Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И В СВОБОДНОМ ПОРТУ ВЛАДИВОСТОК (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ)'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И В СВОБОДНОМ ПОРТУ ВЛАДИВОСТОК (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА / CUSTOMS PROCEDURE / СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА / FREE CUSTOMS ZONE / СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / FREE PORT OF VLADIVOSTOK / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЕХАНИЗМ "ЕДИНОГО ОКНА" / "SINGLE WINDOW" MECHANISM / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ADVANCED SPECIAL ECONOMIC ZONE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тугушев Антон Константинович

В работе рассмотрены основные проблемные организационные аспекты, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток. По итогам анализа правоприменительной практики и статистических данных предложены направления совершенствования таможенной процедуры свободной таможенной зоны на указанных территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тугушев Антон Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF CUSTOMS PROCEDURE "FREE CUSTOMS ZONE" ON THE TERRITORIES OF PRIORITY DEVELOPMENT AND IN FREE PORT OF VLADIVOSTOK (ORGANIZATIONAL ASPECT)

The author presents the main organizational problems of international companies that use the customs procedure of free customs zone in advanced special economic zones and Free port of Vladivostok. Taking into account legal practice and statistics, the directions of enhancement of a free customs zone on the specified territories were suggested.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И В СВОБОДНОМ ПОРТУ ВЛАДИВОСТОК (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ)»

А. К. Тугушев

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОй ПРОЦЕДуРы

свободной таможенной зоны на территориях опережающего развития и в свободном порту ВЛАДИВОСТОК (организационный АСПЕКТ)

В работе рассмотрены основные проблемные организационные аспекты, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток. По итогам анализа правоприменительной практики и статистических данных предложены направления совершенствования таможенной процедуры свободной таможенной зоны на указанных территориях.

Ключевые слова: таможенная процедура; свободная таможенная зона; свободный порт Владивосток; территория опережающего социально-экономического развития; механизм «единого окна»; таможенный контроль.

Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ) является экономически выгодным для участников внешнеэкономической деятельности (участники ВЭД). Так, согласно данным, предоставленным АО «Особые экономические зоны», за период с января по июнь 2017 г. в России таможенной процедурой СТЗ воспользовался 61 резидент особых экономических зон. Объем льгот по уплате таможенных платежей за первое полугодие 2017 г. составил 401,79 млн руб. [1]. Однако, несмотря на экономическую эффективность, применение таможенной процедуры СТЗ на Дальнем Востоке России ограничено. По данным Дальневосточного таможенного управления (ДВТу), только три резидента территорий опережающего развития и два резидента свободного порта Владивосток используют таможенную процедуру СТЗ [2]. Это свидетельствует о необходимости совершенствования применения таможенной процедуры СТЗ, в особенности на Дальнем Востоке России.

Ограниченная практика применения таможенной процедуры СТЗ на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) и в свободном порту Владивосток обусловлена наличием проблемных вопросов, связанных с администрированием, обустройством необходимой инфраструктурой таких территорий, квалификацией должностных лиц таможенных органов и др.

В первую очередь, следует обратить внимание на порядок организации и требования к обустройству зоны таможенного контроля на территориях, где применяется таможенная процедура СТЗ. Важно, что в отличие от свободной (особой) экономической зоны (СЭЗ), которая полностью является зоной таможенного контроля, на ТОР и в свободном порту Владивосток зоны таможенного контроля создаются на отдельных участках по заявлению резидента. При этом в любом случае ввоз товаров в зону таможенного контроля и вывоз товаров из таких зон осуществляются на основании разрешения таможенного органа. Во исполнение трех федеральных законов (от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток») были приняты три

разных ведомственных акта, устанавливающих требования к обустройству зоны таможенного контроля в каждом из трех видов зон. Так, приказом Федеральной таможенной службы (ФТС России) от 30.04.2015 № 817 утверждены требования к обустройству и оборудованию территории особой экономической зоны, включающие полное ограждение территории и создание контрольно-пропускных пунктов, оборудованных и технически оснащенных для проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств [3]. При этом вся организация и расходы осуществляются государством в лице таможенных органов. Схожие требования установлены и для зон таможенного контроля в ТОР приказом ФТС России от 13.10.2015 № 2034 и в свободном порту Владивосток приказом Минфина России от 09.06.2016 № 81н [4; 5]. Очевидно, что для организации зоны таможенного контроля в соответствии со всеми требованиями необходимо достаточное количество финансовых средств, рабочей силы и времени.

