Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ С ДЕФЕКТАМИ (НЕДОСТАТКАМИ)'

ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ С ДЕФЕКТАМИ (НЕДОСТАТКАМИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеторговые сделки / рекламация / таможенные процедуры / таможенные платежи / брак товара / возврат товара / гарантийный ремонт / реэкспорт / возврат таможенных платежей / foreign trade operations / complaints / customs procedures / customs payments / goods with defects and disadvantages / return of goods / warranty repairs / return of customs duties

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстихина Татьяна Борисовна, Комелова Анна Юрьевна

В статье выполнен анализ применения таможенных платежей в различных таможенных процедурах при таможенном оформлении после выпуска товаров, у которых были обнаружены дефекты или недостатки. Приведены термины, применяемые в практике оформления хозяйственных операций и внешнеторговых сделок, а также имеющиеся в таможенном законодательстве. Описаны процедуры для организации работы участников внешнеэкономической деятельности в случае получения поставок с дефектами или недостатками. Представлены авторские схемы для анализа и принятия решений. Цель настоящей работы обобщение опыта, уточнение специфики и подходов в вопросах таможенного оформления сделок с рекламациями и при получении товаров с недостатками. В статье применены методы синтеза и графической интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толстихина Татьяна Борисовна, Комелова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF CUSTOMS PAYMENTS IN VARIOUS CUSTOMS PROCEDURES WHEN DEFECTS/SHORTENSE ARE DETECTED AFTER RELEASE OF GOODS

The article analyzes the application of customs payments in various procedures during customs clearance after the release of goods that were found to be defects and disadvantages. The terms used in the practice of formalizing business transactions and foreign trade transactions, as well as those found in customs legislation, are given. Procedures are described for organizing the work of participants in foreign trade activities in the event of receiving supplies with defects and disadvantages. The author’s schemes for analysis and decision-making are presented. The purpose of this work is to generalize experience, clarify the specifics and approaches in matters of customs clearance of transactions with complaints. The article uses methods of synthesis and graphic interpretation.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ С ДЕФЕКТАМИ (НЕДОСТАТКАМИ)»

339.5, 65.027

ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ

ПЛАТЕЖЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ С ДЕФЕКТАМИ (НЕДОСТАТКАМИ)

Толстихина Татьяна Борисовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент, заведующий кафедрой таможенных доходов и тарифного регулирования, канд. экон. наук, e-mail: ttb_amur@inbox.ru

Комелова Анна Юрьевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования; канд. экон. наук, e-mail: komelova2014@ya.ru

В статье выполнен анализ применения таможенных платежей в различных таможенных процедурах при таможенном оформлении после выпуска товаров, у которых были обнаружены дефекты или недостатки. Приведены термины, применяемые в практике оформления хозяйственных операций и внешнеторговых сделок, а также имеющиеся в таможенном законодательстве. Описаны процедуры для организации работы участников внешнеэкономической деятельности в случае получения поставок с дефектами или недостатками. Представлены авторские схемы для анализа и принятия решений. Цель настоящей работы - обобщение опыта, уточнение специфики и подходов в вопросах таможенного оформления сделок с рекламациями и при получении товаров с недостатками. В статье применены методы синтеза и графической интерпретации

Ключевые слова: внешнеторговые сделки; рекламация; таможенные процедуры; таможенные платежи; брак товара; возврат товара; гарантийный ремонт; реэкспорт; возврат таможенных платежей

APPLICATION OF CUSTOMS PAYMENTS IN VARIOUS CUSTOMS PROCEDURES WHEN DEFECTS/SHORTENSE ARE DETECTED AFTER RELEASE OF GOODS

Tolstihina Tatyana B.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Department of Customs Revenues and Tariff Regulation, Candidate of Economic Sciences, Docent, e-mail: ttb_amur@inbox.ru

Komelova Anna Y.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Customs Revenue and Tariff Regulation, Candidate of Economic Sciences, e-mail: komelova2014@ya.ru

