Международное право; Европейское право
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА МЫЛЬНИКОВ Александр Сергеевич,
ассистент кафедры «Таможенное право и служебная деятельность» Дальневосточного государственного университета путей сообщения. E-mail: Alex.mylnikov27@gmail.com;
ДОКУКИНА Алёна Евгеньевна,
преподаватель кафедры «Таможенное право и служебная деятельность» Дальневосточного государственного университета путей сообщения. E-mail: alencha.94@mail.ru
Краткая аннотация: В статье рассмотрены проблемы таможенного законодательства, регулирующего таможенную процедуру свободная таможенная зона. Авторами проведен детальный анализ нормативно-правовых актов в сфере таможенного дела и предложены пути решения, направленные на устранение правовых проблем.
Abstract: The article discusses the problems of customs legislation governing the customs procedure of the free customs zone. The authors conducted a detailed analysis of regulatory acts in the field of customs and proposed solutions to address legal issues.
Ключевые слова: свободная таможенная зона, таможенное дело, Таможенный Кодекс ЕАЭС, национальное законодательство.
Keywords: free customs zone, customs, EAEU Customs Code, national legislation.
Свободная таможенная зона является таможенной процедурой, применяемая в отношении иностранных товаров,а также товаров Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС), в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории Специальной экономической зоны (далее - СЭЗ) или ее части, с освобождением от уплаты таможенных платежей при соблюдении условий помещения и использования товаров в рамкахданной таможенной процедуры.
В каждой стране-участнице ЕАЭС существуют свои Специальные экономические зоны. В Республике Казахстан СЭЗ являются Индустриальные зоны, которые подразделяются на государственные и частные. В Российской Федерации Специальными экономическими зонами являются Территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), Особые экономические зоны (далее - ОЭЗ) и Свободный порт Владивосток (далее - СПВ). К Специальным экономическим зонам в Республике Беларусь относятся промышленные парки и особые экономические зоны. В республике Армения и Киргизской республике существует несколько Свободных экономических зон, на которых таможенная процедура свободной таможенной зоны фактически не применяется. Таким образом, в каждой стране ЕАЭС существуют свои СЭЗ с разной ориентированностью и регулируемые различными правовыми актами.
В ходе детального анализа таможенного законодательства были выявлены следующие проблемы.
Первая проблема связана с отсутствием включения унифицированных норм внациональноезаконодательство стран-членов ЕАЭС по регулированию таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
В пункте 6 статьи 201 ТК ЕАЭС сказано, что под таможенную процедуру свободной таможенной зоны нельзя помещать транспортные средства, осуществляющие перевозку
грузов, пассажиров, а также багажа на территорию СЭЗ и (или) осуществляющие перевозку товаров с территории такой СЭЗ, а также припасы, находящиеся на таких транспортных средствах [1]. При этом если обратиться к национальному законодательству РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан, то перечень товаров, запрещенных для помещения под таможенную процедуру СТЗ, существенно отличается и противоречит положению статьи 201 Таможенного Кодекса ЕАЭС.
Так в пункте 19 Указа Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 № 66 «Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных (специальных, особых) экономических зон» устанавливает запрет на помещение под таможенную процедуру свободная таможенная зона белого сахара иностранного происхождения [2].
В Российской Федерации перечень товаров установлен постановлением Правительства РФ от 25 октября 2012 г. № 1096 «Об утверждении перечня товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны». Данный перечень содержит следующие товары: товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередач; топливо и горюче-смазочные материалы ЕАЭС вывозимые как припасы; транспортные средства, являющихся товарами ЕАЭС и используемые для работ в рамках ОЭЗ, и СПВ и ТОСЭР; отходы и продукты жизнедеятельности человека, ввозимые для утилизации; товары, предназначенные для материально-технического обеспечения транспортных средств [4].
