Зарубежный опыт
53
Применение средств принуждения сотрудниками тюремной службы
К. ЙЭДЖЕЯК - заместитель начальника Главного центра подготовки тюремной службы Польши, г. Калиш
Уголовно-исполнительное законодательство Польши предоставляет сотрудникам тюремной службы право применения средств принуждения в отношении осужденных1. Данное положение полностью соответствует международным нормативным правовым актам. Так, в частности, Европейские пенитенциарные правила предусматривают применение таких средств в целях предотвращения побегов, нанесения увечий, противодействия уничтожению имущества и иным действиям, создающим угрозу безопасности сотрудников пенитенциарных учреждений2.
При применении средств принуждения сотрудники тюремной службы обязаны руководствоваться основными моральными критериями.
Между тем основным методом обеспечения порядка и безопасности в пенитенциарном учреждении является индивидуально-личностный подход к осужденным, а также эффективная профилактическая работа. Однако в тех случаях, когда указанные способы воздействия не приносят результатов либо их использование оказывается невозможным, применяются средства принуждения. К таким ситуациям относятся:
- покушение на жизнь или здоровье человека;
- попытка суицида;
- призыв к массовым беспорядкам;
- злостное неисполнение законных требований администрации пенитенциарного учреждения;
- уничтожение имущества;
- злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания;
- побег из мест лишения свободы.
Приведенный перечень показывает, что средства
принуждения применяются только в тех случаях, которые создают непосредственную угрозу безопасности лиц, а также нормальному функционированию пенитенциарных учреждений.
При возникновении данных ситуаций сотрудник обязан указать осужденному на необходимость соблюдения порядка. Такое правило предоставляет осужденному возможность изменить свое поведение и тем самым избежать силовых решений конфликта. Если же лицо продолжает совершать противоправные действия, то у персонала пенитенциарного учреждения появляется возможность применения специальных средств. При этом данное правило не действует, когда задержка использования специальных средств создает непосредственную опасность для жизни сотрудника или иного лица, а также угрожает безопасности пенитенциарного учреждения.
Вторым условием применения средств принуждения является оценка степени опасности деяния. Она указывает на необходимость выбора такого средства, которое адекватно ситуации и обеспечивает восстановление правопорядка и безопасности. При этом следует использовать средства, наносящие ми-
нимальный ущерб или вред. В этой связи особая ответственность лежит на лицах, принимающих данное решение. Согласно уголовно-исполнительному законодательству Польши таковыми являются начальник пенитенциарного учреждения и его заместитель. Однако существуют ситуации, когда каждый сотрудник имеет право самостоятельно принимать решение о применении средств принуждения, в частности при самообороне и предотвращении побега. Данные основания являются исчерпывающими.
Особенно важным элементом обоснованности применения средств принуждения является необходимость документирования события (факта) нарушения посредством составления протокола. В нем отражаются фактические данные нарушения, оценка поведения осужденного, контрольные записи, данные медицинского осмотра и др. Указанные обстоятельства позволяют провести подробный анализ конкретного факта нарушения и применения средств принуждения.
Правовыми последствиями неправомерного применения средств принуждения могут быть объяснительное или дисциплинарное производство, а также привлечение лица к уголовной ответственности.
Как известно, применение данных средств может причинить вред жизни и здоровью человека. В этой связи законодательство указывает на необходимость осуществления контроля за их использованием. Для этого сотрудники периодически наблюдают за поведением осужденного, в отношении которого были применены средства принуждения.
Контроль осуществляет руководитель пенитенциарного учреждения. Кроме того, существует и контроль со стороны вышестоящих органов на окружном и центральном уровне.
Дополнительный надзор осуществляет пенитенциарный судья. Так, в его компетенцию входит контроль за непосредственными действиями персонала по применению средств принуждения. Особую роль при этом играет право осужденного на обращение с жалобой или заявлением.
Отдельной формой контроля выступает обязанность медицинского осмотра осужденных в отношении которых возможно применение средств принуждения, а также оценка последствий их применения. При этом основной задачей осмотра является установление возможных медицинских противопоказаний к применению средств принуждения. Если результатом осмотра станет констатация того, что средство принуждения угрожает жизни осужденного, то ответственный сотрудник принимает решение о его неприменении или замене.
Моделируя ситуацию совершения действий, связанных с применением средств принуждения, можно воспользоваться следующей схемой:
1. Действия перед применением средства принуждения:
ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ
- сообщить начальнику пенитенциарного учреждения о соответствующей ситуации и получить указание о применении конкретного средства принуждения либо, если законодательство это допускает, решить данный вопрос самостоятельно;
- указать осужденному на необходимость соблюдения порядка;
- в случае отказа осужденного исполнить законные требования сотрудников пенитенциарного учреждения - предупредить о возможности применения средства принуждения;
- незамедлительно применить средство принуждения в случаях, предусмотренных законом;
- непосредственно применить определенное средство принуждения.
2. Действия в процессе применения средства принуждения:
- осуществлять контроль за поведением осужденного и оценить необходимость дальнейшего применения средства принуждения;
- документировать результаты контроля;
- в необходимых случаях ходатайствовать о прекращении применения данного средства;
- провести медицинский осмотр осужденного.
3. Действия по окончании применения средства принуждения:
- провести медицинский осмотр;
- в необходимых случаях направить в медицинское учреждение;
- сообщить начальнику пенитенциарного учреждения о фактах причинения вреда здоровью либо смерти осужденного, а также провести необходимые следственные действия.
Характеристка некоторых средств принуждения, применяемых сотрудниками тюремной службы Польши
1. Физическая сила - применяется с целью немедленного обезвреживания осужденного при помощи приемов самообороны.
2. Изолированная камера - применяется с целью временной изоляции осужденного. В данном случае исключается негативное влияние на других осужденных.
3. Наручники - применяются с целью частичного обездвиживания рук.
4. Смирительная рубашка - применяется с целью полного обездвиживания рук.
5. Водометы - применяются с целью рассредоточения осужденных при массовых беспорядках, с помощью струи воды под давлением.
6. Химические средства - применяются с целью кратковременной дезориентации осужденных в пространстве.
7. Палка резиновая - применяется с целью своевременного реагирования на нападение. При этом запрещены удары в голову, шею, живот и иные чувствительные части тела, за исключением ситуаций непосредственного нападения либо покушения на жизнь и здоровье человека.
Кроме перечисленных выше тюремная служба Польши располагает следующими средствами: шлем, сетка, электрошокер, взрывпакеты, резиновые пули.
■ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Закон от 26 апреля 1996 г. «О тюремной службе»(ст. 19, 20, 21); Уголовно-исполнительный кодекс Польши; Закон от 6 июня 1997 г. (ст. 256); Распоряжение Совета министров от 20 ноября 1996 г. «Об условиях применения сотрудниками тюремной службы специальных средств и оружия, а также служебного пояса»; Распоряжение Совета министров от 15 февраля 2005 г.
2 См.: Европейские пенитенциарные правила 2006 г.
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА