Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ В ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СВОБОДНОМ ПОРТУ ВЛАДИВОСТОК'

ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ В ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СВОБОДНОМ ПОРТУ ВЛАДИВОСТОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
259
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ (ОСОБАЯ) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / FREE (SPECIAL) ECONOMIC ZONE / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / FREE PORT OF VLADIVOSTOK / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / LEGAL INSTITUTE / ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА / CUSTOMS PROCEDURE / ADVANCED SPECIAL ECONOMIC ZONE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тугушев Антон Константинович

В статье рассмотрены вопросы правового регулирования таких новейших администра- тивно-правовых инструментов регионального развития, как территория опережающего социально-экономического развития и свободный порт Владивосток. Проведен институ- циональный анализ данных территорий и правового института свободных (особых) эко- номических зон. Выявлены существенные отличия в порядке создания и прекращения, перечне предоставляемых налоговых и административных льгот, а также финансиро- вании инфраструктуры между территориями опережающего развития, свободным пор- том Владивосток и свободными (особыми) экономическими зонами. Установлено, что все три вида территорий предусматривают возможность применения таможенной про- цедуры свободной таможенной зоны. При этом каждая территория имеет особенности совершения операций при помещении товаров под указанную таможенную процедуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тугушев Антон Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF CUSTOMS-FREE ZONE CUSTOMS PROCEDURE IN THE ADVANCED SPECIAL ECONOMIC TERRITORIES AND THE FREE PORT OF VLADIVOSTOK

The article studies the issues of legal regulation of such new administrative and legal instruments of regional development as advanced special economic zones and the Free Port of Vladivostok. The author analyzed the institutional structure of these territories and the legal structure of free (special) economic zones. Major differences between the advanced special economic zones, the Free Port of Vladivostok and free (special) economic zones were revealed in the procedures of creation and termination of such administrative objects, the list of provided tax and administrative exemptions, and infrastructure financing. The author proved that all three types of territories allow the usage of free customs zone customs procedure. At the same time, in each territory there are peculiarities of customs operations during processing goods under the defined customs procedure.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ В ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СВОБОДНОМ ПОРТУ ВЛАДИВОСТОК»

А. К. Тугушев

А. К. Тугушев

ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ В ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СВОБОДНОМ ПОРТУ ВЛАДИВОСТОК

В статье рассмотрены вопросы правового регулирования таких новейших административно-правовых инструментов регионального развития, как территория опережающего социально-экономического развития и свободный порт Владивосток. Проведен институциональный анализ данных территорий и правового института свободных (особых) экономических зон. Выявлены существенные отличия в порядке создания и прекращения, перечне предоставляемых налоговых и административных льгот, а также финансировании инфраструктуры между территориями опережающего развития, свободным портом Владивосток и свободными (особыми) экономическими зонами. Установлено, что все три вида территорий предусматривают возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны. При этом каждая территория имеет особенности совершения операций при помещении товаров под указанную таможенную процедуру.

Ключевые слова: свободная (особая) экономическая зона; территория опережающего социально-экономического развития; свободный порт Владивосток; Дальневосточный федеральный округ; правовой институт; таможенная процедура.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны является видом взаимовыгодного партнерства государства и частного сектора в рамках обеспечения социально-экономического развития отдельных регионов. Для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) преимущества данной таможенной процедуры заключаются в том, что они уплачивают таможенные пошлины и налоги в льготном порядке, пользуются имеющейся инфраструктурой при осуществлении производственной или иной деятельности, а также реализуют продукцию как на таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так и за ее пределами [1]. Государство при этом получает возможность активизировать поток российских и зарубежных капиталовложений в регионы.