The article analyzes the application of customs payments in various procedures during customs clearance after the release of goods that were found to be defects and disadvantages. The terms used in the practice of formalizing business transactions and foreign trade transactions, as well as those found in customs legislation, are given. Procedures are described for organizing the work of participants in foreign trade activities in the event of receiving supplies with defects and disadvantages. The author's schemes for analysis and decision-making are presented. The purpose of this work is to generalize experience, clarify the specifics and approaches in matters of customs clearance of transactions with complaints. The article uses methods of synthesis and graphic interpretation

Keywords: foreign trade operations; complaints; customs procedures; customs payments; goods with defects and disadvantages; return of goods; warranty repairs; return of customs duties

Для цитирования: Толстихина Т.Б., Комелова А.Ю. Применение таможенных платежей в различных таможенных процедурах при обнаружении после выпуска товаров с дефектами (недостатками) // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2024. № 2(90). С. 60-66.

Лаже законопослушные участники внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), осуществляя внешнеторговые сделки, могут столкнуться с получением импортного товара с недостатками или браком, обнаруженными после выпуска товара, неся риск понести убытки и дополнительные расходы. Мало того, что подобные

ситуации влекут за собой непредвиденные расходы, так еще в виду того, что порядок действий в таких ситуациях мало описан в законодательстве, руководители компаний и подразделений, отвечающие за таможенные и налоговые вопросы, сталкиваются с принятием решений в условиях неопределенности.

В идеальной модели было бы хорошо иметь в инструкциях соответствующих отделов участников ВЭД и подразделений таможенных органов методические рекомендации или план действий при получении товара с дефектами (браком), а также при обнаружении недостатков товара после выпуска товара в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40 [1]), в том числе в процессе эксплуатации.

Цель данной статьи - формирование методической основы и систематизация разрозненных законодательных норм, а также помощь участникам ВЭД, должностным лицам таможенных органов и другим заинтересованным сторонам разобраться с особенностями применения таможенных платежей в различных таможенных процедурах при обнаружении после выпуска товаров с дефектами (браком) и недостатками.

Поскольку четкого закрепления понятий дефекта и недостатков товара на национальном и наднациональном уровнях таможенного законодательства ЕАЭС нет, в понятие «дефект» авторами закладывается несоответствие товара требованиям к качественным характеристикам товара, закрепленным в документации, включая брак и ненадлежащее качество, а в понятие «недостаток товара» - несоответствие товара обязательным законодательно установленным требованиям или условиям договора, или целям, для которых товар обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию, включая существенные недостатки, недопоставку товара и некомплектную поставку (табл. 1).

Дефекты и недостатки товаров ведут к неисполнению условий сделки, что, в свою очередь, согласно пп. 6 п. 2 ст. 238 ТК ЕАЭС дает право на применение таможенной процедуры реэкспорта в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления [7] с возвратом уплаченных таможенных пошлин и налогов в отношении таких товаров. Однако при этом должны быть соблюдены условия, установленные п. 2 ст. 239 ТК ЕАЭС (табл. 2).

Возврат пошлин и налогов производится в соответствии с главой 10 ТК ЕАЭС и главой 11 289-ФЗ как излишне уплаченных сумм путем внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары. Решение (разрешение) о внесении изменений в декларацию на товары принимается таможенным органом в течение пятнадцати рабочих дней со дня представления декларантом после выпуска товаров в таможенной процедуре реэкспорта корректировки декларации на товары ИМ 40 (пп. 4 и 5 ст. 112 ТК ЕАЭС). При помещении товара с дефектами и/или недостатками под таможенную

процедуру реэкспорта подлежат уплате таможенные сборы за таможенные операции в размере, который будет определяться в зависимости от наличия и вида ставок вывозных таможенных пошлин [9]. Так, если реэкспортируемый товар не облагается экспортными пошлинами или на него установлены экспортные пошлины, взимаемые по специфическим ставкам, то величина сборов за таможенные операции будет определяться по количеству товаров, заявленных в декларации на товары [9]. Если реэкспортируемый товар облагается экспортными пошлинами по адвалорным ставкам или по комбинированным ставкам, в составе которых имеется адвалорная составляющая, то величина сборов за таможенные операции будет определяться по таможенной стоимости декларируемых товаров [10].

