Научная статья на тему 'Правовое регулирование режима свободного порта Владивосток и его зарубежные аналоги (Китай, Франция)'

Правовое регулирование режима свободного порта Владивосток и его зарубежные аналоги (Китай, Франция) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТО-ФРАНКО / СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / РЕЗИДЕНТ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / PORTO FRANCO / FREEPORT OF VLADIVOSTOK / RESIDENT / TAX BREAKS / INVESTMENTS / SHIPPING / FREE TRADE ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемова Имилия Сергеевна

В условиях интеграции России в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона приоритетным направлением развития становится Дальневосточный федеральный округ и его такой регион, как свободный порт Владивосток. В этой связи встает вопрос о целесообразности применения правового режима «порто-франко», его преимуществах, недостатках и возможных рисках. Для выявления оптимального решения анализируется опыт Китая и Франции. При анализе опыта свободного порта Владивосток и зарубежных аналогов применяются исторический, юридико-догматический, дедуктивный и сравнительный методы. В статье представлено определение «порто-франко», сделаны позитивные выводы о целесообразности создания свободного порта Владивосток, при том что существующий правовой режим выходит за пределы традиционного понимания понятия «свободного порта»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the free port of Vladivostok regime and its foreign counterparts (China, France)

Taking into Russia’s integration into the economic space of the APAC countries, the Far Eastern Federal District is becoming an increasinglypriority area of the development. The region development has been catalyzed by a project suchas the free port of Vladivostok. In this regard, the questionarises about the appropriateness of the “porto franco” legal regime, its advantages, disadvantages and possiblerisks. To identify the optimalsolution, the experience of China and France is analyzed. In analyzing the experience of the freeport of Vladivostok and foreign counterpartsthe historical, legal-dogmatic, deductiveand comparative methods are applied . In the article the denition of “freeport”is given, positive conclusions about the feasibility of creating the free port of Vladivostok are made, wherein the existing legal regime goesbeyond the traditionalunderstanding of the concept of “free port”

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование режима свободного порта Владивосток и его зарубежные аналоги (Китай, Франция)»

Правовое регулирование режима свободного порта Владивосток и его зарубежные аналоги (Китай, Франция)

АРТЕМОВА ИМИЛИЯ СЕРГЕЕВНА,

ведущий специалист-эксперт Министерства финансов Российской Федерации, магистр юриспруденции МГИМО(У) МИД России,

Аннотация: В условиях интеграции России в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона приоритетным направлением развития становится Дальневосточный федеральный округ и его такой регион, как свободный порт Владивосток. В этой связи встает вопрос о целесообразности применения правового режима «порто-франко», его преимуществах, недостатках и возможных рисках. Для выявления оптимального решения анализируется опыт Китая и Франции. При анализе опыта свободного порта Владивосток и зарубежных аналогов применяются исторический, юридико-догмати-ческий, дедуктивный и сравнительный методы. В статье представлено определение «порто-франко», сделаны позитивные выводы о целесообразности создания свободного порта Владивосток, при том что существующий правовой режим выходит за пределы традиционного понимания понятия «свободного порта».

Ключевые слова: порто-франко, свободный порт Владивосток, резидент, налоговые льготы, инвестиции, грузоперевозки, зона свободной торговли

Legal regulation of the free port of Vladivostok regime and its foreign counterparts (China, France)

ARTEMOVA IMILIA SERGEYEVNA,

leading expert of the Ministry of Finance of Russia,

Master of Laws, Moscow State Institute of International Relations

Abstract: Taking into Russia's integration into the economic space of the APAC countries, the Far Eastern Federal District is becoming an increasinglypriority area of the development. The region development has been catalyzed by a project suchas the free port of Vladivostok. In this regard, the questionarises about the appropriateness of the "porto franco" legal regime, its advantages, disadvantages and possiblerisks. To identify the optimalsolution, the experience of China and France is analyzed. In analyzing the experience of the freeport of Vladivostok and foreign counterpartsthe historical, legal-dogmatic, deductiveand comparative methods are applied . In the article the definition of "freeport"is given, positive conclusions about the feasibility of creating the free port of Vladivostok are made, wherein the existing legal regime goesbeyond the traditionalunderstanding of the concept of "free port".

Key words:porto franco,freeport of Vladivostok, resident, tax breaks, investments, shipping, free trade zone

Режим свободного порта Владивосток: требования к резидентам, преференции и возможные риски

Свободный порт Владивосток (далее - СПВ) -это территория, пользующаяся особыми режимами таможенного, налогового и административного регулирования, направленными на привлечение отечественных и иностранных инвесторов. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2018 г.) СПВ включает 16 муниципальных районов Приморского края (Артемовский, Владивостокский, Большой камень, Находкинский, Партизанский, Спасск-Дальний, Уссурийский городские округа, Надеждинский, Шкотовский, Октябрьский, Ольгинский, Партизанский, Пограничный, Ханкайский,Хасанский и Лазовский муниципальные районы), включая территории и акватории морских портов.

