Mikhalchi Ekaterina Vladimirovna APPLICATION OF SCREENING .
UDC 159.913
ПРИМЕНЕНИЕ СКРИНИНГ-МЕТОДИК ДЛЯ ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУППАХ
© 2019
Михальчи Екатерина Владимировна, старший преподаватель
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Россия, Москва, проспект Вернадского, 82, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассмотрены психологические методики и тесты, которые могут применяться для скрининга психофизического состояния у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также у учащихся из условно здоровой группы. Применение этих методик в ходе учебного процесса и при психолого-педагогическом сопровождении преподавателями и психологами в организациях высшего образования позволяет оценить восприятие и общее психофизическое состояние студентов, работу их анализаторных систем, работу и сохранность функций головного мозга учащихся, психоэмоциональное состояние конкретного индивида. Автор проводит обзор психологических методик и тестов для оценки разных типов восприятия у учащихся и других психофизических и когнитивных показателей. Также в статью включены примеры использования двух методики -оценки индивидуальной минуты и индивидуального расстояние, которые разработаны и апробированы автором на практике при работе в инклюзивных группах студентов в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Предлагаемые психологические методики и тесты не требуют специальной подготовки преподавателя к их использованию, но при этом дают надёжные результаты и помогают выявить учащихся с особенностями восприятия, нарушениями некоторых когнитивных функций, пониженным уровнем здоровья и другими образовательными проблемами.
Ключевые слова: студенты с ОВЗ и инвалидностью, теппинг, треугольник Каниша, индивидуальная минута.
APPLICATION OF SCREENING METHODS FOR ASSESSING THE PSYCHOPHYSICAL CONDITION OF STUDENTS IN INCLUSIVE GROUPS
© 2019
Mikhalchi Ekaterina Vladimirovna, lecture
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (119571, Russia, Moscow, avenue Vernadskogo, 82, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with psychological methods and tests that can be used for screening the psychophysical state of students with disabilities, as well as students from a conditionally healthy group. The use of these techniques in the course of the educational process and with psychological and pedagogical support by teachers and psychologists in higher education organizations makes it possible to assess the perception and general psychophysical state of students, the work of their analyzer systems, the work and preservation of brain functions of students, the psycho-emotional state of a particular individual. The author conducts a review of psychological methods and tests for assessing different types of perception in students and other psychophysical and cognitive indicators. The article also includes examples of the use of two methods - the assessment of individual minutes and individual distances, which were developed and tested by the author in practice when working in inclusive groups of students at the Institute of Business Administration of the RANEPA. The proposed psychological methods and tests do not require special training of the teacher to use them, but they also provide reliable results and help to identify students with perceptual features, impaired certain cognitive functions, poor health and other educational problems.
Keywords: students with disabilities, tapping, Kanishan triangle, individual minute.
Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. В условиях работы в инклюзивных группах преподаватель сталкивается с необходимостью выбора специальных методов и подходов к обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью, учёта возможностей и потребностей учащихся с нарушениями в здоровье разных нозологических групп, применения здоровьесберегающих технологий обучения и форм психолого-педагогического воздействия на учащихся, отбора участников для научных конференцией и профессиональных конкурсов. Реализация этих задач может быть затруднена тем, что преподаватель испытывает ряд ограничений: информационные - ему недоступны сведения об имеющихся ограничениях в здоровье учащихся и их актуальном самочувствии в период обучения; психологические - студенты часто диссимулируют свое состояние и не получают ожидаемой ответной реакции и поддержки от преподавателя; методические - преподаватель может испытывать затруднения в применении специальных методов, подходов и практического опыта обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью разных нозологических групп. Вследствие воздействия этих ограничений учащиеся с пониженной мотивацией к обучению, с проблемами в самоорганизации и в самообучении, с ослабленным здоровьем и ограничениями возможностей здоровья, психоастеническими проявлениями и негативными психологическими установками, минимальными проявлениями мозговой дисфункции и
соматическими нарушениями оказываются в «группе риска» и могут не успевать по ряду учебных дисциплин.
