Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Натарова Д. В.

Введение. В статье исследуется проблема формирования коммуникативной компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный, в процессе освоения ими дисциплин модуля «Здоровьесберегающий» с использованием аутентичных материалов. Современная профессиональная подготовка будущих педагогов нацелена на формирование готовности к оздоровительной деятельности, что нашло отражение в «Ядре высшего педагогического образования». В этой связи актуально использование аутентичных материалов здоровьесберегающего характера. Цель статьи состоит в необходимости обосновать идею формирования коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности. Полученный опыт может быть использован будущими учителями в своей профессиональной деятельности. Материалы и методы. Основными методами проведенного исследования являлись теоретико-методологический анализ, метод диагностического анализа, включающий педагогическое наблюдение; анкетирование; устный опрос, беседу, что позволило изучить проблему формирования коммуникативной компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный. Результаты исследования. Тестирование иностранных студентов, изучающих русский язык как иностранный, позволило сделать вывод о недостаточной сформированности у них коммуникативной компетенции. В качестве одного из ресурсов достижения поставленной цели была создана специальная программа, предполагающая использование аутентичных материалов для самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин модуля «Здоровьесберегающий». Разработаны критерии и показатели эффективности формирования коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности. Выявлены тенденции позитивной динамики сформированности у обучающихся знаний о здоровье, самосохранительном поведении и коммуникативной компетенции в целом. Представлены этапы (адаптационный, интеграционный, рефлексивно-творческий) формирования коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности. Обсуждение и заключения. В ходе проведенного исследования доказана актуальность проблемы формирования коммуникативной компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный, которая определяется объективными причинами. Созданная специальная программа предполагает использование аутентичных материалов для самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин модуля «Здоровьесберегающий» и способствует повышению коммуникативной компетенции у них. Доказана эффективность средств педагогического сопровождения, использованных в процессе формирования коммуникативной компетенции у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Натарова Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE STUDENTS WITH AUTHENTIC HEALTH-SAVING MATERIALS

Introduction. The article examines the problem of the formation of communicative competence among students studying Russian as a foreign language in the process of mastering the disciplines of the module "Health Saving" using authentic materials. Modern professional training of future teachers is aimed at developing readiness for recreational activities, which is reflected in the "Core of Higher Pedagogical Education". In this regard, the use of authentic health-saving materials is relevant. The purpose of the article is to substantiate the idea of forming communicative competence among students by means of authentic health-saving materials. The experience gained can be used by future teachers in their professional activities. Materials and Methods. The main methods of the study were theoretical and methodological analysis, the method of diagnostic analysis, including pedagogical observation; questioning; oral questioning, conversation, which made it possible to study the problem of the formation of communicative competence among students studying Russian as a foreign language. Results. Testing of foreign students studying Russian as a foreign language made it possible to conclude that their communicative competence was insufficiently developed. As one of the resources for achieving the set goal, a special program was created that involves the use of authentic materials for independent work of students in the process of studying the disciplines of the Health Saving module. Criteria and indicators of the effectiveness of the formation of communicative competence among students by means of authentic health-saving materials have been developed. The tendencies of positive dynamics of formation of students' knowledge about health, self-preservation behavior and communicative competence in general are revealed. The stages (adaptive, integration, reflective and creative) of the formation of communicative competence in students by means of authentic health-saving materials are presented. Discussion and Conclusions. In the course of the study, the relevance of the problem of the formation of communicative competence among students studying Russian as a foreign language, which is determined by objective reasons has been proved. The created special program involves the use of authentic materials for independent work of students in the process of studying the disciplines of the module "Health Saving" and helps to improve their communicative competence. The effectiveness of the means of pedagogical support used in the process of formation of communicative competence among students is proved.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Статья/Аг11с1е

УДК 378 : 4(07) : 613.4

Б01: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-1

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

З. И. Тюмасева1, И. Л. Орехова1, Д. В. Натарова1

1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Челябинск, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. В статье исследуется проблема формирования коммуникативной компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный, в процессе освоения ими дисциплин модуля «Здоровьесберегающий» с использованием аутентичных материалов. Современная профессиональная подготовка будущих педагогов нацелена на формирование готовности к оздоровительной деятельности, что нашло отражение в «Ядре высшего педагогического образования». В этой связи актуально использование аутентичных материалов здоровьесберегающего характера. Цель статьи состоит в необходимости обосновать идею формирования коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности. Полученный опыт может быть использован будущими учителями в своей профессиональной деятельности. Материалы и методы. Основными методами проведенного исследования являлись теоретико-методологический анализ, метод диагностического анализа, включающий педагогическое наблюдение; анкетирование; устный опрос, беседу, что позволило изучить проблему формирования коммуникативной компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный.

Результаты исследования. Тестирование иностранных студентов, изучающих русский язык как иностранный, позволило сделать вывод о недостаточной сформированности у них коммуникативной компетенции. В качестве одного из ресурсов достижения поставленной цели была создана специальная программа, предполагающая использование аутентичных материалов для самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин модуля «Здоровьесберегающий». Разработаны критерии и показатели эффективности формирования коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности. Выявлены тенденции позитивной динамики сформированности у обучающихся знаний о здоровье, самосохранительном поведении и коммуникативной компетенции в целом. Представлены этапы (адаптационный, интеграционный, рефлексивно-творческий) формирования коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности. Обсуждение и заключения. В ходе проведенного исследования доказана актуальность проблемы формирования коммуникативной компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный, которая определяется объективными причинами. Созданная специальная программа предполагает использование аутентичных материалов для самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин модуля

«Здоровьесберегающий» и способствует повышению коммуникативной компетенции у них. Доказана эффективность средств педагогического сопровождения, использованных в процессе формирования коммуникативной компетенции у обучающихся.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция; русский язык как иностранный; специальная программа; аутентичные материалы; здоровьесбережение

Для цитирования: Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Натарова Д. В. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 1. С. 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-1.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE STUDENTS WITH AUTHENTIC HEALTH-SAVING MATERIALS

Z. I. Tyumaseva1,1. L. Orekhova1, D. V. Natarova1

1South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The article examines the problem of the formation of communicative competence among students studying Russian as a foreign language in the process of mastering the disciplines of the module "Health Saving" using authentic materials. Modern professional training of future teachers is aimed at developing readiness for recreational activities, which is reflected in the "Core of Higher Pedagogical Education". In this regard, the use of authentic health-saving materials is relevant. The purpose of the article is to substantiate the idea of forming communicative competence among students by means of authentic health-saving materials. The experience gained can be used by future teachers in their professional activities.

Materials and Methods. The main methods of the study were theoretical and methodological analysis, the method of diagnostic analysis, including pedagogical observation; questioning; oral questioning, conversation, which made it possible to study the problem of the formation of communicative competence among students studying Russian as a foreign language. Results. Testing of foreign students studying Russian as a foreign language made it possible to conclude that their communicative competence was insufficiently developed. As one of the resources for achieving the set goal, a special program was created that involves the use of authentic materials for independent work of students in the process of studying the disciplines of the Health Saving module. Criteria and indicators of the effectiveness of the formation of communicative competence among students by means of authentic health-saving materials have been developed. The tendencies of positive dynamics of formation of students' knowledge about health, self-preservation behavior and communicative competence in general are revealed. The stages (adaptive, integration, reflective and creative) of the formation of communicative competence in students by means of authentic health-saving materials are presented.