После расширения в 2016 г. режима СПВ на ключевые гавани Дальнего Востока в соответствии с п. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 212-ФЗ он стал применяться также к некоторым иным субъектам, граничащим с Приморским краем и имеющим морские границы: в Хабаровском крае (Вининский муниципальный район и с июля 2018 г. Советско-Гаванский муниципальный район), в Сахалинской области (Корсаковский городской округ и Углегорский район), в Камчатском крае (городской округ Петропавловск-Камчатский) и в Чукотском автономном округе (городской округ Певек). Таким образом, режим СПВ действует в 22 муниципальных образованиях, находящихся на территории пяти регионов Российской Федерации. При этом п. 2 ст. 4 Федерального закона № 212-ФЗ устанавливается, что к СПВ не могут относится территории, на которых создана особая экономическая зона, зона территориального развития или территория опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР).

1 Постановление Правительства РФ от 20.10.2015 дентов свободного порта Владивосток».

На территории СПВ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предоставляется льготный режим налогообложения, режим свободной таможенной зоны, включая безвизовый режим посещений. В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ и ст. 25 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» упрощенный визовый режим для граждан иностранных государств, входящих в утвержденный Перечень (в настоящее время для граждан из 18 стран), позволяет им въезжать на территорию Российской Федерации через пункты пропуска СПВ, установленные Постановлением Правительства РФ от 30.05.2017 г. № 667 в упрощенном порядке при оформлении электронной визы с 8 августа 2017 г. в аэропорт Кневичи и морской пункт пропуска Владивосток.

С января 2018 г. к ним добавились железнодорожные пункты пропуска «Пограничный», «Ха-сан», «Махалино», автомобильные пункты пропуска «Полтавка», «Турий Рог», морские пункты пропуска «Зарубино», «Петропавловск-Камчатский», «Корсаков», «Посьет». В результате таких мер увеличивается поток иностранных туристов из Китая, Японии, а также из Индии, Сингапура, КНДР, Марокко и Саудовской Аравии, что приводит к развитию малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере гостиничного сервиса и, как следствие, к развитию экономики Приморского края.

В соответствии с Критериями отбора резидентов свободного порта Владивосток, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.10.2015 г. № 11231 объем капитальных вложений инвестора не может быть менее 5 млн рубл.,

г. № 1123 «Об утверждении критериев отбора рези-

в срок, не превышающий трех лет с момента включения инвестора в реестр СПВ.

Льготный режим СПВ, установленный в отношении предпринимательской деятельности на территории Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО), во многом схож с режимом ТОР, функционирующих в ДФО. Так, согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» ТОР также создается на 70 лет с возможностью продления этого срока. К лицу, претендующему на получения статуса резидента, применяются схожие требования. Претендовать на статус резидента может индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, зарегистрированное на территории СПВ или соответственно ТОР.

Применительно к ТОР минимальный объем капитальных вложений устанавливается на основании решения Правительства в виде постановления (как правило, он составляет 500 тыс. руб.), а в СПВ в соответствии с объем капитальных вложений не должен быть меньше 5 млн руб. У потенциального резидента не должно быть по налогам и сборам, страховым взносам и иной задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% стоимости активов заявителя. Кроме того, потенциальный резидент не должен находится в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства.

Организация, претендующая на получение статуса резидента ТОР, не должна быть участни-

ком регионального инвестиционного проекта, а резидент СПВ должен реализовывать новый инвестиционный проект либо заняться новым видом деятельности. Перечень видов экономической деятельности, допустимых на территории ТОР, устанавливается решением Правительства РФ, а для резидентов СПВ разрешена любая деятельность, кроме исключенной наблюдательным советом СПВ: добыча нефти и природного газа; производство подакцизных товаров, за исключением производства легковых автомобилей, мотоциклов, моторных масел, авиационного, дизельного и автомобильного топлива а также администрация деятельности и сопутствующие дополнительные услуги (за исключением аренды и лизинга сельскохозяйственных машин и оборудования для гражданского строительства, воздушных, водных, железнодорожных транспортных средств, двигателей, турбин и станков, прочих машин и оборудования, материальных средств, деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма.

Более того, согласно Постановлению Верховного Суда РФ от 19.12.2018 г. № 56-АД 18-112 для резидента СПВ допускается осуществление деятельности, не предусмотренной в соглашении об осуществлении деятельности. При этом осуществление такой деятельности допускается без применения мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом № 212-ФЗ. Меры государственной поддержки не предоставляются на финансовую и страховую деятельность, на организацию азартных игр, а также при осуществлении оптовой или розничной торговли, за исключением реализации товаров, про -изведенных резидентом СПВ на территории СПВ в соответствии с соглашением и осуществлением деятельности резидента СПВ.

Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2018 г. № 56-АД-11.

