57
УДК 37.022
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Мерущенко С.С., магистрант КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;
Сырвачева Л.А., канд.псих.н,. доцент кафедры коррекционной педагогики ИСГТ КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.
В данной статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных навыков детей с особыми образовательными потребностями и возможности их формирования различными системами альтернативной коммуникации.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, тяжелая умственная отсталость, альтернативная коммуникация.
Роль коммуникативных навыков в нашей жизни чрезвычайно велика. Через коммуникацию совершается усвоение человеком языка, знаний об окружающем мире, культурных и нравственных ценностей, норм принятых в обществе. В процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация. Коммуникативные навыки способствуют психическому развитию ребенка, (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин) [3, 7]. Отсутствие элементарных коммуникативных навыков затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс общения в целом.
В литературе (С.В. Проняева, Е.Г. Савина, Л.Р. Мунирова, Н.С. Глуханюк) даны различные определения коммуникативным навыкам. В нашей работе, вслед за О.А. Синицыной, под коммуникативными навыками мы будем понимать сложные и осознанные коммуникативные действия учащихся и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [6].
Сформированность коммуникативных
навыков в младшем школьном возрасте имеет особое значение. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен уметь контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, благодаря которым он может быстро приобщиться к группе сверстников.
Коммуникативные навыки выступают как необходимые универсальные способности,
характеризующие целостное развитие младшего школьника. Они являются важным показателем
готовности обучающегося к участию в образовательном процессе, получению и передаче информации при усвоении предметных знаний и успешного формирования доступных навыков [1].
Именно развитие коммуникативных навыков является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития ребенка [3, 8].
Однако не все дети легко проходят этап формирования коммуникативных навыков. Очень сложно это дается детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, т.к. они уже изначально испытывают трудности в вербальном общении.
К категории детей с ОВЗ относятся лица, имеющие различные отклонения психического или физического плана, обусловливающие нарушения общего развития и не позволяющие детям вести полноценную жизнь. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят и детей с интеллектуальным недоразвитием (умственной отсталостью).
Несмотря на то, что большинство работ отечественных дефектологов, так или иначе, затрагивает проблему общения лиц с умственной отсталостью, в специальной литературе практически не рассматриваются вопросы, связанные с изучением коммуникативных навыков у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью. Накоплен большой опыт по изучению и формированию коммуникативной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями (Л.Б. Баряева, Г.В. Кузнецова, О.К. Агавелян, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицина и др). и авторы констатируют возможность использования различных средств поддерживающей и альтернативной коммуникации, однако работ по изучению у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью коммуникативных навыков и формированию их посредством альтернативной коммуникации у данной категории детей нам найти не удалось. Удалось лишь найти работу О. А. Синицыной, в которой автор отмечает, что у детей с тяжелой умственной отсталостью грубое недоразвитие речи и ее функций (коммуникативной, познавательной, регулирующей), что мешает полноценному формированию коммуникативных навыков. Более 40 % детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не имеют навыков разговорной речи или во время общения используют свою собственную «речь», которая часто является непонятной для окружающих [6].
В связи с вышесказанным актуальность работы обусловлена увеличением численности детей с тяжелой умственной отсталостью, недостаточной степенью изученности особенностей коммуникативных навыков и возможных способов их формирования у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью. Актуальность работы обусловлена, в том числе с вступлением в сентябре 2016 года в силу Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [4].
58
В соответствии с требованиями стандарта была разработана примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью, в которой учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. Один из таких курсов — это курс «Альтернативная коммуникация».
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людей, если они
не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться [10]. Использование дополнительных знаков способствует развитию
абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. Все не голосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации используется как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней [5].
Альтернативная коммуникация позволяет человеку чувствовать себя более включенным в общение с людьми, в социум, больше управлять собственной жизнью, а значит, альтернативная коммуникация должна облегчить жизнь детям с ограниченными возможностями.
В мире известны разнообразные альтернативные системы и средства коммуникации. К выбору альтернативной коммуникации необходимо подходить, учитывая многие аспекты. Рекомендуют учитывать когнитивные, лингвистические,
психосоциальные и моторные возможности ребёнка [10]. Выбор основного коммуникативного компонента обусловлен задачей общения и возможностью его достижения.
Система альтернативной коммуникации включает в себя: систему жестов, систему символов, глобальное чтение, систему коммуникации при помощи карточек PECS и Программу Макатон.
Главное отличие Макатона от других программ альтернативной коммуникации - это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ.
Внедряя средства альтернативной коммуникации нужно помнить о принципах дополнительной коммуникации, таких как:
• «От более реального к более абстрактному».
При обучении ребенка сначала необходимо
предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом— рисунок с объектом, и затем— пиктограмму.
• «Избыточности символов» (совмещение различных систем коммуникации— жестов, картинок и, например, написанного слова).
Использование как можно большего количества дополнительных знаков затрагивает все анализаторы, способствуя, таким образом, развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
1. Показываем картинку «дом» и игрушку
«дом».
2. Используем напечатанное слово «дом», проговариваем слово «дом»
3. Показываем жест «дом».
• «Функционального использования в коммуникации».
Вывести использование системы
дополнительной коммуникации за пределы занятия, класса и школы и начать использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности ребенка, что и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации [9].
Альтернативная коммуникация служит для выстраивания работающей системы коммуникации, для развития навыка самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, для развития умения выражать мысли с помощью символов и жестов.
В связи с несформированностью коммуникативных навыков и невозможностью понять «неговорящего» человека обучение детей альтернативной коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
В связи с этим, считаем актуальным проведение в дальнейшем экспериментального исследования с целью изучения коммуникативных навыков у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью, изучения возможности использования систем альтернативной коммуникации для формирования коммуникативных навыков у детей данной категории.
Источники и литература:
1. Агаева, И.Б. Проблема формирования коммуникативных навыков в системе образования лиц с умеренной умственной отсталостью/ И.Б. Агаева, М.В. Вечер // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2016. - № 1. - С. 95 - 98.
2. Козырева, О.А. Инклюзивное образование: от теоретической модели к практике реализации/ О.А. Козырева// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2015. - №2(40). - С. 10-16.
3. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 410 с.
4. Малофеев, Н.Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции/ Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская О.И. Кукушкина // Дефектология, 2013. - № 1.
5. Мирошниченко, М.Н. Альтернативные средства общения с неговорящими
детьми / М.Н. Мирошниченко. - ГБОУ «Центр диагностики и консультирования». - Краснодар, 2011. -38 с.
6. Синицына, О. А. Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ О.А. Синицина, Е.А. Савина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 269271.
7. Сырвачева, Л.А. Влияние эмоциональной направленности общения на формирование взаимодействия со взрослыми дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / Л.А. Сырвачева, А.В. Шевцова. -Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. -Красноярск, 2016. 120 с.
8. Сырвачева, Л.А. Психологические аспекты
адаптации детей с ОВЗ в процессе инклюзии / Л.А. Сырвачева// Школьный логопед, 2014. - № 4. - С. 5872.
9. Течнер, С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты, графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / С. Течнер, Х. Мартинсен. - М: Теревинф, 2014 - 432 с.
10. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация: методический сборник / Е.А. Штягинова. - Городская общественная организация инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ». -Новосибирск, 2012. - 30 с.
Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ и инвалидностью
Дошкольное, общее образование для детей от рождения до момента получения общего образования
Сопися» родкгшмм (1ШМ1Ш представителей)
о месте, гремим и передне
5