Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ КОУЧИНГА В ОБУЧЕНИИ ОБЩЕМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ИНСТРУМЕНТЫ КОУЧИНГА В ОБУЧЕНИИ ОБЩЕМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД / КОУЧИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / САМООБРАЗОВАНИЕ / АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ / ЭФФЕКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ / РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Ольга Карловна

Важнейшей особенностью образования в информационном обществе, по законам которого сегодня живет человечество, является обучение в течение всей жизни, в связи с чем умение учиться становится одной из ключевых компетенций. Сегодня особую значимость приобретают умения получать знания самостоятельно, без помощи преподавателя, что порождает необходимость формирования у обучающихся познавательного интереса и навыков самообразования. Этому содействует коучинговый подход к обучению, который является новым шагом в методике преподавания иностранных языков и предполагает партнерство преподавателя и студента в процессе образования, осознание обучающимся личной потребности в освоении знаний и необходимости брать ответственность за результат на себя. Целью исследования явилось описание инструментов коучингового подхода к обучению общему английскому языку. Исследование показало, что созданию отношений доверия и партнерства в учебном процессе способствуют: удовлетворение потребности студента в осмысленности обучения, понимание и признание ценностей обучающегося, активное слушание, развивающая обратная связь, а также эффективные вопросы. Применение данных технологий призвано в дальнейшем обеспечить студентам выход в самообразование. Исследование содержит вывод о том, что использование инструментов коучингового подхода в преподавании общего английского языка способствует максимальному раскрытию внутренних ресурсов и возможностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACHING INSTRUMENTS IN TEACHING GENERAL ENGLISH

The most important feature of education in the information society, according to the laws of which humanity lives today, is lifelong learning, and therefore the ability to learn becomes one of the key competencies. Today, the ability to acquire knowledge on one’s own, without the help of a teacher, is of particular importance, which creates the need to form students’ cognitive interest and self-education skills. This is facilitated by the coaching approach to learning, which is a new step in the methodology of teaching foreign languages, and involves a partnership between the teacher and the student in the educational process, the student’s awareness of the personal need for mastering knowledge and the need to take responsibility for the result. The purpose of the research is to describe the tools of the coaching approach to teaching general English. The research showed that the creation of a relationship of trust and partnership in the educational process is facilitated by: meeting the student’s need for meaningful learning, understanding and recognition of the student’s values, active listening, developing feedback, and effective questions. The use of these technologies is intended to provide students with access to self-education in the future. The study concludes that the use of coaching approach tools in teaching general English contributes to the maximum disclosure of learners’ internal resources and capabilities.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ КОУЧИНГА В ОБУЧЕНИИ ОБЩЕМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 4 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 4 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

Научная статья УДК 811.111

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-4-978-987

Инструменты коучинга в обучении общему английскому языку

Ольга Карловна ИЛЬИНА

ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» 119454, Российская Федерация, г. Москва, просп. Вернадского, 76 Ol-1-Sh@yandex.ru

Аннотация. Важнейшей особенностью образования в информационном обществе, по законам которого сегодня живет человечество, является обучение в течение всей жизни, в связи с чем умение учиться становится одной из ключевых компетенций. Сегодня особую значимость приобретают умения получать знания самостоятельно, без помощи преподавателя, что порождает необходимость формирования у обучающихся познавательного интереса и навыков самообразования. Этому содействует коучинговый подход к обучению, который является новым шагом в методике преподавания иностранных языков и предполагает партнерство преподавателя и студента в процессе образования, осознание обучающимся личной потребности в освоении знаний и необходимости брать ответственность за результат на себя. Целью исследования явилось описание инструментов коучингового подхода к обучению общему английскому языку. Исследование показало, что созданию отношений доверия и партнерства в учебном процессе способствуют: удовлетворение потребности студента в осмысленности обучения, понимание и признание ценностей обучающегося, активное слушание, развивающая обратная связь, а также эффективные вопросы. Применение данных технологий призвано в дальнейшем обеспечить студентам выход в самообразование. Исследование содержит вывод о том, что использование инструментов коучингового подхода в преподавании общего английского языка способствует максимальному раскрытию внутренних ресурсов и возможностей студентов.

