Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / НЕЯЗЫКОВЫЕ ФАКУЛЬТЕТЫ ВУЗА / ИННОВАЦИИ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Привалова Ирина Викторовна

Рассматриваются вопросы, связанные с применением современных педагогических технологий и необходимостью активизации коммуникативной и межкультурной направленности в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов вузов. Приводится сравнительный анализ некоторых эффективных технологий, обосновывается актуальность задач использования инновационных технологий в условиях современного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Привалова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF THE STUDENTS OF NONLINGUISTIC DEPARTMENTS OF UNIVERSITIES

The article deals with the issues associated with the use of the modern pedagogical technologies and the necessity of the activization of the communicative and intercultural orientation in the process of foreign language teaching of the students of the nonlinguistic departments of the universities. There is given the comparative analysis of some efficient technologies, there is substantiated the topicality of the tasks of the use of the innovative technologies in the conditions of the modern university.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗОВ»

известия вгпу

New era in education: distant and contact-free or detached and uninvolving?

The forced switching to distance learning has revealed organizational, technical, methodological and socio-psychological problems. The experience has shown that methodically correct classes online are possible, but the recreating socio-psychological atmosphere of the full-time classes, so important in the educational process, is not.

Key words: distance learning, teaching techniques, synergetics, interpersonal communication, social and psychological atmosphere.

(Статья поступила в редакцию 08.01.2021)

И.В. ПРИВАЛОВА (Тирасполь)

применение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку студентов неязыковых факультетов вузов

Рассматриваются вопросы, связанные с применением современных педагогических технологий и необходимостью активизации коммуникативной и межкультурной направленности в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов вузов. Приводится сравнительный анализ некоторых эффективных технологий, обосновывается актуальность задач использования инновационных технологий в условиях современного вуза.

Ключевые слова: педагогическая технология, обучение иностранному языку, неязыковые факультеты вуза, инновации, личностно ориентированные технологии, профессионально ориентированные технологии.

Качественное владение иностранным языком усиливает позиции выпускника вуза на современном рынке труда, это обусловлено расширением связей и усилением контактов с зарубежными странами, интернационализаци-

ей научных знаний, доступностью электронных информационных ресурсов, признанием высокой востребованности специалистов с поликультурным и межкультурным мышлением. По словам С.Г. Тер-Минасовой, «смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха и как никогда остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним» [10, с. 8].

традиционные методы обучения иностранному языку в вузе сегодня должны быть дополнены и усовершенствованы за счет направленности на проникновение в другие ценностные системы и интеграции их в собственное мировоззрение. Применение новых приемов, методов, педагогических технологий направлено на формирование черт поликультурной личности у будущих специалистов, способных успешно выдерживать конкуренцию в современных условиях.

От такого специалиста на уровне общения требуется:

- иметь достаточный уровень владения профессиональным языком;

- адекватно применять языковые и культурные знания в ситуациях межкультурного общения;

- основывать профессиональное общение на принципах стремления к сотрудничеству и взаимоуважению.

Языковое образование в вузе направлено также на научно-профессиональную сферу, что предполагает владение навыками извлечения информации научно-профессиональной направленности из иноязычных источников, монологических высказываний, участия в диалоге, дискуссии, выступлений на конференциях, делового общения и др.

Реализация вышеуказанных задач связана с необходимостью внедрения и реализации новых подходов, инноваций в образовательный процесс. Понятие «инновация» имеет смысловое значение не только как создание и распространение новшеств, но и как преобразование, изменение в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан [1, с. 17].

Современные педагогические технологии во многом ассоциируются с инновациями, предполагающими внедрение и распространение в практической образовательной деятельности новшеств, новых идей. Понятие

О Привалова И.В., 2021

инновации в образовании связано не только с подготовкой личности, способной к научно-профессиональной деятельности, но и с обновлением целей, содержания, методов и форм педагогической работы, а также с внедрением прогрессивных научных разработок в дело образования.

Термин технология уже давно получил трактовку много более широкую, нежели первоначальное, связанное с применением ТСО. Многие исследователи сформулировали свои определения понятию «педагогическая технология», приведем некоторые из них.

