5. Регулярно проводить деловые игры, в том числе выездные, для решения тактических и оперативных задач.
Список литературы
1. Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: « Сувенир», 2012. - 211 с.
2. Питере, Т., Уотермен, Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 2011. - 123 с.
3. Цыгичко, В.Н. Руководителю о принятии решений. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 145 с
НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК
Петечел Татьяна Александровна
Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит»
Дальневосточного федерального университета Бударина Екатерина Константиновна
студентка 4 курса Дальневосточного федерального университета,
РФ, Приморский край
TAX PREFERENCES OF THE FREE PORT OF VLADIVOSTOK
Petechel Tatyana Aleksandrovna
Candidate of Economics sciences, Associate professor, Associate professor of "Finances and Credit" Department of the Far Eastern Federal University
Budarina Ekaterina Konstantinovna 4-year student of the Far Eastern Federal University
Russian Federation
АННОТАЦИЯ
В данной статье проведен сравнительный анализ налогообложения резидентов специальных экономических территорий: территорий опережающего социально - экономического развития (ТОСЭР), Свободного порта Владивосток (СВП), региональные инвестиционные проекты (РИП). Рассмотрены налоговые преференции Свободного порта Владивосток, предоставленные действующим налоговым законодательством в условиях общего режима налогообложения. Проведен анализ проекта изменений в налоговое законодательство в связи с введением системы налогообложения для резидентов свободного порта Владивосток.
ABSTRACT
The article analyzes the ways of taxation of the residents of special economic territories, such as territories of advanced socially - economic development (TASED), the Free port of Vladivostok (FPV), the regional investment projects (RIP). The article considers the tax preferences of the Free port of Vladivostok provided by the existing tax legislative in the conditions of a general regime of the taxation. The analysis of the project of changes of the tax legislative in connection with implantation of system of the taxation for residents of the free port of Vladivostok is also carried out.
Ключевые слова: свободный порт Владивосток (СВП), единый налог свободного порта Владивосток, налоговые преференции, резиденты СВП.
Keywords: free port Vladivostok (FPV), unified tax of the free port of Vladivostok, tax preferences, residents of FPV
Экономическое развитие Дальнего Востока признано одним из приоритетных направлений государственной политики. Принимается целый комплекс мер по созданию в регионе благоприятного экономического, инвестиционного и делового климата.
Действующее на сегодняшний день законодательство предусматривает создание нескольких механизмов ускоренного социально - экономического развития Дальнего Востока России, основными из которых являются - территории опережающего социально - экономического развития (ТОР), Свободного порта Владивосток (СВП) и региональные инвестиционные проекты (РИП), которые имеют схожие правовые режимы и нацелены на достижение одинаковых социально - экономических результатов. Поэтому правильным представляется и установление равных налоговых преференций для их резидентов и участников, представленных в таблице 1.
Таблица 1 - Налоговые преференции для СВП П, ТОР и РИП
Виды налогов, страховых взносов Общий порядок Свободный порт Владивосток ТОСЭР РИП
Налог на прибыль 20 % 0-5% - первые 5 лет; 12-18% - следующие 5 лет 90% всех доходов должно быть получено резидентом в результате ведения деятельности на территории Свободного порта 0-5 % - первые 5 лет; 12-18 % - следующие 5 лет 90 % всех доходов должно быть получено резидентом в результате ведения деятельности на территории опережающего социально -экономического развития 0 - 10% - первые 5 лет; 10-18 % - след. 5 лет Доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, составляют не менее 90 процентов всех доходов
Право на применение заявительного порядка возмещения НДС - + + -
НДПИ В соответствии с гл. 26 НК РФ Понижающий коэффициент от 0 до 0,8 Понижающий коэффициент от 0 до 1.