Ключевые слова: коучинговый подход, коучинговые инструменты, самообразование, активное слушание, эффективные вопросы, развивающая обратная связь Благодарности: Написание статьи вдохновил курс повышения квалификации для преподавателей иностранного языка, прочитанный старшим преподавателем кафедры иностранных языков ИОМ РАНХиГС Калугиной Е.В. «Коучинговые технологии в преподавании английского языка в высшей школе» (06.06.2022 - 08.08.2022).

Для цитирования: Ильина О.К. Инструменты коучинга в обучении общему английскому языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 4. С. 978-987. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-978-987

Original article

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-4-978-987

Coaching instruments in teaching general English

Olga K. ILIINA

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation 76 Vernadskogo Ave., Moscow 119454, Russian Federation Ol- 1-Sh@yandex. ru

(cc)I

'à*

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Ильина О.К., 2022

Abstract. The most important feature of education in the information society, according to the laws of which humanity lives today, is lifelong learning, and therefore the ability to learn becomes one of the key competencies. Today, the ability to acquire knowledge on one's own, without the help of a teacher, is of particular importance, which creates the need to form students' cognitive interest and self-education skills. This is facilitated by the coaching approach to learning, which is a new step in the methodology of teaching foreign languages, and involves a partnership between the teacher and the student in the educational process, the student's awareness of the personal need for mastering knowledge and the need to take responsibility for the result. The purpose of the research is to describe the tools of the coaching approach to teaching general English. The research showed that the creation of a relationship of trust and partnership in the educational process is facilitated by: meeting the student's need for meaningful learning, understanding and recognition of the student's values, active listening, developing feedback, and effective questions. The use of these technologies is intended to provide students with access to self-education in the future. The study concludes that the use of coaching approach tools in teaching general English contributes to the maximum disclosure of learners' internal resources and capabilities.

Keywords: coaching approach, coaching tools, self-education, active listening, effective questions, developing feedback

Acknowledgements: the article was inspired by the foreign language teacher training course "Coaching technologies in teaching English in higher school", delivered by Elena Kalugina, the senior lecturer of Foreign Languages Department of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (06.06.2022 - 08.08.2022).

For citation: Iliina O.K. Instrumenty kouchinga v obuchenii obshchemu angliyskomu yazyku [Coaching instruments in teaching general English]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 4, pp. 978-987. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-978-987 (In Russian).

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, в экономическом развитии информационного общества, по законам которого мы живем сегодня, ключевую позицию занимают знания, которые приобрели важность основного капитала. В связи с этим возрастает спрос на работников, уровень

компетенций которых позволяет им понимать окружающий мир и происходящие в нем изменения в целом, способных к, возможно, неоднократной смене профессии, готовых приобретать новые навыки и повышать свой интеллектуальный потенциал,

уровень культуры, открытых к инновационным действиям на рынке труда \

Перечисленные факторы в полной мере относятся к современной сфере образования [1]. Еще в 80-е гг. прошлого столетия японский социолог и футуролог Ёнедзи Масуда предсказывал, что в будущем обществе развитие новых информационных технологий будет способствовать появлению открытой образовательной среды в противовес существующей закрытой; самообучение станет ведущей формой образования; учебный процесс будет индивидуализирован; изменится роль преподавателя, который станет наставником и помощником в решении конкретных проблем; в центре учебного процесса и усвоения общественно ценных знаний окажется творческая деятельность; образование будет продолжаться в течение всей жизни [2].

В связи с этим сегодня чрезвычайно важна вовлеченность самих учащихся в процесс учебной работы, мотивация в изучении предмета, а также нацеленность на результат. Поэтому существенное значение имеют формы и методы организации учебной деятельности, которые в числе прочих факторов влияют на формирование познавательного интереса учащихся [3]. Все более актуальным является использование учебных технологий, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения [4].

По мнению российских и зарубежных ученых, этому всемерно способствует раскрывающий потенциал учащихся коучинго-вый подход к образованию [5-7]. Языковой коучинг - направление относительно новое, не очень хорошо изученное и пока не имеющее четко систематизированной базы. Найти учебник по этому направлению непросто, и, хотя материалы по теме в сети Интернет возникают постоянно в виде статей или выступлений ораторов и даже курсов повышения квалификации, все это пока выглядит фраг-

1 Информационное общество, его особенности и основные черты. 2015-2022. URL: https://lektsii.org/8-394.html (дата обращения: 24.02.2022).

