Научная статья на тему 'Активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности магистрантов неязыкового вуза при обучении иностранному языку'

Активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности магистрантов неязыкового вуза при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОУЧИНГ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МАГИСТРАНТ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Л.П.

В данной статье рассматриваются вопросы активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза. Автором уточнены содержание понятий активизации, самостоятельности, учебно-познавательной деятельности. Автором обосновывается идея о том, что основными условиями активизации учебно-познавательной деятельности являются индивидуальный подход, увеличение объема самостоятельной работы. Выделяются и описываются характерные особенности процесса обучения иностранному языку в магистратуре неязыковой направленности. В статье раскрываются вопросы технологии коучинга в условиях обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов. Особое внимание уделено рассмотрению этапов коучинга применительно к обучению иностранного языка. Последовательное прохождение этапов коучинга позволяет студентам не только достичь своих учебных целей, но и способствует развитию познавательных способностей и самообразовательной компетенции. С помощью технологии коучинга преподаватель помогает студентам конкретизировать предмет обучения, определить свои ресурсы, разработать план действий и в конце оценить свои результаты обучения. Использование такой современной образовательной технологии как коучинг способствует развитию коммуникативной компетенции и повышению качества успеваемости, развитию активной учебной мотивации, самостоятельности и самоконтроля, позиции успешного студента, повышению уровня комфортности, активности и инициативности в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулина Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности магистрантов неязыкового вуза при обучении иностранному языку»

Активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности магистрантов неязыкового вуза при обучении иностранному языку

Никулина Лариса Павловна

к.п.н., доцент, кафедра иностранных языков по гуманитарным специальностям, Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова, drusch@mail.ru

В данной статье рассматриваются вопросы активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза. Автором уточнены содержание понятий активизации, самостоятельности, учебно-познавательной деятельности. Автором обосновывается идея о том, что основными условиями активизации учебно-познавательной деятельности являются индивидуальный подход, увеличение объема самостоятельной работы. Выделяются и описываются характерные особенности процесса обучения иностранному языку в магистратуре неязыковой направленности. В статье раскрываются вопросы технологии коучинга в условиях обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов. Особое внимание уделено рассмотрению этапов коучинга применительно к обучению иностранного языка. Последовательное прохождение этапов коучинга позволяет студентам не только достичь своих учебных целей, но и способствует развитию познавательных способностей и самообразовательной компетенции. С помощью технологии коучинга преподаватель помогает студентам конкретизировать предмет обучения, определить свои ресурсы, разработать план действий и в конце оценить свои результаты обучения. Использование такой современной образовательной технологии как коучинг способствует развитию коммуникативной компетенции и повышению качества успеваемости, развитию активной учебной мотивации, самостоятельности и самоконтроля, позиции успешного студента, повышению уровня комфортности, активности и инициативности в обучении.

Ключевые слова: активизация учебно-познавательной деятельности, коучинг, иностранный язык, магистрант, неязыковой вуз.

о

Е

£

в) ^

0

N

01 г

Так называемые тренды настоящего времени, такие как глобализация, усиливающиеся интеграционные процессы, рост конкуренции в экономике, рост клиентоориентированности, переход к работе в проектах, автоматизация, интенсивное использование программируемых устройств, рост сложности систем управления, способствуют развитию новых требований к специалистам самых разных отраслей. Исследователями определены основные надпрофессиональные навыки, которыми должен обладать работник для эффективной профессиональной деятельности, а также для возможности сохранять свою востребованность. Одним из таких навыков является мультиязычность и мультикультурность [1]. Владение иностранными языками, английским языком и вторым иностранным языком, дает значительный потенциал в саморазвитии и самообразовании обучающегося на протяжении всей его жизни.

В настоящее время одним из основных направлений лингводидактики и методики преподавания иностранного языка в высшей школы является активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Исследования в этой области указывают на необходимость концентрации всего процесса обучения на личности студента в соответствии с ее потребностями, мотивами и способностями.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность определяется исследователями как «самостоятельное и осознанное планирование, организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, а также ее дальнейшая саморефлексия и самокоррекция» [2, 11].

