Организация общественных структур как средство охраны тюрьмы
П. ЩЕПАНЯК - специалист отдела по делам методики обучения и профессионального совершенствования кадров Главного центра подготовки сотрудников тюремной службы в г. Калише (Польша)
В настоящей статье представлены современные направления уголовной и пенитенциарной политики, а также стандарты организации и управления тюрьмой, обозначены проблемы подбора и подготовки тюремного персонала в Польше. На примере из практики раскрывается концепция охраны пенитенциарных учреждений посредством организации общественных структур.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное право; тюремная система Польши; кадровая работа; подготовка тюремного персонала
Современные тенденции уголовной политики и стратегии противодействия преступности
В настоящее время наблюдается рост уровня преступности в мире, появляются ее новые формы. Результаты криминологических исследований показывают, что в последние 20 лет число совершенных преступлений во многих странах увеличилось в два раза. Показатель призони-зации при этом дифференцируется, и в США он оказывается совершенно отличным от стран Западной Европы (число заключенных в расчете на 100 тыс. жителей США достигает 450 чел., в странах Западной Европы - около 50 на 100 тыс. жителей). Тщательный анализ этих показателей приводит к выводу об отсутствии связи между числом совершенных преступлений и числом заключенных. Реальное количество осужденных в пенитенциарном учреждении в большой степени зависит от традиций данного общества и решений политико-прагматического характера.
Это доказывает, что существует возможность реформирования пенитенциарной системы. Например, в скандинавских странах уже с 1940-х гг. осуществляется реформа уголовной политики и пенитенциарной системы, сущность которой заключается в ограничении показателя призо-низации. Несмотря на то, что до конца 1960-х гг. во многих странах мира увеличивалось число зарегистрированных преступлений, а следовательно, и число заключенных, интенсивные реформирующие усилия привели к тому, что показатель призонизации удерживается на уровне 50 осужденных на 100 тыс. жителей. Сегодня в европейских странах основные направления изменений тесно связаны с политикой противодействия процессу маргинализации, депе-нализацией, определенным законом лимитом наполняемости пенитенциарного учреждения (нередки случаи отказов в принятии осужденных из-за отсутствия свободных мест в тюрьме,
своеобразной очереди, особенно из виновных в совершении мелких преступлений)1. Кроме аболиционистических действий реформа активизировала деятельность общественных служб. Положительным моментом являются развитие системы пробации и расширение круга альтернативных наказаний. В уголовной политике некоторых стран наблюдается другая тенденция, которая для пенитенциарной политики означает ужесточение репрессий, - неоклассическое направление, связанное с ретрибутивной парадигмой в уголовном праве.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что существуют две противоположные модели развития тюремной системы: охранная и реадаптационная (реинтеграционная)2, или изоляционно-репрессивная и воспитательная. Здесь необходимо подчеркнуть, что эти две модели соответствуют двум концепциям общества: открытому обществу с демократическими традициями (inclusive) и обществу, в котором предпочтение отдается крайним мерам, таким как исключение неугодных лиц из общества (exclusive). Реадаптационная модель тюрьмы в значительной степени влияет на пенитерциар-ную теорию и практику, является «двигателем» развития тюремной системы.
Реинтеграционная, или воспитательная, роль тюрьмы закреплена в виде стандарта в Минимальных правилах ООН, а также Европейских тюремных правилах. В них также говорится о необходимости невооруженного персонала, профессионально подготовленного к своей работе в области воспитания, терапии, социальной работы и т.д.3 Кроме того, создана основа для нового понимания функции охраны пенитенциарного учреждения, которую можно определить как охрану посредством организации общественных структур4. В реализации упомянутой модели управления тюрьмой первенствуют скандинавские страны.
Подготовка кадров для реадаптационной модели тюрем
Основные правила упорядочения пенитенциарной службы, которым придан статус международного права, находим в документах Европейского Совета и ООН. Стоит подчеркнуть, что среди принципов, касающихся заключения, свобода является самой главной и основной ценностью, а ее ограничение - исключением. Донна Гомен, профессор по правам человека Норвежского института (г. Осло), рассматривая основные принципы лишения свободы Европейской конвенции, делает следующие выводы. Условия отбывания наказания в виде лишения свободы основываются на трех основных принципах. Первый принцип определяет свободу как норму, а обособленность - как исключение. Второй - это принцип всеобщей законности (принцип права), он распространяется на права заключенных и их практическую деятельность. Третий, основной принцип, который определяет
деятельность в рамках общих международных постановлений, относящихся к правам человека, - это принцип запрета дискриминации.
