Научная статья на тему 'Факторы, определяющие междисциплинарный характер подготовки сотрудников тюремной службы'

Факторы, определяющие междисциплинарный характер подготовки сотрудников тюремной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЮРЕМНАЯ СЛУЖБА ПОЛЬШИ / ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ТЮРЕМНОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Йэджеяк Х.

Статья посвящена процессу подготовки сотрудников тюремной службы в Польше. В статье описаны требования, предъявляемые к персоналу тюремной службы Польши, определены факторы, влияющие на процесс подготовки специалистов тюремной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие междисциплинарный характер подготовки сотрудников тюремной службы»

Факторы, определяющие междисциплинарный характер подготовки

сотрудников тюремной службы

■ Х. ЙЭДЖЕЯК - заместитель коменданта по делам обучения Главного центра подготовки тюремной службы Польши, г. Калиш

Процесс подготовки человека к выполнению задач, связанных с его профессиональной деятельностью, требует определенного междисциплинарного подхода. Многоаспектная модель подготовки специалиста в настоящее время воспринимается как единственный и оптимальный способ подготовки сотрудника тюремной службы. Очевидно, что в структуре каждой организации основную роль играет персонал.

В зависимости от направлений и видов деятельности данной организации и степени ее сложности подготовка персонала должна проходить в определенном направлении, объединяя блоки компетенций. Сфера компетенций тюремного персонала оказывается многосложной (дифференцированной) и охватывает различные уровни, начиная от концепционных и заканчивая исполнительными.

Требования, предъявляемые к персоналу, закреплены в различных источниках:

- во-первых, в международных стандартах, определяющих роль тюремного персонала, например Европейских пенитенциарных правилах, которые подчеркивают значение профессиональной подготовки, определенных интеллектуальных и нравственных качеств, а также определенного типа человеческого характера; необходимость разнообразного характера компетенций сотрудников подчеркивает и Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, в котором говорится об обязанности соблюдения права, значении общественной службы, четкости действия и т.п.;

- во-вторых, в нормативных актах, регламентирующих деятельность Тюремной службы, например в Законе о Тюремной службе, определяющем задачи службы и одновременно список требований, касающихся персонала, который, в свою очередь, будет их исполнять.

Анализ основных задач персонала показывает, что в его деятельности обнаруживаются разные функции: воспитательные, изоляционные (охранные), экономические, социально-бытовые и т.п. Необходимость развития особых компетенций персонала пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов закрепляется и в Уголовно-исполнительном кодексе.

Кроме того, следует подчеркнуть, что на основании законов возникли многие распоряжения, постановления и другие правила, которые значительно влияют на деятельность персонала и определяют необходимый и минимальный уровень подготовки специалистов.

Также требования исходят из опыта в области пси-хо-физической подготовки сотрудников.

Нельзя не считать правильными слова профессора Йаскульского, который пишет, что стоящие сегодня задачи может реализовать только по-современному физически и психически развитый человек. Сегодняшний сотрудник подготовлен к работе традиционным способом - и поэтому может не справиться с теми функциями, которые возложены на него. В процессе формирования человека, который вынуж-

ден исполнять предписания закона, необходимо обратить внимание на развитие многих элементов. Тот же автор, борясь с так называемым «консерватизмом обучения», предлагает многоаспектную модель подготовки специалиста к исполнению задач.

Эмпирическим доказательством высшей эффективности подготовки, учитывающей аспекты современности, междисциплинарности, являются исследования Романа М. Калины. Благодаря педагогическому и воспитательному воздействию, связанному с реализацией метода универсальной оборонной подготовки, достигается значительно большая эффективность, чем при применении традиционных методов. Высокую эффективность подготовки сотрудников тюремной службы в процессе междисциплинарного обучения по сравнению с традиционными методами подчеркивает и педагогический опыт преподавательских кадров.

