Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / КЕЙС-МЕТОД / АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Скоробренко И.А.

Введение. Формирование языковой компетенции у будущих учителей иностранного языка подразумевает овладение лексической, грамматической, семантической, фонологической, орфографической и орфоэпической составляющими. Цель статьи - описание метапредметной направленности процесса преподавания иностранных языков, одним из механизмов реализации которой является кейс-метод на основе аутентичных материалов. Материалы и методы. Авторы представили возможности применения кейс-метода на основе аутентичных материалов с целью реализации метапредметной направленности для более эффективного формирования языковой компетенции будущих учителей иностранного языка, которая является неотъемлемой частью профессиональной подготовки учителя иностранного языка, что закреплено в Федеральном государственном стандарте высшего образования Российской Федерации. Результаты. Результаты опытно-экспериментальной работы и данные мониторинга трудоустройства выпускников свидетельствуют об эффективности профессиональной подготовки, о высоком уровне сформированности профессиональных компетенций, основной из которых является языковая компетенция, позволяющая готовить обучающихся к успешному межкультурному общению. Выпускники отмечают, что реализация метапредметной направленности посредством кейс-метода на основе аутентичных материалов не только формирует языковую компетенцию на более высоком уровне, но и способствует росту положительной мотивации и готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Обсуждение. Авторами представлены результаты контент-анализа работ по проблеме формирования языковой компетенции обучающихся. Важными условиями эффективного формирования языковой компетенции обучающихся являются интерактивность лингвообразования и использование педагогами современных образовательных технологий. Сделан вывод, что выдвинутые в настоящей статье предложения в основном соотносятся с точками зрения современных ученых и практиков в области педагогики высшей школы и лингводидактики. Заключение. Практическая деятельность на факультете иностранных языков подтвердила предположение о том, что организация обучения на основе метапредметной направленности с помощью кейс-метода формирует не только языковую компетентность, но и способствует росту готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Основные положения: - спроектирован процесс формирования языковой компетенции у будущих педагогов; - обоснованы преимущества метапредметной направленности для формирования языковой компетенции и универсальных учебных действий; - показана целесообразность применения кейс-метода на основе аутентичных материалов для формирования языковой компетенции и готовности к будущей профессиональной деятельности; - доказана эффективность кейс-метода как для формирования языковой компетенции, так и для дальнейшего роста мотивации к изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Скоробренко И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE CASE METHOD BASED ON AUTHENTIC MATERIALS FOR THE FORMATION OF THE LANGUAGE COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF A FOREIGN LANGUAGE

Introduction. The main problem that this article is devoted to is the formation of future foreign language teachers' language competence, which implies the mastery of lexical, grammatical, semantic, phonological, spelling and orthoepic components. The purpose of the article is to consider the efficiency of the implementation of the process of teaching foreign languages' meta-subject orientation, one of the mechanisms for the implementation of which is the case method based on authentic materials. Materials and methods. The authors presented in the article the possibilities of using the case method based on authentic materials in order to implement a meta-subject orientation for more effective formation of future foreign language teachers' language competence, which is an integral part of the professional training of a foreign language teacher, which is enshrined in the Federal State Standard of Higher Education of the Russian Federation. Results. The results of experimental work and the data of monitoring the employment of graduates indicate the efficiency of professional training, a high level of formation of professional competencies, the main of which is language competence, which allows training students for successful intercultural com-munication. Graduates note that the implementation of meta-subject orientation through a case method based on authentic materials not only forms language competence at a higher level, but also contributes to the growth of positive motivation and readiness to carry out professional activities. Discussion . The authors present the results of the content analysis of works on the problem of forming the language competence of students. Important conditions for the effective formation of the students' language competence are the interactivity of linguistic education and the use of modern educational technologies by teachers. It is concluded that the proposals put forward in this article mainly correlate with the points of view of modern scientists and practitioners in the field of pedagogics of higher education and linguodidactics. Conclusion. Practical activities at the Faculty of Foreign Languages confirmed the assumption that the organization of training based on meta-subject orientation using the case method forms not only language competence, but also contributes to the growth of students' readiness for future professional activities. Highlights: The process of forming the future teachers' language competence was designed; The advantages of the meta-subject orientation for the formation of language competence and universal learning activities are substantiated; The expediency of using the case method based on authentic materials for the formation of language competence and readiness for future professional activities is shown; The efficiency of the case method has been proven both for the formation of language competence and for the further growth of motivation to learn a foreign language.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Научная статья