ментарно и трактуется каждым автором немного на свой лад2. В связи с этим важно разобраться в том, что представляет собой коучинг в преподавании иностранных языков, и какие инструменты этого метода достойны применения в обучении английскому языку.

ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом данного исследования выступает образовательный процесс в рамках общего английского языка уровня C1 (пятый, «продвинутый», уровень знания языка в Общеевропейской системе компетенций владения иностранным языком), осуществляемый по учебнику High Note 5 [8]. Обучающиеся представляют собой взрослую аудиторию, состоящую главным образом из студентов гуманитарных направлений как старших, так и младших курсов. Предметом изучения стал метод языкового коучинга, используемый в обучении английскому языку студентов продвинутого уровня знаний, а также инструменты реализации этого подхода к образованию, применение которых существенно меняет роль преподавателя, превращая его из проводника готовых знаний в наставника, чья цель - научить студента учиться, брать на себя ответственность на свои успехи и неудачи, а также самостоятельно управлять процессом своего образования. К числу рассматриваемых технологий языкового ко-учинга относятся инструменты, направленные на создание отношений доверия и партнерства между преподавателем и студентом, такие как: удовлетворение потребности студента в осмысленности обучения; понимание и признание его ценностей; заключение ясных «социальных соглашений» с обучающимся; развивающая обратная связь; активное слушание; а также эффективные вопросы [9; 10]. В качестве основных методов исследования использовались наблюдение, анализ, синтез и сравнение.

2 Языковой коучинг - что это, для кого и зачем? 2020. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d7b3a2a95a a9f3dea0a6042/iazykovoi-kouching-chto-eto-dlia-kogo-i-zachem-chast-1-5f26c84664d1140d5bcc9fc6 (дата обращения: 24.02.2022).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Слово «коуч» в значении «тренер», как известно, пришло из спорта и, выйдя за пределы этой сферы, давно стало привычным для нас. Бизнес-коуч, лайф-коуч - это то, что мы слышим день ото дня3.

Американский бизнес-тренер Т.У. Голви рассматривает коучинг как способ раскрытия максимальных возможностей человека для эффективной работы. Коучинг не учит, а помогает учиться, он не дает готовых решений, а, исходя из особенностей клиента, принимая во внимание его потребности, помогает ему увидеть цель, найти правильные решения и прийти к нужному результату [11]. Философия коучинга основана на убеждении, что любой человек может гораздо больше, чем кажется. Просто его способности скрыты, заблокированы внутренними проблемами, скажем, страхом потерпеть неудачу. Убери страх - и результативность деятельности, деловые способности человека сразу повысятся [9]. Коучингом принято называть процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество клиентов, вдохновляя их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала. При этом каждый клиент рассматривается как творческая, ресурсная и целостная личность, чей профессиональный и жизненный опыт достоин уважения. Опираясь на этот фундамент, коучи берут на себя ответственность обнаруживать, прояснять и придерживаться тех целей, которых желает достичь клиент; стимулировать его самостоятельные открытия; выявлять разработанные им решения и стратегии; считать клиента ответственным и надежным4.

3 Акопова Н. Что такое языковой коучинг? 2019. URL: https://www.teachaholic.pro/teaching-not-teaching-chto-takoe-yazykovoj-kouching/ (дата обращения: 24.02.2022).

4 Этический кодекс ICF (Международная федерация коучинга). 2015. URL: https://slacademy.ru/ codeofethics#:~:text=Этический%20кодекс%20ICF%20о писывает%20ключевые,коуча%2С%20супервизора%2С %20ментора%20и%20т (дата обращения: 24.02.2022).

Если обратиться к Рекомендациям парламента и Совета Европы о ключевых компетенциях обучения на протяжении всей жизни, то одной из восьми важнейших среди них является освоение навыков обучения или умение учиться [12, с. 50]. Это способность стремиться и настойчиво продолжать учиться, организовывать собственное обучение, в том числе эффективно управляя временем и информацией как индивидуально, так и в группах [10]. Данная компетенция включает осознание собственных потребностей, выявление доступных возможностей и способности преодоления препятствий на пути к успешному обучению. Освоение образовательных навыков побуждает студентов дополнять предыдущее обучение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и навыки во всем многообразии контекстов: дома, на работе, в образовании и обучении [13]. А это, по сути, коучинговый подход в преподавании, ориентированный на сотрудничество преподавателя и обучающегося, стимулирующий мышление и творчество студента, вдохновляющий его на максимальное раскрытие своего потенциала и обеспечивающий эффективное достижение значимых целей.