Discussion and Conclusions. In the course of the study, the relevance of the problem of the formation of communicative competence among students studying Russian as a foreign language, which is determined by objective reasons has been proved. The created special program involves

the use of authentic materials for independent work of students in the process of studying the disciplines of the module "Health Saving" and helps to improve their communicative competence. The effectiveness of the means of pedagogical support used in the process of formation of communicative competence among students is proved.

Keywords: communicative competence; communicative open environment, Russian as a foreign language; authentic materials; health saving

For citation: Tyumaseva Z. I., Orekhova I. L., Natarova D. V. Formation of communicative competence among students by means of authentic health-saving materials // Vestnik of Minin University. 2023. Vol. 11, no. 1. P. 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-1.

Введение

Одна из актуальных задач современной системы образования - не только дать знания обучающемуся, но и помочь ему адаптироваться к сложным, быстро меняющимся условиям жизни. Становится очевидной необходимость создания условий, которые в современном контексте обеспечиваются не только педагогом, но и современной методико-технической базой, способствующей специальному обучению и развитию у обучающихся навыков, которые они могут использовать в своей дальнейшей жизни [30; 31]. В этой связи востребованным становится использование аутентичных материалов, которые способствуют погружению обучающихся в естественную среду изучаемого иностранного языка [15; 35; 44].

Необходимо отметить, что аутентичные материалы здоровьесберегающей направленности могут выполнять важную роль в саморазвитии человека, развитии профессиональной и личностной его сфер.

Здоровьесбережение, как утверждают ученые (Н. П. Абаскалова [1], М. И. Андросова [2], Ю. В. Андрющенко [3], И. В. Аристова [4], Х. М. Ахмадуллина [5], М. Г. Ахметвалиева [6], И. А. Гареева [11], С. А. Глазунова [12], Э. С. Годжуров [13], С. С. Исабекова [16], Е. В. Конеева [17], О. Д. Михеева [20], Е. Н. Николаевский [21], И. Л. Орехова [30], Т. Т. Ротерс [26], З. И. Тюмасева [30] и др.), является одним из приоритетных направлений общественного и социального развития государства. Аутентичные материалы здоровьесберегающей направленности способствуют не только формированию коммуникативной компетенции, но и развивают ценностное отношение к здоровью, здоровому и безопасному образу жизни, а также являются основой для реализации целей, смыслов личного и социального благополучия [1; 2; 8; 9; 14; 29].

Проанализировав работы авторов по проблеме применения аутентичных материалов, можно сделать вывод, что такие материалы должны быть функциональными. Под функциональностью понимается ориентация аутентичных материалов на жизненное использование, на создание иллюзии приобщения к естественной языковой среде, что является главным фактором успешного формирования коммуникативной компетенции. Работа над функционально аутентичным материалом приближает обучающегося к реальным условиям употребления языка, знакомит его с разнообразными лингвистическими средствами и готовит к самостоятельному аутентичному употреблению этих средств в собственной речи. Важно отбирать такой аутентичный материал, в котором отражается действительное употребление языка в культурном аспекте [7; 10; 37].

Проведенный нами педагогический эксперимент осуществлялся в процессе изучения дисциплин, основная задача которых - формирование у будущих педагогов культуры здоровья и безопасности, готовности осуществлять здоровьесберегающую деятельность в процессе образования. Специальная программа в этой связи содержала знания из следующих образовательных областей «возрастная анатомия», «возрастная физиология», «здоровье», «здоровый образ жизни», «экология», «безопасность жизнедеятельности», «медицина». Образовательный процесс формирования коммуникативной компетенции базировался на следующих здоровьесберегающих принципах:

- принцип непрерывности - способствовал реализации преемственности между целями, содержанием, формами, методами педагогического сопровождения при изучении дисциплин модуля «Здоровьесберегающий», а также организации мероприятий воспитательно-оздоровительного характера;

- принцип природосообразности - является основой при выборе аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности и особенностей тьюторского сопровождения, так как предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, уровня владения ими русским языком как иностранным при выполнении заданий самостоятельной работы по изучаемым дисциплинам;

- принцип культуросообразности - предполагает включение специально ориентированной и организованной здоровьесберегающей деятельности в культуру человека;

- принцип самоорганизации и саморазвития - способствует накоплению обучающимися личного опыта самоконтроля и самокоррекции в процессе формирования коммуникативной компетенции, здоровьесберегающих понятий и привычек самосохраняющего поведения, выбору смысложизненных ориентаций в сфере здоровьесбережения;

- принцип воспитания у обучающихся ценностных установок на здоровье и самосохранительное поведение;

- принцип целостности развития - предполагает охват всех сфер личности человека, в которых определенные знания, умения и навыки позволяют ему осознать преимущества межнациональной коммуникации, а также здорового образа жизни [31].

Обзор литературы

Е. В. Носонович и Р. П. Мильруд считают, что предпочтительнее учить языку на аутентичных материалах, то есть материалах, взятых из оригинальных источников и не предназначенных для учебных целей. С другой стороны, они указывают, что такие материалы порой слишком сложны в языковом аспекте и не всегда отвечают конкретным задачам и условиям обучения, одновременно выделяя отдельно методические или учебно-аутентичные тексты [22]. Все же использование аутентичных материалов вызвано лингвокультурологическими причинами. В таких материалах присутствуют дополнительные сведения о стране изучаемого языка, ее традициях, обычаях, обусловленных ментальностью и поведенческими нормами коренного населения. Погружение обучающихся в языковую культуру народов на современном этапе развития общества - неотъемлемое условие межнациональной коммуникации и социальной адаптации [10; 33; 34; 39].

Возможность использовать иностранный язык намного важнее, чем просто его изучать. При этом у обучающихся необходимо сформировать коммуникативную компетенцию. В начале 70-х годов XX века Д. Хаймс ввел понятие «коммуникативная компетенция», предполагающая не просто знание языка, а владение им. Он утверждает, что человек может конструировать абсолютно правильно грамматически сформулированные предложения, при этом совершенно не подходящие для конкретной ситуации общения. Таким образом, в понятие «коммуникативная компетенция» он вкладывает не только знание отдельных лексических единиц и способность правильно формулировать предложения, но и умение использовать их для достижения определенной коммуникативной цели. Основная идея заключается в умении использовать иностранный язык адекватно ситуации общения [14; 41; 48].

Многостороннее изучение проблем коммуникации привело к созданию технологий коммуникативного обучения и воспитания. Коммуникациям отводится важная роль в формировании ценностей, личностных отношений. Конечно, на занятиях по изучению иностранного языка (в нашем случае русского) педагог создает учебные ситуации, которые помогают обучающимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности [9; 36; 38; 40; 42; 43; 45; 46; 47]. Но оптимальным вариантом овладения иностранным языком является обучение в естественной языковой среде, где реализуются принципы аутентичности. В этой связи актуальным становится использование аутентичных материалов, к которым относятся материалы, взятые из оригинальных источников, например, печатные материалы: книги, газеты, журналы, брошюры и т.д.; аудиовизуальные материалы: видеофильмы, реклама, новости, мультипликационные фильмы и прочее; визуальные материалы: фото, картины, открытки и т.д.; гипертексты, то есть совокупность документов, которые содержат текстовую, аудио- и видеоинформацию, объединенные в единый текст [18; 19; 23; 24; 25; 27; 32].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема применения аутентичных текстов в обучении изучалась на рубеже ХХ-ХХ1 веков многими методистами. В результате были определены критерии аутентичности [22]. Выделим те, которые значимы для нашего исследования:

- задания к информационным учебным материалам должны создавать условия мотивированного взаимодействия обучающихся с текстом во время самостоятельной работы по изучаемой дисциплине;

- оформление аутентичных материалов должно создавать впечатление реальности события, заинтересовывать обучающихся, что облегчает осознание коммуникативной задачи текста;

- информационный материал аутентичного характера должен вызывать у обучаемых адекватный отклик в виде эмоции, высказанной мысли, речевого действия;

- учебная ситуации, представленная в аутентичном материале, должна вызывать интерес к изучаемой теме, а ее обсуждение ведется в естественном формате;

- аутентичные материалы должны содержать значимую для обучаемых информацию, соответствовать их интересам, возможностям, особенностям;

- используемые материалы должны содержать информацию, формирующую представление об особенностях культуры народа, язык которого изучается.