Сталкиваясь с этими барьерами на практике, обсуждая особенности обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью на курсах повышения квалификации, научно-практических семинарах и конференциях, преподаватели часто задают вопрос: «Как выделить из общей группы лиц с психофизическими нарушениями и психоэмоциональными особенностями, чтобы организовать для них соответствующее педагогическое сопровождение и применять специальные методы обучения?» Преподаватель имеет право получить информацию о психофизическом состоянии студентов, обучающихся в инклюзивных группах, у сотрудников деканатов и/или центров инклюзивного образования. Однако медицинские сведения о состоянии здоровья студентов являются врачебной тайной [1] и кроме данных о наличии инвалидности и группе инвалидности, не могут подлежать огласке. В некоторых случаях учащиеся, например с сенсорными нарушениями, могут сами сообщить преподавателю о своих особенностях и попросить предоставить им специальные условия, например, учебный материал в специальном формате и т.д.
Однако не только учащимся с ОВЗ и инвалидностью требуются специальные условия для обучения, повышенное внимание, дополнительная проработка сложных разделов изучаемого материала, консультации, возможность общения с преподавателем и сотрудникам об-
разовательнои организации, контакты представителен учебного учреждения с родителями и представителями учащегося - все эти аспекты психологической и педагогической поддержки необходимы также и условно здоровым студентам, имеющим индивидуальные барьеры в обучении.
Актуальной проблемой является разработка скрининг-методик для использования преподавателями, сотрудниками центров инклюзивного образованиями, психологами в организациях высшего образования с целью определения психофизических нарушений у студентов, обучающихся в инклюзивных группах. Отметим, что практический опыт авторов статьи, полученный при проведении курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ряда организаций высшего образования г. Москвы по основам инклюзивного образования, показывает, что данное направление является востребованным среди преподавателей, и при этом мало разработанным в области педагогики и психологии инклюзивного образования в настоящее время.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является представление ряда экспресс-методик, которые могут применяться преподавателями, работающими как в инклюзивных группах, так и с условно здоровыми студентами; не требуют специальной подготовки ППС в области психологии и могут применяться в ходе учебного процесса по разным дисциплинам психолого-педагогического, спортивно-физического и других блоков. Эти методики отличаются простотой и быстротой применения и точностью скрининга, их можно предлагать студентам в форме психофизиологических тестирований, проб, заданий, в игровой форме. Они были разработаны и нашли свое применение в областях психологии здоровья, общей психофизиологии, психофизиологии профессиональной деятельности и психофизиологии здоровья, где используются достаточно давно и подтвердили свою надежность для оценки психофизического состояния операторов, диспетчеров, спортсменов с ОВЗ и инвалидностью и др. Авторы статьи также последние три года применяли эти методики в начале занятий у своих студентов в инклюзивных группах, и полученные результаты использовали при дальнейшей организации учебного процесса.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Приведенные ниже методики направлены на определение психофизического состояния у студентов, обучающихся в инклюзивных группах, и их адаптационных возможностей в условиях образовательной среды. Их рекомендуется применять для всех групп учащихся в начале учебного периода, далее через 2-3 месяца после начала семестра, в моменты повышенной нервно-эмоциональной нагрузки (при сдаче зачетно-экзаменационных сессий) для определения индивидуальных уровней адаптации учащихся и их текущего самочувствия. Данные методики имеют определенные ограничения: на основании результатов их использования не могут ставиться студенту и сообщаться другим учащимся какие-либо диагнозы или даваться рекомендации по лечению. Применение данных методик может являться основанием для выделения отдельных учащихся с низкими показателями тестов и/или неадекватными реакциями при участии в тестировании в «группу риска» для преподавателя или психолога, проводящего обследование, без непосредственного сообщения об этом учащемуся и студенческой группе.
Структура программы. Первой методикой, рассматриваемой для определения психофизического состояния студентов инклюзивных групп, будет оценка индивидуальной минуты (ИМ) личности.
