Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СТИМУЛИРУЮЩИХ СУБСИДИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР'

ПРИМЕНЕНИЕ СТИМУЛИРУЮЩИХ СУБСИДИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / зерновые культуры / субсидии / стимулирование / урожайность / государственная поддержка / agriculture / grain crops / subsidies / incentives / yield / state support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н В. Киреенко, И А. Войтко

В статье определена роль зерновых культур как важнейшей в хозяйственной деятельности человека группы возделываемых растений, дающих зерно, основной продукт питания человека (крупа), а также сырье для различных отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных. В данном контексте выявлены основные тенденции развития зерновой отрасли республики Беларусь с учетом глобальных изменений. Установлено, что в последние годы наблюдается увеличение валовых сборов зерновых культур, в основном, за счет роста их урожайности. Наиболее эффективно функционирующими являются Брестская, Минская и Гродненская области. При уровне товарности зерна в среднем 50% в сельскохозяйственных организациях реализация этого вида продукции является рентабельной. Наряду с этим, обосновано практическое применение стимулирующих субсидий в сельском хозяйстве республики Беларусь с целью повышения эффективности производства и переработки продукции. В настоящее время для отдельных видов зерновых культур (просо, ячмень, гречиха) применяются субсидии на единицу реализованной и (или) направленной в обработку (переработку) продукции, а также действуют фиксированные цены на продукцию, закупаемую для республиканских государственных нужд. В то же время определено, что производство зерновых культур имеет резервы роста эффективности, в том числе за применения стимулирующих рост урожайности субсидий. Выполненные расчеты прогнозов развития растениеводства республики Беларусь при применении таких субсидий показали, что в результате создаются условия для повышения эффективности как реализации зерновых культур, так и деятельности сельского хозяйства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Н В. Киреенко, И А. Войтко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INCENTIVE SUBSIDIES IN AGRICULTURE OF THE REPUBLIC OF BELARUS AS A FACTOR IN INCREASING THE EFFICIENCY OF PRODUCTION AND PROCESSING OF GRAIN CROPS

The article defines the role of grain crops as the most important group of cultivated plants in human economic activity, yielding grain, the main human food product (cereals), as well as raw materials for various industries and feed for farm animals. In this context, the main trends in the development of the grain industry of the Republic of Belarus are identified, taking into account global changes. It has been established that in recent years there has been an increase in gross harvests of grain crops, mainly due to the growth of their productivity. The most effectively functioning are the Brest, Minsk and Grodno regions. With an average grain marketability level of 50% in agricultural organizations, the sale of this type of product is profitable. Along with this, the practical application of incentive subsidies in agriculture of the Republic of Belarus is substantiated in order to increase the efficiency of production and processing of products. Currently, for certain types of grain crops (millet, barley, buckwheat), subsidies are applied per unit of sold and (or) sent for processing (processing) products, and fixed prices are also in effect for products purchased for national state needs. At the same time, it has been determined that grain crop production has reserves for efficiency growth, including through the use of subsidies that stimulate yield growth. The calculations of the forecasts for the development of crop production in the Republic of Belarus with the use of such subsidies have shown that as a result, conditions are created for increasing the efficiency of both the sale of grain crops and agricultural activities in general.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СТИМУЛИРУЮЩИХ СУБСИДИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР»

Научно - производственный журнал «Зернобобовые и крупяные культуры» № 3 (51) 2024 г. DOI: 10.24412/2309-348X-2024-3-160-170

УДК 338.242.4:631.1

ПРИМЕНЕНИЕ СТИМУЛИРУЮЩИХ СУБСИДИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР

Н.В. КИРЕЕНКО, доктор экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9781-5780, natallia_kireenko@mail.ru И.А. ВОЙТКО, кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8627-0559, kozakevich@mail.ru

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ», МИНСК, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

