2. Зотова, А.М. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации [Текст] / А.М. Зотова // Дефектология. - 2011. - №3. - С. 34-35
3. Ковалева, А.С. Преемственность воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ -Начальная школа» (организационный и содержательный аспекты) [Текст] / А.С. Ковалева // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 4. - С. 241-243.
4. Маркова, Н. Ф. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Н. Ф. Маркова // Специальное образование: материалы XI Международной научной конференции / под общ. ред. В. Н. Скворцова, Л. М Кобрина. - 2015. - Т. 1. -С. 193-196.
5. Писаревская, М. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования [Текст] / М. А. Писаревская, - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. - 132 с.
6. Психодиагностика толерантности личности [Текст] / Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008. - 172 с.
7. Трофимова, В.И. Опыт организации взаимодействия младших школьников с нарушенным и нормальным развитием [Текст] / В.И. Трофимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2011. - № 6. - С. 16-24
Педагогика
УДК 376
учитель Козлова Ксения Михайловна
Государственное казенное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (г. Москва), аспирант
Институт специального образования и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет (г. Москва)
ОБЗОР СПОСОБОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье описываются результаты анализа специальной литературы по вопросу альтернативной и дополнительной коммуникации. Автор рассматривает различные классификации неречевой коммуникации и подробно останавливается на тех альтернативных средствах и системах, которые применяются отечественными специалистами. Также в статье приводятся преимущества и недостатки различных способов коммуникации, которые позволяют упростить специалистам выбор подходящего средства. Статья адресована руководителям образовательных учреждений, педагогам и психологам, которые планируют использовать в своей практике альтернативные способы коммуникации.
Ключевые слова: альтернативная и дополнительная коммуникация, классификация средств альтернативной коммуникации, PECS, программа Макатон, технические средства коммуникации.
Annotation. The article describes the results of the analysis of special literature on alternative and augmentative communication. The author considers various classifications of nonverbal communication and dwells on those alternative means and systems, which are used by Russian specialists. The article also presents the advantages and disadvantages of various methods of communication, which make it easier for professionals to choose the right tool. The article is addressed to the heads of educational institutions, teachers and psychologists who plan to use alternative techniques of communication in their practice.
Keywords: alternative and augmentative communication, classification of means of alternative communication, PECS, Makaton programme, technological means of communication.
Введение. Общение является важнейшим аспектом жизни каждого человека. Это первый тип деятельности, доступный младенцу, именно коммуникативная деятельность, по словам М. И. Лисиной, выступает условием психического развития и позволяет реализовать потенциальные человеческие возможности [12, с. 6]. Важность общения для развития ребенка подчеркивается многими исследователями, среди которых Г. М. Андреева, Дж. Боулби, К. Бриш, В. В. Ветрова, Л. С. Выготский, Л. Н. Галигузова, М. Г. Елагина, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Р. С. Немов, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Л. М. Шипицина, Р. А. Шпитц и др. Однако, в ряде случаев, могут наблюдаться нарушения коммуникативной деятельности. Они могут возникать на мотивационно-потребностном уровне или в процессе планирования и реализации коммуникативных действий. Как правило, к нарушениям коммуникативной деятельности относят снижение потребности в общении, трудности реализации речевых и неречевых коммуникативных средств вследствие различных причин. Анализ литературных источников говорит о том, что нарушения коммуникации различной степени тяжести могут присутствовать при всех типах дизонтогенеза, причем, нарушаться могут как отдельные компоненты коммуникативной деятельности, так и вся ее структура [5; 10; 27]. Это ведет к серьезным последствиям для развития высших психических функций, регуляции поведения и дальнейшей адаптации в обществе.
С. фон Течнером и Х. Мартинсеном приводятся данные, согласно которым, количество людей с нарушениями развития, нуждающихся в неречевой коммуникации, составляет от 0,4 % до 1,2 % населения. Количество лиц, не владеющих средствами речевой коммуникации в нашей стране, достоверно неизвестно, однако, если предположить, что в России 0, 5 % человек в возрасте от 1 года до 19 лет не способны использовать речь в качестве основного средства общения, то их число превысит 160 000 [28, c. 80].
Согласно Конвенции о правах инвалидов, для обеспечения возможности коммуникации этих лиц «необходимо использование технологий, учитывающих разные формы инвалидности, принятие и содействие использованию жестовых языков, азбуки Брайля, дополнительных и альтернативных способов общения и всех других доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов». Учитывая высокую потребность некоторых категорий населения в овладении альтернативными способами коммуникации, с 2014 года обучение альтернативной коммуникации предусмотрено ФГОС «Начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и «Начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФГОС) [15; 16].