Оценка индивидуальной минуты позволяет выявить как психосоматические нарушения у учащихся, так и состояния общей усталости, наличие стресса и высокой степени утомления. Как отмечает Рогов Е.И., имеется
связь «переоценок и недооценок временной длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому, таким образом подтвердив положение об эмоциональной детерминированности оценок времени» [2].
Человек может психофизиологически воспринимать временные отрезки на уровне ритмических процессов в организме или так называемых «биологических часов», к которым относятся ритм работы сердца, частота дыхания, ритмы «сна-бодрствования», ритм ходьбы, гормональные изменения [3].
При проведении исследований в инклюзивных группах студентов 1 курса бакалавриата Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации применялась следующая методика: при измерении индивидуальной минуты испытуемые имели 3 попытки, при которых ведущий опыта объявлял начало отсчета, а испытуемый сообщал об остановке отчета, когда, на его взгляд, протекали 60 сек. Ограничения по участию в исследовании с открытыми и закрытыми глазами, со счетом и без него не применялись. В ходе занятия замеры индивидуальной минуты студенты проводили друг у друга и фиксировали в разработанном авторами протоколе (табл. 1).
Таблица 1 - Протокол измерения индивидуальной минуты
ПолМ/ж Возраст
Другие сведения
Номер попвсши Нормативное время (се*_) Полученные результаты (сек.)
1 60
2 60
3 60
У студентов из условно здоровой группы, не имеющих сильной усталости, стрессовых состояний, других психоэмоциональных нагрузок, вирусных и/или инфекционных заболеваний и т.д. значения отклонений индивидуальной минуты от нормативного времени (60 сек.) не превышают +-5 сек. во всех трех попытках.
Если отклонение индивидуальной минуты от нормативной минуты находится в пределах от 5 до 18-20 секунд в сторону уменьшения и увеличения, то это может объясняться личными особенностями, усталостью, стрессом, плохим самочувствием студентов, влиянием на них условий, в которых проводился эксперимент, и другими факторами. Как отмечают исследователи: «Индивидуальная минута отражает психофизиологическое состояние организма и её величина пропорциональна степени эмоционального напряжения» [4].
Как показало проводимое обследование студентов, учащихся в инклюзивных группах, отклонения индивидуальной минуты от нормативного времени выше 20 секунд во всех трёх попытках, может означать наличие психофизического нарушения или сильного негативного эмоционального состояния.
Высокий уровень отклонений индивидуальной минуты от нормативного времени имеют лица с нарушениями зрения (даже не в сильной степени), а также учащиеся с психоэмоциональными расстройствами (расстройства аутистического спектра, психастенией, психопатией, высокой степенью тревожности). По результатам исследования восприятия времени у лиц с ОВЗ и инвалидностью, опубликованного авторами ранее, у лиц с расстройствами аутистического спектра в форме синдрома Аспергера отклонение индивидуальной минуты в среднем составило 136 сек. или 227% в сторону увеличения. То есть 1 минута у представителей этой группы равна примерно 2,5 астрономическим минутам; время ощутимо растянуто [5].
Сложности с восприятием и ориентацией во времени отмечали у себя лица с другими психологическими и неврологическими нарушениями, в частности, больные эпилепсией и тревожными расстройствами. Для них важной проблемой является «выпадение» из времени,
Mikhalchi Ekaterina Vladimirovna psychological
APPLICATION OF SCREENING ... science
когда какое-либо действие они могут совершать очень длительно, не замечая прошедшее время. Аналогичные отклонения в восприятии времени были выявлены и у лиц с эпилепсией и другими психическими отклонениями.
При взаимодействии с лицами с инвалидностью по зрению (слабовидящими и с тотальной слепотой) было замечено, что более длительные промежутки времени (30-40 мин) в процессе работы или учебы они воспринимают ошибочно (как 20 мин).
Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями не показывают стабильное отклонение ИМ и не отмечают сложностей с восприятием времени.
На студентах с нарушениями слуха данное исследование не проводилось, в связи с отсутствием выборки.
Стоит обратить внимание также на последовательность отклонений в оценке индивидуальной минуты у студентов, обучающихся в инклюзивных группах (табл. 2).