Влияние функций тюрьмы на подготовку персонала

Изоляционная функция тюрьмы неразрывно связана с исполнением наказания в виде лишения свободы и одновременно принадлежит к самым старым функциям, применяемым к осужденным. Пенитенциарные системы прошли долгую историю развития, в начале которой основным методом была прежде всего изоляция. Лишь потом она уменьшилась до масштаба, необходимого для реализации исправительных целей наказания. Несмотря на вышеуказанные основы, необходимо признать, что изоляционная функция тюрьмы выше других функций. Ошибки в системе охраны (побег заключенных) угрожают дисциплинарными последствиями для тех, кто отвечает за охрану. Изоляционную функцию осуществляет отделение охраны, выполняя как охранные задачи, так и другие, которые обеспечивают порядок и дисциплину. Структура отделения охраны - сложная, она приспособлена к разным задачам. Существование и функционирование тюрьмы требует определенной организационной формы службы охраны, так как большинство действий, которые выполняют лица, лишенные свободы, выполняются ими под надзором.

Необходимость соблюдения правил внутреннего порядка и дисциплины требует постоянного контроля над заключенным.

Исполнители задач должны обладать высокой степенью технических компетенций. Кроме того, учитывая тот факт, что большинство задач и действий тюремный персонал выполняет в непосредственном контакте с заключенными, он должен владеть и технологией общения в целях предотвращения конфликтов.

Необходимо помнить, что, несмотря на ограниченную активность, правила внутреннего распорядка требуют реализации определенных задач и действий, связанных с соблюдением прав лиц, лишенных свободы.

Содержание полномочий персонала, связанных с осуществлением вышеуказанных задач, очень ши-

Зарубежный опыт

51

рокое и определяет тотальную подчиненность заключенного. Следствием этого является агрессия со стороны заключенного, предотвращение которой в большой степени зависит от способности тюремного персонала использовать технику «вербального воздействия» на эмоционально возбужденного заключенного, которая чаще оказывается более эффективной, чем аргумент силы. Очень часто такое воздействие предупреждает негативные реакции заключенного. Однако это возможно только тогда, когда представители персонала владеют указанными техниками и правильно применяют их в конкретной ситуации. Кроме этого, эффективным способом выявления намерений заключенного является наблюдение. Способность правильно интерпретировать поведение осужденного позволяет разобраться в его эмоциональном состоянии, определить его место и роль в группе, намерения, которые могут угрожать безопасности, и т.п. Особое значение приобретает процесс наблюдения, являющийся непосредственной служебной обязанностью сотрудника, задача которого состоит в предупреждении побега лица, лишенного свободы. В отдельных случаях результатом этого наблюдения может выступить применение оружия в отношении заключенного, совершающего противоправные действия. Такое реагирование персонала должно быть эффективным и соответствовать действующему законодательству, поскольку оно сопряжено с опасностью для жизни и здоровья заключенного.

Тюремная изоляция ограничивает реализацию многих потребностей заключенных. Следствием этого является состояние фрустрации, а затем и агрессии. Для их преодоления могут использоваться методы беседы, которые, однако, не всегда приносят ожидаемый эффект.

Ресоциализационная функция. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу главной целью исполнения наказания в виде лишения свободы является предупреждение совершения осужденным новых преступлений. Для достижения указанной цели ведется работа по ресоциализации заключенного, которая благодаря труду, учебе, воспитательным мероприятиям, свиданиям с родственниками и т.д. призвана сформировать из преступника правопос-лушного гражданина. В структуре пенитенциарных учреждений функционируют коллективы сотрудников, которые занимаются реализацией воспитательных целей в отношении заключенных. Эти коллективы называются пенитенциарными отделениями. В их состав входят: воспитатели, психологи, терапевты. Персонал пенитенциарных учреждений диагностирует личность осужденных, применяя такие методы, как анализ информации, наблюдение за поведением, беседа, изучение индивидуально-личностных характеристик и т.п. Целью указанных действий являются определение и выявление наиболее эффективных средств ресоциализирующего воздействия. Подготовленная персоналом пенитенциарного отделения характеристика на заключенного влечет значительные последствия для его дальнейшего пребывания в пенитенциарном учреждении. Именно от нее зависит возможность досрочного освобождения. Поскольку представители пенитенциарного отделения работают в непосредственной связи с лицами, лишенными свободы, они должны владеть коммуникационными навыками на очень высоком уровне.

