ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
студент 4 курса Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации
ЗИМИНА Екатерина Дмитриевна
Аннотация. В статье рассматриваются правовые основы функционирования свободных экономических зон и применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Евразийском экономическом союзе. Анализируются особенности применения данной таможенной процедуры. Подробно рассматривается вопрос идентификации помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товаров в изготовленных из них на территории свободной экономической зоны товарах. Делаются выводы относительно преимуществ помещения товаров под данную таможенную процедуру в рамках существующего правопорядка.
Ключевые слова: правовое регулирование, Евразийский экономический союз, свободные экономические зоны, таможенная процедура свободной таможенной зоны, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, переработка товаров.
E-mail: [email protected]
УДК 339.543.027.2 ББК 65.428 ГРНТИ 72.15.41
Для цитирования: Зимина Е.Д. Перспективы применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Евразийском экономическом союзе // Сфера права. 2021. № 2. С. 7-19.
Государства всячески стараются привлечь иностранные инвестиции для развития национальной инфраструктуры и экономики. Одним из способов такого привлечения является создание свободных экономических зон (далее - СЭЗ), или, как их еще называют, - особых, специальных. В рамках этих зон действуют определенные льготы для их участников: административные, налоговые, финансовые, таможенные. Таможенные льготы заключаются в снижении или отмене таможенных пошлин и налогов, а также упрощении порядка совершения таможенных операций. Свободные экономические зоны - институт далеко не новый, а их ранние формы характеризовались предоставлением именно таможенных льгот. В прошлых веках свободные экономические зоны начали создаваться в форме зон франко (свободных таможенных зон) при портах в торговых центрах Европы: Гамбурге, Бремене, Копенгагене1. Современные свободные экономические зоны характеризуются предоставлением более широкого спектра льгот.
На территории Евразийского экономического союза также предусмотрено создание свободных экономических зон. Таможенная льгота заключается в возможности применения к товарам, ввозимым на территорию СЭЗ, таможенной процедуры свободной таможенной зоны. На первый взгляд кажется, что таможенная территория Евразийского экономического союза представляет собой единое неразрывное полотно, но на самом деле это не совсем так. Внутри таможенной территории имеются внутренние таможенные границы, которые как раз выделяют СЭЗ. Однако это не значит, что любой товар, ввозимый на территорию данных зон в рамках коммерческого оборота, должен быть обязательно помещен под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Данная возможность рассматривается как льгота для резидентов СЭЗ, поэтому помещение товара под таможенную процедуру
1 Международное экономическое право: учебник / под общ. ред. Ю.В. Шумилова. 7-е изд., перераб. и доп. Москва: ЮСТИЦИЯ, 2021. С. 482.
©
свободной таможенной зоны или отказ от такого помещения остается за резидентом, за исключением случаев, когда конкретный товар в обязательном порядке подлежит помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с национальным законодательством государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС)2.
Вопрос создания и функционирования СЭЗ, как и многие другие вопросы экономического характера в ЕАЭС, имеют два уровня правового регулирования. На наднациональном уровне данный вопрос регулируется тремя основными актами: Соглашением по вопросам свободных экономических зон, заключенным в рамках Таможенного союза3 (далее - Соглашение), Договором о Евразийском экономическом союзе4 (далее - Договор) и Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС)5, регулирующим вопросы применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Эти акты содержат нормы, применимые ко всем СЭЗ на территориях всех государств-членов ЕАЭС. Пробелы регулирования восполняются действующими Решениями Комиссии Таможенного союза и Решениями Евразийской экономической комиссии. Между тем СЭЗ регулируются также и национальными законодательными актами государств-членов ЕАЭС, например, в Российской Федерации регулирование осуществляется Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»6, а также федеральными законами, регламентирующими функционирование отдельных СЭЗ.
2 Пункт 3 ст. 201 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3 Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане, 29.05.2014) // доступ СПС «КонсультантПлюс».
5 Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (подписан в г. Москве 11.04.2017) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6 Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127.
