Научная статья на тему 'Применение стилевого подхода к описанию интеллектуальной деятельности следователей и дознавателей'

Применение стилевого подхода к описанию интеллектуальной деятельности следователей и дознавателей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ / COGNITIVE STYLES / СТИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STYLES OF ACTIVITY / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / THINKING STRATEGIES / КОМПЛЕКСЫ СТИЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАССЛЕДОВАНИЕ / INVESTIGATION / СЛЕДОВАТЕЛИ / ДОЗНАВАТЕЛИ / INVESTIGATORS / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / PERSONS CONDUCTING INITIAL INQUIRIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белоусов Алексей Дмитриевич

Статья посвящена изучению интеллектуальной профессиональной деятельности сотрудников следственных подразделений и подразделений дознания с позиций стилевого подхода. Опираясь на преимущества данного направления по сравнению с традиционно применяемыми в правоохранительной сфере тестологическими (психометрическими) исследованиями личности, можно повысить уровень кадрового обеспечения расследования преступлений. Были изучены когнитивные стили и мыслительные стратегии 100 следователей и дознавателей. Предварительно изучена специфика психологической структуры деятельности по расследованию преступлений, установлено ключевое значение в ней интеллектуальной деятельности. Исследование опиралось на полисистемный подход в изучении стилей деятельности, а также на унитарную позицию, предполагающую наличие единых психических механизмов в основе разных когнитивных стилей. В имевшихся условиях сбора эмпирической информации применялась биполярная шкала для диагностики когнитивного стиля. В работе пошагово описана процедура проведения исследования и промежуточные выводы. В частности, была установлена представленность когнитивных стилей в выборке с выделением кластеров по сходству их комбинаций; на примере изучаемой группы были выявлены структурные связи между отдельными когнитивными стилями и мыслительными стратегиями; в выборке профессионалов были выделены два наиболее типичных комплекса когнитивных стилей; проведена сравнительная оценка профессионального потенциала сотрудников каждой из двух групп с характерными стилевыми интеллектуальными особенностями; с опорой на полученные результаты намечены направления дальнейших исследований в области когнитивно-стилевого направления. Результатом работы явилась также разработка методических рекомендаций для следователей и дознавателей по применению стилевого подхода в практике расследования преступлений. Соответствующие материалы направлены в профильные образовательные учреждения, получены положительные отзывы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белоусов Алексей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines intellectual professional activity of officers of investigation departments and departments of initial inquiries from the position of style approach. Based on advantages of the approach compared to traditional psychometric (by means of questionnaires) person’s study it is possible to improve the level of stuffing in investigation of crimes. Cognitive styles and thinking strategies of 100 investigators and persons conducting initial inquiries have been examined. Specific character of psychological structure of investigating activity has been studied, key significance of intellectual activity has been revealed. The research is based at poly-system approach in activity styles’ study and at “unitary” position that suggests the existence of integrated mental mechanisms as the basis for different cognitive styles. Bipolar scale for cognitive style diagnostics was used. The procedure of research conducting and data analyzing is described stepwise. Representation of cognitive styles in the sample is specified; structure correlations between single cognitive styles and thinking strategies is revealed; two typical complexes in the sample of professionals are singled out; comparative assessment of professional potential of officers with typical intellectual peculiarities is made; areas for further researches in the field of cognitive styles are identified. Elaboration of methodological recommendations for investigators and persons conducting initial inquiries on application of style approach in the practice of crimes investigations is the result. Materials were sent to relevant educational organizations, positive responses were received.

Текст научной работы на тему «Применение стилевого подхода к описанию интеллектуальной деятельности следователей и дознавателей»

УДК 159.955:343.83

ПРИМЕНЕНИЕ СТИЛЕВОГО ПОДХОДА К ОПИСАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ДОЗНАВАТЕЛЕЙ

Для цитирования

Белоусов, А. Д. Применение стилевого подхода к описанию интеллектуальной деятельности следователей и дознавателей / А. Д. Белоусов // Прикладная юридическая психология. -2018. - № 1 (42). - С. 101-111.