Таблица 2 - Примеры отклонений в оценке индивидуальной минуты у студентов, обучающихся в инклюзивных группах
Вариашы отклонений Номер попытки I. II. III.
1 56 сек 42 сек 64 сек
2 58 сек 78 сек 57 сек
3 63 сек 61 сек 55 сек
Выше представлены варианты отклонений в оценке индивидуальной минуты, полученные при обследовании студентов с разных психосоматическим статусом. При возрастающей и убывающей динамике (вар. I и III) у студентов наблюдается нормальное психоэмоциональное состояния и физическое развитие. В первом случае (вар. I) заметно влияние научения. Учащийся корректирует свое восприятие индивидуальной минуты и дает с каждой попыткой ответы, приближающиеся к нормативно-заданному времени. При убывающей динамике (вар. III) наблюдаются проявления проблем с концентрацией внимания и повышенная утомляемость психических процессов у условно здорового учащегося, что может быть связано и с общей усталостью и скукой, возникшими в ходе учебного процесса. Студент дает в начале ответ близкий к нормативному времени, но потом ему становится сложнее концентрироваться на процессе и удерживать внимание, поэтому его личные оценки индивидуальной минуты начинают убывать. Последний рассматриваемый случай (вар. II), при котором отклонения индивидуальной минуты от нормативной не составляют +-5 сек., но имеют «прыгающий» характер, указывает на наличие у студента нестабильного психоэмоционального состояния, возможных психофизических нарушений, акцентуаций в характере связанных с повышенной лабильностью психики. Студент с нестабильными оценками индивидуальной минуты и других показателей должен быть включен преподавателем в «группу риска».
Результаты изучения оценок индивидуальной минуты у студентов также могут использоваться для определения степени их адаптации к образовательной среде. В исследованиях других учёных были получены следующие зависимости оценки уровня адаптации к физическим и психическим нагрузкам студентов 1 курса факультета психологии и педагогики Сургутского института нефти и газа: высокий - 60-65 сек., средний -46,2-47 сек., ниже среднего - 40-31 сек., низкий - 30-22 сек., состояние депрессии - 66-70 сек. [6] В приведенном исследовании уровня адаптации не рассматривались показатели индивидуальной минуты для групп учащихся с различным уровнем здоровья, в связи, с чем полученные оценки индивидуальной минуты и их корреляции с уровнем адаптации к физическим и психическим нагрузкам в ходе учебного процесса могут применяться к сту-68
дентам из условно здоровой группы и/или находящихся в состоянии депрессии.
Второй методикой, применяемой совместно с оценкой индивидуальной минутой личности, является оценка индивидуального расстояния.
Восприятие пространства обусловлено действием вестибулярного аппарата, а также глазодвигательных мышц человека. Физиологически восприятие пространства человеком обусловлено работой вестибулярной системы, которая «поставляет в мозг информацию о положении тела в пространстве, а также о наличии или отсутствии вращательного движения. Как и улитка, вестибулярный аппарат располагается в костном лабиринте в пирамиде височной кости»[7].
Отечественный психофизиолог Лурия А.Р. так объясняет физиологию процесса восприятия пространства: «В пространственном восприятии принимают участие, как корковые отделы вестибулярного анализатора, так и корковые аппараты кожно-кинестетического анализатора, где правая, ведущая рука занимает доминирующее положение. Включение этих внезрительных компонентов и обеспечивает пространственный анализ зрительной информации - выделение трехмерных пространственных координат, с одной стороны, и асимметричную оценку правой и левой сторон пространства - с другой».[8]
Согласно методике исследования участники должны были показать кистями рук на уровне своей груди отрезки длиной 30, 45 и 60 см. Другой студент должен с помощью сантиметровой ленты или рулетки измерить их личное расстояние и зафиксировать его в протоколе, схожим с протоколом для изучения индивидуальной минуты (табл. 3).
Таблица 3 - Протокол измерения индивидуального пространства
Пол М ■' Ж Возраст
Другие сведения
Номер попытки Нормативное расстоянне{еы) Показанное расстояние (см)
1 30
2 45
3 60
У студентов из условно здоровой группы без психоэмоциональных расстройств, физических нарушений и соматических заболеваний отклонения индивидуального расстояния от нормативно заданного не должны превышать +-5 см во всех трёх попытках.
