Научная статья на тему 'Применение современных образовательных технологий в области духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности'

Применение современных образовательных технологий в области духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CIVIL HARMONY AND TOLERANCE / CITIZEN / CITIZENSHIP / IDENTITY CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукушкина И.Н., Дмитриева В.В., Шарапова М.А., Мацько Е.В., Марченко Н.А.

В статье описывается актуальность формирования гражданского согласия и толерантности во внеурочной деятельности. Описан статус гражданина, который не может существовать без сформированной ещё с младшего школьного возраста гражданственности. Подведение итога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кукушкина И.Н., Дмитриева В.В., Шарапова М.А., Мацько Е.В., Марченко Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE CLASSROOM AND IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article describes the relevance of the formation of civil consent and tolerance in extracurricular activities. The article describes the status of a citizen who cannot exist without citizenship formed from the primary school age. Summation

Текст научной работы на тему «Применение современных образовательных технологий в области духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности»

PEDAGOGICAL SCIENCES

THE APPLICATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE CLASSROOM AND IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Kukushkin, I.

Deputy Director at UMR, a speech therapist, MBOU SOSH 22, Krasnodar

Dmitrieva V.

English teacher MBOU SOSH № 22, St. Petersburg

Sharapova M.

English teacher MBOU SOSH № 22, St. Petersburg

Matsko, E.

primary school teacher of MOU SOSH № 22, St. Petersburg

Marchenko N.

math teacher MBOU SOSH № 22, St. Petersburg

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кукушкина И.Н.

заместитель директора по УМР, логопед МБОУ СОШ 22, г. Краснодар

Дмитриева В.В.

учитель английского языка МБОУ СОШ № 22, г. Краснодар

Шарапова М.А

учитель английского языка МБОУ СОШ № 22, г. Краснодар

Мацько Е.В.

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 22, г. Краснодар

Марченко Н.А.

учитель математики МБОУ СОШ № 22, г. Краснодар

Abstract

The article describes the relevance of the formation of civil consent and tolerance in extracurricular activities. The article describes the status of a citizen who cannot exist without citizenship formed from the primary school age. Summation. Аннотация

В статье описывается актуальность формирования гражданского согласия и толерантности во внеурочной деятельности. Описан статус гражданина, который не может существовать без сформированной ещё с младшего школьного возраста гражданственности. Подведение итога.

Keywords: civil harmony and tolerance, citizen, citizenship, identity correction.

Ключевые слова: гражданское согласие и толерантность, гражданин, гражданственность, личность, коррекция.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Важно уметь обращаться к своим корням, к своей исконной культуре. Кроме того, она и многофункциональна. Среди множества выполняемых ею функций одной из важнейших является регулятивная функция, в той или иной степени определяющая поведение людей. Оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь поведение, которое А.Г. Асмолов называет

социотипическим поведением личности. Это то поведение, которое выражая «типовые программы данной культуры» и регулируя поведение в стандартных для данной общности ситуациях, освобождает индивида от принятия индивидуальных решений [1,2,4]. Так как «социотипическое поведение пригнано к определенному образу жизни, оно дает сбой тогда, когда человек сталкивается с нестандартной ситуацией, в частности попадает в другую культуру» [1, с. 102]. Такими программами, регуляторами поведения являются, в первую очередь, традиции. Традиция каждой культуры имеет целостный характер и представляет собой сложную систему взаимосвязанных между собою элементов -обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений, являющихся регуляторами поведения человека.