Принимая во внимание чрезвычайную важность общения для развития человека и его жизни в обществе, достаточно большую распространённость коммуникативных нарушений среди населения нашей страны, принятие Россией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов, и, как следствие, включение способов альтернативной и дополнительной коммуникации в программу обучения некоторых категорий школьников, считаем необходимым рассмотреть существующие системы и средства альтернативной коммуникации, использующиеся в отечественной практике специального образования.
Формулировка цели статьи. Таким образом, основной целью статьи является изложение результатов анализа специальной литературы по вопросу классификации и систематизации способов альтернативной и дополнительной коммуникации.
Изложение основного материала статьи. Альтернативной коммуникацией, по словам С. фон Течнера и Х. Мартинсена, является общение лицом к лицу с собеседником без использования речи. Этот вид коммуникации может применяться как полная замена устной речи или как дополнение к ней, в таком случае, она будет называться дополнительной коммуникацией. В английском языке для обозначения такой формы коммуникации используется термин Alternative and Augmentative Communication (AAC), который можно перевести как альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) [28, с. 20; 40, с. 15-17]. Вопросы обучения АДК затрагиваются в работах М. Л. Барберы, Л. Б. Баряевой, Э. Бонди, Н. Браунинг, Я. Ван Дайка,
C. Е. Гайдукевич, Т. В. Горудко, О. В. Караневской, Ю. Н. Кисляковой, К. Лаунонен, Т. В. Лисовской, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной, Х. Мартинсена, В. Л. Рыскиной, С. фон Течнера, Л. Фрост, A. Battye,
D. Downey, J. Goldbart, R. R. Hurtig, F. Loncke,M. Walker и др.
Появление информации об АДК и первые попытки ее использования в нашей стране приходятся преимущественно на последние 20 лет. За этот период была проведена большая работа как российскими специалистами, так и коллегами из стран СНГ: осуществлен перевод и издание специальной литературы по применению систем Лёб (1997) [34], PECS (2011) [31], предметной коммуникации Я. Ван Дайка (2007) [3], словаря жестов Ирен Йоханссон (2001) [8] и пиктограмм Макатон (2014) [13], опубликован опыт обучения коммуникации школы Перкинс (2011) [23] и др.; положено развитие в России графической системы коммуникации Блисс (1999) [21], программы Макатон (2008) [18]; стал регулярно осуществляться обмен опытом с иностранными коллегами посредством стажировок, участия в международных конференциях и т.д. На сегодняшний день одним из результатов перечисленных событий является признание необходимости использования альтернативных способов коммуникации для лиц некоторых категорий и включение в 2014 году средств АДК в государственный образовательный стандарт.
К настоящему моменту в мировой практике существует множество способов альтернативной коммуникации, это и отдельные средства АДК (жесты, предметы, технические устройства и др.), и системы АДК, т.е. совокупности закономерно связанных друг с другом неречевых средств коммуникации, которые используются в качестве дополнения или полной замены устной речи (например, система жестов, система графических символов и т.п.) [9, с. 110]. Разнообразие вариантов АДК позволяет подобрать наиболее подходящее средство для каждого пользователя, так как при выборе учитывается множество факторов: удобство использования, цена, время изготовления, скорость изнашивания, возможность использования при различных нарушениях и др. Это учтено во ФГОС, где предлагается использование средств АДК различных типов (взгляд, жест, мимика, предмет, графические средства (коммуникативные таблицы и тетради, карточки с изображениями, буквами, словами и др.), электронные устройства [15; 16]. Как показывает анализ литературы, за последние годы российскими специалистами накоплен определенный опыт использования разнообразных средств АДК: графических, предметных, жестовых, мультимодальных, с применением технических устройств [2; 9; 11; 26; 29; 30; 32]. Однако, изложение этого опыта, как правило, ограничивается описанием проведенной работы и случаев из практики и недостаточно раскрывает вопросы дифференциации и систематизации средств АДК.
В связи с этим, далее мы остановимся на рассмотрении классификации средств АДК и описании способов, применяющихся в отечественной практике.
Классификация средств АДК может быть произведена по нескольким основаниям:
• по степени самостоятельности при использовании;
• по применению вспомогательных устройств;
• по способу передачи информации [28, с. 20 - 22].
По степени самостоятельности при использовании выделяют зависимую и независимую коммуникацию. В первом случае «индивидуум с нарушениями зависит от другого человека в формировании, интерпретации и формулировании значения того, что он выражает». Коммуникация является зависимой в случаях использования картинок, графических и предметных символов, жестов, так как партнер по коммуникации интерпретирует значение и озвучивает высказывание. «Независимая коммуникация означает, что сообщение полностью формулируется самим человеком с нарушениями». Это достигается при помощи электронных устройств, которые позволяют использовать письменную или синтезированную речь [28, с. 22].