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов неязыкового вуза предполагает такую организацию учебного процесса, которая направлена на повышение мотивации, активности и творчества, самостоятельности и эффективности в обучении иностранному языку. Исследователями выявлены различные средства, методы, технологии и организационные формы активизации учебно-познавательной деятельности. Их выбор зависит от уровня владения языком, индивидуально-психологических особенностей студентов, целей обучения, характера учебного материала [3; 4; 5].

Обучение иностранному языку в высшей школе имеет свою специфику. Это динамичный процесс, который всегда контекстуально и ситуативно обусловлен. Учебный процесс в высшей школе характеризуются взаимовлияющими субъективными (особенности обучаемого, его возможности) и объективными факторами (специфические цели и условия обучения).

Это, например, такие факторы как:

- возраст и академический контекст;

Студенты уровня магистратуры относятся к

процессу обучения более осознано, стремятся практически применить полученные знания, умения и навыки. Наличие у магистрантов предыдущего жизненного опыта, в том числе и по изучению иностранных языков, а также наличие различных профессиональных, социальных, бытовых факторов и дефицит личного времени необходимо учитывать при организации обучения.

- у студентов в вузе очень различная мотивация изучения иностранного языка;

Магистранты изучают иностранный язык после длительного перерыва, что может вызывать боязнь неуспеха в обучении и являться фактором снижения мотивации. Создание атмосферы поддержки, взаимопомощи и партнерства, создание ситуаций успеха и ориентация на достижения обеспечит повышение мотивации и активизацию учебно-познавательной деятельности.

Внутри одной учебной группы могут быть студенты с разным уровнем владения иностранным языком и разными целями обучения. Преподавателю необходимо подбирать стили преподавания с учетом личностных особенностей и мотивов студентов.

- контекст высшей школы предполагает ряд учебных ситуаций, которые требуют высокой степени самоуправления и самоорганизации;

Обучение иностранному языку в магистратуре СВФУ им. М.К. Аммосова по направлениям 45.04.01 Филология, 44.04.01 Педагогическое образование, 43.04.02 Туризм, 51.04.01 Культурология проводится в рамках дисциплины «Иностранный язык в научной сфере» и включает в себя практические занятия в объеме 72 часов, самостоятельную работу студентов - 99 часов и контроль самостоятельной работы - 9 часов. Основной целью освоения программы дисциплины является «совершенствование уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем владения иностранным языком для активного применения в сфере научной коммуникации» (Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык в научной сфере»). Так как сфера научной коммуникации требует высокого уровня владения иностранным языком, то это вызывает определенные трудности и требует большой самостоятельной индивидуальной работы магистрантов. У студентов должна быть возможность выбирать из широкого спектра учебного материала, программных ресурсов, осуществлять самостоятельный информаци-

онный поиск с использованием современных баз данных.

- изучение иностранных языков в магистратуре отвечает требованиям основного направления обучения, что ограничивает обучение во времени и зависит от основного направления обучения.

Как индивидуальные, так и внешние факторы тесно переплетаются и определяют основные цели и задачи обучения, решение которых требует индивидуального подхода, который может обеспечить коучинг.

Коучинг, изначально являясь технологией используемой в сфере спорта, бизнеса, управления персоналом, психологии постепенно переходит в область образования. Применительно к сфере образования коучинг рассматривается как инновационная технология, нацеленная на развитие учебно-познавательной активности, самостоятельности, автономии, универсальных учебных действий, коммуникативной компетенции.

«Коучинг направлен на достижение результата, успеха, цели, причем акцент делается на осуществлении действий и поддержание изменений во времени; часто используется для улучшения навыков, необходимых для успешной деятельности в конкретной области» [6, 28].