При выполнении всех условий и предоставлении подтверждающих документов (табл. 2), решение таможенного органа о возврате излишне уплаченных сумм пошлин и налогов будет положительным (принимается информационной системой таможенных органов на основании поступивших в ресурс Единый лицевой счет (ЕЛС) сведений из корректировки декларации на товары (КДТ)) и они будут зачислены в счет авансовых платежей в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем внесения изменений в декларацию на товары (п. 3 ч. 4 ст. 68 Закона № 289-ФЗ) без представления плательщиком соответствующего заявления [11]. Но если есть необходимость вывести полученные в результате возврата излишне уплаченных сумм денежные средства с авансового счета плательщика на его счет в коммерческом банке, то ему необходимо подать заявление установленного образца через личный кабинет участника ВЭД либо в письменной форме (ст. 36 Закона № 289-ФЗ). Возврат авансовых платежей производится в валюте Российской Федерации на основании Решения уполномоченного таможенного органа (отдел контроля электронных платежей территориального управления). Общий срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей, принятия решения о возврате авансовых платежей и возврат авансовых платежей не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления заявления о возврате авансовых платежей в таможенный орган (ст. 36 п. 22 Закона № 289-ФЗ). Однако есть обстоятельства, при наличии которых возврат не производится (п. 18 ст. 36 ФЗ-289) [11].

Если же условия (табл. 2) не могут быть выполнены, то поместить товар с дефектами и/или недостатками под таможенную процедуру реэкспорта невозможно, как и вернуть уплаченные в отношении таких товаров пошлины и налоги (рис. 1). Возврат товара поставщику в таком слу-чае возможен путем его помещения под процедуру ЭК 10, но при условии соблюдения запре-

Таблица 1

Базовые понятия, связанные с дефектами или недостатками товаров, имеющиеся в российском законодательстве и праве ЕАЭС

Термин (понятие) Источник термина (понятия) в нормативных актах

1. Дефект (дефект качества) - каждое отдельное несоответствие установленным требованиям. Бывает явный, скрытый, критический, и др. виды., в том числе: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 № 77 (ред. от 04.07.2023) «Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза» [2]

- брак - отклонение от качественных параметров товара Приказ Минсельхоза России от 13.06.2001 № 654 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению» [3] Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» [4]

- ненадлежащее качество - товар с недостатками, недоброкачественные товары Ст. 503, 518, 520 ГК РФ [5]

2. Недостаток товара - несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию, в том числе: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» [6]

- существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» [6]

- недопоставка товаров (недопоставленное количество товаров в отдельном периоде поставки) Статьи 511-512 и 521 ГК РФ [5]

- некомплектные товары - товары, поставленные с нарушением условий договора поставки, требований закона, иных правовых актов либо обычно предъявляемых требований к комплектности Статьи 519-520 ГК РФ [5]

-неотфактурованная поставка - материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком). Приказ Минсельхоза России от 13.06.2001 № 654 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета ...» [4] Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерскогоучета...» [5]

тов и ограничений на его вывоз с территории РФ и с уплатой в отношении такого товара установленных таможенных платежей. Так, на основании Указа Президента РФ от 08.03.2022 № 100 до 31 мая 2025 г. применяются специальные экономические меры в виде запрета (ограничений) на вывоз за пределы территории РФ определенных видов продукции и (или) сырья (перечни товаров, в отношении которых установлены запреты (ограничения) на вывоз, определены Правительством РФ) [12-15].