Материалы и методы

Исследование, представленное в работе, осуществлялось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В нем принимали участие 22 студента, изучающих русский язык как иностранный. Фактическим материалом исследования стало обобщение опыта использования аутентичных материалов для самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин модуля «Здоровьесберегающий» («Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности»).

В процессе проведенного исследования авторами использованы следующие методы: теоретико-методологический анализ, метод диагностического анализа, включающий педагогическое наблюдение; тестирование, анкетирование; устный опрос, беседу, что позволило изучить проблему формирования коммуникативной компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный, выявить уровень ее сформированности.

Результаты исследования

На начальном этапе нашего исследования были разработаны критерии и показатели эффективности формирования коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности в процессе изучения дисциплин учебного модуля «Здоровьесберегающий»:

- личностный критерий включает следующие показатели: соотнесение социальных потребностей общества со своими потребностями; осознание потребности в овладении русским языком как иностранным; присутствие мотивированной готовности к коммуникативной деятельности и стремление принимать в ней участие; способность осознавать ценности иноязычной культуры;

- когнитивный критерий: овладение знаниями, умениями и практическими навыками, необходимыми для коммуникации; глубина и действенность знаний в области русского языка как иностранного; стремление к изучению русского языка как иностранного через здоровьесберегающие средства, методы;

- деятельностно-практический критерий: умение сотрудничать с различными социокультурными и профессиональными группами; способность нестандартно мыслить, используя критическое и стратегическое мышление; рефлексия.

Наше исследование установило, что применение аутентичных материалов в процессе обучения таких предметов, как «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности», способствует повышению эффективности учебной деятельности, усвоению материала, оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативной компетенции студентов, изучающих русский язык как иностранный. В этой связи целенаправленное обучение включает комплекс заданий с применением разнообразия аутентичных материалов, внедрение которых осуществляется как в аудиторное время обучения, так и для самостоятельной работы.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента мы внедрили критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценить уровень сформированности

коммуникативной компетенции, а также знания в области здоровья, самосохранительного поведения, здоровьесберегающей деятельности.

Нами оценивалась общая коммуникативная компетенция обучающихся, без выделения отдельных языковых аспектов и видов речевых действий, так как предложенный нами материал, при условии грамотного употребления и структурированного подхода, может быть в равной мере направлен на актуализацию различных умений и навыков во владении русским языком. Понятие «коммуникативная компетенция» отражает прежде всего умение говорящего человека выбирать различные варианты коммуникативной деятельности, обусловленные ситуативными, социальными или другими внеязыковыми факторами. Основное понятие нашего исследования «формирование коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности» понимается нами как целенаправленный процесс, обеспечивающий создание системы знаний, умений, владений у обучающихся, основанный на реализации аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности, необходимый для преодоления у них коммуникативных затруднений и понимания ценности здоровья и самосохранительного поведения. Поэтому можно говорить о сформированности у студентов знаний о здоровье, самосохранительном поведении как составляющей коммуникативной компетенции здоровьесберегающей направленности.

Тест, позволяющий оценить уровень сформированности коммуникативной компетенции, включал 10 заданий, каждое из которых оценивалось по школе от 1 до 3 баллов (1 балл - слабое понимание материала, 2 балла - средний уровень восприятия, 3 балла - свободное ориентирование). Таким образом, максимальное количество баллов, которое мог набрать обучаемый, равняется 30. Определены уровни сформированности коммуникативной компетенции: высокий - 22-30 баллов; средний - 12-21 балл; низкий - 3-11 баллов.

Результаты диагностики на констатирующем этапе педагогического эксперимента представлены в таблице 1 и на рисунках 1, 2 и 3.

Таблица 1 - Характеристика уровней сформированности у обучающихся коммуникативной компетенции (констатирующий этап)

Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)

студент балл уровень студент балл уровень

Студент 1 16 средний Студент 1 13 средний

Студент 2 9 низкий Студент 2 12 средний

Студент 3 12 средний Студент 3 22 высокий

Студент 4 9 низкий Студент 4 12 средний

Студент 5 23 высокий Студент 5 7 низкий

Студент 6 14 средний Студент 6 8 низкий

Студент 7 8 низкий Студент 7 12 средний

Студент 8 5 низкий Студент 8 5 низкий

Студент 9 6 низкий Студент 9 7 низкий

Студент 10 12 средний Студент 10 6 низкий

Студент 11 7 низкий

Студент 12 6 низкий

Средний балл 10,58 средний Средний балл 10,40 средний

50,00%

41.67°/ О

8,33%

Высокий Средний Низкий Уровни

50,00%

40,00%

10,00%

Высокий Средний Низкий Уровни

Рисунок 1 - Уровни сформированности Рисунок 2 - Уровни сформированности

коммуникативной компетенции коммуникативной компетенции

(констатирующий этап, ЭГ) (констатирующий этап, КГ)

13,25

13,1

ЭГ КГ

Рисунок 3 - Сравнительная характеристика сформированности коммуникативной компетенции обучающихся экспериментальной и контрольной групп (баллы, констатирующий этап)

Table 1 - Characteristics of the levels of formation of students' communicative competence (stating stage)

Experimental group (EG) Control group (CG)

student score level student score level

Student 1 16 average Student 1 13 average

Student 2 9 short Student 1 12 average

Student 3 12 average Student 1 22 tall

Student 4 9 short Student 1 12 average

Student 5 23 tall Student 5 7 short

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Student 6 14 average Student 6 8 short

Student 7 8 short Student 7 12 average

Student 8 5 short Student 8 5 short

Student 9 6 short Student 9 7 short

Student 10 12 average Student 10 6 short

Student 11 7 short

Student 12 6 average

Average score 10,58 short Average score 10,40 short

Figure 1 - Levels of formation of communicative competence (stating stage, EG)

Average Levels

Figure 2 - Levels of formation of communicative competence (stating stage, CG)

Figure 3 - Comparative characteristics of the formation of the communicative competence of students in the experimental and control groups (points, ascertaining stage)

Тест, позволяющий оценить уровень знаний о здоровье, самосохранительном поведении, также включал 10 заданий. Ответы обучающихся оценивались по школе от 1 до 3 баллов (1 балл - слабые знания; 2 балла - средний уровень знаний; 3 балла - свободное владение знаниями). Результаты диагностики проведены в таблице 2.

