Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-411-415
Формирование навыка составления фразы с помощью символов у младших школьников с умственной отсталостью
Городилова Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Широкова Людмила Викторовна,
студент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Аннотация: в статье представлены результаты экспериментального исследования по формированию навыка составления фразы с помощью средств альтернативной коммуникации у младших школьников с умеренной умственной отсталостью. На основе выявленных нарушений фразовой речи у умственно отсталых младших школьников, нами разработан комплекс упражнений, нацеленный на обучение навыку составления фразы с помощью символов МаКаТон детей данной категории. Статья может быть полезна учителям-логопедам, учителям-де-фектологам, родителям.
Ключевые слова: младшие школьники, умеренная умственная отсталость, формирование навыка, составление фразы, символы МаКаТон.
Для всестороннего и полноценного развития ребенка важнейшим показателем является речь и сам процесс овладение речью. Серьезные проблемы в освоении речи испытывают дети с умеренной умственной отсталостью. Их отличительная особенность заключается в том, что они лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Отсутствие развернутой фразовой речи представляет особую проблему и затрудняет овладение умениями и навыками, соответствующими возрасту, способствуя дезадаптации детей в коллективе сверстников, так
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
как умственно отсталым школьникам сложно выделить главный смысл рассказа собеседника, построить собственное развернутое высказывание, отбирать необходимый речевой материал для логического и последовательного сообщения. Общение с окружающими очень примитивное: жесты, мимика и движения, с помощью которых они выражают свои просьбы, желания, протест, радость. Поэтому обязательно нужно обучение невербальным средствам общения с помощью форм альтернативной коммуникации, которые облегчают таким детям общение. Это может быть общение с помощью фотографий, картинок, жестикуляций. Используют также для общения пиктограммы, которые представляют собой специальные знаки (символы), которые никак не связаны со звучанием слова, при этом выражающие его смысл. Одним из способов решения этой проблемы является использование на занятиях, в том числе и на логопедических, языковой программы МаКаТон, что позволит разработать новые формы и методы работы с умственно отсталыми детьми по формированию у них навыка составления фразы с помощью символов. С помощью символов можно научить составлению простых рассказов, давать «словесный» отчет о выполненных действиях в процессе какой-то деятельности. Приобретенные навыки коммуникации умственно отсталые школьники применят в жизни, общаясь с родителями, сверстниками.
Таким образом, все выше изложенное определяет цель исследования -разработка, апробация и оценка эффективности комплекса упражнений по формированию навыка составления фразы с помощью символов МаКаТон у младших школьников с умственной отсталостью.
Нами было организовано и проведено эмпирическое исследование в целях определения состояния фразовой речи младших школьников с умственной отсталостью, которое проходило на базе КОГОБУШ ОВЗ № 50 г. Кирова. В эксперименте приняли участие 5 учеников с умеренной умственной отсталостью.
На основе методик Е. В. Кирилловой, Е. С. Зайцевой, В. К. Шептуновой, В. П. Глухова нами был разработан диагностический комплекс для исследования фразовой речи у младших школьников с умеренной умственной отсталостью, состоящий из двух блоков, каждый из которых включал по три вида заданий.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Блок 1. Исследование понимания словосочетаний, фраз: понимание словосочетаний; простых предложений; вопросительных предложений.
Блок 2. Исследование навыка составления фразы: составление предложений по трем картинкам; составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; завершение фразы по данному началу.
Результаты выполнения заданий оценивались по критериям: высокий уровень; средний уровень; низкий уровень. В соответствии с указанными критериями разработана 3-балльная система оценивания. При обработке данных баллы суммировались по каждому заданию, группе заданий и методике в целом, абсолютное значение переводилось в процентное соотношение. Балловой системой определялся уровень развития каждого компонента фразовой речи (высокий, средний и низкий).
Результаты исследования формирования навыка составления фразы на констатирующем этапе показали, что понимание словосочетаний, фраз находится на среднем уровне: высокий - 40%, средний - 60%. Навык составления фразы находится на низком уровне: средний - 40%, низкий - 60%. Обобщая результаты исследования, мы установили, что 40% детей имеют средний уровень, 60% низкий уровень фразовой речи. Дети не могут самостоятельно строить фразовые высказывания, характерны нарушения последовательности картинок в предложении, наблюдаются трудности в воспроизведении предложений, словарный запас очень скуден и беден. Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо включение младших школьников с умственной отсталостью в логопедическую работу по формированию навыка составления фразы с помощью средств альтернативной коммуникации, в частности с использованием символов МаКаТон.
С учетом выявленных нарушений формирования фразовой речи, нами был разработан комплекс упражнений по формированию навыка составления фразы с помощью символов МаКаТон у младших школьников с умственной отсталостью.
Задания к упражнениям строились по обще дидактическим и специальным принципам:
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
- принцип системности. Работа проводится не только на коррекционно-развивающихся занятиях, но и во время режимных моментов;
- принцип поэтапности заключается в усложнении упражнений, начиная с легких заданий, с постепенным переходом к более сложным;
- принцип комплексности подразумевает работу не только логопеда, но и учителя, родителей;
- принцип индивидуального подхода.
Коррекционно-развивающие занятия с включением разработанных упражнений проводились 2 раза в неделю в первой половине дня в индивидуальной форме. Закреплялся навык формирования фразы во время режимных моментов.
Комплекс упражнений был разработан по двум блокам: понимание словосочетаний, фраз и составление фразы в соответствии с лексическими темами ка-лендарно-тематического планирования по разделам: «Школа. Школьная жизнь»; «Времена года. Осень»; «Одежда. Обувь»; «Времена года. Зима»; «Животные. Птицы». Структура описания упражнений включала цель, наглядный материал, ход выполнения. В каждом разделе было по шесть упражнений, три упражнения блока № 1, где были разработаны упражнения на понимание словосочетаний; простых и вопросительных предложений. В блоке № 2 были разработаны упражнения на составление предложений по трем символам; составление предложений по отдельным картинкам-действиям; завершение фразы с помощью символа по данному началу. Упражнения разрабатывались с учетом трудностей, выявленных по результатам диагностики на констатирующем этапе эксперимента.
Приведем пример упражнения из блока №1 «Школа. Школьная жизнь».
Упражнение «За партой на уроке».
Цель: учить выбирать, показывать и составлять предложение из символов в той последовательности, в какой произносятся слова.
Наглядность: символы МаКаТон.
Ход выполнения: послушай предложение, выбери нужную карточку-символ и составь предложение. Я ХОЧУ ПИСАТЬ.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Я Хочу
Писать
Рисунок 1. Карточки МаКаТон
Разработанный комплекс упражнений рекомендуется включать в целенаправленную и систематическую коррекционно-развивающую работу с младшими школьниками с умственной отсталостью. Так как упражнения эффективны, способствуют формированию фразовой речи, вызывают интерес и мотивацию к дальнейшей работе на занятиях.
1. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2002.
2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академи», 2003. - 208 с.
3. Кириллова, Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие / Е. В. Кириллова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
4. Штягинова, Е. А. Альтернативная коммуникация. Методический сборник / Е. А. Штягинова. - Новосибирск: Городская общественная организация инвалидов «Общество ДАУН СИНДРОМ», 2012.
5. Баряева, Л. Б. Я - говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. М.: Дрофа, 2008. - 32 с.
Библиографический список