Идеологической и методологической основой новой школы является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Главной целью духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России считается воспитание активного, инициативного самостоятельного гражданина, полноценного культурного человека, семьянина и мастера в своем деле, способного к постоянному самосовершенствованию.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Образовательные технологии в области духовно-нравственного воспитания на уроках математики, английского языка, кубановедения очень разнообразны в них соединяются: - структурно-ориентированные дисциплины - биология, экология, охрана природы, география, физика, позволяющие изучить устройство мира; - смысло-ори-ентированные - литература, искусство, помогающие ребенку ощутить «себя в мире», вписать личность в мировой и национальный культурный процесс; - позиционно-ориентированные - история, обществознание, предполагающие коммуникативно-диалоговый способ моделирования окружающей действительности. Ни для кого не секрет, что школьники относятся к Кубановедению как «второстепенному» предмету, по которому не нужно сдавать экзамены, отсутствует учебник, изучается 1 час в неделю, поэтому на примере преподавания предмета кубановедения покажем применение современных образовательных технологий. Отсюда не только низкая мотивация к обучению, но и низкое качество знаний в этой области. Кубановедение - курс, который направлен не только на овладение знаниями о богатстве и разнообразии флоры и фауны Кубани, но и на развитие коммуникативной компетенции и практическое применение приобретенных знаний и умений. Возникает педагогическое противоречие между требованиями к результату и имеющимся результатом. В поисках способа разрешения этого противоречия, опорной школой была изучена методическая литература, проанализирован имеющийся педагогический опыт, апробированы приемы различных педагогических технологий. Обобщив результаты собственного поиска, мы пришли к выводу, что оптимальным решением поставленной цели будет использование технологии проектно-исследовательской деятельности. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Историческое преподавание в школе страдает, прежде

всего, дроблённостью материала, событий. Нередко изученное на прошлых уроках ученик забывает еще до того, как узнает, к каким результатам приведет причинно-следственная связь. Если материал просто передается через лекцию, рассказ, беседу, то это может запутать ученика. Поэтому разработана система использования знаков-опор. В своей системе работы для решения проблемы запоминания материала, предлагаем использовать ико-ническое моделирование. Это и есть составление опорного сигнала для запоминания изучаемого текста, с помощью системы знаков, имеющих реальное сходство с изображаемым объектом. Поэтому главная цель данной работы является - повышение уровня знаний и интереса у учащихся к предмету Кубановедения.

В практике понимаем познавательный интерес как «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».

В педагогической практике можно выделить три основных мотива, побуждающих школьников учиться.

Задумываясь мыслью, как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентиро-ванный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Для этого нужны новые формы ведения уроков - инновационные уроки. Инновационный урок - это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени

Выделяют следующие виды инновационных уроков: уроки самостоятельной деятельности; исследовательские; на основе групповой технологии; проблемные; на основе проектной деятельности [3].

Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии - обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.

Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение.

Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

Например: на уроке по теме «Население Бату-ринской и Брюховецкого района» (8 класс) проводится групповая игра "Паутина предрассудков".

Цели:

вызвать у обучающихся желание поддержать человека, являющегося "объектом" негативных этнических стереотипов и предрассудков;

дать участникам возможность захотеть и научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным стереотипами и предрассудками.

Необходимые материалы: моток тесьмы (или веревки).

Ход упражнения.

Педагог просит учеников вспомнить и назвать какой-либо народ, который традиционно является объектом насмешек и анекдотов. Например, называют "лиц кавказской национальности". Учитель предлагает нескольким учащимся сыграть роли этих народов. Вызванный ученик садится в центр круга на стул, а остальные начинают рассказывать о названной этнической группе анекдоты, основанные на негативных стереотипах и предрассудках, или высказывать бытующие негативные стереотипы и представления. После каждого негативного высказывания педагог обматывает ученика, представляющего "народ", веревкой, как бы опутывая его "паутиной предрассудков" до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться. Преподаватель просит рассказать его о своих ощущениях и переживаниях, а затем обращается к остальным учащимся с вопросами: «Какие у вас возникли чувства? Вы бы хотели оказаться в роли такого "народа"?». У школьников возникает желание распутать "народ". Для этого учитель предлагает всем вспомнить что-то хорошее об этом "народе", его культуре. Ученики по очереди высказываются, а педагог в это время постепенно распутывает "паутину". Упражнение заканчивается, когда "народ" полностью освобожден от "паутины предрассудков".

В результате применения данного метода происходит важный психологический процесс - стремление вникнуть в психологию своего образа, проводя при этом самоанализ, самооценку, а это уже характеризует более высокую ступень в движении к самопознанию и самовоспитанию.

Метод «Эмпатии» вполне применим и для «вживания» учащихся в изучаемые объекты предметного мира этнокультур. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Так, можно предложить детям рассказать от имени какого-либо объекта (например, предмета быта, блюда национальной кухни) историю своего происхождения, назначения, раскрыть культурный контекст, в котором он принимает участие.

Уроки самостоятельной деятельности -

форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Данные уроки играют большую воспитательную роль.