Для учащихся с тяжелыми психоэмоциональными состояниями и психофизическими нарушениям отклонения индивидуального расстояния от нормативного обычно превышают 5 см.
Опрошенные лица с заболеваниями аутического спектра показали стабильные по группе отклонения в отмеривании отрезков (на 30-50% меньше заданной длины). Причем если временные отрезки они значительно увеличивают по сравнению с нормативными, то пространственные отрезки уменьшают практически в два раза по сравнению с заданными отрезками.
У обследованных студентов с нарушениями зрения отмеренные отрезки имеют тенденцию к уменьшению по сравнению с нормативной длиной (на 20-50%). Причем, показывая кистями рук отрезок в 30 см по их ощущениям, лица с нарушениями зрения отрезок в 60 см не могут показать как увеличенный в два раза.
Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и передвигающихся на инвалидных колясках отклонения составляют 5-7 см. Эта группа студентов имеет определенные сложности с восприятием окружающего пространства и длины определенного расстояния, вследствие ограниченности своих подвижности. При проведении исследования студенты с нарушениями ОДА должны были показать отрезки в горизонтальной плоскости, что для них является более понятным заданием.
Лица с соматическими заболеваниями, в том числе с неврологическими нарушениями, также показывают длину отрезков с ошибками в сторону уменьшения и увеличения от нормативно заданной длины (на 5-10%).
У группы условно здоровых лиц, участвующих в исследовании, отклонения длины отрезков от заданной, как правило, составляют не более 1-3% в сторону уменьшения или увеличения длины.
Далее рассмотрим отклонения в оценке индивидуального пространства у студентов, учащихся в инклюзивных группах (табл.4).
Таблица 4 - Примеры отклонений в оценке индивидуального расстояния у студентов, учащихся в инклюзивных группах
Варианты отклонении Номер попытки I. II. III.
1 32 сы 31 см 25 сы
2 47см 35 см 37 сы
3 63 сы S1 см 51 сы
щие визуальные проективные методики: треугольника Каниша (рис. 1), решетка Геринга, тест с изображением коровы, иллюзия Эдварда Адельсона, эффект Струпа[9] и др.
Методика «Треугольник Каниша» представляет рисунок с иллюзорными линиями. Как отмечает Николаева Е.И.: «Нормальная зрительная кора воспринимает его, несмотря на их отсутствие, на рисунке. Такого рода иллюзии показывают, что кора должна разрешать конфликты между различными функциональными зонами» (рис. 1) [7].
У студентов с возрастающей и убывающей динамикой (вар. I и III соответственно) в оценке индивидуального расстояния наблюдается нормальный уровень здоровья и психического состояния. В первом случае (вар. I) наблюдается небольшое превышение нормативного расстояния; во втором случае (вар. III) - стабильное уменьшение индивидуального расстояния во всех трёх попытках, что показывает сохранную функцию восприятия пространства и отсутствие нарушений в функциях и кровообращении в головном мозге обследуемых.
В другом случае (вар. II) наблюдаются «прыгающие» нестабильные оценки индивидуального расстояния студентами по сравнению с нормативно заданными отрезками расстояния. Представленные отклонения были получены почти у всех лиц с РАС, принявших участие в исследовании. Нестабильные оценки индивидуального расстояния, особенно когда учащийся может примерно правильно показать первые отрезок в 30 см, но далее не может показать отрезок в 60 см как увеличенное в два раза первое расстояние, может означать наличие негативных психоэмоциональных состояний, стрессов, депрессий, психических патологий у индивида. При получении сходных отклонений в оценке индивидуальной минуты у этих студентов, преподаватель должен отметить, что в процессе обучения они требуют к себе большего внимания, в том числе к их психофизическому состоянию, применения здоровье сберегающих технологий преподавания, интенсификации процесса обучения в моменты улучшения физического и психоэмоционального состояния, и снижения нагрузки в стрессовые моменты обучения (при прохождении зачетно-экзаменна-ционных мероприятия, ГИА и т.д.).