Таблица 2 - Характеристика уровней сформированности у обучающихся знаний о здоровье, самосохранительном поведении

Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)

студент балл уровень студент балл уровень

Студент 1 11 низкий Студент 1 12 средний

Студент 2 10 низкий Студент 2 6 низкий

Студент 3 7 низкий Студент 3 8 низкий

Студент 4 5 низкий Студент 4 7 низкий

Студент 5 12 средний Студент 5 5 низкий

Студент 6 6 низкий Студент 6 8 низкий

Студент 7 7 низкий Студент 7 8 низкий

Студент 8 7 низкий Студент 8 4 низкий

Студент 9 10 низкий Студент 9 5 низкий

Студент 10 5 низкий Студент 10 9 низкий

Студент 11 6 низкий

Студент 12 8 низкий

Средний балл 7,83 низкий Средний балл 7,20 низкий

Table 2 - Characteristics of the levels of formation of students' knowledge about health, self-preservation behavior

Experimental group (EG) Control group (CG)

student score level student score level

Student 1 11 short Student 1 12 average

Student 2 10 short Student 1 6 short

Student 3 7 short Student 1 8 short

Student 4 5 short Student 1 7 short

Student 5 12 average Student 5 5 short

Student 6 6 short Student 6 8 short

Student 7 7 short Student 7 8 short

Student 8 7 short Student 8 4 short

Student 9 10 short Student 9 5 short

Student 10 5 short Student 10 9 short

Student 11 6 short

Student 12 8 short

Average score 7,83 short Average score 7,20 short

Таким образом, из таблицы 2 мы видим, что низкий уровень знаний о здоровье, самосохранительном поведении отмечен практически у всех обучающихся экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента. Анализ ответов обучающихся свидетельствует о том, что для них характерно несбалансированное и нерациональное питание; несоблюдение режимных моментов в семье; ведение малоподвижного образа жизни; отсутствие постоянной физической активности.

Приведем некоторые примеры использования нами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности для формирования коммуникативной компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный.

Задание с использованием песни как аутентичного материала.

В курсе «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» кроме изучения анатомии и физиологии отдельных органов и их систем подробно изучаются гигиенические требования, способствующие развитию детского организма. Поэтому считаем целесообразным внедрение на занятиях физкультминуток, которые в дальнейшем должны использоваться будущими учителями в процессе образовательной здоровьесберегающей деятельности.

Задание

1. Прослушайте фрагмент песни В. Высоцкого «Утренняя гимнастика» и выберите из предложенных на карточке услышанные слова.

Грация Зарядка Спорт Красота

Неуклюжесть Гимнастика Усталость Осанка

Изящество Физкультура Болезнь Профилактика

2. Что объединяет все эти слова?

3. Слушая следующий фрагмент песни, жестами, движением тела повторяйте действия, о которых поется в песне.

Задание с использованием видеофильма как аутентичного материала.

В большинстве тем дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разбирается алгоритм безопасного поведения в разных чрезвычайных ситуациях. Нами в теме «Природные чрезвычайные ситуации, защита населения и территорий от их последствий»

используется такой аутентичный материал, как фрагмент фильма режиссера А. Нужного «Огонь», где наглядно можно увидеть грамотные и четкие действия спасателей по тушению природных пожаров, использованию средств пожаротушения. Видеофильм используется в процессе выполнения самостоятельной работы, позволяет освоить такие понятия, как «пожар», «встречный пал», «фронт пожара», «действия на пожаре» и другие.

Задание

1. Посмотрите фрагмент из фильма режиссера А. Нужного «Огонь».

2. Где разворачивается действие? Чем опасна данная территория Российской Федерации?

3. На основе содержания фильма разработайте алгоритм поведения при попадании в зону лесного пожара.

Задание с использованием аптечных буклетов и брошюр.

Данный вид аутентичного материала содержит краткую и доступную для восприятия иллюстрированную информацию, что повышает осознание изучаемого материала по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Такой материал используется при изучении тем: «Основные инфекционные заболевания: причины, симптомы, профилактика», «Неотложные состояния, причины и факторы, их вызывающие, первая помощь». Например, ознакомьтесь с содержанием предложенного буклета и подготовьте аналогичный по выбранному инфекционному заболеванию, рассматриваемому в теме занятия.

Лэпбук как аутентичный материал.

Достаточно эффективным на наш взгляд может быть использование такого аутентичного материала, как лэпбук, адаптированный под соответствующую дисциплину. Лэпбук (1арЬоок) - в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. Подобный аутентичный материал можно изготовить по разнообразным темам дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» изучая строение систем, органов, тканей, клеток организма.

Задание

1. Используя материал лэпбука по теме «Анатомия, физиология и гигиена органов дыхания», расположите в правильной последовательности воздухоносные пути.

2. Подберите из предложенных картинок те, которые отражают гигиенические требования, предъявляемые к дыхательной системе (отсутствие вредных привычек, проветривание помещения, прогулки, спорт, дыхательная гимнастика и т.д.).

Использование лэпбука возможно при изучении темы «Современные подходы к формированию, сохранению и укреплению здоровья» в курсе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», при изучении лекарственных растений их целебного воздействия на организм и применения, которое направлено на сохранение и поддержание здоровья.

Задание

1. Рассмотрите предложенные картинки с лекарственными растениями и разместите их по «кармашкам», на которых указаны различные заболевания (пример: кармашек «Желудочно-кишечные заболевания», в него нужно поместить

изображения со следующими растениями: мята, шалфей, эвкалипт, зверобой, ромашка, чабрец).

2. Из предложенных картинок лекарственных растений соберите фитосбор при следующих заболеваниях организма: нарушения обмена веществ, почек, нервной системы.

При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» возможности лэпбука как аутентичного материала также безграничны. Например, в теме «Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, в экстремальных ситуациях социального характера», используя план-эвакуации образовательного учреждения, размещенный в лэпбуке, можно проследить кратчайший и наиболее безопасный путь эвакуации школьников из пункта А в пункт Б, изучить обозначающие знаки (огнетушитель, гидрант, пожарный кран, направление движения и т.д.).

Результаты диагностики на контрольном этапе педагогического эксперимента представлены в таблице 3 и на рисунках 4, 5, 6.

Таблица 3 - Характеристика уровней сформированности у обучающихся коммуникативной компетенции (контрольный этап)

Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)

студент балл уровень студент балл уровень

Студент 1 28 высокий Студент 1 21 средний

Студент 2 19 средний Студент 2 18 средний

Студент 3 19 средний Студент 3 26 высокий

Студент 4 13 средний Студент 4 18 средний

Студент 5 28 высокий Студент 5 10 низкий

Студент 6 21 средний Студент 6 10 низкий

Студент 7 16 средний Студент 7 15 средний

Студент 8 9 низкий Студент 8 7 низкий

Студент 9 11 низкий Студент 9 8 низкий

Студент 10 20 средний Студент 10 10 низкий

Студент 11 10 низкий

Студент 12 25 высокий

Средний балл 18,25 средний Средний балл 14,30 средний

50.00%

25,00% 25,00%

Высокий Средний

Низкий

Рисунок 4 - Уровни сформированности коммуникативной компетенции (контрольный этап, ЭГ)

50.00%

40,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.00%

Высокий Средний Низкий

Рисунок 5 - Уровни сформированности коммуникативной компетенции (контрольный этап, КГ)

Рисунок 6 - Сравнительная характеристика сформированности коммуникативной компетенции обучающихся экспериментальной и контрольной групп (баллы, контрольный этап)

Table 3 - Characteristics of the levels of formation of students' communicative competence (control stage)

Experimental group (EG) Control group (CG)

student score level student score level

Student 1 28 tall Student 1 21 average

Student 2 19 average Student 2 18 average

Student 3 19 average Student 3 26 tall

Student 4 13 average Student 4 18 average

Student 5 28 tall Student 5 10 short

Student 6 21 average Student 6 10 short

Student 7 16 average Student 7 15 average

Student 8 9 short Student 8 7 short

Student 9 11 short Student 9 8 short

Student 10 20 average Student 10 10 short

Student 11 10 short

Student 12 25 tall

Average score 18,25 average Средний балл 14,30 average

Tall

Average Levels

Short

Figure 4 - Levels of formation of communicative competence (control stage, EG)

Tall

Short

Average Levels

Figure 5 - Levels of formation of communicative competence (control stage, CG)

Figure 6 - Comparative characteristics of the formation of the communicative competence of students in the experimental and control groups (points, control stage)

Использование аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности способствовало повышению знаний обучающихся о здоровье, самосохранительном поведении и здоровьесберегающей деятельности, что отражено в таблице 4.

