Научная статья на тему 'Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории опережающего социально-экономического развития'

Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории опережающего социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
932
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / FREE CUSTOMS ZONE / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разин А.В.

Рассматривается применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории опережающего социально-экономического развития, а также особенности и проблемы применения данной таможенной процедуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF CUSTOMS PROCEDURE OF FREE CUSTOMS ZONE IN ADVANCED SPECIAL ECONOMIC ZONES

The article examines the application of customs procedure of free customs zone in advanced special economic zones, as well as the peculiarities and problems of applying this customs procedure.

Текст научной работы на тему «Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории опережающего социально-экономического развития»

УДК339.543.027.2

ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

А. В. Разин Научный руководитель - Н. В. Полежаева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация,660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Titanium2007@mail.ru

Рассматривается применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории опережающего социально-экономического развития, а также особенности и проблемы применения данной таможенной процедуры.

Ключевые слова: свободная таможенная зона, социально-экономическое развитие, инвестиции.

APPLICATION OF CUSTOMS PROCEDURE OF FREE CUSTOMS ZONE IN ADVANCED SPECIAL ECONOMIC ZONES

А. V. Razin Scientific Supervisor - N. V. Polezhaeva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Titanium2007@mail.ru

The article examines the application of customs procedure of free customs zone in advanced special economic zones, аs well as the peculiarities and problems of applying this customs procedure.

Keywords: free customs zone, socio-economic development, investments.

В современных экономических условиях привлечение инвестиций играет одну из главных ролей в обеспечении устойчивого экономического роста и решения на этой основе задач развития территорий. С данной целью были созданы территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), отличительной чертой которых является создание комфортных условий проживания населения.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», границы территорий опережающего развития не могут совпадать с особыми экономическими зонами или зонами территориального развития в субъектах РФ. Для каждой территории правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при котором действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении или неприменении таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее -СТЗ). В границах таких территорий разрешено создавать индустриальные (промышленные) парки.

Территория опережающего социально-экономического развития создается на 70 лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа (Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока).

Секция «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ»

В первые три года ТОСЭР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе и на территориях моногородов (населенный пункт с одним градообразующим предприятием) с наиболее сложным социально-экономическим положением (соответствующий перечень утверждает правительство России). Затем они будут сформированы и в других регионах страны [1].

По состоянию на март 2017 года на Дальнем Востоке создано 13 ТОСЭР, на которых зарегистрировано 118 резидентов, привлечено 475,3 млрд. рублей частных инвестиций, было создано почти 25 тысяч новых рабочих мест (см. таблицу).

Характеристика ТОСЭР на Дальнем Востоке

Название и расположение ТОСЭР Результаты ТОСЭР

«Хабаровск» - Хабаровский край 118 резидентов 24817 рабочих мест 475,3млрд. рублей частных инвестиций 12,9 рублей частных инвестиций на 1 рубль государственных вложений 6,9 рублей налогов и взносов за 10 лет на 1 рубль государственных вложений

«Комсомольск» Хабаровский край

«Надеждинская» - Приморский край

«Белогорск» - Амурская область

«Приамурская» - Амурская область

«Михайловская» - Приморский край

«Беринговский» - Чукотский автономный округ

«Индустриальный парк «Кангалассы» - Республика Саха

«Камчатка» - Камчатский край

«Амуро-Хинганская» - Еврейская автономная область

«Большой камень» - Приморский край

«Южная» - Сахалинская область

«Горный воздух» - Сахалинская область

Резиденты ТОСЭР получают три блока льгот: налоговые, таможенные и льготы по привлечению иностранной рабочей силы. Для резидентов ТОСЭР предусмотрен особый режим налогообложения и облегченные правила ведения бизнеса. Так, например, ставка налога на прибыль составляет 0% в течение первых пяти лет и 12 % в последующие 5 лет. Общий размер страховых взносов был снижен для резидентов с 30% до 7.6% на 10 лет. Налог на имущество составляет 0% в течение первых пяти лет и 1.1% в последующие 5 лет.

Резидентам ТОСЭР так же предоставляется преференция в виде ускоренной процедуры возмещения налога на добавленную стоимость с 3 месяцев до 10 дней, в течение трех лет освобождаются от налога на землю.

Дополнительными привилегиями для резидентов являются:

- сокращенное время проведение контрольных проверок (не более 15дней);

- сокращенные сроки получения разрешительной документации на капитальное строительство (не более 45 дней);

- экологическая экспертиза объектов инфраструктуры (не более 45 дней);

- восьмидневная виза на границе, упрощенный визовый режим;

- для резидентов ТОСЭР не требуется получение разрешений на привлечение иностранных работников, разрешение выдается без учета квот;

- Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории опережающего социально-экономического развития.

Несмотря на возможность применения таможенной процедуры СТЗ из 118 резидентов дальневосточных ТОСЭР только 2 из них воспользовались данной таможенной процедурой. В настоящее время зоны таможенного контроля (в целях применения таможенной процедуры

СТЗ) созданы в ТОСЭР «Белогорск» (ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский»», занимающееся производством пищевых продуктов) и в ТОСЭР «Большой Камень» (АО «Дальневосточный завод «Звезда»» занимающееся производством транспортных средств и оборудования, а также ремонтом и монтажом машин и оборудования). В 2016 году им было предоставлено освобождений от уплаты таможенных платежей на сумму более 265 млн. рублей.

Исходя из этого, можно выделить две причины, почему резиденты ТОСЭР не особо стремятся воспользоваться таможенной процедурой СТЗ, обе причины заложены в законодательстве.

Первая причина проявляется, когда речь заходит о продукции, выпущенной с помощью иностранных товаров. Если продукция экспортируется из ТОСЭР за пределы Союза, то таможенные пошлины, налоги не уплачиваются. Но если те же товары вывозятся за пределы ТОСЭР, но остаются на территории Союза, то возникает необходимость уплаты таможенных пошлин, налогов. То же самое касается продуктов переработки этих товаров. Очевидно, таким образом, решено поддержать экспортное направление ТОСЭР.

Вторая причина заключается в высоких затратах на обустройство ТОСЭР для целей таможенного контроля и саму жесткость требований. Они составляют половину и даже большую часть от всех затрат на их организацию. Таможенной процедурой СТЗ можно воспользоваться на участках ТОСЭР, если там создана зона таможенного контроля (далее - ЗТК). А решение о создании ЗТК принимает таможенный орган на основании заявления резидента ТОСЭР, при условии оборудования и обустройства участка ТОСЭР для целей таможенного контроля. Например, резиденту ТОСЭР «Приамурская» обустройство обошлось в 8 миллионов рублей [2].

Несмотря на это, уже сейчас Дальневосточным таможенным управлением предпринимаются меры, направленные на оптимизацию совершения таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру СТЗ, в том числе на участках резидентов ТОСЭР. В октябре 2016 года в Федеральную таможенную службу России направлены предложения по сокращению требований к обустройству и оборудованию участков резидентов ТОСЭР в целях привлечения участников внешнеэкономической деятельности, развития их производств и создания благоприятного инвестиционного климата [3].

Библиографические ссылки

1. Информационное агентство России «ТАСС» [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/info/2215388 (дата обращения 10.03.2017).

2. Сайт участников внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс]. URL:http://proved-np.org/services/novosti/novosti_ved/nyuansy_tamozhennyh_l_got_dlya_toser/ (дата обращения 10.03.2017).

3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&amp%3Bview=article&amp%3Bid=24713:201 7-01-30-07-45-13&amp%3Bcatid=40:2011-01-24-15-02-45 (дата обращения 10.03.2017).

© Разин А. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.