Далее отметим, что в рамках учебного процесса, преподавателю может понадобиться оценить разные показатели психофизического состояния студентов и работу их анализаторных систем. Поэтому ниже представлены методики, применение которых направлено на оценку восприятия как психического процесса и общего психофизического состояния студентов, оценку работы анализаторных систем, оценку работы и сохранности функций головного мозга учащегося, оценку психоэмоционального состояния конкретного индивида.
Приведенные далее методики могут применяться для оценки работы определенных анализаторных систем учащихся. Эти скрининг-методики в некоторых случаях должны быть технически опосредованы и применяться при определенных педагогических условиях (согласно теме занятия, при наличии учебного времени).
Для оценки психофизического состояния студентов, обучающихся в инклюзивных группах, и работы их зрительных анализаторных систем, а также изучения работы головного мозга и психоэмоционального состояния в ходе учебного процесса могут применяться следую-
Рисунок 1 - Методика «Треугольник Каниша»
Содержательные аспекты другие методик и практический опыт их применения у студентов, обучающихся в инклюзивных группах, раскрыты в других публикациях авторов и в работах ряда учёных.
Как показывает практический опыт, применение подобных визуальных методик диагностики психофизического состояния и работы зрительной анализаторной системы человека находит живой отклик и активизирует интерес студентов. На основании подобных тестов можно сделать выводы о психоэмоциональных и физических особенностях учащихся. Если несколько участников данного исследования отказываются в нём участвовать, это может означать наличие отрицательных эмоций и негативного психического состояния (стресса, депрессии) у данных студентов. Визуальные проективные методики лучше представлять студентам в форме мультимедийной презентации.
Актуальной методикой по определению психофизического состояния студентов, обучающихся в инклюзивных группах, а также для выявления психологических характеристик личности является исследование теп-пинга кистей рук. Применение данной методики должно быть технически опосредовано применением 1) ручки и листа бумаги; 2) компьютера или ноутбука с мышью и клавиатурой; 3) авторской программой «Способ воздействия на индивидуальной ритм человека посредством экзогенной ритмической стимуляции» [10] и смартфоном на базе Android.
Теппинг или ритм ударов (касаний) пальцами руки экрана, клавиш, листа бумаги является «биологической константой, которая отражает скорость нервных процессов и эндогенные ритмические процесса центральной нервной системы»[10].
Теппинг кистей рук может быть исследован с помощью листа бумаги с нарисованными прямоугольниками, в которые проставляют по команде ведущего точки. При проставлении точек периодически меняются левая и правая рука. После заполнения всех прямоугольников происходит подсчет всех точек и определяется динамика индивидуального темпа. Этот метод изучения теппинга
Mikhalchi Ekaterina Vladimirovna APPLICATION OF SCREENING .
кистей рук положен в основу «Методики экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателями» Е.П. Ильина, в описании которой он приводит рассмотрение результатов исследования теппинга кистей рук у разных участников исследования (табл. 5) [11].
Таблица 5 - Бланк к Е.П. Ильина «Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям»
Теппинг кистей рук, как метод экспресс-диагностики состояния человека, применяется при обследовании спортсменов с ОВЗ и инвалидностью перед участием в играх и в состязаниях. Допускается уменьшение числа прямоугольников до 4 шт. и введение временного ограничения в 40 сек. для проведения данного обследования [12].
Похожие данные дает исследование теппинга кистей рук при работе с компьютерной мышью и клавиатурой. Частота ударов (касаний) по клавишам может способствовать определению психофизического состояния личности, в частности контролю над уровнем усталости, профессионального стресса, присутствию в организме алкоголя и других психоактивных средств, влияющих на сознание человека, адаптационным способностям, возможностям человека бороться с монотонной деятельностью и усталостью (использованы материалы дипломного исследования студента ФБГОУ ВО Московского Государственного Университета Геодезии и Картографии под руководством к.т.н. Гвоздева О.Г.).