Разновидностью коучинга, который применяется в области преподавания иностранных языков, является языковой коучинг (в другой терминологии «лингвокоучинг» и «лэнгвидж-коучинг»). Если сам по себе ко-учинг - это способ развития, при котором специалист, называющийся коучем, поддерживает и тренирует ученика или клиента в достижении конкретной личной или профессиональной цели, то языковой коучинг - это способ достижения цели в изучении иностранного языка при поддержке преподава-теля-коуча [7, с. 41]. Этот метод больше всего подходит для обучения взрослых людей, которые уже сформированы в личностном плане, способны сами ставить перед собой задачи, а также осознавать необходимость и сроки их выполнения. Они хорошо понимают важность формулирования цели и готовы упорно работать, ожидая получить видимый, измеримый результат в определенный срок. Навык планировать свое обучение, решать

поставленные задачи, научиться отслеживать и изменять свои внутренние установки, выгодно использовать личностный потенциал и эмоциональный багаж, и к тому же получать от этой работы удовлетворение полезно многим, в частности, тем, кто готовится сдавать экзамены по иностранному языку, учиться или путешествовать за рубежом, и всем, кто заинтересован в том, чтобы эффективно и здраво подойти к совершенствованию собственного уровня коммуникации5.

Одним из ключевых моментов коучин-гового подхода к обучению является доверие и партнерство [9, с. 38], понимаемое как создание обстановки поддержки, обеспечивающей взаимное доверие и уважение между преподавателем и студентами, в атмосфере которой преподаватель, оставаясь в зоне профессиональных интересов, обладает определенным уровнем авторитета. Обучающийся рассматривается как самостоятельный человек, обладающий личным опытом и определенными сложившимися убеждениями.

При организации директивного обучения, или обучения по инструкции, преподаватель дает студенту задание, выполнение которого должно привести его к освоению материала и достижению поставленной цели. При этом ответственность за образовательный процесс лежит целиком и полностью на преподавателе, который осуществляет контроль над работой студента. В отличие от авторитарной методики языковой коучинг предполагает осознание студентом собственной потребности в обучении, выявление доступных возможностей, а также необходимости брать на себя ответственность и преодолевать препятствия на пути к успеху [14]. Если поступающая новая информация не соответствует взглядам обучающегося, то велика вероятность, что она будет отвергнута его сознанием. Поэтому необходимо удовлетворить потребность студента в осмысленности обучения, что требует от преподавателя

5 Языковой коучинг - что это, для кого и зачем? 2020. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d7b3a2a95 aa9f3dea0a6042/iazykovoi-kouching-chto-eto-dlia-kogo-i-zachem-chast-1-5f26c84664d1140d5bcc9fc6 (дата обращения: 24.02.2022).

до начала работы над новой темой постановки вопросов: «Зачем нужно ее изучать?» и «Что будет, если ее не изучать?» [9, с. 57]. Таким образом, через осознанность создается внутренняя мотивация студента.

Например, учебный материал по общему английскому языку включает тему Identity (Идентичность). Перед тем, как приступить к работе, целесообразно задать студентам вопросы: Why is it important to deal with the topic Identity (В чем важность изучения темы «идентичность»)? и What might happen if we don 't know much about Identity (Что будет, если нам мало известно по теме «идентичность»)? Такое начало сразу пробудит у студентов интерес к учебному материалу. Можно услышать разные варианты ответов: кто-то вспомнит четыре типа нервной системы людей, кто-то - культурную принадлежность, кто-то - гражданство. При этом все студенты отметят важность данной темы, поскольку отсутствие знаний об идентичности осложнит общение с людьми, не похожими на него самого. Ответив на предложенные вопросы, обучающиеся смогут осознать, что через применение знаний, полученных по теме Identity (Идентичность), они получат результат, за который самостоятельно будут нести ответственность.