Исходя из ресоциализационной модели исполнения наказания в виде лишения свободы педагогические, психологические, социологические компе-

тенции, а также компетенции в области применения права приобретают важное значение.

Социально-бытовая функция. В обязанности административного отделения входит обеспечение заключенного необходимым минимумом средств личной гигиены и предметов первой необходимости. Персонал призван обеспечить основные потребности заключенных, касающиеся бытовых условий помещения, температуры, питания, освещения, оказания медицинской помощи и т.п. При этом предусмотрены увеличенные размеры социального обеспечения в отношении больных или работающих заключенных.

Дифференцированные компетенции персонала, зависящие от места в организационной структуре

В структуре пенитенциарного учреждения выделяются три организационных уровня: во-первых, главное руководство; во-вторых, руководители среднего уровня; в-третьих, основной уровень исполнителей. Следует подчеркнуть, что трехуровневая организационная схема функционирует также в учреждениях, задачи которых не связаны с тюремным заключением. Критерий, по которому разделены три уровня, - это наличие компетенций, необходимых для выполнения задач, связанных с главным, средним и исполнительным уровнями. Компетенции, о которых идет речь, относятся к концепционным, общественным и техническим (исполнительным) действиям.

Главный (высший) организационный уровень составляют директора пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу директора являются исполнительным органом, от которого требуется выполнение определенных обязанностей, наличие способностей и профессиональной подготовки. В рамках исполнения наказания в виде лишения свободы или предварительного заключения именно директор реализует уголовно-исполнительную политику государства. От его решений часто зависит судьба заключенного (имеются в виду характеристики на заключенных, которые составляют сотрудники).

Основные обязанности директора:

1) обеспечение законности при исполнении наказания в виде лишения свободы и предварительного заключения;

2) обеспечение внутреннего порядка и безопасности пенитенциарного учреждения;

3) рациональное использование финансовых средств;

4) подбор кадров;

5) сотрудничество с государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, религиозными организациями.

Вышеуказанные полномочия являются одними из важнейших, но не исчерпывают весь перечень обязанностей руководителя пенитенциарного учреждения.

Кроме обязанностей в качестве исполнительного органа директор исполняет и другие функции:

1) менеджера, ответственного за материальное имущество, инфраструктуру, здание и т.п.;

2) управляющего тюремным персоналом и заключенными, несущего ответственность за уровень функционирования организации и ее развитие;

3) управляющего конфликтом, при условии, что тюрьма - это общественная система, в которой доминирует конфликт, которым надо, в свою очередь, управлять;

4) управляющего развитием карьеры своих сотрудников. Стилем своего управления директор дол-

ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ

жен мотивировать их к смелым действиям. Человеческий потенциал является частью организации, а его правильное использование непосредственно влияет на эффективность работы учреждения;

5) представителя организации перед обществом, отвечающего за связь со средствами массовой информации;

6) представителя государственной власти, требующего от своих сотрудников определенного поведения.

Таким образом, в свете вышеуказанных ролей и полномочий представителя самого высокого уровня тюрьмы для директора особое значение имеют кон-цепционные и общественные компетенции.

Концепционные компетенции - это, прежде всего, способность координировать и интегрировать все действия организации, способность мыслить категориями учреждения (организации) в целом и путем анализа ситуации принимать стратегические решения.

Общественные компетенции - это способность сотрудничать с другими людьми, понимать проблемы, мотивировать деятельность отдельных лиц или групп в рамках организации. Интерперсональная коммуникация - выражение эмоций, применение техник активного слушания и эффективной коммуникации - самое важное качество для руководителей высокого уровня, поскольку они работают с людьми и при помощи людей.