Деление в зависимости от использования устройств включает способы АДК без вспомогательных устройств и способы АДК с их помощью. В первом случае, чтобы выразить что-либо, люди продуцируют знаки, используя движения собственного тела. К этой категории относятся жесты, моргание глазами для обозначения «да» и «нет», дактилирование и азбука Морзе. К коммуникации с помощью вспомогательных устройств относятся все ситуации, когда человек использует какое-либо приспособление. В том числе указывание на графический символ или картинку, потому как они являются выражением того, что человек хочет сказать [28, с. 21; 40, с. 15-17].
Наиболее популярно деление коммуникативных устройств на нетехнологичные («nontech»), низкотехнологичные («low-tech») и высокотехнологичные («high-tech») [35, с. 6; 39, с. 18; 40, с. 41-56]. Также в некоторых англоязычных источниках выделяют среднетехнологичные устройства («mid-tech», «light-tech») [35, с. 6; 39, с. 26]. К нетехнологичным чаще всего относят указатели, коммуникативные доски, таблицы или книги с буквами, словами, графическими символами или картинками, в том числе карточки, визуальное расписание, рамки E-Tran, и т.д. [28, с. 28; 26, c. 226; 40, с. 41-56] Низкотехнологичными устройствами принято называть коммуникационные планшеты («Go Talk» и др.), линейки, фотоальбомы и кнопки с
записанными сообщениями («BIGmack», «Step-by-Step» и др.) и т.д. Рассмотрим подробнее некоторые из популярных в нашей стране [25; 29].
Коммуникатор «БИГмэк» («BIGmack») внешне представляет собой большую кнопку. С помощью этого устройства можно записывать и сохранять в памяти небольшие голосовые сообщения, которые затем воспроизводятся по необходимости нажатием на устройство. Другим низкотехнологичным средством, которое зачастую используется в России, является коммуникатор «ГоуТок» («GoTalk»). Под этим названием производится целая линейка технических устройств, которые различаются форматом и объемом памяти. Они могут воспроизводить от одного до 163 сообщений в зависимости от модели. Внешне устройства представляют собой панели с картинками, при нажатии на которые, звучит сообщение, записанное ранее [14].
Активное развитие компьютерных технологий сделали возможным появление высокотехнологичных средств: коммуникационных планшетов, специальных телефонов, персональных компьютеров и планшетов со специальным программным обеспечением и т.д. [28, с. 53]. Наиболее важное техническое достижение этих устройств для коммуникативных целей - возможность использовать искусственную речь (синтезированную или оцифрованную) [42]. При наличии специального программного обеспечения высокотехнологичные устройства могут применяться для коммуникации при помощи графических средств (рисунков, пиктограмм и др.). Управление устройством может осуществляться как с помощью адаптированных клавиатур («BigKeys LX» и др.), джойстиков («SAM-Joystick» и др.), трекболов («BigTrack» и др.), сенсорных экранов, так и с помощью электронных указывающих устройств, которые позволяют управлять движением указателя на экране с помощью ультразвука, инфракрасных лучей, движений глаз, сигналов нервных окончаний и мозговых волн («HeadMouse Extreme», приложение «Eye-gaze» и др.). Также существуют варианты управления с помощью дыхания и глотания («Jouse 2»). Для упрощения нажатия кнопок на клавиатуре могут использоваться стеки и палочки [24]. Наличие видеокамеры позволяет совершать видеозвонки и осуществлять общение при помощи жестов [28, с. 60; 40, с. 42]. В отечественной практике в связи с увеличением доступности планшетных компьютеров и смартфонов становится все более популярно специальное программное обеспечение для них, позволяющее осуществлять коммуникацию. Так, созданы программы, переводящие напечатанный текст или выбранную картинку в речь («Аутизм:общение», «Говори молча», «JABtalk», «LetMeTalk», «DisType», «DisTalk» и др.), программы экранной клавиатуры (встроенная в Windows, «ScreenDoors 2000», «DisQwerty» и др.), приложения для общения в социальных сетях при помощи пиктограмм («Сезам» и др.) и т.д. [19; 11].
Преимуществом коммуникации без помощи устройств является ее доступность и возможность использования в различных обстоятельствах (в воде, при повышенном шуме и т.п.). Однако, информация, передаваемая таким способом, может быть затруднительна для восприятия и интерпретации собеседником. Кроме того, существуют ограничения по объему и содержанию передаваемой информации (например, при использовании моргания, отдельных жестов, кивков головы и т.п.).
Плюсы коммуникации при помощи вспомогательных устройств будут различаться в зависимости от их типа, однако общим является то, что информация преподносится более привычным и понятным для коммуникативного партнера способом (в виде звука или изображения). Недостатком, характерным для всех вспомогательных устройств, является необходимость их наличия, что не всегда возможно в случае поломки, потери или других обстоятельств. В некоторых странах на приобретение коммуникативных устройств средства выделяются государством, в России предпринимаются усилия по обеспечению учреждений подобными устройствами, однако, в большинстве случаев, они изготавливаются родителями и педагогами или приобретаются за их счет. Поэтому значительным недостатком является то, что нетехнологичные устройства могут требовать больших временных затрат на изготовление, но при этом быть недостаточно удобными для использования, а другие типы технологичных средств слишком дороги для многих родителей. Вследствие этого, семьи могут прекратить использование средств АДК. Рассмотрим другие преимущества и недостатки устройств каждого типа.