Положение, согласно которому свобода вступает нормой, а обособление исключением, возникло в результате правовых прецедентов в Страсбурге. Первой из них является доктрина внутренних ограничений. Она появилась как ответ на аргументы стран, которые утверждали, что уже в момент, когда гражданину выносится приговор за совершение уголовного преступления, или когда он находится в тюрьме по другим обоснованным причинам, объем его прав устанавливает государственная власть. Европейская комиссия и Трибунал по правам человека решительно не согласны с этим аргументом и полагают, что заключенный остается все время субъектом, а не предметом права, что заключение не лишает (или не должно лишать) его гражданских прав, даже если он совершил уголовное преступление. Заключенные не являются рабами государства и сохраняют все неотъемлемые права. С другой стороны, существует принцип, согласно которому государство имеет только ограниченное влияние на окончательное решение, касающееся заключения гражданина в тюрьме, а также условия исполнения наказания в виде лишения свободы. Здесь необходимо вспомнить о принципе законности. Именно он вызывает некоторое замешательство у всех, кто впервые сталкивается с правилами Европейской конвенции по защите прав человека. Принцип законности, или принцип верховенства закона, является инструментом, который в определенных условиях позволяет ограничить права человека.
В июле 1997 г. Европейский комитет по проблемам преступности предложил проект принципов этики, относящихся к персоналу, который исполняет санкции и уголовные меры.
В странах Европы многие согласования по унификации пенитенциарной политики, а также подготовке и подбору персонала произошли во время встречи руководителей тюремной администрации 6-12 ноября 1989 г. в Мессыне в рамках подготовки к VIII Конгрессу ООН по вопросам борьбы с преступностью и обращения с заключенными. В других документах, в частности Римской декларации, подчеркивается ведущая роль высококвалифицированных кадров в современном мире5. Современная модель подбора и подготовки тюремных кадров, а также современные принципы организации и управления тюрьмой подробно рассмотрены В. Рэнтзманом6.
В принципах этики особо подчеркивается значение подбора персонала, обязательность уважения человеческого достоинства осужденных лиц, а также членов их семей.
В Минимальных правилах профессиональной этики пенитенциарного персонала отражены следующие принципы:
- принцип неприменения физического или психического принуждения;
- запрет всяких форм дискриминации в отношении лиц, к которым применяются уголовные меры;
- запрет поведения, провоцирующего лицо, лишенное свободы;
- обязанность персонала, который находится в непосредственном контакте с заключенными, информировать их о правах и обязанностях;
- обязанность персонала устанавливать и поддерживать сугубо деловые отношения с лицами, являющимися подозреваемыми или заключенными, а также с членами их семей.
После 1989 г. международное сотрудничество и обмен опытом в области исполнения наказаний в виде лишения свободы оживились. Значительную роль в процессе интеграции европейских пенитенциарных служб сыграли программы Европейского совета, в частности план Демостенеса.
Уникальные примеры подготовки сотрудников содержатся в «Задачах исправительной системы Канады» 1991 г. Канадской пенитенциарной службы. В них содержится определение основных ценностей, передовых принципов и стратегических целей7. В этом документе находим различные рекомендации и нормы, определенные упомянутыми выше документами, поскольку на формирование стандартов значительное влияние оказали международные пенитенциарные конгрессы, проходящие с 1845 г. Международные стандарты в области защиты прав человека были имплентированы в уголовно-исполнительное и пенитенциарное право некоторых стран и стали «компасом» для многих европейских пенитенциарных систем. Подобные нормы используются в виде образца в организациях, которые контролируют и ведут видеонаблюдение в пенитенциарных учреждениях (например, СРТ, ОВWЕ А1 и т.д.).
