Е. И. Андреева, И. В. Бегишева ^^^
Е. И. Андреева, И. В. Бегишева
ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В РАССЛЕДОВАНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С КЛАССИФИКАЦИЕЙ ТОВАРОВ
В статье рассмотрена существующая в таможенной практике проблема применения специальных знаний в расследовании таможенных правонарушений, связанных с классификацией товаров. На современном этапе необходимо ее скорейшее разрешение.
Ключевые слова: специальные знания; экспертиза товаров; классификация товаров; недостоверное декларирование; судебная практика; таможенное правонарушение.
При расследовании таможенных правонарушений, предметом которых становится классификация товаров, важным аспектом является товароведческая экспертиза товаров как элемент института специальных знаний. От правильности ее применения зависит результат расследования правонарушения, связанного с недостоверным заявлением кода товара при таможенном оформлении.
Несмотря на то, что правила интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД), заложенные в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и используемые при классификации товаров в таможенных целях, достаточно четко разграничивают товары в Таможенном тарифе, зачастую сотрудник таможенного органа может подтвердить код ТН ВЭД только с помощью товароведческих экспертиз (исследований свойств товара).
Стандартные и ведомственные методики, используемые в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении (далее - ЦЭКТУ) ФТС России, позволяют определить и указать в экспертном заключении характеристики товара, влияющие на принятие решения таможенными органами по классификации товара с точностью до подсубпозиции в ТН ВЭД.
Следует отметить, что в таможенной практике существуют проблемы применения специальных знаний при декларировании товаров в части определения кода товара, а также при проведении товароведческой экспертизы.
Анализ материалов судебной практики по делам, связанным с недостоверным декларированием товаров и неверной классификацией товаров в соответствии с ТН ВЭД России, свидетельствует о том, что институт специальных знаний не всегда эффективно используется.
Так, в результате исследований можно выделить два вида основных ошибок, допускаемых сотрудниками таможенной службы в рамках таможенного контроля:
- экспертизы не назначаются в случаях, когда это необходимо для контроля достоверности заявленного кода ТН ВЭД;
- экспертизы назначаются, но неправильно ставятся вопросы перед экспертами.
Во-первых, это происходит потому, что сотрудники таможенной службы недостаточно осведомлены о возможностях экспертно-криминалистической службы и о видах экспертиз, выполняемых в таможенных целях. Имеющиеся на вооружении экспертной службы экспресс-методики позволяют выявить необходимые характеристики товара быстро и с высокой точностью. Во-вторых, участник ВЭД (декларант)
не использует своих прав на получение официального предварительного решения по классификации ввозимого товара.
Порядок получения предварительного решения о классификации товара регламентирован приказом ФТС России от 01.08.2008 № 951 [1], разработанным Управлением товарной номенклатуры (далее - УТН) ФТС России в целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации. Этим приказом был утвержден Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - Административный регламент).
Основным предметом регулирования данного регламента является определение сроков и последовательности административных процедур, проводимых ФТС России при реализации полномочий по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД (далее - предварительные решения).
Один из главных факторов, свидетельствующих в пользу принятого Административного регламента, - заинтересованность участников ВЭД в получении предварительного решения, поскольку это влияет на ускорение таможенного оформления товаров и значительно снижает риски возбуждения дел об административном правонарушении по ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [2].
Для таможенных органов в целом принятие Административного регламента является позитивным событием, способствующим повышению имиджа таможенной службы. В нем определена цель оказания государственной услуги по принятию предварительных решений, детально разработан механизм информирования и консультирования заинтересованных лиц, подробно изложены процедуры обжалования заинтересованными лицами принятых предварительных решений, действий (бездействия) должностных лиц, предоставляющих данную государственную услугу.
Кроме того, систематизированы и подробно описаны административные процедуры по принятию предварительных решений с учетом практики их реализации, четко регламентированы сроки и контроль за их исполнением, механизм взаимодействия заинтересованных лиц с ФТС России в процессе принятия предварительных решений.
Таким образом, реализация положений Административного регламента позволяет:
- обеспечить четкое и прозрачное исполнение государственной услуги по принятию предварительных решений;
- сделать более удобным для заинтересованных лиц процесс взаимодействия с ФТС России в части контроля сроков исполнения административных процедур при предоставлении государственной услуги по принятию предварительных решений;
- использовать заинтересованным лицам процедуры обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц ФТС России в ходе исполнения государственной услуги по принятию предварительных решений в досудебном порядке;
- использовать заинтересованным лицам возможность получать предварительные решения во избежание таможенных правонарушений в части недостоверной классификации товаров.
Применение специальных знаний и познаний товароведов-экспертов при рассмотрении запроса о получении предварительного решения широко распространено в мировой практике. В разных странах эту функцию выполняют различные
Е. И. Андреева, И. В. Бегишева
государственные структуры. Например, в Германии эти полномочия возложены на государственные органы исполнительной власти - специализированные центры классификации товаров в соответствии с Комбинированной номенклатурой стран Европейского союза. Ответственность за принятие решений о классификации товаров полностью лежит на этих центрах, и в функции таможенной службы Германии по контролю достоверности заявленного кода входит только проверка наличия данного решения.
