционными техниками и методиками обучения ино- г странному языку является отсутствие шаблонности в планирова- ак

о

нии учебных занятий, опора на творческий потенциал обучаю- с

преподавателя-лингвокоуча и обучающихся. Следовательно, строго фиксированной остается лишь конечная цель отдельных занятий

л ж

s

So э

и всего процесса обучения иностранному языку, а пути ее дости- ^

е

к

жения носят вариативный характер. Кроме того, как справедливо отмечают авторы, реализация техник лингвокоучинга в образовательном процессе позволяет сохранять баланс между пассивными (понимание письменной речи и речи на слух) и активными (говорение и письмо) речевыми компетенциями [7].

Аналогичной точки зрения придерживается также О. К. Ильина, по мнению которой лингвокоучинг придает процессу обучения иностранному языку смысловую наполненность, способствующую удовлетворению потребностей обучающихся в новых знаниях, которые являются основой для построения модели их

s

№ ж

| с 1 | g а д е ж s

So s

ж | с 1 3 а ж ж

« |

дальнейшего языкового образования в течение всей жизни. Посредством лингвокоучинга достигается понимание и признание ценностей обучающихся, осуществляются рефлексия и обратная связь, развиваются умения активного слушания, что положительно изменяет отношение студентов ко всему образовательному процессу. Процесс обучения иностранному языку становится психологически комфортным и безопасным для обучающихся, они готовы делиться своей точкой зрения с собеседником, совершенствовать навыки критического мышления и развивать познавательный интерес к дальнейшему получению знаний [8].

П. Г. Идрисова, Д. С. Шабанова и Д. М. Мурзаева подчеркивают, что техника лингвокоучинга апеллирует к социальным формам работы обучающихся на занятиях благодаря организации работы в малых группах, а потому способствует развитию их устойчивой мотивации к изучению иностранного языка. Авторы делают акцент на том, что при реализации в образовательном процессе таких форм познавательной активности каждый получает

§

§ возможность участия в активном социальном взаимодействии, в ^ условиях которого наиболее активно развиваются навыки иноязычной коммуникации [9].

^ Таким образом, проблема лингвокоучинга является доста-

к" а

§ точно новой для лингводидактики и педагогики высшей школы,

»а а

^ хотя тесно связана с наиболее важными вопросами обучения ино-

2> странному языку в вузе, такими как развитие мотивации и позна-

| вательного интереса к изучению иностранного языка, субъекта

^ субъектные отношения преподавателя и студента, личностно-ори-

^ ентированный подход к каждому обучающемуся и раскрытие твор-

^ ческого потенциала студентов, а также развитие у них способности

и готовности мыслить критически и успешно анализировать информацию. Всё это позволяет сделать вывод о высоком потенциале использования техник лингвокоучинга в процессе преподавания иностранного языка с целью повышения его эффективности.

5 Заключение (Conclusion) р

Анализ результатов собственной практической деятельно- |

ж

сти авторов по применению техник лингвокоучинга на факультете S

s

иностранных языков ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государ-

сделать вывод о том, что обучение иностранному языку с помощью лингвокоучинга приносит положительные результаты, по-

- ориентирована на индивидуальные учебные цели и апел лирует к личностному ресурсу каждого обучающегося;

Библиографический список

ж ик

ственный гуманитарно-педагогический университет» позволил л

л

г е о к

оуч ч

и

лг

скольку данная методика: а

ка к

с п о с о

б

носит коммуникативный характер, так как направлена на ое

взаимодействие обучающихся друг с другом;

- не носит оценочный характер, способствуя тем самым

&

снятию языковых и психологических барьеров; е

к

- способствует росту внутренней положительной мотивации.

л |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S

So

s

№ |

о

О

S

о

g

а

s

1. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Интегральный S

s

S |

о

О

подход к иноязычной образовательной среде как фактору развития функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка // Вестник

ра

Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического универ- л ситета. 2022. № 2 (168). С. 168-181.

2. Галустян О. В., Сметанников А. П., Дун Ч. Концепция личност-

о

но-ориентированного обучения в современном образовательном процессе //

Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (294). С. 35-38.