В практике исполнения наказания в виде лишения свободы в странах Западной Европы под воздействием международных стандартов, принципов пенитенциарной политики, в частности нормализации, ответственности, открытости8, изменились функции тюремных сотрудников: надзирательная роль сменилась многофункциональной менеджерской ролью. Надо подчеркнуть, что высокий уровень развития персонала является результатом многолетнего реформирования.
В научной литературе существует мнение, согласно которому тюремный персонал недостаточно подготовлен психологически к выполнению определенных задач, которые являются опасными, сложными9. Это подтверждает актуальность проблемы подбора и подготовки тюремных кадров. Немного стран и пенитенциарных систем могут гордиться такой системой образования, которая позволяет сотруднику выбрать определенную профессию и получить соответствующее образование. Наблюдаются всеобщая тенденция и практика подготовки тюремного персонала в рамках повышения
профессионального уровня после поступления на службу в тюремную систему или совершенствование в пределах пенитенциарной системы тех лиц, которых приняли с определенными навыками. Подготовка и профессиональное совершенствование входят в систему подготовительного обучения, продолжающегося несколько лет и включающего в себя различные курсы и практики. Выделяют вступительное, начальное, дополнительное обучение и повышение квалификации. После практических и теоретических экзаменов обучение приобретает форму пер-манентного10. Именно такая модель обучения предусмотрена европейскими стандартами, а также ООН.
Важным элементом профессиональной подготовки кадров является рекрутинг. Пенитенциарные системы разных стран опираются на общий образец кандидата «просвещенного и горящего любовью к людям»11.
Оценка подбора и подготовки тюремного персонала в Польше
Строгое исполнение принятых в нашей стране решений, относящихся к системе организации тюремного ведомства, сохраняется многие годы на достасточно высоком уровне, несмотря на критику и возможность введения в польскую пенитенциарную систему изменений, связанных с унификацией международных стандартов (особенно накануне всупления в европейское сообщество, а также в связи с изменениями закона о Тюремной службе и уголовного законодательства). Важным является и тот факт, что призыв к демилитаризации тюремного персонала содержится в последнем отчете о состоянии пенитенциарной системы, подготовленном Институтом по общественным делам12. Инициативы, связанные с реформой тюремного ведомства, возникали у представителей тюремного персонала в Польше, особенно Главном центре подготовки тюремной службы Польши и Польском пенитенциарном обществе. В целях улучшения функционирования польской пенитенциарной системы ее основные проблемы были классифицированы и предложены пути их решения в ходе нескольких конференций, посвященных вопросу подбора и подготовки тюремного персонала13. Так, 29-31 мая 1995 г. в Главном центре подготовки сотрудников тюремной службы в г. Калише состоялась научная конференция по проблемам подбора и подготовки сотрудников тюремной службы в Польше. Научные и практические работники изучили состояние, оценили сложившуюся ситуацию и определили перспективы набора и подготовки тюремных кадров. Выработанные в ходе конференции положения и отзывы выглядят следующим образом:
1. В Польше отсутствует четкая кадровая политика тюремной службы. Закон о Тюремной службе не регулирует этот вопрос в целом.
2. Отсутствие профессионального этоса и профиля личности сотрудника тюремной служ-
бы, отвечающих требованиям нового общественного строя нашей страны.
3. Механизм отбора не является совершенным и в большой степени функционирует вне тюремной службы. Нет инструментов, при помощи которых можно было бы определять, обладают ли кандидаты на обучение личностными качествами, необходимыми для тюремных сотрудников (в процессе отбора кандидатов принимает участие комиссия Министерства внутренних дел).
4. Отсутствуют необходимые методики формирования желательных черт кандидатов на службу.
5. Кандидаты на службу в тюремной системе не обладают необходимой профессиональной подготовкой для работы с заключенными (лишь 26% воспитателей в пенитенциарных учреждениях имеют педагогическую подготовку).
6. Рейтинг профессии тюремного служащего - низкий и, учитывая предпринимаемые усилия в области «public relation's», повышается очень медленно.
7. Отсутствие знаний об эргономических аспектах работы в тюремной службе в пенитенциарном учреждении не позволяет четко определить требования к кандидатам на работу в тюремной службе и набор необходимых личностных качеств сотрудника.
