Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Ульянова Римма Арташессовна

В данной статье обсуждаются проблемы использования средств цифровых технологий в профессиональной подготовке современного учителя музыка общеобразовательной школы. В статье проведен анализ рынка труда, в том числе в области педагогических вакансий, который показал, что одним из важнейших требований, предъявляемым к специалисту, является компетентность по использованию современных цифровых технологий в профессиональной деятельности. Также в статье выявляются специфические проблемы процесса применения цифровых технологий предметной области культура и искусство. В рамках исследования проводится анкетирование обучающихся - будущих педагогов-музыкантов, которое выявило отношение опрошенных, касающегося применения средств цифровых технологий в профессиональной деятельности. Анализ полученных данных подтвердил необходимость пересмотра традиционных методик по подготовке будущих учителей музыки общеобразовательной школы и использование адекватного инструментария по внедрению цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Ульянова Римма Арташессовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER-MUSICIAN: ANALYSIS AND PLANNING OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

This article discusses the problems of using digital technologies in the professional training of a modern music teacher of a secondary school. The article analyzes the labor market, including in the field of pedagogical vacancies, which showed that one of the most important requirements for a specialist is competence in the use of modern digital technologies in professional activities. The article also identifies specific problems of the process of applying digital technologies in the subject area of culture and art. As part of the study, a survey of students - future teachers-musicians is conducted, which revealed the attitude of the respondents regarding the use of digital technologies in professional activities. The analysis of the obtained data confirmed the need to revise the traditional methods for training future music teachers of secondary schools and the use of adequate tools for the introduction of digital technologies.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель, кандидат педагогических наук Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, профессор, проректор по учебной работе Ульянова Римма Арташессовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье обсуждаются проблемы использования средств цифровых технологий в профессиональной подготовке современного учителя музыка общеобразовательной школы. В статье проведен анализ рынка труда, в том числе в области педагогических вакансий, который показал, что одним из важнейших требований, предъявляемым к специалисту, является компетентность по использованию современных цифровых технологий в профессиональной деятельности. Также в статье выявляются специфические проблемы процесса применения цифровых технологий предметной области культура и искусство. В рамках исследования проводится анкетирование обучающихся - будущих педагогов-музыкантов, которое выявило отношение опрошенных, касающегося применения средств цифровых технологий в профессиональной деятельности. Анализ полученных данных подтвердил необходимость пересмотра традиционных методик по подготовке будущих учителей музыки общеобразовательной школы и использование адекватного инструментария по внедрению цифровых технологий.

Ключевые слова: цифровые технологии, педагог-музыкант, профессиональная подготовка, цифровые сервисы.

Annоtation. This article discusses the problems of using digital technologies in the professional training of a modern music teacher of a secondary school. The article analyzes the labor market, including in the field of pedagogical vacancies, which showed that one of the most important requirements for a specialist is competence in the use of modern digital technologies in professional activities. The article also identifies specific problems of the process of applying digital technologies in the subject area of culture and art. As part of the study, a survey of students - future teachers-musicians is conducted, which revealed the attitude of the respondents regarding the use of digital technologies in professional activities. The analysis of the obtained data confirmed the need to revise the traditional methods for training future music teachers of secondary schools and the use of adequate tools for the introduction of digital technologies.

Key words: digital technologies, music teacher, professional training, digital services.

Введение. Процесс цифровизации устойчиво меняет и вносит определенные коррективы во все сферы деятельности общества. Стоит отметить, что современная профессиональная реальность характеризуется расширением круга профессий, квалификаций, а также предъявлением определенных требований со стороны потенциальных работодателей к будущим выпускникам вузов.

Анализ рынка труда говорит о том, что одним из основных требований работодателя является владение персональным компьютером. Данное требование мы считаем несколько неопределенным и полагаем, что каждый специалист, претендующий на устойчивое профессиональное развитие должен быть компетентен в области практического применения специализированных цифровых ресурсов.

Интенсивные трансформации социально-экономической, социокультурной сфер общества предопределили возникновение ряда предпосылок к существенному изменению технологии реализации образовательных программ. Формируются качественно иные принципы организации всего жизненного пространства социума, целью которых является решение задач, связанных с социальной активностью, способностью адаптироваться и скоординировать свою профессиональную деятельность в условиях информатизации общества [5].

Анализ рынка труда в области педагогических вакансий, показал, что работодатели в основном не предъявляют требования по владению средствами цифровых технологий к потенциальным педагогическим работникам, в этой связи в системе образования наблюдается некоторый дефицит специалистов, у которых сформированы умения по использованию цифровых технологий на оптимальном уровне.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний момент в образовательных организациях начального, общего, среднего уровней образования к педагогическим работникам предъявляются требования к функциональным обязанностям в части использования в образовательном процессе средств цифровых технологий.

Данное требование отражено в нормативных документах, регламентирующих деятельность педагогических работников образовательной организации. К этим документам относятся: федеральные государственные стандарты начального, общего, среднего уровней образования, профессиональный стандарт педагога и др.