Налог на имущество максимально -2,2 % 0 % - первые 5 лет, 0,5 % - след. 5 лет
Земельный налог максимально -1,5 % 0 % - первые 5 лет
Страховые взносы 30 %+ тариф от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний 7,6 % 30% + тариф от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Источник: составлено автором на основе источника [1, 3]
Из данных таблицы 1 следует, что для рассматриваемых нами территорий, действующим законодательством предусмотрен ряд налоговых преференций, значительно отличающихся от общеустановленных ставок. Это, в свою очередь, ставит резидентов СВП, ТОРов и участников РИПов в более выгодное экономическое положение по сравнению с другими налогоплательщиками. При этом, во многом, налоговые льготы совпадают.
Предоставленные налоговые преференции позволят снизить резидентам налоговую нагрузку более, чем в 2 раза в первые 5 лет функционирования.
Свободный порт Владивосток - портовая зона, в которой введены особые режимы таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования. Федеральный закон № 212 «О Свободном порте Владивосток» вступил в силу 12 октября 2015 года.
В состав территорий Свободного порта включены все порты юга Дальнего Востока, а также аэропорт «Кневичи». Экономический режим действует на территориях 15 муниципальных образований Приморского края, но к ним не относятся территории, на которых созданы особая экономическая зона, зона территориального развития или территория опережающего социально-экономического развития.
В настоящее время в реестре резидентов свободного порта Владивосток 29 компаний с общим объемом инвестиций - более 85 млрд. руб.
Проекты затрагивают различные сферы деятельности: логистику, морской туризм, рыбодобычу, производство продуктов питания (сахар, крупы), сборку и ремонт крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров, изготовление строительных материалов (кровельные и фасадные материалы, стальные конструкции, сухие строительные смеси). Каждый из проектов по-своему окажет позитивное влияние на экономику Приморского края. Реализация этих проектов позволит создать в Приморье 3 тысячи дополнительных рабочих мест [9].
Установленный НК РФ налоговый режим в отношении резидентов Свободного порта Владивосток предусматривает ряд налоговых преференций и льгот. Среди них:
1. Значительное понижение ставки налога на прибыль.
В первые 5 лет - до 0%, в последующие 5 лет - до 12% (против 20% общеустановленной ставки).
Воспользоваться льготой по налогу на прибыль можно при условии, что:
а) 90 % дохода получено резидентом в результате ведения деятельности на территории Свободного порта. Хотя, как считает бизнес-сообщество, требуется пересмотреть пункт 2 ст. 284.4 Налогового кодекса, т.к. менее высокий процент (80% или 50%) был бы гораздо привлекательней с точки зрения вхождения уже действующего бизнеса в резиденты Свободного порта. Поэтому некоторые уже действующие компании регистрируют новое юридическое лицо только лишь для того, чтобы в будущем не пришлось обосновывать и доказывать правомерность применения предусмотренных законом специальных льготных режимов [5];
б) организация должна быть зарегистрирована на территории порта и не иметь обособленных подразделений за ее пределами, не применять специальные налоговые режимы, не являться НКО, банком, страховой организацией, НПФ, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, участником КГН, резидентом особой экономической зоны любого типа, участником региональных инвестиционных проектов.
Кроме того, ст. 284.1 установлена 0% ставка налога на прибыль для образовательных и медицинских организаций (при выполнении определенных условий).
2. Упрощенное возмещение НДС - 10 дней. Уменьшение общеустановленного срока возмещения в 6 раз (резиденты могут применять заявительный порядок возмещения НДС на основании налоговой декларации и договора поручительства управляющей компании (ст. 176.1 НК РФ)).
3. Резиденты СВП полностью освобождаются от налога на имущество и земельного налога в течение первых 5 лет;
4. Пониженная налоговая нагрузка в течение 10 лет по НДПИ;
5. Отчисления во внебюджетные фонды составят всего 7,6%, вместо 30% общеустановленных.
Итак, действующее налоговое законодательство в рамках общего налогового режима предоставляет значительные налоговые льготы резидентам СПВ.
В таблице 2 за 2015 год приведены действующие платежи, в последующих периодах представлены расчеты с учетом льгот и преференций. Данные показывают, что в первые 5 лет экономия на налогах и взносах составит 10 копеек с каждого рубля полученной выручки. В последующие 5 лет экономия составит 9 копеек с рубля выручки.