Раскрывая возможности обучающихся, их активность и сознательное отношение к учебной деятельности Н.М. Зырянова рассматривает данное понятие как одну из форм консультативной поддержки, которую человек использует для того, чтобы достичь своих целей в оптимальное время. При этом он мобилизует свой внутренний потенциал, развивая свои способности и формируя необходимые навыки. Автор отмечает, что в ходе коучинга человек выявляет свои цели и вырабатывает оптимальные пути их достижения [7].

В «Новом словаре методических терминов и понятий» коучинг определяется как «процесс консультирования учащихся, направленный на достижение целей в различных областях жизни, в том числе и в процессе овладения иностранным языком» [8, 115]

Коучинг в условиях высшего профессионального образования рассматривается исследователями как одна из стратегий педагогического сопровождения коммуникативного развития студентов. Данная стратегия представляет собой высшую, интегрированную форму педагогического сопровождения [9].

Коучинг в иноязычном образовании это сопровождение в обучении, которое предполагает ориентирование обучаемых в целях и ресурсах. Ко-учинг предлагает структурированную помощь при обдумывании учебной темы. Коуч помогает улучшить восприятие определенной темы обучения, содействует способности студента принимать решения, разрабатывать альтернативные варианты работы и обеспечивает устойчивость приобретенного опыта.

Коучинг в обучении иностранным языкам направлен, прежде всего, на расстановку приоритетов в обучении и желаниях обучающегося, плани-

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

N

01

Z

рование учебного процесса, распознавание и преодоление трудностей в обучении (например, языковой барьер, страх неудачи), конфликтные вопросы. Коучинг помогает обучающимся развивать свою осознанность по отношению к своему обучению, готовность взять на себя ответственность за обучение, тем самым контролировать сам процесс обучения, развивая автономность обучающегося.

Что не является коучингом:

- консультация эксперта, во время которой даются готовые решения;

- индивидуальное занятие/тренинг, в ходе которого развиваются определенные компетенции;

- стратегии обучения, например, обучение стратегиям аудирования или чтения;

- репетиторство, при котором, внимание сосредоточено на конкретных проблемах в изучении иностранного языка;

- наставничество, которое предполагает обучение под руководством в ходе обмена жизненным опытом.

Модель процесса коучинга представляет собой последовательность нескольких этапов[10]:

1. Установление контакта

Студенту предлагается ответить на такие вопросы как: Was bringt mir ein Coaching? Wer übernimmt Verantwortung wofür?

2. Уточнение темы и формулировка цели

Студент получает поддержку при осознании

своего состояния. В этой фазе он письменно фиксирует значимые для него явления, например, с помощью модерационных карточек. С помощью такой визуализации своих вопросов, студент понимает взаимосвязь между возникшими вопросами и может конкретизировать и уточнить тему. Ко-уч помогает подходящими вопросами. Например: Worum geht es? Was will ich am Ende meines Lernprojektes erreicht haben? Woran erkenne ich, dass ich mein Ziel erreicht habe?

Исследователями отмечается, что центральным в этой фазе является осознание темы и отказ от одномерной логики: «если - тогда». Например: Если я делаю ошибки, значит я не сдам экзамен. Часто обучаемые называют при формулировании их цели только запросы или желания, которые отражают субъективные теории об обучении, например: «Я хотел бы много говорить, так как только так можно выучить иностранный язык», или убеждения, например: «Я совершенно не способен выучить иностранный язык».

Таким образом, на этом этапе конкретизируется, записывается и визуализируется тема, формулируется и записывается цель, определяются признаки достижения этой цели. При определении цели коуч может использовать методики SMART и «Рамка результата».

3. Идентификация ресурсов

Когда цель определена, коуч помогает обнаружить все личные, временные, социальные, материальные ресурсы студента. Часто те или иные возможности и ресурсы остаются незамеченными для обучаемого, либо их не рассматривают в качестве таковых. Под личными ресурсами понима-

ется личный опыт обучения студента, предыдущие подходы в обучении иностранного языка. В качестве социальных ресурсов могут быть рассмотрены учитель, репетитор, коуч и другие люди, которые могут помочь студенту в достижении его цели. Материальные ресурсы - это учебные материалы, средства массовой информации и др. Основной вопрос этого этапа: Wer oder was steht mir zur Zielerreichung zur Verfügung? Коуч поддерживает в этой фазе обучаемого прежде всего в том, чтобы он не один размышлял о наличии тех или иных ресурсов, а также предметно рассматривал их значение относительно цели.