Проводить организацию зон таможенного контроля на ТОР и в свободном порту Владивосток за счет государства представляется не совсем справедливым по следующей причине. Резиденты, подавшие заявление на создание зоны таможенного контроля, должны осознавать свою ответственность и реальную возможность пользоваться в дальнейшем этой зоной, а не игнорировать ее существование. Такая ответственность будет выше, если резидент сам внесет определенную часть расходов на оборудование зоны, включая ограждение, закупку погрузочной техники и т. д. Такой подход позволит предотвратить создание зон таможенного контроля, которые впоследствии не будут задействованы. При этом на законодательном уровне субъект, ответственный за обустройство зоны таможенного контроля в части несения расходов, определен недостаточно четко. Так, ст. 25 Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» устанавливает, что решение о создании зоны таможенного контроля для целей применения таможенной процедуры СТЗ принимается таможенным органом на основании заявления резидента и при условии оборудования и обустройства участка ТОР для целей таможенного контроля. Следовательно, не ясно, является ли обустройство участка применения таможенной процедуры СТЗ обязанностью резидента (декларанта).

Так, с учетом возможности необоснованных государственных затрат и с целью повышения дисциплины резидентов СЭЗ представляется логичным предусмотреть распределение расходов на организацию и оборудование зоны таможенного контроля между резидентами и государством в лице таможенных органов.

В вопросе организации таможенного контроля для применения процедуры СТЗ имеется и ряд других проблемных аспектов. В связи с обращением «Фонда развития экономики и прямых инвестиций чукотского автономного округа» в АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Байкальского региона», являющееся управляющей компанией ТОР и свободного порта Владивосток, следует обратить внимание на возможность учета региональной специфики при формировании требований к обустройству зоны таможенного контроля. В таможенных органах уже прорабатывается вопрос и готовятся предложения по внесению изменений в приказ ФТС России от 13.10.2015 № 2034 в части дополнения его положениями, регламентирующими особенности оборудования и обустройства участков резидентов ТОР в условиях Крайнего Севера.

Значительные упрощения по оборудованию участка для применения процедуры СТЗ предусмотрены в случае, если резидент осуществляет учет товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, с использованием автоматизированной системы учета товаров. В настоящее время Минвостокразвития России совместно с АО «Корпорация по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона» и ФТС России проводит работу по созданию и внедрению специальной автоматизированной системы учета товаров. Такая автоматизированная система включает в себя системы видеонаблюдения на контрольно-пропускном пункте, по периметру участка применения процедуры СТЗ, на объектах таможенной инфраструктуры; системы распознавания государственных номерных знаков автотранспортных средств; весовое оборудование.

На данном этапе имеются определенные результаты работы в этом направлении. Был разработан и вступил в силу приказ Министерства финансов РФ от 18.07.2016 № 114н, который определил порядок учета товаров резидентами свободного порта Владивосток с использованием автоматизированной системы [6]. Точное описание того, как резиденту строить работу по учету товаров с помощью автоматизированной системы, позволит сократить издержки, связанные с установкой систем видеонаблюдения и иных устройств, которые не требуются при использовании автоматизированной системы.

Также одним из организационных вопросов применения таможенной процедуры СТЗ является взаимодействие и обмен информацией между резидентами и таможенными органами и иными государственными органами. Необходимость организации современной и удобной системы такого взаимодействия определена и на законодательном уровне. Например, Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» к функциям управляющей компании отнесено осуществление функций многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Как отмечает Т. В. Скудалова, если такая система «единого окна» будет успешно действовать, то это, несомненно, создаст благоприятный климат для развития бизнеса, упростит процедуру взаимодействия с органами государственной власти и сократит временные издержки резидентов, в том числе при применении таможенной процедуры СТЗ [7, с. 114]. Несмотря на то, что управляющая компания на ТОР и в свободном порту Владивосток - это один и тот же субъект, Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» не предусматривает вышеуказанные функции для управляющей компании в свободном порту. Представляется логичным, если резиденты свободного порта Владивосток в вопросе получения услуг и консультаций не будут находиться в менее выгодном положении, чем резиденты ТОР. Система «единого окна» должна быть и на ТОР, и в свободном порту Владивосток.