Так в содержание ФГОС предусмотрены требования к разработке рабочих программ дисциплин, в которых определена необходимость включения электронных ресурсов, возможностей ИКТ. Данное требование распространяется абсолютно на всех педагогов школы, в том числе и на педагогов-предметников.

Стоит также отметить, что важнейшей проблемой современного общества является невысокий культурный уровень подрастающего поколения, в этой связи встает довольно острая проблема формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Одним из мощнейших инструментов в процессе формирования духовно-нравственных ценностей, является область культуры и искусства, а также эстетическое направление в образовании.

В рамках преподавания учебных дисциплин предметной области культура и искусство эффективным бы стало использование различных дидактических материалов, содержание которых было направлено на воспитание культурных ценностей у подрастающего поколения.

Поколение современных школьников более эффективно воспринимают учебный материал, который сопровождается аудио-визуальным рядом, здесь и становится целесообразным применение при средств цифровых технологий [9].

С целью обеспечения качества и доступности образования в учебный процесс активно внедряются различные цифровые платформы для обеспечения дистанционного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Разработаны цифровые сервисы для организации и поддержки деятельности педагога, в которых собраны всевозможные методические материалы в разных предметных областях. Именно поэтому от педагогов требуется компетентность при работе с подобными ресурсами. Вызовы периода 2020-2022 годов определили острую необходимость приобретения преподавателями компетенций по использованию цифрового инструментария для реализации дистанционного обучения.

Это использование цифровых сервисов для проведения конференций и совещаний онлайн с аудио-, видеосвязью, а также инструментов совместной работы над документами.

Ситуация пандемии и введенных ограничений вызвала необходимость для учителей организовать образовательный процесс с использованием платформ дистанционного формата обучения: Яндекс.Учебник, Мобильное электронное образование, Российская электронная школа, Учи.ру, Кодвардс и др.

От педагогов потребовалась компетентность по использованию облачных дисков, средств онлайн-офиса (Google, Яндекс, Microsoft 365), по использованию сервисов для разработки учебных занятий средствами онлайн-конструкторов уроков Core, ClassFlow, облачных технологий проведения конференций и т.д.

Для обеспечения исполнительской деятельности (разучивание вокальных композиций на уроках музыки) в случае отсутствия или же при неудовлетворительном техническом состоянии акустического музыкального инструмента важно формировать навыки по использованию средств и возможностей виртуальных музыкальных инструментов.

Для этого необходимо формирование новых компетентностей, ориентированных на эффективное использование в образовательном процессе по программам творческих профилей, в данном случае по профилю «Музыка», средств цифровых технологий.

Процесс обучения по дисциплине «Музыка» в общеобразовательной школе предполагает от учителей умение не только осуществлять исполнительскую деятельность, но работать с вышеперечисленными цифровыми сервисами и ресурсами. Сегодняшние условия хаотичного и масштабного распространения информации, оказывающей негативное влияние на развитие личности ребенка, на наш взгляд, определяют необходимость формирования у педагогов способности к систематизации, подбору и управлению информацией.

Мы видим необходимость в пересмотре традиционной подготовки педагогов-музыкантов в которой главенствующая роль отводится исполнительским дисциплинам. Мы полагаем, что необходима разработка методики, которая не наносила бы ущерб профессиональным, исполнительским дисциплинам, а только бы обогащала существующие методические системы.

С целью наиболее адекватного представления о перспективах изменения содержания профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта нами была разработана анкета для обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыка», об отношении их использованию средств цифровых технологий в будущей профессиональной деятельности (Таблица 1).

Экспериментальной площадкой является образовательное пространство Мининского университета, факультет дизайна, изящных искусств и медиа-технологий.

Таблица 1

Анкета

1. По Вашему мнению, использование средств цифровых технологий положительно влияет на уровень профессионализма педагога-музыканта? Количество баллов за ответ

определенно «отрицательно» 0

затрудняюсь ответить 2

скорее положительно, чем отрицательно 5

определенно «положительно» 10

2. Использование средств цифровых технологий в рамках изучения модуля «Профессиональная ИКТ-подготовка педагога-музыканта» было для Вас положительным опытом?

определенно «да» 0

«затрудняюсь ответить» 2

скорее «да», чем «нет» 5

определенно «да» 10

3. Испытывали ли Вы затруднения в рамках деятельности по использованию цифровых технологий в рамках изучения модуля «Профессиональная ИКТ-подготовка педагога-музыканта»

определенно «нет» 0

«затрудняюсь ответить» 2

скорее «да», чем «нет» 5

определенно «да» 10

4. Как Вы считаете, будете ли Вы в профессиональной деятельности использовать средства цифровых технологий?

определенно «нет» 0

«затрудняюсь ответить» 2

скорее «да», чем «нет» 5

определенно «да» 10

5. Как Вы считаете, использование в будущей профессиональной деятельности средств цифровых технологий принесет пользу или вред?

определенно «вред» 0

«затрудняюсь ответить» 2

скорее «пользу», чем «вред» 5

определенно «пользу» 10

6. По Вашему мнению, целесообразно ли использование специализированных цифровых ресурсов в деятельности педагога-музыканта в рамках общеобразовательной школы?