в
Цель создания СЭЗ закрепляется в ст. 2 Соглашения и ст. 27 Договора, применительно к торговым вопросам это социально-экономическое развитие государств-членов, привлечение инвестиций, а также создание и развитие производств, основанных на новых технологиях. В пп. 1 п. 1 ст. 1 Соглашения представляется следующее определение: свободная (специальная, особая) экономическая зона - часть территории государства-члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства-члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Соглашение было заключено еще до образования ЕАЭС, в связи с чем представленное определение СЭЗ представляется дословно не соответствующим нынешним реалиям евразийской интеграции, однако, на экономическую сущность СЭЗ этот факт не влияет. На территории СЭЗ осуществляется предпринимательская и иная, определяемая национальным законодательством, деятельность. При этом государства-члены ЕАЭС могут также решать, какие виды деятельности запрещаются на всех СЭЗ, расположенных на их территории, или в конкретных СЭЗ7.
Как ранее отмечалось, одним из преимуществ СЭЗ является возможность применения на ее территории таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Территория СЭЗ является частью таможенной территории ЕАЭС, однако, товары, ввезенные на территорию СЭЗ и помещенные под соответствующую таможенную процедуру, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории для целей таможенно-тарифного и нетарифного регулирования8. Применение данной
7 Так, на российских территориях промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых особых экономических зон запрещается розничная продажа товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и изготовленных с их использованием других товаров (п. 2 ст. 37.1 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»), а на территориях всех СЭЗ запрещается разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, а также производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).
8 Халипов С.В. Таможенное право: учебник. 8-е изд., доп. М.: ИД «Юриспруденция», 2019. С. 211.
таможенной процедуры является преимуществом, а не обязанностью, в связи с чем на территории СЭЗ могут размещаться и использоваться и товары ЕАЭС, не помещенные под таможенную процедуру, и иностранные товары, помещенные под другие таможенные процедуры.
ТК ЕАЭС9 устанавливает общие положения, касающиеся таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применимые ко всем территориям СЭЗ в ЕАЭС. Кодекс определяет свободную таможенную зону как таможенную процедуру, применяемую в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС, в соответствии с которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей при соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру и использования в соответствии с такой таможенной процедурой. На основании данного определения можно выделить следующие черты данной таможенной процедуры:
1) применятся как в отношении иностранных товаров, так и товаров ЕАЭС,
2) в соответствии с процедурой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ,
3) размещение и использование товаров происходит без уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей при соблюдении определенных условий.
Товары помещаются под данную таможенную процедуру в целях осуществления резидентами СЭЗ предпринимательской и иной деятельности. Таким образом, ключевым субъектом в данных правоотношениях является резидент (участник) СЭЗ. Его определение дано в Соглашении: резидент свободной экономической зоны - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории государства-члена таможенного союза и включенные в реестр резидентов СЭЗ (они ведутся в каждом государстве-члене ЕАЭС). Резидент осуществляет деятельность в СЭЗ в соответствии с заключенным соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ (инвестиционной декларацией).
9 Глава 27 и ст. 454 и 455 ТК ЕАЭС.
Действие любой таможенной процедуры начинается с помещения под нее товаров, в связи с чем для каждой таможенной процедуры устанавливаются условия помещения. Условиями помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны являются:
• неотнесение товара к запрещенным к помещению под таможенную процедуру таможенной зоны,
• уведомление о ввозе или получения разрешения на ввоз товара (в зависимости от вида СЭЗ),
• ввоз товаров на территорию СЭЗ ее резидентами или иными лицами, заключившими с резидентами договор об оказании услуг на территории портовой или логистической СЭЗ,
• представление декларации на товары,
• соблюдение в отношении иностранных товаров запретов и ограничений. Евразийская экономическая комиссия может определять товары, в отношении
которых не может быть применена таможенная процедура свободной таможенной зоны на территории всех СЭЗ, находящихся в ЕАЭС10. На национальных уровнях такие решения тоже могут приниматься, только распространяться они будут соответственно на СЭЗ, расположенные в конкретном государстве-члене ЕАЭС11. Ввоз товаров во все СЭЗ, кроме портовой и логистической, осуществляется с уведомлением таможенного органа, для ввоза товара в портовую и логистическую СЭЗ необходимо получить разрешение таможенного органа. Декларантами товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, могут выступать резиденты СЭЗ и иные участники внешнеэкономической деятельности в
10 Такое решение принято в отношении сахара белого, являющегося иностранным товаром. См.: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2019 № 45 «Об отнесении сахара белого, являющегося иностранным товаром, к товарам, которые не подлежат помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и к товарам, в отношении которых не применяется таможенная процедура свободного склада» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11 Правительство России отнесло к таким товарам товары ЕАЭС, ввозимые резидентами портовых особых экономических зон и перемещаемые трубопроводным транспортом и некоторые другие. См.: Постановление Правительства РФ от 25.10.2012 № 1096 «Об утверждении перечня товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны» // СЗ РФ. 2012. № 44. Ст. 6039.
