Научная статья на тему 'История развития пенитенциарной системы в Польше'

История развития пенитенциарной системы в Польше Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
457
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ТЮРЬМА / СОЦИАЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ / A PRISON SYSTEM / PRISON / SOCIAL WORK WITH THE CONDEMNED / EDUCATIONAL WORK WITH THE CONDEMNED

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Боровский Марек

В статье представлена история развития пенитенциарной системы Польши как государственной структуры. Основное внимание уделено изменениям условий пребывания осужденных и средств их перевоспитания, современным проблемам, препятствующим снижению преступности в этой стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Боровский Марек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of Prison Systems in Poland«

In the article the development of history of prison systems in Poland as a state structure is presented. The basic attention is given to changes of living conditions of the condemned and means of their re-education, to the modern problems interfering decrease of criminality in this country.

Текст научной работы на тему «История развития пенитенциарной системы в Польше»

УДК 37.013

М. Боровский

История развития пенитенциарной системы в Польше

В статье представлена история развития пенитенциарной системы Польши как государственной структуры. Основное внимание уделено изменениям условий пребывания осужденных и средств их перевоспитания, современным проблемам, препятствующим снижению преступности в этой стране.

Ключевые слова: пенитенциарная система, тюрьма, социальная и воспитательная работа с осужденными. M. Borovskyi

History of Prison Systems in Poland

In the article the development of history of prison systems in Poland as a state structure is presented. The basic attention is given to changes of living conditions of the condemned and means of their re-education, to the modern problems interfering decrease of criminality in this country.

Key words: a prison system, prison, social work with the condemned, educational work with the condemned.

Пенитенциарная система - особая государственная структура, призванная исполнять решение суда относительно граждан, преступивших закон, а также создавать условия для их исправления и ресоциализации. История пенитенциарной системы Польши, в определенной мере, прошла основные этапы, характерные для других стран Европы, в то же время, она имеет свои особенности, обусловленные политическими и социально-экономическими государственными процессами.

Истоки становления пенитенциарной системы Польши уходят в XIV век, когда княжеские дворы для наказания шляхты, преступившей закон, применяли так называемые «нижние» и «верхние» башни. Там осужденные пребывали от 1 часа до 1 года 6 недель. Верхняя башня была наказанием более легким: осужденный мог иметь собственные вещи и даже слугу. Нижняя - назначалась за тяжкие преступления и расценивалась как альтернатива длительному тюремному заключению или смертной казни.

В средневековой Польше, как и в других европейских странах, содержание осужденных носило ярко выраженный репрессивный характер.

В середине XVIII века появились учреждения, проявлявшие милосердие к гражданам, нарушившим закон и склонным к преступлениям.

Так, в 1732 г. в Варшаве был открыт первый покровительственный приют для бездомных и

бедняков, в 1736 г. на пожертвования епископа Ростковского - дом «укрощения и исправления злых и озорных людей».

В 1767 г. в Варшаве была организована «маршальская тюрьма», подконтрольная военной администрации. Находящиеся в ней осужденные имели право на свидания с родными и близкими, медицинскую помощью, заработок, обжалование действий персонала вплоть до обращения к маршалу. Каждый отбывающий наказание в «маршальской тюрьме» имел собственную кровать и получал чистое белье. Персонал относился к осужденным строго, но при этом вежливо и гуманно.

Несмотря на тенденцию к гуманизации условий отбывания наказания граждан в пенитенциарных учреждениях, польское тюремное дело конца XVIII века было относительно отсталым. Появляющиеся на западе Европы во второй половине XVIII века, а затем под ее влиянием на исходе XVIII века в США, новые прогрессивные мысли о воспитательной цели наказания и ее выполнении в Польше признавались с трудом.

Прогрессивные преобразования начались лишь в середине XIX века, когда господин Скар-бек, возглавивший польские тюрьмы в 1830 г, поставил задачу организации тюремной службы, основанной на раздельном отбывании наказания уголовников и подследственных. Он выделил 2 категории преступников: кто совершил преступ-

© Боровский М., 2010

ления в состоянии аффекта или из-за нищеты и склонных к делинквентному поведению в силу особенностей сформировавшегося характера и выбранного образа жизни.

В своей деятельности Скарбек сделал большой упор на организацию работы с молодежью, подверженной моральной опасности. В качестве целевой функции пенитенциарных учреждений он назвал предотвращение ее деморализации и профилактику преступности, а главным условием эффективного перевоспитания - знание характера осужденного, его склонностей и причин совершения преступления.