3. Лопатин М. А. Проблема мотивации к изучению иностранного языка у студентов транспортного вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 1 (105). С. 139-143.

4. Донченко В. Е., Даньшин А. С., Гущин Д. Н. Роль мотивации в профессиональном обучении // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-2. С. 62-65.

5. Баранова И. В., Мирюгина Н. А., Смотряева К. С. Лингвокоучинг как современная технология обучения немецкому языку // Преподаватель XXI век. 2020. № 4-1. С. 136-144.

6. Батенина И. К., Рожина Е. Ю. Нейролингвокоучинг при формировании готовности студентов к профессиональной иноязычной коммуникации // Вестник педагогических наук. 2022. № 8. С. 141-145.

7. Лыткина О. И., Пономарева А. Ю. Принципы языкового коучинга в преподавании иностранных языков // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2019. № 4 (16). С. 40-44. (Педагогика. Психология. Философия).

8. Ильина О. К. Инструменты коучинга в обучении общему английскому языку // Вестник Тамбовского университета. 2022. Т. 27, № 4. С. 978987. (Гуманитарные науки).

<5 9. Идрисова П. Г., Шабанова Д. С., Мурзаева Д. М. Реализация идей

о

й педагогического коучинга в обучении студентов иностранному языку // Мир

£ 1ORCID No. 0000-0001-6638-6610

науки, культуры, образования. 2021. № 5 (90). С. 94-96. Ye. A. Baronenko1, Yu. A. Reiswich2, I. A. Skorobrenko3

Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical

£

Ü" к

К

^ University, Chelyabinsk, Russia.

^ E-mail: baronenkoea@cspu.ru

&

2ORCID No. 0000-0001-5980-5450

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: raisvihya@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0001-6644-4091 Postgraduate of the Department of Pedagogics and Psychology,

Lecturer of the Department of German Language and German Language hh

es

Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, s

to

Chelyabinsk, Russia.

THE EFFICIENCY OF FOREIGN LANGUAGE ACQUISITION

E-mail: skorobrenkoia@cspu.ru g

THE USE OF LINGUO COACHING

TECHNIQUES AS A WAY TO INCREASE g

ft

c ^

s >■§■

u e s

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance of in- ^ troducing linguo-coaching techniques into the educational pro- s cess of the Faculty of Foreign Languages, which allows increasing the internal positive motivation of students to master a foreign language, which is an important factor in increasing the efficiency of learning in the context of the specifics of a foreign language. The authors note the fact that the creation of a positive ^ learning environment has a positive effect on the involvement and activity of students, leads to an increase in self-esteem, re- c§ moves barriers and, thus, increases the efficiency of mastering

a-

e

e s

s e

n &

s 1'

a

R

t

ft

c

foreign language. u

i i S' s

£

s

-o o

•Si

50 £

4

Materials and methods. The article examined the techniques of linguo-coaching and their didactic application in the process of teaching foreign languages. The authors pay special attention to such techniques as the language balance wheel, achievement scale, Bloom's chamomile, Walt Disney's technique, which lead to higher efficiency in mastering a foreign language, which complies with modern requirements of linguistic education.

Results. The introduction of linguo-coaching into the educational process at the Faculty of Foreign Languages of the South-Ural state Humanities-Pedagogical University has clearly demonstrated its efficiency in increasing the internal motivation of students, which results in mastering foreign language at a higher level. Respondents note the fact that, thanks to linguo-coaching, it is easier for them to set learning goals, plan their achievement, analyze failures and emerging problems, and as a result successfully solve communication tasks, achieving their goals.

Discussion. The authors summarize the results of the analysis of the work of scientists on the problem of linguo-coaching as a pedagogical and linguodidactic problem. The conclusion is made about the high potential of using linguo-coach-ing techniques in the process of teaching foreign language in order to increase its efficiency, because the use of linguo-coach-

ing in work with students helps to improve the results of the

s

| process of teaching them a foreign language through the implead

^ mentation of a student-centered approach to each student.

50

^ Conclusion. Linguo-coaching makes it possible to unlock

the potential of each student, build a trajectory of individual educational activities, reveal to students their internal resources, create a comfortable atmosphere of interaction to achieve learning goals, which has a positive effect on the growth of internal motivation to master a foreign language. All this ultimately increases the level of foreign language proficiency.

