Научная статья на тему 'Проблемы применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на площадках территорий опережающего социально - экономического развития'

Проблемы применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на площадках территорий опережающего социально - экономического развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2289
573
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗИДЕНТЫ ТОСЭР / ПЛОЩАДКИ ТОСЭР / ТОВАРЫ ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ / RESIDENTS OF TOSER / THE TOSER PLATFORM / THE GOODS MADE OF THE FOREIGN GOODS PLACED UNDER A CUSTOMS PROCEDURE OF A FREE CUSTOMS AREA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Руднева Зарета Сергеевна

Рассмотрены новые формы взаимодействия таможенных органов и резидентов на площадках территорий опережающего социально-экономического развития, определены преимущества резидентов ТОСЭР, отражены условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и их перемещения с площадок ТОСЭР в соответствии с таможенной процедурой отличной от таможенной процедуры свободной таможенной зоны, выявлены проблемы применения таможенной процедуру свободной таможенной зоны на площадках ТОСЭР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Руднева Зарета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF APPLICATION OF THE CUSTOMS PROCEDURE OF THE FREE CUSTOMS AREA ON PLATFORMS OF TERRITORIES ADVANCING SOCIALLY - ECONOMIC DEVELOPMENT

In article new forms of interaction of customs authorities and residents on platforms of territories advancing socially economic development are considered, advantages of residents of TOSER are defined, goods placement conditions under a customs procedure of a free customs area and their movement from the TOSER platforms according to a customs procedure of a free customs area, other than a customs procedure, are reflected, problems of application customs procedure of a free customs area on the TOSER platforms are revealed.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на площадках территорий опережающего социально - экономического развития»

УДК 333.122 : УДК 339.242

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ НА ПЛОЩАДКАХ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

З.С. Руднева

Рассмотрены новые формы взаимодействия таможенных органов и резидентов на площадках территорий опережающего социально-экономического развития, определены преимущества резидентов ТОСЭР, отражены условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и их перемещения с площадок ТОСЭР в соответствии с таможенной процедурой отличной от таможенной процедуры свободной таможенной зоны, выявлены проблемы применения таможенной процедуру свободной таможенной зоны на площадках ТОСЭР.

Ключевые слова: резиденты ТОСЭР, площадки ТОСЭР, товары, изготовленные из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Одним из инструментов развития экономики является создание территорий социально - экономического развития, правовая основа которых определена Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально -экономического развития в Российской Федерации» [1].

ТОСЭР представляют собой определенные участки территорий по реализации проектов, где пересекаются интересы государства и бизнеса в различных отраслях производства и сферы услуг с условиями создания новых форм взаимодействия.

Первые три года ТОСЭР будут функционировать только на территориях Дальнего Востока. Создание производств и услуг, рабочих мест, привлечение частных инвестиций станет критериями оценки эффективности площадок ТОСЭР и целесообразности их реализации на территориях других субъектов Российской Федерации.

Факторами успешного развития ТОСЭР выступает поддержка государства в виде налоговых послаблений по применению нулевой ставки налога на прибыль, имущество и землю в течение первых пяти лет; понижение уровня страховых взносов; отсутствие таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны; проведение проверочных мероприятий государственными органами власти только по согласованию с Министерством экономического развития Дальнего Востока, и наверное, не менее важное - это бесплатное предоставление земли и готовой для осуществления деятельности инфраструктуры, что не может не быть привлекательным для инвестора с мини-

мальным объемом вложений в проект в размере 500 тыс. руб. [2]. Тем не менее, конкретизация налоговых, финансовых, таможенных преимуществ, действующих на территориях опережающего социально - экономического развития определяется иными правовыми актами и регулируется отдельными органами государственной власти.

Отбор ТОСЭР осуществляется Правительственной подкомиссией. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 г. №630 «О создании территории опережающего социально -экономического развития «Хабаровск»» была создана ТОСЭР «Хабаровск», которая включает территории муниципальных образований «Город Хабаровск», «Хабаровский муниципальный район», «Ракитное сельское поселение» Хабаровского края [3].

В отличие от территорий особых экономических зон, особый статус приобретают отдельные участки ТОСЭР «Хабаровск» или площадки, что предполагает возможность ограничения использования всех преимуществ, определяющих успешное функционирование ТОСЭР.

В силу положений Федерального закона 29 декабря 2014 года № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально - экономического развития в Российской Федерации» особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности предоставляется только резидентам ТОСЭР, статус которого можно получить после подписания соглашения с АО «Корпорация развития Дальнего Востока» [1].