Аннотация. В статье определена роль зерновых культур как важнейшей в хозяйственной деятельности человека группы возделываемых растений, дающих зерно, основной продукт питания человека (крупа), а также сырье для различных отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных. В данном контексте выявлены основные тенденции развития зерновой отрасли республики Беларусь с учетом глобальных изменений. Установлено, что в последние годы наблюдается увеличение валовых сборов зерновых культур, в основном, за счет роста их урожайности. Наиболее эффективно функционирующими являются Брестская, Минская и Гродненская области. При уровне товарности зерна в среднем 50% в сельскохозяйственных организациях реализация этого вида продукции является рентабельной. Наряду с этим, обосновано практическое применение стимулирующих субсидий в сельском хозяйстве республики Беларусь с целью повышения эффективности производства и переработки продукции. В настоящее время для отдельных видов зерновых культур (просо, ячмень, гречиха) применяются субсидии на единицу реализованной и (или) направленной в обработку (переработку) продукции, а также действуют фиксированные цены на продукцию, закупаемую для республиканских государственных нужд. В то же время определено, что производство зерновых культур имеет резервы роста эффективности, в том числе за применения стимулирующих рост урожайности субсидий. Выполненные расчеты прогнозов развития растениеводства республики Беларусь при применении таких субсидий показали, что в результате создаются условия для повышения эффективности как реализации зерновых культур, так и деятельности сельского хозяйства в целом.

Ключевые слова: сельское хозяйство, зерновые культуры, субсидии, стимулирование, урожайность, государственная поддержка.

Для цитирования: Киреенко Н.В., Войтко И.А. Применение стимулирующих субсидий в сельском хозяйстве республики Беларусь как фактор повышения эффективности производства и переработки зерновых культур. Зернобобовые и крупяные культуры. 2024; 3(51):160-170. DOI: 10.24412/2309-348X-2024-3-160-170

THE USE OF INCENTIVE SUBSIDIES IN AGRICULTURE OF THE REPUBLIC OF BELARUS AS A FACTOR IN INCREASING THE EFFICIENCY OF PRODUCTION AND

PROCESSING OF GRAIN CROPS

N.V. Kireenko, I.A. Voitko

EDUCATIONAL INSTITUTION «BELARUSIAN STATE AGRARIAN TECHNICAL UNIVERSITY», MINSK, REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: The article defines the role of grain crops as the most important group of cultivated plants in human economic activity, yielding grain, the main human food product (cereals), as well as raw materials for various industries and feed for farm animals. In this context, the main trends in the development of the grain industry of the Republic of Belarus are identified, taking into account global changes. It has been established that in recent years there has been an increase in gross harvests of grain crops, mainly due to the growth of their productivity. The most effectively functioning are the Brest, Minsk and Grodno regions. With an average grain marketability level of 50% in agricultural organizations, the sale of this type of product is profitable. Along with this, the practical application of incentive subsidies in agriculture of the Republic of Belarus is substantiated in order to increase the efficiency of production and processing of products. Currently, for certain types of grain crops (millet, barley, buckwheat), subsidies are applied per unit of sold and (or) sent for processing (processing) products, and fixed prices are also in effect for products purchasedfor national state needs. At the same time, it has been determined that grain crop production has reserves for efficiency growth, including through the use of subsidies that stimulate yield growth. The calculations of the forecasts for the development of crop production in the Republic of Belarus with the use of such subsidies have shown that as a result, conditions are created for increasing the efficiency of both the sale of grain crops and agricultural activities in general.

Keywords: agriculture, grain crops, subsidies, incentives, yield, state support.

Введение. Наличие развитого и устойчивого сельскохозяйственного производства дает каждой стране уверенность в возможности обеспечить национальную продовольственную безопасность за счет собственных источников и противостоять внешним вызовам и угрозам [1, 2, 3, 4]. В то же время, учитывая то, что сельское хозяйство остается менее, по сравнению с промышленностью, привлекательным местом приложения труда, то подавляющее большинство государств стремятся поддержать отечественного производителя продукции, оказывая соответствующие меры государственной поддержки. Как показывает практика, последние могут быть направлены на стимулирование деловой активности и поддержание доходности - от льгот в области налогообложения до субсидирования надбавок к ценам на реализуемую сельскохозяйственную продукцию [5, 6, 7].

Изучение зарубежного опыта показало, что одной из действенных мер государственной поддержки может стать применение стимулирующих рост урожайности субсидий, которая направлена на компенсацию части затрат на производство дополнительного (прироста) объема продукции с единицы посевной площади. Апробация выработанных методических подходов на примере развития зерновой отрасли показала, что выделение стимулирующих субсидий создает условия для наращивания объемов производства продукции, что для рентабельных ее видов становится еще и дополнительным фактором роста эффективности деятельности организации в целом.

Материал и методы исследований

Научные исследования базировались на фактических данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Беларусь, Национального статистического комитета республики Беларусь. В ходе исследования изучены международные и национальные нормативные правовые акты в сфере развития государственной аграрной политики. Использованы монографический, методы системного и сравнительного анализа, расчетно-конструктивный.