8. У сотрудников пенитенциарной службы наблюдается синдром профессионального выгорания и другие отрицательные явления.
Данные проблемы были подтверждены научными разработками, где подчеркивается, что типичные для тюрьмы негативные явления возникают по причине того, что тюрьма представляет собой тоталитарное учреждение14. С ее функционированием связаны такие процессы, как приспособление15, стандартизация и уни-формизация, деперсонализация, а также при-зонизация16 и стигматизация17.
В литературе описаны примеры, характеризующие тюрьму как тоталитарное учреждение, которому присущи бюрократизм и авторитарный стиль управления18, так называемое переуправление учреждением19, общественная изоляция20. В данных условиях возникают проблемы, связанные с чрезмерно низкой либо чрезмерно высокой степенью общественной изоляции и идентификацией персонала. Данные обстоятельства способствуют ситуации, которую А. Габэрлэ определяет термином «готовность к преступлению»21. Указанные процессы следует отнести к факторам, способствующим профессиональному выгоранию22. Со временем появляется деиндивидуация подопечных23, а также дегуманизация деятельности персо-нала24. Внимания заслуживает мнение о связи насилия с характером тюрьмы, поскольку само учреждение рождает в себе насилие (например, формой организации и методами работы)25. Кроме того, характеризуя некоторые процессы, происходящие в пенитенциарном учреждении,
можно говорить об аномии. Одной из причин этого явления, по утверждению М. Косэвского, является отсутствие профессионального этоса сотрудника тюремной службы, которому присуще чувство профессиональной гордости26.
Тюремная среда оставляет след на всех сферах человеческой активности заключенного (биологической, психической, общественной) и сказывается даже на членах его семьи. Все это подтверждают результаты многочисленных исследований27. Наличие стольких отрицательных черт и последствий тюремной изоляции послужило причиной для определения наказания в виде лишения свободы термином «окончательное средство» (ultima ratio).
Представители науки и пенитенциарной практики высказались в пользу модификации в каждой из названных выше сфер. Самой актуальной является потребность в реформировании программ и методов обучения персонала, в частности на подготовке к работе на определенной должности. Речь идет об одновременном широком использовании как имеющегося практического опыта обучающихся, так и современных методов дидактики и андрогогики28. Содержание обучающих программ должен определять созданный с этой целью совет по делу учебных программ, в состав которого желательно включить представителей пенитенциарных учреждений, научных сотрудников, представителей профсоюза.
Необходимым является перманентное дополнение законов. Ожидается создание легисла-ционного совета по реформе уголовно-исполнительного права. Кроме того, следует создать междисциплинарный совет, в состав которого вошли бы психологи, социологи, врачи-специалисты по условиям труда, пенитенциаристы. Их задача заключалась бы в определении реальных условий, параметров, проблем, возникающих у сотрудников на определенных должностях, разработка списка личностных качеств сотрудников и требований по состоянию здоровья, необходимых для работы в этой области. Таким образом, собранные данные позволили бы выработать профиль личности сотрудника для определенных профессиональных групп и составить список профессиональных заболеваний. Квалификационные комиссии, которые занимаются подбором кадров для тюремной службы (они должны подчиняться Министерству юстиции), получили бы стандартные инструменты для от-дбора кандидатов. Кроме того, существует потребность создания научно-исследовательской группы, которая занималась бы изучением процесса развития профессиональной карьеры сотрудников и работников тюремной службы29.
Предложения по модификации в сфере организации и управления тюрьмой: методические аспекты (традиционная и современная модели управления пенитенциарными учреждениями)
В практике управления тюрьмами постоянно обнаруживается проблема, которая встречается
и в системах воспитания: постоянно проявляющиеся расхождения в широко понимаемых целях воспитания и обучения, принятых авторами и организаторами просветительско-воспита-тельных систем, и в целях, которые осуществляют эти системы на самом деле. Беспокоит, однако, тот факт, что «расхождение бывает иногда так велико, что можно говорить о том, что данная система воспитания реализует другие, а не принятые ранее цели»31.
