Научная статья на тему 'Применение специальных знаний при выяснении обстоятельств административных правонарушений в области пожарной безопасности'

Применение специальных знаний при выяснении обстоятельств административных правонарушений в области пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
616
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпов С. Ю.

Рассматриваются вопросы осуществления управленческой деятельности органов Государственного пожарного надзора (ГПН) при производстве по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности, в том числе с использованием помощи специалистов и экспертов. Раскрыты основные особенности этой деятельности в ситуациях производства по делу в связи с происшедшим пожаром и при осуществлении мероприятий по контролю (надзору) органами ГПН в пределах своей компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карпов С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение специальных знаний при выяснении обстоятельств административных правонарушений в области пожарной безопасности»

Преподаватель кафедры УНК ОДГПН Академии ГПС МЧС РФ

С. Ю. Карпов

УДК 614.841:343.98

ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

ПРИ ВЫЯСНЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассматриваются вопросы осуществления управленческой деятельности органов Государственного пожарного надзора (ГПН) при производстве по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности, в том числе с использованием помощи специалистов и экспертов. Раскрыты основные особенности этой деятельности в ситуациях производства по делу в связи с происшедшим пожаром и при осуществлении мероприятий по контролю (надзору) органами ГПН в пределах своей компетенции.

Обеспечение пожарной безопасности требует приложения больших усилий в организации и поддержания надлежащего уровня профилактической работы. Одним из важных направлений в этой работе является профилактическая деятельность органов Государственного пожарного надзора (ГПН), наделенных управленческими функциями в отношении физических и юридических лиц, не находящихся в их непосредственном подчинении.

К компетенции органов ГПН как органов государственного управления в области пожарной безопасности относятся дознание по делам о пожарах и нарушениях требований пожарной безопасности, а также ведение производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности [1]. Это предусматривает выявление признаков правонарушения, установление виновных лиц и привлечение их к предусмотренной законом ответственности. Уголовных дел по происшествиям, связанным с пожарами, возбуждается сравнительно мало, и административные правонарушения (предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ) как наиболее массовые представляют значительный интерес с точки зрения оптимизации процесса установления истины по таким делам и надлежащего доказательственного обоснования принимаемых правовых решений.

Можно выделить две принципиально различные ситуации производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности (в том числе и административного расследования):

• по факту пожара, возникшего в результате нарушения противопожарных требований;

• при обнаружении признаков административного правонарушения в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности.

В обеих ситуациях для установления факта правонарушения и изобличения виновного лица необходимо исследовать все обстоятельства дела, установить факты невыполнения противопожарных требований как объективной основы для принятия по делу правового решения. При этом факты невыполнения противопожарных требований должны быть не только заявлены должностным лицом, осуществляющим производство по делу, но и доказаны, т.е. обеспечены комплексом доказательств, полученных в соответствии с нормами, установленными законом. Отмеченное обстоятельство представляет собой непростую для выполнения задачу на практике. Особенно важно сказанное при принятии решения об административном приостановлении или временном запрете деятельности объекта. Эти новые формы реализуются через сложную процессуальную процедуру с участием суда, для чего потребуются надежные доказательства наличия признаков правонарушений, предусмотренных в диспозициях ст. 3.12 и 27.16 КоАП РФ, подлежащие исследованию и оценке судом.

Установление обстоятельств любых правонарушений, в том числе и в области пожарной безопасности, осуществляется путем собирания, исследования и оценки доказательств. Многие из этих доказательств не могут быть исследованы и оценены в полном объеме самим правоприменителем

(т.е. лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении или рассматривающим такое дело), поскольку содержат в себе определенные характеристики, параметры и иные свойства, относящиеся к специальным знаниям в той или иной области науки, техники, искусства или ремесла - знаниям, которыми обладает сведущее лицо (специалист, эксперт).