УДК 378.937 ь

К

ББК 74.480.26 |

DOI 10.255887CSPU.2022.67.18.003 |

л

1 ~> ч Р

Е. А. Бароненко1, Ю. А. Райсвих2, И. А. Скоробренко3 о

1ORCID № 0000-0001-6638-6610 |

о

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка 3

|

и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный §

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. §

№ Л

E-mail: baronele@yandex.ru

2ORCID № 0000-0001-5980-5450 1

Кандидат педагогических наук,

8

Л |

£

доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, л

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

3

к

g

E-mail: tolljulia@mail.ru о

3ORCID № 0000-0001-6644-4091 Аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры

немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский

АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

3

►5 з

о

государственный гуманитарно-педагогический университет, |

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: skorobrenkoia@cspu.ru о

о о

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА ОСНОВЕ §'

а

л

л

ЯЗЫКОВОЙ компетенции будущего учителя ^

8 К

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА § ^

Аннотация | й

§ §

§ 5 8

Введение. Формирование языковой компетенции у будущих

о

учителеи иностранного языка подразумевает овладение лексической, g

^ е

© Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А., 2022

грамматической, семантической, фонологической, орфографической и орфоэпической составляющими. Цель статьи — описание метапредметной направленности процесса преподавания иностранных языков, одним из механизмов реализации которой является кейс-метод на основе аутентичных материалов.

Материалы и методы. Авторы представили возможности применения кейс-метода на основе аутентичных материалов с целью реализации метапредметной направленности для более эффективного формирования языковой компетенции будущих учителей иностранного языка, которая является неотъемлемой частью профессиональной подготовки учителя иностранного языка, что закреплено в Федеральном государственном стандарте высшего образования Российской Федерации.

Результаты. Результаты опытно-экспериментальной работы и данные мониторинга трудоустройства выпускников свидетельствуют об эффективности профессиональной подготовки, о высоком уровне сформированности профессиональных компетенций, § основной из которых является языковая компетенция, позволяющая ^ готовить обучающихся к успешному межкультурному общению.

а

¡53

К" а

50

и »а а

йн

§ а

50

а о

Выпускники отмечают, что реализация метапредметной направленности посредством кейс-метода на основе аутентичных материалов не только формирует языковую компетенцию на более высоком уровне, но и способствует росту положительной мотивации и

^ готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

о

Обсуждение. Авторами представлены результаты контент-анализа работ по проблеме формирования языковой компетенции обучающихся. Важными условиями эффективного формирования языковой компетенции обучающихся являются интерактивность

лингвообразования и использование педагогами современных образовательных технологий. Сделан вывод, что выдвинутые в р

л ж № ж s №

№ Kl о

настоящей статье предложения в основном соотносятся с точками зрения современных ученых и практиков в области педагогики высшей школы и лингводидактики.

Заключение. Практическая деятельность на факультете |

о

иностранных языков подтвердила предположение о том, что ор- да

н

а о с н о в е

ганизация обучения на основе метапредметной направленности с помощью кейс-метода формирует не только языковую компетентность, но и способствует росту готовности обучающихся к буду- ^ щей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: языковая компетенция, метапредметная направленность, кейс-метод, аутентичные материалы, универсальные учебные действия.

Основные положения:

- спроектирован процесс формирования языковой компетенции у будущих педагогов;

- обоснованы преимущества метапредметной направленности для формирования языковой компетенции и универсальных учебных действий;

- показана целесообразность применения кейс-метода на основе аутентичных материалов для формирования языковой компетенции и готовности к будущей профессиональной деятель-

ö

s

3

о

№ Ö

ж и

So

№ ж

ности; и и

ж ^ с б

- доказана эффективность кейс-метода как для формирова- | у

а -I

ния языковой компетенции, так и для дальнейшего роста мотива- н г

о

у

ции к изучению иностранного языка. ч

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Введение (Introduction)

На современном этапе развития образования в Российской Федерации востребованы конкурентоспособные учителя, которые умеют грамотно и эффективно организовать процесс обучения иностранному языку в различных образовательных организациях и структурах, органично взаимодействовать со всеми субъектами образования, владеть различными методиками преподавания иностранных языков с целью повышения эффективности осуществляемой ими профессионально-педагогической образовательной деятельности. Бесспорно, что осуществление этой деятельности не представляется возможным без сформированной на должном уровне языковой компетенции.

Понятие языковой компетенции комплексно и охватывает языковые знания, умения и навыки, которые дают возможность осуществлять иноязычную коммуникацию в различных сферах деятельности согласно языковым нормам. Языковая компетенция представляет собой парадигму следующих шести составляющих:

нко лексической, грамматической, семантической, фонологической,

ен

орфографической и орфоэпической. Овладение языковой компе-

кому принципу: знать, уметь, владеть.