В большинстве пенитенциарных систем на первом месте стоит индивидуально-превенци-онная цель, на втором - изоляционная. Отделение охраны отвечает за ограничение контактов со средой, контроль в широком смысле. Пенитенциарные отделения осуществляют основные цели исполнения наказания, стремятся к формированию самостоятельности, расширению контактов с окружающими, свою деятельность строят на доверии друг к другу и положительных взаимоотношениях персонала и заключенных. Конфликт функций и целей переносится на другие структуры тюрьмы, вызывая последствия психологического и общественного характера. Часто наблюдаются негативные отношения между офицерами пенитенциарного и охранного отделений.
Чем отличается традиционный способ охраны осужденных в аспекте управления общественными структурами? Сотрудник, надзирающий за осужденными, воспринимает их как людей, которые угрожают ему; в результате он отказывается от личных контактов с ними, удерживает дистанцию с подопечными, испытывает беспокойство, не доверяет осужденным, ощущая опасность. Заключенные, находящиеся под его контролем и надзором, «уходят в себя», воспринимают его как постороннего, игнорируют и не допускают его к делам жизни группы. Трудно в такой ситуации завоевать авторитет и уважение подопечных. Власть персонала опирается на административный ресурс. Эта профессиональная роль связана с финансовыми расходами, потому что у сотрудника, который охраняет заключенных, имеются оружие, средства связи и личной охраны. При этом он исполняет только одну функцию - караульного. Трудно ожидать в подобной ситуации воспитательных результатов. Напомним только, что ресоциализация - это цель работы.
Что необходимо делать для получения результатов в воспитании? В воспитательных ситуациях задействованы воспитатель и воспитанник (или группа воспитанников), с которым он находится в интеракции. Условием эффективности воспитания являются положительные, основывающиеся на взаимном уважении отношения между участниками процесса. Цель педагогического воздействия должна быть общей для воспитателя и воспитанника, а в ходе решения задач, реализующих поставленную цель, воспи-туемый должен приобретать необходимый опыт (желательные качества). Связь между воспита-
телем и воспитанником должна быть изоморфи-ческой, то есть положительной.
В приведенной выше ситуации охраны и работы с группой появляются серьезные расхождения и конфликты целей и ролей. Стоит поставить вопрос: какой опыт предоставляет заключенным традиционная тюрьма?
Прямо можно сказать, что тюрьма исполняет «гостиничную» функцию: в определенное время осужденный получает еду и вообще все необходимое для жизни. В литературе такой тип «тренингов» определяется как «усвоенная беспомощность». Однако не таким образом формулируется предусмотренная законом цель воздействия на заключенных: от них ожидаются послушание и подчинение воле персонала. Кроме того, осужденные не занимаются деятельностью, которая будет реализовываться ими на свободе.
Чему, таким образом, может научиться заключенный у сокамерников, проведя десяток-полто-ра лет в тюрьме? Можно ли каким-то способом избежать подобных проблем и последствий? Является ли возможной реализация обеих функций тюрьмы, избегая негативных последствий? Ответ утвердительный: предлагаемая модель охраны позволяет приблизиться к оптимальным решениям. Эта модель основана на данных общественной психологии, социологии и ресо-циализационной педагогики. В методическом смысле она базируется на использовании динамики группы, сил и процессов, проявляющихся в коллективе. В Польше эта модель применяется в некоторых типах пенитенциарных учреждений (особенно лечебно-воспитательных учреждениях, в терапевтических программах, в некоторых тюрьмах открытого типа). Однако следует подчеркнуть, что эта модель не является общепринятой, поскольку почти 70% пенитенциарных учреждений Польши - это тюрьмы закрытого типа, в которых функционирует традиционная модель охраны. Опыт западных стран (особенно скандинавских) показывает, что тюрьмы открытого типа намного дешевле, чем закрытые. В Дании, например, на работу принимаются люди, являющиеся хорошими менеджерами либо обладающие квалификацией, соответствующей характеру работы осужденных, например мебельщик. Этот работник вместе с группой, за которую отвечает, идет на работу и вместе с ними выполняет производственные задачи. В данном случае он выступает в роли мастера или бригадира. Осужденные воспринимают этого работника иначе, чем «караульщика». Все проблемы (не только служебные) можно решать на месте, в момент их появления. Контроль подобным сотрудником осуществляется более эффективно и, что самое важное, его принимают подопечные.