Аннотация. Статья посвящена изучению интеллектуальной профессиональной деятельности сотрудников следственных подразделений и подразделений дознания с позиций стилевого подхода. Опираясь на преимущества данного направления по сравнению с традиционно применяемыми в правоохранительной сфере тестологическими (психометрическими) исследованиями личности, можно повысить уровень кадрового обеспечения расследования преступлений. Были изучены когнитивные стили и мыслительные стратегии 100 следователей и дознавателей.

Предварительно изучена специфика психологической структуры деятельности по расследованию преступлений, установлено ключевое значение в ней интеллектуальной деятельности.

Исследование опиралось на полисистемный подход в изучении стилей деятельности, а также на унитарную позицию, предполагающую наличие единых

© Белоусов А. Д., 2018

А. Д. Белоусов

психических механизмов в основе разных когнитивных стилей. В имевшихся условиях сбора эмпирической информации применялась биполярная шкала для диагностики когнитивного стиля.

В работе пошагово описана процедура проведения исследования и промежуточные выводы. В частности, была установлена представленность когнитивных стилей в выборке с выделением кластеров по сходству их комбинаций; на примере изучаемой группы были выявлены структурные связи между отдельными когнитивными стилями и мыслительными стратегиями; в выборке профессионалов были выделены два наиболее типичных комплекса когнитивных стилей; проведена сравнительная оценка профессионального потенциала сотрудников каждой из двух групп с характерными стилевыми интеллектуальными особенностями; с опорой на полученные результаты намечены направления дальнейших исследований в области когнитивно-стилевого направления.

Результатом работы явилась также разработка методических рекомендаций для следователей и дознавателей по применению стилевого подхода в практике расследования преступлений. Соответствующие материалы направлены в профильные образовательные учреждения, получены положительные отзывы.

Ключевые слова: когнитивные стили, стили деятельности, интеллект, мыслительные стратегии, комплексы стилей, профессиональная деятельность, расследование, следователи, дознаватели, моделирование, коррекция.

Совершенствование процесса отбора кадров в подразделения органов внутренних дел и научно обоснованная организация работы по психологическому обеспечению профессиональной деятельности, в частности, следователей и дознавателей, не теряет актуальности в современных условиях общественного развития. Качественно меняющаяся информационная и технологическая среда отражается в том числе на способах совершения преступлений, а значит, требует поднятия на новый уровень профессионализма сотрудников следственных подразделений. В совокупности с возросшими требованиями к морально-нравственным качествам и служебной нагрузкой это требует, по нашему мнению, расширения понимания психологической сути следственной деятельности, а также совершенствования инструментария ее исследования.

Расследование уголовных дел, с одной стороны, является высоко регламентированной деятельностью, а с другой - предъявляет высокие требования ко всем уровням познавательной сферы профессионалов. Углубленное изучение правоохранительной практики свидетельствует о том, что в индивидуальном стиле деятельности сотрудника важное место занимает не только ее результативная, но и процессуальная сторона, проявляющаяся в разнообразии использования приемов работы [1]. Подобным образом отличаются продуктивная и формально-динамиче-

ская характеристики интеллектуальной деятельности. Последняя изучается как когнитивные стили с 50-х годов прошлого века [2, с. 6].

Приступая к применению стилевого подхода к изучению деятельности следователей и дознавателей следует опираться на ряд выводов отечественных авторов о том, что весьма неплодотворно анализировать стиль как характеристику личности по отдельным уровням (что характерно для зарубежной когнитивной психологии), а также на то, что стиль человека определяется в первую очередь областью его деятельности и специфичным для нее выбором орудий [3, с. 9-10].

В данном исследовании, не умаляя значения традиционно используемого тестологического (психометрического) подхода к оценке содержания интеллекта, мы исходили из следующих преимуществ выявления его стилевых особенностей:

- стиль - более устойчивая характеристика личности, чем способность;

- неприменимость оценочных суждений к стилевым феноменам, так как (в случае биполярной шкалы) оба полюса конкретного стиля в равной мере могут способствовать эффективности индивидуального поведения;

- стиль генерализованно прослеживается в разных психических сферах [2, с. 128-130].