е
некоторых случаях, заключившие договоры с резидентами портовой или логистической СЭЗ договор об оказании услуг, например, по хранению, погрузке, разгрузке, подготовке товаров к транспортировке12. Стоит отметить, что территория СЭЗ является зоной таможенного контроля, а помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товары находятся под таким контролем до завершения действия таможенной процедуры или уничтожения товаров. В связи с этим декларант обязан вести учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, полученных из них, а также фиксировать в учетных документах любые происходящие с товарами изменения.
Отметим, что для портовых и логистических СЭЗ ст. 204 ТК ЕАЭС предусмотрены некоторые особенности помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в частности, запрет на помещение некоторых видов товаров, и уже названные обязанность получения разрешения таможенного органа на ввоз товаров вместо простого уведомления и предоставление возможности ввоза товаров не только для резидентов, но и для иных лиц, заключивших с резидентами договор об оказании услуг.
Для таможенной процедуры свободной таможенной зоны предусмотрены также условия использования товаров:
• размещение и нахождение товаров на территории СЭЗ в течение срока функционирования СЭЗ, срока применения таможенной процедуры, либо до утраты резидентом его статуса,
• использование товаров в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, инвестиционной декларацией или договором об оказании услуг,
• размещение и использование товаров декларантом, либо резидентом портовой или логистической СЭЗ, если он осуществляет хранение товаров,
• совершение в отношении товаров разрешенных операций.
12 Халипов С.В. Таможенное право: учебник. 8-е изд., доп. М.: ИД «Юриспруденция», 2019. С. 213.
©
Ввезенные на территорию СЭЗ товары, конечно же, не предназначены для нахождения на ней мертвым грузом, в связи с чем ТК ЕАЭС перечисляет действия или операции, которые могут совершаться с товарами, помещенными под данную таможенную процедуру. К ним относятся: хранение, погрузка, разгрузка и иные грузовые операции, обеспечение сохранности товаров и подготовка их к транспортировке, операции по переработке, изготовлению новых, ремонту или техническому обслуживанию товаров, потребление и другие. Перечисленные операции позволяют использовать товары как для обслуживания какого-либо производственного процесса (например, оборудование), так и для использования их в целях изготовления новых товаров (например, сырьевые товары), а также для их дальнейшей транспортировки на остальную часть таможенной территории ЕАЭС, или на территорию других государств.
Таможенная процедура свободной таможенной зоны не является завершающей, как, например, выпуск для внутреннего потребления или экспорт. ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда данная таможенная процедура завершается:
• прекращение функционирования СЭЗ,
• утрата декларантом статуса резидента,
• вывоз товаров на остальную территорию СЭЗ (за исключением некоторых случаев, например, в целях проведения операций по их техническому испытанию, исследованию, тестированию, проверке или перевозки транзитом с территории одной СЭЗ на территорию другой),
• потребление товаров,
• отказ от применения данной таможенной процедуры и в некоторых других случаях.