Таблица 1
Некоторые преимущества и недостатки технологичных средств АДК разных типов
Тип Достоинства Недостатки
Нгтехно-логичные • низкая стоимость; • большое разнообразие, возможность подстроить под нужды конкретного пользователя. • ограниченный словарь; • низкая скорость коммуникации; • сложность интерпретации сообщения.
Низкотехнологичные • использование звучащей речи как более привычного и понятного для окружающих способа коммуникации; • простота использования; • более высокая скорость коммуникации по сравнению с низкотехнологичными устройствами. • высокая стоимость; • необходимость технического обслуживания при поломках; • ограниченный словарь; • неправильная грамматическая структура при построении предложения из записанных слов.
Высокотехнологичные • многофункциональность; • большой словарь; • достаточно высокая скорость коммуникации; • возможность использования синтезированной речи; • адаптация к потребностям пользователя, в т.ч. за счет периферийных устройств; • возможность передавать графические, аудио и видео сообщения. • высокая стоимость; • необходимость покупки программного обеспечения и периферийных устройств; • необходимость технического обслуживания; • могут быть трудны в использовании для лиц с нарушениями интеллектуального развития.
По способу передачи информации выделяют коммуникацию при помощи жестов, графических символов и предметных символов [28, с. 20-21]. Также существует вариант одновременного использования средств нескольких видов, - мультимодальная коммуникация.
К жестовой коммуникации относят как использование отдельных жестов, например, указательного, так и жестовых систем. К последним относятся системы общения некоторых племен и религиозных сообществ, дактильная речь и национальные жестовые языки [6], а также жестовые системы, созданные для общения с маленькими детьми (Baby Sign Language) [17] или лицами с РАС, нарушениями интеллектуального развития (Signalong [20], Paget Gorman Signed Speech [22], жестовая часть программы Макатон [18] и др.). Мы не будем подробно останавливаться на рассмотрении национальных жестовых систем, так как они достаточно широко описаны в специальной литературе. Используемые некоторыми специалистами жесты языковой программы Макатон будут рассмотрены ниже.
На данный момент существует большое количество разнообразных способов коммуникации при помощи графических символов (орфографическое письмо, система Блисс-символов, PIC, PCS, система PECS, Лёб-система, система символов Виджит, Ребус, Сигсимволы, пиктограммы программы Макатон и др.). Системы графических символов в основном применяют в коммуникативных вспомогательных устройствах, от простых коммуникативных досок и книжек до устройств, использующих передовые компьютерные технологии [28; 36].
В отечественной литературе описан опыт применения и/или рекомендации к применению систем: Лёб [32], Блисс [2], PECS [31], Макатон [13] и др. Проведенный нами в 2016 году опрос 27 специалистов ГКОУ «Школа 2124» г. Москвы, где обучаются дети с нарушениями интеллектуального развития, РАС, сочетанными нарушениями развития, показал, что среди предложенных систем АДК наиболее известными для опрошенных являются PECS и Макатон (отметили 56%), менее популярными оказались Лёб-система и Блисс (отметили 33 % и 26 % респондентов соответственно). Однако, в работе используются преимущественно символы программы Макатон (27 %) и PECS (7 %), а также отдельные средства коммуникации - жесты и карточки с изображениями. Преимущественное использование Макатон объясняется тем, что в учреждении есть сертифицированный специалист программы, который обучал педагогов и родителей. Однако, большинство опрошенных специалистов не владело ни перечисленными системами АДК, ни техническими средствами коммуникации, а также не обладало знаниями об особенностях различных систем коммуникации.
Одной из наиболее развитых систем графической коммуникации является система С. К. Блисса. Это идеографическая, т.е. не основанная на буквах система знаков, которые относительно легко запомнить и нарисовать [33]. Впервые ее применили в Канаде для детей с двигательными нарушениями, которые не могли говорить и имели трудности с обучением чтению и письму. Развитие Блисс-системы в России началось с 1999 года в Центре социальной помощи семье и детям г. Оленегорска. Русскоязычная версия системы была разработана Белявской Н. Д. [21]. Система символов Блисс состоит из 100 основных символов, которые построены по принципу аналогий. Их можно комбинировать, чтобы образовывать слова или значения, для которых нет основных символов. Кроме Блисс-символов, соответствующих целым словам, существует определенное количество маркеров, обозначающих грамматические изменения и части речи. Основные символы и комбинации могут соединяться и образовывать предложения [1; 28, с. 24-30].