В организационной структуре тюрьмы руководителями среднего уровня являются руководители конкретных отделений. Их задачи относятся к различным направлениям деятельности организации. Однако все организационные «единицы» должны соблюдать основные правила, которые сводятся к следующему: обеспечение безопасности тюрьмы; соблюдение прав заключенных; ресоциализация осужденных.

Руководитель отделения охраны отвечает за организацию работы группы людей, ответственных за порядок и безопасность. Сотрудники этого отделения служат на вышках, контролируют прогулки, свидания, конвоируют заключенных вне территории тюрьмы, наблюдают за работой заключенных, производят обыск, а также применяют меры принудительного воздействия. Это неполный перечень всех задач, но он конкретно определяет функции службы охраны. Разнообразие задач отделения охраны требует определенных компетенций: организационных, коммуникационных и концепционных. Причинами организационных проблем руководителя отделения являются:

а) большое количество групп сотрудников отделения;

б) разнообразие задач, которое определяет необходимость наличия у сотрудников соответствующих способностей, опыта, психологических навыков и т.п. Руководитель отделения охраны нередко занимается вопросами вооружения, пожарной безопасности, технически-охранного оборудования и гражданской обороны. Реализация данных задач требует наличия концепционных и коммуникационных компетенций, развитых на высоком уровне. Способности взаимодействовать с подопечными, осуществлять их контроль и мотивировать их деятельность непо-

средственно связаны с профессиональной ролью руководителя.

Сотрудники исполнительного уровня отделения охраны осуществляют обязанности на высоком уровне сложности. Вопреки общественному мнению безопасность тюрьмы в большей степени зависит от способностей к коммуникации, чем от силы. Самые важные действия, связанные с охраной, сотрудники исполняют в непосредственном контакте с заключенными. Поэтому и тюремный персонал должен владеть техниками эффективной коммуникации, благодаря которым многие конфликты не будут находить условий для развития.

Согласно имеющимся кодексам основной задачей процесса исполнения наказания в виде лишения свободы является ресоциализация. Организацией процесса ресоциализации занимается пенитенциарное отделение, которое, как и отделение охраны, исполняет свои обязанности в непосредственном контакте с заключенными. Руководитель этого отделения управляет группой педагогов, психологов, социологов, задачей которых является педагогически-психологическая работа с заключенными. Характер контактов персонала пенитенциарного отделения с заключенными требует от первых развитых коммуникационных навыков. Беседа, наблюдение, анализ документов и подготовленных характеристик на заключенных, анкеты - это основные инструменты изучения личностных черт заключенных.

Необходимость изучения личностных качеств каждого осужденного имеет огромное значение не только для ресоциализации, но и непосредственно может повлиять на работу и безопасность тюрьмы в целом.

Роли охранного и пенитенциарного отделений являются основными в процессе нормального функционирования организации. Однако важнейшими являются те полномочия отделений, которые можно определить как усиливающие охрану и процесс ресоциализации заключенных.

Подготовка кандидата на работу в тюремном ведомстве в значительной степени зависит от его перцепционных способностей и психофизических характеристик. В этой связи особую важность приобретают критерии подбора тюремного персонала. Европейские пенитенциарные правила указывают на подбор персонала в зависимости от «личностной пригодности к профессии». При отборе кандидатов необходимо учитывать будущий характер задач, которые предстоит исполнять. Не стоит забывать и о таких факторах, как условия и характер службы, подверженность стрессу, и иных особенностях пенитенциарной системы. Если кандидат не имеет уравновешенной нервной системы, низкого уровня страха, высокой степени эмоционального самоконтроля, высокой самооценки и определенных интеллектуальных возможностей, его пригодность может оказаться сомнительной, так как многоаспектность задач требует от кандидата большого потенциала, который во время подготовки будет развиваться в определенном направлении, а его отсутствие или недостаточность дискредитируют кандидата с точки зрения его профессиональной пригодности. _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.