2

Налоговые преференции для резидентов территорий опережающего развития и свободной экономической зоны Владивосток

В отношении резидентов ТОР и СПВ применяются аналогичные преференции. Так, ограничивается государственный и муниципальный контроль (плановые проверки - не более 15 дней, а внеплановые - не более пяти дней), устанавливается возможность ввоза и использования иностранных товаров без уплаты таможенных пошлин, предусмотренная таможенной процедурой свободной таможенной зоны (СТЗ), а также применяются льготные ставки арендной платы и предоставляется возможность получить земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на внеконкурсной основе (без проведения торгов) по кадастровой стоимости. Для резидентов ТОР земельные участки предоставляет АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (далее - КРДВ). КРДВ в рамках ТОР обеспечивает инфраструктуру, в то время как резидент СПВ обеспечивает себе инфраструктуру самостоятельно.

Применение СТЗ допускается только в пределах зоны таможенного контроля, создаваемой на участке резидента. К зоне таможенного контроля применяются требования по обустройству и оборудованию, установленные Приказом Минфина России от 22.04.2016 г. № 53н3. Сейчас на территории СПВ есть три участка, где действует зона таможенного контроля: ООО «о. Русский», ООО «Промышленный парк „Уссурийский"» и ООО СП «РОСКОР».

При прохождении контроля на границе действует режим единого окна, причем пункты пропуска работают круглосуточно, что упрощает и ускоряет процедуру таможенного контроля4.

Кроме того, в отличие от режима ТОР, предусматривающего при заключении соглашения об осуществлении деятельности согласно п. 3 ст. 14 Фе -дерального закона № 473-ФЗ включать условие о доле иностранных работников, привлекаемых резидентом ТОР, для резидентов СПВ, привлекающих иностранных работников, согласно п. 1 ст. 13.6 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не применяются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также на выдачу иностранным гражданам разрешения на работу. К тому же устанавливаются отдельные виды правил для таких видов деятельности, как медицинская, образовательная и для рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Меры государственной поддержки резидентов СПВ и ТОР проявляются в применении к их деятельности налоговых льгот, устанавливаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Для резидента, получившего статус резидента ТОР или СПВ предусмотрена налоговая льгота в части налога прибыль организации (далее - НПО).

В соответствии с п. 3 ст. 284.4 Налогового кодекса РФ5в части зачисления в федеральный бюджет обнуление ставки НПО в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглаше-

3 Приказ Минфина России от 22.04.2016 г. № 53н «Об утверждении требований к обустройству и оборудованию территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны».

4 Красова Е.В., Ма Инсинь. Свободный порт Владивосток: условия развития, перспективы, риски // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 6. С. 113.

5 Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.

ний об осуществлении деятельности на территории СПВ и в соответствии с п. 4 ст. 284.4 НК РФ в части зачисления в региональный бюджет.

Законом субъекта Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка НПО, при этом она не может превышать 5% в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении на территории СПВ, и не может быть менее 10% в течение следующих пяти налоговых периодов.

Льготные налоговые ставки по НПО применимы к резиденту СПВ или ТОР только при соблюдении двух условий. Во-первых, согласно подп. 1 п. 2 ст. 284.4 НК РФ доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по НПО. Во-вторых, согласно подп.2 п. 2 ст. 284.4 НК РФ налогоплательщиком ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории ТОР или СПВ и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Наряду с указанными требованиями ст. 284.4 НК РФ устанавливается, что организация впра-

ве применить льготы по НПО, если не применяет специальный налоговый режим, не является участником консолидированной группы налогоплательщиков, некоммерческой организацией, банком или же страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организации или же резидентом особой экономической зоны.

В соответствии с подп. 25 и 26 п. 6.1 Приложения к Решению Думы города Владивостока от 28.10.2005 г. № 1086 предусмотрено, что резиденты СПВ освобождаются от уплаты земельного налога в течение первых пяти лет со дня получения ими статуса резидента свободного порта Владивосток, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления предпринимательской деятельности. В течение последующих пяти лет указанные организации уплачивают земельный налог по ставке 1,5%, уменьшенной на 60%, т.е. фактически по налоговой ставке 0,6%7.

Кроме того, если плательщик страховых взносов имеет статус резидента СПВ или ТОР, то он вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. Согласно подп. 13 п. 1 ст. 427 НК РФ для резидентов СПВ в течение 10 лет с момента получения статуса резидента, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором им был получен соответствующий статус, применяются пониженные тарифы страховых взносов. Пониженные тарифы страховых взносов, установленные в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 427 НК РФ в совокупности уплачиваются в размере 7,6%: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 6%, в Фонд социального страхования - 1,5% и в Фонд обязательного медицинского страхования - 0,1%. Также действует ускоренная процедура возмещения НДС (в течение 10 дней).

6 Решение Думы города Владивостока от 28.10.2005 г. № 108 «О земельном налоге в городе Владивостоке».

