Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-526-529
Применение средств составления рассказа по серии сюжетных картинок для формирования связной речи младших школьников с умственной отсталостью
Городилова Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Захарова Мария Алексеевна,
студент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Аннотация: в статье рассматривается значимость формирования связного высказывания у младших школьников с умственной отсталостью. Описаны проявления нарушений развития связной речи у детей данной категории. Обоснована возможность применения средств составления рассказа по серии сюжетных картинок для формирования связной речи младших школьников с умственной отсталостью. Описывается методика составления рассказа по серии сюжетных картинок. Ключевые слова: составление рассказа по серии сюжетных картинок, связная речь, младшие школьники с умственной отсталостью.
Обучение детей с умственной отсталостью связному высказыванию является важным и незаменимым процессом. Воздействие на развитие умственных способностей, улучшение коммуникативных навыков, установление связи между мысленными представлениями и их передачей - все это имеет огромное значение для детей данной нозологии.
Способность к связному высказыванию играет важную роль в процессе коммуникации, образования и социализации. Она позволяет детям с умственной отсталостью выразить свои мысли, желания и потребности в понятной форме для окружающих. Следовательно, развитие связного высказывания является ключевым фактором в повседневной жизни и образовании этих детей.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Обучение связному высказыванию способствует развитию и совершенствованию множества навыков. Во-первых, это развитие речи и словаря, что подтверждает существенный прогресс в общении и взаимодействии с окружающими. Во-вторых, связное высказывание требует организации мыслительных процессов, последовательности и структурирования идей. Это в свою очередь способствует развитию логического мышления и умения анализировать и синтезировать информацию.
Также, обучение связному высказыванию помогает детям с умственной отсталостью повысить их самооценку и уверенность в себе. Когда дети могут выразить себя ясно и понятно, они не только получают возможность быть услышанными и понятыми, но и учатся принимать активное участие в различных ситуациях, повышая свою социальную активность и самостоятельность.
Изучение потенциала развития детей с нарушениями интеллекта имеет большое социальное и теоретическое значение. Специфическая тяжесть детских ошибок уже давно привлекает внимание педагогов, психологов, логопедов. У детей с нарушением интеллекта общая недостаточность речи особенно выражена в контексте нарушений всех видов познавательной деятельности.
У младших школьников с интеллектуальными нарушениями отмечаются значительные отклонения в составлении связных высказываний. Связная речь является наиболее сложным видом речевой деятельности. У детей с сохранным интеллектом этот вид речи появляется еще в дошкольном возрасте. У детей с нарушениями интеллекта овладение навыками связного высказывания без специального обучения не происходит [3].
Формирование связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями осуществляется медленно и имеет ряд особенностей.
Одной из основных особенностей связной речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями исследователи считают отсутствие полноты и развернутости в высказываниях. Дети часто строят свои рассказы, опираясь на конкретные ситуации или наглядные образы. При пересказе они могут пропускать важные части сюжета, что приводит к упрощению содержания. Развертывание сюжета может сводиться к перечислению отдельных элементов ситуации.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Часто внимание детей заостряется на незначительных деталях. Существенные и значимые компоненты сюжета ими раскрываются неполно.
Другой, не менее важной, особенностью связных высказываний детей с нарушениями интеллекта является искажение логических связей в тексте. Младшие школьники часто не понимают временных, причинно-следственных, пространственных отношений между лицами, предметами, событиями. В результате этого содержание их высказываний оказывается неточным, иногда неправильным.
Применение средств составления рассказа по серии сюжетных картинок является эффективным методом для формирования связной речи у младших школьников с умственной отсталостью. Данная методика стимулирует развитие речевых навыков, воображения и логического мышления у детей, позволяет развивать у детей навыки выстраивания логической последовательности событий, умение передавать информацию о картинке с помощью слов и формировать цельные высказывания, что в свою очередь помогает им успешно адаптироваться в образовательной среде [1].
Каждая картинка представляет собой определенную ситуацию или событие, которые дети описать и связать вместе, создавая полноценный рассказ. Это требует от них анализа изображений, организации мыслей и последовательного изложения идей. Одно из главных преимуществ данного метода является его гибкость. Педагог может выбрать картинки, которые наиболее соответствуют уровню развития каждого отдельного ребенка. Также, при необходимости, можно изменить последовательность картинок, чтобы подстроиться под индивидуальные особенности каждого ученика.
Кроме того, использование рассказа по серии сюжетных картинок стимулирует развитие визуальных и аудиальных способностей детей. Они учатся распознавать и интерпретировать визуальную информацию, а также слушать и понимать инструкции и объяснения учителя. В результате, дети развивают навыки взаимодействия, общения и сотрудничества, что важно для успешной социализации.
Сюжетные картинки являются эффективным инструментом для развития речи у детей с умственной отсталостью, поскольку они визуализируют ситуации и помогают детям легче понять и воспроизвести рассказ [2].
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Методика составления рассказа по серии сюжетных картинок заключается в следующих шагах:
1. Предварительное знакомство с картинками: детям показываются картинки по одной, каждая из которых отображает отдельную сюжетную ситуацию. Важно, чтобы дети внимательно рассматривали картинки и пытались их описывать.
2. Составление рассказа по картинкам: детям предлагается составить рассказ, основываясь на последовательности картинок. Они должны постепенно раскрывать содержание каждой картинки и связывать ее с предыдущими и последующими ситуациями.
3. Обсуждение и корректировка рассказа: важно обсудить рассказ, выявить ошибки и неточности, помочь детям внести поправки. Также можно просмотреть картинки снова для того, чтобы уточнить и улучшить рассказ.
4. Повторение и закрепление: рассказ можно повторять несколько раз, чтобы закрепить полученные навыки. Также можно предложить детям создать свои собственные картинки и составить рассказ по ним.
Таким образом, применение средств составления рассказа по серии сюжетных картинок является эффективным методом для формирования связной речи у младших школьников с умственной отсталостью. Он помогает детям развивать речевые навыки, воображение и логическое мышление, а также стимулирует развитие визуальных и аудиальных способностей. Этот метод дает детям возможность успешно адаптироваться в образовательной среде и развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.
Библиографический список
1. Формирование связной речи у детей-олигофренов / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова // Педагогика. М., 1970. С.230.
2. Формирование операций порождения связных высказываний у умственно отсталых школьников / Р.И. Лалаева // Принципы и методы логопедической работы. Ленинград, 1984. С. 16-33.
3. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов / В.Г. Петрова // Педагогика. М.,1978. С. 210.