Согласно ресоциализационной цели исполнения наказания осужденные развивают те способности, которые должны пригодиться им на свободе. Именно такая организация ис-
полнения наказания отвечает требованию положительного воспитательного воздействия и повышает шансы достичь поставленных целей. После работы сотрудник остается с группой, занимается вместе с ними повседневными делами, ходит в кино или принимает участие в спортивных занятиях. Работа, учеба, свободное время - все эти основные формы активности и мер воздействия связаны с отличной от традиционной тюрьмы ролью сотрудника. Из-за своей «многофункциональности» сотрудники, которые реализуют эту модель, в шутку называют себя осьминогами. Сравнение с традиционным способом охраны и управления тюрьмой показывает одни только преимущества управления путем организации общественных структур. Эта модель дешевле других, она позволяет направить средства на улучшение бытовых условий заключенных и работы кадров, однако требует профессионализма. Тюрьма, которая функционирует по представленной выше модели, становится элементом широко понимаемой общественной системы (она уже не является учреждением закрытого типа), и, следовательно, изменяются факторы, определяющие ее организацию и управление. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Хочу обратить внимание на некоторые методические аспекты новой системы охраны. В традиционных тюрьмах пренебрегают сорганизованными группами заключенных. Считается, лучше, если они остаются разобщенной толпой, но с точки зрения безопасности это хуже. В сорганизованных группах связи между членами коллектива смежные, им свойственны структура и разделение ролей, цели, принципы и обычаи. Формируется чувство общности. Группа обладает способностью самоуправления, а толпа - нет. В толпе нет взаимодействия, характерного для сложившейся группы, нет структуры, норм и т.д. Правда, зато легче побудить толпу к действию, но труднее управлять ею. В толпе отсутствует дисциплина, что всегда увеличивает риск в отношении вопросов безопасности.
Деятельность группы обусловлена взаимодействием между ее членами. Перед тем как группа что-то решит или сделает, необходимым элементом является взаимная коммуникация, выработка решений. Когда мы анализируем характер группы, имеем возможность определить ее намерения. В этом смысле группа представляется более безопасной, потому что на обмен мнениями между членами группы нужно определенное время. Группа находится в «постоянном движении», развивается, поддается влиянию различных процессов. Это имеет большое значение с точки зрения охраны. Этапы развития группы имеют свои особенности. Когда воспитатель впервые появляется в группе, ситуация напоминает типичную охранную модель. Он против группы, в которой уже есть неформальные лидеры. Члены группы, с одной стороны, стремятся к воспитателю, с другой - к нефор-
мальному лидеру. В результате воспитательного воздействия, реализации общих целей и задач структура группы преобразуется, приобретая демократические черты. Неформальные лидеры тоже поддаются воспитательному воздействию, и все это приводит к тому, что воспитатель становится ее частью, находится в ее центре. Воспитатель, играющий ведущую роль в группе, оказывает на нее воздействие. Все процессы, явления и силы в группе поддаются наблюдению, потому что поведение и процессы можно идентифицировать, основываясь на показателях. К ним относятся вербальные и невербальные сигналы, жесты, кинезийное поведение и многое другое. В процессе развития группы наблюдаются фазы, у каждой из которых свои специфические черты. На стадии формирования группы доминируют сдержанность, изолированность, своеобразие, усиленное наблюдение за поведением других, поиск информации, образцов поведения. Данную фазу характеризуют повышенное внимание, поиск ответов на вопросы, неуверенность, нерешительность, вражда и т.д. В переходной стадии наблюдаются установление контактов, взаимодействия, завязывание приятельских отношений, приспособление друг к другу - зарождается стадия сообщества. У членов сообщества имеются общая цель, принципы, правила поведения, развивается система контроля и воздействия через наказание и поощрение, появляется и чувство отличия, которое находит свое отражение в символах, обычаях своей особенной культуры. Процесс развития группы можно проследить по поведению людей, их взаимодействию: от нежелания общаться или опасения в начале - к последующему одобрению членов сообщества и дружбе. Когда группа становится сынтегрированной, устойчивой, тогда она в состоянии оказывать сильное воздействие на своих членов, потому что является важным инструментом удовлетворения потребностей людей в безопасности, одобрении и т.п. В сплоченной группе доминируют силы, которые «связывают» и сдерживают центробежные силы, которые могут вызвать распад группы. Если в группе превалируют процессы аккомодации, или сближения, наблюдаем сотрудничество, положительное настроение, отождествление членов группы с самой группой. Если заключенный применяет оборот «мы считаем», то опосредованно информирует, какие взгляды доминируют среди его друзей. «Мы» определяет психологическую границу с «они» (лицами с другими мнениями, другим поведением и т.п.). Антагонизм, конфликты, чрезмерное соперничество, всякого рода борьба (символическая тоже) подчеркивают распад группы. Внимательное наблюдение за этими явлениями позволяет правильно определить процессы, происходящие в группе. Процесс дезорганизации, повышенное число жалоб, конфликтов, просьб о переводе, понижение уровня дисциплины, усиление явлений, связанных с субкультурой, и многие другие по-
казатели, несомненно, предупреждают о назревающем бунте.