Система «единого окна» каждой ТОР и свободного порта Владивосток является единым центром приема и получения документов. В центрах могут решаться такие вопросы, как подача заявления на создание зоны таможенного контроля для применения таможенной процедуры СТЗ, аренда недвижимости, выкуп земельных участков, учет недвижимого имущества и регистрация прав на него, выдача разрешений на строительство, получение технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения [8]. Предполагается, что такими центрами должны выступать подразделения управляющей компании.

Представители управляющей компании и компетентные государственные органы могут работать по принципу многофункциональных центров «Мои документы» в России. Успешный опыт создания системы такого «единого окна», в том числе при применении процедуры СТЗ, имеется в зарубежных государствах. Например, Шанхайская свободная торговая зона весьма успешно реализует работу такой системы [9].

Одним из фундаментальных вопросов организации применения таможенной процедуры СТЗ является повышение квалификации должностных лиц таможенных органов. От того, насколько компетентны должностные лица таможенного органа, зависит успешная реализация норм правового института таможенных процедур. Поскольку таможенная процедура СТЗ не получила широкого применения в России, для многих должностных лиц таможенных органов эта таможенная процедура недостаточно известна и понятна.

Актуальность данного вопроса была признана на самом высоком уровне. Бывшим руководителем ФТС России А. Ю. Бельяниновым было издано распоряжение от 08.02.2016 № 31-р «Об организации проведения информационных мероприятий в рамках реализации федеральных законов "О свободном порте Владивосток" и "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"».

В соответствии с данным распоряжением на базе Владивостокского филиала Российской таможенной академии проводились мероприятия в рамках реализации проекта «Свободный порт Владивосток».

Первое обучение должностных лиц таможенных органов ДВТу по вопросам применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории свободного порта Владивосток и территориях опережающего социально-экономического развития, созданных в регионе деятельности ДВТУ, состоялось 2425 марта 2016 г. [10]. В проведении лекционных занятий приняли участие представители профессорско-преподавательского состава филиала и ДВТу. Обучение прошли 56 человек.

Необходимо отметить активную позицию ДВТУ и его руководства в работе над повышением уровня знаний и умений должностных лиц таможенных органов. Кроме того, уже осуществляется работа Консультативного совета по работе с участниками ВЭД при ДВТУ. Заседания Консультативного совета, на которых обсуждаются актуальные вопросы, проходит в формате видеосвязи с представителями соответствующих таможен Дальнего Востока.

Семинар «Правовое и экономическое регулирование применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны» был проведен 25 марта 2016 г. На семинаре заслушивались и детально обсуждались доклады профессорско-преподавательского состава Владивостокского филиала Российской таможенной академии, представителей таможенных органов, иных органов государственного контроля. Во Владивостокском филиале Российской таможенной академии был разработан специальный учебно-тематический план дополнительной профессиональной программы «Организация совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров в условиях свободной экономической зоны (свободной портовой зоны)». Данная программа рассчитана на должностных лиц отделов таможенного оформления и таможенного контроля и внедряется в график программы повышения квалификации.

А. к. тугушев

Основные проблемные вопросы организационного характера при применении таможенной процедуры СТЗ на ТОР и в свободном порту Владивосток представлены в таблице.

Таблица

Проблемные вопросы организационного характера при применении таможенной процедуры СТЗ

№ п/п Проблемный аспект

1 Необходимость распределения расходов на обустройство зоны таможенного контроля между государством и резидентом

2 Отсутствие учета региональной специфики в требованиях к обустройству зоны таможенного контроля

3 Необходимость создания системы «единого окна» для оптимизации взаимодействия резидентов и таможенных органов

4 Недостаточные знания и уровень квалификации должностных лиц таможенных органов в вопросах применения таможенной процедуры СТЗ

5 Необходимость постоянного диалога между таможенными органами и участниками ВЭД

Таким образом, с учетом вышеизложенных проблемных вопросов можно сформулировать основные направления совершенствования таможенной процедуры СТЗ на ТОР и в свободном порту Владивосток.