Теппинг кистей рук может измеряться с помощью фиксирования ударов пальцем кисти по экрану смартфона на базе Android с установленным ПО, разработанным сотрудниками ФГБОУ ВО «Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого». Эта программа «автоматически вычисляет среднюю, максимальную и минимальную частоту (в Гц); средний, максимальный и минимальный интервал от удара до удара (в секундах); глубину нажатия, процент стабильности ритма. В ходе изучения результатов кистевого теппинга были получены данные в виде общего списка интервалов между касаниями»[10]. Так удалось установить, что при возникновении тревоги ускоряется индивидуальный ритм. У лиц с юношеской миоклонической эпилепсией и схожими психическими нарушениями ритм ускоряется сильнее, чем у здоровых участников исследования.
Методом, используемым в психофизиологии профессиональной деятельности для определения психофизического состояния операторов, является анализ времени речевого ответа. В рамках учебного процесса индивидуальное время ответа студента может быть зафиксировано с помощью аудиозаписывающих устройств. При анализе времени речевого ответа учитывается скорость произвольных ответов студента на вопросы про себя, время воспроизведения заранее заученных ответов, и ответы на вопросы с применением фантазии. Для оценки времени речевого ответа необходимость измерить ряд показателей:
- время до начала ответа (латентное время);
- время до начала первого значащего слова;
- время ответа в целом;
- скорость речи звуков в сек.;
- время пауз между словами и предложениями (длительность и частота встречаемость пауз);
- темп речи (скорость произнесения слов);
- интенсивность (громкость произносимых фраз, слов).
В ходе учебного процесса у преподавателя редко возникает необходимость исследования всех показателей речевого ответа. Однако их измерение можно дать в качестве задания самим студентам и в дальнейшем использовать для определения психофизического состояния и особенностей эмоционального состояния учащихся инклюзивных групп. При этом резкие изменения во времени речевого ответа конкретного студента будут заметны преподавателю, и могут означать нарушения способностей к деятельности, высокое нервно-эмоциональное напряжение» [13], стрессовое состояние, острое нарушение в работе головного мозга учащегося.
Время речевого ответа является одним из индикаторов психофизического состояния студентов, обучающихся в инклюзивных группах.
Простым и эффективным методом самодиагностики, как для преподавателя, так и для студентов, обучающихся в инклюзивных группах, может быть пальценосовая проба, применяемая в неврологии. Эта скрининг-методика позволяет выявить нарушения в работе головного мозга: рассеянный склероз, мозжечковые патологии, нарушения в работе вестибулярного аппарата, опухоли в определенных отделах головного мозга и другие заболевания, также этот тест помогает определить содержание алкоголя и психоактивных веществ в организме человека (рис. 2).
Рисунок 2 - Пример проведения пальценосовой пробы
Пальценосовую пробу выполняют как с закрытыми, так и с открытыми глазами, правой и левой рукой касаясь кончика носа. Если обследуемое лицо не может коснуться пальцем кончика носа, то результаты паль-ценосовой пробы являются неудовлетворительными. Также учитываются тремор, возникающий в кистях рук при приближении к кончику носа, неуверенность в движениях, снижение скорости, промахи правой и/или левой рукой. Ошибочное или неуверенное выполнение пальценосовой пробы может означать наличие неврологических расстройств у учащихся инклюзивных групп, о которых они могут не знать. Это один из скрининг-методов самодиагностики, которому можно обучить студентов в рамках спортивно-физкультурного и психолого-педагогического блоков учебных дисциплин.