Результаты и их обсуждение

Производство зерновых культур является традиционным для республики Беларусь. Во-первых, это обусловлено, тем, что зерновая продукция является сырьем для производства основных продуктов питания для населения - хлеба и хлебобулочных изделий; во-вторых, зерно формирует основу кормового рациона для сельскохозяйственных животных; в-третьих, природно-климатические условия в нашей стране позволяют практически повсеместно выращивать зерновые культуры.

В структуре товарной продукции сельскохозяйственных организаций республики

Беларусь зерновые культуры занимают порядка 10% (рис. 1). При этом уровень товарности находится на уровне 50%, что говорит об использовании половины полученного зерна на нужды организации (корма для животных, семена для посева и пр.).

2015

Рапс; 2,0 %

Зерновые 11,7 %

Прочая продукци я;

32,8 %

Молоко; 37,4 %

Сахарная свекла; 2,8 %

Реализаци я на мясо КРС в живом весе; 13,4 %

2020

Рапс; 4,0 %

Прочая продукция 27,2 %

Молоко 44,2 %

Зерновые 11,8 %

Сахарная свекла; 2,1 %

Реализаци я на мясо КРС в живом весе; 10,7 %

2023

Рапс; 4,1 %

Прочая продукция 27,3 %

Молоко; 46,7 %

Зерновые; 8,1 %

Сахарная свекла;

3,1 %

^^ Реализаци я на мясо КРС в живом весе; 10,8 %

Рис. 1. Структура товарной продукции в сельскохозяйстенных организациях Министерства сельского хозяйства и продовольствияруспублики Беларусь,

2015-2023 гг., %1

В Беларуси выращиванием зерновых и зернобобовых культур занимаются все сельскохозяйственные организации. Исследования показывают, что в динамике валовые сборы по республике варьируют, но имеют тенденцию к росту (рис. 2).

12000 10000 8000 6000 4000 2000

0

"Т"

н

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 000000000000000000000000 222222222222222222222222

Рис. 2. Динамика валовых сборов зерновых и зернобобовых в хозяйствах всех категорий

республики Беларусь, 2000-2023 гг., тыс. т2

1 Данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Беларусь.

2 Рисунки 2-3 выполнены по данным Национального статистического комитета республики Беларусь.

Выполненный нами анализ показал, что за последние пять лет 2020 и 2022 годы оказались наиболее урожайными (справочно: валовой сбор зерновых в хозяйствах всех категорий составил 8770 и 8701 тыс. т соответственно). В целом, за период с 2000 по 2023 гг. сбор зерновых культур увеличился на 39,3 % и составил 7665 тыс. т (в хозяйствах всех категорий). В разрезе регионов наибольший удельный вес занимают Минская и Гродненская области (в 2023 г. - 24,6 и 22,3 % от общего валового сбора по республике соответственно) (рис. 3).

2023

2022

2020

2015

20.8

18.0

16.9

8.4 11 3 223 24.6 12.7

12.2 10.9 Ш202Ш 25.6 13.1

12.2 12.5 |Щ 18.8 щ 25.3 14.3

15.4 119 198 24.8 12.1

Брестская область □ Витебская область ■ Гомельская область Гродненская область Н Минская область И Могилевская область

Рис. 3. Структура валового сбора зерновых в разрезе областей республики Беларусь

за 2015-2023 гг., %

В разрезе регионов сложилась следующая ситуация. Так, в динамике наблюдается снижение доли Витебской области в валовом производстве зерновых и зернобобовых, что обусловлено уменьшением посевных площадей под зерновыми культурами (табл. 1). Кроме того, в данной области традиционно и меньшая урожайность зерновых культур, по сравнению с другими областями.

Таблица 1

Посевная площадь под зерновыми и зернобобовыми культурами в хозяйствах

всех категорий ^ в разрезе областей республики Беларусь, 2015-2023 гг., тыс/га3

Область Год

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Беларусь 2383 2359 2400 2316 2416 2499 2490 2533 2345

Брестская 363 380 383 378 387 392 408 414 402

Витебская 400 332 335 328 357 377 342 380 292

Гомельская 366 396 418 380 391 406 405 411 357

Гродненская 358 348 357 351 367 365 378 374 376

Минская 556 558 553 534 566 567 562 552 533

Могилевская 340 346 354 344 350 393 396 403 385

Анализ показывает, что посевные площади под зерновыми культурами в целом по республике характеризуются небольшой вариацией, но остаются стабильными. Наряду со снижением площадей посева зерновых в Витебской области, наблюдается их увеличение в Брестском регионе. Это позволяет сделать вывод о том, что рост объемов валового производства проявляется за счет роста урожайности (табл. 2).