В.П. Беспалько рассматривает педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, а также как проект педагогической системы, реализуемый на практике [2, с. 78]. Б.Т. Лихачев полагает, что педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [7, с. 104]. Согласно М.В. Кларину, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [6, с. 17]. Г.К. Селевко говорит, что педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регу-лятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения [8, с. 16]. По мнению М.А. Чошанова, обучающая технология системно интегрирует целевой, содержательный, процессуальный и оценочный компоненты процесса обучения и гарантирует достижение учащимися четко определенных результатов обучения [11, с. 38]. В.И. Загвязин-ский считает педагогическую технологию системной проектировочной деятельностью, позволяющей запрограммировать образовательные ситуации, деятельностью субъектов обучения, со значительной степенью вероятности гарантирующей желаемые результаты [5, с. 97]. В.А. Сластенин рассматривает педагогическую технологию как строго научное проектирование и точное воспроизведение гаран-

КИЕ НАУКИ -

тирующих успех педагогических действий, предполагающее присовокупление к методике личности педагога во всех ее многообразных проявлениях [9, с. 335].

обобщив определения, которые предлагаются разными исследователями, можно сказать, что технология является техническим методом реализации практической цели, в основе которого лежат целесообразность, связь учения и преподавания, конкретные цели, тематический план, средства контроля, мотивация, воспроизводимость, четко обоснованные критерии обратной связи.

Целью данной статьи является анализ некоторых современных технологий с точки зрения целесообразности их применения в процессе преподавания иностранного языка (ИЯ) в вузе. ИЯ призван стать для студента средством образования и развития, ключом к освоению принципов межкультурного и профессионального общения, а также инструментом получения знаний на ИЯ.

Говоря о группе личностно ориентированных инновационных технологий, нужно заметить, что они связаны в основном с межкультурной коммуникацией, социально-психологическими и культурологическими знаниями. Хорошо известными личностно ориентированными технологиями являются технология проектного обучения и модульная технология. На придание обучению творческого характера направлена технология креативного обучения иностранным языкам (С.Л. Буковский).

В основу креативной технологии положено широкое толкование творчества как деятельности в ситуациях неопределенности, направленной на получение результатов, обладающей объективной или субъективной новизной [3, с. 137]. Практическое развитие креативности студентов предполагает развитие умений мыслить творчески, усиление внешней и внутренней мотивации и работу по достижению коммуникативной компетенции.

Перед преподавателем стоит задача активизации интереса студентов к иностранному языку без явного внешнего воздействия, посредством упражнений, направленных на развитие творческого мышления, предполагающих активную эмоциональную составляющую, ситуации поиска, интуитивную деятельность, игровые моменты, самостоятельность. Преподаватель создает условия, требующие решения общеобразовательных, профессиональных, коммуникативных задач; в его арсе-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

нале должны быть приемы, связанные с созданием на занятиях условий конкуренции или соперничества, применением видов деятельности с опорой на воображение. Студентам предоставляются возможности неожиданного восприятия обычных явлений, проявления независимости в решении учебных задач, самоконтроля, а также «догадки» в случаях недосказанной информации и др. [3].

Целью применения технологии полного усвоения знаний (Дж. Кэрол, Б. Блум, Дж. Блок, Л. Андерсон, М.В. Кларин) является достижение всеми обучаемыми четко определенного уровня знаний и умений. В ее основе лежит принцип потенциальной способности каждого студента освоить заданный материал и сформулированные критерии для каждого этапа обучения. Компонентами содержания дисциплины являются мелкие учебные блоки и элементы, рассчитанные на 3-6 занятий, характеризующиеся завершенностью. При работе с такими учебными единицами студенты всегда ориентированы на результат. Итоговый тест проводится только после коррекционной работы с группами студентов, не достигших полного усвоения, что выявляется результатами диагностических тестов.

Данная технология является ярким примером реализации индивидуального подхода в образовании. С этим подходом связана еще одна технология - технология разноуровне-го обучения, при которой изучение ИЯ в вузе предполагает деление студентов на группы с разными уровнями сложности (А, В, С). В то время как темы, зафиксированные в программах обучения, остаются едиными, оценивание деятельности студентов происходит с учетом усилий, приложенных для освоения материала. Распределение по группам осуществляется на основе тестов, анкетирования, личных бесед и т. д. К преимуществам разноуровневой технологии относят свободу действий студентов, освоение материала с элементами индивидуальной программы, минимизацию страха ошибки, а также повышение ответственности студентов.

Группа профессионально ориентированных инновационных технологий направлена в первую очередь на достижение профессиональных компетенций, включающих социальную, специальную и индивидуальную компетентности. При таком подходе язык является и инструментом, и целью обучения.