Если преподаватель захочет расширить программу обследования уровня психоэмоционального состояния учащихся или ему позволяют это сделать учебные часы и содержание преподаваемой дисциплины, то можно порекомендовать использование других психологических и психофизических методик. Например, российскими и зарубежными учёными разработаны и апробированы следующие методы оценки здоровья студентов: «Лицо здорового человека», «Незаконченные предложения на тему отношения к здоровью», скрининг-методика оценки уровня мотивации здоровье сберегающей деятельности и др.[14], а также тест Айзенка на определение уровней экстраверсии-интроверсии и нейротизма, тест Тейлора со шкалой оценки проявления тревоги, тест
«Самочувствие. Активность. Настроение» и другие.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Приведенные методики позволяют провести скрининг психофизического и эмоционального состояния студентов, обучающихся в инклюзивных группах. Эти экспресс-методики простые в изучении и применении, не отнимают много времени от учебного процесса, могут применяться в ходе занятий и реализовываться студентами самостоятельно под руководством преподавателя. Методики на определение общего физического состояния, оценку восприятия и работы анализаторных систем организма, оценку работы головного мозга и центральной нервной системы студентов, а также их психоэмоционального состояния позволяют преподавателю, сотрудникам центров инклюзивного образования, психологам и другим специалистам провести обследование студентов в различных формах (ролевой игры, психологического тестирования, проб, практических заданий) и выделить учащихся с низкими показателями физического, психического и эмоционального здоровья. Такие студенты могут быть отнесены преподавателем и другими специалистами к «группе риска». Для них могут применяться особые условия обучения, здоровьесберегающие технологии преподавания, специальные методы и подходы к обучению, снижение нагрузки в моменты повышенной усталости и стресса, психологическая поддержка при депрессивных состояниях, консультации для решения трудностей в обучении, увеличенное время взаимодействия с преподавателем во время учебного процесса и т.п.
Данные методики прошли апробацию в образовательном процессе в инклюзивных группах учащихся. Это один из практических инструментов, позволяющий авторам, эффективно взаимодействовать со студентами с разным уровнем здоровья и выстраивать учебный процесс, основываясь на технологиях инклюзивного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N323-ФЗ. Ст. 13
2. Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования. М.: гуманит. изд. центр Владос. 2000. 230 с.
3. Михальчи Е.В. Изучение восприятия психологического времени как фактора социальной адаптации лиц с ОВЗ. //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2017. №3. С. 88-93
4. Свищева И.А., Олемпиева Е.В., Ходарев Н.В. Индивидуальная минута как скрининг-метод в оценке реабилитации лиц опасных профессий. // Здоровье и образование в XXI веке. Серия: медицина. 2012. т. 14. С. 44-46
5. Михальчи Е.В. Особенности невербального восприятия студентами лиц с ОВЗ и инвалидностью. //Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. М.: РУДН, 2017. С. 380-387
6. Иванова Н.Л. Индивидуальная минута как показатель уровня адаптации студенческой молодежи к антропогенным факторам среды. // Наука и бизнес: пути развития. Раздел: педагогические науки. 2015. №10. С. 104-106
7. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: ПЕРСЭ. 2008. 192 с.
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Academia. 2004. 236 с.
9. Голубева Е.Б., Пономарёва К.С., Жуков В.Л. Методы построения оптических иллюзий как формообразующий элемент ювелирных изделий. // Технология художественной обработки материалов Сборник трудов XVIII Всероссийской научно-практической конференции и смотра-конкурса творческих работ студентов, аспирантов и преподавателей по направлению. Костромской государственный технологический университет; Под редакцией С.И. Галанина. 2015 Издательство: Костромской государственный технологический университет (Кострома). С. 273-2 77
10. Народова Е.А., ШнайдерН.А. и др. Влияние тревоги на параметры кистевого теппинга и индивидуальную минуту у здоровых взрослых и пациентов с юношеской миоклонической эпилепсией. / Народова Е.А., Шнайдер Н.А., Народова В.В., Ерахтин Е.Е., Шилкина О.С., Москалева П.П. // Психосоматические и интегративные исследования. 2018. Вып. 4. С. 1-7
11. Райгородский Д.Я. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина (Теппинг-тест) / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2001. С.528-530.
12. Дубровский В.И., Дубровская А.В. Физическая реабилитация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья: учебник для
высш. и сред. учеб. заведений по физич. культуре. М.: Издательство «БИНОМ», 2010. 347 с.
13. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: ученик для студ. учреждений высш. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 37 с.
14. Яковлева Н.В., Яковлев В.В. Методики психологического исследования здоровьесберегающей деятельности субъекта. // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. Вып. 2. С. 89-95