Указанные объективные предпосылки имеют следующие перспективы в сфере правоохранительной практики:

- относительная простота выявления индивидуальных стилевых особенностей;

- лучшая прогностическая ценность индивидуальной стилевой карты для ожидаемого поведения сотрудника

в среднесрочной перспективе (в том числе в условиях стресса);

- осознанное использование лучших сторон интеллектуальной индивидуальности следователя;

- относительная перспективность знания «почему» и «как мыслит» сотрудник по сравнению с тем «что он мыслит»;

- лучшая перспектива коррекции неэффективных в этом контексте мыслительных стилей и стратегий;

- возможность распространения в коллективе стилей и стратегий, смоделированных у наиболее эффективных сотрудников.

Целями проведенного нами исследования были общенаучные и прикладные.

К общенаучным целям исследования стилей деятельности следователей и дознавателей можно отнести:

- изучение когнитивных стилей следователей и дознавателей как стилевых особенностей их интеллектуальной деятельности;

- исследование возможных связей между отдельными когнитивными стилями на примере указанной профессиональной группы;

- описание наиболеетипичныхкомплексов когнитивных стилей, представленных в выборке лиц рассматриваемого вида профессиональной деятельности, оценку их востребованности практикой.

В число прикладных целей данного планового исследования ВНИИ МВД России входили следующие:

- описать в стилевых категориях базовые операции профессиональной деятельности;

- разработать и рекомендовать для практического использования экспресс-методики выявления и оценки стилей сотрудников;

- предложить варианты и принципы психологических интервенций для коррекции неэффективных стилей в рамках самоподготовки и групповых занятий по служебной подготовке.

В исследовании приняли участие 100 сотрудников следственных подразделений и подразделений дознания МВД России, в том числе из МВД по Республике Татарстан, Карачаево-Черкесской Республике, ГУ МВД России по Кемеровской области, г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УМВД России по Архангельской, Вологодской областям и Ямало-Ненецкому автономному округу.

Возрастной состав испытуемых: до 30 лет - 46,0 %, от 31 до 40 лет -41,0 %, от 41 до 50 лет - 13,0 %. Стаж работы в указанных подразделениях: до 5 лет - 34,5 %, от 6 до 10 лет -33,3 %, более 10 лет - 32,2 %.

Для дистанционного исследования когнитивных стилей применялся метод анкетирования. Предварительно более 80 вопросов анкеты были подвергнуты процедуре объективизации для отбора из них наиболее коррелирующих с результатами, полученными классическими методиками исследования когнитивных стилей на контрольной группе следователей и дознавателей. В результате этого осталось 37 вопросов.

В число названных методик входили: методика «Включенные фигуры» в модификации К. Готтшальдта (1926) -для диагностики когнитивного стиля «полезависимость - поленезависи-мость»; методика «Свободная сортировка объектов» Р. Гарднера (1959) -для диагностики стиля «узость - широта диапазона эквивалентности»; методика «Словесно-цифровая интерференция» Дж. Струпа (1935) - для диагностики стиля «ригидный - гибкий

познавательный контроль»; методика «Чернильныепятна»ПРоршаха(1921)-для диагностики стиля «толерантность к нереалистическому опыту»; методика «Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана (1966) - для диагностики стиля «импульсивность - рефлективность»; методика «Я верю, что...» О. Харви (1966) - для диагностики стиля «конкретная - абстрактная концептуализация»; техника «Репертуарные решетки» Дж. Келли (1955) - для диагностики стиля «когнитивная простота - сложность»; методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Рот-тера (1966) - для диагностики «внутреннего - внешнего локуса контроля» [2, с. 45-98].

На данном этапе в условиях дистанционного сбора информации относительно достовернее было придерживаться биполярной шкалы для диагностики когнитивного стиля.