определенно «нет» 0

«затрудняюсь ответить» 2

скорее «да», чем «нет» 5

определенно «да» 10

7. Как Вы считаете, работа с профильными цифровыми ресурсами по поиску информации благоприятно влияет на дальнейшее профессиональное становление педагога-музыканта?

определенно «нет» 0

«затрудняюсь ответить» 2

скорее «да», чем «нет» 5

определенно «да» 10

8. Нужно ли педагогу-музыканту постоянно совершенствовать свой уровень информационной компетентности

определенно «нет» 0

«затрудняюсь ответить» 2

скорее «да», чем «нет» 5

определенно «да» 10

Данная анкета составлена из двух блоков вопросов: вопросы, направленные на выявление мнения об использовании средств цифровых технологий в широком смысле, а также вопросы, направленные на выявление недостатков внедрения средств цифровых технологий в содержание профессиональной подготовки будущего учителя музыки в общеобразовательной школе. Нами были определены четыре основных уровня отношения к использованию средств цифровых технологий в профессиональной деятельности. Студенты, по результатам анкетирования набравшие 20 баллов и менее, относятся к недопустимом уровню и критическому уровню. Опрошенные, набравшие от 50 до 90 баллов находятся на допустимом уровне. Студенты, набравшие от 90 до 100 баллов, находятся на оптимальном уровне.

Анкетирование обучающихся, было направлено на выявление отношения респондентов к использованию средств цифровых технологий в будущей профессиональной деятельности. Анкетирование проводилось одновременно, в контрольной и экспериментальной группах. По результатам проведенного анкетирования было выявлено, что 55% респондентов экспериментальной группы и 49% респондентов контрольной группы находятся на недопустимом уровне.

Опрошенные полностью исключают возможность использования в своей профессиональной деятельности средства цифровых технологий, также не видят пользы в практическом применении цифровых технологий, утверждают, что использование средств цифровых технологий оказывает отрицательное влияние на осуществление профессиональной деятельности педагогом-музыкантом.

Опрошенные указывают на нехватку времени для занятий исполнительством, в связи с чем, видят в ИКТ-подготовке лишь бесполезную трату времени. К тому же участники эксперимента относятся с недоверием к средствам цифровых технологий, так как, по их мнению, внедрение подобных средств еще в большей степени «дистанцирует» педагога и обучающегося. Мы связываем это с тем, что респонденты видят в средствах цифровых технологий дополнительную нагрузку, а не эффективный инструмент с целью решения профессиональных задач.

При этом, опрошенные указывают на необходимость сформированных умений работать с большим объемом профессиональной информацией, к которой относят различные исполнительские интерпретации, учебно-наглядные материалы, также нотный материал и материал мировой музыкальной культуры, различные нотные редакции, авторские обработки.

Выводы. Таким образом среди обучающихся устойчиво сформировано мнение о том, что цифровые технологии не оказывают положительного влияния на организацию профессиональной деятельности, в этой связи требуется пересмотр существующих традиционных методик по подготовке будущего учителя музыки в общеобразовательной школе. Стоит отметить, что данные методики должны базироваться на сочетании адекватных форм, методов и средств, соответствующих содержанию предметного поля, а также потребностям современного общества.

Литература:

1. Груздева, М.Л. Информационная образовательная среда: сегодня и завтра монография / М.Л. Груздева. - Нижний Новгород: Мининский университет, Москва: ООО «ФЛИНТА», 2020. - 160 с.

2. Грязнова, Е.В. Противоречия цифрового высшего образования в информационной культуре современного общества / Е.В. Грязнова // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, No 1. - С. 12.

3. Груздева, М.Л. Методическая система формирования информационной культуры студентов вуза экономического профиля: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Груздева Марина Леонидовна; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т]. - Шуя, 2011. - 397 с.

4. Груздева, М.Л. Математическая статистика в педагогических исследованиях: учебное пособие / М.Л. Груздева. -НГПУ им. К.Минина. - 2018. - 116 с.

5. Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9.

6. Сизова, О.А. Специфика профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в условиях информатизации образования / О.А. Сизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. - С. 256-259. - EDN XRADVJ.

7. Сизова, О.А. К вопросу о возможности использования средств информационных технологий в условиях музыкального образования / О.А Сизова, М.Л. Груздева // В сборнике: Неофит сборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. - 2018. - С. 152-154

8. Сизова, О.А. Средства цифровых технологий как инструмент повышения эффективности профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта / О.А. Сизова, Т.Ю. Медведева // Карельский научный журнал. - 2020. - Т. 9. -№ 2 (31). - С. 38-40

9. Темербекова, А.А. Использование социальных сетей в качестве интерактивного средства обучения студентов вуза / А.А. Темербекова, Н.Г. Кудрявцев // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. -2019. - № 1 (46). - С. 246-257

10. Фельдштейн, Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы / Д.И. Фельдштейн // Национальный психологический журнал. - 2010. - №2(4). - С. 6-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.