На первом этапе усваиваются лексические единицы и фор-

§

^ тенциеи происходит поэтапно, подчиняясь основному методичес

к" а «о и

1 мируются знания о грамматических нормах изучаемого языка,

^ осознаются и запоминаются особенности произносительных и

2> §

| |

§

интонационных норм оформления иноязычного высказывания. На втором этапе происходит формирование языковых навыков, что подразумевает автоматизированное употребление граммати-^ ческих норм и активизацию лексического материала, включающего

в себя как общеупотребительные лексические единицы, так и фразеологизмы, пословицы, устойчивые выражения, эмоцио- п нально окрашенную лексику. На заключительном этапе обучающиеся овладевают речевыми умениями, позволяющими успешно осуществлять коммуникацию в соответствии с существующей коммуникативной задачей.

Таким образом, формирование языковой компетенции яв- а ляется многоступенчатым процессом, требующим систематической целенаправленной работы со стороны преподавателя, результатом которой является формирование языковых навыков, ^

л

которые позволяют организовать процесс иноязычного общения |

к

на более высоком уровне. g

2 Материалы и методы (Materials and methods) |

s

Основная задача при подготовке будущего учителя ино- U

странного языка заключается в такой организации процесса обу- §

d

чения, которая соответствовала бы требованиям Федерального

§

государственного образовательного стандарта высшего образова- ^

о

§

а

ж и

So

ния и которая отвечала бы потребностям всех участников образовательного процесса. Современная образовательная парадигма предполагает нестандартные подходы для реализации образовательных стандартов. Одним из нестандартных подходов профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе стало внедрение метапредметного подхода, который в современной лингводидактике нередко приобретает более четкие очертания,

§ §

0 Й

1

ж

s

№ н

ж ии

о б

что выражается, например, в метапредметно-векторном харак- ст уд

р 1

тере обучения. Вслед за Е. И. Лаптевой и Е. Б. Быстрай мы пола- н г

го о

гаем, что для метапредметно-векторного характера обучения ти- о уч пичными являются такие особенности, как «флексибельность а

использования приобретенных знаний; стимулирование мотивации к реализации межкультурного диалога» [1, 150]. В соответствии с этим мы постарались придать процессу преподавания иностранных языков метапредметную направленность. В качестве механизма реализации метапредметной направленности выступил кейс-метод, который, как мы уже отмечали ранее, «позволяет обучающимся проявить самостоятельность в решении коммуникативных задач делового общения в выборе стратегии делового общения, приёмов и технологий» [2, 36].

Иностранному языку как учебному предмету присущ инте-гративный характер, а именно: сочетание языкового образования с гуманитарным, естественно-научным и техническим в контексте педагогической деятельности. Следует подчеркнуть специфичность иностранного языка, который может выступать как цель и как средство обучения с обозначенными выше предметными областями. Процесс преподавания иностранного языка основан на метапредметных связях и затрагивает такие сферы знания, как ис-| тория, литература и экономика стран изучаемого языка, цифро-^ вые технологии, культура. На занятиях обучающиеся осваивают ^ лексический материал из разных сфер жизни, изучают граммати-^ ческий строй иностранного языка, опираясь на категориальный ^ аппарат родного языка, знакомятся со страноведческими реали-

50

0

1 ями и с особенностями межкультурной коммуникации. ^ Опора на метапредметные связи в процессе подготовки бу-

0- дущих учителей иностранного языка способствует не только фор-

«

ж

^ мированию языковой компетенции, но и развитию универсальных ^ учебных действий у обучающихся, позволяющих обучающимся самостоятельно добывать необходимую информацию и достигать

поставленных целей. При этом формируются такие универсальные учебные действия, как личностные (подразумевают поиск ^

р

мотивации обучения и ее повышение, формирование ценностных ме

не

ориентаций и нравственно-этической позиции), регулятивные и

(будущий учитель должен обладать сформированными умениями |

с-

контроля и самоконтроля), познавательные (у будущего учителя ме должны быть сформированы умения искать и извлекать необхо- а димую информацию, анализировать и систематизировать ее, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы), коммуникативные (умение работать с различными у

а

е

субъектами образовательного процесса, а именно с обучающи- |

и

ч

мися, их родителями, коллегами, руководством, умение осу- ы ществлять межкультурную коммуникацию). Метапредметная а