На сегодняшний день на территории ТОСЭР «Хабаровск» функционирует три площадки, реализующие различные проекты. Это ТОСЭР «Авангард», специализирующаяся на сельском хозяйстве, логистике и машиностроении; ТОСЭР «Ракитное» в основу которого положена деятельность по производству строительных материалов, логистике; ТОСЭР «Аэропорт» по созданию авиахаба, гостиничного комплекса, делового центра. Совокупные частные инвестиции в проекты, реализующиеся на данных площадках ТОСЭР составили 15,4 млрд руб. [4].

Примечательно, что на площадках ТОСЭР могут осуществлять деятельность различные субъекты предпринимательства, в том числе не имеющие статуса резидента ТОСЭР, что в дальнейшем не дает им возможности использования налоговых, финансовых, производственных и иных послаблений. Например, на территории ТОСЭР «Авангард», функционирует несколько организаций, только две из которых являются резидентами ТОСЭР (ООО "Джей Джи Си Эвергрин" и совместное предприятие японского холдинга JGC и ООО «Энерго-Имульс +» [5].

Однако, функционирование на площадках ТОСЭР различных по правовому статусу организаций вызывает сомнения в части применения статьи 25 Федерального закона 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально - экономического развития в Российской

Федерации» и заявления таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Правовой статус таможенной процедуры свободной таможенной зоны определён Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 года.

Под таможенной процедурой свободной таможенной зоны применительно к ТОСЭР следует понимать размещение и использование товаров только на площадках ТОСЭР, исключительно резидентами ТОСЭР, без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Евразийского экономического союза. Это означает, что преимущества в таможенно - пошлинном отношении на площадках ТОСЭР могут получить только резиденты ТОСЭР, принявшие решение применять таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Иностранные товары, помещённые на площадки ТОСЭР приобретают статус иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем в силу территориальных ограничений по их использованию и распоряжению.

Следовательно, при дальнейшем перемещении таких товаров за пределы площадок ТОСЭР, например, на территорию города Хабаровск, применительно к данным товарам должны быть уплачены пошлины и налоги в полном объеме.

В отношении иностранных товаров, помещенных в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны на площадках ТОСЭР допускается совершение любых операций, в том числе потребление товаров, операции по переработке в результате которых товары теряют свои индивидуальные свойства и характеристики, а также операции по изготовлению.

В силу данных обстоятельств наиболее сложным представляется вопрос определения статуса товара на площадках ТОСЭР при осуществлении производственного цикла с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

В этом случае определение статуса товаров должно осуществляется в соответствии с критериями достаточной переработки, установленными статьей 19 Соглашения от 18.06.2010 «По вопросам свободных специальных, особых экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».

Товар может потерять статус иностранного товара и приобрести статус товара Евразийского экономического союза с дальнейшим беспо-

шлинным обращением на внутреннем рынке только при выполнении одного из условий, если:

1. произошло изменение классификационного кода товара на уровне любого из первых четырёх знаков по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

2. процентная доля стоимости иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не превышает фиксированной доли в цене конечного товара;

3. в отношении товара произведены технологические и производственные операции, достаточные для признания товара как изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны [6].

А это означает, что иностранный товар, помещенный под таможенную процедуру свободной таможенной зоны должен быть подвергнут «глубокой» переработке, что позволит резиденту ТОСЭР использовать все преимущества таможенно - пошлинного обложения и в дальнейшем беспрепятственного перемещать его как на площадке ТОСЭР так и за её пределами на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

При этом, если товар не отвечают данным критериям достаточной переработки, то как следствие, не может рассматриваться как товар Евразийского экономического союза.

Не менее важной остаётся проблема идентификации в изготовленных (полученных) товарах иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Способами идентификации для таможенных целей являются наложение печатей, штампов, маркировки на иностранные товары, представление фотографий и подробного описания товаров, в том числе серийных номеров и применение иных операций в зависимости от характеристик товара.

Согласно приказа Министерства финансов Российской Федерации от 10 марта 2016 № 22н «Об утверждении порядка проведения таможенными органами идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещённых) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны» идентификацию таких товаров осуществляет таможенный орган в регионе деятельности которого находится площадка ТОСЭР [7]. Обязанность предоставления в таможенный орган документов и сведений, необходимых для идентификации товаров, в том числе о зарегистрированных таможенных декларациях, номерах товаров с их характеристиками, сведений об операциях, совершаемых в отношении иностранных товарах, сведений о готовой продукции, способах идентификации, экспертных заключений, технических условиях и других воз-

ложена на декларанта.

По результатам документального контроля уполномоченное лицо таможенного органа вправе принять решение о невозможности идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в готовой продукции, если представленные декларантом документы и сведения не позволяют идентифицировать иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Таким образом, если изготовленные (полученные) на площадках ТОСЭР товары, состоящие из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не соответствуют критериям достаточной переработки, и в отношении которых отсутствует возможность их идентификации в продуктах переработки, при их перемещении за пределы участка ТОСЭР будут рассматриваться как иностранные в отношении которых должны быть уплачены пошлины и налоги применительно к иной таможенной процедуре, отличной от таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Не разрешённой остаётся также проблема обустройства площадки ТОСЭР для целей таможенного контроля.