Таблица 4 - Характеристика уровней сформированности у обучающихся знаний о здоровье, самосохранительном поведении (констатирующий этап)

Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)

студент балл уровень студент балл уровень

Студент 1 11 низкий Студент 1 12 средний

Студент 2 10 низкий Студент 2 6 низкий

Студент 3 7 низкий Студент 3 8 низкий

Студент 4 5 низкий Студент 4 7 низкий

Студент 5 12 средний Студент 5 5 низкий

Студент 6 6 низкий Студент 6 8 низкий

Студент 7 7 низкий Студент 7 8 низкий

Студент 8 7 низкий Студент 8 4 низкий

Студент 9 10 низкий Студент 9 5 низкий

Студент 10 5 низкий Студент 10 9 низкий

Студент 11 6 низкий

Студент 12 8 низкий

Средний балл 7,83 низкий Средний балл 7,20 низкий

Table 4 - Characteristics of the levels of formation of students' knowledge about health, self-preservation

behavior (stating stage)

Experimental group (EG) Control group (CG)

student score level student score level

Student 1 18 average Student 1 13 average

Student 2 14 average Student 2 8 short

Student 3 11 short Student 3 9 short

Student 4 9 short Student 4 9 short

Student 5 18 average Student 5 8 short

Student 6 16 average Student 6 10 short

Student 7 12 average Student 7 14 average

Student 8 9 short Student 8 16 average

Student 9 14 average Student 9 11 short

Student 10 11 short Student 10 12 average

Student 11 13 average

Student 12 15 average

Average score 13,33 average Average score 11,0 short

Таким образом, сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента на предмет сформированности коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьсберегающей направленности позволило выявить изменения, которые произошли как в контрольной, так и в экспериментальной группах, но в последней они более значительные: средний балл участников экспериментальной группы возрос с 10,58 до 18,25. Повысилось качество знаний обучающихся экспериментальной группы в области здоровья, самосохранительного поведения, оздоровительной деятельности.

Для качественной характеристики сформированности коммуникативной компетенции средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности нами выявлены следующие уровни: адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный.

Адаптивный уровень определяется тем, что у обучающихся нет четкого представления о необходимости знания в области здоровьесбережения, наблюдается индифферентное отношение к оздоровительной деятельности.

Репродуктивный уровень характеризуется тем, что проявляется эпизодический интерес в практическом применении имеющихся знаний в области здоровья и здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях.

Эвристический уровень определяется тем, что обучающиеся имеют обобщенное представление о культуре здоровья и безопасности, есть мотивация на осуществление здоровьесберегающей деятельности.

Креативный уровень характеризуется тем, что обучающиеся обладают четкими представлениями о здоровье субъектов образования и здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации. Обучающиеся проявляют высокую степень развития рефлексии, способности к саморегуляции, очень активны в практической здоровьесберегающей деятельности.

Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Итоговые результаты по сформированности коммуникативной компетенции у обучающихся и их представление об укреплении и сохранении здоровья (констатирующий и формирующий этап)

Констатирующий этап

Критерии Уровни (%)

Адаптивный Репродуктивный Эвристический Креативный

Личностный 54 46

Когнитивный 33 67

Деятельностно- 71 29

практический

Контрольный этап

Уровни (%)

Личностный 20 50 30

Когнитивный 45 55

Деятельностно- 33 67

практический

Table 5 - Qualitative characteristics of the formation of communicative competence among students by means of authentic health-saving materials (stating and control stages)

Ascertaining stage

Levels (%)

Criteria Adaptive Reproductive Heuristic Creative

Personal 54 46

Cognitive 33 67

Activity-practical 71 29

Control stage

Levels (%)

Personal 20 50 30

Cognitive 45 55

Activity-practical 33 67

Резюмируя данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, можно констатировать, что практически все обучающиеся экспериментальной группы достигли более высокого уровня сформированности коммуникативной компетенции. Внедрение и реализация аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности при формировании коммуникативной компетенции показало положительную динамику: был осуществлен переход с адаптивного и репродуктивного уровня до эвристического и креативного по всем трем критериям (личностному, когнитивному и деятельностно-практическому).

Обсуждение и заключения

Таким образом, проведенное исследование показало, что формирование коммуникативной компетенции возможно при создании специальной программы, которая включает совокупность аутентичных материалов, включающих личные письма, статьи, анекдоты, отрывки из дневников подростков, рекламы, кулинарные рецепты, сказки, интервью, научно-популярные и страноведческие тексты, которые неизбежно приводят обучающихся к трансформации определенного разговора или монологов на начальном этапе обучения в диалог, а также к различным типам рассуждений на заданную тему. Все это способствовало сотрудничеству педагога с обучающимся для достижения поставленных целей при изучении русского языка как иностранного с использованием всех возможных и доступных средств коммуникации, среди которых аутентичные материалы были приоритетными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дисциплины, имеющие здоровьесберегающую направленность, такие как «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности», использование методов: аудиовизуальный, ситуационный, игровой, метод индивидуальных заданий - на каждом этапе эксперимента позволили сформировать у обучающихся коммуникативную компетенцию средствами аутентичных материалов.

На адаптационном этапе происходило усвоение ключевых теоретических положений, подходов к формированию коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов. Педагог отвечал за организацию образовательного

процесса, учитывая индивидуальные особенности каждого конкретного обучающегося, который осознал свой запрос в аспекте освоения русского языка как иностранного.

На интеграционном этапе обучающиеся углубляли свои знания в процессе изучения иностранного языка с применением аутентичных материалов, что способствовало индивидуальному продвижению, направляя их желания и возможности в русло достижения итоговой цели.

На рефлексивно-творческом этапе обучающиеся использовали полученный опыт в повседневной и образовательной деятельности.

Исследование показало, что наиболее эффективным является использование индивидуального подхода в обучении. Условием успешной реализации индивидуального подхода выступает дифференциация, которая выражается в учете первоначальной языковой подготовки обучающихся, постановке личностно значимых для них целей, выработке устойчивых и рациональных навыков самостоятельной работы и умения осуществлять системный подход к овладению знаниями.