Возможны и другие ситуации применения таможенных и иных платежей при обнаружении после выпуска товаров с такими недостатками, как

некомплектные и неотфактурированные поставки. Рассмотрим различные варианты развития событий при таких поставках:

1) обнаружение некомплектных поставок не привело к доначислению таможенных платежей (поставляемые товары облагаются по одинаковым ставкам таможенных пошлин и налогов);

2) обнаружение некомплектных поставок привело к доначислению таможенных платежей (поставляемые товары облагаются по разным ставкам таможенных пошлин и/или налогов);

3) обнаружены неотфактурированные поставки товара (количество поставленного товара превышает задекларированный объем, следовательно,

Таблица 2

Возврат таможенных пошлин и налогов при реэкспорте товаров с дефектами/ недостатками, выпущенных в ИМ 40

Условие Подтверждающие документы

Помещение товаров под таможенную процедуру реэкспорта в течение 1 года со дня, следующего за днем их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления Декларация на товары ИМ 40

Представление таможенному органу сведений: - об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Союза; - о неисполнении условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза; - о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; - о использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления - таможенные и (или) иные документы либо сведения о таких документах: Декларация на товары Им40; - договор о поставке товаров (внешнеторговый контракт, инвойс и другие коммерческие и иные документы); - дополнительное соглашение/ соглашение о признании ошибочной поставки; - акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (унифицированная форма №ТОРГ-3, утвержденная [8]); - акт независимой экспертизы и/или сертификат, выданный независимым экспертом или лабораторией, имеющими полномочия на проведение такого рода экспертиз; документы, выдаваемые уполномоченными организациями в соответствии с законодательством государств-членов (Заключение ТПП РФ); - гарантийный сертификат; - документы производственного, бухгалтерского, налогового учета, подтверждающие неиспользование товара

Неиспользование товаров на таможенной территории Союза и непроведение их ремонта, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших вывоз товаров с таможенной территории Союза Заключение независимой экспертизы, документы (фото и другие доказательства), подтверждающие, что товары находятся в неизменном состоянии

Возможность идентификации товаров таможенным органом Маркировка товара (штрих код, QR код, Data Matrix, уникальные номера, нанометрические маркеры, метки RFID), уникальные номера на упаковке (при подтверждении их целостности)

Соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС Лицензии, разрешения на вывоз товаров, сертификат соответствия

компания-импортер не имеет законных оснований оприходовать товар в части, превышающей задекларированный объем поставки).

В первом варианте для устранения нарушения условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, декларантом осуществляется обращение в таможенный орган, осуществивший выпуск товара для корректировки заявленных в ДТ ИМ 40 сведений. Данная корректировка не приведет к доплате таможенных платежей, так как товар облагается по одинаковым ставкам пошлин и НДС. И поскольку это добровольное обращение в таможенный орган, то декларант, по сути совершивший административное правонарушение (недостоверное декларирование ст. 16.2 КоАП РФ), освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные пп. 1-3 п. 2 примечаний к ст. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 16 КоАП) [17]. После внесения корректировки

в ДТ ИМ 40 излишне поставленный товар помещается под таможенную процедуру реэкспорта при соблюдении условий помещения товаров под данную таможенную процедуру (табл. 2) с уплатой таможенных сборов за таможенные операции с последующим возвратом таможенных пошлин и налогов, излишне уплаченных в отношении определенного вида товара (вторая КДТ ИМ 40). Компания-экспортер осуществляет допоставку необходимого количества товара в таможенной процедуре ИМ 40 с уплатой всех таможенных платежей в отношении таких товаров. Если же реэкспорт излишне поставленных товаров невозможен, то они должны быть помещены под таможенную процедуру ЭК 10 с уплатой таможенных платежей при соблюдении запретов и ограничений или уничтожены, о чем предоставлена информация в таможенные органы.

Во втором варианте в отношении такой поставки возникнет административная ответственность (уплата штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тыс. до двадцати тыс. руб. - п. 1 ст. 16 КоАП) [17],

ИМ 40 - Выпуск для внутреннего потребления, ЭК 10 - Экспорт, ЭК 31 - Реэкспорт, ИМ 60 - Реимпорт, ЭЛ 21 -Переработка вне таможенной территории, ДТ - декларация на товары, КДТ - корректировка декларации на товары, ТП - таможенные платежи.