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/. - Дата доступа: 18.07.2024.

3 Таблицы 1-2 составлены по данным Национального статистического комитета республики Беларусь.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/. - Дата доступа: 18.07.2024.

Таблица 2

Урожайность зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий в разрезе _областей Республики Беларусь, 2015-2023 гг., ц/га__

Область Год 2023 г. в % к 2015 г.

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Республика Беларусь 37 32 33 27 30 35 30 35 33 89,1

Брестская 38 34 35 29 34 38 35 38 40 105,3

Витебская 33 24 28 23 27 28 24 28 23 69,7

Гомельская 28 30 28 24 24 27 23 23 25 89,3

Гродненская 48 35 40 30 37 45 36 47 46 95,8

Минская 38 33 35 28 33 39 34 41 36 94,7

Могилевская 32 31 33 25 26 32 26 28 26 81,3

По республике за период с 2015 г. по 2023 г. урожайность зерновых снизилась на 10,9 %. Наибольший прирост отмечался в Брестской области (на 5,3%). Так, если в 2015 г. урожайность была на уровне 37 ц/га, то к 2023 г. ее уровень составил 40 ц/га. При этом доля этого региона в совокупных по республике посевах зерновых по годам возрастает. Отрицательным фактом выявлено снижение в динамике урожайности в других областях.

В целом эффективность производства и реализация зерновых и зернобобовых находится на относительно высоком уровне. На общем фоне этот вид продукции по уровню рентабельности уступает только молоку и рапсу (табл.3). Наибольшие убытки приносит реализация

Таблица 3

Рентабельность продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями

Республики Беларусь, 2015-2023 гг., %4

Продукция Год

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

По продукции растениеводства и животноводства 0,1 2,0 8,3 4,3 4,6 5,9 6,0 10,3 6,4

Продукция растениеводства 6,7 14,0 20,3 14,3 17,3 19,9 19,6 21,1 15,7

Зерновые культуры 8,7 10,1 16,2 15,1 19,7 22,8 15,3 19,4 11,6

Картофель 2,2 -24,7 0,1 -0,2 -1,2 5,6 21,2 10,9 -22,1

Льнотреста -34,2 -43,0 -44,3 -44,4 -45,4 -44,6 -15,9 -27,1 -29,1

Рапс 6,9 18,5 33,5 17,1 22,1 38,4 47,0 44,9 28,2

Продукция животноводства -1,6 -0,9 5,3 2,1 1,6 2,6 3,0 7,9 4,5

Реализация на мясо КРС в живом весе -33,1 -36,0 -35,3 -37,5 -42,5 -43,3 -43,2 -40,8 -43,5

Молоко 15,0 18,7 28,4 26,2 27,7 31,8 30,9 38,3 32,2

Учитывая сложившуюся ситуацию, Правительством республики Беларусь предпринимаются меры по созданию благоприятных условий для развития отрасли. Так, ежегодно постановлениями Совета Министров республики Беларусь устанавливается размер субсидий на единицу реализованной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции, и в перечень такой продукции включены отдельные виды зерновых культур (просо, ячмень и гречиха) (табл. 4).

4 Данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Беларусь.

Таблица 4

Размер субсидий на единицу реализованной и (или) направленной в обработку _(переработку) продукции зерновых культур, 2022-2024 гг.5,6,7_

Вид продукции Надбавки за 1 т (без учета НДС), руб.8 Целевое использование средств (рекомендация)

2022 2023 2024

Просо (классы 1, 2) 129,7 141,9 152,0 - для приобретения энергоресурсов, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, семян, средств защиты растений, ветеринарных препаратов, белкового сырья, зерна, комбикормов, запасных частей для сельскохозяйственной техники и др.

Ячмень (класс 1) 178,0 194,7 208,5

Гречиха 105,1 115,0 123,2

Кроме того, постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь № 26 от 26.03.2024 г. установлен фиксированный уровень цен на сельскохозяйственную продукцию (растениеводства) урожая 2024 г, закупаемую для республиканских государственных нужд (табл. 5). При установлении цен учитывались как качество поставляемой в переработку продукции, так и сезонность поставок.