Таким образом, мы кратко представили возможности охраны посредством определенной организации общественных структур. Основные принципы этой концепции в значительной степени вытекают из Европейских тюремных правил.
■ ПРИМЕЧАНИЯ
1 В этих случаях осужденные находятся под надзором, и если ведут законопослушный образ жизни и имеют положительный диагноз в период ожидания, то определение суда о заключении может измениться на другие уголовные меры, например временное отложение и т.п.
2 См.: Reynaud A. Human rights in prisons. Strassbourg, 1986. С. 22-30; Gajdus D., Gronowska B. Европейские правила восприятия заключенных. Торунь, 1998. С. 22.
3 Правило 57: В той степени, в которой это возможно, в состав персонала входят такие специалисты, как психологи, психиатры, социальные сотрудники, учителя, инспектора по профессии, физкультуре и по спорту.
4 См.: Щепаняк П. Новый взгляд на охрану пенитенциарного учреждения // Руководство по обучению сотрудников исправительных учреждений / Под ред. М. Платэка. Варшава, 2000. С. 213-220.
5 См.: Rentzman W. Rekruitment, training and use of staff // Prison Information Bulletin. 1992. June. № 16. S. 20. В статье представлена подробная модель подбора и подготовки тюремных кадров в Европе для управления тюрем. См. также: Он же. Cornestones in a modern treatment philosophy: normalization, openness and responsibility // Там же.
6 См.: Он же. Rekruitment, training and use of staff. С. 19-21.
7 Ресоциализационная служба в Канаде, являясь частью системы уголовной справедливости, способствует охране общества, побуждая и поддерживая преступников в законопослушном поведении при помощи безопасного, гуманитарного, разумного контроля. Принцип первый: соблюдаем достоинство личности и права всех членов общества, а также потенциал человеческого роста и развития. Принцип второй: принимаем идею, что в преступниках есть потенциал к правопослушной жизни. При этом результаты контроля оказываются намного лучшими в ситуации положительных интеракции между персоналом и преступником, чем применение статических средств контроля. Степень контроля должна быть правильно подобрана в каждой конкретной ситуации, быть безопасной и гуманной. Главные принципы: преступники являются людьми, которые принимают на себя ответственность за свои поступки, и им принадлежит решение отказа от совершения преступления. Верим, что программы и методы оказания помощи преступникам в формировании их общественных и жизненных навыков способствуют укреплению их потенциала так, что они станут гражданами, соблюдающими законы. Мы обязаны обеспечить участие преступников в программах, которые способствуют их развитию.
8 См.: Rentzman W. Cornestones in a modern treatment philosophy: normalization, openness and responsibility; Щепа-няк П. Попытка оценки эффективности подготовки тюремных кадров в Польше // Подбор и подготовка сотрудников тюремной службы в польской пенитенциарной системе: Диагноз, оценка, прогноз: Материалы конф. Калиш, 1995. С. 76-89.
9 См.: Zimbardo РЬ|., Banks W.C., Jaffe D. The mind a formidable jailer. A. Pirandelian prison // The New York Times. 1973. April 8. S. 38-60.