1. Повышение квалификации должностных лиц таможенных органов по вопросу применения таможенной процедуры СТЗ. Реализация норм права должна осуществляться компетентными должностными лицами таможенных органов, обладающими необходимыми для этого полномочиями, знаниями и опытом. Логично предложить следующие инициативы с целью повышения знаний и навыков должностных лиц таможенных органов в вопросе применения процедуры СТЗ:

- систематически (один раз в год) проводить обучение должностных лиц таможенных органов Дальневосточного региона на базе факультета повышения квалификации Владивостокского филиала Российской таможенной академии;

- обобщать и анализировать вопросы, поступающие от участников ВЭД в связи с применением процедуры СТЗ, а также представлять аналитические отчеты в Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России для дальнейшего учета в нормотворческой и правоприменительной практике;

- закреплять в должностных инструкциях должностных лиц таможенных органов определенных подразделений обязанности, связанные с осуществлением контроля за применением таможенной процедуры СТЗ на территории свободного порта Владивосток и ТОР.

2. Активное взаимодействие и взаимное консультирование таможенных органов и участников ВЭД по вопросу применения таможенной процедуры СТЗ. Поскольку процедура СТЗ применяется с целью удовлетворения в том числе интересов предпринимателей, необходимо учитывать мнение участников ВЭД посредством проведения общественных советов, консультаций и слушаний. Это позволит оперативно реагировать на возникающие в процессе применения таможенной процедуры СТЗ проблемные вопросы. Оптимизировать механизм

взаимодействия и обмена информацией между участниками ВЭД и государственными органами также можно инновационными методами, а именно посредством организации интернет-приемных, проведения систематических вебинаров и т. д.

Направления совершенствования таможенной процедуры СТЗ на ТОР и в свободном порту Владивосток соответствуют «Внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 года». В данной Стратегии упрощение таможенных процедур и ускорение таможенных операций определены как одна из стратегических целей ФТС России [11]. Активная деятельность компетентных государственных органов по указанным направлениям, без сомнения, станет существенным вкладом в улучшение практики применения таможенной процедуры СТЗ.

Использованные источники

1. Сайт акционерного общества «Руссэз». URL: www.russez.ru/disclosure_information/oao_ oez_ppt_lipetsk/r95005 (дата обращения: 02.09.2017).

2. Письмо ДВТУ ФТС России от 16.06.2017 12-01-13/Т-026.

3. Приказ ФТС России от 30.04.2015 № 817 «Об утверждении требований к обустройству и оборудованию территории особой экономической зоны и требований к обустройству и оборудованию земельных участков, предоставленных резидентам особой экономической зоны, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 37.2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также порядка обеспечения контрольно-пропускного режима на территории особой экономической зоны, включая порядок доступа лиц на такую территорию» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ ФТС России от 13.10.2015 № 2034 «Об определении требований к оборудованию и обустройству участка территории опережающего социально-экономического развития для целей таможенного контроля» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

5. Приказ Минфина России от 09.06.2016 № 81н «Об утверждении порядка обеспечения контрольно-пропускного режима на портовых участках или логистических участках свободного порта Владивосток, включая порядок доступа лиц на такие участки» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Приказ Минфина России от 18.07.2016 № 114н «Об определении порядка учета резидентами свободного порта Владивосток товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случае применения на территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, автоматизированной системы учета товаров» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Скудалова Т. В. Свободные экономические зоны: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. 156 с.

8. Сайт Минэкономразвития России. URL: economy.gov.ru/mmec/activity/sections/sez/pref-erences/onewindow (дата обращения: 02.09.2017).

9. Бастрыгина Н. В. Специальные экономические зоны Китая [Электронный ресурс]. URL: chinalogist.ru (дата обращения: 04.09.2017).

10. Сайт Владивостокского филиала Российской таможенной академии. URL: vfrta.customs.ru (дата обращения: 12.07.2017).

11. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] // Портал правовой информации Минэкономразвития России. URL: economy.gov.ru (дата обращения: 02.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.