Keywords: linguo-coaching; teaching foreign languages; ^

to

wheel of language balance; achievement scale; Bloom's chamo- g

ft

mile; Walt Disney technique; internal motivation; Higher school ft pedagogy; Future teacher.

Highlights:

The importance of linguo-coaching for creating a positive learning environment in order to remove language and psychological barriers is substantiated; >■§'

The efficiency of linguo-coaching as an applied technology of teaching foreign languages, aimed at the practical mastery of a foreign language and the growth of students' communicative skills, has been proven;

The main emphasis is put on the use of linguo-coaching techniques in teaching foreign language, which contribute to the internal motivation to master a foreign language.

s

o o o a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o ft

s"

g

e

o h n

ft e

ft ft ft' n

3

References

Cr

e

n

1. Nikitina E.Yu., Afanas'eva O.Yu., Fedotova M.G. (2022), Inte-

gral'nyj podhod k inoyazychnoj obrazovatel'noj srede kak faktoru razvitiya ^

g

funkcional'noj gramotnosti budushchego uchitelya inostrannogo yazyka a

[An integral approach to a foreign language educational environment as to a

a factor in the development of functional literacy of a future foreign lan- u guage teacher], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumani-tarno-pedagogicheskogo universiteta, 2 (168), 168-181. (In Russian).

2. Galustyan O.V., Smetannikov A.P., Dun Ch. (2022), Koncepciya lichnostno-orientirovannogo obucheniya v sovremennom obrazovatel'nom processe [The concept of person-oriented learning in the modern educational process], Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta, 1 (294), 35-38. (In Russian).

3. Lopatin M.A. (2023), Problema motivacii k izucheniyu inostran-nogo yazyka u studentov transportnogo vuza [The Issue of Motivation to Foreign Language Learning among Students of a Transport University], Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 1 (105), 139-143. (In Russian).

4. Donchenko V.E., Dan'shin A.S., Gushchin D.N. (2022), Rol' motivacii v professional'nom obuchenii [The role of motivation in professional training], Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya, 76-2, 62-65. (In Russian).

5. Baranova I.V., Miryugina N.A., Smotryaeva K.S. (2020), Lingvokouching kak sovremennaya tekhnologiya obucheniya nemeckomu yazyku [Linguo-coaching as modern technology of German language teaching], Prepodavatel'XXI vek, 4-1, 136-144. (In Russian).

6. Batenina I.K., Rozhina E.Yu. (2022), Nejrolingvokouching pri formirovanii gotovnosti studentov kprofessional'noj inoyazychnoj kommu-nikacii [Neurolanguage coaching as part of forming students' readiness for professional foreign-language communication], Vestnik pedagogicheskih nauk, 8, 141-145. (In Russian).

7. Lytkina O.I., Ponomareva A.Yu. (2019), Principy yazykovogo

•Si

kouchinga v prepodavanii inostrannyh yazykov [Principles of language

coaching in teaching foreign languages], Vestnik Severo-vostochnogo fed-

^ eral'nogo universiteta im. M. K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psi-Ls

^ hologiya. Filosofiya, 4 (16), 40-44. (In Russian).

8 .

r 8. Il'ina O.K. (2022), Instrumenty kouchinga v obuchenii ob

k

g shchemu anglijskomu yazyku [Coaching instruments in teaching general English], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, £ 27, 4, 978-987. (In Russian).

9. Idrisova P.G., Shabanova D.S. & Murzaeva D.M. (2021), Real-izaciya idej pedagogicheskogo kouchinga v obuchenii studentov inostran-nomu yazyku [Implementation of the ideas of pedagogical coaching in teaching students a foreign language], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 5 (90), 94-96. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 13.02.2023; одобрена после рецензирования 16.02.2023; принята к публикации 20.02.2023.

The article was submitted 13.02.2023; approved after reviewing 16.02.2023; accepted for publication 20.02.2023.

e

л u

s ft

Л n'

o

o c

0 a c

1 n'

g

e c

h

S u

ft s

Л

as c

e

a

aft

s

s

e

n

У

Л o

S 1'

a

a

e

a c

q u

о n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.