Выстраивание профессиональных доверительных отношений требует понимания и признания ценностей другого, а также установления определенных границ взаимоотношений. Создание доверия невозможно без нахождения точек соприкосновения, понимания и принятия на уровне ценностей и убеждений. Важно исходить из положения о том, что нет правильных и неправильных ценностей, но есть уважение к ценностям других [9, с. 46]. Например, работа над темой Immigration (Иммиграция) в российской действительности требует сегодня деликатности со стороны преподавателя английского языка, поскольку среди студентов часто встречаются те, кто вынужден был переселиться в Россию из бывших республик Советского Союза не по доброй воле и постоянно сталкивается с недружелюбным отношением к

себе. В этом случае следует избегать личных вопросов, а процессы иммиграции обсуждать на безопасной почве, то есть на примере стран, далеких от России. Поступая так, преподаватель проявит понимание и уважение к ценностям студента, а тема иммиграции не станет для учащегося барьером в изучении английского языка.

Иногда во время выполнения командных видов работы кто-то из участников предпочитает отмалчиваться. Например, студентам предлагается задание Discuss the following questions in small groups: 1. Is it an oversimplification to say that your personality is due to solely hereditary factors or solely nurture? 2. In what ways do you think that your disposition can affect your destiny? Give examples. 3. Give at least one example of ways in which your parents or caregivers have attempted to mould your personality. Have they been successful? Say why (Обсудите следующие вопросы в небольших группах: 1. Не будет ли чрезмерным упрощением сказать, что ваша личность обусловлена исключительно наследственными факторами или исключительно воспитанием? 2. Каким образом, по вашему мнению, ваш характер может повлиять на вашу судьбу? Приведите примеры. 3. Приведите хотя бы один пример того, как ваши родители или воспитатели пытались сформировать вашу личность. Получилось ли у них это? Почему?) [8, p. 7]. Создается впечатление, что студенту, хранящему молчание, не нравится то, как его учат, однако, чаще всего в таких случаях имеет место несовпадение по ценностям. Предлагая групповое задание, преподаватель исходит из того, что, работая в группе, студенты обогащают друг друга своими уникальными знаниями или умениями, а у безучастного студента другие ценности. Он предпочитает индивидуальные виды речевой деятельности и эмоционально устает от командной работы. В этом случае преподавателю, действующему в рамках доверия и партнерства, следует напомнить студенту о существующих учебных правилах, не давая оценку его поведению, и таким образом возложить на него ответственность за их соблюдение.

Для установления доверия и партнерства важно заключение ясных «социальных соглашений»6 с обучающимися, которое предполагает четкое согласование основных правил, особенно в том, что касается порядка организации работы, соблюдения сроков выполнения заданий, разграничения зон ответственности между преподавателем и студентом. Первый из них отвечает за эффективную организацию процесса передачи знаний, а второй - за результат их усвоения. Ясные «социальные соглашения» включают также четкие критерии оценки.

Если дать студентам следующее письменное домашнее задание: Write a blog post about your childhood memory (Напишите блог-пост о своих детских воспоминаниях), -то ясного «социального соглашения» не получится. В задании необходимо указать, сколько слов требуется написать, а также какие моменты надо отразить в своей работе. Четко сформулированное задание будет выглядеть следующим образом: You are a blog-ger and your blog is devoted to your childhood memory. Write a paragraph (150 words) on the given topic. Supplement it with 2-3 hashtags. Remember to entitle the post, state the thesis first, give two examples and conclude strongly (Вы блогер, и ваш блог посвящен воспоминаниям детства. Напишите один абзац в 150 слов на эту тему. Добавьте 2-3 хэштега. Не забудьте озаглавить свой блог-пост, сформулировать тезис, привести два примера, напишите эффективное заключение). Необходимо также представить студентам критерии оценки до того, как они приступят к работе. В данном случае максимальным баллом будет число 15, которое складывается из оценок за содержание, логику и языковое оформление. За содержание ставится оценка 5, если тезис четко сформулирован, приводятся два примера, и заключение соответствует тезису. За логику выставляется максимальный балл 5, если идеи взаимосвязаны и

6 Заключение коучингового соглашения: Как это делают АСС, РСС, и MCC ICF. 2018. URL: https://coachuniver.ru/zaklyucheme-kouchingovogo-soglasheniya-kak-eto-delayut-acc-pcc-i-mcc-icf/ (дата обращения: 24.02.2022).

тезис дается в первом предложении; языковое оформление оценивает на отлично - 5, если ошибок нет. За каждое нарушение вычитается один балл. В этом случае можно считать, что «социальное соглашение» со студентами достигнуто.