Так как Блисс-символы часто имеют довольно сложное строение, а комбинирование требует понимания аналогий, то эта система не лучший выбор для лиц с нарушениями интеллектуального развития. Однако она успешно применяется для людей с хорошими когнитивными способностями, имеющими нарушения речи и трудности с чтением [28, с. 29]. Преимуществом системы Блисс-символов является ее гибкость и возможность самостоятельно расширять словарь, а также то, что многие из символов и комбинаций являются общими для разных языков, то есть могут обеспечивать коммуникацию с представителем другой страны. При сохранной моторике символы могут записываться и не требовать дополнительных устройств для использования. Гибкость системы выступает и в качестве ее недостатка, так как пользователь может создавать комбинации, основываясь на аналогиях, которые не понятны партнеру. Как следствие, будут возникать трудности при интерпретации высказывания. Несмотря на существование русскоязычной версии системы, ее нельзя назвать широко используемой в нашей стране, что, вероятно, связано с ее сложным строением.
Другой известной системой является PECS. Система общения при помощи обмена карточками была разработана в США в 1985 году. В основе методики обучения лежат исследования и практика в области прикладного анализа поведения. Чрезвычайно важное значение при введении этой системы имеют конкретные стратегии обучения, подкрепления, исправления ошибок и обобщения. PECS позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек с изображениями. В системе используются альбомы и коммуникативные доски, а также набор карточек, обозначающих желаемые предметы, характеристики предметов, действия. Обучение проходит в шесть этапов: от формирования навыка подавать карточку, до обучения комментированию событий.
Изначально РЕСS была предназначена для работы с детьми с РАС и другими нарушениями, для которых характерно отсутствие целенаправленной или социально приемлемой речи. В настоящее время система используется для лиц с различными нарушениями, но в основном, с РАС и нарушениями интеллектуального развития [31].
Преимущество РЕСS заключается в том, что картинки понятны окружающим, а карточки просты в изготовлении и не требуют больших финансовых затрат. Система имеет четко выстроенную и описанную методику обучения. Отрицательным моментом является необходимость всегда иметь при себе коммуникативную книгу с набором карточек, который постепенно расширяется и со временем это значительно увеличивает объем книги, затрудняя поиск необходимого изображения. Кроме того, карточка может потеряться или порваться, а изготовить новую в конкретный момент времени может оказаться проблематичным [4, с. 126]. Другим моментом, осложняющим овладение указанной системой, является то, что она создана на основе поведенческого подхода и при обучении используются термины, приемы и методы прикладного анализа поведения, которые не всегда понятны без специальной подготовки. Обучение детей применению PECS на начальных этапах предусматривает индивидуальную форму работы с участием двух взрослых, что не всегда возможно в условиях образовательной организации. Однако, несмотря на приведенные недостатки, популярность PECS в России продолжает расти, что связано с наличием детального описания методики обучения на русском языке, доказательствами её эффективности, а также с ростом количества сертифицированных специалистов, которые транслируют опыт своей работы на конференциях, вебинарах, в публикациях и др.
Лёб-система (Lob-System) была разработана немецким специалистом Р. Лёбом и включает 60 символов (пиктограмм) с напечатанными под рисунками значениями слов. Символы разделены на 10 групп: общие знаки взаимопонимания; слова, обозначающие качество; сообщение о состоянии здоровья; посуда, продукты питания; предметы домашнего обихода; личная гигиена; игры и занятия; религия; чувства; работа и отдых. Система применяется в соответствии с возможностями пользователя. Он может найти соответствующий символ и передать его, а может только указать символ. Лёб-система может быть использована для работы с лицами, имеющими нарушения интеллектуального развития, временные нарушения речи и т.п. [32; 34]. Преимуществом является простота в использовании и понимании. Однако, словарь этой системы чрезвычайно мал, что часто отмечается специалистами и служит поводом для отказа от этой системы. Другая причина невысокой популярности - отсутствие подробного описания методики работы по обучению Лёб-системе и другой информации об этом способе коммуникации.
Еще одной из разновидностей АДК является коммуникация при помощи предметных символов. Они могут использоваться лицами с выраженными интеллектуальными и множественными нарушениями. Эти средства коммуникации могут быть собственно предметами, символизирующими события, моделями или частями таких предметов, а могут иметь абстрактную форму. Так, один из предметных способов коммуникации был создан Д. Примаком [28, с. 39-40; 7; 38; 41], другой, составленный по принципу календаря, был предложен Я. Ван Дайком [3].