те

направленность процесса обучения иностранному языку отража- ри

ал

ется в содержании обучения (учебный план включает такие дис- ов

дл

циплины, как история, правоведение, философия, культурология,

о

педагогика, психология, педагогическая конф-ликтология, педа- м

и

р о в

ан

тичных текстов различной тематики, заданий, основанных на | сравнении родного и изучаемого языка, включении в процесс изу-

о

чения иностранного языка знаний по другим дисцип-линам. §

ко

гогическая риторика и другие), а также в использовании аутен-

S

е

Реализация метапредметной направленности способствует развитию всех когнитивных и психических функций обучаю-

ж

щихся, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, и s

ж №

формирует личность будущего педагога, ценностными ориента- g д

13 i

циями которого являются: ж г

го о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- осознание важности образования и готовность к самооб- о уч разованию в течение всей профессиональной деятельности; а

61

- готовность интериоризировать общечеловеческие ценности и передавать их обучающимся;

- способность занять активную жизненную позицию;

- умение успешно организовать процесс общения с представителями разных социальных и этнических групп.

Таким образом, реализация метапредметной направленности процесса обучения иностранному языку дает возможность не только формировать у будущих учителей языковую компетенцию на более высоком уровне, но и способствует росту их готовности к профессиональной деятельности. Одним из механизмов реализации метапредметной направленности является кейс-метод на основе аутентичных материалов.

Для успешного достижения поставленных целей преподавателю необходимо разработать кейсы по разделам рабочей программы, каждый из которых содержит:

- аутентичный текст (с информацией из различных сфер знаний);

нко - реальное событие или факт социально-политической,

ен р

экономической, культурной жизни страны изучаемого языка, ко-

оро

а

^ - вариативную часть, подразумевающую различные пути

вс

§ решения поставленной задачи.

торые коррелируют с информацией, полученной из аутентичного текста;

При подготовке кейса преподавателю следует придерживаться типовой структуры и учитывать последовательность сле-

ко н

не дующих действий:

ор

^ - определение тематики кейса;

- подбор аутентичного текста;

- выбор событий или фактов из жизни стран изучаемого языка; п

ри

- прогнозирование возможных путей решения кейса; ме

не

- оформление и предъявление кейса. и

е

Опыт применения кейс-метода показал эффективность

с-

применения информационных кейсов, целью которых является ме

то

расширение знаний по какой-либо определенной теме; стратеги- да ческих кейсов, направленных на развитие аналитических умений с целью решения поставленной проблемы; тренинговых кейсов,

целью которых является повышение уровня сформированности у

а ен

лексических и грамматических навыков. |

ич

Процесс создания кейса базируется на возрастных и психо- ы

х

логических особенностях, которые следует учитывать педагогу. а

те

Следует принять во внимание тот факт, что именно кейсы на ос- ри

нове аутентичных материалов стимулируют речевое общение и ов

дл

формируют языковую компетенцию на более высоком уровне.

о

Кроме того, использование аутентичных материалов для работы м

и

р о в а н и

¡о

о в о

комп п

е

на занятиях по иностранному языку позволяет создать благоприятный психоэмоциональный фон занятия, положительную рабочую атмосферу сотрудничества, снижает напряженность в группе обучающихся, активизирует их спонтанную неподготовленную речь, позволяет достичь эмоционального резонанса на занятии, оказывает релаксационное воздействие на обучающихся и моти-

нж

вирует их к дальнейшему изучению иностранного языка как пред- и и

Ж и

мета в целом и разговорной темы, над которой проводится работа, ст уд

р У

в частности [3]. н е

нг

ог

Аутентичный материал должен соответствовать следую- о 4-4 щим критериям: а

о «

Ä О б ¡S3

s

50 SJ

»а а

йн

§

Ä 50 Ä О

tq ^

hq

- соответствие изучаемом теме;

- страноведческий критерий, который подразумевает отбор необходимой информации об истории, культуре, литературе стран изучаемого языка;

- критерий дидактической соотнесенности, то есть соответствия языковому уровню;

- критерий новизны, в соответствии с которым обучающиеся знакомятся с неизвестными им фактами языковой и страноведческой направленности.

По итогам работы с кейсом каждая группа представляет конечный продукт своей деятельности в любой интерактивной форме. Работа с кейсом способствует созданию комфортной атмосферы занятия, повышению мотивации обучающихся, а также имеет при этом обучающую функцию.