Такие средства педагогического сопровождения, как разные варианты однотипных заданий самостоятельной работы по дисциплинам модуля «Здоровьесберегающий»; задания разной степени сложности; помощь педагога обучающимся при выполнении одного и того же задания; использование разного количества времени для выполнения заданий самостоятельной работы обучающимися; разное количество повторений для выполнения одного и того же задания самостоятельной работы в зависимости от степени овладения учебным материалом; учебные и аутентичные тексты разной степени трудности; упражнения по индивидуальным заданиям самостоятельной работы, оказались наиболее эффективными в формировании у обучающихся коммуникативной компетенции средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности. Использование аутентичных мультипликационных фильмов на уроках русского языка как иностранного позволяет погружать обучающихся в естественную языковую и культурную (национальную) среду [8; 25; 28].

Таким образом, мы считаем, что использование аутентичных материалов является важной частью в структуре педагогического сопровождения изучения дисциплин здоровьесберегающего модуля и обеспечивает не только формирование у студентов, изучающих русский язык как иностранный, коммуникативной компетенции, но представлений о здоровьесбережении.

Список использованных источников

1. Абаскалова Н. П. Формирование компетенций в области здоровьесбережения в профессиональном образовании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 37, № 3. С. 489495.

2. Андросова М. И., Петрова С. Ф., Иванова С. Н. Здоровый образ жизни в понимании студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70(4). С. 15-17.

3. Андрющенко Ю. В., Урванцева М. В., Борисова М. В., Мусохранов А. Ю. Отношение студентов вуза к формированию здорового образа жизни // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 6. С. 51-55.

4. Аристова И. В., Комарова Э. П. Проблема формирования здоровьесберегающей позиции студентов в вузе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 1. С. 75-95.

5. Ахмадуллина Х. М., Горбаткова Е. Ю., Ахмадуллин У. З., Мочалкин П. А., Веселова А. Х. Из опыта внедрения программы здоровьесбережения в вузе // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 82-2. С. 6-8.

6. Ахметвалиева М. Г., Коняева М. А. Направления развития культуры здоровьесбережения у студентов в системе личной безопасности // Евразийский союз ученых. 2020. № 4-8 (73). С. 4-8.

7. Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А. Формирование коммуникативной компетенции как фактор успешной подготовки бакалавров педагогического образования к социальному взаимодействию // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 9-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. Ульяновск, 2021. С. 339-344.

8. Белова Л. А., Слабышева А. В., Камалова Н. Б. Моделирование аутентичных ситуаций при формировании коммуникативной компетенции на занятиях иностранного языка // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. Т. 10. № 1(39). С. 107-115.

9. Быстрай Е. Б., Белова Л. А., Слабышева А. В., Штыкова Т. В. Формирование интереса к изучению иностранных языков в процессе использования аутентичных аудиоматериалов // Перспективы науки и образования. 2020. № 1(43). С. 242-257.

10. Гальскова Н. Д. Современное лингвообразование в социокультурном и аксиологическом измерениях // Иностранные языки в школе. 2019. № 8. С. 4-10.

11. Гареева И. А., Конобейская А. В. Здоровый образ жизни студенческой молодежи как социальная ценность и реальная практика (по материалам социологического исследования) // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 4(93). С. 178-190.

12. Глазунова С. И., Борисова М. В., Мусохранов А. Ю. Отношение студентов к формированию культуры здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 6. С. 36-40.

13. Годжуров Э. С. Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве вуза // Социально-гуманитарные науки: современные парадигмы и исследования: сборник научных трудов международной научно-практической конференции (г. Белгород, 27 мая 2021 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 112-115.

14. Гриднева Н. А. Использование аутентичных материалов в обучении иностранному языку на уровне А1 // Самарский государственный технический университет. 2017. Т. 6, № 4. С. 210-214.

15. Ермолова Т. В. Использование аутентичных материалов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Современное педагогическое образование. 2020. №6. С. 51 -56.

16. Исабекова С. С., Арингазина А. М. Грамотность в вопросах здоровья среди студентов (обзор литературы) // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2021. № 1. С. 317-322.

17. Конеева Е. В., Пахомова Е. А., Агафошкин В. Н., Большунов М. Ф. Образовательные организации России: опыт создания здоровьесберегающей среды // Социальная педагогика в России. 2021. № 2. С. 54-58.

18. Макаричев Ф. В. Обучающий, развивающий и воспитательный потенциал использования аутентичного художественного фильма в процессе обучения иностранному языку // Педагогика и просвещение. 2021. № 4. С. 69-79.

19. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Игры, в которые играют учителя с учащимися: языковая

педагогика в действии // Язык и культура. 2019. № 45. С. 235-249.

20. Михеева О. Д., Буслаева Н. С. Здоровьесбережение студентов во время адаптации к условиям профессионального обучения // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2016. № 1. С. 76-79.

21. Николаевский Е. Н. Здоровьесбережение в условиях современной организации // Инновационная наука. 2016. № 8-3. С. 110-122.

22. Носонович Е. В., Мильруд Р. П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста // Иностранные языки в школе. 2019. № 2. С. 6.

23. Обеснюк П. В., Волкова С. А. Аутентичный песенный материал как средство обучения на занятиях иностранного языка // Молодежь и наука. 2019. № 3. С. 14.

24. Приходько А. М. Особенности использования аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка с целью развития языковых умений обучающихся // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 12-2. С. 221-225.

25. Райсвих Ю. А., Бароненко Е. А., Скоробренко И. А. Применение видеоматериалов для формирования лексического навыка на занятиях по иностранному языку // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 1(161). С. 172-196.

26. Ротерс Т. Т. Здоровьесбережение как основная государственная задача системы образования // Человек. Наука. Социум. 2021. № 4(8). С. 7-27.

27. Садулаева Н. К. Подбор аутентичных материалов при обучении английскому языку // Novalnfo. 2019. № 102. С. 36-37.

28. Стариков А. М. Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе // Молодой ученый. 2017. № 46. С. 314-317.

29. Сытник Г. В., Рагозина Н. А., Ашкинази С. М., Куликов В. С., Обвинцев А. А. Формирование компетенций здорового образа жизни у студентов вуза // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 8(210). С. 350-354.

30. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Челнокова Е. А. Формирование здоровьесберегающих понятий у обучающихся при изучении медико-биологических дисциплин // Вестник ЮУрГГПУ. 2020. № 1. С. 195-214.

31. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Яковлева Н. О. Адаптационный этап процесса профессиональной социализации студентов педагогического вуза // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 1. С. 75-95.

32. Al-Nabhani S., Al-Azri R. The Importance of Authentic Reading Materials in the Development of Reading Skills of Grade Ten Students in the Government Schools of the Sultanate of Oman // International Journal of Scientific & Technology Research. 2015. No. 4. Pp. 199-202.

33. Al-Saeed S., Alenezi A. The use of literary texts in EFL coursebooks: An exploratory study // English Language and Literature Studies. 2020. No. 10(3). P. 86. https://doi.org/10.5539/ells.v10n3p86.

34. Al-Saeed S., Alenezi A. Assessing the communicative use of literary texts in EFL coursebooks // English Language and Literature Studies. 2021. No. 11(2). P. 68. https://doi.org/10.5539/ells.v11n2p68.

35. Ameen C. A. M., Kamal L. R. The Perspectives of EFL Instructors on the Use of Authentic Materials in the Classroom: Charmo University as a Case Study // The Scientific Journal of Cihan University-Sulaimaniya. 2021. No. 5. Pp. 39-56.

36. Baba J., Affendi F. R. Reading Habit and Students' Attitudes towards Reading: A Study of Students in the Faculty of Education UiTM Puncak Alam // Asian Journal of University Education. 2020. No. 16. Pp. 109-122. https://doi.org/10.24191/ajue.v16i1.8988.