7 Акимова Е.В. Налоговые льготы // «ГросМедиа», «РОСБУХ», 2016. С.280

Функции «Корпорацииразвития Дальнего Востока» и перспективные отрасли региона

Режим СПВ предоставляет резидентам возможность сократить конечную стоимость продукции, что повышает их конкурентоспособность, что особо важно для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.04.2015 г. № 432 «Об управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» управление ТОР и СПВ осуществляет АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (далее - КРДВ), также ответственны за развитие СПВ Минвостокразвития России, наблюдательный и общественный совет. Получается, что создается громоздкая структура управления СПВ, которая требует упрощения.

Таким образом, режим СПВ, установленный в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ, выходит за пределы классического определения «порто-франко» и предполагает формирование особой экономической зоны, охватывающей значительную территорию пяти субъектов Российской Федерации и предполагающей комплексное развитие инфраструктуры и всеобъемлющую международную интеграцию. Цели СПВ созвучны Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года8, направленной на создание выгодных экономических условий для привлечения импорта из АТР в порты Дальнего Востока, увеличения портовых мощностей Дальневосточного бассейна до 340,0 млн тонн (энергосырьевой сценарий) - 430,0 тонн (инновационный сценарий).

При этом у действующего режима СПВ, отражающего восточный вектор развития Российской Федерации, есть спорные положения. Так, СПВ создается на 70 лет, тогда как среднесрочные прогнозы развития, включая построение финансово-экономических моделей делается, как правило, на 10-15 лет. За это время могут быть созданы судостроительный, лесной, рыбный кластеры. В связи с чем, возможно, стоило бы ограничить срок существования СПВ 15-20 годами.

Кроме того, максимально упрощены критерии отбора потенциальных резидентов СПВ, устанавливающих требования к ним по занятию новой деятельностью или же той, деятельностью, которой они не занимались. Однако в условиях морского порта встает вопрос о целесообразности критерия по развитию ряда новых видов деятельности, не уточняющего при этом, что она должна иметь инновационной характер, тем более что основным направлением морских портов являются морские перевозки, особенно контейнеризация грузоперевозок и перевозка сжиженного природного газа (СПГ).

В этой связи целесообразно определить несколько ведущих отраслей, которые поспособствуют развитию ДФО и обеспечат решение задач по развитию соответствующей инфраструктуры, новых мощностей, терминалов и флота. К тому же характеристики портов не соответствуют требованиям возрастающего грузооборота. Наконец, стоит изменить организационно-управленческую деятельность по руководству СПВ так, чтобы она стала более прозрачной и понятной.

Вместе с тем, государственная поддержка режима СПВ имеет определяющее значение для ДФО, в частности - Приморского края, находяще-

8 Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, одобренная Морской коллегией при Правительстве РФ 28.09.2012 г.

гося на пересечении нескольких транспортно-ло-гистических коридоров9. В этой связи применяемый режим СПВ в ДФО должен стать достойным

ответом на проект реализации нового Шелкового пути, идея возрождения которого была инициирована в 2013 г. Си Цзиньпином10.

Опыт Китая — Шанхайская пилотная зона свободной торговли

Китай является одним из лидеров по развитию портовых специальных экономических зон (далее - СЭЗ). Китай стал проводить экономические реформы с конца 1970-х гг., что ознаменовало начало проведения политики «открытых дверей»: были созданы пять специальных экономических зон, и 14 прибрежных городов получили статус «порто-франко» (1988)11. Все СЭЗ расположились на восточном побережье Китая: Шеньчжень (1980) (первоначально именовалась «Специальная экспортная зона», позднее переименована в СЭЗ по инициативе Дэн Сяопина)12 и Чжухай в провинции Гуандун, островная провинция Хайнань (1988), Шаньтоу и Сямэн в провинции Фуцзянь. Выбранные приморские города (Далянь, Циньхуандао, Таньцзинь и т.д.) составили так называемые зоны технико-экономического развития13.

Самым крупным портом по грузообороту Китая является мегаполис Шанхай (Shanghai), на территории которого в сентябре 2013 г. была создана Шанхайская пилотная зона свободной торговли (Shanghai Free Trade Zone, SFTZ) (далее - ШЗСТ), включающая район Пудун (Pudong), расположенный к востоку от реки Хуанпу. Общая площадь ШЗСТ составляет 28,78 км2.

ШЗСТ включает семь составляющих. ЗСТ «Вайгаоцяо» (FTZ Waigaoqiao)14, первая ЗСТ Китая, расположенная на северо-востоке Пудуна, была создана Государственным Советом в июне 1990 г., а с 2013 г. включена вместе с таможенно-логисти-ческим парком «Вайгаоцяо» в ШЗСТ. ЗСТ «Вайгаоцяо» предоставляет складские логистические и транзитные услуги, также на ее территории действует режим «свободного склада». Помимо этого, в центре Пудуна расположен высокотехнологичный парк «Чжангцзян» (Zhangjiang Hi-Tech Park), образующий СЭЗ промышленно-производ-ственного типа и включенную в ШЗСТ. Деятельность технопарка «Чжангцзян» направлена на организацию работы в области биофармацевтики, биолектроники, электронного и высокоточного машиностроения. В ШЗСТ входит также ЗСТ аэропорта Пудун (международный аэропорт, открытый в 1999 г.) и портовая зона Яншань (Yangshan) беспошлинной торговли, созданной в 2005 г., состоящая из глубоководного морского грузового порта Яншань (часть порта Шанхая). В состав ШЗСТ наряду с уже перечисленными включена зона экономического и технологического развития «Цзинцяо» (Jinqiao) и, наконец, торгово-финан-совая зона «Луцзяцзюй» (Lujiazui).