Несмотря на стремление к упорядочению системы мер превентивной и оперативной пенитенциарной деятельности, Польша осознавала явные пробелы в законодательстве и юриспруденции. Только в 1928 г. по распоряжению президента Республики были унифицированы разнородные правила, приведены в порядок юридические основания тюремного дела. В 1932 г. был принят Уголовный кодекс, который из общего числа преступников выделил несовершеннолетних, установив для них отдельное уголовное судопроизводство и потребовав создание специальных воспитательно-исправительных заведений.

Тюремное ведомство межвоенного периода проводило большую работу по организации обучения безграмотных заключенных, «улучшению их нравов» путем приобщения к религии, повышало качество санитарной и врачебной помощи, в том числе в виде открытия специальных тюрем-лечебниц для психически нездоровых граждан.

Указанные выше преобразования потребовали повышения уровня профессиональных компетенций сотрудников пенитенциальных учреждений. В связи с этим, в 1923 г. в Варшаве была открыта Центральная школа для тюремных работников, которую должны были окончить все высшие должностные лица тюрьмы.

Для подготовки персонала пенитенциарных учреждений к психолого-педагогической диагностике особенностей личности осужденных и разработке соответствующих им программ перевоспитания, в 1933 г. была создана Комиссия по судебно-биологическим исследованиям. Разносторонние исследования заключенных, проведенные этой Комиссией среди приговоренных к тюремному сроку дольше одного года, позволили уточнить категории заключенных и классифицировать пенитенциарные учреждения.

Начавшиеся реформы были приостановлены событиями Второй мировой войны. В 1944-1945 гг. польское тюремное ведомство приняло в свое владение разрушенные здания. Пенитенциарные учреждения испытывали острый недостаток специалистов. Тюремные служащие набирались из солдат и бывших партизан. При этом перед ними была поставлена трудная и нетипичная задача: подготовить условия для отбывания наказания фашистских преступников, дезертиров, воров и мародеров.

Однако, несмотря на материальные и кадровые сложности, специалисты пенитенциарной системы не отказались от организации воспитательной работы с осужденными. Отдел по политической и воспитательной работе, открытый в 1944 г. при Министерстве безопасности на базе Отдела тюремной службы и лагерей (с 1945 г. -Департамента), стал выполнять функции не только подготовки кадров для своего ведомства, но и заниматься подготовкой осужденных к жизни на свободе. В этой деятельности ведущая роль принадлежала членам Польской объединенной рабочей партии, работающим в тюремных учреждениях.

Острая классовая борьба послевоенных лет привела к тому, что большое количество молодых поляков, не разобравшихся в происходящих изменениях в политике и общественном строе, было арестовано и приговорено к лишению свободы. В начале 1951 г. было принято решение о создании тюрьмы для малолетних в г. Явожно, где была создана специальная производственная база, позволяющая принимать на работу заключенных.

Коллектив тюрьмы на четверть состоял из пенитенциарных работников, инструкторов и учителей. Здесь впервые была введена должность воспитателя, в обязанности которого входили систематическая психолого-педагогическая диагностика, проведение индивидуальных бесед с осужденными, рекомендация их к условно-досрочному освобождению, участие в управлении учреждением [1].

Опыт социально-педагогического сопровождения процесса ресоциализации осужденных в г. Явожно стимулировал дальнейшее развитие пенициальной педагогики. В 1958 г. во всех тюрьмах были организованы воспитательные отделения.

Следующим шагом в этом направлении стало назначение воспитательных комиссий, коллеги-

альных органанов управления исправительными учреждениями и следственными изоляторами.

В 1960 г. начали деятельность наблюдательно-распределительные отделения, к основным задачам которых относились диагностика заключенных и разработка индивидуальных планов перевоспитания.

Действующие с 1966 г. новые Уставы утвердили несколько типов тюремных режимов (облегченный, обычный, усиленный), отличающихся строгостью условий отбывания наказания, объемом прав осужденного, правилами переписки и др. Выбор режима отбывания наказания осуществлялся пенитенциарной комиссией, которая учитывала размер нанесенного гражданином ущерба, вид и способ совершения преступления, ранее наличие судимости, возраст, состояние здоровья, степень отклонения осужденного в психосоциальном развитии.

Таким образом, репрессивная модель организации отбывания наказания в пенитенциарных учреждениях Польши, подавленная политическим, идеологическим и военным содержанием, постепенно была превращена в репресивно-формирующую. Начался переход от идеологии подавления личности осужденного к созданию условий для ее психосоциального развития и ре-социализации [2].

В 1966 г. были открыты полуоткрытые и открытые пенитенциарные учреждения.