37. Biboletova M.Z., Gabeeva C.A., Trubaneva N.N. Sources of foreign language education content in the information age // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings. London, 2020. Pp. 21-28.

38. Delamain C., Spring J. Developing Baseline Communication Skills. Routledge, New York, 2017. P.304.

39. Fitriana P., Hadijah D., Lestari Z.W. The Use of Authentic Material to Improve Students' Reading Comprehension // Journal of English Language Teaching in Indonesia. 2019. No. 7. Pp. 8-11. https://doi.org/10.22460/eltin.v7i1.p8-11.

40. Funk H., Kuhn Ch., Skiba D., Spaniel-Wese D., Wicke R. E. Aufgaben, Übungen, Interaktion. Deutsch lehren lernen 4. München Klett-Langenschedt, 2014. 184 S.

41. Galskova N. D., Levchenko M. N., Shabanova V. P., Skitina N. A. Intercultural competence of teachers as a condition for effective implementation of the model for teaching foreign language in the context of the polylogue of cultures // AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. 2020. Vol. 10, no. 1. Pp. 113-117.

42. Joraboyev B. B. O. Using Authentic Materials on English Lessons // Academic Research in Educational Sciences. 2021. No. 2. P.1018.

43. Kang O., Pickering L. Using acoustic and temporal analysis for assessing speaking // Kunnan A. J. (ed.) The Companion to Language Assessment. Hoboken, NJ: WileyBlackwell. 2014. Pp. 1047-1062.

44. Mohammed F. G. The Effects of Teaching Through Authentic Material on EFL Learners // Docens Series in Education. 2021. No. 1. Pp. 73-86.

45. Qizi E. M. B. The Contemporary Methods of Teaching Reading Using Authentic Materials // 7th Global Congress on Contemporary Sciences & Advancements. New York, 2021. Pp. 86-91.

46. Rao P. S. The Effective Use of Authentic Materials in the English Language Classrooms // Humanities. 2019. No. 7. Pp. 1-8. https://doi.org/10.34293/sijash.v7i1.556.

47. Shaima J. Al-Saeed, Abdullah A. Alenezi. Assessing the Communicative Use of Literary Texts in EFL Coursebooks // English Language and Literature Studies. 2021. Vol. 11, no. 2. Pp. 6877. https://doi.org/10.5539/ells.v11n2p68.

48. Vlasenko O. N., Zasedateleva M. G. Development of second-language communicative competence of prospective teachers based on the CLIL technology (from the experience of a pedagogic project at a department of history) // Espacios. 2018. Vol. 39, no. 52. P. 12.

References

1. Abaskalova N. P. Formation of competencies in the field of health saving in vocational education. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2018, vol. 37, no. 3, pp. 489-495. (In Russ.)

2. Androsova M. I., Petrova S. F., Ivanova S. N. Healthy lifestyle in the understanding of university students. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2021, no. 70(4), pp. 15-17. (In Russ.)

3. Andryushchenko YU. V., Urvanceva M. V., Borisova M. V., Musohranov A. YU. The attitude of university students to the formation of a healthy lifestyle. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki, 2021, no. 6, pp. 51-55. (In Russ.)

4. Aristova I. V., Komarova E. P. The problem of forming a health-saving position of students at the university. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya, 2020, no. 1, pp. 75-95. (In Russ.)

5. Ahmadullina H. M., Gorbatkova E. YU., Ahmadullin U. Z., Mochalkin P. A., Veselova A. H. From the experience of implementing a health saving program at a university. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya, 2022, no. 82-2, pp. 6-8. (In Russ.)

6. Ahmetvalieva M. G., Konyaeva M. A. Directions for the development of a health-saving culture among students in the system of personal security. Evrazijskij soyuz uchenyh, 2020, no. 4-8 (73), pp. 4-8. (In Russ.)

7. Baronenko E. A., Rajsvih YU. A., Skorobrenko I. A. Formation of communicative competence as a factor in the successful preparation of bachelors of pedagogical education for social interaction. Kategoriya «social'nogo» v sovremennoj pedagogike i psihologii: materialy 9-j vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s distancionnym i mezhdunarodnym uchastiem. Ulyanovsk, 2021. Pp. 339-344. (In Russ.)

8. Belova L. A., Slabysheva A. V., Kamalova N. B. Modeling of authentic situations in the formation of communicative competence in foreign language classes. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspect, 2018, vol. 10, no. 1(39), pp. 107-115. (In Russ.)

9. Bystraj E. B., Belova L. A., Slabysheva A. V., SHtykova T. V. Formation of interest in the study of foreign languages in the process of using authentic audio materials. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2020, no. 1(43), pp. 242-257. (In Russ.)

10. Gal'skova N. D. Modern linguistic education in sociocultural and axiological dimensions. Inostrannye yazyki v shkole, 2019, no. 8, pp. 4-10. (In Russ.)

11. Gareeva I. A., Konobejskaya A. V. Healthy lifestyle of student youth as a social value and real practice (based on sociological research). Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii, 2020, no. 4(93), pp. 178-190. (In Russ.)

12. Glazunova S. I., Borisova M. V., Musohranov A. YU. Students' attitude to the formation of a health culture. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki, 2021, no. 6, pp. 36-40. (In Russ.)

13. Godzhurov E. S. Health-saving technologies in the educational space of the university. Social'no-gumanitarnye nauki: sovremennye paradigmy i issledovaniya: sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Belgorod, 27 maya 2021 g.). Belgorod, Agentstvo perspektivnyh nauchnyh issledovanij (APNI) Publ., 2021. Pp. 112-115. (In Russ.)

14. Gridneva N. A. The use of authentic materials in teaching a foreign language at the A1 level. Samarskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet, 2017, vol. 6, no. 4, pp. 210-214. (In Russ.)

15. Ermolova T. V. The use of authentic materials in teaching a foreign language in a non-linguistic university. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 2020, no. 6, pp. 51-56. (In Russ.)

16. Isabekova S. S., Aringazina A. M. Health literacy among students (literature review). Vestnik Kazahskogo nacional'nogo medicinskogo universiteta, 2021, no. 1, pp. 317-322. (In Russ.)

17. Koneeva E. V., Pahomova E. A., Agafoshkin V. N., Bol'shunov M. F. Educational organizations in Russia: the experience of creating a health-saving environment. Social'naya pedagogika v Rossii, 2021, no. 2, pp. 54-58. (In Russ.)

18. Makarichev F. V. Teaching, developing and educational potential of using an authentic feature film in the process of teaching a foreign language. Pedagogika i prosveshchenie, 2021, no. 4, pp. 69-79. (In Russ.)

19. Mil'rud R. P., Maksimova I. R. Games played by teachers with students: language pedagogy in action. YAzyk i kul'tura, 2019, no. 45, pp. 235-249. (In Russ.)

20. Miheeva O. D., Buslaeva N. S. Health saving of students during adaptation to the conditions of vocational training. Fizicheskaya kul'tura i sport v sovremennom mire: problemy i resheniya, 2016, no. 1, pp. 76-79. (In Russ.)

21. Nikolaevskij E. N. Health saving in the conditions of modern organization. Innovacionnaya nauka, 2016, no. 8-3, pp. 110-122. (In Russ.)