9 Фисенко А.И. Роль международных транспортных коридоров Приморья в обеспечении развития свободного порта Владивосток // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 1. С. 49.

10 Ван Бин, Сян Ицзюнь. «Новый шелковый путь и свободный порт Владивосток»: проблемы и перспективы экономической интеграции // АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 С. 54.

11 Bin Xue Sang Pudong. Another Special Economic Zone in China? - An Analysis of special Regulations and Policy for Shanghai's Pudong New Area // Northwestern Journal of International Law & Business. 1993. Vol. 14. Iss. 1.P. 131.

12 Yiming Yuan. Studies on China's Special Economic Zones // Springer. 2017. P. 72.

13 Ходова С.С. История формирования свободных портов в Китае // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-3. С. 593.

14 Shira Dezan & Associates. The Yangtze River Delta: Business Guide to the Shaghai Region //Springer. 2012. P. 113.

ШЗСТ предоставляет значительные преимущества резидентам15. Для иностранных инвесторов на территории ШЗСТ устанавливается перечень тех видов деятельности, которыми нельзя заниматься и инвестировать средства («негативный перечень»)16. В отношении остальных видов деятельности для иностранных инвесторов не установлено никаких ограничений, и применяется упрощенный порядок регистрации иностранных инвесторов, осуществляемой городским самоуправлением Шанхая.

Причем иностранные инвесторы могут инвестировать в незапрещенные виды деятельности без каких-либо ограничений или требований, предъявляемых к организации совместных предприятий. При регистрации предприятия иностранного инвестора, осуществляющего незапрещен-ную деятельность, не требуется получения предварительного одобрения. Таким образом, устанавливаются единые условия для иностранных и национальных инвесторов. Регистрация иностранного инвестора осуществляется меньше, чем за неделю (по стране срок составляет 30 дней), лицензии на осуществление экспорта-импорта оформляются две недели. Сроки регистрации сокращены за счет действия системы «одного окна».

Все документы и заявления принимаются и обрабатывается Управлением промышленности и торговли Китая (Administration of Industry and Commerce, AIC). Применяются смягченные требования к капитальным вложениям для компаний по некоторым отраслям, например, для компаний, занимающихся финансовым лизингом. Для компаний с ограниченной ответственностью уставный капитал должен составлять 30 тыс. юаней, для компаний с единственным участником -

100 тыс. юаней и для акционерных компаний - 5 млн юаней. Причем акционерные компании вправе сами определять в каком размере, форме и в какой период оплачивать уставный капитал. Действует упрощенная система контроля деятельности: вместо проведения ежегодных проверок компании сдают ежегодный отчет. В ШЗСТ, в отличие от остальной территории Китая, допускается существование виртуального офиса компании.

В ШЗСТ финансовый сектор значительно либерализован, что выражается, в частности, в свободной конвертации валюты. Организации, открывшие счета в ШЗСТ, могут свободно перемещать с них средства как на счета в границах ШЗСТ, так и за пределами материкового Китая17.

Резидентам ШЗСТ предоставляются ряд на-лотовых льгот. НПО для иностранных предприятий снижен до 15%, а при условии осуществления ими инвестиций на срок свыше 10 лет освобождаются от уплаты НПО на два года. На третий год после первого года, когда предприятие получило прибыль, уплата НПО производится с 50% дисконтом. Предприятия, занимающиеся транспортным, портовым или энергетическим видами деятельности, облагаются налогом по 15% ставке. Если предприятия, задействованные при осуществлении указанных видов деятельности, планируют осуществлять свою деятельность более 15 лет, то они на пять лет освобождаются от обязанности уплаты НПО, начиная с первого года, когда будет получен доход, и получают 50% дисконт на пять лет. Предприятия, относящиеся к «развивающимся отраслям», освобождены от НПО в течение 5-10 лет18. Помимо этого, иностранные банки и банки с иностранным участием с капиталом свыше 10 млн долл. США уплачи-

15 Man Ching Shanghai Pilot Free Trade Zone: Shaping of China's Future Foreign Investment Environment // International Tax Journal - 2014. - Vol. 40 - Iss. 4 - P. 32

16 Robert W. Smith Exclusive Economic Zone Claims: an Analysis and Primary Documents / Robert W. Smith. -Martinus Nijhoff Publishers - 1986. - P. 74

17 Zhigang Yuan New Strategic Research on China (Shanghai) Pilot Free Trade Zone // World Century Publishing Corporation - 2016. - P. 179

18 Jing Huang. The Political Economy of Pacific Russia: Regional Development in East Asia // Palgrave Macmillan. 2017. P. 169.

