Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПУСКОМ ТОВАРОВ'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПУСКОМ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ / СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ / ЭЛЕМЕНТЫ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведенко Оксана Владиславовна

В статье приводится обзор таможенного законодательства, определяющего элементы таможенных сборов за совершение таможенных операций за период с 2018 по 2021 гг. Рассматриваются нововведения, вступившие в силу в августе 2021 года, в частности переход на использование авансовых платежей при уплате таможенных платежей. Автором проводится сравнительный анализ некоторых положений, установленных таможенным законодательством до и после 1 августа 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ASPECTS OF THE APPLICATION OF CUSTOMS DUTIES FOR CUSTOMS OPERATIONS RELATED TO THE RELEASE OF GOODS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article provides an overview of the customs legislation defining the elements of customs duties for customs operations for the period from 2018 to 2021. The innovations that came into force in August 2021, the transition to the use of advance payments for the payment of customs duties are being considered. The author conducts a comparative analysis of someprovisionsestablished by thecustoms legislation before and after August 1, 2021 is carried out

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПУСКОМ ТОВАРОВ»

УДК 336.41

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПУСКОМ ТОВАРОВ

Медведенко Оксана Владиславовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования, e-mail: oks301173@mail.ru

В статье приводится обзор таможенного законодательства, определяющего элементы таможенных сборов за совершение таможенных операций за период с 2018 по 2021 гг. Рассматриваются нововведения, вступившие в силу в августе 2021 года, в частности переход на использование авансовых платежей при уплате таможенных платежей. Автором проводится сравнительный анализ некоторых положений, установленных таможенным законодательством до и после 1 августа 2021 г.

Ключевые слова: таможенные платежи; таможенные сборы за совершение таможенных операций; ставки таможенных сборов; элементы таможенных сборов

CURRENT ASPECTS OF THE APPLICATION OF CUSTOMS DUTIES

FOR CUSTOMS OPERATIONS RELATED TO THE RELEASE OF GOODS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Medvedenko Oxana V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Customs Revenue and Tariff Regulation, e-mail: oks301173@mail.ru

The article provides an overview of the customs legislation defining the elements of customs duties for customs operations for the period from 2018 to 2021. The innovations that came into force in August 2021, the transition to the use of advance payments for the payment of customs duties are being considered. The author conducts a comparative analysis of some provisions established by the customs legislation before and after August 1, 2021 is carried out

Keywords: customs payments; customs fees for customs operations; rates of customs duties; elements of customs duties

Для цитирования: Медведенко О.В. Актуальные аспекты применения таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

2022. № 1 (81). С. 28-32.

Применение таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее - таможенные сборы, таможенные сборы за таможенные операции), в Российской Федерации обусловлено их основной функцией - компенсированием расходов таможенных органов (далее - ТО) на осуществление ими государственной услуги по таможенному оформлению товаров, перемещаемых через границу. С момента вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации иовнесенииизмененийвотдельныезаконодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) динамика поступлений от таможенных сборов за период 2018-2020 гг. скорее имеет тенденцию к увеличению (2018 г. - 20,31 млрд руб., 2019 г. - 19,98 млрд руб., 2020 г. - 26,78 млрд руб.) [1]. В структуре таможенных платежей таможенные сборы в 2018 г. занимали предпоследнюю позицию, а с 2019 г. - крайнюю нижнюю позицию, однако размер доли в структуре увеличился от 0,33 % в 2018 г. до 0,34 % в 2019 г. и более чем в 1,5 раза в 2020 г. [1].

Применение таможенных сборов за таможенные операции за последние три года регулировалось двумя федеральными законами. Закон № 289-ФЗ, устанавливает определение и виды таможенных сборов за таможенные операции (ст. 37), элементы таможенных платежей: «плательщик» и «объект обложения» (ст. 38), «ставки» и «база для исчисления» (ст. 46), «порядок исчисления» (ст.39), «срок уплаты» (ст. 43), «льготы» (ст. 47) и положения: возникновение, прекращение и исполнение обязанности по уплате (ст. 41, 42), применение ставок таможенных сборов за таможенные операции (ст. 40), порядок взыскания таможенных сборов (ст. 45) [2].

При переходе к цифровизации таможни и в соответствии с Законом № 289-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» (далее - Постановление № 342) были введены и в августе 2020 года вступили в действие новые ставки и база для исчисления таможенных сборов за таможенные операции, а также порядок их применения [3]. Поскольку целевая

Актуальные аспекты применения таможенных .

Взаимосвязь элементов таможенных сборов за таможенные операции (составлено автором по положениям Закона № 289-ФЗ [2])

функция таможенных сборов - это возмещение затрат на оказание государственных таможенных услуг по таможенному оформлению, база для определения ставок таможенных сборов была детализирована в Постановлении № 342, размеры ранее действующих ставок таможенных сборов увеличены до размеров, сопоставимых с базовыми тарифами на оказание таможенных услуг, введены новые положения, позволяющие корректно оценить государственные таможенные услуги.

Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ) продолжал действовать в части, касающейся порядка и форм уплаты таможенных сборов (ст. 128) и применения возврата таможенных сборов (ст. 129) [4].

Таким образом, Закон № 289-ФЗ регулирует экономическую составляющую таможенных сборов за таможенные операции, выраженную через элементы таможенных сборов и порядок их применения. Определяет взаимосвязь плательщиков и объект обложения через порядок применения ставок таможенных сборов, при этом делая отсылку на Постановление № 342, устанавливающее базу для исчисления и ставки таможенных сборов (см. рисунок). Другие элементы таможенных сборов находятся в непосредственном взаимодействии, элемент «порядок исчисления» включает взаимосвязь: «плательщик + объект обложения + база исчисления + ставка + льготы» - плательщик самостоятельно производит расчет таможенных сборов, используя базу исчисления и ставки, действующие на момент регистрации декларации на товар

(далее - ДТ) ТО, что будет относиться к объекту обложения - действию ТО, совершению таможенного оформления. Применение освобождения от уплаты таможенных сборов также отображается в ДТ.

Элемент «Сроки уплаты» прямо включает взаимодействие: «плательщик + порядок исчисления + объект обложения», а косвенно добавляет: «+ база + ставка + льготы» - плательщик самостоятельно исчисляет таможенные сборы, заполняя графу 47 и «В» ДТ, и уплачивает таможенные платежи в соответствии с произведенными исчислениями до выпуска товара при регистрации ДТ. Опять же, расчет он производит по ставкам, зависящим от базы исчисления, действующим на момент регистрации ДТ ТО.

Элемент «Льготы» заслуживает особого внимания из-за прямого взаимодействия элементов: «плательщик + база + ставка», но при этом льготы в виде освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенные операции зависят и от других обстоятельств, которые условно можно поделить по ряду признаков:

1. Товары. Например, товары, ввозимые или вывозимые дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями.

2. Товары + таможенные процедуры. Например, товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита.

3. Официальные бланки (документы). Например, ввозимые акцизные марки.

4. Транспортные средства. Например, транспортные средства международных перевозок.

5. Оборудование. Например, профессиональное

Таблица

Применение таможенных сборов за таможенные операции в Российской Федерации

в 2018-2021 гг.

Применение таможенных сборов

Положения до 01.08.2021 (действие Закона № 311-ФЗ) после 01.08.2021 (действие Закона № 289-ФЗ)

Порядок и формы уплаты Ст.128: ссылка на ст. 116 Внесение таможенных платежей на счет Федерального казначейства в валюте РФ: - для участников ВЭД: безналичная форма, можно уплачивать через электронные, платежные терминалы, банкоматы [7], с декабря 2019 г. - централизованно, применяя единые лицевые счета [8]; - для физических лиц: можно уплачивать в кассу таможенного органа в наличной или безналичной форме. Ст.44: ссылка на ст.28 Внесение авансовых платежей на лицевой счет плательщика (по коду бюджетной классификации (КБК)). Распоряжение авансовыми платежами в счет уплаты таможенных сборов: - для участников ВЭД: таможенная платежная карта; - для физических лиц: наличные денежные средства, платежные банковские карты, в т.ч. таможенная платежная карта.

Применение возврата излишне уплаченных / взысканных сумм таможенных сборов Ст.129: ссылка на ст.ст. 147-149 По решению таможенного органа (производящего декларирование товара) на основании заявления плательщика не позднее 3-х лет со дня уплаты либо взыскания. Возврат производится на счет плательщика в валюте РФ. Ст.45: ссылка на ст.67 По результатам таможенного контроля после выпуска товаров. Возврат производится установленным ТО в форме зачета сумм, в счет авансовых платежей. ТО информирует плательщика о зачете сумм через личный кабинет. В отношении излишне взысканных сумм подлежат выплате проценты на такие суммы по заявлению плательщика.

Исключение: Сумма таможенных сборов за таможенные операции не пересчитывается, возврат таких сумм не производятся: - при изменении таможенной стоимости или количества товара, указанных в ДТ, по результатам контрольных мероприятий; - при правомерном отказе в выпуске товаров / аннулировании таможенным органом выпуска товаров.

оборудование в соответствии с установленным перечнем.

6. Товар + мероприятие. Например, товар, ввозимый для проведения выставки с иностранным участием.

7. Товар + мероприятие + таможенная процедура. Например, реквизит для киносъемки при помещении под таможенную процедуру временного ввоза и при реэкспорте.

8. Иные. Например, валюта стран - участников ЕАЭС [2].

Такое деление условно, поскольку освобождение от уплаты таможенных сборов может быть связано как с определенным товаром, так и с помещением товара под конкретную таможенную процедуру или участие в мероприятии, а может содержать сразу несколько признаков.