Для выявления и правильной квалификации правонарушений в области пожарной безопасности необходимо осуществлять анализ их обстоятельств с точки зрения пересечения технического и правового смысла деяний, анализа выполнения тех или иных специальных норм и правил, проведения исследования веществ, материалов и изделий. При этом большое значение имеет применение специальных знаний, в данном случае — в нормативно-техническом обеспечении пожарной безопасности. С использованием специальных знаний устанавливаются фактические данные о том, совершено ли деяние с нарушением противопожарных требований, каков пожароопасный характер конкретного деяния, какие противопожарные требования при этом были нарушены и как это повлияло на наступление последствий пожара (при расследовании дела об административном правонарушении, предусмотренном п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ) либо насколько высок риск тяжких последствий нарушения, выявленного при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Среди приоритетных направлений развития органов государственного пожарного надзора — реализация в полном объеме принципа неотвратимости ответственности за каждое нарушение в области пожарной безопасности, для чего должно быть обеспечено эффективное функционирование технологической схемы [2]: выявление правонарушения, сбор и закрепление доказательной базы, процессуальное оформление принимаемых решений по пресечению правонарушения при обеспечении своевременной и качественной экспертной поддержки работы государственного инспектора по пожарному надзору в рамках административного расследования и проведения дознания по делам о пожарах и нарушении требований пожарной безопасности силами создаваемых на базе испытательных пожарных лабораторий судебно-экспертных учреждений [3,4].

Применение специальных знаний специалистом и экспертом, действующими в пределах своей компетенции, строго регламентировано потому, что результат их применения может служить судебным доказательством, определяющим нередко исход рассмотрения дела и, соответственно, решение вопроса о виновности лиц и правовых последствиях такого решения. Эксперт (ст. 25.9 КоАП РФ) ис-

пользует свои специальные знания в основной процессуальной форме при производстве экспертизы. Также процессуальной является предусмотренная законом возможность привлечения специалиста к производству определенных действий (ст. 25.8 КоАП РФ), в которых он использует свои специальные знания и навыки для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, при необходимости с применением технических средств.

В практике обращения к помощи специалистов, назначения и производства экспертиз нередко возникает необходимость рассмотрения экспертом и некоторых вопросов правового (точнее — нормативно-технического) характера, определяющих порядок действий лиц [5] и т.п. Например, в посвященной специально нормативно-техническим экспертным исследованиям работе [6] эти исследования разделяются по объектам экспертного познания на две группы, каждая из которых предусматривает установление соответствия требованиям специальных правил и норм:

• качественные и количественные характеристики материальных объектов;

• характер и продолжительность действий (отдельных этапов или фрагментов действий) лиц — непосредственных участников расследуемого события, а также лиц, имеющих к нему непосредственное или опосредованное отношение (например, руководителей производственного участка, на котором произошли несчастный случай или авария).

Актуальным вопрос о нормативно-технических исследованиях является и для анализа фактических данных о соответствии объекта противопожарным требованиям, а также обстоятельств возникновения и развития пожаров.

Экспертиза — основная процессуальная форма использования специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях. Сущность экспертизы как процессуального действия состоит в анализе по заданию судьи, органа, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, сведущим лицом — экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов в целях установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела [7]. По своей информационной природе проведение экспертизы предусматривает установление определенных фактических данных путем исследования с применением специальных знаний представленных материалов дела, содержащих в себе исходные данные (исходную информацию)

как результат действий, выполняемых лицом, которое ведет производство по делу об административном правонарушении или рассматривает это дело.

Информация в общем понимании представляет собой отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов. Информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, а процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов рассматриваются как информационные технологии [8]. Собственно, и весь процесс выяснения обстоятельств происшествия, его расследования предусматривает собирание, исследование, оценку и использование информации о событии происшествия и его участниках. В процессе расследования информация передается от одного субъекта к другому (от опрашиваемого лица к ведущему производство по делу, от него — к эксперту и т.д.). В процессе передачи информация может теряться и искажаться, причем искажения могут иметь техническую или иную природу, например при ошибочном восприятии информации лицом, ее забывании или неверном — случайно или умышленно — изложении при допросе. Это обстоятельство в расследовании особенно важно для производства по делу о правонарушении, поскольку только достоверность, полнота, объективность собранной теми или иными способами информации обеспечат возможность принять решение по делу.

Экспертное исследование, как и всякий иной процесс познания, является процессом восприятия, изучения и передачи информации, в ходе которого, в соответствии с теорией информации, могут быть изучены каналы информации и осуществлена ее трансформация, при этом носителем и средством передачи информации является информационный сигнал. Операции по изучению и преобразованию информации в деятельности эксперта осуществляются до тех пор, пока смысловое содержание информационного сигнала не приобретет форму, доступную для субъекта доказывания, общеизвестную и понятную несведущему лицу, не обладающему специальными познаниями.