вают НПО по льготной ставке 15% с возможным 50% дисконтом на два года после первого года, когда будет получена прибыль.

В рамках функционирования ШЗСТ выявляются определенные недостатки. Есть виды дея-

тельности и определенные категории продукции, остающиеся недоступными для предприятий со 100% иностранным участием. Также к недостаткам относится высокая стоимость аренды площадей и коммунальных платежей.

Опыт Франции по применению режима порто-франко и налоговых льгот в специальных экономических зонах

Во Франции, входящей в ЕС, специальные экономические зоны не получили большого распространения. Во этой стране функционирует ЗСТ «Ле Вердон - порт Бордо» (Le Verdon - port Bordeaux), также в рамках программы развития городов создавались свободные городские зоны19. В недавнем прошлом была предпринята попытка создать СЭЗ портового типа, режим функционирования которой схож с СПВ.

В регионе Нормандия на севере Франции на территории департамента Приморская Сена (Seine Maritime) в границах коммунальной агломерации Ко-Вале-де-Сен (Caux vallée de Seine) в апреле 2018 г. была создана первая во Франции особая экономическая зона (ОЭЗ). ОЭЗ «Норман-дия-Ко-Вале-де-Сен», расположенная на территории города Порт-Жером-сюр-Сен (Port-Jérôme-sur-Seine) и коммуны Птивиль (Petiville), организована для недавно созданных в регионе Нормандия промышленных предприятий, получающих при регистрации и осуществлении деятельности налоговые льготы и экономические преференции. Основной целью создание ОЭЗ является увеличение функционирующих в регионе иностранных предприятий и привлечение иностранных инвестиций.

Для создания ОЭЗ был выбран регион Нормандия, имеющий особое стратегическое положение в Европе и имеющий выход к морю Франции и ее столице с портами Гавр и Руан.

Сотрудничество с различными поставщиками услуг и партнерами осуществляется путем распространения информации о бизнес-среде; оказание административной и юридической поддержки - за счет Агентства развития Нормандии (L'Agence de Développement de Normandie, ADN), созданного в 2016 г.

Применяемая к предприятиям ОЭЗ фискальная модель предполагает частичное освобождение от уплаты в пользу Государственного учреждения межкоммунального сотрудничества (l'Établissement public de cooperation intercommunale, l'EPCI) и региона Нормандия территориального экономического налога (la contribution économique territorial, CET), местного налога, введенного Законом о финансах 2010 г. и заменившего c 1 января 2010 г. бизнес-налог (la taxe professionnelle). Территориальный экономический налог состоит из двух элементов: земельный сбор с предприятий (cotisation foncière des entreprise, CFE) и сбор на добавленную стоимость с предприятий (cotisation sur la valeur ajoutée des entreprise, CVAE). В течение первых двух лет предприятия полностью освобождаются от уплаты земельного сбора для предприятий и сбора на добавленную стоимость, уплачиваемого в пользу региона и Государственного учреждения межкоммунального сотрудничества, в последующие два года (третий и четвертый год) - лишь 30% налоговой базы, на пятый год - 50% с возвращени-

19 Федосеева ГА. Опыт функционирования и государственное регулирование деятельности особых экономических зон во Франции // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 2. С. 125.

ем к «нормальному» налогообложению начиная с шестого года. Таким образом, промышленно-про-изводственное предприятие, созданное в городе Порт-Жером, сможет сэкономить до 1,5 млн евро на уплате территориального экономического налога за пять лет.

В отношении первого элемента территориального экономического налога налоговую базу для земельного сбора для предприятий составляет исключительно собственность, облагаемая налогом на недвижимость. Такой сбор взимается в каждой коммуне, где у предприятия есть помещения и земля. Построенные и недостроенные объекты подпадают под действие земельного сбора для предприятий, за исключением тех, которым предоставляется постоянное и временное освобождение от уплаты такого сбора.

Земельный сбор для предприятий рассчитывается исходя из стоимости аренды недвижимого имущества, облагаемого налогом на имущество, используемое предприятием для целей своей профессиональной деятельности, в течение второго года до уплаты такого сбора.

Стоимость аренды помещений, используемых в коммерческих целях (торговые помещения, помещения, предоставленные для некоммерческой деятельности и ремесленные мастерские), определяется в соответствии с методом ценообразования на основе аренды. При этом стоимость аренды промышленных зданий и земель определяется по методу «учета» на основе себестоимости основных средств. Однако, начиная с 2020 года, если стоимость таких промышленных зданий будет менее 500 тыс. евро, то они будут приравниваться к помещениям, используемым в коммерческих целях.