В 1969-1981 гг. реализовывались идеи обучения, антиалкогольного лечения осужденных, развивался опыт пропускной системы, апробировались различные способы сотрудничества с обществом, в том числе и с семьями.

После 1981 г. тюремная служба не избежала уклонения от политических процессов, которые начались в тоталитарном государстве. Вместе с уголовными заключенными в пенитенциарные учреждения стали помещаться «заключенные совести», то есть политические заключенные [2].

После изменения политической системы, в сравнении с другими странами, в Польше не была объявлена ожидаемая амнистия, что вызвало вспышки бунтов среди осужденных. После их усмирения вновь начались реформы тюремного дела, стремящиеся к переходу от карательных функций к функциям управления процессом ре-социализации осужденных. Однако отсутствие должного материального обеспечения создавало целый комплекс проблем. Так, наметился ощутимый дефицит средств на культурно-просветительную работу с осужденными и спе-

циально оборудованных помещений (ранее существовавшие помещения были переоборудованы в камеры с целью их расселения).

Для минимизации этой проблемы Тюремная служба провела работу по приобщению к сотрудничеству местных творческих объединений и спортивных союзов. Кроме сказанного, были заключены соглашения с органами местного самоуправления, благодаря которым некоторые осужденные стали пользоваться спортивными объектами и получили доступ к центрам культуры.

В пенитенциарных подразделениях около 30 % заключенных - люди, зависимые от алкоголя, около 5 % - зависимые от наркотиков. Для лечения алкогольной и наркотической зависимости в рамках принятой Сеймом Национальной программы профилактики решения алкогольных проблем увеличено число медицинских отделений, улучшено их финансовое обеспечение. В целом, улучшено качество терапевтической работы с гражданами в местах лишения свободы.

В настоящее время в Польше существуют пенитенциарные учреждения закрытого, полуоткрытого и открытого типа. Кроме того, функционируют учреждения для малолетних преступников. При этом применяется принцип раздельного содержания различных категорий осужденных (отбывающие наказание впервые, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, рецидивисты, военнослужащие).

Современное пенитенциарное учреждение -это особая пенитенциарная институция, роль которой в системе ресоциализационных воздействий в Польше по-прежнему недооценивается. Следует при этом обратить внимание на увеличивающийся масштаб преступлений, что вызывает и будет вызывать затруднения тюремной службы.

Современная пенитенциарная система Польши включает 86 пенитенциарных учреждений и 70 следственных изоляторов. Из 156 учреждений 100 находится в очень плохом техническом состоянии, 10 нуждаются в капитальном ремонте.

Серьезные трудности связаны с оказанием по-слепенитенциарной помощи заключенным. Они связаны, прежде всего, с выделением недостаточной суммы финансовых средств по сравнению с динамикой роста количества осужденных. Это приводит к уменьшению размера финансовой помощи предоставляемой людям, покидающим пенитенциарные подразделения, и предна-

значенной на проезд к месту жительства и содержание в первые дни после освобождения [4].

В сложившейся ситуации основное внимание пенитенциарной системы Польши направлено на удержание соответствующей атмосферы среди заключенных, смягчение конфликтных ситуаций, предупреждение ситуаций, угрожающих порядку и безопасности, организацию обучения граждан по программам начальной и средней школы, гимназии, профессиональных курсов.

Обобщая сказанное, можно прийти к заключению о том, что пенитенциарная система в Польше, также как и в других государствах Западной Европы, находится в состоянии развития. Несмотря на материальные трудности, основным направлением реформирования выбрана гуманизация отбывания наказания осужденных и создание условий для их ресоциализации.

Библиографический список:

1. Ksi^ga jubileuszowa wi^ziennictwa polskiego 1918 - 1928 [Текст] / под ред. Зигмунта Бугай-ского. - 1929. - С. 123-126.

2. Machel, H., Wi^zienie jako instytucja karna i resocjalizacyjna. Studium interdyscyplinarne. [Текст] H. Machel - Гданьск : Arche, 2003.

3. Moczydlowski, Wi^ziennictwo - od systemu totalitarnego do demokratycznego [Текст] Moc-zydlowski, Wi^ziennictwo // Пшегленд вензенниц-тва польского. - № 8. - 1994.

4. Основные проблемы пенитенциарной службы [Текст] / Информация, принятая Советом Министров 27 апреля 2004 г. - Варшава, апрель 2004. - С. 7-10.

5. Szymanowski, Przemiany systemu peni-tencjarnego w Polsce. [Текст] Szymanowski -Варшава, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.