Одним из инструментов коучингового подхода является развивающая обратная связь, которая содержит позитивное намерение, основывается на фактах, а не на интерпретации, является конкретной, конструктивной и полезной [9, с. 47]. Оценивание результатов работы студентов при языковом коучинге основывается исключительно на положительной стимуляции. Выставляя оценки, преподаватель должен терпеливо объяснить студентам, в чем они ошиблись, только тогда он сможет выстроить с ними отношения доверия и партнерства. Во время устного монологического высказывания студента его не следует перебивать всякий раз, когда он допускает ошибку. Лучше записать ошибки и прокомментировать их после того, как студент закончит выступление. В этом случае обратная связь будет иметь уважительную форму и поможет студенту увидеть себя со стороны, понять, как он движется к своей цели, и принять ответственность за свой результат.

Языковой коучинг предполагает активное слушание [9, с. 50], которое помогает создать пространство общения, в котором студенты готовы доверить преподавателю свои сокровенные чувства. Навык активного слушания подразумевает умение преподавателя полностью сосредоточиться на том, что говорит или чувствует студент. Во многих случаях студент только начал говорить, а у преподавателя уже созрел для него совет или возражение. Далее преподаватель практически не слушает студента, а только ждет паузы, чтобы высказать собственное мнение. Особенно это относится к тем проблемам, в отношении которых существуют полярные точки зрения. Например, обсуждая тему еды, многие студенты выступают приверженцами быстрого питания (фастфуда). Как правило, преподаватели, особенно те из них, кто пред-

ставляет среднее и старшее поколение, категорически с этим не согласны и после первых слов студента затевают с ним спор. Данный пример иллюстрирует так называемый первый, или поверхностный уровень слушания, когда внимание преподавателя сосредоточено на себе самом, а слова обучающегося -только повод продвигать собственное мнение и спорить. Второй уровень называют разговорным, он переключает внимание преподавателя с внутреннего диалога на то, что конкретно говорит студент, на факты, содержание, акценты, которые он расставляет. Преподаватель не позволяет себе проявлять субъективные реакции и внимает тому, что говорит студент. Фундамент для доверия и партнерства формируется безоценочным слушанием. Третий уровень - это собственно активное слушание, требующее от преподавателя проявления эмоционального интеллекта, то есть способности распознать настроение, темперамент и намерения говорящего. Преподаватель следит за изменениями тональности, интонации, ритма, а также эмоциональной силы, сопровождающими речь обучающегося. Он обобщает, перефразирует и повторяет сказанное студентом, чтобы убедиться в правильности понимания его мыслей и целей, и позволяет студенту высказаться до конца, не вынося суждений и не занимая какую-либо позицию. Когда студенты понимают, что их слушают на глубоком уровне, они начинают слушать самих себя, зачастую формулируя новые, невысказанные до этого момента мысли, что, в свою очередь, помогает им понять свои чувства и проанализировать убеждения, которые лежат за ними. Таким образом, активное слушание, поощряющее свободу самовыражения, способствует созданию пространства доверия и партнерства.

К числу технологий коучинга в преподавании иностранного языка относятся эффективные, или сильные, вопросы [9, с. 47], которые, в отличие от вопросов, задаваемых только лишь с целью получения информации, способствуют пониманию студентом себя самого и осознанию своего собственно-

го потенциала. Они сформулированы кратко и четко, неразрывно связаны с навыком активного слушания и основаны на том, что сказал собеседник. За эффективным вопросом обычно следует пауза, которая позволяет студенту поразмыслить над проблемой. Такие вопросы стимулируют мышление и позволяют обучающемуся перейти на более высокий уровень ответственности. Когда у студента появляется собственное решение проблемы, он непременно поймет ценность своих усилий, и у него возникнет желание взять на себя ответственность за доведение начатого до конца.