В результате проведенного исследования была установлена представленность когнитивных стилей в выборке следователей и дознавателей (рис. 1).

Очевидно, что полученное распределение не означает преобладание «плохих» или «хороших» стилей в выборке следователей и дознавателей, так как, руководствуясь полисистемным подходом в изучении стилей интеллектуальной деятельности, невозможно дать им оценку без учета внешнего контекста или системы внешних условий и требований (ВУТ) [4, с. 7], в соответствии с которыми проявляется стиль. Тем не менее полученные данные могут представлять интерес для дальнейшего сравнительного анализа востребованности отдельных когнитивных стилей в различных видах профессиональной деятельности.

0 20 40 ЬО 80 100

Поленезависимые Полезависимые

Широкий диапазон (экв.) Узкий диапазон [экв.)

Гибкий П.К. Ригидный П.К.

Толерантные (к нереал.) Нетолерантные (к нереал.)

Импульсивные Рефлективные

Абстрактность (концепт.) Конкретность (концепт.)

Сложные (когнит.) Простые [когнит.)

Внут. референция Внеш.Референция

Рис. 1. Представленность когнитивных стилей в выборке следователей и дознавателей (в процентном соотношении полюсов биполярной шкалы стиля)

Далее, руководствуясь унитарной позицией [2, с. 100-101], которая предполагает наличие неких единых психических механизмов в основе разных когнитивных стилей, был проведен кластерный анализ данных с использованием статистического пакета для социальных наук (англ. Statistical Package for the Social Sciences (SPSS) for Windows) [5] с целью упорядочивания респондентов в сравнительно однородные по комплексу стилей группы (рис. 2).

Когнитивные стили

¡=4

л

а ,

л.

[гСгШГР;:^ ' ЫМПШ|Ш

Кластеры респондентов

Рис. 2. Кластеры респондентов, образованные сходством комплекса когнитивных стилей

Рис. 3. Кластерный анализ корреляций между переменными (когнитивными стилями и мыслительными стратегиями)

Как видно из схемы, имеется ряд малочисленных кластеров (около 13), респонденты в которых имеют максимальное когнитивно-стилевое сходство, но наглядно также и то, что вся выборка следователей и дознавателей представляет собой два больших кластера с некоторыми типичными комбинациями когнитивных стилей.

Для упрощения задачи по описанию указанных комбинаций был проведен кластерный анализ корреляций стилей и исследование структуры этих взаимосвязей (рис. 3).

Рисунок показывает, что кроме когнитивных стилей изучались и некоторые мыслительные стратегии. Отчетливо различимы два больших кластера

№ КЛАСТЕРОВ РЕСПОНДЕНТОВ

5 1 8 9 3 4 10 11 2 6 7 12 13

шир узк узк узк узк узк узк узк узк шир шир шир шир

ПЗП ПЗП ПЗП ПЗП ПЗП ПЗП ПЗП ПНП ПНП ПИП ПНП ПНП

2 конкрет конкрет конкрет конкрет конкрет конкрет

проц проц проц проц проц проц проц проц проц возм возм

Б фок фок скан фок фок фок фок фок фок скан

внеш внеш внеш внеш внеш внеш внеш внеш внеш внут внут

прост прост прост прост прост прост прост прост слож слож

X пасс пасс пасс пасс пасс пасс пасс пасс пасс проакт проакт

£ Дифф глоб дифф Дифф дифф дифф ■■ глоб глоб дифф

X

ригид ригид гибк гибк ригид ригид ригид гибк гибк гибк

эе безоп безоп причаст причаст безоп безоп причаст безоп безоп безоп

нетолл нетол нетолл тол л нетолл нетолл нетолл нетолл нетолл нетолл неголл нетолл

реф реф | реф имп реф реф реф имп реф реф

Рис. 4. Деление выборки следователей и дознавателей на стилевые группы «дедуктивных» (кластеры 6, 7, 12, 13) и «индуктивных» (кластеры 1, 8, 9, 3, 4, 10, 11, 2)

приведенных переменных. В первом из них оказались связаны такие стили, как «полезависимость - поленезави-симость», «узость - широта диапазона эквивалентности», «конкретная - абстрактная концептуализация», «фокусирующий - сканирующий контроль», «когнитивная простота - сложность», «внутренняя - внешняя референция». В другом кластере - «импульсивность -рефлективность», «толерантность к нереалистическому опыту», «ригидный -гибкий познавательный контроль». На основании полученной структуры когнитивных стилей следует описывать типичные для выборки комплексы стилей мыслительной деятельности.