Когда декларант хочет завершить таможенную процедуру свободной таможенной зоны и вывезти товары с территории СЭЗ, возникает вопрос применения другой (продолжающей или завершающей) таможенной процедуры. Выбор зависит от того, куда товар будет вывезен: на территорию ЕАЭС или в третьи государства. Товары с территории СЭЗ за пределы таможенной территории могут вывозиться под
таможенными процедурами реэкспорта (иностранные товары и изготовленные из них), экспорта (товары ЕАЭС и изготовленные из них), или помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита (иностранные товары). Для вывоза товара на остальную часть таможенной территории ЕАЭС могут применяться практически любые таможенные процедуры, применимые к ввозимым на таможенную территорию товарам (выпуск для внутреннего потребления, таможенный склад, временный ввоз и т. д.), - для иностранных товаров, таможенная процедура реимпорта - для товаров ЕАЭС, таможенная процедура таможенного транзита - для иностранных товаров.
Перечисленные вопросы таможенного регулирования определяют порядок и возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, однако, основными аспектами в рамках применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны являются «национальность» помещенных под процедуру товаров, а также возможность идентификации первоначально помещенных под таможенную процедуру товаров в изготовленных на территории СЭЗ. Они важны для целей дальнейшего помещения под таможенные процедуры и уплаты ввозных пошлин, налогов и иных платежей или освобождения от таковой с целью вывоза товара на остальную часть таможенной территории или за пределы таможенной территории.
Когда товары помещаются под данную таможенную процедуру, их правовой статус сохраняется, то есть иностранные товары сохраняют статус иностранных, а товары ЕАЭС - статус товаров ЕАЭС. При этом на территорию СЭЗ могут ввозиться товары, использование которых предусмотрено для изготовления новых товаров (сырье). В таком случае после переработки товары, изготовленные из товаров ЕАЭС, приобретут статус товаров ЕАЭС, а товары, изготовленные из иностранных товаров или из иностранных товаров и товаров ЕАЭС - статус иностранных товаров. В связи с этим возникает проблема идентификации ввезенных товаров в готовых. Если такая идентификация невозможна, то определение их статуса будет зависеть от цели дальнейшего использования: товары для целей вывоза за пределы таможенной
территории ЕАЭС будут рассматриваться как товары ЕАЭС, а для иных целей - как
©
иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС. Особое внимание уделяется иностранным товарам, подпадающим под действие мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные меры, антидемпинговые меры, компенсационные меры). Когда такие товары ввозятся на территорию СЭЗ и помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а впоследствии - используются для изготовления новых товаров, они должны быть идентифицированы для возможности вывоза полученных товаров на остальную территорию ЕАЭС. Если идентификация невозможна, данные товары подлежат вывозу с таможенной территории ЕАЭС.
Идентификация первоначальных товаров в изготовленных на территории СЭЗ товарах - процесс технически сложный, в связи с чем используются различные способы облегчения этого процесса, такие как: проставление печатей и штампов, нанесение различного рода маркировки, в том числе при помощи серийных номеров, подробное описание и фотографирование товаров, сопоставление предварительно отобранных проб и образцов иностранных товаров и изготовленных из них товаров. Статья 210 ТК ЕАЭС описывает механизм определения «национальности» готового товара, она определяется по соответствию критериям достаточной переработки товаров13. Схема выглядит следующим образом: товары признаются товарами ЕАЭС, если произошло изменение кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) на уровне любого из первых четырех знаков,
14
процентная доля стоимости иностранного товара в конечном товаре невелика14, в отношении товаров совершены технологические операции, достаточные для
13 Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 373 «О Перечне операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
14 Процентная доля стоимости иностранных товаров не превышает фиксированной доли в цене конечной продукции, или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции. См. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 515 «О Порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
признания готовых товаров товарами ЕАЭС. Если произведенные операции не отвечают критериям достаточной переработки, то товар будет признан иностранным товаром, вне зависимости от остальных критериев. Если в отношении изготовленных товаров определен перечень технологических операций, достаточных для признания товаров товарами ЕАЭС, критерий изменения кода ТН ВЭД не применяется.