Большинство эффективных вопросов являются открытыми, то есть теми, которые подразумевают множественные ответы, помогают расширить мировоззрение и глубже заглянуть в будущее. Например, во время работы над темой Identity (Идентичность) следует задать эффективные вопросы, направленные на повышение мотивации, такие как: Do you know yourself well (Вы хорошо знаете себя)? Do you understand what makes you tick (Осознаете ли вы, что вами движет)? What are the things that define you (Чем определяются ваши поступки)? [8, p. 4]. В рамках этой же темы появляются эффективные вопросы для постановки цели. Например: Do you want to be considered a global citizen (Вы хотите, чтобы вас считали гражданином мира)? What should you do for that (Что вам следует для этого сделать)? What can help you in reaching your goal (Что вам поможет в достижении этой цели)? [8, p. 162]. Данная тема подразумевает также эффективные вопросы о последствиях предпринятых действий или, наоборот, бездействия. Например: Do you want to change any of your habits (Вы хотите изменить какую-либо из своих привычек)? What impact has this habit had on your life up to now (Какое влияние эта привычка оказывала на вашу жизнь до сих пор)? How will things be differ-

ent after you give up this habit (Как ваша жизнь изменится, если вы откажетесь от этой привычки)? [8, p. 9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коучинговый подход в области обучения общему английскому языку, состоящий в стремлении преподавателя максимально раскрыть потенциал обучающихся, является продуктивным методом образования, способствуя развитию внутренних ресурсов и возможностей студентов. Преподаватель-коуч помогает студенту осознать цели и перспективы обучения, саморазвития и самосовершенствования. В процессе обучения студент сам принимает решения, в то время как коуч может советовать, поправлять, корректировать, но только в согласии с обучающимся. Основная ответственность за прогресс и результат обучения ложится на студента. Преподаватель-коуч выполняет роль советчика, друга, вдохновителя и ментора на пути освоения английского языка. Исправление ошибок, являющееся неотъемлемой частью учебного процесса, при коучин-говом подходе всегда рассматривается в положительном ключе.

Использование коучинговых инструментов в преподавании общего английского языка, таких как: удовлетворение потребности студента в осмысленности обучения, понимание и признание ценностей обучающегося, развивающая обратная связь, активное слушание, а также эффективные вопросы, - меняет отношение обучающихся к процессу получения знаний, формируя более осознанный подход к освоению предмета. Студенты становятся более вовлеченными, готовыми делиться своими взглядами и мыслями, демонстрировать навыки критического мышления и формировать устойчивую тягу к новым знаниям, необходимую для перехода к модели обучения в течение всей жизни.

Список источников

1. Савина А.К. Информационное общество и проблемы образования в мире как историческая реальность // Историко-педагогический журнал. 2015. № 2. С. 167-180.

2. Репетюк В.Ф. Масуда Ё. Информационное общество как постиндустриальное общество // Социокультурные утопии XX века. Вып. 2. М.: ИНИОН, 1983. С. 190-209.

3. Цеханович А.М. Современные подходы в обучении английскому языку // Методический сборник № 31. М.: Самсон, 2017. С. 53-66.

4. Дауни М. Эффективный коучинг. Уроки тренера коучей. М.: Добрая Книга, 2008. 277 с.

5. Голви Т.У. Работа как внутренняя игра. Раскрытие личного потенциала. М.: Альпина Паблишер, 2012. 266 с.

6. Сербиновская Н.В., Сербиновский Б.Ю. Психологические инструменты и организационные проблемы коучинга в реализации стратегии «Образование в течение всей жизни» // Научный журнал Куб-ГАУ. 2012. № 77. С. 1222-1231.

7. Лыткина О.И., Пономарева А.Ю. Принципы языкового коучинга в преподавании иностранных языков // Вестник СВФУ. Серия: Педагогика, философия, психология. 2019. № 4 (16). С. 40-44.

8. Edwards L, RobertsR. High Note 5. L.: Pearson PLC, 2020. 189 p.

9. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. Новый стиль менеджмента, Развитие людей. Высокая эффективность. М.: Междунар. акад. корп. управления бизнеса, 2005. 168 с.

10. Barber D., FoordD. From English Teacher to Learner Coach. L.: The Round, 2014. 209 p.

11. Gallway T.W. The Inner Game of Tennis: The Classic Guide to the Mental Side of Peak Performance. L.: Pan Macmillan, 2014. 170 p.

12. Брольпито А. Цифровые навыки и компетенция, цифровое и онлайн-обучение. Турин: Европейский фонд образования, 2019. 84 с.

13. Betham E. An Introduction to Coaching for Language Learning. North Charleston, 2018. 205 p.

14. Еремина Н.В., Кабанова О.В., Терехова Г.В. Опыт лингвокоммуникативной подготовки студентов неязыковых специальностей // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2. С. 47-53.