При подготовке к урокам данного вида необходимо изучить уровни общеучебных умений и навыков учащихся, их способности к самостоятельной работе; определить содержание и направленность самостоятельной деятельности учащихся.

Для каждого ученика разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала;

литература и дидактический материал; технико-технологические средства учебного процесса. Каждому ученику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме.

Исследовательский урок - это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока - использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

В основе такого урока - организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.

Цель деятельности учащихся на исследовательском уроке - получение конкретного результата (продукта). Отличительные особенности технологии такого продуктивного (нацеленного на получение продукта) обучения: самостоятельная учебная деятельность школьника, тесно связанная с его реальной трудовой деятельностью; ориентация учебы и труда на конечный результат, смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.

Идеология продуктивного образования раскрывает широкие возможности для обучения учащихся вне стен классов, программ школ.

Например: исследование по теме «Хозяйственный уклад в жизни населения Кубани» (8 класс), «Национальный костюм» (5класс), «Православные праздники на Кубани» (6 класс), «Фольклорная экспедиция» (6 класс). Данная работа побуждает учащихся к поиску и исследованию традиций кубанской семьи, обычаев, устного народного творчества, казачьих костюмов в разные периоды времени, предметов быта и формирует духовно -нравственные ценности.

Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся

к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности.

Преимущества метода проектов: системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" его интерес к другим дисциплинам;

развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных;

развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков;

развитие уверенности в своих силах. Дети учатся подходить к окружающему их миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.

Например: «Памятник поставят исполину -мальчику с винтовкою в руках» (7 класс) - проект «Памятник жертвам фашизма в Великой Отечественной войне», знаменитые люди Кубани - проект «Спортивные надежды Кубани» (5, 9 классы). «Мир животных и растений моей малой Родины» -проект «Пути решения экологических проблем микрорайон школы» (6 класс), - проект «Будущее -за нами»

Проблемные уроки - форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения - активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей.

Проблемное обучение - это, прежде всего, обучение умению находитьновые способы решения сложившихся противоречий. Задача учителя - организовать учебную деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах урока. Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным: одни решают, используя вопросы и ответы; другие - методом анализа ситуации; третьи - методом диагностики и выводов; четвертые - подбором и т. д.

Без знаний закономерностей мыслительной деятельности обучающихся дать урок проблемного обучения практически невозможно.

Например: «Экологические проблемы малой Родины и пути их решения» (11 класс), «Географический портрет Краснодарского края, проблемы и

перспективы развития территории» (9 класс), «Кубань православная. Действующие православные храмы станицы и края» (10 класс).

На занятиях использую ИКТ, что позволяет совершать виртуальные экскурсии. Разрабатываю к ним презентации. Это позволяет сделать процесс обучения более наглядным и содержательным.

Таким образом, уроки кубановедения - один из важнейших элементов исторического образования в школе. Изучение краеведческого материала, знакомство с историей Кубани помогает конкретизировать факты истории России, углубить знания, повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать нравственные качества личности: патриотизм, любовь и чувство гордости за свою Родину.

С учетом вышесказанного учебно-воспитательный процесс в школе необходимо организовать так, чтобы дети могли присваивать духовные, материальные и соционормативные ценности культуры определенного региона, многонационального общества. Для этого учащиеся должны изучать основные виды культуры этносов, проживающих на одной территории: язык, изобразительное искусство, литературу, музыку, графику, скульптуру, театр, фольклор, этикет, декоративно-прикладное искусство; традиции, ритуал, обычаи, нравы, понятия и оценки; памятники истории и культуры родного края. То есть, организовать деятельность по интеграции региональной культуры и учебного процесса, что будет способствовать формированию у них начал гражданского согласия и толерантности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. - 254 с.

2. Ильченко Л.П. Взаимосвязь развития гражданского согласия и толерантности личности в процессе обучения в общеобразовательной и высшей школах. Анапа, 2012.

3. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя). - Смоленск, 2013.

4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. - М: Педагогика, 1987. - 144 с.

STRATEGIC PARTNERSHIP AS A FORM OF INTERACTION OF UNIVERSITIES IN THE EUROPEAN HIGHER EDUCATION AREA

Fedotkina O.

PhD in Economics, Assistant professor, Financial University under the Government

of the Russian Federation

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федоткина О.П.

к.э.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.