Налоговая база в отношении земель и промышленных предприятий сокращается на 30%. Также она может быть уменьшена и в некоторых других случаях. Так, налоговая база уменьшается в следующих случаях: на 50% для вновь соз-

20 Code général des impôts 2016.

данных предприятий в год, следующий за годом их создания; пропорционально времени простоя некоторых предприятий, чья деятельность является сезонной; также на 75% для мастера, нанимающего одного работника, 50% для подрядчика, нанявшего двух работников и 25% - трех работников при условии, что вознаграждение за труд (прибыль, выплачиваемая заработная плата и социальные отчисления) составляют более 50% общего оборота с учетом НДС.

В том случае, когда стоимость аренды очень низкая, устанавливается минимальный единовременный сбор (cotisation forfaitaire minimum), исходя из базы, размер которой определяется совещанием коммуны или совещательным органом государственного учреждения межкоммунального сотрудничества в соответствии со шкалой, предусмотренной ст. 1647 D Общего кодекса налогов (CGI)20.

Минимальный размер земельного сбора для предприятий равен произведению минимальной базы на общую ставку земельного сбора, применяемую в течение налогового года, плюс местные сборы прямым налогом, предусмотренные в ст. 1641 Налогового кодекса Франции. Данная сумма, составляющая минимальную базу, должна быть включена в диапазон, которая варьируется в зависимости от оборота или выручки предприятия без учета налогов, изменяется ежегодно.

С 2019 г. все предприятия с оборотом ниже 5000 евро освобождаются от уплаты земельного сбора с предприятий.

Остаток необходимой к уплате суммы земельного сбора должен быть оплачен не позднее 15 декабря каждого года за вычетом суммы, уплаченной ранее 15 июня. Причем предприятия, заплатившие в предыдущем году земельный сбор свыше 3000 евро, которые предпочли не выплачивать сбор ежемесячными платежами, должны заплатить сумму, эквивалентную 50% суммы, полученной в прошлом году, до 15 июня.

В отношении второго элемента территориального экономического налога предприятия с оборотом более 500 тыс. евро обязаны уплачивать сбор на добавленную стоимость с предприятий. Декларация по сбору на добавленную стоимость подается в том случае, если оборот предприятия превышает 152 500 евро. Основой такого сбора, рассчитываемого в соответствии со ст. 1586 Налогового кодекса Французской Республики, составляет добавленная стоимость, произведенная предприятием в течение налогового года. На национальном уровне применяется единая ставка налогообложения - 1,5% добавленной стоимости. Предприятия, чей оборот не превышает

Итоговые выводы

50 млн. евро, получают льготу, обязательство по оплате которой берет на себя государство. Таким образом, прогрессивная шкала налогообложения применяется без предварительного запроса со стороны предприятия в зависимости от достигнутого им оборота.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сбор на добавленную стоимость с предприятий уплачивается один раз в год, если его сумма не превышает 3000 евро и в случае превышения указанной суммы - дважды в год (15 июня и 15 сентября).

При этом в соответствии с правилами распределения сбора на добавленную стоимость предприятий департаменты и регионы получают соответственно 23,5% и 50% сбора на добавленную стоимость предприятий, коммуны и государственные учреждения межкоммунального сотрудничества получают 26,5% сбора. Правила распределения указанного сбора между регионами и департаментами было изменено согласно ст. 89 Закона от 29.12.2015 г № 2015-1785 «О финансах на 2016 год»21. Эти правила применяются к сбору на добавленную стоимость предприятий начиная с 2016 г. и начиная с 2017 г. в отношении того же сбора, выплачиваемого государством регионам и департаментам.

Свободные порты, как в Китае, так и во Франции, создаются для обеспечения свободного доступа на внешние рынки, стимулирования притока иностранного капитала, создания новых рабочих мест. При этом Китай, в отличие от России и Франции, использует наиболее агрессивную политику по привлечению иностранного капитала, разрешая создание совместных предприятий со 100%-ным иностранным капиталом, предоставление займов, приобретение акций и облигаций. Зачастую, как, например, в свободном порту «Ся-

мынь», максимальная доля иностранного инвестора при приобретении им предприятия ничем не ограничивается (минимальная должна составлять 25%).

Режим СПВ действует только в отношении резидентов, являющих российскими налогоплательщиками, тогда как во Франции и Китае допускается функционирование предприятий с иностранным участием. Во всех трех странах действуют программы привлечения иностранцев на соответствующие территории: упрощен визовый

21 La loi № 2015-1785 du 29 décembre 2015 de finances pour 2016.

режим, во Франции действует программа, помогающая иностранным сотрудником и их семьям освоиться и создать благоприятные условия для проживания.