Таблица 5

Фиксированный уровень цен на продукцию зерновых культур урожая 2024 г.,

закупаемую для республиканских государственных нужд9

Наименование сельскохозяйственной продукции Фиксированная цена за 1 тонну10, руб.

Ячмень пивоваренный (ТУ BY 90239501.773-2010 с изменениями № 1 BY, 2 БУ, 3 БУ) 478,35

Ячмень пивоваренный второго класса (ТУ BY 200075434.007-2016 с изменениями № 1 BY, 2 BY) 478,35

Ячмень (ГОСТ 28672-90 с изменениями № 1 BY, 2 BY), поставляемый для продовольственных целей (класс 1) 289,18

Рожь (ГОСТ 16990-88 с изменениями № 1, 2 РБ, 3 В^ 4 В^ классы 1-3 или 370,04

группа А), поставляемая для переработки в муку

Пшеница (ГОСТ 9353-90 с изменениями № 1 BY, 2 BY) озимая и яровая мягкая

с массовой долей клейковины:

не менее 28 процентов (класс 2) 523,36

не менее 23 процентов (класс 3) 478,35

не менее 18 процентов (класс 4) 419,12

Овес (ГОСТ 28673-90 с изменениями № 1, 2 BY, 3 BY), поставляемый для

продовольственных целей:

класс 1 385,83

класс 2 363,52

класс 3 291,07

Гречиха (ГОСТ 19092-92), поставляемая для переработки в крупу:

класс 1 903,23

класс 2 840,63

класс 3 747,50

Просо (ГОСТ 22983-2016):

класс 1 293,98

класс 2 269,32

5 По данным источника [8].

6 По данным источника [9].

7 По данным источника [10].

8 По данным Национального банка республики Беларусь на 1 августа 2024 г курс российского рубля составлял: 100 российских рублей = 3,6 белорусских рубля.

9 По данным источника [11].

10 Без налога на добавленную стоимость, на условиях франкоорганизация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции.

В то же время средние цены производителей сельскохозяйственной продукции на зерновые культуры демонстрируют стабильную положительную динамику как в среднем по зерновым, так и в разрезе видов продукции (табл. 6).

Таблица 6

Средние цены производителей на отдельные виды зерновой продукции, __2015-2023 гг., руб./т11___

Виды сельскохозяйс твенной продукции Год 2023 г. в % к 2016 г. Среднегодовой темп роста

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Культуры зерновые 199 237 276 328 345 366 384 468 490 246,0 1,12

Пшеница 206 252 285 322 345 363 382 464 473 229,6 1,11

Ячмень 202 205 268 293 331 357 386 470 503 249,0 1,12

Рожь 136 171 192 209 245 261 267 355 378 277,9 1,14

Овес 150 150 171 203 223 258 283 342 382 254,7 1,12

Гречиха 333 433 505 542 481 522 578 739 824 247,4 1,12

Просо 105 222 275 310 282 292 365 314 360 342,9 1,17

Как видно, наибольший прирост показали цены на просо, овес и рожь, а в меньшей степени выросли - на пшеницу и гречиху. Кроме того, сравнение фиксированных цен на продукцию урожая 2024 г., закупаемую для республиканских государственных нужд, показало, что установление таких цен базируется на средне сложившемся уровне цен производителей сельскохозяйственной продукции и планируемого уровня инфляции.

Несмотря на полученные неплохие результаты производства и реализации зерновых, следует отметить, что низкая эффективность в сельском хозяйстве в целом остается комплексной, затрагивающей, как весь технологический процесс, специфику его реализации, а также происходящие макроэкономические процессы и природно-климатические условия. В этой связи решение данной ситуации следует осуществлять по множеству направлений, в том числе тем, которые на первый взгляд дают незначительный экономический эффект, но в перспективе могут оказать положительное влияние на результативность аграрной сферы в целом.

