Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
378
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕАЭС / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / FREE CUSTOMS ZONE / CUSTOMS / EAEU CUSTOMS CODE / NATIONAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мыльников Александр Сергеевич, Докукина Алёна Евгеньевна

В статье рассмотрены проблемы таможенного законодательства, регулирующего таможенную процедуру свободная таможенная зона. Авторами проведен детальный анализ нормативно-правовых актов в сфере таможенного дела и предложены пути решения, направленные на устранение правовых проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мыльников Александр Сергеевич, Докукина Алёна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGULATORY REGULATION OF CUSTOMS PROCEDURES OF THE FREE CUSTOMS ZONE IN THE MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article discusses the problems of customs legislation governing the customs procedure of the free customs zone. The authors conducted a detailed analysis of regulatory acts in the field of customs and proposed solutions to address legal issues.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

Международное право; Европейское право

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА МЫЛЬНИКОВ Александр Сергеевич,

ассистент кафедры «Таможенное право и служебная деятельность» Дальневосточного государственного университета путей сообщения. E-mail: Alex.mylnikov27@gmail.com;

ДОКУКИНА Алёна Евгеньевна,

преподаватель кафедры «Таможенное право и служебная деятельность» Дальневосточного государственного университета путей сообщения. E-mail: alencha.94@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассмотрены проблемы таможенного законодательства, регулирующего таможенную процедуру свободная таможенная зона. Авторами проведен детальный анализ нормативно-правовых актов в сфере таможенного дела и предложены пути решения, направленные на устранение правовых проблем.

Abstract: The article discusses the problems of customs legislation governing the customs procedure of the free customs zone. The authors conducted a detailed analysis of regulatory acts in the field of customs and proposed solutions to address legal issues.

Ключевые слова: свободная таможенная зона, таможенное дело, Таможенный Кодекс ЕАЭС, национальное законодательство.

Keywords: free customs zone, customs, EAEU Customs Code, national legislation.

Свободная таможенная зона является таможенной процедурой, применяемая в отношении иностранных товаров,а также товаров Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС), в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории Специальной экономической зоны (далее - СЭЗ) или ее части, с освобождением от уплаты таможенных платежей при соблюдении условий помещения и использования товаров в рамкахданной таможенной процедуры.

В каждой стране-участнице ЕАЭС существуют свои Специальные экономические зоны. В Республике Казахстан СЭЗ являются Индустриальные зоны, которые подразделяются на государственные и частные. В Российской Федерации Специальными экономическими зонами являются Территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), Особые экономические зоны (далее - ОЭЗ) и Свободный порт Владивосток (далее - СПВ). К Специальным экономическим зонам в Республике Беларусь относятся промышленные парки и особые экономические зоны. В республике Армения и Киргизской республике существует несколько Свободных экономических зон, на которых таможенная процедура свободной таможенной зоны фактически не применяется. Таким образом, в каждой стране ЕАЭС существуют свои СЭЗ с разной ориентированностью и регулируемые различными правовыми актами.

В ходе детального анализа таможенного законодательства были выявлены следующие проблемы.

Первая проблема связана с отсутствием включения унифицированных норм внациональноезаконодательство стран-членов ЕАЭС по регулированию таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

В пункте 6 статьи 201 ТК ЕАЭС сказано, что под таможенную процедуру свободной таможенной зоны нельзя помещать транспортные средства, осуществляющие перевозку

грузов, пассажиров, а также багажа на территорию СЭЗ и (или) осуществляющие перевозку товаров с территории такой СЭЗ, а также припасы, находящиеся на таких транспортных средствах [1]. При этом если обратиться к национальному законодательству РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан, то перечень товаров, запрещенных для помещения под таможенную процедуру СТЗ, существенно отличается и противоречит положению статьи 201 Таможенного Кодекса ЕАЭС.

Так в пункте 19 Указа Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 № 66 «Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных (специальных, особых) экономических зон» устанавливает запрет на помещение под таможенную процедуру свободная таможенная зона белого сахара иностранного происхождения [2].

В Российской Федерации перечень товаров установлен постановлением Правительства РФ от 25 октября 2012 г. № 1096 «Об утверждении перечня товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны». Данный перечень содержит следующие товары: товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередач; топливо и горюче-смазочные материалы ЕАЭС вывозимые как припасы; транспортные средства, являющихся товарами ЕАЭС и используемые для работ в рамках ОЭЗ, и СПВ и ТОСЭР; отходы и продукты жизнедеятельности человека, ввозимые для утилизации; товары, предназначенные для материально-технического обеспечения транспортных средств [4].