Таблица 2 - Суммы налоговых отчислений в бюджет и взносов во внебюджетные фонды в расчете на рубль выручки для действующих резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ)_
Налог на прибыль организаций 0,05 0,02 0,03 0,05
НДС 0,13 0,13 0,13 0,13
Отчисления во внебюджетные фонды 0,07 0,02 0,02 0,07
Налог на имущество 0,01 0,00 0,00 0,00
Земельный налог 0,004 0 0 0
Итого налоговых платежей и платежей во внебюджетные 0,26 0,16 0,17 0,24
фонды
Сумма экономии в сравнении с действующей системой налогообложения 0,10 0,09 0,02
Источник: [11]
Эксперты прогнозируют к 2025 году потери бюджета на уровне 31 млрд. рублей, а поступления — на уровне 97 млрд. рублей. Основной эффект, по их мнению, наступит к 2034 году, когда прекратится действие льготного налогового режима для первых резидентов: потери к этому времени прогнозируются на уровне 35 млрд. рублей, а поступления — более 500 млрд. рублей [8].
К 2025 году ВРП увеличится в 2,2 раза (до 1,4 трлн. рублей), к 2034 году - в 3,4 раза (до 2,1 трлн. рублей), а прирост ВРП на ДФО к 2025 году может достигнуть 1,97 трлн. рублей.
Реализация закона «О свободном порте Владивосток» повлечет увеличение поступлений налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации [8]:
- к 2021 году в сумме - 32 950,49 млн. руб. (НДС, НДФЛ);
- к 2025 году в сумме - 97 417,42 млн. руб. (НДС, НДФЛ);
- к 2034 году в сумме - 530 146,32 млн. руб. (НДС, НДФЛ).
Минвостокразвития подготовило поправки в Налоговый кодекс, которые предполагают установление специального налогового режима для резидентов Свободного порта Владивосток (глава 26.6 «Система налогообложения для резидентов свободного порта Владивосток (единый налог свободного порта Владивосток)» НК РФ.
Соответствующий документ размещен на федеральном портале проектов нормативных актов. «Существующих решений явно недостаточно в условиях постоянно повышающегося экономического соперничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона для развития Дальневосточного федерального округа и Приморского края в частности», - говорится в сопроводительном документе. По данным ведомства, совокупная налоговая нагрузка на предприятие от 7 налоговых платежей составляет в среднем
50,7 процентов от его прибыли. Кроме того, предприятию требуется около 177 часов для учета, обслуживания и уплаты налогов [7].
Характеристика единого налога Свободного порта представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Единый налог Свободного порта Владивосток
Единый налог свободного порта Владивосток: Заменяет собой уплату 2-х федеральных налогов: 1) налог на прибыль организаций; 2) налог на добавленную стоимость 1-го регионального налога: 1) налог на имущество организаций
Налогоплательщики: вновь созданное юридическое лицо, получившее статус резидента свободного порта Владивосток
Налоговая база: объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (кассовый метод расчета доходов и расходов)
Налоговая ставка: налоговые каникулы первые пять лет - 6%, далее 10% за весь период действия статуса резидента свободного порта Владивосток
Налоговый период: один год, отчетный период - год
Входящий НДС: нет Операции по договорам, заключаемым между налогоплательщиками НДС и резидентами свободного порта Владивосток, предметом которых является приобретением последним товаров (работ, услуг) облагаются НДС по ставке 0% Уплаченный поставщиками резидентов свободного порта Владивосток НДС подлежит возмещению из бюджета
Источник: [6]
Единый налог СПВ позволит дополнительно снизить налоговую нагрузку на бизнес (в среднем такая экономия составит 19 - 24 копеек в расчете на 1 рубль выручки в сравнении с общеустановленной системой налогообложения) [4].
Также, единый налог позволит упростить систему уплаты налогов, сделать ее более понятной и легкой, что, в свою очередь, позволит упростить ведение налогового учета, проведение налоговых проверок.