References

1. Savina A.K. Informatsionnoye obshchestvo i problemy obrazovaniya v mire kak istoricheskaya real'nost' [Information society and educational problems in the world as a historical reality]. Istoriko-pedagogicheskiy zhurnal [Historical and Pedagogical Journal], 2015, no. 2, pp. 167-180. (In Russian).

2. Repetyuk V.F. Masuda Y. Informatsionnoye obshchestvo kak postindustrial'noye obshchestvo [Information society as a post-industrial society]. Sotsiokul'turnyye utopii XX veka [Sociocultural Utopias of the 20th Century]. Moscow, Institute for Scientific Information on Social Sciences Publ., 1983, issue 2, pp. 190-209. (In Russian).

3. Tsekhanovich A.M. Sovremennyye podkhody v obuchenii angliyskomu yazyku [Modern approaches in teaching English]. Metodicheskiy sbornik № 31 [Methodical Collection no. 31]. Moscow, Samson Publ., 2017, pp. 53-66. (In Russian).

4. Dauni M. Effektivnyy kouching. Uroki trenera kouchey [Effective Coaching. Lessons from the Coach's Coach]. Moscow, Dobraya Kniga Publ., 2008, 277 p. (In Russian).

5. Gallway T.W. Rabota kak vnutrennyaya igra. Fokus, obucheniye, udovol'stviye i mobil'nost' na rabochem meste [The Inner Game of Work: Focus, Learning, Pleasure, and Mobility in the Workplace]. Moscow, Alpina Publ., 2012, 266 p. (In Russian).

6. Serbinovskaya N.V., Serbinovskiy B.Y. Psikhologicheskiye instrument^ i organizatsionnyye problemy kou-chinga v realizatsii strategii «Obrazovaniye v techeniye vsey zhizni» [Psychological instruments and organization problems of coaching in realizing strategies "Life long learning"]. Nauchnyy zhurnal KubGAU- Po-lythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University, 2012, no. 77, pp. 1-21. (In Russian).

7. Lytkina O.I., Ponomareva A.Y. Printsipy yazykovogo kouchinga v prepodavanii inostrannykh yazykov [Principles of language coaching in teaching foreign languages]. Vestnik SVFU. Seriya: Pedagogika, filoso-fiya, psikholo-giya - Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogy. Psychology. Philosophy, 2019, no. 4 (16), pp. 40-44. (In Russian).

8. Edwards L., RobertsR. High Note 5. London, Pearson PLC Publ., 2020, 189 p.

9. Uitmor J. Kouching vysokoy effektivnosti. Novyy stil' menedzhmenta, Razvitiye lyudey, Vysokaya effektiv-nost' - Coaching for Performance GROWing People, Performance and Purpose. Moscow, International Academy of Corporate Management and Business Publ., 2005, 168 p. (In Russian).

10. Barber D., Foord D. From English Teacher to Learner Coach. London, The Round Publ., 2014, 209 p.

11. Gallway T.W. The Inner Game of Tennis: The Classic Guide to the Mental Side of Peak Performance. London, Pan Macmillan Publ., 2014, 170 p.

12. Brolpito A. Tsifrovyye navyki i kompetentsiya, tsifrovoye i onlayn-obucheniye [Digital Skills and Competence, Digital and Online Learning]. Turin, European Training Foundation Publ., 2019, 84 p. (In Russian).

13. Betham E. An Introduction to Coaching for Language Learning. North Charleston, 2018, 205 p.

14. Eremina N.V., Kabanova O.V., Terekhova G.V. Opyt lingvokommunikativnoy podgotovki studentov neya-zykovykh spetsial'nostey [Non linguistic specialties students linguistic and communicative training experience]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of the Orenburg State University, 2015, no. 2, pp. 47-53. (In Russian).

Информация об авторе

Ильина Ольга Карловна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка № 3, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, ORCID: 0000-0003-2372-2068, 01-1 -Sh@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.03.2022 Одобрена после рецензирования 16.06.2022 Принята к публикации 09.09.2022

Information about the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Olga K. Ilina, Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of English Language Department no. 3, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, ORCID: 0000-0003-2372-2068, Ol-1-Sh@yandex.ru

The article was submitted 24.03.2022 Approved after reviewing 16.06.2022 Accepted for publication 09.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.