Приведем в качестве примера кейс по теме «Home-office: pro und contra», основанный на аутентичном материале. Новые условия жизни, вызванные пандемией COVID-19, обусловили актуальность данной темы, так как необходимость работы из дома была продиктована внешними условиями, однако далеко не все адаптировались к изменившимся условиям. Кейс был разработан в рамках курса «Практический курс немецкого языка» и был направлен на формирование языковой компетенции обучающихся. Решение кейса было невозможно без привлечения метапредмет-

^ ных умений: анализ и систематизация полученной информации, определение проблемы и адекватный выбор ее решения, готов-

ность к сотрудничеству и способность достигать общими усилиями поставленных целей, умение дать адекватную оценку собственным действиям и в соответствии с этим их корректировать.

Вводным этапом, предшествующим решению кейса, является актуализация знаний обучающихся, являющихся основой языковой п

и

компетенции, а именно: лексических, грамматических и фонети- |

н

е

ческих навыков. и

е

Обучающимся предъявляется для прочтения аутентичная статья по теме «Home-office», после прочтения которой они зна- 1 комятся с активным вокабуляром, а также заполняют синоними- да ческие ряды, дают дефиниции новым понятиям, встреченным в тексте, подбирают антонимы, а также заполняют пропуски в предложениях из текста и составляют свои примеры. После актуализа- ^

ен

ции лексических навыков обучающиеся получают карточки, содер- |

ич

жащие задания на трансформацию конкретных грамматических g

х

конструкций. После работы с текстом обучающимся предлагается а

s

интервью по данной теме с комплексом вопросов. Задачей обуча- U

ющихся является запись точного ответа с соблюдением лексиче- о§

d

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ских и грамматических норм.

о

После актуализации фонетических, грамматических и лек- ^

и

о §

ан

предлагается ключевое задание, в основе которого лежит аутен- |

сических навыков обучающиеся переходят к решению кейса. Им

тичное видео. На следующем этапе обучающиеся работают в группах, целью чего является поиск решения обозначенных в видео проблем. На финальном этапе работы над кейсом каждая группа должна предъявить продукт деятельности в любой интерактивной форме, например, радиопередача, круглый стол, интер-

о § о

й I

а

е

л н

ж ии

а б

активная презентация. ст уд

р У

Исходя из того, что процесс формирования языковой ком- н г

го о

петенции носит поэтапный характер на основе принципа «от про- о уч стого к сложному» и подразумевает систематическую работу, а

представляется необходимым интегрировать в процесс обучения иностранному языку кейс-метод на основе аутентичных материалов, способствующих реализации метапредметной направленности процесса обучения иностранному языку, что позволяет сформировать языковую компетенцию на более высоком уровне. 3 Результаты (Results)

Метапредметная направленность процесса обучения на факультете иностранных языков и систематическое применение кейс-метода позволяют констатировать рост уровня сформирован-ности языковой компетенции у будущих учителей иностранного языка. Это также способствует дальнейшему развитию метапред-метных умений, что обеспечивает подготовку квалифицированного бакалавра согласно социальному заказу общества. Будущие учителя, обладая сформированными на должном уровне метапред-метными умениями, способны организовать процесс обучения с учетом меняющихся социокультурных условий в разных типах образовательных структур. Сформированная языковая компетен-

ко ция позволяет будущим учителям успешно работать в своей про-

ен

фессии, реализуя образовательные цели подготовки обучающихся

а

я

и §

с

«

а

ер

ко

н е н о

кр

а

tq ^

hq

к межкультурному общению.

Согласно отзывам работодателей выпускники факультета иностранных языков владеют всем спектром профессиональных компетенций: универсальными компетенциями, общепрофессио-

^ нальными компетенциями и профессиональными компетенциями. ^ В рейтинге сформированности самую высокую оценку получили среди универсальных компетенций способность воспринимать и анализировать новую информацию, а также готовность и способность к дальнейшему обучению. Среди общепрофессиональных

компетенций на первом месте по уровню сформированности стоит осведомленность в смежных областях полученной специальности. п Что касается профессиональных компетенций, то был отмечен более высокий уровень практических знаний и умений. 4 Обсуждение (Discussion)

Контент-анализ работ по проблеме формирования языковой компетенции обучающихся показал, что данной тематике в а современной педагогической науке и практике посвящено достаточно большое количество научных работ, эта проблема активно обсуждается в педагогическом сообществе, которым предприни- ^ маются попытки поиска наиболее эффективных путей, средств и методов наиболее эффективного формирования языковой компетенции у обучающихся. С точки зрения Д. М. Зенковой, освоение иностранного языка не может быть эффективным без наполнения и насыщенности личностным смыслом, предполагающим освоение, понимание, принятие иной социокультуры и, как следствие, приобщение к ней, а потому обучающемуся должна быть ясна и понятна цель овладения иностранным языком, преимущества и перспективы его дальнейшего использования. Все упомянутое выше является звеньями одной цепи — сформированной у обучающегося на достаточно высоком уровне языковой компетенции [4]. Развитие этих идей мы наблюдаем в работах М. А. Елинсон, О. С. Исхаковой, У. С. Шаммасовой и В. А. Шариповой, которые ^