В соответствии со статьей 281 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123^1 «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» не подлежат помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны:

1) транспортные средства международной перевозки, ввозимые на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ с дальнейшим вывозом;

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 2(182)

2) товары ЕАЭС, ввозимые на территорию портовой СЭЗ или вывозимые с территории портовой СЭЗ на остальную часть ЕАЭС администрацией морского или речного порта, аэропорта, а также лицами, не являющимися резидентами СЭЗ и осуществляющими в порту функции по обеспечению безопасности для судоходства, полетов воздушных судов, эксплуатации объектов инфраструктуры порта;

3) товары ЕАЭС, ввозимые или вывозимые администрацией портовой СЭЗ или логистической СЭЗ, необходи-мыхдля функционирования этих СЭЗ;

4) товары, ввозимые на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ и помещенные за ее пределами до момента помещения одну из следующих таможенных проце-дур:экспорт, таможенный транзит, переработка вне таможенной территории, временный вывоз, реэкспорт, специальная таможенная процедура;

5) суда рыбопромыслового флота, ввозимые на территорию портовой СЭЗ и вывозимые с территории портовой СЭЗ в связи с осуществлением такими судами выгрузки уловов водных биологических ресурсов, рыбной и (или) иной продукции, произведенной из водных биологических ресурсов на указанных судах, и (или) в целях погрузки на борт таких судов товаров, являющихся припасами (в том числе припасов перемещаемые транспортными средствами) [3].

То есть при помещении товара под таможенную процедуру СТЗ с одного государства ЕАЭС в другое государство данного Союза, но который ранее уже был помещен под СТЗ, то в отношении него может быть установлен в соответствии с особенностями национального законодательства страны.

Вторая проблема заключается в отсутствии установлении срока действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны. В ТК ЕАЭС и в национальном законодательстве каждой из стран Союза отсутствует четкое закрепление срока действия таможенной процедуры. В результате чего участникам внешнеэкономической деятельности трудно понять на какой период времени можно помещать товар под СТЗ. Срок помещения товаров под таможенной процедуры СТЗ равен сроку действия Специальной экономической зоны. В Российской Федерации для ТОСЭР он равен 70 лет, для СПВ и ОЭЗ - 49 лет.

Библиография:

В Республике Беларусь товары под таможенную процедуру СТЗ можно помещать до 2050 года. В Республике Казахстан для каждой Специальной экономической зоны максимальный срок помещения товаров различается, так в СЭЗ «Астана - новый город» до 2027 года можно применять СТЗ, а в СЭЗ города Туркестан до 2043 года.

Третья проблема заключается в отсутствии точных требований необходимых для создания площадки, чтобы применять таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Не закрепление на международном уровне в ТК ЕАЭС единых требований, привело к тому, что данная таможенная процедура используется не всеми резидентами Специальных экономических зон. Так в Республике Беларусь СТЗ применяется чаще, чем в России, Армении и Киргизии из-за особенностей более гибкого законодательства.

Для устранения вышеуказанных проблем следует внести изменения в Таможенный кодекс ЕАЭС.

Во-первых, необходимо главу 27 ТК ЕАЭС дополнить статьей устанавливающей срок действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны со следующим содержанием: «Срок действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в странах-членах ЕАЭС, равняется сроку существования свободных (особых) экономических зон в странах ЕАЭС».

Во-вторых, следует закрепить новую статью в главе 27 ТК ЕАЭС с перечнем товаров запрещенных к помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или прописать, что перечень товаров устанавливается отдельно национальным законодательством каждой из стран-членов ЕАЭС.

В-третьих, необходимо в положении Таможенного кодекса ЕАЭС, установить единые конкретизированные требования для создания площадки в рамках специальных (особых) экономических зон и порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру во всех странах-членах ЕАЭС.

Предлагаемые пути решения, направленные на актуализацию статей Таможенного кодекса ЕАЭС, позволят устранить противоречия и пробелы в национальном законодательстве всех стран Союза, регулирующего таможенную процедуру свободная таможенная зона.

1. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.12.2019).

2. Указа Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 № 66 «Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных (специальных, особых) экономических зон» // Онлайн-справочник ТамДок Альта-Софт (дата обращения: 20.12.2019).

3. Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123-У1 «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.10.2019 г.) // Онлайн-справочник ТамДок Альта-Софт (дата обращения: 20.12.2019).

4. Постановление Правительства РФ от 25 октября 2012 г. № 1096 «Об утверждении перечня товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.