Одним из регионов Российской Федерации (РФ), где таможенная процедура свободной таможенной зоны используется как инструмент активизации производственной деятельности, является Дальневосточный федеральный округ (ДФО). В рамках государственной политики по развитию Дальнего Востока, которое было определено Президентом РФ как одно из приоритетных направлений XXI в., в ДФО созданы территории с особым административно-правовым режимом. К таким территориям относятся территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) и свободный порт Владивосток. И ТОР, и свободный порт Владивосток предусматривают возможность применения процедуры свободной таможенной зоны, что является одним из главных преимуществ для резидентов данных зон. Тем не менее имеются правовые пробелы и коллизии, поскольку эти правовые институты появились относительно недавно. Также отсутствует устоявшаяся практика помещения товаров под эту таможенную процедуру в ТОР и свободном порту Владивосток. Согласно данным Дальневосточного таможенного управления в 2016 г. зарегистрировано только две декларации на товары, в которых заявлена таможенная процедура свободной таможенной зоны.

В связи с этим целесообразно выявить специфику функционирования данных территорий, а также особенности применения в них таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Главным нормативным актом, определяющим правовые основы института ТОР, является Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Согласно ст. 2 данного Закона под территорией опережающего развития следует понимать часть территории субъекта РФ, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения [2].

Что касается свободного порта Владивосток, то данная территория с особым налоговым режимом и таможенными преференциями, так же как и ТОР, является инструментом развития Дальнего Востока России. Такой формат регионального развития основывается на концепции «порто-франко», т. е. порта со свободным входом для торговых кораблей [3].

Определение свободного порта Владивосток дано в ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»: это часть территории Приморского края, на которой в соответствии с Законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. Логично, что с целью предотвращения пересечения действия административных режимов из пространства свободного порта Владивосток исключены территории, на которых созданы свободная (особая) экономическая зона (СЭЗ) или ТОР [4].

В федеральных законах «О территориях социально-экономического развития» и «О свободном порте Владивосток» подчеркивается, что эти территории не являются СэЗ и не могут включать в себя или входить в состав таких зон. При этом социально-экономическое назначение, принципы и методы функционирования СЭЗ схожи с ТОР и свободным портом Владивосток. Более того, согласно вышеуказанным нормативным правовым актам для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны ТОР и свободный порт Владивосток рассматриваются как СэЗ. В связи с этим институциональный анализ логично проводить не только путем сравнения ТОР со свободным портом Владивосток, но и сравнения этих территорий с СЭЗ.

Для сравнения трех видов территорий с льготным административно-правовым режимом в исследовании были использованы следующие критерии: порядок и срок создания и прекращения; финансирование инфраструктуры; система органов управления; требования к резидентам; перечень предоставляемых льгот; наличие классификации и региональной специфики, а также возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны (табл. 1).

И ТОР, и свободный порт Владивосток создаются на срок 70 лет с возможностью продления, а СЭЗ - не более чем на 49 лет. При этом решение о создании ТОР и СЭЗ принимает Правительство РФ на основании заявки Минвостокраз-вития России или Минэкономразвития России соответственно. Свободный порт Владивосток создается Федеральным законом, и все главные вопросы функционирования порта регулируются именно законом.

Таблица 1

Институциональный анализ ТОР, свободного порта Владивосток и СЭЗ

Критерий ТОР Свободный порт Владивосток СЭЗ

Источники права Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЭ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.201 б) «О свободном порте Владивосток». Федеральный закон от 22.07.2005 № 11 б-ФЗ (ред. от 03.07.201 б) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Порядок и срок создания Постановлением Правительства РФ на основании предложения Минвостокразвития России сроком на 70 лет с возможностью продления. Федеральным законом сроком на 70 лет с возможностью продления. Постановлением Правительства РФ на основании заявки органа исполнительной власти субъекта РФ сроком на 49 лет с невозможностью продления.

Финансирование инфраструктуры Осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования. Осуществляется за счет средств внебюджетных источников с применением механизмов государственно-частного партнерства, а также за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местных бюджетов. Внебюджетные источники финансирования не предусмотрены.

Органы управления Минвостокразвития России; наблюдательный совет; управляющая компания. Минвостокразвития России; наблюдательный совет; управляющая компания; общественный совет. Минэкономразвития России; орган исполнительной власти субъекта РФ; наблюдательный совет; управляющая компания.