ж -к

справедливо отмечают, что личностно ориентированная направ- ? g

о ^

ленность и открытость образовательного процесса, где языковая § У

» ^

личность является его центральным ядром, будут способствовать ж О

г у

формированию языковой компетенции будущих выпускников [5]. ^

«

»

1?

?

о

№ »

ж ?

Sa

Согласно утверждению Н. В. Буренковой, И. Е. Крамаре-вой, Н. Ю. Моспановой, языковая подготовка студентов в вузе предполагает формирование у обучающихся умений рефлексировать собственное речевое поведение в целом и профессионально-педагогическое речевое поведение — в частности, а также формирование способности и готовности студентов формировать опыт педагогического коммуникативно-речевого поведения [6]. Разделяя позицию авторов, смеем предположить, что в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе студент должен овладеть комплексом необходимых знаний, умений и навыков, которые позволят ему успешно выстраивать коммуникативные стратегии взаимодействия с различными субъектами образования на основе имеющегося коммуникативно-речевого опыта и его всесторонней рефлексии.

По мнению Е. В. Муссауи-Ульянищевой и Л. В. Ульянище-вой, для оптимизации процесса формирования языковой компетенции у обучающихся и его более эффективного протекания пре-нко подавателям следует отдавать предпочтение творческим

н

е р

б о

оро

а

к" и

50

с

1 статируется высокий мотивационный потенциал проблемных ^ заданий, которые имеют связь с будущей профессиональной дея-

§

§

н

упражнениям и проблемным заданиям. Авторы делают особый акцент на необходимость систематичного, а не эпизодичного использования проблемных заданий в рамках всего процесса профессиональной подготовки студентов в вузе. Авторами также кон-

тельностью студентов и являются гарантом формирования поло-

не жительной установки на учебную и будущую профессиональную

ор

деятельность у обучающихся [7]. ^ Считаем целесообразным обратиться также к точке зрения

М. В. Назаровой и А. А. Валеева, которые отмечают, что на современном этапе развития образования неотъемлемым атрибутом в п

ж

преподавании иностранного языка становится использование ин- |

ж

терактивных технологий и методов обучения, использование ко- ?

|

торых в работе с изучающими иностранный язык позволяет существенно модифицировать как собственно образовательный 1 процесс, так и характер приобретения знаний обучающимися а юного возраста [8].

Вслед за Р. А. Данилиным мы полагаем, что одним из

наиболее эффективных методов организации работы обучающихся У

ж

в процессе их языковой подготовки является кейс-метод, который, |

ж

по мнению автора, обладает высоким лингводидактическим потен- ®

х

циалом, способствует реализации на практике технологии обуче- |

овладения студентами иностранным языком [9].

Таким образом, предложения по формированию у обучающихся языковой компетенции с использованием в учебном про-

коррелируются с педагогическими позициями современных ученых и практиков в области педагогики высшей школы и языкового образования, где особый акцент делается на интерактивности

языку, которые позволяют внести элемент новизны в образова-

ния в сотрудничестве, позволяет реализовывать модель смешан- Ж

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

ного обучения, а также становится крайне актуальным ввиду перераспределения объемов аудиторной нагрузки в сторону ее со-

о

кращения при одновременном повышении требований к уровню ^

о № а ж

¡0

§

цессе кейс-метода, выдвинутые нами в настоящей статье, в целом §

§

а

|

| ж

ж ? ж ж

2 ^

обучения иностранному языку и использовании современных об- | д

аз ^

разовательных технологий и методов обучения иностранному Ж

а -Н ж|

ж &

о о

с\> у о

тельный процесс и достичь дидактического резонанса. а

5 Заключение (Conclusion)

Опыт осуществления образовательной деятельности в рамках реализации метапредметной направленности посредством кейс-методов дает возможность не только сформировать языковую компетенцию у обучающихся на более высоком уровне, но и способствует развитию метапредметных умений, необходимых для успешного вхождения в профессиональную деятельность. Работа с кейсами на основе аутентичных материалов положительно стимулирует мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка и готовит бакалавров к будущей профессиональной деятельности. Многолетний опыт работы подтверждает эффективность предлагаемых путей решения подготовки будущих учителей.