В силу положений п.2 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально - экономического развития в Российской Федерации» процедура свободной таможенной зоны применяется на площадках ТОСЭР, где создана зона таможенного контроля [1]. Но на площадке ТОСЭР одновременно с товарами, помещёнными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут находиться товары, помещённые и под иные таможенные процедуры.

Поскольку площадка ТОСЭР - это зона таможенного контроля, то условием помещения иностранных товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны является соблюдение требований к обустройству, обозначению и ограждению всей границы площадки ТОСЭР.

Положениями приказа ФТС России от 13 октября 2015 г. №2034 «Об определении требований к оборудованию и обустройству участка территории опережающего социально - экономического развития» для целей таможенного контроля установлены требования к составу и обустройству объектов таможенной инфраструктуры и места их расположения на участках ТОСЭР.

Площадки ТОСЭР должны оснащаться контрольно - пропускными пунктами, площадками для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, весовым оборудованием, погрузо - разгрузочной техникой, каналами связи, информационно - техническими средства, активным сетевым оборудованием, комплексной системой безопасности, охранной и пожарной сигнализацией, системой видеонаблюдения и защи-

ты информации, рабочим место для должностного лица таможенного органа в офисном помещении [8].

При расположении на площадке ТОСЭР нескольких организаций, не все из которых являются резидентами ТОСЭР, реализовать требования к обустройству зоны таможенного контроля крайне затруднительно.

В соответствии с п.8 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально - экономического развития в Российской Федерации» на управляющую компанию АО "Корпорация развития Дальнего Востока" возложены функции по обеспечению функционирования объектов инфраструктуры площадок ТОСЭР [1].

Но поскольку требования к обустройству зоны таможенного контроля не определяют конкретных лиц, ответственных за данное обустройство, то можно предположить, что бремя финансовых затрат по созданию и обустройству зоны таможенного контроля будет возложено на резидента ТОСЭР или на управляющую компанию.

На сегодняшний день только ТОСЭР «Аэропорт» может обеспечить применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Принимая во внимание запланированное строительство современного пассажирского терминала, реконструкцию взлётно - посадочных полос, перронов, возведение выставочного, гостиничного и привокзального комплексов, ТОСЭР «Аэропорт» в полной мере может реализовать требования таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Таким образом, новые формы взаимоотношений бизнеса и государства на площадках ТОСЭР носят дифференцированный характер, определяющий возможность применения не всех преимуществ, закрепленных в федеральном законе.

Список литературы

1. О территориях опережающего социально - экономического развития в Российской Федерации :федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.04.2016).

2. Территории опережающего социально - экономического развития ТОР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: minvostokrazvitia.ru/ activities/toser.php (дата обращения 25.04.2016).

3. О создании территории опережающего социально - экономического развития «Хабаровск» : постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 г. №630 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.04.2016).

4. Инвестиционная карата Дальневосточного Федерального округа. [Электронный ресурс] URL: http://map.minvostokrazvitia.ru/#tors/15].

5. В ТОСЭР «Хабаровск» появились новые резиденты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dvnovosti.ru/khab/2015/11/06/ (дата обращения 25.04.2016).

6. По вопросам свободных специальных, особых экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны : соглашение от 18.06.2010 // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 30.04.2016).

7. Об утверждении порядка проведения таможенными органами идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещённых) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 марта 2016 № 22н // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.04.2016).

8. Об определении требований к оборудованию и обустройству участка территории опережающего социально-экономического развития : приказ ФТС России от 13 октября 2015 г. №2034 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 30.04.2016).

Руднева Зарета Сергеевна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Хабаровск, Хабаровский государственный университет экономики и права

PROBLEMS OF APPLICATION OF THE CUSTOMS PROCEDURE OF THE FREE CUSTOMS AREA ON PLATFORMS OF TERRITORIES ADVANCING SOCIALLY - ECONOMIC DEVELOPMENT

Z.S. Rudneva

In article new forms of interaction of customs authorities and residents on platforms of territories advancing socially - economic development are considered, advantages of residents of TOSER are defined, goods placement conditions under a customs procedure of a free customs area and their movement from the TOSER platforms according to a customs procedure of a free customs area, other than a customs procedure, are reflected, problems of application customs procedure of a free customs area on the TOSER platforms are revealed.

Key words: residents of TOSER, the TOSER platform, the goods made of the foreign goods placed under a customs procedure of a free customs area.

Rudneva Zareta Sergeyevna, сandidat economic sciences, the associate professor, department of world economy and customs, [email protected], Russia, Khabarovsk, Khabarovsk state university of economics and law

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.