Прекращение деятельности В соответствии с решением Правительства РФ по предложению Минвостокразвития России в случае: 1) необходимости охраны жизни или здоровья граждан, охраны объектов культурного наследия, окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) если по истечении трех лет с даты создания ТОР не заключено ни одного соглашения. Только Федеральным законом в случае необходимости охраны жизни или здоровья граждан, охраны объектов культурного наследия, окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства. По решению Правительства РФ в случае: 1) необходимости охраны жизни или здоровья граждан, охраны объектов культурного наследия, окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) если по истечении трех лет с даты создания не заключено ни одного соглашения; 3) если в течение трех лет подряд в ОЭЗ ее резидентами деятельность не осуществляется.

U1

со

Ol

Окончание таблицы 1

Критерий ТОР Свободный порт Владивосток СЭЗ

Требования к резидентам Российское или иностранное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (за исключением унитарных предприятий), зарегистрированные в пределах ТОР и заключившие соглашение об осуществлении деятельности с управляющей компанией, за исключением организаций, имеющих статус участника регионального инвестиционного проекта или филиалы и представительства за пределами ТОР. Российское или иностранное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в пределах свободного порта Владивосток и заключившие соглашение об осуществлении деятельности с управляющей компанией. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в пределах СЭЗ и заключившая соглашения об осуществлении деятельности.

Перечень льгот - Ставка страховых взносов составляет 7,6% на десять лет вместо стандартных 30%; - от 0 до 5% - налог на прибыль первые пять лет после получения первой прибыли, последующие пять лет - от 10%; - 0% - земельный налог в течение трех лет; - освобождение или снижение ставки налогов на имущество, землю (в соответствии с региональным законодательством); - льготные арендные ставки для резидентов - коэффициент 0,4 от базовой ставки; - понижающий коэффициент налога на добычу полезных ископаемых (0 - 0,8) в течение десяти лет; - ускоренный возврат налога на добавленную стоимость*. - Ставка страховых взносов составляет 7,6% на десять лет вместо стандартных 30%; - 0% - налог на прибыль первые пять лет, последующие пять лет - от 12%; - 0% - земельный налог в течение пяти лет; - 0%-налог на имущество в течение пяти лет; - упрощенный порядок налоговых проверок, получения земли. - Пониженная ставка налога на прибыль; - освобождение от уплаты налога на имущество на срок до десяти лет; - преференции по транспортному налогу; - освобождение от уплаты земельного налога на пять-десятьлет**.

Классификация Технико-внедренческие, туристско-рекреа-ционные, промышленно-производственные, портовые и логистические.

Региональные особенности в рамках Федерации Создание в пределах и с учетом специфики ДФО (прямо не регулируется). Создание в пределах и с учетом специфики ДФО (прямо урегулировано Законом).

Процедура СТЗ Предусмотрена. Предусмотрена. Предусмотрена.

* Сайт АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». URL: www.fondvostok.ru (дата обращения: 10 01.2017).

** Объем и ставки указанных льгот зависят от типа СЭЗ.

А. к. тугушев

Что касается органов управления, то их система в ТОР и в свободном порту Владивосток схожа. При этом, в отличие от СЭЗ, в управлении ТОР и свободным портом не участвует орган исполнительной власти субъекта РФ.

Для создания инфраструктуры и в ТОР, и в свободном порту предусмотрены поступления как из бюджетных источников, так и из частных. В Федеральном законе «О свободном порте Владивосток» акцент делается на механизм государственно-частного партнерства. В СЭЗ же внебюджетные источники исключены, что является одной из причин критики данного инструмента регионального развития.

Требования к резидентам всех трех типов территорий схожи: наличие регистрации на данной территории и заключение договора с управляющей компанией.

Льготы, предусмотренные для резидентов той или иной территории, имеют существенные различия. Наиболее широкий перечень налоговых упрощений предоставлен резидентам ТОР. При этом в свободном порту Владивосток помимо налоговых действуют и административные льготы [5]. Особенность и преимущество свободного порта Владивосток по сравнению с ТОР и СЭЗ состоит в том, что санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль (надзор) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска осуществляет один орган исполнительной власти - таможня. Это уникальный пример устранения административных барьеров для предпринимателей, которым при перемещении товаров необходимо контактировать лишь с одним субъектом публичной администрации [6]. Наглядно преимущества резидентов в свободном порту Владивосток представлены в табл. 2.