Рис. 1. Таможенные процедуры при перемещении товаров с дефектами/недостатками (составлено авторами на основе [16])

а также доначисление таможенных платежей (КДТ) по ставкам, действующим на дату регистрации ДТ ИМ 40 и пени [11]. Но при добровольном обращении в таможенный орган о такой поставке с заявлением корректировки ДТ ИМ 40, как и в первом случае, административная ответственность не наступает. Излишне поставленные товары могут быть возвращены путем их помещения под таможенную процедуру реэкспорта при выполнении условий (табл. 2) данной процедуры, в противном случае -под таможенную процедуру экспорта с уплатой таможенных пошлин и сборов при соблюдении запретов и ограничений или уничтожены.

В третьем варианте участник ВЭД заявляет в таможенные органы о поставке товара в большем количестве, чем отражено в товаросопроводительных документах и ДТ ИМ 40 (не-отфактурированная поставка). Но так как это происходит после выпуска товара, то скорректировать ДТ ИМ 40 возможно только для уплаты таможенных платежей в полном объеме о отношении всех заявленных в ней товаров. Неотфактурированная поставка приводит к доначислению таможенных платежей и пени со дня, следующего за днем истечения

срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей (дата регистрации ДТ ИМ 40) по день их уплаты (исполнения обязанности) [11] путем корректировки ДТ ИМ 40. И также, как и в первых двух случаях, при добровольном обращении в таможенные органы участник ВЭД освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение. Если получателю не нужен товар, полученный сверх договорных обязательств, то в отношении таких товаров заявляется таможенная процедура ИМ 31 (реэкспорт при соблюдении условий) с уплатой таможенных сборов за таможенные операции и последующей второй корректировкой ДТ ИМ 40 (возврат излишне уплаченных пошлин и налогов) или ЭК 10 (при соблюдении запретов и ограничений) с уплатой всех таможенных платежей.

Следует отметить, что действующее законодательство не содержит нормы, позволяющей участнику ВЭД решить вопрос некомплектных и неотфактурованных поставок без штрафной экономической санкции в виде пени. С одной стороны, это связано с отсутствием однозначного механизма идентификации отсутствия преднамеренного

совершения таких поставок, с другой стороны, это в ряде случаев заставляет участников ВЭД скрывать подобные ситуации или просто-напросто уничтожать такой товар.

Отдельного внимания в части применения таможенных платежей заслуживает ситуация, при которой после выпуска товара обнаруживаются неисправности в товаре, устранимые путем проведения ремонтных работ поставщиком или другой иностранной компанией. Вывезти такой товар для осмотра (например, тестирования) можно в таможенной процедуре временного вывоза (ЭК 23), а для ремонта (гарантийного и постгарантийного ремонта) можно только в процедуре переработки вне таможенной территории (ЭК 21). При этом применение таможенных платежей имеет общие моменты в части уплаты таможенных сборов за таможенные операции до выпуска товара в указанных процедурах и при их завершении (ИМ 60 с уплатой сборов за таможенные операции) в случае, если товары возвращаются в первоначальном виде (исходном состоянии) и в установленный в соответствующем разрешении на вывоз товаров срок.

Если же для устранения дефекта и/или недостатка потребуется капитальный ремонт (включая их восстановление, замену составных частей, модернизацию), то есть товар не может вернуться на территорию РФ в первоначальном (неизменном) виде, то применима в этом случае будет только таможенная процедура ЭК 21. Допускается применение таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в отношении товаров ранее вывезенных в процедуре временного вывоза (ЭК 23) без их ввоза на таможенную территорию Союза (ст. 176 ТК ЕАЭС) [7]. Разрешение на переработку вне таможенной территории с целью устранения дефектов и/или недостатков товара, выявленных после выпуска товара, в таком случае, выдается таможенным органом на основании документа об условиях переработки товаров вне таможенной территории Союза, уполномоченным органом. Таким документом может выступать декларация на товары, так как целью применения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в данном случае является ремонт товаров (ст. 177 ТК ЕАЭС) [7]. При помещении под таможенную процедуру ЭК 21 уплачиваются сборы за таможенные операции, если товар облагается экспортными пошлинами, то производится условный расчет сумм экспортных пошлин, которые не подлежат уплате до выпуска товара в силу таможенной процедуры. Завершиться таможенная процедура ЭК 21 должна обратным ввозом товара в таможенной процедуре ИМ 40 с особенностями исчисления таможенных пошлин и налогов к уплате. Таможенные сборы за таможенные операции при ИМ 40, завершающей процедуру ЭК 21, уплачиваются до выпуска товара в размере, зависящем от таможенной стоимости товара (с учетом стоимости капитального ремонта), а таможенные пошлины и НДС ис-

