Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ (СПЕЦИАЛЬНЫХ, ОСОБЫХ) ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН'

ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ (СПЕЦИАЛЬНЫХ, ОСОБЫХ) ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свободные экономические зоны / особые экономические зоны / территории опережающего развития / свободный порт Владивосток / свободная таможенная зона / автоматизация бизнес-процессов / free economic zones / special economic zones / territories of advanced development / free port of Vladivostok / free customs zone / automation of business processes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулешов Александр Викторович, Костенко Анастасия Вячеславовна

В статье рассмотрены особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в рамках функционирования свободных экономических зон, отмечены проблемные вопросы такого функционирования и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кулешов Александр Викторович, Костенко Анастасия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE CUSTOMS PROCEDURE OF A FREE CUSTOMS ZONE WITHIN THE FRAMEWORK OF THE OPERATION OF FREE (SPECIAL, SPECIAL) ECONOMIC ZONES

The article discusses the features of the application of the customs procedure of the free customs zone within the framework of the functioning of free, special economic zones, notes the problematic issues of such functioning and proposes ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ (СПЕЦИАЛЬНЫХ, ОСОБЫХ) ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН»

УДК 339.543

применение таможенной

процедуры свободной таможенной зоны в рамках функционирования свободных (специальных, особых) экономических зон

Кулешов Александр Викторович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой таможенных операций и таможенного контроля, канд. техн. наук, доцент, e-mail: a.v.kulechov@yandex.ru

Костенко Анастасия Вячеславовна

Балтийский таможенный пост (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни, главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля, e-mail: akostenko.2000@ mail.ru

В статье рассмотрены особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в рамках функционирования свободных экономических зон, отмечены проблемные вопросы такого функционирования и предложены пути их решения

Ключевые слова: свободные экономические зоны; особые экономические зоны; территории опережающего развития; свободный порт Владивосток; свободная таможенная зона; автоматизация бизнес-процессов

APPLICATION OF THE CUSTOMS PROCEDURE OF A FREE CUSTOMS ZONE WITHIN THE FRAMEWORK OF THE OPERATION OF FREE (SPECIAL, SPECIAL) ECONOMIC ZONES

Kuleshov Aleksandr V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Department of Customs Operations and Customs Control, Candidate of Technical Sciences, Docent, e-mail: a.v.kulechov@yandex.ru

Kostenko Anastasia V.

Baltic Customs Post (Electronic Declaration Center) of the North-West Electronic Customs, Chief State Customs Inspector of the Customs Clearance and Customs Control Department, e-mail: akostenko.2000@ mail.ru

The article discusses the features of the application of the customs procedure of the free customs zone within the framework of the functioning of free, special economic zones, notes the problematic issues of such functioning and proposes ways to solve them

Keywords: free economic zones; special economic zones; territories of advanced development; free port of Vladivostok; free customs zone; automation of business processes

Для цитирования: Кулешов А.В., Костенко А.В. Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в рамках функционирования свободных (специальных, особых) экономических зон // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской

таможенной академии. 2023. № 3 (87). С. 52-55.

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) свободные экономические (специальные, особые) зоны (СЭЗ) функционируют в каждой из стран государств-членов, при этом ведется реестр резидентов СЭЗ, которые занимаются в данных зонах хозяйственной деятельностью. Таможенным кодексом ЕАЭС предусмотрена таможенная процедура свободной таможенной зоны (СТЗ), под которую помещаются товары, ввозимые и используемые на территории СЭЗ.

Актуальность темы исследования заключается в том, что применение таможенной процедуры СТЗ предусматривает льготный порядок ее применения в виде освобождения товаров от ввозных таможенных пошлин и налогов, а также от мер нетарифного регулирования. Такой льготный порядок таможенной процедуры СТЗ является привлекательным для предпринимателей и особенно крупных инвестиционных проектов.

Функционирование СЭЗ и применение процедуры СТЗ активируют экономический рост, создают новые рабочие места, способствуют росту благосостояния населения.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 50 ОЭЗ и 1 свободная экономическая зона на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

Понятия «свободная» и «особая» экономическая зона не являются тождественными. Их определения приведены в нормативно-правовых актах

[1-5].

Из определений, приведенных в вышеуказанных правовых актах можно сделать вывод о том, что свободные экономические зоны относятся к внешней торговле, а ОЭЗ - к предпринимательской сфере. Первые создаются с целью привлечения иностранного капитала, вторые - для развития малого и среднего бизнеса.

В качестве разновидности СЭЗ можно выделить территории опережающего социально-экономического развития (ТОР). В Российской Федерации они создаются с 2014 г. на основании Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473 [6] и призваны обеспечивать территориальное развитие субъектов РФ.

Как свободные, так и особые экономические зоны предназначены для решения общих задач, а именно:

- снижение издержек производства;

- обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынке;

- привлечение иностранного и частного капитала в экономику государства;

- внедрение современных технологий.

Целью создания ОЭЗ в РФ на законодательном

уровне является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции [5].

Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, свободная таможенная зона рассматривается как одна из таможенных процедур, которая может быть применена как в отношении иностранных товаров, так и в отношении товаров ЕАЭС. Данные товары используются на территории СЭЗ или части такой территории. При таможенной процедуре СТЗ необходимость в уплате таможенных платежей (таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) отсутствует при соблюдении условий помещения и использования товаров под такой таможенной процедурой. Меры нетарифного регулирования в данном случае также не применяются.

Особенностью таможенной процедуры СТЗ является сохранение товаром своего статуса, то есть иностранные товары, помещенные под процедуру, остаются иностранными, а товары ЕАЭС - товарами Союза.

При помещении товаров под таможенную процедуру СТЗ предоставление резидентом СЭЗ обеспечения по уплате таможенных пошлин и налогов не требуется.

В целях применения таможенной процедуры СТЗ на территорию СЭЗ ввозятся следующие товары:

- оборудование технологического и промышленного характера;

- иностранные товары, используемые для организации производства (сырье, комплектующие, запасные части);

- технические средства для постройки объектов недвижимости.

Можно отметить тот факт, что функционирование СЭЗ и применение таможенной процедуры СТЗ

имеет немало преимуществ, как для государства, так и для участника ВЭД:

Создание благоприятной среды для инвестиций как частных предпринимательских, так и иностранных.

Развитие крупных инвестиционных проектов, например, строительство гостиничных комплексов приведет к потоку туристов, что положительно скажется на государственном бюджете.

Улучшение инфраструктуры территорий, на которых функционируют СЭЗ.

Рост количества рабочих мест, привлечение иностранных специалистов.

Предоставление льготных налоговых, таможенных и административных условий фокусирует внимание резидента на развитии производства.

Несмотря на большое количество положительных аспектов, существует и ряд проблем в данной сфере.

Так, например, в рамках функционирования СЭЗ и применения таможенной процедуры СТЗ в государствах - членах ЕАЭС можно отметить тот факт, что на уровне наднационального законодательства отсутствует единый перечень товаров, которые не могут быть помещены под процедуру СТЗ. В таблице приведен перечень товаров, которые не подлежат помещению под таможенную процедуру СТЗ в отдельных государствах - членах Союза в соответствии с национальным законодательством.

Так, можно сделать вывод, что при перемещении товаров, находящихся под таможенной процедурой СТЗ, с территории одного на территорию другого государства - члена ЕАЭС у участников ВЭД могут возникать проблемы из-за особенностей национальных законодательств.

Для решения данной проблемы целесообразно решением Евразийской экономической комиссии утвердить единый перечень товаров, не подлежащих к помещению под таможенную процедуру СТЗ, который удовлетворял бы каждую из стран -участниц Союза.

Можно отметить ряд проблем применения таможенной процедуры СТЗ и на территории Российской Федерации. В настоящее время по действующему законодательству РФ на резидентов ТОР и свободного порта Владивосток (СПВ) возложена обязанность по оснащению и оборудованию постоянных зон таможенного контроля (ЗТК). Т.е. с целью создания условий для применения таможенной процедуры СТЗ указанные резиденты должны найти денежные средства, чтобы самостоятельно обустроить территории. В свою очередь, некоторые участники ВЭД не готовы к высоким финансовым затратам, что снижает привлекательность применения данной таможенной процедуры.

Целесообразно усовершенствовать нормы права, касающиеся обязанности резидентов по оснащению и оборудованию постоянных ЗТК, на территории которых осуществляется предпринимательская деятельность. Так, например,

Таблица

Перечни товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру СТЗ,

стран - участниц ЕАЭС

Государство - член ЕАЭС Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру СТЗ

Республика Беларусь - белый сахар иностранного происхождения

Российская Федерация - товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередач; - топливо и горюче-смазочные материалы ЕАЭС вывозимые как припасы; - транспортные средства, являющихся товарами ЕАЭС ииспользуемые для работ в рамках ОЭЗ, свободного порта Владивосток и ТОР; - отходы и продукты жизнедеятельности человека, ввозимые для утилизации; - товары, предназначенные для материально-технического обеспечения транспортных средств