10 См.: Making Standards Work: An international Наndbook on Good Prison Practice // Penel Reform international. 1995.
March. S. 145; Hill G. Basic Trainiag Manual for Correctional Workes. Milan, 1994.
11 См.: Немцэвич Й.У. Меморандум о новой тюремной системе, установленной в США. Варшава, 1962. С. 48, Ниглей К. Тееtеrs, Deliberations pf the international Penal and Penitenciary Congress: Cuestions and Answers. Philadelphia, 1949; Making Standards Work: An international Наndbook on Good Prison Practice. С. 143; Щепаняк П. Попытка оценки эффективности подготовки тюремных кадров в Польше. С. 76-88.
12 См.: Обращение с заключенными в 1989-2002 годах / Под ред. Т. Булэнда, Р. Мусидловски. Варшава, 2003. С. 21.
13 См.: Подбор и подготовка сотрудников тюремной службы в польской пенитенциарной системе: Диагноз, оценка, прогноз: Материалы конф.
14 См.: Goffman Е. Asyle Uber die Soziale Situation psychiatrischer Patienten und anderer Insassen. Frankfurt a/ М., 1972.
15 См.: Чиосэк М. Тюремная изоляция. Избранные аспекты тюремной изоляции в восприятии заключенных и персонала. Гданьск, 1993. С. 33-38.
16 См.: Clemmer D. The prison community. N.-Y., 1940.
17 См.: Lammerta Е. Human deviance, social problems and social control, Social pathology. N.-Y., 1951.
18 См.: Курнал Й. Бюрократия и бюрократизм в теории организации и управления // Об исправном и неисправном функционировании организации / Под ред. Й. Курнала, Варшава, 1982. С. 25-26.
19 См.: Габэрлэ А. Общественная патология. Варшава, 1982. С. 205.
20 См.: Мочидловский П. Тюремное ведомство - от тоталитарного до демократического строя // Обзор польского тюремного ведомства. Варшава, 1994. № 8. С. 3-15.
21 Габэрлэ А. Общественная патология. С. 199.
22 См.: Навуй Й. Некоторые вопросы подбора сотрудника тюремной службы и формирование его развития // Набор и подготовка сотрудников тюремной службы в польской пенитенциарной системе. Диагноз, оценка, прогноз. С. 56-57.
23 См.: Подгурецкий А. Патология деятельности учреждения // Вопросы общественной патологии / Под ред. А. Подгурецкого. Варшава, 1976. С. 182-188.
24 См.: Зимбардо Пн., Рух Ф. Психология и жизнь. Варшава, 1988. С. 614-620.
25 См.: Шнейдэр Х. Насилие в учреждении // Насилие в повседневной жизни / Под ред. Б. Холыша. Варшава, 1996. С. 129; Краевский К. Консенсуальная или конфликтная криминология? Спор о концепции // Юридическое, экономическое и социологическое движение. 1987. Т. 3. С. 7-42; Косэв-ский М. Агрессивные преступники. Варшава, 1979; Человек в ситуации соблазна и унижения. Варшава, 1985; Зыберто-вич А. Насилие и познание. Торунь, 1995. С. 368-369.
26 См.: Косэвский М. Люди в ситуациях соблазна и унижения. С. 36, 44.
27 См., напр.: Шимановский Т., Гурский Й. Исполнение наказания лишения свободы в свете результатов исследований. Варшава, 1981. С. 186; Баландынович А. Неудачные возвращения. Варшава, 1993; Поровский М. Общественные инициативы в пользу заключенных. Варшава, 1991; Вон-сик Й. Пожизненное лишение свободы в Польше. Варшава, 1993; Жеплинская И., Паства Б. Чувство одиночества и способ функционирования осужденных рецидивистов в условиях тюремной изоляции // Пенитенциарный и криминологический обзор. 1990-1991. № 18. С. 76-92.
28 См.: Отчет о работе конференционных групп по определенным проблемам // Набор и подготовка сотрудников тюремной службы в польской пенитенциарной системе. Диагноз, оценка, прогноз. С. 136-150.
29 См.: Там же. С. 148-150.
30 См.: Лэвин А. Система воспитания и педагогическое творчество. Варшава, 1983.
31 См.: Там же. н