4. Планирование

В этой фазе коучинга выбираются пути и конкретные действия для достижения цели, обдумы-вается, как выделенные ресурсы могут быть объединены друг с другом, чтобы цель изучения иностранного языка была достигнута оптимальным способом.

Студент с помощью коуча составляет план действий и устанавливает сроки для каждого шага, который кажется «привлекательным» и реалистичным. Также анализируются потенциальные проблемы и обговариваются стратегии их решения. Поскольку не все обучаемые привыкли составлять планы, полезно предоставить простую визуальную поддержку в виде схемы работы.

5. Апробация/реализация плана

На этапе реализации плана действий студент сам решает будет ли он использовать и в какой мере ресурс - «коуч». Контроль над тем, будут ли действия проходить, как запланировано и будет ли иметь это действие ожидаемый эффект, находится под ответственностью студента. Это значит, он должен сам контролировать свое продвижение по отношению к своей цели, определять, какие ресурсы работают и необходимо ли привлечение других.

В ходе этой фазы могут быть изменены отдельные элементы, может быть изменена даже цель. В этом случае должны быть актуализированы ресурсы и согласован план действий.

6. Оценка успешности результатов

Студент на этот момент осуществил свой план действий и с помощью коуча оценивает достигнутое и пути достижения. Коуч помогает оценить приобретенные знания и навыки с одной стороны по отношению к поставленной цели, а с другой стороны к изучению иностранного языка в целом. Основные вопросы этого этапа: Habe ich mein Ziel erreicht? Wie profitiere ich aus dem Coaching für mein weiteres Lernen? Размышление над этими вопросами позволяет повысить самообразовательную компетенцию и представляет реальный потенциал этого этапа.

Успешное исполнение плана действий означает, что обучаемый освоил коучинг, а коуч действовал профессионально.

Использование различных техник и приемов коучинга возможно на протяжении всего процесса обучения иностранному языку. Это способствует созданию атмосферы успеха, что является боль-

шим стимулом для формирования и развития мотивации студентов, познавательной активности и стремления к поставленным целям.

В системе современного высшего образования преподаватель должен не только инструктировать обучаемых, организовывать занятие, управлять им, а все больше ориентироваться на обучаемого, выступать как посредник, консультант и облегчать учебный процесс. Такие изменения роли преподавателя являются результатом методического развития, а также связаны с развитием понятия коммуникативной компетенции. Идея о том, что преподаватель должен быть больше советчиков, чем преподавателем в традиционном понимании, обсуждается в научных дискуссиях связанных с понятием учебной автономии. В этой парадигме преподаватель должен быть в меньшей степени преподавателем, который анализирует, диагностирует, контролирует, и в большей степени должен указывать на рефлексию и самоанализ, чтобы студенты могли исполнять контроль над своей работой, влиять на когнитивные процессы и содержание своего обучения.

Литература

1. Атлас новых профессий. Агентство стратегических инициатив. М. - 2015 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://unecon.ru/sites/default/files/atlas_novyh_profess iy.pdf

2. Сыса Е.А. Обучение иноязычному чтению с использованием стратегий на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности (технический вуз, немецкий язык): дис.... канд. пед. наук: 13.00.02. — Томск, 2018.

3. Данилова, Е. В. Формирование позитивного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности: дис..канд. психол. наук: 19.00.07.

— Ставрополь, 2007.

4. Хамидулина, Ю. Т. Развитие умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в информационной интерактивной среде: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. — Санкт-Петербург, 2005.

5. Шаповал, А. И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов на основе группового взаимодействия: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. — Магнитогорск, 2005.

6. Э. Парслоу, М. Рэй. Коучинг в обучении: практические методы и техники — СПб.: Питер, 2003. — 204 с: ил.

7. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подрост-ков//Вестник практической психологии образования. - 2004. - №1. - С. 46-49.

8. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009.

- 448 с.

9. Цыбина, Е. А. Коучинг в обучении студентов старших курсов английскому языку: учебное пособие / Е. А. Цыбина. - Ульяновск : УлГТУ, 2007. - 75 с.

10. K. Kleppin, E. Spankuch Fremdsprachenlernerberaten/coachen-Was hat das mit Lehren zu tun? Ein Reflexionsangebot//Fremdsprachen Lehren und Lernen, - 2014. [электронный ресур] Режим доступа: http://periodicals.narr.de/index.php/flul/article/viewFile/21 71/2072

Activation of independent educational and cognitive activity of undergraduates of a non-linguistic university in teaching a foreign language Nikulina L.P.

North-Eastern Federal University

This article discusses the issues of enhancing independent learning

and cognitive activity in teaching foreign language to students

of a non-linguistic university. The author clarified the content of the concepts of activization, independence, educational and cognitive activity. The author substantiates the idea that the main conditions for enhancing learning and cognitive activity are an individual approach, an increase in the volume of independent work. The characteristic features of the process of learning a foreign language in a magistracy of non-language orientation are identified and described. The article reveals the issues of coaching technology in the conditions of teaching foreign language to students of non-language faculties. Particular attention is paid to the consideration of the stages of coaching in relation to learning a foreign language. Sequential completion of coaching stages allows students not only to achieve their learning goals, but also contributes to the development of cognitive abilities and self-educational competence. Using coaching technology, the teacher helps students specify the subject of study, identify their resources, develop an action plan, and finally assess their learning outcomes. The use of such modern educational technology as coaching contributes to the development of communicative competence and improving the quality of academic achievement, the development of active learning motivation, independence and self-control, the position of a successful student, and an increase in the level of comfort, activity and initiative in learning. Keywords: activation of educational and cognitive activity, coaching, foreign language, undergraduate student, non-linguistic university. References

1. Atlas of new professions. Agency of strategic initiatives. M. -

2015 [electronic resource]. Access mode: http://unecon.ru/sites/default/files/atlas_novyh_professiy.pdf

2. Sysa EA Learning foreign language reading using strategies based on independent learning and cognitive activity (technical college, German): thesis .... Cand. ped. Sciences: 13.00.02. -Tomsk, 2018.

3. Danilova, E. V. Formation of a positive attitude of students to

learning and cognitive activity: Dis .... kand. psychol. Sciences: 19.00.07. - Stavropol, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Khamidulina, Yu. T. The development of skills of independent

educational and cognitive activity of students in the information interactive environment: dis .... Cand. ped. Sciences: 13.00.01. - St. Petersburg, 2005.

5. Shapoval, A. I. Activization of the educational and cognitive activ-

ity of university students on the basis of group interaction: dis.. Cand. ped. Sciences: 13.00.08. - Magnitogorsk, 2005.

6. E. Parslow, M. Ray. Coaching in training: practical methods and

techniques - SPb .: Peter, 2003. - 204 p: ill.

7. Zyryanov N.M. Coaching in teaching adolescents // Bulletin of

practical psychology of education. - 2004. - №1. - pp. 46-49.

8. Azimov E.G., Schukin A.N. A New Dictionary of Methodological

Terms and Concepts (Theory and Practice of Teaching Languages). - M .: IKAR Publishing House, 2009. - 448 p.

9. Tsybina, E. A. Coaching in the teaching of senior English lan-

guage students: a tutorial / E. A. Tsybina. - Ulyanovsk: UlSTU, 2007. - 75 p.

10. K. Kleppin, E. Spankuch Fremdsprachenlernerberaten / coachen-Was hat das mit Lehren zu tun? Ein Reflexionsangebot // Fremdsprachen Lehren und Lernen, - 2014. [electronic resource] Access mode: http://periodicals.narr.de/index.php/flul/article/viewFile/2171/207

о о и n m

О m n m й А

X £ m О

x О m

0

01 n А ы О и А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.