Система календарей Я. Ван Дайка используется для обучения и коммуникации со слепоглухими детьми в школе Перкинс и в Сергиево-Посадском доме-интернате слепоглухих. Предметные календари представляют собой набор ёмкостей, обозначающих повседневные активности ребенка. В каждой ёмкости лежит предмет, символизирующий данную активность. Вначале работы эти предметы используются по своему функциональному назначению, чтобы у ребенка сформировалась связь между предметом и выполняемым действием. Затем они становятся предметами-референтами, то есть связываются с определенным занятием и символизируют его. Они используются как подсказки о начинающемся занятии, а сам ребенок может с их помощью просить о чем-либо. Это является первым шагом к общению с помощью символов. Впоследствии осуществляется переход к более абстрактным символам и далее - к знакам. Примерная последовательность освоения следующая: целые предметы, части предметов, контуры или выпуклые линии, фотографии или выпуклые изображения, печатный текст или шрифт Брайля [3; 23].
Преимуществом такой системы, по мнению самого Я. Ван Дайка, является возможность общения на разных уровнях развития, ее открытость и возможность адаптации к потребностям человека [3].
Мультимодальный способ коммуникации предусмотрен языковой программой Макатон, словарь которой включает в себя как жестовые обозначения, так и пиктографические [7]. Программа была создана в 1970-х гг. британским логопедом М. Уокер для детей и взрослых с разнообразными познавательными и коммуникативными проблемами. Она представляет собой систему, состоящую из основного словаря (450 наиболее употребительных понятий) и ресурсного словаря. Каждому из этих понятий соответствуют жест и символ (пиктограмма), максимально точно передающие смысл или внешний образ понятия. Они
используются совместно со звучащей или письменной речью, часто в сочетании друг с другом, что улучшает понимание и облегчает общение. Символы Макатон разрабатываются в соответствии с требованиями:
• наиболее полное отражение свойств реального объекта или субъекта и передача смысла понятия;
• простота и схематичность, возможность нарисовать от руки;
• отражение категории и понятия языка для помощи в изучении его грамматики.
Пиктограммы можно комбинировать для составления новых понятий. Жесты для словарей Макатон берутся из национальных жестовых языков, некоторые из них упрощаются.
Символы и жесты можно использовать на разных уровнях:
• на уровне ключевых слов, когда символами обозначаются только наиболее важные для понимания смысла фразы слова;
• на грамматическом уровне, когда обозначаются все члены предложения, а также падежные и родовые окончания;
• на функциональном уровне, когда одним символом заменяется целое предложение [13].
Достоинством программы Макатон является довольно большой и постоянно расширяющийся словарь,
возможность использовать символы и жесты одновременно или выбрать что-то одно. Пиктограммы Макатон просты в исполнении и могут быть быстро нарисованы от руки в случае отсутствия нужной карточки. Кроме того, обучение пользователей может осуществляться фронтально, что удобно в условиях образовательного учреждения. Однако, для использования этой программы необходимо пройти специальное обучение, после которого специалист получает право передавать полученный опыт своим коллегам в рамках организации. В настоящее время наблюдается рост популярности программы Макатон в России, что связано с появлением в 2012 году в нашей стране региональных тьюторов и запуском обучения специалистов.
Таблица 2
Некоторые преимущества и недостатки средств АДК различных по способу передачи информации
Тип Достоинства Недостатки
е ы в о т с е N • удобство применения в различных ситуациях (в бассейне, на батуте и т.п.); • обладают довольно высокой степенью абстракции, что приближает их к устной речи; • демонстрируют образ слова. • жестовые языки могут быть сложны для изучения и понимания; • затруднительны для применения в случае нарушений ОДА.
е и к с е сг и ф а р 1-н • менее абстрактны, чем устная речь и жесты; • предпочтительны для некоторых групп пользователей (РАС, нарушения ОДА, выраженная умственная отсталость). • смысл некоторых пиктограмм может быть непонятен необученному собеседнику; • ограниченный словарь.
е ы н н ^ м д е & • доступны для овладения при множественных нарушениях или выраженных нарушениях интеллектуального развития • объемны; • могут быть неверно интерпретированы собеседником; • ограниченный словарь.
е ы н ь « о м и т ь л £ • возможность выбрать подходящую модальность или использовать сразу несколько • значимых недостатков нет
Выводы. Как показывает анализ специальной литературы, за последние два десятилетия в нашей стране появилось много информации об использовании альтернативных средств коммуникации, а также был накоплен опыт их применения отечественными специалистами. Под АДК понимается общение лицом к лицу с собеседником без использования устной речи или в качестве дополнения к ней. Средства АДК применяются при различных нарушениях развития или заболеваниях, препятствующих использованию устной речи. АДК различается по степени самостоятельности при использовании, по применению вспомогательных устройств, по способу передачи информации. Существующее многообразие способов АДК позволяет подобрать наиболее подходящие как для конкретного учащегося, так и для образовательной организации в целом. Наиболее популярными системами АДК в нашей стране на сегодняшний день являются система PECS и программа Макатон.