В соответствии со статьей 281 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123^1 «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» не подлежат помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны:
1) транспортные средства международной перевозки, ввозимые на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ с дальнейшим вывозом;
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 2(182)
2) товары ЕАЭС, ввозимые на территорию портовой СЭЗ или вывозимые с территории портовой СЭЗ на остальную часть ЕАЭС администрацией морского или речного порта, аэропорта, а также лицами, не являющимися резидентами СЭЗ и осуществляющими в порту функции по обеспечению безопасности для судоходства, полетов воздушных судов, эксплуатации объектов инфраструктуры порта;
3) товары ЕАЭС, ввозимые или вывозимые администрацией портовой СЭЗ или логистической СЭЗ, необходи-мыхдля функционирования этих СЭЗ;
4) товары, ввозимые на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ и помещенные за ее пределами до момента помещения одну из следующих таможенных проце-дур:экспорт, таможенный транзит, переработка вне таможенной территории, временный вывоз, реэкспорт, специальная таможенная процедура;
5) суда рыбопромыслового флота, ввозимые на территорию портовой СЭЗ и вывозимые с территории портовой СЭЗ в связи с осуществлением такими судами выгрузки уловов водных биологических ресурсов, рыбной и (или) иной продукции, произведенной из водных биологических ресурсов на указанных судах, и (или) в целях погрузки на борт таких судов товаров, являющихся припасами (в том числе припасов перемещаемые транспортными средствами) [3].
То есть при помещении товара под таможенную процедуру СТЗ с одного государства ЕАЭС в другое государство данного Союза, но который ранее уже был помещен под СТЗ, то в отношении него может быть установлен в соответствии с особенностями национального законодательства страны.
Вторая проблема заключается в отсутствии установлении срока действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны. В ТК ЕАЭС и в национальном законодательстве каждой из стран Союза отсутствует четкое закрепление срока действия таможенной процедуры. В результате чего участникам внешнеэкономической деятельности трудно понять на какой период времени можно помещать товар под СТЗ. Срок помещения товаров под таможенной процедуры СТЗ равен сроку действия Специальной экономической зоны. В Российской Федерации для ТОСЭР он равен 70 лет, для СПВ и ОЭЗ - 49 лет.
Библиография:
В Республике Беларусь товары под таможенную процедуру СТЗ можно помещать до 2050 года. В Республике Казахстан для каждой Специальной экономической зоны максимальный срок помещения товаров различается, так в СЭЗ «Астана - новый город» до 2027 года можно применять СТЗ, а в СЭЗ города Туркестан до 2043 года.
Третья проблема заключается в отсутствии точных требований необходимых для создания площадки, чтобы применять таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Не закрепление на международном уровне в ТК ЕАЭС единых требований, привело к тому, что данная таможенная процедура используется не всеми резидентами Специальных экономических зон. Так в Республике Беларусь СТЗ применяется чаще, чем в России, Армении и Киргизии из-за особенностей более гибкого законодательства.
Для устранения вышеуказанных проблем следует внести изменения в Таможенный кодекс ЕАЭС.
Во-первых, необходимо главу 27 ТК ЕАЭС дополнить статьей устанавливающей срок действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны со следующим содержанием: «Срок действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в странах-членах ЕАЭС, равняется сроку существования свободных (особых) экономических зон в странах ЕАЭС».
Во-вторых, следует закрепить новую статью в главе 27 ТК ЕАЭС с перечнем товаров запрещенных к помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или прописать, что перечень товаров устанавливается отдельно национальным законодательством каждой из стран-членов ЕАЭС.
В-третьих, необходимо в положении Таможенного кодекса ЕАЭС, установить единые конкретизированные требования для создания площадки в рамках специальных (особых) экономических зон и порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру во всех странах-членах ЕАЭС.
Предлагаемые пути решения, направленные на актуализацию статей Таможенного кодекса ЕАЭС, позволят устранить противоречия и пробелы в национальном законодательстве всех стран Союза, регулирующего таможенную процедуру свободная таможенная зона.
1. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.12.2019).
2. Указа Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 № 66 «Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных (специальных, особых) экономических зон» // Онлайн-справочник ТамДок Альта-Софт (дата обращения: 20.12.2019).
3. Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123-У1 «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.10.2019 г.) // Онлайн-справочник ТамДок Альта-Софт (дата обращения: 20.12.2019).
4. Постановление Правительства РФ от 25 октября 2012 г. № 1096 «Об утверждении перечня товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.12.2019).