числяются к уплате от стоимости переработки (стоимости операций по переработке вне таможенной территории Союза) (ст. 186 ТК ЕАЭС, ч. 2 п. 2 ст. 160 НК РФ) [7, 18]. При этом в стоимость переработки складывается из стоимости проведенных работ по капитальному ремонту и стоимости иностранных товаров, использованных в процессе ремонта, если они не включены в стоимость такого ремонта. Стоимость переработки должна быть документально подтверждена производителем ремонтных работ, в противном случае она будет определена как разница между стоимостью отремонтированного товара и стоимостью, заявленной при помещении его под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. Согласно п.4 ст. 186 ТК ЕАЭС если к продуктам переработки (отремонтированный товар) применяются специфические ставки ввозных таможенных пошлин, сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин определяется как произведение суммы ввозной таможенной пошлины, исчисленной по специфической ставке в отношении продуктов переработки, на коэффициент переработки, который определяется как отношение стоимости операций по переработке вне таможенной территории Союза (капитального ремонта) к таможенной стоимости продуктов переработки (отремонтированного товара), как если бы продукты переработки помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В случае если операцией по переработке вне таможенной территории Союза являлся ремонт вывезенных с таможенной территории Союза подакцизных товаров (легковой автомобиль), акцизы при обратном ввозе в таможенной процедуре ИМ 40 не исчисляются и не уплачиваются (п. 5 ст. 186 ТК ЕАЭС) [7].

Таким образом, поставка товаров с дефектами/ недостатками, обнаруженными после выпуска товара, может привести как к возврату, так и к доплате таможенных и иных платежей, администрируе-мых ФТС России, при этом применение таможенных платежей определяется особенностями различных таможенных процедур. Предпринятая авторами попытка обобщения опыта, уточнения специфики и подходов в вопросах применения таможенных платежей при таможенном оформлении сделок с рекламациями, инициированными в результате обнаружения после выпуска товаров с дефектами и недостатками, позволит законопослушным, добросовестным участникам ВЭД, должностным лицам таможенных органов и другим заинтересованным сторонам разобраться с особенностями применения таможенных и иных платежей в различных таможенных процедурах, применяемых в отношении таких товаров.

Библиографический список:

1. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» //

СПС «КонсультантПлюс».

2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 № 77 (ред. от 04.07.2023) «Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Приказ Минсельхоза России от 13.06.2001 № 654 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».

8. Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» // СПС «Консультант Плюс».

10. Медведенко О.В. Актуальные аспекты применения таможенных сборов за совершение таможенных

операций, связанных с выпуском товаров // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). С. 28-32.

И. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 28.04.2023) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2023) // СПС «КонсультантПлюс».

12. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 21.11.2023) «О мерах нетарифного регулирования» // СПС «КонсультантПлюс».

13. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 311 (ред. от 08.09.2023) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100» // СПС «КонсультантПлюс».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 г. № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

15. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 313 (ред. от 27.05.2023) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100»// СПС «КонсультантПлюс».

16. Комелова А.Ю. Вопросы таможенного оформления и применения таможенных процедур для внешнеторговых сделок с рекламацией и при получении товаров с браком // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 4(88). С. 35-40.

17. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // СПС «КонсультантПлюс».

18. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.03.2024) // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.