Научная статья на тему 'Виртуальная экскурсия как современное направление применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе'

Виртуальная экскурсия как современное направление применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1206
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / VIRTUAL TOUR / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SPACE / ВЕБ-САЙТ / WEBSITE / ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ / ELECTRONIC CATALOGUE.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горина С.Г., Сорочкина Е.М.

В статье представлен опыт педагогов МБОУ СОШ № 44 по применению виртуальных экскурсий в образовательном процессе. Подробно изложена классификация виртуальных экскурсий, их преимущества, технология создания. В качестве примера приводится работа учащихся 10 класса над виртуальной экскурсией, посвященной памяти тагильского краеведа Сергея Викторовича Ганьжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL TOUR AS A MODERN APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article presents the experience of teachers of school № 44 ON the use of virtual tours in the educational process. The classification of virtual tours, their advantages, technology of creation is described in detail. As an example, the work of students of grade 10 on a virtual tour dedicated to the memory of Tagil local historian Sergei Viktorovich Ganzhi.

Текст научной работы на тему «Виртуальная экскурсия как современное направление применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе»

Горина С.Г.

учитель

МБОУ СОШ № 44, г. Нижний Тагил г. Нижний Тагил, Россия Сорочкина Е.М.

Учитель

МБОУ СОШ № 44, г. Нижний Тагил г. Нижний Тагил, Россия

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В статье представлен опыт педагогов МБОУ СОШ № 44 по применению виртуальных экскурсий в образовательном процессе. Подробно изложена классификация виртуальных экскурсий, их преимущества, технология создания. В качестве примера приводится работа учащихся 10 класса над виртуальной экскурсией, посвященной памяти тагильского краеведа Сергея Викторовича Ганьжи.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, интерактивные технологии, информационное пространство, веб-сайт, электронный каталог.

Gorina S. G.

teacher

MBOU SOSH № 44, Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia Sorochkina E.M.

Teacher

MBOU SOSH № 44, Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia

VIRTUAL TOUR AS A MODERN APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL

PROCESS

Abstract

The article presents the experience of teachers of school № 44 ON the use of virtual tours in the educational process. The classification of virtual tours, their advantages, technology of creation is described in detail. As an example, the work of students of grade 10 on a virtual tour dedicated to the memory of Tagil local historian Sergei Viktorovich Ganzhi.

Keywords: virtual tour, interactive technologies, information space, website, electronic catalogue.

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из самых актуальных в возрастной психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его деятельности, активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности [1, с. 67].

Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. Информационные технологии в образовательном процессе совершенствуют способы и средства организации деятельности учащихся, обеспечивают всестороннее развитие личности подростка, а также готовят его к жизни в информационном обществе.

Использование интерактивных технологий является эффективным средством развития познавательных интересов современных школьников [2, с. 143].

Главной целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, учащиеся и их родители.

Познавательный интерес современного школьника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий, которые, в свою очередь, довольно успешно позволяют осуществлять разные формы образовательной деятельности. Также стоит отметить, что такая форма экскурсии значительно отличается от реальной экскурсии - виртуальным отображением реально существующих объектов.

Мультимедийная виртуальная экскурсия представляет собой программно -информационный продукт в виде гипертекста, предназначенный для интегрированного представления материалов экскурсии. В общем виде в таком программном продукте, гипертекст состоит из информационных фрагментов, связанных между собой направленными переходами - ссылками. Пользователь движется по этим переходам от фрагмента к фрагменту точно так же, как во время реальной экскурсии переходит от объекта к объекту и узнает о них нечто новое. Тогда это становится способом формирования универсальных компетенций (информационной, коммуникативной, решения проблем и др.).

Преимуществами виртуальных экскурсий являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Виртуальная экскурсия позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.

С помощью компьютера виртуальная экскурсия позволяет ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации;

Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний учащихся по использованию современных компьютерных технологий, включить учащихся в активную деятельность (наблюдение, изучение, исследования объектов).

Использование виртуальных экскурсий повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию.