Библиографический список

1. Лаптева Е. И., Быстрай Е. Б. Метапредметно-векторный характер формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 7. С. 142-160. о 2. Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А. Педагогический

^ инструментарий формирования культуры делового общения будущих переводчиков // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педа-

§

О гогического университета. 2022. № 1 (167). С. 32-48. .. 3. Быстрай Е. Б., Белова Л. А., Слабышева А. В., Штыкова Т. В. Фор-

g мирование интереса к изучению иностранных языков в процессе использова-

50

| ния аутентичных аудиоматериалов // Перспективы науки и образования. 2020.

^ № 1 (43). С. 242-257.

4. Зенкова Д. М. Языковая подготовка бакалавров педагогического об-

§ разования в условиях современного вуза // Перспективы науки. 2021. № 9

| (144). С. 127-130.

^ 5. Роль языкового образования в социальной среде / М. А. Елинсон [и

^ др.] // Вестник Башкирского университета. 2021. Т. 26, № 4. С. 1197-1201.

hq

i—1 о'

a —

о'

6. Моспанова Н. Ю., Буренкова Н. В., Крамарева И. Е. Языковое образование как основа развития коммуникативной компетенции будущих педагогов // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 5 (45). С. 266-273.

7. Муссауи-Ульянищева Е. В., Ульянищева Л. В. Использование проблемного обучения при формировании языковой компетенции в процессе изучения английского языка // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 6. С. 21-28. £

8. Назарова М. В., Валеев А. А. Обучение студентов иностранному е

языку посредством использования интерактивных технологий // Казанский а

л

педагогический журнал. 2017. № 4 (123). С. 70-76. m

e

9. Данилин Р. А. Этапы обучения иноязычному межкультурному об- о

d

щению студентов на основе кейс-метода // Вестник Тамбовского универси- a

e

тета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26, № 193. С. 47-57. d

0 а

Ye. A. Baronenko1, Yu. A. Reiswich2, I. A. Skorobrenko3 £

1ORCID No. 0000-0001-6638-6610 §

1

Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, g

Associate Professor at the Department of German §

Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: baronele@yandex.ru

R>

Г

r №

r r

2ORCID No. 0000-0001-5980-5450 Candidate of Pedagogic Sciences, n

a

Associate Professor at the Department of German t,

Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state ^

a

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. S

3 a

E-mail: tolljulia@mail.ru a 3

r °

3ORCID No. 0000-0001-6644-4091 o m

a 1X3

Postgraduate of the Department of Pedagogics and Psychology, I ^ 33

o a

Lecturer at the Department of German Language and German Language i 3

Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, ^

a ro

Chelyabinsk, Russia. c| U

E-mail: skorobrenkoia@cspu.ru 3

APPLICATION OF THE CASE METHOD BASED ON AUTHENTIC MATERIALS

FOR THE FORMATION OF THE LANGUAGE COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF A FOREIGN LANGUAGE

Abstract

Introduction. The main problem that this article is devoted to is the formation of future foreign language teachers' language competence, which implies the mastery of lexical, grammatical, semantic, phonological, spelling and orthoepic components. The purpose of the article is to consider the efficiency of the implementation of the process of teaching foreign languages' meta-subject orientation, one of the mechanisms for the implementation of which is the case method based on authentic materials.

Materials and methods. The authors presented in the article the possibilities of using the case method based on authentic materials in order to implement a meta-subject orientation for more effective formation of future foreign language teachers'

Ü

s

-O

o o

$3 language competence, which is an integral part of the profes-

sional training of a foreign language teacher, which is enshrined in the Federal State Standard of Higher Education of the Russian Federation.

Results. The results of experimental work and the data of monitoring the employment of graduates indicate the efficiency § of professional training, a high level of formation of professional competencies, the main of which is language competence, which allows training students for successful intercultural com-

munication. Graduates note that the implementation of meta-subject orientation through a case method based on authentic materials not only forms language competence at a higher level, but also contributes to the growth of positive motivation and 3

——1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a —

o' s

ro o a

s ro

S e

petence was designed;

readiness to carry out professional activities.

Discussion. The authors present the results of the content analysis of works on the problem of forming the language competence of students. Important conditions for the effective formation of the students' language competence are the interactivity

d

of linguistic education and the use of modern educational tech- a

e

nologies by teachers. It is concluded that the proposals put for- ro

s

ward in this article mainly correlate with the points of view of §

e

modern scientists and practitioners in the field of pedagogics of §

higher education and linguodidactics. S

a

Conclusion. Practical activities at the Faculty of Foreign —

a'

Languages confirmed the assumption that the organization of o training based on meta-subject orientation using the case method e forms not only language competence, but also contributes to the growth of students' readiness for future professional activities.