Самые либеральные условия для инвесторов создаются в Китае, во Франции они более жесткие, поскольку страна является членом ЕС, что подразумевает в соответствии с положениями Римского договора (1957) создание Единого экономического пространства и создание общего

рынка между участниками ЕС, а также согласно условиям Маастрихтского договора (или «Договор о Европейском союзе», 1992) свободу перемещения капитала. Иными словами, у Франции есть рынки сбыта и возможность привлекать инвестиции в рамках ЕС. В России же сохраняется риск инвестиционной экспансии со стран АТР, в частности Китая. В этой связи в России в СПВ не допускается создание компаний со 100%-ным иностранным участием.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &ts=181745115905722280061193423&cacheid=20C83 7D437FAB94A6ACE8DEC49850236&mode=splus&bas e=LAW&n=314814&rnd=3C024AB5E69CC6E1F9A6BA8 AAD981459#2hr3xlnk7og

2. Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/

4. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, одобрена Морской коллегией при Правительстве РФ 28.09.2012 г. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_213628/

5. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток». http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/

6. Постановление Правительства РФ от 20.10.2015 г. № 1123 «Об утверждении критериев отбора резидентов свободного порта Владивосток». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_187746/

7. Приказ Минфина России от 22.04.2016 № 53н «Об утверждении требований к обустройству и оборудованию территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны». :http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198569/

8. Закон Приморского края от 19.12.2013 г. № 330-КЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий организаций». http://www.consultant. ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW020 &П=67384#04578177196444304

9. Закон Приморского края от 28.11.2003 г. № 82 «О налоге на имущество организаций» http://www. consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RL AW020;n=9031 #08924597159601904

10. Решение Думы города Владивостока от 28.10.2005 г. № 108 «О земельном налоге в городе Владивостоке». http://docs.cntd.ru/ document/432860255

11. Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2018 г. № 56-АД-11. http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=19882817800265711 50725227755&cacheid=A7716F2E63E6E682B531B1B 98183D875&mode=splus&base=ARB&n=568677&rnd= 3C024AB5E69CC6E1F9A6BA8AAD981459#1vcjrorf9bq

12. Code général des impôts 2016 https://www. legifrance.gouv.fr/affi chCode.do?cidTexte = LEGITE XT000006069577

13. La loi № 2015-1785 du 29 décembre 2015 de finances pour 2016 https://www.legifrance.gouv.fr/ affichTexteArticle.do?idArticle=J0RFARTI0000317329 68&cidTexte=J0RFTEXT000031732865&categorieLie n=id

14. Авдеев Ю.А. Свободный порт Владивосток -за и против // ЭКО. 2017. № 2 С. 7-28.

15. Акимова Е.В. Налоговые льготы. 3-е изд., перераб. и доп. М.: «ГросМедиа», «РОСБУХ», 2016. 323 с.

16. Ван Бин, Сян Ицзюнь. «Новый шелковый путь и свободный порт Владивосток»: проблемы и перспективы экономической интеграции // АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 С. 54-57.

17. Красова Е.В., Ма Инсинь. Свободный порт Владивосток: условия развития, перспективы, риски // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 6. С. 108-122.

18. Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. 2-е изд., доп. Владивосток: Тихоокеанское изд-во «Рубеж», 2012. 512 с.

19. Фисенко А.И. Роль международных транспортных коридоров Приморья в обеспечении развития свободного порта Владивосток // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. №1. С. 48-54.

20. Федосеева ГА. Опыт функционирования и государственное регулирование деятельности особых экономических зон во Франции // Социально-экономические явления и процессы.2013. № 2. С. 124-130.

21. Ходова С.С., В.А. Вершинина. История формирования свободных портов в Китае// Международ-

ный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-3. С. 592-597.

22. Bin Xue Sang Pudong. Another Special Economic Zone in China? - An Analysis of special Regulations and Policy for Shanghai's Pudong New Area // Northwestern Journal of International Law & Business 1993. Vol. 14. Iss. 1. P. 130-160.

23. Blakkisrud H., E. Wilson. Russia's Turn to the East: Domestic Policymaking and Regional Cooperation. Palgrave Macmillan, 2018. 167 p.

24. Dechun Huang, Vu Thi Van, Md. Ekram Hossain, Zhenghi He. Shanghai Pilot Free Trade Zone and its effect on Economic Growth: a Counter-Factual Approach // Open Journal of Social Sciences. 2017. № 5. Р. 73-91.

25. Jing Huang, A. Korolev. The Political Economy of Pacific Russia: Regional Development in East Asia. Palgrave Macmillan, 2017. 267 p.

26. Lin Xiao. National Test: System Design of China (Shanghai) Pilot Free Trade Zone. Truth and Wisdom Press and Springer Science + Business Media Singapore, 2016. 430 p.

27. Man Ching, Gladie LUI. Shanghai Pilot Free Trade Zone: Shaping of China's Future Foreign Investment Environment // International Tax Journal. 2014. Vol. 40. Iss. 4.

28. Robert W. Smith. Exclusive Economic Zone Claims: an Analysis and Primary Documents. Martinus Nijhoff Publishers, 1986. 501 p.

29. Shira Dezan & Associates The Yangtze River Delta: Business Guide to the Shaghai Region. Springer, 2012. 131 p.

30. Yiming Yuan. Studies on China's Special Economic Zones. Springer, 2017. 156 p.

31. Zhigang Yuan. New Strategic Research on China (Shanghai) Pilot Free Trade Zone. World Century Publishing Corporation, 2016. 276 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.