Таблица 2

Преимущества резидентов свободного порта Владивосток

Налоговые льготы

Налог Резиденты Нерезиденты

Налог на прибыль 0% (в течение пяти лет, в течение последующих пяти лет - 12%) 20%

Налог на землю 0% 0,3-1,5%

Налог на имущество 0% (в течение пяти лет, в течение последующих пяти лет - 0,5%) 2,2%

Страховые взносы 7,6% (в течение десяти лет) 30%

Административные льготы

- Право на предоставление земельных участков в аренду по кадастровой стоимости - без торгов. Разрешение на иностранную рабочую силу: доля до 20% - для всех резидентов, более 20% - по решению наблюдательного совета - без квот. - Сокращенное время проведения плановых контрольных проверок - не более 15 дней. - Сокращенное время проведения внеплановых контрольных проверок - не более 15 дней.

Следует отметить, что можно выделить пяти типов СЭЗ: технико-внедренческая, промышленно-производственная, логистическая, портовая, туристско-ре-креационная.

В отличие от СЭЗ и ТОР назначение свободного порта Владивосток как инструмента развития именно Дальневосточного региона России прямо указывается в Федеральном законе «О свободном порте Владивосток». Такое же региональное значение имеет и ТОР, но об этом можно судить только на основе анализа правоприменительной практики.

Наиболее важным критерием в рамках данного исследования является возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Результаты сравнительного анализа свидетельствуют о возможности применения этой таможенной процедуры на всех трех территориях. При этом существуют особенности применения данной таможенной процедуры и в ТОР, и в свободном порту Владивосток.

Особенностью системы источников права, регулирующих таможенную процедуру свободной таможенной зоны на данных территориях, является ее двойственность. Так, в ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития» указывается, что для целей применения процедуры свободной таможенной зоны ТОР следует рассматривать как свободную экономическую зону в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010). Следовательно, порядок помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ТОР, помимо Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития», также урегулирован Соглашением от 18.06.2010. Важным является требование Закона о том, что сам факт возможности применения процедуры свободной таможенной зоны в отдельно взятой ТОР определяется постановлением Правительства РФ, которым создается данная ТОР. Следовательно, не исключена ситуация, когда ТОР не будет являться зоной применения процедуры свободной таможенной зоны [7]. Полагаем, что такая ситуация не соответствует целям и задачам создания ТОР и вызвана правовой коллизией - противоречием соответствующего полномочия Правительства РФ положениям Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития» и Соглашения от 18.06.2010, прямо устанавливающим возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

При применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны в ТОР действуют особый порядок и технологии осуществления таможенных операций, в том числе предшествующих помещению товаров под таможенную процедуру. Такой порядок установлен специальным приказом Минфина России и регулирует ввоз и вывоз товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, с ТОР [8].

Также таможенными органами на ТОР применяется особый порядок проведения идентификации иностранных товаров в товарах, изготовленных с их использованием, и порядок ведения учета товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Эти порядки установлены отдельными приказами ФТС России.

Рассмотрим особенности применения процедуры свободной таможенной зоны в свободном порту Владивосток. Порядок применения данной таможенной процедуры регулируют ст. 23 и 24 Федерального закона «О свободном порте Владивосток». Закон также приравнивает территорию свободного порта к СЭЗ для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны. При этом часть территории свободного порта может считаться портовой или логистической СЭЗ только при наличии соответствующего решения наблюдательного совета [9].

А. К. Тугушев

Если резидент хочет получить возможность поместить товары под процедуру свободной таможенной зоны, то необходимо соблюсти два условия: участок земли в свободном порту должен находиться во владении у резидента, на этом участке должна быть создана зона таможенного контроля. Решение о создании зоны таможенного контроля для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны принимается таможенным органом на основании заявления резидента порта. При этом в свидетельстве о регистрации лица в качестве резидента свободного порта Владивосток должно быть указано на возможность применения процедуры свободной таможенной зоны.