Экспертиза является самостоятельной процессуальной формой получения новых и уточнения (проверки) имеющихся вещественных доказательств. Экспертиза назначается на любой стадии производства по делу об административном правонарушении: при возбуждении дела, в процессе подготовки его к рассмотрению и в ходе самого рассмотрения, причем независимо от того, обладают или нет судьи, лица, входящие в коллегиальный орган, должностные лица, в производстве которых находится дело, специальными познаниями.

Для правильного ориентирования в задачах экспертизы при административном расследовании необходимо выделить основные группы вопросов, ставящиеся на разрешение эксперта, и соответствующие направления экспертного исследования, исходя из предмета судебной экспертизы, который составляют фактические данные (факты, обстоятельства), устанавливаемые в гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизвод-ствах на основе специальных знаний в науке и технике, искусстве и ремесле при исследовании материалов дела [9]. Предмет экспертизы определяет направление исследования, указывает, для установления какого рода обстоятельств, фактических данных предназначено экспертное исследование объекта.

Предмет экспертизы при производстве по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности, по мнению автора, отличается от предмета традиционно рассматриваемой применительно к делам в отношении пожаров и нарушений правил пожарной безопасности — пожар-но-технической экспертизы. Для нее, наряду с формулировками предмета экспертизы, во множестве встречающимися в научной и методической литературе, установлены определения предмета на уровне ведомственных нормативных актов: предмет экспертизы трактуется как "исследование технологических, технических, организационных и иных причин, условий возникновения, характера протекания пожара и его последствий" [10] или "исследование закономерностей возникновения и развития пожара, следообразований на объектах, составляющих вещную обстановку места происшествия" [11]. Однако подобные варианты толкования сущности экспертизы касаются происшествия, связанного с пожаром (чаще всего — преступления), не отражают прямой связи возникновения пожара с нарушением противопожарных требований, а также возможности проведения экспертизы в случае, если пожара нет, но нарушение противопожарных требований создает потенциальную угрозу пожара.

При производстве по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности, по мнению автора, экспертизу следует именовать экспертизой пожарной безопасности, поскольку это точнее отражает предмет исследования в отличие от пожарно-технической экспертизы в ее традиционном понимании, хотя между этими понятиями и нет противоречия.

С тактических позиций в процедуре назначения экспертизы в административном процессе могут быть выделены следующие стадии (рис. 1).

Вопросы, которые в рамках производства по делам об административных правонарушениях должны быть разрешены с применением специальных

Поиск и подбор объектов и материалов, направляемых на экспертизу

При необходимости идентификационного исследования — подготовка образцов для сравнительного изучения

Выбор вида экспертного исследования и формулирование вопросов экспертизы по соответствующему направлению в зависимости от специфики требуемых познаний

Вынесение мотивированного определения о назначении экспертизы

Исполнение определения — направление его вместе с объектами экспертного исследования в экспертное учреждение или эксперту

Рис. 1. Алгоритм процедуры назначения экспертизы в административном процессе

знаний определенной направленности, предполагают не только изучение и познание происшедшего события или факта, но и отражение предмета доказывания, обеспечение установления наличия или отсутствия признаков административного правонарушения. Учитывая обобщенное понятие предмета судебной экспертизы, можно так сформулировать предмет экспертизы пожарной безопасности, проводимой в рамках производства по делу об административном правонарушении: предмет экспертизы пожарной безопасности, проводимой в рамках производства по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности, составляют фактические данные о соответствии (или несоответствии) объекта исследования требованиям пожарной безопасности, устанавливаемые на основе специальных знаний в области пожарного дела.

В этом определении под объектом исследования состояния пожарной безопасности подразумевается тот объект, в отношении которого перед экспертом ставятся вопросы, требующие исследования: здание, сооружение, элемент технологического или электротехнического оборудования, система противопожарной защиты или ее отдельные составляющие, огнезащищенная строительная конструкция, материал, вещество и т.д. При отсутствии самого объекта (например, при уничтожении его пожаром), для исследования эксперту могут быть предоставлены документы, характеризующие этот объект: проектные материалы, сведения об организации и характере его эксплуатации и др.