С помощью метода наглядного графического группирования кластеров респондентов в соответствии с их типичными когнитивными стилями и мыслительными стратегиями было выявлено два характерных комплекса стилей интеллектуальной деятельности следователей и дознавателей (рис. 4).

Первый комплекс, охватывающий 19 % участников исследования, характеризуется поленезависимостью, широким диапазоном эквивалентности,

значительной абстрактностью концептуализации, большей когнитивной сложностью и внутренней референцией,то есть стилями, оказавшимися объединенными в один кластер в соответствии с их корреляциями. Второй комплекс, охватывающий 60 % выборки, характеризуется соответственно полезави-симостью, узким диапазоном эквивалентности, тенденцией к конкретности концептуализации, меньшей когнитивной сложностью и внутренней референцией. Как следует из рисунка 4, такие когнитивные стили, как «толерантность к нереалистическому опыту», «гибкость познавательного контроля» и «импульсивность - рефлективность», образуя параллельный кластер в структуре корреляций, не участвуют в данном стилевом делении выборки и представляют собой некое особое когнитивное основание («метаизмерение»), о котором говорят сторонники унитарной позиции в отношении характера взаимосвязи между когнитивными стилями [2, с. 101].

Первую из двух стилевых групп следователей и дознавателей с учетом свойств, образующих ее, когнитивных стилей и мыслительных стратегий в

профессиональной деятельности целесообразно характеризовать как имеющую «дедуктивный» стиль интеллектуальной деятельности, а вторую - «индуктивный». В частности,в комплексе стилей «дедукторов» просматриваются объективированная направленность в познании, доминирование мышления и логики над эмоциональной сферой, а в когнитивных стилях «индукторов» очевидна субъективированная направленность, преобладание эмоций и интуиции [6, с. 20-21].

В выявленных стилевых типах просматриваются и такие базовые «ме-таизмерения», разделяющие, по мнению ряда ученых, большую часть когнитивных стилей по двум полюсам, как «артикулированность - глобальность», «вербальность - образность» и «детальность - целостность» [2, с. 21].

На следующем этапе исследования была поставлена задача сравнить профессиональный потенциал сотрудников, вошедших в первую («дедукто-ры») и вторую («индукторы») стилевые группы.

Следователиидознавателиизгруппы «дедукторов» (рис. 5) характеризуются более старшим возрастом (31-40 лет -75 % и 41 -50 лет - 25 %) по сравнению с сотрудниками из группы «индукторов» (до 30 лет - 51,7 %, 31-40 лет - 41,4 % и 41-50 лет - 6,9 %).

Подобная связь с возрастом может быть следствием двух причин: желания продолжать заниматься этой деятельностью у лиц с «дедуктивным» комплексом мыслительных стилей и стратегий либо постепенного, по мере увеличения стажа деятельности, формирования данных стилей.

Профессиональный стаж всех респондентов из стилевой группы «де-дукторов» превышает 10 лет (рис. 6).

Тогда как в группе «индукторов» таких сотрудников лишь 20,8 %, от 6 до 10 лет - 37,5 %, до 5 лет - 41,7 %.

Таким образом, в следственной сфере более востребован «дедуктивный» интегральный стиль деятельности.

Интересно, что выявляемые вопросами анкеты так называемые модальные операторы, или смысловое выражение ограничений выбора следующих видов - «могу», «нужно», «должен» [7, с. 154-157], также свидетельствуют в пользу профессиональной эффективности «дедукторов», 75 % которых предпочитают формулировать свой выбор словом «должен», а 25 % - словом «нужно». Данные выражения встречаются у «индукторов» в 41,4 и 51,7 % случаев соответственно (рис. 7).