Вместе с тем, можно выделить и определённые недостатки данной «упрощенной системы»:
1. Отмена уплаты НДС создаст проблемы при расчетах с российскими контрагентами - покупателями, так как подавляющее число организаций являются плательщиками НДС. Предлагаемый вариант расчета НДС при отгрузке товаров, работ, услуг резидентам СВП по нулевой ставке и возмещение налога поставщикам требует тщательной проработки его целесообразности, как с точки зрения возможных злоупотреблений незаконного возмещения, так и дополнительных проблем действующей процедуры возмещения контрагентами-нерезидентами (без возможности применения действующего заявительного порядка по ст.176.1).
2. Возможность применения данного преференциального налогового режима любыми резидентами СПВ без четкого определения и ограничения видов экономической деятельности, к которому применяется единый налог СПВ. Конкретных критериев от-
бора резидентов не прописано в законе «О свободном порте Владивосток», окончательное решение отводится Наблюдательному Совету СПВ.
Вместе с тем, сама суть специального налогового режима заключается в стимулировании определенных видов экономической деятельности или экономических субъектов и направлена на реализацию, прежде всего, не фискальной, а регулирующей налоговой функции. Нет точного понимания, за счет чего региональный и местный бюджеты компенсируют уменьшение налоговых поступлений.
3. Не проработаны механизмы налогового контроля резидентов СПВ.
4. Имеются риски уменьшения налоговых поступлений региональных и местных бюджетов вследствие перевода части действующего бизнеса в резиденты СВП. Проектируемым п.2 ч.4 ст.11.1 ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» предусматривается уплата возникшей разницы между исчисленным по итогам года налогам и обязательным взносам и величиной уплаченных налогов и взносов за 2 предшествующих года [10]. В расчет средней величины налогов и обязательных взносов включаются:
1) платежи по налогу на имущество организаций;
2) платежи по налогу на прибыль организаций в размере, подлежащему зачислению в бюджет Приморского края;
3) платежи по земельному налогу;
4) обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды.
Если по итогам года величина уплаченных резидентом свободного порта Владивосток налогов и обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды составит меньше средней величины налогов и обязательных взносов, указанных в соглашении об осуществлении деятельности, то резидент свободного порта Владивосток, он обязан уплатить возникшую разницу в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов в размере, порядке и сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере.
Наличие данного порядка вхождения уже действующего бизнеса в резиденты Свободного порта (с условием уплаты компенсационного платежа) и льготного специального налогового режима (в виде единого налога СВП) приведет к закрытию уже действующих компаний и регистрации новых юридических лиц, и, как следствие, снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Несомненно, статус Свободного порта Владивосток привлекает инвесторов, для которых льготный налоговый режим является весьма выгодным.
Однако, как показывает практика, при существующих масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Более важными в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур, недостаточные энергетические мощности и проблемы транспортной доступности. Свободная зона требует также предварительных вложений в создание инфраструктуры.
Об этом свидетельствует опыт ОЭЗ в РФ. На каждый вложенный государственный рубль приходится 74 копейки инвестиций, несмотря на то, что ОЭЗ предоставляют резидентам пакет налоговых льгот и особый таможенный режим.
В связи с вышеизложенным, считаем преждевременным введение специального режима в виде единого налога свободного порта Владивосток. Прежде необходимо четко определить отраслевую структуру свободной зоны Владивосток и установить виды экономической деятельности, с точки зрения общегосударственных и территори-
альных приоритетов, как основное условие применения льготного режима в виде единого налога свободного порта Владивосток.
Вместе с тем, широкий спектр налоговых льгот, которые предусматривает для резидентов СВП в рамках действующего налогового режима, недостаточно привлекателен для субъектов малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения либо работающих по патенту. В этой связи, т.к. действующее законодательство содержит льготные спецрежимы для субъектов малого бизнеса (УСН, патентная система налогообложения), считаем возможным распространить положения данных режимов на резидентов - субъектов малого бизнеса СПВ, путем исключения запрета, установленного пп.3 п.1 ст.284.1 НК РФ.