Таким образом, при решении экспертных задач исследуется причинно-следственная связь фактов, обнаруженных после совершения правонарушения, с ранее совершенным деянием, с обстоятельствами его совершения, то есть осуществляется диагностирование условий и обстоятельств, приведших к противоправному результату, к последствиям этого правонарушения, зафиксированным надлежащим образом в соответствии с законом.

Применительно к административному расследованию по факту происшедшего пожара можно утверждать, что главными задачами будет являться известный из уголовно-процессуального расследования по делам о пожарах круг основных задач (групп задач):

• установление местоположения очага пожара и динамики пожара;

• диагностирование механизма возникновения горения;

• выяснение условий и обстоятельств, способствовавших возникновению и развитию пожара. Две первые группы вопросов, очевидно, в полной мере сохраняют свою значимость как для уголовно-процессуального, так и для административного расследования. Что касается третьей группы, то она, правильная в целом, по мнению автора статьи, для целей административного расследования должна быть конкретизирована, учитывая предмет доказывания, в следующем виде: установление вида и характера нарушения противопожарных требований, приведшего к пожару.

Поэтому при экспертном исследовании обстоятельств пожара по делу об административном правонарушении допустимо использовать методические разработки, предусматривающие порядок назначения судебных пожарно-технических экспертиз, принятый в уголовном судопроизводстве при расследовании преступлений, связанных с пожарами.

Если производство по делу об административном правонарушении (административное расследование) возбуждается в ходе контрольно-надзорной деятельности, то необходимо учитывать, что цель этой деятельности — это надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, должностными лицами и гражданами путем проведения обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, для выявления и пресечения нарушений требований пожарной безопасности. Поэтому задачи, ставящиеся в такой ситуации на разрешение эксперта, должны отражать сущность предмета доказывания (прежде всего — объективной стороны административного правонарушения) в соответствии с главными задачами административного расследования.

В данном случае обозначенные группы задач административного расследования подразумевают широкий круг возможных нарушений противопожарных требований, устанавливаемых как путем обследования систем противопожарной защиты, испытания их элементов и т.п., так и путем нормативно-технического анализа с целью выявления соответствия (несоответствия) объекта нормативным требованиям. Перечень возможных нарушений и способов их устранения в общем случае может быть весьма обширным и включать:

1) мероприятия по предотвращению пожара (противопожарные планировочные решения по генеральному плану с указанием противопожарных разрывов (минимальных расстояний) до других объектов, не относящихся к данному предприятию, противопожарных разрывов между объектами данного предприятия, возможности подъезда пожарной техники; определение возможных мест возникновения пожара и прогноз наиболее вероятных путей и способов его развития с указанием типовой схемы возникновения и развития аварий с пожарами и взрывами, типового дерева событий, последствий аварий с пожарами и взрывами; противопожарные технические решения по технологической части (технологическому оборудованию), по системам электроснабжения, отопления и вентиляции; предотвращение пожаровзрывоопасных режимов с указанием сведений об автоматизированной системе);

2) мероприятия по противопожарной защите (объемно-планировочные и конструктивные особенности зданий и сооружений, влияющие на ход развития пожара, с указанием функциональной пожарной опасности, пожарной опасности строительных материалов, том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации; мероприятия по ограничению распространения пожара при возможном проливе легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; эвакуация людей с указанием эвакуационных и аварийных выходов для зданий и сооружений; расчет времени эвакуации; системы пожарной сигнализации, оповещения о пожаре и управления эвакуацией; противопожарное водоснабжение с указанием основных ее характеристик; средства пожаротушения с указанием средств пожаротушения, используемые на объекте (автоматические и стационарные установки пожаротушения, первичные средства пожаротушения);

3) организационно-технические мероприятия (мероприятия на стадии эксплуатации с указанием перечня пожаровзрывоопасных веществ, материалов, технологических процессов, имеющихся на объекте, и их пожароопасных характеристик; инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного

участка; план локализации и ликвидации пожароопасных аварийных ситуаций, график учебных тренировок по отработке действий, направленных на локализацию и ликвидацию возможных аварийных ситуаций и их последствий, в том числе сопровождающихся пожарами, на взрывопожароопас-ном объекте).

Ответы на вопросы конкретного характера, ставящиеся перед экспертом в зависимости от складывающейся ситуации, позволяют получить фактические данные, необходимые при доказывании факта и состава административного правонарушения и при юридической квалификации деяния в рамках административного расследования.