Отдельным пунктом обозначены льготы, устанавливаемые Правительством РФ в дополнение к льготам, указанным в Законе № 289-ФЗ. Данный перечень представлен шестью направлениями, связанными с проведением некоторых спортивных и массовых мероприятий, ввозом лекарственных средств и уловом водных биоресурсов, а также в целях привлечения к некоторым таможенным

процедурам. Так, с 16 апреля 2021 г. в отношении продуктов переработки, полученных в результате операций при переработке на таможенной территории ЕАЭС и помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта, таможенные сборы за таможенные операции не уплачиваются [5].

Элементы таможенных сборов лежат в основе порядка и форм уплаты, взыскания и возврата таможенных сборов. Независимо от того, каким законом регулируются эти положения и какие изменения в них вносятся, состав элементов останется неизменным. Взыскание и возврат коснется всех элементов, за исключением элемента «база для исчисления», т.к. корректировка этого элемента, т.е. таможенной стоимости или количества товарных позиций, не могут повлиять на сумму таможенных сборов за таможенные операции, взыскание и возврат таможенных сборов по этому поводу не производится.

Порядок и формы уплаты прямо или косвенно затрагивает все элементы, базируется на них, однако при внесении изменений, не повлияет на их состав.

Регулирование применения таможенных сборов за таможенные операции осуществлялось на осно-

Актуальные аспекты применения таможенных .,

вании двух законов по объективной причине, связанной с гармонизацией таможенного регулирования на наднациональном уровне, а точнее -Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договора о ЕАЭС). С 1 августа 2021 г. в связи со вступлением в силу Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС меняется порядок и формы уплаты, а также порядок возврата таможенных сборов. Данный Протокол предусматривает внесение изменений в порядок зачисления и распределения сумм таможенных платежей, их перечисления в доход бюджетов стран - участников ЕАЭС (приложение № 5 к Договору о ЕАЭС) [6] (таблица).

Итак, с августа 2021 г. положения по порядку и форме уплаты и возврату таможенных платежей переходят на новый цифровой уровень в соответствии с Планом мероприятий на период 2021-2024 гг. по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [9]. При этом Закон № 289-ФЗ в статьях, касающихся применения таможенных сборов за таможенные операции, продолжает направлять, как и ранее Закон № 311-ФЗ, к положениям по применению таможенных пошлин, налогов, следовательно, нововведения одинаково касаются всех видов таможенных платежей. Вносятся изменения в порядок уплаты - переход на зачет авансовых платежей в счет уплаты таможенных платежей. Вводится новое платежное поручение, заменившее все платежные документы, оформляемые ранее. При этом формы уплаты конкретизируются для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до использования таможенной платежной карты - безналичная оплата, а для физических лиц, ввозящих товары для личного пользования, сохраняется, в том числе, иная возможность внесения авансовых платежей.

Правила возврата таможенных сборов за таможенные операции также основаны на использовании авансовых платежей и будут соответствовать правилам возврата таможенных пошлин и налогов, но, имея в виду исключения, случаи возврата таможенных сборов крайне редки. Например, такие случаи могут быть связаны с доказанным в суде незаконным требованием таможенного органа уплаты таможенных сборов [10].

Таким образом, таможенные сборы за таможенные операции в РФ имеют определенный целевой функционал, их применение основано на взаимосвязи структурных элементов, регулируется Законом № 289-ФЗ и постепенно переходит на уплату с использованием авансовых платежей. Использование авансовых платежей, в целом, упростит администрирование платежей, взимаемых таможенными органами и позволит минимизировать затраты участников ВЭД, к примеру, сократит количество КБК, достаточно будет оформить один платежный документ по КБК авансовых платежей вместо оформления платежных документов

по отдельным КБК всех таможенных и иных

платежей [11].

Библиографический список:

1. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» 2013-2021. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/ebudget/epbs_ test/ (дата обращения: 25.03.2022)

2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 № 364 «Об освобождении от уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, полученных (образовавшихся) в результате операций по переработке на таможенной территории Евразийского экономического союза (продуктов переработки) и помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов // СПС «КонсультантПлюс».

7. Медведенко О.В. Некоторые аспекты применения таможенных платежей, связанные с новациями таможенного законодательства, в отношении товаров для личного пользования // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1 (69). С. 25-30.

8. Приказ ФТС России от 29.04.2019 № 727 «Об утверждении Порядка ведения лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, и об определении таможенных органов, уполномоченных на принятие и рассмотрение заявления о представлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также об определении таможенных органов, уполномоченных на осуществление возврата авансовых платежей и возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы» // СПС «КонсультантПлюс».

9. План мероприятий на период 2021-2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года // Официальный сайт ФТС России. URL: https:// customs.gov.ru/storage/folder_link/2021/09-01/ zmWRUCe1/plan_21_24.pdf.

10. Таможенный сбор: правила 2021 года // Журнал «Юрист компании» URL: https://www.law.ru/article/ 23159-tamojennyy-sbor-2021.

11. О порядке уплаты таможенных платежей с 1 августа 2021 г. // Альта-Софт. URL: https://www. alta.ru/news/82778.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.