Иностранные товары помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в свободном порту Владивосток без их таможенного декларирования. В отношении таких товаров совершаются только таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Но такое правило действует не для всех товаров. Таможенному декларированию подлежат товары, предназначенные: для использования при создании объектов недвижимости на участках резидента свободного порта Владивосток; для совершения операций по переработке и по ремонту ввозимых товаров; для целей строительства или реконструкции объектов инфраструктуры морского порта или аэропорта.

Завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны осуществляется в соответствии с Соглашением от 18.06.2010. Анализ положений таможенного законодательства позволяет прийти к следующему логическому заключению. В случае если свободный порт Владивосток прекратит свое существование либо истечет срок действия соглашения резидента, то товары, которые уже были помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, признаются товарами ЕАЭС, не находящимися под таможенным контролем, без уплаты таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений и без помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

С учетом возможности нахождения двух отдаленных друг от друга участков свободного порта, на которых применяется процедура свободной таможенной зоны, встает вопрос о перемещении товаров, помещенных под такую процедуру, при их отчуждении одним резидентом другому. В этом случае товары могут быть перемещены с одного участка на другой в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Детально порядок действий таможенных органов и резидентов регламентируется приказом Минфина России от 12.05.2016 № 59н «Об установлении особенностей применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, перемещаемых между участками территории свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны».

что касается свободного порта и ТОР, то вопрос о поддержании административного режима, а именно режима зоны таможенного контроля, регулируется приказом ФТС России от 13.10.2015 № 2034 «Об определении Требований к оборудованию и обустройству участка территории опережающего социально-экономического развития для целей таможенного контроля». Как уже было отмечено, практика применения процедуры свободной таможенной зоны в свободном порту Владивосток и ТОР недостаточна, при этом отсутствуют фактические данные об оборудовании своего участка резидентом в соответствии с указанным Приказом.

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться в СЭЗ, ТОР и свободном порту Владивосток. В рамках институционального анализа данных территорий можно выделить существенные отличия в порядке создания и прекращения, перечне предоставляемых налоговых и административных льгот, а также финансировании инфраструктуры. Также было установлено, что в каждом из трех видов территорий существуют свои особенности совершения операций при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. С учетом недостаточной правоприменительной практики и наличия правовых коллизий были выявлены проблемы применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в ТОР и свободном порту Владивосток, связанные с организацией зоны таможенного контроля. В связи с вышеизложенным представляется необходимым совершенствование нормативного правового регулирования применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны и повышение уровня знаний резидентов ТОР и свободного порта Владивосток о преимуществах и порядке применения данной таможенной процедуры.

Использованные источники

1. Тугушев А. К. Теоретические аспекты административно-правового регулирования таможенных процедур в ЕАЭС // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 4. С. 149154.

2. Кашина Н. В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний Восток России // Экономика региона. 2016. № 2. С. 5-9.

3. Корнева Е. В., Корень А. В., Авраменко В. С., Штакал А. К. Свободный порт Владивосток как фактор динамичного развития Дальнего Востока // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 12-17.

4. Горчаков В. В. Свободный порт Владивосток: проблемы становления и перспективы развития // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2015. № 4. С. 7-12.

5. Сайт акционерного общества «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». URL: www.fondvostok.ru (дата обращения: 10.01.2017).

6. Краснова Е. В., Ма Исинь. Свободный порт Владивосток: условия развития, перспективы, риски // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 6. 42 с.

7. Тугушев А. К. Общая характеристика таможенных процедур свободного склада и свободной таможенной зоны // Сборник трудов по итогам научно-практической конференции «Образование в высшей школе: проблемы и перспективы развития». М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016. С. 189-198.

8. Лысак Е. Д. Свободная таможенная зона морского порта Владивосток // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2015. № 3. С. 53-54.

9. Авдеев Ю. А. Свободный порт // Клуб директоров. 2016. № 3. С. 4-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.