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2: [по состоянию на 5 апреля 2016: принят ГД 19 июля 2000 г.] - КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
2. Федеральный закон «О свободном порте Владивосток»: [по состоянию на 13 июля 2015: принят ГД 3 июля 2015] - КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
3. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»: [по состоянию на 29 декабря 2015: принят ГД 24 июля 2009] - КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
4. Ворожбит, О.Ю. От чего станет свободным «Свободный порт Владивосток?» -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vvsu.ru/analytic/article/10862175/ot_chego_stanet_svobodnym. - (Дата обращения: 22.10.2015).
5. Горчаков, В.В. Свободный порт Владивосток: проблемы становления и перспективы развития // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2015. - № 4 (73). - С. 26-30.
6. Доклад Минвостокразвития России по реализации поручения Правительства Российской Федерации о разработке специального налогового режима-единого налога свободного порта Владивосток, 2016. - №ЮТ-П13-6пр.
7. Минвостокразвития предлагает спецрежим налогов для резидентов Свободного порта Владивосток [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestiprim.ru/2016/04/07/minvostokrazvitiya-predlagaet-specrezhim-nalogov-dlya-rezidentov-svobodnogo-porta-vladivostok.html.
8. Мэр Владивостока о плюсах и минусах «свободного порта» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vvsu.ru/analytic/article/10830606/.
9. Никулина, Н. Резидентами Свободного порта Владивосток стали 29 компаний с инвестициями в 85 млрд. рублей / Н. Никулина, М. Шатилова [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/2957258.
10. Проект Федерального Закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением системы налогообложения для резидентов свободного порта Владивосток [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zspk.gov.ru/.
11. Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «О свободном порте Владивостока» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://externalcounsel.ru/port/4/.
References:
1. Tax code of the Russian Federation. P. 2: [as of April 5, 2016: it is accepted by the State Duma on July 19, 2000] - ConsultantPlus. - Access mode: http://base.consultant.ru.
2. The federal law "About the free port of Vladivostok": [as of July 13, 2015: it is accepted by the State Duma on July 3, 2015] - ConsultantPlus. - Access mode: http://base.consultant.ru.
3. The federal law "About insurance premiums in the Pension fund of the Russian Federation, Social Insurance Fund of the Russian Federation, Federal Compulsory Health Insurance Fund": [as of December 29, 2015: it is accepted by the State Duma on July 24, 2009] -ConsultantPlus. - Access mode: http://base.consultant.ru.
4. Vorozhbit, O. Yu. From what there will be free "A free port Vladivostok?" - [An electronic resource]. - Access mode: http://www.vvsu.ru/analytic/article/10862175/ot_chego_stanet_svobodnym. - (Date of the address: 10/22/2015).
5. Gorchakov, V. V. Free port Vladivostok: problems of formation and prospect of development/Customs policy of Russia in the Far East. - 2015. - No. 4 (73). - Page 26-30.
6. The report of the Ministry for the Development of the Russian Far East of Russia on realization of an order of the Government of the Russian Federation on development of the special tax mode - a uniform tax of the free port of Vladivostok, 2016. - No. YuT-P13-6pr.
7. The Ministry for the Development of the Russian Far East offers a special regime of taxes for residents of the Free port of Vladivostok [An electronic resource]. - Access mode: http://vestiprim.ru/2016/04/07/minvostokrazvitiya-predlagaet-specrezhim-nalogov-dlya-rezidentov-svobodnogo-porta-vladivostok.html.
8. The mayor of Vladivostok about pluses and minuses of "free port" [An electronic resource]. - Access mode: http://www.vvsu.ru/analytic/article/10830606/.
9. Nikulina, N. Rezidentami of the Free port of Vladivostok became 29 companies with investments into 85 billion rubles / N. Nikulina, M. Shatilov [An electronic resource]. - Access mode: http://tass.ru/ekonomika/2957258.
10. The draft of the Federal Law "About modification of parts the first and second the Tax code of the Russian Federation in connection with introduction of system of the taxation for residents of the free port of Vladivostok [An electronic resource]. - Access mode: http://www.zspk.gov.ru/.
11. Financial and economic justification to the draft of the federal law "About the free port of Vladivostok" [An electronic resource]. - Access mode: http://externalcounsel.ru/port/4/.