Keywords: Language competence; Meta-subject orientation; Case method; Authentic materials; Universal learning ac-

o s

ro e

H

as

tivities.

ea o (Jq

Highlights: ^

ro °

The process of forming the future teachers' language com- ro 3

ro e

^ e

o s

3 o —e

The advantages of the meta-subject orientation for the c| ^^

a e

formation of language competence and universal learning activ- § ^

§ a

ities are substantiated; q e

The expediency of using the case method based on authentic materials for the formation of language competence and readiness for future professional activities is shown;

The efficiency of the case method has been proven both for the formation of language competence and for the further growth of motivation to learn a foreign language.

References

1. Lapteva E.I. & Bystraj E.B. (2019), Metapredmetno-vektornyj harakter formirovaniya kommunikativno-kompensatornoj kompetencii obuchayushchihsya osnovnoj shkoly [Meta-subject-vector character of formation of communicative-compensator competence of students of basic school], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-peda-gogicheskogo universiteta, 7, 142-160. (In Russian).

2. Baronenko E.A., Rajsvih Yu.A. & Skorobrenko I.A. (2022), Ped-agogicheskij instrumentarij formirovaniya kul'tury delovogo obshcheniya budushchih perevodchikov [Pedagogical tools for the forming of future interpreters' business communication culture], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 1 (167), 32-48. (In Russian).

| 3. Bystraj E.B., Belova L.A., Slabysheva A.V. & Shtykova T.V.

-Q O

(2020), Formirovanie interesa k izucheniyu inostrannyh yazykov v processe j| ispol'zovaniya autentichnyh audiomaterialov [Forming interest in the study ^ of foreign languages in the process of using authentic audio materials], Perspektivy nauki i obrazovaniya, 1 (43), 242-257. (In Russian).

4. Zenkova D.M. (2021), Yazykovaya podgotovka bakalavrov peda; agogicheskogo obrazovaniya v usloviyah sovremennogo vuza [Language training of bachelors of pedagogical education in conditions of a modern university], Perspektivy nauki, 9 (144), 127-130. (In Russian). § 5. Elinson M.A., Sharipova V.A., Iskhakova O.S. & Shammasova

U.S. (2021), Rol'yazykovogo obrazovaniya v social'noj srede [The role of language education in social sphere], Vestnik Bashkirskogo universiteta, 26, 4, 1197-1201. (In Russian).

6. Mospanova N.Yu., Burenkova N.V. & Kramareva I.E. (2021), Yazykovoe obrazovanie kak osnova razvitiya kommunikativnoj kompetencii budushchih pedagogov [Language education as the basis for the development of the communicative competence in future teachers], Upravlenie ^

p

obrazovaniem: teoriya ipraktika, 5 (45), 266-273. (In Russian). i

a'

7. Mussaui-Ul'yanishcheva E.V. & Ul'yanishcheva L.V. (2020), o

n

Ispol'zovanie problemnogo obucheniya pri formirovanii yazykovoj kompe- °

tencii v processe izucheniya anglijskogo yazyka [The use of problem-based Í

c

learning in the formation of language competence in the process of learning S

English], Mir nauki. Pedagogika i psihologiya, 8, 6, 21 -28. (In Russian). |

h

8. Nazarova M.V. & Valeev A.A. (2017), Obuchenie studentov in- d

ostrannomu yaziku posredstvom ispol'zovaniya interaktivnyh tekhnologij a1

d

[Teaching university students a foreign language through the use of inter- o

n

active technologies], Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, 4 (123), 70-76. u (In Russian). n

9. Danilin R.A. (2021), Etapy obucheniya inoyazychnomu c

mezhkul'turnomu obshcheniyu studentov na osnove kejs-metoda [Stages of a

r

teaching foreign language intercultural communication of students based a

on the case method], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumani- o

r

tarnye nauki, 26, 193, 47-57. (In Russian). í

r

Статья поступила в редакцию 01.06.2022; одобрена после ре- -цензирования 14.06.2022; принята к публикации 19.06.2022.

n

iff

The article was submitted 01.06.2022; approved after reviewing ^

h

14.06.2022; accepted for publication 19.06.2022. ^

a

n

Tu

e a e

f m

a p e

^ e

0 n r c

1 e ae

g g I Í

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.