Выполненные исследования свидетельствуют о том, что для урегулирования проблемы невысокой эффективности и роста долгов в сельском хозяйстве может применяться стимулирование за счет выделения специальной бюджетной субсидии роста объемов производства интенсивными методами (роста урожайности). Это обусловлено следующим:

- урожайность зерновых культур в целом и по отдельным их видам показывает, что ее увеличение все еще возможно за счет совершенствования применяемых технологий и строгого их соблюдения. Так, по информации, приведенной в источнике (Войтко, Киреенко, 2023), урожайность в 100 сельскохозяйственных организациях, показывающих наибольший ее уровень, превышает среднереспубликанскую в 1,9 раза. Это дает основание полагать, что при строгом соблюдении технологий производства и их совершенствовании в природно-климатических условиях республики Беларусь возможен рост урожайности зерновых культур;

- рентабельность реализации зерновых культур является положительной и находится на уровне от 10 до 20%. Это означает, что увеличение объемов производства продукции приведет к возможности реализации рентабельного вида продукции и росту размера получаемой прибыли;

- до 50% произведенного зерна используется в сельскохозяйственных организациях на собственные нужды, в том числе на корма для животных. Поэтому увеличение объемов производства зерновых культур позволяет улучшить кормовую базу для

11 Данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Беларусь.

сельскохозяйственных животных, что также положительно скажется на их продуктивности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, стимулирование роста объемов производства и реализации продукции, а также повышение доходности субъектов направлено на формирование условий для стабильного развития аграрного бизнеса и сельских территорий как места для проживания и работы сельских жителей.

Для обоснования целесообразности применения предлагаемых методических подходов нами проведены вариантные расчеты прогнозов развития сельского хозяйства республики Беларусь при условии выделения стимулирующих рост урожайности зерновых культур субсидий. Прогнозы строились исходя из выделения субсидий в размере, необходимом для компенсации части затрат на производство дополнительной продукции с гектара посевов. Кроме того, проводились расчеты с использованием прогнозируемого ежегодного уровня инфляции в республике Беларусь в размере 7,5%.

На первом этапе был определен необходимый размер субсидии, а также объективно необходимых затрат на производство дополнительного объема продукции с единицы площади, что и положено в основу расчета стимулирующей субсидии. Особенностью предлагаемых подходов является деление затрат на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объема выпуска и реализации продукции. Увеличение объемов производства приводит к уменьшению переменных расходов, приходящихся на единицу продукции, что повышает прибыль с единицы продукции за счет положительного эффекта масштаба. В рамках имеющейся информации при проведении расчетов с определенной степенью условности к переменным затратам при производстве зерновых нами были отнесены затраты на семена, удобрения и средства защиты растений, стоимость ГСМ на технологические цели, стоимость энергоресурсов на технологические цели.

В целом, по республике расчетный размер стимулирующей субсидии на зерновые культуры определялся исходя из размера переменных затрат на производство 1 ц продукции. Такой уровень прироста принят условно для примера с целью обоснования возможных прогнозов. При этом предполагается, что субсидия будет покрывать не все затраты, а только 25%. По данным 2023 г., исходя из вышеприведенных методических подходов, стимулирующая субсидия составит 6,0 руб./т (табл. 7).

Таблица 7

Расчет размера стимулирующей субсидии на зерновые по сельскохозяйственным

организациям Минсельхозпрода, 2023 г.

Показатель Значение

Фактически убранная площадь, га 1488364

Валовой сбор, т 4435525

Урожайность, ц/га 29,8

Продано всего в зачетном весе, т 2403511

Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 1094104

Реализационная цена, руб./т 455

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 980130

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. 113974

Стимулирующая субсидия, руб./т (определяется исходя из 25 % размера переменных затрат на производство 100 кг) 6,0

В таблице 8 приведен прогноз развития зерновой отрасли в системе Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Беларусь с учетом применения стимулирующей субсидии на период до 2030 г.

Таблица 8

Прогноз развития производства зерновых в сельскохозяйственных организациях Минсельхозпрода республики Беларусь при условии применения эффективных субсидий с учетом прогнозируемого ежегодного уровня инфляции 7,5%, 2024-2030 гг.

Год

Показатели 2023 (факт) 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030

Фактически убранная площадь, тыс. га 1488,4 1488,4 1488,4 1488,4 1488,4 1488,4 1488,4 1488,4

Валовой сбор, тыс. т 4435,5 4584,2 4733,0 4881,8 5030,7 5179,5 5328,3 5477,2

Прирост валового сбора за счет роста урожайности, _ 149 149 149 149 149 149 149

тыс. т

Урожайность, ц/га 29,8 30,8 31,8 32,8 33,8 34,8 35,8 36,8

Продано всего в зачетном весе, тыс. т 2403,5 2484,1 2564,7 2645,4 2726,0 2806,7 2887,3 2968,0

Выручка от реализации продукции, млн руб. 1094,1 1215,6 1349,2 1496,0 1657,2 1834,2 2028,4 2241,5

Реализационная цена, руб./т 455 489 526 566 608 654 703 755

Полная себестоимость

реализованной продукции, 980,1 1053,6 1132,6 1217,6 1308,9 1407,0 1512,6 1626,0

млн. руб.