Схемы принятия предварительных решений во многих странах похожи и по процедуре, и по срокам исполнения. Заинтересованному лицу необходимо заблаговременно, до представления товара в таможенный орган для таможенного оформления, получить предварительное классификационное решение на конкретный товар.
Функции и полномочия по принятию предварительных решений о классификации товара в Российской Федерации закреплены за ФТС России. Процедура принятия предварительных решений с использованием института специальных знаний является одним из основных элементов администрирования при таможенном оформлении и таможенном контроле. Данная государственная услуга значительно упрощает и делает прозрачными таможенные процедуры, обеспечивает единообразие применения актов законодательства РФ, необходимых при осуществлении тарифного и нетарифного регулирования, ведении таможенной статистики внешней торговли и т. д.
Имея предварительное классификационное решение, участник ВЭД может рассчитать все затраты (пошлины, налоги и т. д.), потенциальные доходы и риски, связанные с проведением ВЭД, а самое главное - осуществлять достоверную классификацию товаров и тем самым исключить возможность возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 16.2 КоАП РФ.
Стабильность деятельности для представителей деловых кругов, являющихся участниками ВЭД, гарантирована тем, что предварительное решение является обязательным для исполнения всеми таможенными органами РФ при таможенном оформлении товара и действует на всей территории РФ в течение пяти лет.
В России процедура принятия предварительных решений реализуется таможенной службой с 2000 г. по настоящее время и регламентируется ст. 41-44 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) [3] и приказом ФТС России от 01.08.2008 № 951. За этот период по запросам заинтересованных лиц принято более 30 тыс. предварительных решений. Управление товарной номенклатуры в течение года в среднем принимает 3 000-4 000 предварительных решений.
В таблице представлены данные о количестве предварительных решений о классификации товара, принятых с 2004 по 2009 г.
Таблица
Количество принятых предварительных решений о классификации товара
Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Количество решений, шт. 4 301 3 899 2 800 5 413 3 105 3 332
Приведенные данные свидетельствуют о постоянной потребности у участников ВЭД получения предварительных классификационных решений. Приблизительно 50% запросов о принятии предварительных решений, поступающих от заинтересованных лиц, касаются сложного для классификации высокотехнологичного
оборудования (технологические линии, вычислительные системы и др.). Около 27% запросов о принятии предварительных решений поступают в отношении товаров химической промышленности; 15% - товаров легкой и лесной промышленности и 8% -товаров пищевой промышленности и сельскохозяйственной продукции.
При этом решения о классификации крупногабаритного оборудования, поставляемого в виде отдельных компонентов, принимаются в соответствии с приказом ГТК России от 23.04.2001 № 388 [4], регламентирующим порядок применения специальных знаний при таможенном оформлении высокотехнологичного оборудования, ввозимого на территорию РФ.
В целях информирования участников ВЭД и заинтересованных организаций о принятых предварительных классификационных решениях на сайте ФТС России формируется и актуализируется «Сборник предварительных решений», который в настоящее время включает более 10 000 позиций.
На наш взгляд, наделение полномочиями по выдаче предварительных решений региональные таможенные управления позволит значительно увеличить количество принятых решений и снизить число административных правонарушений, совершаемых по ст. 16.2 КоАП РФ. Кроме того, снизится нагрузка на ФТС России, а следовательно, повысится качество принимаемых ею решений. Появление в последние годы на сайте ФТС России перечня предварительных решений, которые вызывали бурные дискуссии и сомнения в их правильности, обусловлено объективными причинами, одна из которых - перегруженность функциональных отделов УТН. К тому же предлагаемая таможенной службой России услуга по принятию предварительных решений о классификации товара будет более приближена к участникам ВЭД.
Следует отметить, что не совсем удачный и поэтому недолгий опыт делегирования полномочий по принятию предварительных решений в регионы уже был, но поскольку единого подхода к проведению данной процедуры на тот момент не существовало, в 2004 г. эти полномочия были отозваны.
Возможности информационных технологий, используемых на данном этапе в таможенных органах, позволяют снова вернуться к вопросу о делегировании полномочий в регионы.
Уровень развития таможенной службы России, а также передовых таможенных служб мира (в частности, стран Европейского союза) требует не просто механической передачи в регионы права работать с предварительными решениями, а создания полноценных условий для четкой, качественной и единообразной классификации товаров.
В соответствии с вышеизложенным и с целью наиболее эффективного применения специальных знаний в расследовании таможенных правонарушений, связанных с классификацией товаров, при положительном решении вопроса о делегировании полномочий в регионы целесообразно внести изменения в блок-схему принятия предварительного решения о классификации товара. На наш взгляд, данная схема должна быть представлена следующим образом (рис.).