Более прогрессивная форма мотивирующей направленности - «К», или «стремление к достижению», встречается у 100 % «дедукторов» и лишь у 10,3 % «индукторов» (рис. 8). Остальные руководствуются в профессии чаще мотивом избегания (неудачи, наказания, непредсказуемости, нестабильности и т. п.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ответах на открытые вопросы анкеты у «дедукторов» чаще звучали предикаты дигитальной репрезентации внутреннего опыта [7, с. 93-96] -75 % респондентов (рис. 9).

У «индукторов» данная модальность зафиксирована в 31 % случаев. Это свидетельствует о том, что первые предпочитают репрезентировать свой внутренний опыт в форме суждений и словесных оборотов, что, вероятно, более востребовано в условиях высокой уголовно-процессуальной регламентации деятельности следователей и дознавателей.

Рис. 5. Возрастной состав следователей и дознавателей разных стилевых групп

Рис. 6. Профессиональный стаж следователей и дознавателей разных стилевых групп

Рис. 7. Модальные операторы (смысловое выражение ограничений выбора) следователей и дознавателей разных стилевых групп

Рис. 8.

Мотивирующая направленность («К» - достижение или «От» - избегание) следователей и дознавателей разных стилевых групп

Рис. 9. Типы репрезентации внутреннего опыта (ведущей модальности) следователей и дознавателей разных стилевых групп

Рис. 10. Уровень удовлетворенности работой следователей и дознавателей разных стилевых групп

Важной характеристикой степени профессиональной эффективности, по нашему мнению, является и уровень удовлетворенности сотрудников своей работой. Этот показатель оценивался по ответам как на прямые, так и на косвенные открытые вопросы анкеты (рис. 10). Результаты статистической обработки показали, что своей профессиональной деятельностью удовлетворены 100 % «дедукторов» и лишь 31 % «индукторов».

Итак, на рассмотренном этапе изучения возможности применения стилевого подхода к описанию профессиональной интеллектуальной деятельности следователей и дознавателей был отработан соответствующий диагностический и статистический инструментарий; обнаружены стилевые закономерности, характерные для указанной выборки; дана сравнительная оценка представителей двух основных комплексов стилей интеллектуальной деятельности.

Полученные подтверждения выводов авторов других работ о характере взаимосвязи между отдельными когнитивными стилями указывают на в целом объективный и адекватный подход в настоящем исследовании. Задачами дальнейшего изучения в данном направлении должны стать повышение объективности инструментария, достоверности обработки результатов и углубление анализа полученных результатов с опорой на новейшие материалы в изучении психических механизмов своеобразия индивидуального ума.

Библиографический список

1. Кузнецова Е. Г. Стиль деятельности и его динамика в связи с профес-

сиональным развитием (на материале исследования инспекторов подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних) : дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2000. 216 с.

2. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб., 2004. 384 с.

3. Сочивко Д. В. Исследование индивидуальных стилей познавательной деятельности студентов : дис. ... канд. психол. наук. Л., 1984. 175 с.

4. Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б. А. Вяткина. М., 2005. 384 с.

5. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб., 2007. 416 с.

6. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента:психологические факторы успешности : монография. М., 2004. 224 с.

7. Холл М. 51 метапрограмма НЛП. Прогнозирование поведения. СПб., 2007. 347 с.

8. Калаков Н. И., Старикова О. В., Хрыканов Е. Н. Развитие творчества преподавателя в условиях компетент-ностно-прогностической деятельности // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 142-159.

9. Душкин А. С., Щелкушкина Е. А. Профессиографическое изучение деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 106-117.

10. Баканов А. С., Савченко Т. Н., Головина Г М. Взаимосвязь когнитивных составляющих субъективного качества жизни с показателями принятия решения // Прикладная юридическая психология. 2016. № 3. С. 73-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.