Однако, стоит отметить, что в настоящее время в России обучение специалистов использованию средств АДК в основном происходит стихийно и бессистемно, в результате чего знания педагогов зачастую носят поверхностный характер. Вместе с тем, обучение использованию системы PECS или программы Макатон достаточно дорогостоящее, и, чаще всего, не оплачивается государством. Это делает их изучение крайне затруднительным для большинства специалистов. Освоение АДК детьми с особенностями развития -процесс, который должен осуществляться не только в образовательном учреждении, но и в семье. В связи с
этим, для эффективной работы по обучению детей способам АДК и реализации ФГОС необходимо создать комплексную систему обучения специалистов и родителей, вооружить их как теоретическими знаниями по проблеме, так и навыкам выбора и использования способов АДК. Кроме того, необходимо государственное финансирование для обеспечения образовательных организаций технологичными коммуникативными устройствами.
Таким образом, за последние 20 лет в системе отечественного специального образования был накоплен опыт применения различных способов АДК. Однако, именно в настоящее время это направление развивается особенно активно, что связано с рядом факторов, одним из которых является вступление в силу нового государственного образовательного стандарта. Для дальнейшей успешной работы и реализации ФГОС, на наш взгляд, необходимо создать систему обучения родителей и специалистов, а также обеспечить образовательные организации технологичными средствами коммуникации.
Литература:
1. Беляевская Н. Д. Блисс - способ общения с особым ребенком // Социальная работа. 2008. №3. С. 43 - 45.
2. Беляевская Н. Д. Организация коммуникативного процесса посредством блиссимволики // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научно-методических материалов. Выпуск 2 / под ред. П. П. Симоненко. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2015. С. 45 - 59.
3. Блаха Р. Календари. Пособие по формированию средств общения. Сергиев Посад.: ФГУ СПДДС -Росздрава, 2007. 79 с.
4. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal Behavior Approach): Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами / М. Л. Барбера, Т. Расмуссен; пер. с англ. Д. Г. Сергеева; предисл. М. Сандберга. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. 304 с.
5. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 240 с.
6. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 192 с.
7. Зорина З. А. Возможность диалога между человеком и человекообразной обезьяной: обзор экспериментальных исследований // Разумное поведение и язык. Вып. 1. Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка / Сост. А. Д. Кошелев, Т. В. Черниговская. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 135 - 173.
8. Йоханссон И. Словарь жестов: пособие по обучению детей жестовой речи. СПб.: С.-Петерб. ин-т раннего вмешательства, 2001. 111 с.
9. Козлова К. М. Особенности организации обучения альтернативной коммуникации младших школьников с сочетанными нарушениями развития // Педагогика и психология образования. 2017. №4. С. 107 - 117
10. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
11. Красюк О. В. Использование ассистивных технологий в образовательном пространстве специальной школы // Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии: Сборник статей международной научно-практической конференции / под научной редакцией В. Л. Рыскиной. СПб., 2014. С. 221 - 225.
12. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: автореф. дис. на соиск. уч. степени д-ра психол. наук [Электронный ресурс1 / Научно-исследоват. ин-т общей и пед. психологии. М., 1974. 36 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=161900 (дата обращения: 20.02.2018).
13. Макатон. Основной словарь. Символы / Под ред. Т. А. Бондарь. М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014. 50 с.
14. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учебно-методическое пособие / М. Вентланд, С. Е. Гайдукевич, Т. В. Горудко и др.; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. Мн.: БГПУ, 2009. 276 с.
15. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598. URL: минобрнауки.рф/документы/5132 (дата обращения: 17.02.2018).
16. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599. URL: минобрнауки.рф/документы/5133 (дата обращения: 17.02.2018).
17. Официальный сайт жестового языка для детей [Электронный ресурс] URL: https://www.babysignlanguage.com/basics/research/ (дата обращения: 20.02.2018).
18. Официальный сайт программы Макатон в России [Электронный ресурс] URL: http://makaton.ru/ (дата обращения: 20.02.2018).
19. Официальный сайт российского разработчика программного обеспечения для АДК [Электронный ресурс] URL:http://aacidov.ru/ (дата обращения: 20.02.2018).
20. Официальный сайт Paget Gorman Signed Speech [Электронный ресурс] URL: http://www.pagetgorman.org/ (дата обращения: 20.02.2018).
21. Официальный сайт Signalong [Электронный ресурс] URL: http://www.signalong.org.uk/ (дата обращения: 20.02.2018).
22. Официальный сайт системы Блисс в России [Электронный ресурс] URL: http://www.blissinfo.ru/bliss_v_rossia.php (дата обращения: 20.02.2018).
23. Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития: в 3 ч. / РБОО "Центр лечебной педагогики"; ред. А. Пайкова; пер. с англ. Е. Мельникова. М.: РБОО "Центр лечебной педагогики", 2011-2012.