Виртуальные экскурсии - один из самых эффективных и убедительных способов представления информации, прекрасная возможность познания мира, окружающего для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с учащимися: его активность уступает место активности школьников, задача взрослого - создать условия для их инициативы, побуждать подростков к самостоятельному поиску, исследованию.

По классификации проектов виртуальные экскурсии можно отнести к информационным проектам, которые требуют сбора информации, ознакомления с ней заинтересованных лиц. Анализ и обобщение фактов схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью.

Как и при разработке любого проекта, в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий добиться успешного результата.

Для эффективной разработки экскурсионной темы создаются творческие группы учащихся из 5-7 человек. Целесообразно каждому члену творческой группы дать отдельное задание с учетом его интересов и возможностей. Далее весь материал объединяется и редактируется руководителем, которого выбирают члены группы.

Группа проводит предварительную работу - разработку темы, определение целей и задач, отбор объектов, на которых будет построена экскурсия. Затем группа приступает к составлению экскурсионного маршрута, способствующего раскрытию темы. Маршруты виртуальных экскурсий могут строиться по хронологическому, тематическому, комплексному (тематико-

хронологическому) принципам. Следующий этап в разработке виртуальной экскурсии - подготовка ее текста, определение техники ведения виртуальной экскурсии. Заключительным этапом является демонстрация экскурсии [3, с. 35].

В МБОУ СОШ № 44 был создан школьный виртуальный музей в 2014 году. Структура сайта включает в себя такие страницы, как: История создания школы, Страница памяти Г.Д. Лавровой, Директора школы, Галерея выпускников, Галерея учителей, Школьная экономическая компания. В 2017 году на сайте школьного виртуального музея появилась новая страница -Виртуальные тематические экскурсии.

Одна из виртуальных экскурсий разработана учениками 10 А класса и посвящена памяти тагильского краеведа Сергея Викторовича Ганьжи. Инициатором создания данной экскурсии выступил его внук, Артем Ганьжа.

В первую очередь автор заполнил страницу, которую назвал «Биография тагильского краеведа С.В. Ганьжа». На этой странице размещена информация о детстве, юности, выборе профессионального пути, карьере в органах госбезопасности, о семейной жизни и увлечении краеведением. Здесь же пользователи могут познакомиться с фотографиями краеведа, его семьи. Экскурсия сопровождается аудиофайлом «Биография С.В. Ганьжи»

На второй странице размещен электронный каталог публикаций С.В. Ганьжи, посвященных истории родного края.

Третья страница посвящена отзывам людей, знавших С.В. Ганьжу.

Материал экскурсии адресован, в первую очередь, ученикам 10 -11 классов, изучающих предмет «История Урала» и всем интересующимся данной темой. Ознакомившись с материалами экскурсии, любой желающий получает возможность подробно изучить по публикациям С.В. Ганьжи историю родного края. Работа над созданием виртуальной экскурсии для учеников 10 класса была полезной и интересной. В ходе неё они научились работать с конструктором сайтов, создавать электронные страницы, записывать и монтировать аудио и видеофайлы, систематизировать и оцифровывать исторические источники, работать с электронным каталогом. Данный вид работы увлёк учащихся 10 А класса настолько, что они планируют продолжить деятельность по созданию виртуальных экскурсий о других тагильских краеведах.

Разработка виртуальных экскурсий способствует воспитанию у школьников нравственных качеств, содержанием которых является любовь к отечеству, гордость достижениями своего города.

Работа над созданием виртуальных экскурсий имеет большой профориентационный эффект, т.к. позволяет учащимся познакомиться на практике с такими профессиями, как дизайнер веб-сайтов, музейный работник, педагог, социолог.

Итак, анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васева Е.С. Информационная система как средство усвоения основной образовательной программы студентами, обучающимися по направлению «управление персоналом» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 4. С. 55-59.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, -1991.- 378 с.

3. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. М. -2007.- 214 с.

4. Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. -2002. - №5. - С. 34 - 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.