Возможность идентификации произведенных товаров является краеугольным вопросом при уплате пошлин, налогов и иных платежей. Регулирование зависит от того, куда вывозится товар: на остальную часть таможенной территории ЕАЭС или за пределы ЕАЭС - в третьи страны. При вывозе на территорию ЕАЭС (помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления) произведенных на территории СЭЗ товаров, признанных иностранными, должны быть уплачены ввозные таможенные пошлины, налоги и иные платежи. Если товары будут признаны товарами ЕАЭС, то данные платежи не будут уплачиваться, поскольку товар будет ввезен на таможенную территорию под таможенной процедурой реимпорта. Если товары будут вывозиться в третьи государства (за пределы таможенной территории ЕАЭС), то ввозные пошлины, налоги и иные платежи не будут уплачиваться как в отношении товаров, признанных иностранными, поскольку они реэкспортируются, так и в отношении товаров ЕАЭС, но в отношении последних должны быть уплачены вывозные таможенные пошлины. Однако стоит помнить, что вывозные таможенные пошлины находятся вне рамок регулирования ЕАЭС, и их применение определяется национальным законодательством каждого из государств -членов. При экспорте товаров, например, из Российской Федерации, вывозные таможенные пошлины применяются лишь в отношении некоторых видов товаров топливно-сырьевого сектора.
Правовое регулирование различных экономических вопросов не существует в вакууме. Цель каждой статьи, каждой нормы международного договора или национального закона - обеспечить достижение определенного экономически выгодного результата. Специальные экономические зоны, являющиеся институтом не только международного инвестиционного права, но и характерные для всей
международной экономической системы15, и возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на соответствующих участках территории ЕАЭС являются ярким тому подтверждением.
Анализ существующего правового регулирования данной таможенной процедуры в ЕАЭС позволяет сделать некоторые выводы относительно эффективности совершения тех или иных операций с точки зрения нормативной регламентации, тех преимуществ и льгот, которые предоставляет таможенная процедура. Действующий порядок применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны выгоден для помещения под нее иностранных товаров, не предназначенных для переработки, например, различного оборудования, станков, техники, поскольку он позволяет ввести их на территорию СЭЗ и эксплуатировать товары без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и иных платежей. После завершения использования данные товары смогут без проблем вернуться в государства, откуда они были первоначально ввезены. Выгодно также применять данную таможенную процедуру для иностранных сырьевых товаров, которые в процессе переработки будут использованы в таком объеме, что после переработки вместе с сырьем ЕАЭС готовый товар получит статус товара ЕАЭС. В таком случае товар сможет быть вывезен на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и иных платежей. Выгода аналогичной операции в целях экспорта (вывоз за пределы таможенной территории ЕАЭС - в третьи страны) будет зависеть от действующего национального таможенно-тарифного регулирования в отношении конкретного товара, поскольку ставки вывозных таможенных пошлин устанавливает каждое государство-член ЕАЭС самостоятельно. Вместе с тем, СЭЗ, функционирующие на территории ЕАЭС, едва ли можно назвать таможенными офшорами, поскольку офшоры предоставляют выгоду нерезидентам, а деятельность на территории СЭЗ ведется резидентами этих зон -юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории государства-члена ЕАЭС.
15 Международное экономическое право: учебник / под общ. ред. Ю.В. Шумилова. 7-е изд., перераб. и доп. Москва: ЮСТИЦИЯ, 2021. С. 480.
Таким образом, отметим, что существующий порядок правового регулирования таможенной процедуры свободной экономической зоны содержит определенные механизмы, позволяющие способствовать развитию определенных производств на отдельных территориях ЕАЭС, а также созданию качественных и востребованных товаров. Тем не менее, правовое регулирование задает лишь общее направление, конечную оценку выгоды применения данной таможенной процедуры можно произвести только в отношении конкретных товаров путем экономических расчетов.
Библиографический список:
1. Международное экономическое право : учебник / под общ. ред. Ю.В. Шумилова. 7-е изд., перераб. и доп. Москва : ЮСТИЦИЯ, 2021. 582 с.
2. Халипов С.В. Таможенное право: учебник. 8-е изд., доп. М.: ИД «Юриспруденция», 2019. 264 с.
К