К этой группе технологий относят технологию контекстного обучения, развитие кри-

тического мышления через чтение и письмо, метод кейс-стади, а также Европейский языковой портфель.

Контекстное обучение (А.А. Вербицкий) представляет собой технологию, в которой все виды деятельности (базовые и дополнительные) направлены на формирование системы, которая придает обучению творческий характер, формирует системное мышление, развивает профессиональный и познавательный интерес у студентов, формирует умения социального взаимодействия, командной работы. Ситуация в данной технологии моделирует реальную деятельность специалиста.

Технология кейс-стади, представляющая обучение на практических примерах, направлена на развитие у студентов способности принимать обоснованные решения за ограниченный период времени. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо нацелено на формирование активных аналитических и коммуникативных способностей обучающихся. Студенты учатся видеть связь между теорией и фундаментальным подходом и прикладными исследованиями и практикой, а также выстраивать и контролировать индивидуальные программы обучения.

Использование технологии Европейского языкового портфеля (European Language Portfolio), введенного в применение отделом Политики языков Совета Европы, позволяет модернизировать процесс языковой подготовки студентов. ELP может использоваться как база для «лингводидактических моделей, обеспечивающих технологизацию компетентностно-го подхода в процессе языковой подготовки в неязыковом вузе» [1, с. 278].

Электронные образовательные ресурсы и информационные педагогические технологии актуальны для высшей школы сегодняшнего дня. Их применение носит все более системный характер, оно направлено на формирование целостной электронной образовательной среды, связанной с укреплением межвузовских объединений, стимулированием обмена ресурсами, повышением уровня академической мобильности студентов и научных кадров. Гуманитарная направленность образования способствует использованию потенциала дисциплины «Иностранный язык» для мотивации познания и освоения иноязычных культур.

Информационным технологиям можно отводить роль не только информационного источ-

ника, но и инструмента формирования аутентичной среды общения, что важно при изучении ИЯ. Использование технических средств интенсифицирует и оптимизирует процесс обучения. Применение данных технологий усиливает общую мотивацию, делает обучение более активным, наглядным, индивидуализированным, вариативным, хотя предполагает при этом наличие солидной материально-технической базы.

Интернет-технологиям отводится сегодня роль средства обучения, предмета обучения, средства решения профессиональных задач. Интересным примером реализации блог-технологии в рамках изучения ИЯ в вузе является создание блога учебной группы. Подобный блог есть результат коллективного труда, в нем студенты из одной группы размещают свои работы с целью дальнейшего обсуждения и осуществления других видов учебной деятельности [4].

Особую актуальность приобретает технология дистанционного обучения, представляющая набор информационных технологий, с помощью которых студенты получают учебный материал, интерактивное взаимодействие с преподавателем, возможности для самостоятельной работы. Все это реализуется посредством дистанционных курсов, электронной почты, сайтов, веб-страниц и т. д.

Одним из видов дистанционного обучения является электронное обучение, реализующееся в использовании электронных учебников, электронных образовательных услуг и информационных электронных технологий. К очевидным плюсам использования данных технологий относятся:

- доступность;

- мобильность;

- модульность;

- адаптивность;

- социальное равноправие;

- технологичность;

- возможность творческой реализации.

Использование педагогических технологий при обучении иностранному языку студентов (в частности, неязыковых факультетов вуза) способствует выполнению следующих общих задач сегодняшней системы высшего образования:

1) направленность системы образования на формирование многосторонней гармонично развитой личности специалиста посредством уважения и учета его способностей, ценностных ориентиров, мотивов, возможностей самообучения;

кие науки -

2) ориентация на требования ФГОС ВО, а также запросы общества, работодателей и рынка труда;

3) усиление иноязычной подготовки студентов, направленной на приближение к международным стандартам;

4) создание условий для вариативного и непрерывного обучения; формирование социально значимых компетенций наряду с профессионально значимыми.

Выводы по нашей статье могут быть представлены следующими положениями.

1. В основе современных образовательных технологий, применяемых при обучении иностранному языку на неязыковых факультетах вуза, лежит системный подход, предполагающий комплексное, гармоничное взаимодействие отдельных систем, к которым может быть отнесен вуз, отдельная академическая группа и т. д.

2. Использование современных технологий связано с осуществлением образовательного процесса как продукта четкого предварительного планирования и проектирования, что, в свою очередь, обусловливает предсказуемость и отсутствие педагогического экспромта в ходе обучения. Подобное проектирование связано с переходом от разработки поурочных планов и методических рекомендаций к структурированию и формированию содержания работы самого студента, что обусловливает высокий уровень и стабильность успеха.