Прибыль от реализации продукции, млн руб. 113,974 162 217 278 348 427 516 615

Себестоимость единицы

реализованной продукции, руб./т 408 424 442 460 480 501 524 548

Эффективная субсидия, руб./га 6,0 6,2 6,5 6,8 7,0 7,4 7,7 8,0

Всего необходимо субсидий, млн руб. 8,9 9,3 9,6 10,1 10,5 10,9 11,4 12,0

Получено добавленной

стоимости при производстве

продукции на каждый рубль выделенных бюджетных 58,3 64,5 71,0 77,7 84,8 92,1 99,7 107,6

средств эффективной субсидии, руб.

Получено прибыли от

реализации продукции на каждый рубль выделенных 12,80 17,49 22,45 27,70 33,22 39,02 45,09 51,44

бюджетных средств эффективной субсидии, руб.

Рентабельность реализации продукции, % 11,6 15,4 19,1 22,9 26,6 30,4 34,1 37,8

Приведенные в таблице данные свидетельствуют, что стимулирование роста урожайности зерновых показывает положительные результаты. Так, размер получаемой прибыли на каждый рубль выделенных субсидий увеличится к 2030 г. до 51,44 руб., добавленной стоимости - до 107,6 руб. При этом создаются условия для роста рентабельности реализации зерновых культур. При неизменных прочих условиях этот показатель к 2030 г. может достичь 37,8%.

Заключение

Одним из направлений повышения эффективности деятельности субъектов аграрного бизнеса нами рассматривается применение эффективных субсидий, выделение которых увязано с ростом урожайности сельскохозяйственных культур. Представленные авторские

методические подходы по увязке размера надбавок с величиной урожайности зерновых культур позволяют создать дополнительные экономические условия для стимулирования интенсивного развития сельскохозяйственного производства.

Обоснованы прогнозы развития сельского хозяйства республики Беларусь с учетом применения эффективных субсидий, рассчитанные на основании объективно необходимых переменных затрат на производство дополнительной продукции. Это показало превышение прироста производства и реализации продукции над приростом размера выделяемых субсидий, что дает основание рассматривать данный вид субсидии, как эффективную.

Исследование выполнено в рамках Государственной программы научных исследований «Сельскохозяйственные технологии и продовольственная безопасность» на 2021—2025 годы, подпрограммы 9.7 «Экономика АПК».

Литература

1. Киреенко Н.В. Новая конфигурация глобальных производственно-сбытовых цепочек на агропродовольственном рынке // Белорус. экон. журн. - 2022. - № 1. - С. 62-78.

2. Киселев С.В. Агропродовольственный экспорт России в условиях пандемического шока // Науч. исслед. экон. фак. Электрон. журн. - 2021. - Т. 13, № 3. - С. 46-56.

3. Турбан Г.В. Мировая торговля и торговые ограничения в условиях COVID-19 в соответствии с правилами ВТО // Oikonomos: J. Soc. Market Econ. - 2020. - № 2 (17). - P. 2738.

4. Serova, E.V. Challenges for the development of the Russian agricultural sector in the mid-term // Russ. J. Econ. - 2020. - Vol. 6, № 1. - P. 1-5.

5. Бельский В.И. Экономический механизм государственного регулирования сельскохозяйственного производства: теория, методология, практика. - Минск : Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси. - 2018. - 265 с.

6. Войтко И.А. Прямое бюджетное субсидирование как фактор устойчивого развития сельскохозяйственного производства республики Беларусь. // Вести Национальной академии наук Беларуси. Серия аграрных наук. - 2023. - № 2. - С. 95-108.

7. Войтко И.А., Киреенко.Н. В. Рекомендации по формированию методологических подходов по совершенствованию системы государственной поддержки сельского хозяйства с учетом оценки эффективности ее применения- Минск : БГАТУ, 2023. - 152 с.