Республика Казахстан - транспортные средства международной перевозки, ввозимые на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ с дальнейшим вывозом; - товары ЕАЭС, ввозимые на территорию портовой СЭЗ или вывозимые с территории портовой СЭЗ на остальную часть ЕАЭС администрацией морского или речного порта, аэропорта, а также лицами, не являющимися резидентами СЭЗ и осуществляющими в порту функции по обеспечению безопасности для судоходства, полетов воздушных судов, эксплуатации объектов инфраструктуры порта; - товары ЕАЭС, ввозимые или вывозимые администрацией портовой СЭЗ или логистической СЭЗ, необходимых для функционирования этих СЭЗ; - товары, ввозимые на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ и помещенные за ее пределами до момента помещения одну из следующих таможенных процедур: экспорт, таможенный транзит, переработка вне таможенной территории, временный вывоз, реэкспорт, специальная таможенная процедура

в рамках функционирования ОЭЗ было создано акционерное общество «Особые экономические зоны», которое занимается созданием объектов инфраструктуры, берет на себя финансовые затраты по их оборудованию и оснащению. Такую практику целесообразно внедрить и на территории СПВ и ТОР.

Следующей немаловажной проблемой является отсутствие реализации электронного взаимодействия между таможенными органами и резидентами ТОР. Так, п. 7 Приказа ФТС России от 9 июня 2015 г. №1116 регламентировано, что при наличии электронной подписи отчетность по форме №1 и по форме № 2 может предоставляться в таможенный орган в электронном виде [7].

Также данный пункт свидетельствует, что предоставление такой отчетности резидентом осуществляется по электронным каналам связи путем направления соответствующего электронного уведомления. Однако в настоящее время ни в одном программном средстве функционал взаимодействия и информационного обмена в рамках бизнес-процесса предоставления отчетности резидентами ТОР не реализован.

Аналогичная ситуация с бизнес-процессом уничтожения товаров, помещенных под процедуру СТЗ и пришедших в негодность. Так, п. 7 Приказа Минфина России от 20 июня 2016 г. №88н [8] законодательно закреплено, что заявление

на уничтожение таких товаров может предоставляться как в бумажном, так и в электронном виде. Данный пункт предусматривает алгоритм работы при подаче заявления на уничтожение в электронном виде. В настоящее время функционал взаимодействия и информационного обмена в рамках бизнес-процесса предоставления заявления на уничтожение резидентами СПВ не реализован.

Одним из направлений совершенствования применения таможенной процедуры СТЗ в условиях функционирования СЭЗ является разработка программных средств, которые будут способствовать реализации взаимодействия и информационного обмена между должностными лицами таможенных органов и резидентами ТОР или СПВ. Альтернативным вариантом решения данной проблемы является отправка необходимых документов посредством Личного кабинета участника ВЭД. В этом случае резидент СЭЗ сможет дистанционно отправлять данные документы в таможенный орган, затрачивая при этом минимум времени. Можно предложить следующий алгоритм взаимодействия резидентов СЭЗ и таможенных органов, который представлен на рисунке.

На основании предложенных путей совершенствования применения таможенной процедуры СТЗ в рамках функционирования СЭЗ, можно выделить два направления: первое связано с пересмотром

Алгоритм взаимодействия резидентов СЭЗ и таможенных органов

норм права таможенного законодательства как ЕАЭС, так и национального, а второе с разработкой и дополнением программных средств, которые должны упрощать применение данной таможенной процедуры, как для участников ВЭД, так и для таможенных органов.

В целом создание СЭЗ и применение таможенной процедуры СТЗ производит положительный эффект на экономику стран - участниц ЕАЭС, т.к. приводит к увеличению занятости населения, развитию инфраструктуры городов и регионов, привлечению иностранных и частных капиталовложений.

Библиографический список:

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

3. Модельный закон «О свободных экономических зонах» (принят на шестнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, Постановление от 9 декабря 2000 года № 16-5) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

4. Соглашение от 18 июня 2010 г. «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс.

7. Приказ ФТС России от 9 июня 2015 г. № 1116 «Об установлении порядка ведения учета товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на участках территорий опережающего социально-экономического развития, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на участках территорий опережающего социально-экономического развития, форм отчетности о таких товарах, порядка заполнения этих форм и порядка и сроков представления в таможенный орган отчетности о таких товарах» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

8. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 июня 2016 г. № 88н «Об утверждении порядка уничтожения на территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и вывоза с территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, в целях уничтожения пришедших в негодность товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также ввезенных вместе с товарами на территорию свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, упаковки и упаковочных материалов, полностью или частично утративших свое первоначальное предназначение и свои потребительские свойства» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.