3. Важной составляющей современной технологии является целеобразование. Этот ключевой элемент связан с диагностикой це-леобразования, качественным контролем процесса и результатов усвоения знаний, целостным развитием личности студента. Результат обучения выражается в действиях обучаемых, характеризующихся четко определенными признаками.

4. Практическое применение современных технологий, проектирование педагогической деятельности направлено на реализацию принципа структурной и содержательной целостности процесса образования во всех его аспектах.

Использование инновационных технологий в процессе преподавания ИЯ делает его более динамичным, индивидуализированным и эффективным, а также повышает мотивацию студентов к совершенствованию навыков владения ИЯ и актуализирует практическую направленность в обучении. Новые технологии

известия вгпу

делают универсальным содержание высшего образования в целом, они способствуют академической свободе и равноправию.

список литературы

1. Айнутдинова И.Н. Инновационные технологии в обучении иностранным языкам в вузе: интеграция профессиональной и иноязычной подготовки конкурентоспособного специалиста: (зарубежный и российский опыт): настольная книга педагога-новатора. Казань, 2011.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. М., 1989.

3. Буковский С.Л. Метод и технологии креативного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // Преподаватель XXI век. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/metod-i-tehnologii-kreativnogo-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 05.11.2020).

4. Дронов И.С. Блог учебной группы как одна из современных интернет-технологий в обучении иностранному языку [электронный ресурс] // Вестн. Тамб. гос. ун-та. 2019. № 180. URL: https://cyberleninka.ra/article/n/blog-uchebnoy-grup py-kak-odna-iz-sovremennyh-internet-tehnologiy-v-ob uchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 05.11.2020).

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.

6. Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989.

7. Лихачев Б.Г. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., 1992.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 1998.

9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М., 2013.

10. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

11. Чошанов М.А. Дидактика и инженерия. М., 2010.

* * *

1. Ajnutdinova I.N. Innovacionnye tekhnologii v obuchenii inostrannym yazykam v vuze: integraciya professional'noj i inoyazychnoj podgotovki konku-rentnosposobnogo specialista: (zarubezhnyj i rossij-skij opyt). Nastol'naya kniga pedagoga-novatora. Kazan', 2011.

2. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskie tekhnologii. M., 1989.

3. Bukovskij S.L. Metod i tekhnologii kreativno-go obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom

vuze [Elektronnyj resurs] // Prepodavatel' XXI vek. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/me tod-i-tehnologii-kreativnogo-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-neyazykovom-vuze (data obrashcheniya: 05.11.2020).

4. Dronov I.S. Blog uchebnoj gruppy kak odna iz sovremennyh internet-tekhnologij v obuchenii ino-strannomu yazyku [Elektronnyj resurs] // Vestn. Tamb. gos. un-ta. 2019. № 180. URL: https://cyber leninka.ru/article/n/blog-uchebnoy-gruppy-kak-odna-iz-sovremennyh-internet-tehnologiy-v-obuchenii-ino strannomu-yazyku (data obrashcheniya: 05.11.2020).

5. Zagvyazinskij V.I. Teoriya obucheniya: sovre-mennaya interpretaciya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M., 2001.

6. Klarin M.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya. M., 1989.

7. Lihachev B.G. Pedagogika: kurs lekcij: ucheb. posobie dlya studentov ped. ucheb. zavedenij i slushatelej IPK i FPK. M., 1992.

8. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: ucheb. posobie. M., 1998.

9. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / pod red. V.A. Slastenina. M., 2013.

10. Ter-Minasova S.G. Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikaciya. M., 2000.

11. Choshanov M.A. Didaktika i inzheneriya. M., 2010.

Modern pedagogical technologies in foreign language teaching of the students of nonlinguistic departments of universities

The article deals with the issues associated with the use of the modern pedagogical technologies and the necessity of the activization of the communicative and intercultural orientation in the process offoreign language teaching of the students of the nonlinguistic departments of the universities. There is given the comparative analysis of some efficient technologies, there is substantiated the topicality of the tasks of the use of the innovative technologies in the conditions of the modern university.

Key words: pedagogical technology, foreign language teaching, nonlinguistic departments of university, innovations, personality oriented technologies, professionally oriented technologies.

Статья поступила в редакцию 29.12.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.