8. О выплатах в виде субсидий на единицу реализованной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции: Пост. Совета Министров респ. Беларусь от 27 января 2022 г. № 47 / Нац. реестр правовых актов респ. Беларусь от 29 января 2022 г. № 5/49893 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mshp.gov.by/documents/plant/P0ST27012022_47.pdf. - Дата доступа: 15.07.2024.

9. О выплатах в виде субсидий на единицу реализованной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции: Пост. Совета Министров респ. Беларусь 11 января 2023 г. № 24 / Нац. реестр правовых актов респ. Беларусь от 13 января 2023 г. № 5/51255 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mshp.gov.by/documents/plant/postanov24.pdf. - Дата доступа: 16.07.2024.

10. О выплатах в виде субсидий на единицу реализованной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции: Пост. Совета Министров респ. Беларусь от 17 января 2024 г. № 44 / Нац. реестр правовых актов респ. Беларусь от 20 января 2024 г. № 5/52724 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mshp.gov.by/ru/credit-ru/view/razmery-nadbavok-za-realizovannuju-i-ili-napravlennuju-v-obrabotku-pererabotku-selskoxozjajstvennuju-9283/f. - Дата доступа: 17.07.2024.

11. Об установлении фиксированных цен на сельскохозяйственную продукцию (растениеводства) урожая 2024 года, закупаемую для республиканских государственных нужд: Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Беларусь, 26 марта 2024 г. № 26 [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=W22441309. - Дата доступа : 23.07.2024.

References

1. Kireyenka N.V. New configuration of global production and supply chains in the agri-food market. - Belorus. ekon. Zhurn, 2022, no. 1, pp. 62-78. (in Russian)

2. Kiselev S. V. Agricultural exports of Russia in conditions of pandemic shock. - Nauch. issled. ekon. fak. Elektron. Zhurn, 2021, T. 13, no. 3, pp. 46-56. (in Russian).

3. Turban G. V. World trade and trade restrictions in the context of COVID-19 in accordance with WTO rules. Oikonomos: J. Soc. Market Econ, 2020, no. 2 (17), pp. 27-38. (in Russian)

4. Serova E. V. Challenges for the development of the Russian agricultural sector in the mid-term/ Russ. J. Econ., 2020, vol. 6, no. 1, pp. 1-5.

5. Belsky V. I. Economic mechanism of state regulation of agricultural production: theory, methodology, practice. - Minsk: Institute of Systems. research in Agroindustrial Complex of the National Academy of Sciences of Belarus, 2018. - 265 p. (in Russian)

6. Vaitko I. A. Direct budget subsidies as a factor in the sustainable development of agricultural production in the Republic of Belarus. - Vesti Natsional'noy akademii nauk Belarusi. Seriya agrarnykh nauk, 2023, no. 2, pp. 95-108. (in Russian)

7. Vaitko I. A., Kireyenka N. V. Recommendations for the formation of methodological approaches to improve the system of state support for agriculture, taking into account the assessment of the effectiveness of its application. - Minsk: BGATU, 2023. - 152 p. (in Russian)

8. On payments in the form of subsidies per unit of agricultural products sold and (or) sent for processing (refining): Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus of January 27, 2022 no. 47 / National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus of January 29, 2022 no. 5/49893 [Electronic resource]. - Access mode: https://mshp.gov.by/documents/plant/POST27012022_47.pdf. - Access date: 07/15/2024. (in Russian)

9. On payments in the form of subsidies per unit of agricultural products sold and (or) sent for processing (refining): Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus of January 11, 2023 no. 24 / National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus of January 13, 2023 no. 5/51255 [Electronic resource]. - Access mode: https://mshp.gov.by/documents/plant/postanov24.pdf. - Access date: 07/16/2024. (in Russian)

10. On payments in the form of subsidies per unit of agricultural products sold and (or) sent for processing (refining): Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus of January 17, 2024 no. 44 / National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus of January 20, 2024 no. 5/52724 [Electronic resource]. - Access mode: https://mshp.gov.by/ru/credit-ru/view/razmery-nadbavok-za-realizovannuju-i-ili-napravlennuju-v-obrabotku-pererabotku-selskoxozjajstvennuju-9283/f. - Access date: 17.07.2024. (in Russian)

11. On the establishment of fixed prices for agricultural products (plant growing) of the 2024 harvest purchased for republican state needs: Resolution of the Ministry of Agriculture and Food of the Republic of Belarus, March 26, 2024 no. 26 [Electronic resource]. - Access mode: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=W22441309. - Access date: 07/23/2024.(in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.