24. Поддерживающие технологии Microsoft [Электронный ресурс] URL: https://www.microsoft.com/ru-ru/citizenship/enable/type-of-supporting-technologies.aspx (дата обращения: 20.02.2017).
25. Рыскина В. Л. Система альтернативной коммуникации и применение GoTalk в работе с детьми с нарушениями развития как одного из вспомогательных технических средств ААС // Образовательные
технологии в коррекционном процессе: сборник научно-методических трудов с международным участием. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 214 - 218.
26. Рыскина В. Л., Серебрякова Л. Д. Применение коммуникатора ГОУ ТОК в работе с детьми с нарушениями в развитии // Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии: сборник статей международной научно-практической конференции / под научной редакцией В. Л. Рыскиной. СПб., 2014. C. 226 - 228.
27. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 464 с.
28. Течнер С., Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. М.: Теревинф, 2014. 432 с.
29. Федосова А. Опыт использования альтернативной коммуникации GO TALK и JAB TALK // Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии: сборник статей международной научно-практической конференции / под научной редакцией В. Л. Рыскиной. СПб., 2014. С. 229 - 233.
30. Фощунова Н. А. Выбор и инициатива: использование альтернативной коммуникации на примере трех случаев // Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра: сборник статей / ред-сост. В. Л. Рыскина. СПб.: Скифия, 2016. С. 260 - 273.
31. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. М.: Теревинф, 2011. 416 с.
32. Шипицына Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: учебное пособие. СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010. 279 с.
33. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание / О. Шпек; пер. с нем. А. П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. М.: Academia, 2003. 428 с.
34. Ягелло А., Божко Л. Лёб система: Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающими язык детьми. Минск: БелАПДИ "Открытые двери", 1997. 32 с.
35. Battye A. Who's Afraid of AAC? The UK Guide to Augmentative and Alternative Communication. Abingdon: Routledge, 2018. 301 p.
36. Fuller D., Lloyd L., Stratton M. Aided AAC symbols. Augmentative and alternative communication: A handbook of principles and practices. Needham Heights: Allyn & Bacon, 1997. P. 48-79.
37. Grove N., Walker M. The Makaton vocabulary: using manual signs and graphic symbols to develop interpersonal communication // Augmentative and Alternative Communication. 1990. Vol. 6 (1). P. 15 - 28.
38. Hillix W. A., Rumbaugh D. M. Chimpanzees can Write with Plastic Symbols //Animal Bodies, Human Minds: Ape, Dolphin, and Parrot Language Skills. 2004. P. 113-123. doi: 10.1007/978-1-4757-4512-2_8
39. Hurtig R. R., Downey D. Augmentative and Alternative Communication in Acute and Critical Care Settings. San Diego: Plural Publishing, 2008. 224 p.
40. Loncke F. Augmentative and Alternative Communication: Models and Applications for Educators, Speech-Language Pathologists, Psychologists, Caregivers, and Users. San Diego: Plural Publishing, 2014. 248 p.
41. Rumbaugh D.M., Savage-Rumbaugh S. Chimpanzee language research: Status and potential // Behavior Research Methods & Instrumentation. 1978.Vol. 10: P. 119-131. doi:10.3758/BF03205114
42. Venkatagiri, H. S., Ramabadran, T. V. Digital speech synthesis: Tutorial // Augmentative Alternative Communication. 1995. Vol. 11. P. 14 - 25.
Педагогика
УДК 378.1
директор, кандидат педагогических наук Коломиец Ольга Михайловна
Институт профессионального развития педагога (г. Москва)
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, ГАРАНТИРУЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Аннотация. Статья отражает содержание выполненного научного исследования на материале педагогики по актуальной теме в области современного образования - реализации педагогом в преподавании учебной дисциплины инноваций, обеспечивающих овладение каждым обучающимся образовательными результатами уровня качества в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Результаты исследования могут быть применены в области среднего профессионального и высшего образования, дополнительного образования, системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Ключевые слова: инновационные технологии, преподавательская деятельность, компетентностно-деятельностный подход, психологический процесс усвоения, индивидуальная схема ориентировки.
Аппогагюп. The article reflects the content of the scientific researches on the material of pedagogics on the relevant topic in the field of modern education - the implementation of innovations in teaching of the discipline, ensuring mastery of each student's educational outcomes and the level of their quality in accordance with the requirements of Federal state educational standards. The results of the study can be applied in the field of secondary vocational and higher education, additional education, system of training and retraining of teachers.
Keywords: innovative technologies, teaching, competence-activity approach, the psychological process of assimilation, the individual scheme of orientation.
Введение. Основным направлением развития образовательной системы в любой стране сегодня как никогда является обеспечение качества подготовки выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда [8]. Одним из способов решения данной задачи в педагогическом сообществе рассматривают