22. Nosonovich E. V., Mil'rud R. P. Criteria for meaningful authenticity of the educational text. Inostrannye yazyki v shkole, 2019, no. 2, p. 6. (In Russ.)

23. Obesnyuk P. V., Volkova S. A. Authentic song material as a means of teaching in foreign language classes. Molodezh' i nauka, 2019, no. 3, p. 14. (In Russ.)

24. Prihod'ko A. M. Peculiarities of using authentic video materials in English lessons in order to develop students' language skills. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2020, no. 12-2, pp. 221-225. (In Russ.)

25. Rajsvih YU. A., Baronenko E. A., Skorobrenko I. A. Primene video materials for the formation of lexical skills in foreign language classes. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2021, no. 1(161), pp. 172-196. (In Russ.)

26. Roters T. T. Health saving as the main state task of the education system. CHelovek. Nauka. Socium, 2021, no. 4(8), pp. 7-27. (In Russ.)

27. Sadulaeva N. K. Selection of authentic materials in teaching English. NovaInfo, 2019, no. 102, pp. 36-37. (In Russ.)

28. Starikov A. M. The development of the communicative competence of students as a catalyzing factor in teaching a foreign language in secondary school. Molodoj uchenyj, 2017, no. 46, pp. 314-317. (In Russ.)

29. Sytnik G. V., Ragozina N. A., Ashkinazi S. M., Kulikov V. S., Obvincev A. A. Formation of healthy lifestyle competencies among university students. Uchenye zapiski Universiteta im. P. F. Lesgafta, 2022, no. 8(210), pp. 350-354. (In Russ.)

30. Tyumaseva Z. I., Orekhova I. L., CHelnokova E. A. Formation of health-saving concepts among students in the study of biomedical disciplines. Vestnik YUUrGGPU, 2020, no. 1, pp. 195-214. (In Russ.)

31. Tyumaseva Z. I., Orekhova I. L., YAkovleva N. O. Adaptation stage of the process of professional socialization of students of a pedagogical university. Obrazovanie i nauka, 2018, vol. 20, no. 1, pp. 75-95. (In Russ.)

32. Al-Nabhani S., Al-Azri R. The Importance of Authentic Reading Materials in the Development of Reading Skills of Grade Ten Students in the Government Schools of the Sultanate of Oman. International Journal of Scientific & Technology Research, 2015, no. 4, pp. 199-202.

33. Al-Saeed S., Alenezi A. The use of literary texts in EFL coursebooks: An exploratory study. English Language and Literature Studies, 2020, no. 10(3), p. 86, https://doi.org/10.5539/ells.v10n3p86.

34. Al-Saeed S., Alenezi A. Assessing the communicative use of literary texts in EFL coursebooks. English Language and Literature Studies, 2021, no. 11(2), p. 68, https://doi.org/10.5539/ells.v11n2p68.

35. Ameen C. A. M., Kamal L. R. The Perspectives of EFL Instructors on the Use of Authentic Materials in the Classroom: Charmo University as a Case Study. The Scientific Journal of Cihan University-Sulaimaniya, 2021, no. 5, pp. 39-56.

36. Baba J., Affendi F. R. Reading Habit and Students' Attitudes towards Reading: A Study of Students in the Faculty of Education UiTM Puncak Alam. Asian Journal of University Education, 2020, no. 16, pp. 109-122, https://doi.org/10.24191/aiue.v16i1.8988.

37. Biboletova M.Z., Gabeeva C.A., Trubaneva N.N. Sources of foreign language education content in the information age. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings. London, 2020. Pp. 21-28.

38. Delamain C., Spring J. Developing Baseline Communication Skills. Routledge, New York, 2017. P.304.

39. Fitriana P., Hadijah D., Lestari Z.W. The Use of Authentic Material to Improve Students' Reading Comprehension. Journal of English Language Teaching in Indonesia, 2019, no. 7, pp. 8-11, https://doi.org/10.22460/eltin.v7i1.p8-11.

40. Funk H., Kuhn Ch., Skiba D., Spaniel-Wese D., Wicke R. E. Aufgaben, Übungen, Interaktion. Deutsch lehren lernen 4. München Klett-Langenschedt, 2014. 184 S.

41. Galskova N. D., Levchenko M. N., Shabanova V. P., Skitina N. A. Intercultural competence of teachers as a condition for effective implementation of the model for teaching foreign language in the context of the polylogue of cultures. AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research, 2020, vol. 10, no. 1, pp. 113-117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42. Joraboyev B. B. O. Using Authentic Materials on English Lessons. Academic Research in Educational Sciences, 2021, no. 2, p.1018.

43. Kang O., Pickering L. Using acoustic and temporal analysis for assessing speaking. Kunnan A. J. (ed.) The Companion to Language Assessment. Hoboken, NJ, WileyBlackwell. 2014. Pp. 1047-1062.

44. Mohammed F. G. The Effects of Teaching Through Authentic Material on EFL Learners. Docens Series in Education, 2021, no. 1, pp. 73-86.

45. Qizi E. M. B. The Contemporary Methods of Teaching Reading Using Authentic Materials. 7th Global Congress on Contemporary Sciences & Advancements. New York, 2021. Pp. 86-91.

46. Rao P. S. The Effective Use of Authentic Materials in the English Language Classrooms. Humanities, 2019, no. 7, pp. 1-8, https://doi.org/10.34293/siiash.v7i1.556.

47. Shaima J. Al-Saeed, Abdullah A. Alenezi. Assessing the Communicative Use of Literary Texts in EFL Coursebooks. English Language and Literature Studies, 2021, vol. 11, no. 2, pp. 68-77, https://doi.org/10.5539/ells.v11n2p68.

48. Vlasenko O. N., Zasedateleva M. G. Development of second-language communicative competence of prospective teachers based on the CLIL technology (from the experience of a pedagogic project at a department of history). Espacios, 2018, vol. 39, no. 52, p. 12.

© Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Натарова Д. В., 2023

Информация об авторах Тюмасева Зоя Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Российская Федерация, ORCID: № 0000-0001-5895-0605, zit@cspu.ru

Орехова Ирина Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Российская Федерация, ORCID: № 0000-0002-1671-7917, orehovail@cspu.ru

Натарова Дарья Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Российская Федерация, ORCID: № 0000-0001-6837-2423, natarovadv@cspu.ru

Information about the authors Tyumaseva Zoya I. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Life Safety and Biomedical Disciplines, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation ORCID: № 0000-0001-5895-0605, zit@cspu.ru Orekhova Irina L. - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Life Safety and Biomedical Disciplines, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, ORCID: № 0000-0002-1671-7917, orehovail@cspu.ru

Natarova Daria V. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Life Safety and Biomedical Disciplines, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, ORCID: № 0000-0001-6837-2423, natarovadv@cspu.ru

Вклад авторов

Тюмасева Зоя Ивановна - научное руководство, критический анализ и доработка текста. Орехова Ирина Леонидовна - подготовка начального варианта текста; компьютерные работы; обеспечение ресурсами.

Натарова Дарья Вячеславовна - осуществление педагогического эксперимента, представление данных в тексте; обеспечение ресурсами.

Contribution of the authors Tyumaseva Zoya I. - scientific guidance, critical analysis and revision of the text. Orekhova Irina L. - preparation of the initial version of the text; computer work; provision of resources.

Natarova Daria V. - implementation of a pedagogical experiment, presentation of data in the text; provision of resources.

Поступила в редакцию: 25.07.2022 Принята к публикации: 23.03.2023 Опубликована: 30.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.