Использование предлагаемой схемы будет не только дисциплинировать участников ВЭД, но и сделает прозрачной деятельность сотрудников таможни, уполномоченных принимать предварительные классификационные решения. В схеме предусмотрена возможность проверки предварительного решения, правильность которого вызывает сомнения.
Заявитель подает запрос о принятии предварительного решения (далее - запрос)
УТН ФТС России: рассмотрение запроса на предмет достаточности представленных сведений для принятия предварительного решения
РТУ: рассмотрение запроса на предмет установления факта отнесения товара к группе или разделу ТН ВЭД, по которому предоставлено право принимать предварительные решения
Сведений достаточно
Подготовка и принятие предварительного решения
Направление предварительного решения заявителю
Сведений недостаточно
Заявителю направляется уведомление о предоставлении дополнительной информации
Заявитель присылает дополнительную информацию
Ответа нет
Заявителю направляется отклонение
РТУ не имеет права принимать решение
Сведений достаточно
РТУ имеет право принимать решение
Проверка базы предварительных решений
Правильность действующего решения вызывает сомнение
Запрос и сопроводительное письмо в УТН ФТС России с обоснованным мнением о классификации товара
Отсутствует предварительное решение
Наличие действующего предварительного решения
Подготовка и принятие предварительного решения
Запрос не рассматривается,
заявителю отправляется письмо
со
О!
Рис. Блок-схема принятия предварительного решения о классификации товара
Следующая проблема, которая может возникнуть в случае делегирования полномочий в регионы, - это однозначное понимание таможенного правонарушения в части кода товара в соответствии с ТН ВЭД. С учетом мирового опыта необходимо выработать единое понимание данного правонарушения и законодательно его закрепить.
Еще раз обращаясь к опыту Германии, отметим, что специализированные центры по классификации товаров расположены в крупных городах Германии, т. е. в отдельных регионах используются специальные знания экспертов-товароведов. По нашему мнению, эту практику Германии следует детально изучать.
Вопрос о создании в России специализированных центров по принятию предварительных решений пока не поднимался. Однако он заслуживает внимания, поскольку эффективное применение специальных знаний напрямую связано со специализацией и компетентностью товароведа-эксперта.
Острота данной проблемы обусловлена также отсутствием в штате таможенной службы необходимого количества узкопрофильных и высококомпетентных товароведов-экспертов в регионах. В то же время в отраслевых НИИ для экспертов представляются трудными классификация в соответствии с ТН ВЭД и применение основных правил интерпретации.
Очевидно, что создание подобных центров в России позволит значительно разгрузить таможенную службу, однако данный вопрос требует, прежде всего, концептуальной проработки и принятия серьезных организационных решений. Поэтому поставленный вопрос внесен в перечень предложений по формированию «Стратегии развития таможенной службы России на 2011-2016 годы».
Таким образом, на сегодняшний день применение специальных знаний в расследовании таможенных правонарушений в части классификации товаров связано только с товароведческой экспертизой, т. е. с определением признаков, однозначно указывающих на принадлежность к той или иной подсубпозиции в ТН ВЭД.
Возможность уменьшения сроков принятия предварительных классификационных решений таможенными органами увеличит привлекательность данной услуги для участников ВЭД и в перспективе снизит количество расследований таможенных правонарушений, связанных с классификацией товаров.
При этом, на наш взгляд, необходимо внести изменения в ТК РФ и закрепить положения об обязательном предъявлении участником ВЭД в таможенный орган при таможенном оформлении товара полученного предварительного решения, а также проведения декларантом экспертизы предъявляемого к таможенному оформлению товара.
Для этого следует обеспечить возможность для должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление, проводить сверку предъявляемого предварительного решения с электронной базой предварительных решений УТН ФТС России.
Иными словами, необходимо разработать специальный программный продукт, который позволит использовать информацию, содержащуюся в электронных базах стандартов и ГОСТ Главного научно-информационного центра ФТС России, в процессе принятия предварительных решений.
В УТН ФТС России реализуется в этом направлении комплекс мер: проводятся стажировки сотрудников региональных таможенных управлений, создается система контроля за единообразными подходами к классификации товаров, ведется доработка программных средств и др.
С. В. Мозер
Таким образом, применение специальных знаний товароведов-экспертов по узким областям позволят сделать предварительные решения более доступными для декларанта, что, в свою очередь, приведет к заинтересованности участников ВЭД в получении данных решений и, как следствие, сократит количество правонарушений по ст. 16.2 КоАП РФ.
Использованные источники
1. Приказ ФТС России от 01.08.2008 № 951 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности».
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 17-е изд. М.: Ось-89, 2008.
3. Таможенный кодекс РФ. М.: ДГУП «Ростаможинформ», 2003.
4. Приказ ГТК России от 23.04.2001 № 388 «Об утверждении Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов» (в ред. приказа ГТК России от 22.04.2003 № 442).