Как на еще одну важную особенность экспертизы в административном производстве следует обратить внимание на крайне слабую структурированность и методическое обеспечение решаемых задач. Способом решения таких задач являются разработка и применение системы интеллектуальной поддержки принимаемых решений как компромиссного варианта, предусматривающего использование возможностей компьютерной техники при скоростной обработке формализованной информации и способности человека работать с нечеткой, неполной и иногда противоречивой информацией [12].

Структура такой системы применительно к производству экспертизы представлена на рис. 2.

Блок информационно-ознакомительный (анализ исходных данных, планирование исследования и т.п.) предусматривает изучение представленных в качестве исходных данных объектов исследования и материалов дела. По результатам этого ознакомления делается вывод о достаточно таких исходных данных для решения поставленных перед экспертом вопросов, а также планируется ход предстоящего экспертного исследования. Содержимое этого блока служит исходной базой для занимающего центральное место в системе блока решения поставленных перед экспертом задач — собственно экспертного исследования. Блок анализа результатов и формулирования выводов занимает наиболее

Рис. 2. Структура системы поддержки принимаемых решений в экспертной деятельности

ответственное место в системе, поскольку предусматривает собственно принятие решения по результатам проведенного исследования и формулирование вывода, который в дальнейшем расследовании может сыграть существенную роль при принятии по нему правового решения. Стрелки, связывающие между собой блоки системы, показывают существующие между ними неявные связи. Разработка такой системы применительно к типовым, наиболее часто встречающимся задачам является одним из наиболее актуальных направлений в деле совершенствования методического обеспечения производства экспертиз по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности.

Выводы

1. Применение специальных знаний при производстве по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности пред-

ставляет собой новое для управленческой деятельности органов Государственного пожарного надзора явление, нуждающееся в методической проработке.

2. Особенности назначения и производства экспертиз по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности определяются тем, предусматривается ли экспертиза при производстве по факту пожара, возникшего в результате нарушения противопожарных требований, либо при обнаружении признаков административного правонарушения в ходе осуществления контрольнонадзорной деятельности.

3. Для организации производства экспертиз по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности необходимо совершенствование методического обеспечения решения типовых экспертных задач с использованием системы интеллектуальной поддержки принимаемых решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ от21.12.2004 г. № 820 "О государственном пожарном надзоре".

2. Ненашев Ю. П. Приоритетные направления развития органов Государственного пожарного надзора на период 2006-2008 гг. // Пожарное дело. — 2006. - №4,- С. 3-5.

3. Инструкция по организации и производству судебныхэкспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы (утверждена приказом МЧС России от 19.08.2005 № 640, зарегистрирована в Минюсте РФ 28.11. 2005 г. № 7210).

4. Приказ МЧС России от 14.10.2005 г. № 745 "О создании судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений федеральной противопожарной службы".

5. Положение о системе добровольной сертификации независимых судебных экспертов нормативной экспертизы в области оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта техническим регламентам (приложение к постановлению Госстандарта России от 10.10.2003 г. № 112).

6. Бутырин А. Ю. Нормативно-технические исследования судебного эксперта // Криминалистические средства и методы в раскрытии и расследовании преступлений: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции по криминалистике и судебной экспертизе. Т. 3. — М.: ЭКЦ МВД РФ, 2004. — С. 192-194.

7. Федеральный закон от 01.05.2001 г. № 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Ст. 9 (опубл. 02.06.2001 г.).

8. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-Ф3 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (опубл. 29.07.2006 г.).

9. Энциклопедия судебной экспертизы / Под ред. Т. В. Аверьяновой, Е. Р. Россинской. — М.: Юристъ, 1999. — С. 335.

10. Приложение к приказу Минюста РФ от 14.05.2003 г. № 114 "Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебныхэкспертиз в государственных судебно-экспертныхучреждениях Министерства юстиции Российской Федерации".

11. Приказ МВД РФ от 14.01.2005 г. № 21 "Об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебныхэкспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки" (зарег. в Минюсте РФ 01.03.2005 г. № 6368).

12. Евграфов П. М., Евграфов И. П. Система интеллектуальной поддержки принятия решений организации при пожаре // Пожаровзрывобезопасность. — 2006. — Т. 15, № 4. — С. 10-15.

Поступила в редакцию 26.03.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.